E-CARS.TECH

Aion, Hozon, Leap Motor, Li Auto, Lync & Co., Nio, Wey, WM, Wuling, Xpeng, Zeekr – это далеко не полный, но, пожалуй, самый влиятельный список китайских нео-брендов, которые продают сейчас по 150 000 электрокаров в квартал. Это составляет около 7% глобальных продаж всех легковых EV и означает 10-кратный рост с начала 2020 года. Абсолютный же лидер в этом списке – компания BYD. Если за весь II квартал 2022-го корпорация из Шэньчжэня продала 354 000 своих «электричек», то по итогам одного августа китайский «строитель наших снов» (Build Your Dreams) отчитался о том, что достиг планки продаж в 175 000 электрокаров в месяц! И это уже не сон, а реальность, констатирует в авторской колонке на нашем сайте автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии Андрей ДОРОФЕЕВ.

Чего уже добились китайские автокомпании?

В самой Поднебесной автопроизводители устроили настоящее соцсоревнование под олимпийским девизом: «Быстрее» – скорость зарядки EV, «Выше» (дольше) – срок службы батарейки, «Сильнее» (длиннее) – пробег на одной зарядке.

Так, южнокитайская корпорация GAC Motor, которая вывела свои электрокары в отдельный суббренд Aion, заявила о создании суперэффективной графеновой батареи. Установленная на кроссовер Aion V, она позволяет заряжать EV всего за 5 минут до 80% и пробегать до 1 000 км на одной зарядке. При этом инженеры GAC Motor утверждают, что такие показатели никак не сказываются на надёжности аккумулятора, и он должен обеспечить до 1 млн км пробега, правда, при комнатной температуре.

Другим курсом идёт китайский электрический стартап Nio. Он перешагнул рубеж уже в 1 100 станций по замене батарей. Причём взрывной рост в 5 раз — с 200 до 1000 станций — произошел в течение всего 15 месяцев после того, как компания представила зарядную станцию нового поколения. И каждый день (!) появляются ещё по 2 новых станций. Стратеги Nio верят в бизнес-модель по продаже услуги по смене батареи, чтобы владельцы EV вообще не тратили время на ожидание зарядки. Владельцы «электричек» Nio оценили такой сервис — каждые 2,8 секунды станцию по замене покидает электрокар с полностью заряженной батарейкой.

А тем временем общее количество электрозарядных станций всех типов в Китае перевалило уже за 4 млн (!) штук. Только за 8 месяцев 2022 года их прибавилось в Поднебесной почти на 1,7 млн, что составило 300% (!) роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом общественные (государственные) ЭЗС составили примерно 25%. Остальные 75% — это частные электросетки.

***

Напомню, что никто из вышеперечисленных уважаемых китайских брендов в России так до сих пор официально и не представлен. Те штучные варианты электрокаров, что можно найти на классифайдах, завозят сюда либо «серые» дилеры, либо частники. В то время как новые электробренды ежемесячно ставят рекорд за рекордом, мы в России, по большому счёту, остаёмся terra incognita для агрессивных и не очень китайских производителей EV.

5 причин, почему лидеры рынка электромобилей не приходят в РФ

Отчего же тянут с выводом своих EV на российский рынок большинство китайских автопроизводителей? И на это у меня есть следующие аргументы для вас.

Во-первых, рынок электрокаров растёт такими бешеными темпами в Поднебесной, что автопроизводители банально не успевают собирать машины для своего домашнего рынка. При этом, электростартапов, коопераций автопроизводителей и IT-компаний, а также новых суббрендов становится всё больше. К тому же по-прежнему на цепочку поставок комплектующих на конвейеры давит нехватка полупроводников и аккумуляторов, и дефицит машин сохраняется.

Во-вторых, в приоритете у китайских автобрендов, помимо домашнего рынка, всё-таки более понятные и богатые страны Северной Америки и «старушки» Европы. Против этих двух мегарынков, согласитесь, потенциальный объём продаж «электричек» в России выглядит весьма скромно. Вот вам несколько цифр для сравнения.

