У россиян, пресытившихся страшненькими и травмоопасными «автопогремушками» из КНР, словосочетание «премиальный китаец» вызывает разве что пренебрежительный смех. Но «поднебесным» автопроизводителям до этого дела нет. Взять, к примеру, компанию Chery и ее «люксовый» суббренд Exeed. Не успела его модель TXL толком освоиться в России, как ее уже обновили. А что изменилось и, главное, приблизили ли «новации» тщеславный кроссовер к вожделенному премиум-сегменту, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Ворваться в премиум-класс, бросив перчатку маститым игрокам, выстраивавшим свою репутацию десятилетиями — очень смелый шаг. А потому ничуть не удивительно, что поступивший прошлой осенью к российским дилерам Exeed TXL подвергся серьезнейшему экзамену: эксперты «крутили» его и так и сяк, цепляясь к малейшим, казалось бы, совсем незначительным промахам. А как иначе: заявочка ведь — серьезная.
Помню, сколько критики вызвало одно только название модели: длинное, сложное, практически нечитаемое и непроизносимое CheryExeed TXL. Приставка «Чери», очевидно, «присобачилась» для повышения узнаваемости материнского бренда. Уж не знаю, почему от нее в итоги открестились, но теперь премиальный кроссовер из КНР называется просто — ну, относительно — Exeed TXL. Одну ошибку устранили, а что с другими?
Внешний вид амбициозного «китайца» особых нареканий не вызывал изначально, а потому его в ходе рестайлинга перекраивать и не стали. Так, освежили радиаторную решетку, бамперы, дизайн «катков». Интересно, что подросла и длина кузова — правда, на «копеечные» 5 мм. Вообще, как по мне, так выглядит Exeed TXL эффектно, хотя случайные зеваки шею на него не сворачивают — в потоке этот SUV теряется, что даже странно.
Но если бы они проникли в салон машины, то их взгляд стопроцентно зацепился за объединенные 12-дюймовые экраны панели приборов и мультимедийной системы. Удачное решение: стильно, строго, несколько футуристично. Хотя, знаете, не очень практично: тачскрин правого монитора — того, что относится к информационно-развлекательному комплексу — жадно собирает отпечатки пальчиков и пылинки. Замучаетесь прибираться!
Аналогично с экраном климатической системы — третьим, расположенным под мультимедийкой. Он еще и не очень удобен: за «крутилки», регулирующие температуру, конечно, спасибо. Как и за кнопку активации обогрева руля, прописавшуюся на самой «баранке».
Но целиться в крошечные сенсорные клавиши обдува ветрового стекла или вентиляции кресел на ходу — сомнительное удовольствие.
Опускаем взгляд ниже: новый миниатюрный селектор трансмиссии. Признаться, поначалу я сомневалась в сподручности этой крохотной «пипки», но на деле все оказалось просто, да и привыкаешь быстро. А вот к чему привыкнуть сложно, так это к планшету мультимедийного комплекса — тачпаду между подстаканниками и беспроводной зарядкой смартфона. Так и не поняла, как он работает, но это и не важно, ведь можно обойтись без него.
Преображение интерьера — главное изменение, которое претерпел Exeed TXL в ходе своего первого рестайлинга. И оно однозначно пошло на пользу: стало приятнее хотя бы глазу, хотя ладони — нет. Материалы отделки, неспособные похвастать высоким качеством, отдают той самой пресловутой китайщиной (читай — дешевизной). Что для премиального кроссовера, коим и нарекается наш герой, непозволительно.
Но если интерьер и подкачал, то оснащение — на уровне. Тут вам и эргономичные кресла (в самом деле — комфортабельные) с усиленной боковой поддержкой и поясничным упором; и панорамная крыша, визуально увеличивающая пространство; и полный зимний пакет (в том числе обогрев заднего дивана, которого так не хватало предшественнику).