В-третьих, и те китайские бренды, которые уже присутствуют на нашем рынке, и те, которые только планировали выйти сюда до 2022 года, банально боятся, что против них введут вторичные санкции западные страны. А страх потерять поставщиков типа Bosch, Siemens, ZF, Aisin и пр. будет означать для брендов Поднебесной такую же индустриальную и социальную кому, в которую сейчас впадает с завидной регулярностью АвтоВАЗ. Поэтому они, китайские автопроизводители, бояться лишний раз пошевелиться, дать инфоповод, связанный с Россией, и попасть в международные новости. А история с Chery, который было заикнулся о сборке своих кроссоверов в Ульяновске, да так и не женился на УАЗе, лишний раз подчёркивает этот постулат.

В-четвертых, сети зарядных станций в России по-прежнему невероятно далеки до насыщения рынка. Один из показателей – это повсеместное наличие (в нашем случае – это их отсутствие) ЭЗС в публичных местах, как-то: на парковках при супермаркетах, стадионах, жилых комплексах, вокзалах и аэропортах. К слову, по инсайдерским данным, у главных воздушных ворот нашей Родины — аэропорта Шереметьево – ЭЗС нет и не планируются. Не до ESG-повестки сейчас аэропорту, как и многим российским корпорациям. Все инвест-программы московской воздушной гавани приостановлены до лучших времён. А «озеленение» наземного транспорта ещё, по-видимому, долго не будет в приоритете международного аэропорта им А.С. Пушкина.

И в-пятых, это проблема зимы, которую у нас никто не отменял. Для тех китайских менеджеров, которые никогда не были в России, наш климат представляется экстремальным, сибирским. Для них странно, что основной рынок электрокаров в нашей стране – это вовсе не Дальневосточный федеральный округ с его засильем бэушных «Ниссанов Лиф», а Москва и область, Краснодарский край, Крым и Поволжье. И температура в перечисленных регионах не сильно отличается от той же Норвегии, где уровень проникновения электрокаров самый высокий в мире на сегодняшний день. Около 84% проданных новых машин в этой скандинавской стране приходится на EV.

Вся надежда на компартию?

Из хороших новостей: по непроверенным данным, возрождающийся из пепла ветеран китайского автопрома Lifan, теперь уже под брендом Livan, активно ведёт сейчас переговоры с крупной российской НЕавтомобильной корпорацией о выходе на наш рынок. И, вполне, возможно, в 2023 году мы таки увидим на российских улицах симпатичные электрокроссоверы Livan 7 и Livan 9. Но это не точно.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Ранее в этом блоге

Китайские автомобильные бренды всё чаще привлекают внимание европейских и американских покупателей. В этом году, по прогнозам аналитиков, Китай благодаря росту производства электромобилей может стать крупнейшим экспортёром машин в мире, обогнав Японию. Такая перспектива не устраивает США.

Отраслевые аналитики в КНР ожидают, что в 2030 году страна экспортирует 5,5 млн автомобилей, примерно половину из них составят электромобили. В 2022-м Китай уже вывез за границу больше машин, чем Германия, экспорт которой в последние годы упал.

По данным South China Morning Post, пока мировым лидером по объёму экспорта машин является Япония, которая за первые 11 месяцев 2022 года поставила 3,2 млн авто. Китай в прошлом году экспортировал 3,1 млн автомобилей (на 54,4 процента больше, чем годом ранее). Эксперты предсказывают, что экспорт Японии в 2023 году останется на прежнем уровне, в то время как темпы производства электрокаров в Китае ускорятся.

Китайские бренды сейчас лидируют на рынке Ближнего Востока и Латинской Америки.

В Европе в основном продаются электрические модели Tesla китайского производства, купленные КНР европейские бренды (такие как Volvo и MG), а также формально европейские модели Dacia Spring или BMW iX3, которые производятся исключительно в Китае.

Одновременно с этим растёт число машин, выпускаемых китайскими фирмами, такими как Geely, Xpeng, Li Auto и NIO. Их рыночная доля в 2022 году в Китае выросла на 17 процентов, доля некитайских автопроизводителей упала на 11 процентов. Одна лишь поддерживаемая Уорреном Баффетом компания BYD в прошлом году реализовала в КНР почти 1,8 млн аккумуляторных электромобилей и гибридов, превзойдя продажи Tesla по всему миру, объём которых составил 1,3 млн.

«То, что происходит в Китае, не останется в Китае, – отмечает генеральный директор консалтинговой фирмы Automobility Билл Руссо. – Если у вас есть такая цепочка поставок, такая позиция на шахматной доске, то почему бы вам не вывести её на международный уровень?»

Западные конкуренты внимательно следят за происходящим и констатируют, что в результате роботизации производства и повышения качества китайские производители автомобилей значительно повысили их безопасность и вышли на уровень европейских стандартов по выбросам CO2.

По данным Евростата, переломным для автомобилей китайского производства стал 2021 год, когда их экспорт в Евросоюз вырос на 156 процентов – до 435 тыс. штук. Неудивительно, что в Европе заговорили о необходимости защитить рынок и частично закрыть свои границы для китайских конкурентов. Для ЕС, который в 2035 году намерен отказаться от двигателей внутреннего сгорания, это может стать серьёзной политической проблемой.

За неограниченную возможность торговли китайскими электромобилями критикуют и администрацию Джо Байдена.

Как отмечают эксперты, благодаря тому, что производители электромобилей смогут размещать производство в Китае, потребители в Соединённых Штатах, с одной стороны, получат более дешёвые машины, но с другой – заплатят в долгосрочной перспективе, когда КНР монополизирует цепочку поставок. В то же время в США продажи собранных в Поднебесной электромобилей будут не слишком велики, поскольку покупатели не получат предусмотренную законом для автомобилей местной сборки федеральную льготу в размере 7,5 тыс. долларов.

Даже если Китай не станет доминировать на рынке автомобилей в Америке, он будет играть значительную роль из-за контроля большей части глобальной цепочки поставок аккумуляторов для электромобилей, включая сырьё, переработку, производство элементов и многое другое.

Самым узким местом в цепочке поставок электромобилей является производство аккумуляторов.

По данным Bloomberg, в 2022 году КНР контролировала около 75 процентов всех мощностей по изготовлению аккумуляторных элементов и 90 процентов производства аккумуляторных анодов и электролитов. Республиканцы уже предупредили Белый дом, что Пекин в любой момент может прекратить поставки автомобильных батарей, чтобы оказать давление на Вашингтон.

Не исключено, что в администрации Байдена серьёзно отнеслись к такого рода угрозе. Не так давно Госдеп США объявил о намерении построить цепочку поставок аккумуляторов для электромобилей из Конго и Замбии. Цель состоит в том, чтобы превратить эти страны из мест добычи полезных ископаемых в места переработки, производства и сборки аккумуляторов.

Конго и Замбия – основные мировые источники ключевых компонентов для изготовления литийионных аккумуляторов – кобальта и меди. Эти полезные ископаемые чаще всего экспортируются в Китай, где они перерабатываются и используются для выпуска батарей. Американская помощь Конго и Замбии в расширении их собственного производства аккумуляторов явно направлена на снижение уровня доминирования КНР на этом рынке и зависимости Соединённых Штатов от её поставок.

Выпуск батарей в Америке составляет лишь 7 процентов от мирового объёма производства, но администрация Байдена хочет, чтобы к 2030 году половина продаж новых автомобилей в США приходилась на электромобили. Предсказываемая аналитиками нехватка полезных ископаемых, в том числе меди, также может замедлить переход Штатов на электромобили и другие низкоуглеродные технологии.

Это привело к необходимости максимально финансировать горнодобывающие проекты за рубежом.

Кроме того, Соединённые Штаты стимулируют переезд на свою территорию специализирующихся на выпуске литийионных аккумуляторов европейских компаний, таких как бельгийская Umicore и шведская Northvolt. Закон Байдена о снижении инфляции (Inflation Reduction Act) предусматривает для локализации цепочек поставок батарей в США специальные налоговые льготы и другие субсидии, а Евросоюз пока не предложил своим производителям ничего подобного.