Нашлось место и для продвинутой системы очистки воздуха (фильтр CN95 в тандеме с ионизатором). Хотя и не могу по итогам теста сказать, что польза от него ощутима — скорее, просто маркетинг.
Про остальные электронные ассистенты (круиз-контроль, мониторинг рядности движения, систему считывания дорожных знаков и предупреждения всевозможных столкновений и много чего еще) с вашего позволения скажу кратко: есть, работают. Куда важнее, на мой взгляд, предупредить о том, что сигнализаторами всех этих умных и «безопасных» систем Exeed TXL вполне может довести водителя и пассажиров до нервного тика. Приведу пару примеров.
Если компьютер распознает тот или иной знак ограничения скорости и «удерживает» его на приборной панели, то даже при малейшем — на 2—3 км/ч — превышении водитель получает тройной звуковой сигнал. Заботится о кошельке, понимаете ли. Но беда в том, что даже при отключении этой функции (в настройках мультимейдики) предупреждения продолжают поступать. Очень нервирует!
А как вам понравится история с сигнализацией, включающейся, когда при запущенном двигателе ключ «выходит» из машины? Представьте: дачный поселок, глубокая тихая ночь. Вы выбираетесь из-за руля, чтобы открыть ворота, не доставая при этом брелок из кармана, и вдруг на всю округу раздается тройной — опять же — сигнал клаксона. Хочется провалиться от стыда. Вместе с машиной, чтобы она наконец замолчала. И ведь эту функцию тоже не отключить.
Ладно, будем надеяться, что в дальнейшем инженеры из Chery-Exeed исправят и эти огрехи. Пока же перейдем к ходовым характеристикам премиального «китайца», хотя говорить тут особо не о чем, ведь по части техники все осталось по-прежнему. Под капотом все так же обитает 1,6-литровый турбомотор с отдачей в 186 «лошадок», которому аккомпанирует семиступенчатый «робот» небезызвестного производителя GetRag.
С места кроссовер стартует оптимистично, хотя поверить в то, что первую сотню он набирает за 9,8 секунды, как уверяет производитель, трудно. Не стоит, кстати, верить и заявленному расходу топлива: ни о каких 10 л в городском цикле речи нет — не меньше 15! И ладно бы бензин сжигался во имя ярких драйверских ощущений. Но и тут мимо: весь задор и потенциал бодрого в общем-то движка душится нервозностью коробки.
Странно настроенный «робот» (а дело, вероятно, именно в настройках) непременно взбрыкнет на старте и запинает при «рваной» езде в пробках. Порой будет ошибаться в выборе передач, всегда — подтормаживать во время динамичного набора скорости. Меня выручал режим «Эко» — большую часть тест-драйва каталась именно в нем. Почему? Из двух зол меньшее: лучше уж неторопливость, чем лихорадочность.
Зато порадовало рулевое управление — довольно точное, информативное, с неплохой обратной связью. Да и сама «баранка» в меру тяжелая, работать ей приятно. Вторая твердая пятерка улетает за ходовую: энергоемкая подвеска демонстрирует высокую плавность и готовность бороться с любыми дорожными неровностями. Никаких раскачек или пугающих кренов. Да и в остальном все более-менее: шумоизоляция — приемлемая, обзорность — хорошая.
Другой вопрос, что «более-менее» — недостаточная оценка для автомобиля, взявшего прицел на премиум-сегмент. Exeed TXL в теории может потягаться с такими представителями класса среднеразмерных SUV, как Hyundai Santa Fe или Kia Sorento, но не более. Да что говорить, если он, на мой взгляд, проигрывает даже своему «массовому» и весьма популярному в России родственнику Chery Tiggo 7 Pro. Особенно учитывая, что тот на целый миллион «деревянных» дешевле.
А просят дилеры Chery-Exeed за обновленный TXL, ни много ни мало, от 2 509 900 «деревянных». Да, с обновлением у кроссовера «подтянулся» не только интерьер, но и ценник — к нему «прилипло» сразу 400 000 «рубликов». Что ж, кого-то (учитывая, что предыдущий TXL нашел у нас более 2500 покупателей) не остановит и этот печальный факт.