Про Chery:  Автомобили БИД

Между тем, как сообщила недавно The Wall Street Journal, американская корпорация Ford намерена продать один из своих заводов в Германии крупнейшей китайской компании по производству автомобилей – BYD. В 2022 году BYD опередила Tesla по продажам и уже реализует электромобили и автобусы в Европе. Покупка завода Ford в Германии, по словам корреспондентов газеты, «даст BYD базу для дальнейшего расширения на континенте».

Что подарить любимым? Топ идей в Каталоге Onlíner!

Еще недавно фразой «пригнал себе машину из Китая» можно было начинать анекдот. Да и заканчивать тоже. Белорусы возили автомобили из Европы, США, Канады, ОАЭ, России и даже Южной Кореи. Но не из Китая. Да и не было смысла что-то везти из Поднебесной. Далеко и дорого. Интересными моделями, недоступными в других регионах, Китай тоже не радовал. Все изменилось в этом году. После того как правила ввоза электромобилей стали гуманнее, сотни, если не тысячи, белорусов начали присматриваться к EV. А мировым лидером по объемам выпуска и продаж электрокаров как раз таки является Китай. Уже сегодня по Беларуси катается с десяток машин без ДВС, привезенных в страну из КНР. Кажется, пора изучать китайские EV-модели. Открывайте блокноты — мы подобрали семерку наиболее интересных, на наш взгляд. Их можно везти в Беларусь уже сегодня — варианты полностью серийные.

BAIC EX и EC Series

BAIC — один из старейших производителей автомобилей в Китае, с более чем полувековой историей. Концерн занимает пятое место в мире по количеству выпускаемых машин. И это при том, что он практически не поставляет свою продукцию в ЕС и США. С 2015 года автогигант активно развивает направление электромобилей и даже создал для этого отдельный суббренд — BAIC BJEV. Наиболее интересными для белорусов моделями данного подразделения являются EX и EC. Это большие семейства с разными модификациями электрокаров.

Одним из наиболее доступных электрокаров BAIC является модель EX. В местных салонах за нее просят от 12 до 15 тысяч долларов по курсу. Машина вышла на рынок в 2017-м, поэтому можно смотреть даже подержанные экземпляры — их на рынке предостаточно, т. к. только в 2019 году китайцы купили 12,5 тысячи таких авто. В движение EX приводит один мотор, расположенный на передней оси. Его мощность составляет 108 л. с. Крутящий момент — 230 Н·м. На одном заряде крохотный паркетник проезжает около 300 км.

Еще более доступным является семейство EC. Официально модель продается только в Китае, но даже одного рынка хватило, чтобы в 2017-м она на время стала самым популярным электромобилем в мире. У дилеров городской хечтбэк в максимальном исполнении (EC3) стоит от 8300 до 9200 долларов в эквиваленте. При этом машина оснащается достаточно крупной батареей на 45 кВт·ч. Этого хватит на 270—300 реальных километров. Если собираетесь кататься только по городу, можно взять базовую EC180 с запасом хода в 150 км. Такой автомобиль стоит в Китае до 7 тысяч долларов по курсу. В десятку можно уложиться с доставкой до подъезда в Серебрянке.

BYD Qin Pro

У BYD тоже хватает компактных электромобилей за 10—15 тысяч долларов в эквиваленте (например, E1). Но в данную подборку мы решили включить чуть более дорогой, но не менее интересный электрокар — седан Qin второго поколения, или, как его называют в Китае, Qin Pro. Машина доступна клиентам как с ДВС, так и в гибридном варианте, а также в полностью электрическом. Таким подходом Qin напоминает философию Hyundai Ioniq.

Автомобиль отличается приятной внешностью. За экстерьер отвечал Вольфганг Эггер, поработавший в свое время в Audi, Lamborghini, Seat и Alfa Romeo. Недурственна и техническая начинка. Базовый вариант с 1,5-литровым турбомотором нас не интересует, равно как и гибридная версия. А вот EV-исполнение внимания заслуживает. У машины есть несколько тяговых батарей на выбор — емкостью от 53 до 70 кВт·ч. Запас хода варьируется от 400 до 500 км.

На передней оси расположен синхронный электродвигатель, развивающий 163 л. с. Разгон до сотни — 8,9 секунды. Для электрокара это не самый выдающийся показатель, но среди новых машин стоимостью до 25—30 тысяч долларов более динамичных авто не так уж много. В Китае за Qin просят 25 тысяч долларов по курсу. Значит, в Беларуси машина будет стоить под 30 тысяч. За новый электрический седан D-класса это приемлемая сумма. Например, столько стоят самые доступные Tesla Model 3 после восстановления и пригона из США.

JAC iEV7S

А это один из немногих китайских электромобилей, официально продающихся на территории ТС, — уже около месяца российские дилеры JAC торгуют моделью iEV7S. Поставляется автомобиль только в топовой комплектации и стоит 2,3 миллиона рублей (29,5 тысячи долларов). За такие достаточно большие деньги мы получаем две подушки безопасности, ABS, ESC, подогрев передних сидений, мультируль с «кожаной» отделкой, климат-контроль с функцией очистки воздуха, 8-дюймовый экран мультимедиа, парктроники и камеры по кругу, литые диски, круиз-контроль и др.

В движение компактный кроссовер приводит 115-сильный электромотор, в любой момент развивающий максимальную тягу в 270 Н·м. Машина очень медленная: до скорости 100 км/ч JAC разгоняется за 12 секунд, максимальная скорость — 130 км/ч. Емкость тягового аккумулятора — почти 40 кВт·ч. Хватит на 280—300 реальных километров.

Если цена в 30 тысяч долларов вас отпугивает, можно присмотреться к более простым модификациям и привезти их сюда либо самостоятельно, либо заказав у «серых» поставщиков. Тогда iEV7S может стать вашим за 19—20 тысяч долларов в эквиваленте. К слову, официальные поставки электрокара ведутся не из Китая, а из Казахстана — там наладили производство топовой версии кроссовера на заводе «СарыаркаАвтоПром».

GAC Aion S

Модель GAC Aion S относится к тому же классу, что и BYD Qin Pro. Здесь же выступает и Geely Geometry A. При длине почти 4,8 метра Aion можно отнести к D-сегменту в привычном нам понимании этого класса. Машина построена на платформе GEP (GAC Electric Platform), которая уже даже успела сменить поколение. Электромобиль создавался не для гонок, поэтому со схемами подвески китайцы не заморачивались. Спереди — стойки McPherson, сзади — балка.

Куда интересней заглянуть чуть выше подвесок — в днище автомобиля. Там располагается батарея емкостью 59 кВт·ч. Ячейки для аккумулятора поставляет фирма CATL. Производитель обещает запас хода в 510 км. Это значит, что в реальных условиях эксплуатации можно рассчитывать на 350—400 км.

В движение машину приводит 184-сильный электромотор, расположенный на передней оси. Полноприводных вариантов не предусмотрено. Пик тяги приходится на 300 Н·м, что для автомобиля стоимостью около 20 тысяч долларов неплохой показатель. До сотни Aion S разгоняется менее чем за 8 секунд. С доставкой до Минска такой электрический седан обойдется дешевле, чем покупка и привоз слегка битой Tesla.

Nio ES6

Кроссоверы фирмы Nio неоднократно попадали на страницы Onliner. Пока все три модели данного производителя продаются в Китае, хотя создатели ориентировались на экспорт. Nio — это одна из тех компаний, которые либо выстрелят как Tesla, либо провалятся как Qoros. Но одно можно сказать точно — эти машины отличаются от других китайских электрокаров высочайшим вниманием к качеству и характеристикам. Цена соответствующая — с доставкой до Беларуси кроссовер ES6 будет стоить от 58 до 80 тысяч долларов.

Зато даже в базовом исполнении вы получаете полный привод, 5,6 секунды до сотни, большую батарею емкостью 70 кВт·ч и современные опции. Новым такой кроссовер у нас вряд ли кто-то купит, но через пару лет, когда на рынке появятся подержанные ES6, вариант будет очень даже интересным. Главное, чтобы компания Nio продолжила работать и не было проблем с запчастями. Минимальный запас хода электромобиля составляет 430 км.