Если раньше, помните, было: «да, Китай, зато иномарка», то теперь, очевидно: «да, Китай, зато премиал». Хотя до этого «премиума» нашему герою еще как до Китая пешком.
Когда компания Chery примерно год назад вывела на наш рынок среднеразмерный Cheryexeed TXL, казалось, что вот он — окончательно оформленный корпоративный стиль.
Однако за считанные месяцы китайцы не только пересмотрели и дизайн, и оснащение модели для российского рынка, но и переформатировали всю маркетинговую концепцию.
Самые передовые автомобили головной компании Chery Automobile Co. отныне будут продаваться как на домашнем рынке, так и у нас под брендом Exeed, который заявлен как премиальный на манер Infiniti относительно Nissan, и Genesis относительно головной компании Hyundai-Kia.
К радости наших покупателей дело не ограничилось ребрендингом. Китайский «среднерамзерник» (габариты машины составляют 4780х1885х1730 мм при «недетской» колесной базе 2800 мм) прибыл к нам с обновленным экстерьером и интерьером и удачно подкорректированным набором опций. «РГ» протестировала SUV топовой комплектации Flagship, чтобы опробовать весь комплекс нововведений.
Стал ли автомобиль после редизайна выглядеть лучше, вопрос риторический — ведь сколько людей, столько и мнений. Однако очевидно, что в экстерьере стало меньше заимствований.
Скажем, прежняя радиаторная решетка, до боли напоминавшая «веретено» гриля автомобилей Lexus, заменена на вполне оригинальный фасад с мощными горизонтальными поперечинами фальшрадиаторной решетки, а под линией капота между светодиодных адаптивных фар теперь красуется надпись EXEED, которая подсвечивается диодами при разблокировании замков или приближении к машине с ключом-транспондером. С последнего, кстати, можно дистанционно заводить безальтернативный 1,6-литровый 186-сильный бензиновый турбомотор.
Декларируемая маркой премиальность проявляется в ряде мелочей, таких как метки системы бесключевого доступа в ручках передних дверей, пятая дверь, которая откроется, если постоять у «кормы» пару секунд с ключом-транспондером, и уже упомянутая умная оптика.
В интерьере тоже случилась показательная перестановка. Прежде всего «приборка» и центральный тачскрин не только прибавили в диагонали (теперь — по 12,3 дюйма), но и слились в единый блок на манер новинок Mercedes-Benz и Kia.
Во-вторых, компоновщики заменили селектор трансмиссии, будто срисованный с моделей Volvo, на куда более оригинальный и компактный джойстик, а режим Sport отныне включается не отдельной кнопкой за селектором, а клавишей, затерявшейся в группе похожих на нее собратьев под блоком двухзонного климат-контроля. Стало ли красивее и удобнее?
На мой взгляд, нет. Прежняя компоновка, подсмотренная у премиальных одноклассников, была эргономичней. Скажем, ту же клавишу выбора режимов движения на ощупь быстро не найдешь.
А вот с блоком климата все вышло удачнее — после появления крупной сенсорной пиктограммы с человечком задавать режим обдува стало сподручнее.
Кресла в ходе рестайлинга решили не перепрофилировать, поскольку здесь все изначально вышло удачно. Длинная подушка, мощная поддержка, электрорегулировки как у водительского, так и у переднего пассажирского кресла — все это сплошные эргономические плюсы.
Однако, увы, есть и минусы. С одной стороны, китайцы серьезно расширили список «подогревов» (в дополнение к передним креслам, заднему стеклу и зеркалам стали подогреваться руль, диван и лобовое стекло), но с другой, и спереди, и сзади по заказу теплой может стать только подушка. Спинка в мороз останется ужасающе холодной, и это серьезный прокол в стратегии позиционирования модели как премиальной.