В салоне ES6 не хуже, чем в Tesla Model X. Как и у калифорнийского кроссовера, здесь цифровая приборная панель и вертикальный телевизор мультимедийной системы. Среди материалов отделки — алюминий, кожа, мягкий пластик.

Chery Tiggo 3xe 480

Чтобы не отпугивать вас большими ценами, завершим подборку двумя очень доступными моделями. Подробный обзор Chery Tiggo 3xe 480 мы делали месяц назад. Вспомним основные моменты. Это первый серьезный электромобиль Chery, хотя микро-EV производитель делал еще до Nissan Leaf. Кузов электрического кроссовера не отличается от Tiggo 2. Даже выемку для выхлопной трубы в бампере оставили. Но это и хорошо — не будет проблем с запчастями, ведь Tiggo 2 официально продается в Беларуси.

В Китае 3x доступен в исполнениях 400 с батареей на 49 кВт∙ч (запас хода — 350 км) и 480 с тяговым аккумулятором на 54 кВт∙ч (запас хода — 401 км). Топовая версия стоит в Беларуси около 19 тысяч долларов по курсу. Базовую можно взять чуть дешевле. Интерьер почти полностью копирует Tiggo 2. Конечно, это не тот салон, который хочется поставить на заставку компьютера, но все, что нужно для бюджетной машины, здесь есть. Имеется даже официальная поддержка Apple CarPlay и Android Auto.

Реальный запас хода такого кроссовера составит около 300 км. Разъем для быстрой зарядки постоянным током спрятан спереди, за пластиковой имитацией решетки радиатора. В том месте, где когда-то был бензобак, скрыт лючок медленной зарядки. Последняя будет пополнять энергию полностью разряженного Tiggo 3xe 480 до 100% где-то сутки.

Renault K-ZE

Если вы часто катаетесь по Минску, то наверняка уже встречали необычную модель Renault, смахивающую на компактную копию Sandero Stepway с более нарядным кузовом. Это электрический K-ZE, которые тоже потихоньку начинают привозить в Беларусь. Крохотный автомобильчик построен на базе индийского Renault Kwid. Уже официально объявлено, что K-ZE будут продавать в ЕС под брендом Dacia. Причем поставки EV в Европу будут осуществляться из Китая. Это будет самый доступный электрокар в регионе.

Характеристики K-ZE совсем скромные. Нависший над передней осью мотор развивает всего 45 л. с. и 125 Н·м. Аккумулятор, «съевший» пару сантиметров клиренса, имеет емкость менее 27 кВт∙ч. Реальный запас хода бюджетного электромобиля составит от 150 до 200 км. До сотни кроссовер массой менее тонны разгоняется очень долго — проще замерять календарем, а не секундомером. И это фактически его максимальная скорость.

В Китае модель стоит до 10 тысяч долларов по курсу. Вариант с логотипом Dacia будет чуть дороже, но и более укомплектованным. Кроссовер K-ZE подойдет тем, кто ищет второй автомобиль в семью и имеет возможность заряжать его каждую ночь у себя во дворе. А еще лучше — в гараже.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Самое интересное в обзорах

Китайский рынок электромобилей является крупнейшим в мире, и многие эксперты склонны утверждать, что таковым его сделала многолетняя целенаправленная политика субсидирования отрасли со стороны правительства. При этом продукция местных марок быстро завоёвывает симпатии китайских покупателей, если подходит им по цене и функциональным возможностям, даже если бренд не может похвастать многолетней историей.

Источник изображения: XPeng

По статистике Китайской ассоциации производителей пассажирских автомобилей, за первые семь месяцев этого года на долю местных автопроизводителей пришлось почти 80 % реализованных в КНР аккумуляторных электромобилей, а некоторым относительно молодым игрокам даже удалось обойти по популярности совместные предприятия немецкого автогиганта Volkswagen, который в лучшие годы то и дело оспаривал статус Toyota Motor, как крупнейшего автопроизводителя мира.

Согласно принятой в Китае методике, электромобили на аккумуляторах учитываются в общем количестве с гибридами и машинами на топливных водородных ячейках. В июле более четверти всех проданных пассажирских машин в Китае относились к категории так называемых автомобилей с новыми типами силовых установок (NEV). Ещё год назад к этой категории относился только каждый шестой продаваемый в Китае легковой автомобиль. По прогнозам профильной ассоциации, по итогам текущего года в КНР будет продано 6 млн транспортных средств категории NEV, что в два раза больше, чем в прошлом году. По данным BloombergNEF, к 2040 году объёмы продаж таких машин в Китае вырастут до 22,3 млн штук, формируя до трети мировых объёмов.

В этом контексте всем участникам автомобильного рынка важно проявлять лояльность по отношению к китайским покупателям, и местным компаниям это удаётся лучше. Так, в категории NEV на первое место выходит китайская компания BYD, которая за семь месяцев этого года заняла 29 % китайского рынка со своими электромобилями и подзаряжаемыми от сети гибридами. В то же время пока только Tesla удостоилась права выпускать на территории КНР свои легковые машины без обязательного создания совместного предприятия с местным партнёром. Даже самый популярный в Китае электромобиль, Wuling Hongguang Mini EV, выпускается совместным предприятием с General Motors, в котором американская корпорация владеет долей менее 50 %.

Фактор цены и адаптации функциональных возможностей электромобилей к нуждам местного рынка очень важен для китайских потребителей, как отмечают опрошенные Bloomberg эксперты. Даже подключаемые к сети гибриды местных марок в Китае сейчас стоят на уровне или даже меньше обычных машин с ДВС зарубежных марок, а в случае с электромобилями разница в пользу местной продукции обретает решающее значение. Занимающая девятое место в десятке лидеров молодая марка Hozon, например, предлагает китайским провинциалам небольшие электрические седаны за $12 000, и пока никто из зарубежных соперников ничего подобного сделать не может.

Про Chery:  Bahman group

Китайские автопроизводители более внимательны к привычкам и предпочтениям китайских покупателей, а также особенностям местной инфраструктуры. NIO развивает сеть станций по экспресс-замене тяговых аккумуляторов, где владелец совместимого с системой электромобиля может пополнить запас хода примерно за три минуты, не выходя из машины. Манипуляторы на специальной станции заменят севшую тяговую батарею на заряженную, и автовладельцу не придётся искать зарядную станцию и терять на ней время. Li Auto предлагает клиентам функцию караоке, основные конкуренты Tesla в Китае также уделяют внимание развитию голосовых ассистентов, которые по понятным причинам лучше отвечают потребностям местных потребителей.

Уровень оснащённости китайского населения транспортными средствами в четыре раза ниже, чем в США, а потенциал рынка в стране с 1,4 млрд жителей огромен. Крупные западные корпорации обладают внушительными бюджетами, которые были заработаны столетней деятельностью на рынке машин с ДВС, но на китайском рынке подобное преимущество не всегда очевидно, поскольку у молодых игроков при этом нет того самого «балласта» в виде традиционного бизнеса и унаследованной инфраструктуры. Даже лишённая этих недостатков Tesla в Китае занимает лишь второе место по итогам семи месяцев этого года, уступая место лидера местному концерну BYD.

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Самые обсуждаемые публикации

В последнее время на наших дорогах всё чаще появляются электромобили из Китая. И это не простенькие непрезентабельные авто, а полноценные конкуренты ведущих западных компаний. В статье мы представим Топ-20 лучших китайских электромобилей 2023 и расскажем об особенностях Geely Zeekr 001, BYD D1, BAIC EU, Xpeng Motors P7, Maple 30X, Hycan 007, Polestar 2, Dongfeng Fengshen E60, FAW Besturn NAT. Поговорим о перспективах развития китайского автопрома и российского рынка электромобилей. О достоинствах этого транспорта.