В остальном в салоне Exeed TXL относительно Cheryexeed TXL практически не изменился. Здесь по-прежнему просторный задний ряд, где спинку дивана можно отрегулировать по наклону в небольшом диапазоне, собственные дефлекторы вентиляции, откидной подлокотник и пара USB-разъемов в добавление к еще одной паре, спрятанной в переднем центральном подлокотнике. Сидеть на любом из кресел удобно, этого у «китайца» не отнять.
Мы протестировали Exeed TXL вскоре после возвращения с теста соплатформенного флагманского кроссвера VX, который прошел в Чечне.
Шасси этих моделей настраивала команда бывшего главного инженера Jaguar Land Rover, ныне — директора по R&D (исследованиям и разработкам) бренда Exeed Петера Малкина. Однако на фоне флагмана стала понятней драйверская идеология его младшего брата.
В двух словах, ходовая VX настроена в большей степени на комфорт. Флагманский кроссовер лучше отрабатывает неровности разного калибра, но если не сбросить скорость перед «лежачим», помчать по разбитой пересеченке или асфальтовым ямам, легко поймать пробой подвески, особенно если салон заполнен пассажирами.
TXL — другой. Его подвеска почти столь же тщательно отфильтровывает крупный дорожный брак, но пасует перед мелочевкой — небольшими ямками и стыками. Впрочем, до дискомфорта не доходит, при этом ходовая XL демонстрирует больший запас по энергоемкости. Замкнуть амортизаторы на ограничители здесь куда сложнее.
Что же касается 186 л. , которые выжали из 1,6-литрового турбодвижка (он может потреблять бензин АИ-92), это по современным меркам немало, и вся эта «конюшня» энергичная. Чтобы турбомоторчик не задыхался на «низах», ему в пару придали 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. Эта парочка позволяет ехать достаточно динамично, когда задан режим Sport и не отставать от потока не только в режиме Normal, но даже в Eco.
Впрочем, на старте электроника излишне опекает коробку, поэтому при резком нажатии на газ возникает заминка. Однако в целом Exeed TXL вышел шустрым, а преселектив — деликатным, не допускающим трансмиссионных рывков даже в пробках. Хороши и тормоза, в равной мере цепкие и информативные.
Что касается внедорожных способностей, они не хуже и не лучше, чем у большинства современных «паркетников», где полный привод реализуется посредством электромагнитной муфты, подключающей задние колеса. Поскольку никаких внедорожных предустановок не предусмотрено, остается надеяться на грамотную работу привода и имитацию межколесных блокировок. Надо сказать, что этого подспорья вполне хватило, чтобы без проблем вылезать из нечищеных от снега дворов и даже съезжать на зимние загородные грунтовки.
В то же время «китаец» неплохо держит трассу, четко, без запаздываний реагирует на управляющие действия рулем и не демонстрирует пугающих кренов в крутых виражах. Разумеется, такие ассистенты, как система автоматического переключения дальнего света на ближний, адаптивный круиз, система контроля рядности и слепых зон всегда начеку, а на тачскрин при перестроениях на малых скоростях выводится крупная картинка ситуации на флангах.
Рестайлинговый TXL вернулся на наш рынок во всеоружии и с ценником 2 699 900 рублей за начальную комплектацию. В нее, к слову, входят два объединенных экрана диагональю 12,3 дюйма, новый сенсорный блок управления климат-контролем, шесть подушек безопасности, кресла, обшитые экокожей, электропривод передних сидений, двухзонный климат, подогрев всех сидений, руля и лобового стекла, кнопка запуска двигателя, сервопривод пятой двери, светодиодные фары, камеры кругового обзора, парктроник «по кругу», датчики света и дождя, круиз-контроль, 18-дюймовые колеса и комплекс электронных ассистентов.
В «топе» добавляются панорамная крыша, вентиляция передних сидений, адаптивный круиз, системы удержания в полосе и распознавания дорожных знаков, аудиосистема Sony, 19-дюймовые колеса и многое другое.