Популярные китайские электромобили

Подразделение от Gelly представило свой первый электрокар весной 2021 года. Эта серия лифтбеков – повторение своеобразного стиля Lynk & Co Zero. Премиальность видна в таких деталях как панорамная крыша, мультируль с сенсорным управлением, система трёхзонного климата. Экран в салоне можно использовать для управления всеми бортовыми системами. Салон отделан кожей и мягким пластиком. У передних сидений есть функция массажа. Автомобиль рассчитан на 600 км пробега без подзарядки. Максимальное оснащение:

  • Полный привод.
  • Наличие двух моторов в 544 л.с.
  • Пневматическая подвеска.
  • Батарея на 100 кВт.
  • Запас хода на 1 зарядке 600 км

У модели три модификации. Все они обладают просторным салоном. Откидывающиеся спинки на задних сиденьях увеличивают багажное отделение.

Цена авто от $43 000.

Этот одномоторный компактный китайский электромобиль появился на отечественном рынке осенью 2020 года. Собирается в Казахстане. Имеет:

  • Передний привод.
  • Двигатель 115 л.с.
  • Литий-ионный аккумулятор 39 кВт в час.
  • Одноступенчатая трансмиссия.
  • Запас хода на 1 зарядке 350 км.

Выпускается в одной комплектации, довольно хорошо оснащён. Имеется усилитель руля, система навигации, электронный подъём стёкол, подогрев зеркал. Управление с помощью бортового компьютера. В отделке салона используется кожа. Есть система климат-контроля. Цена от $27 000.

Первая китайская модель электрокара, официально продаваемая в России.

BYD Han EV

Это флагманская модель легкового автомобиля известнейшего китайского производителя. Бренд первым выпустил электрическую модель и не собирается сдавать позиций. Новый экстерьер 2020 года называется Dragon Face. Электрокар не только большой и дорогой, но и быстрый. До 100 км/ч берёт разгон за 3,9 с. У седана в третьей модификации:

  • Полный привод.
  • Два мотора мощностью 494 л.с.
  • Запас хода на 1 зарядке 550 км.
  • Одноступенчатая трансмиссия.

Рассчитан на европейский рынок как аналог Tesla Model 3. Особенность модели – литий-железо-фосфатные аккумуляторы, обладающие повышенной энергоёмкостью. У всех моделей есть система климат-контроля, дистанционное управление замком, автоматический запуск двигателя. Цена примерно $40 240.

Базовая модификация переднеприводная с электромотором 163 кВт.

Ben-Ben E-Star

Городской кар разработала компания Changan как замену работающему на бензине Ben-Ben. У электромобиля:

  • Мотор до 75 л.с.
  • Батарея на 32,2 кВт·ч
  • Скорость до 125 км/ч
  • Запас хода на 1 зарядке 300 км.

Одна из самых бюджетных моделей. Цена варьируется от $11 960 до $12 750.

BYD D1

Электрохэтчбек был выпущен для парка китайского каршеринга и такси. Модель имеет сдвижную боковую дверь справа. Низкая линия окон даёт хороший обзор. Небольшой размер авто внутри скомпенсирован ровным полом, прибавляющим внутренний объём. Пятиместная и пятидверная машина. Характеристики:

  • Передний привод.
  • Электромотор 100 кВт.
  • Ёмкость аккумулятора 53,6 кВт·ч.
  • Одноступенчатая трансмиссия.
  • Запас хода без подзарядки 418 км.

Максимально возможная скорость — 130 км/ч. Стоимость в зависимости от комплектации $23 800 — $28 300.

BAIC EU

Компания выпустила премиальную модель-флагман. Однако, оснащение автомобиля среднее. Внешний вид прост и лаконичен. Что сказывается и на цене, она невысока. У седана:

  • Мотор 160 кВт или 218 л.с.
  • Батарея 53,6 кВт·ч.
  • Запас хода без подзарядки 416 км.

Автомобиль пользуется популярностью в РФ. У него просторный салон. Достаточно большой багажник, но в нём нет свободного места в подполье. Стоимость около $22 000.

BAIC EC-Series

Это очень компактный электромобиль бюджетного сегмента. Пользуется большой популярностью у жителей Поднебесной. У хэтчбека:

  • Мотор 50 л.с.
  • Аккумулятор 20,6 кВт·ч.
  • Запас хода без подзарядки 200-260 км.
  • Передний привод.
  • Одноступенчатая трансмиссия.

Для полной зарядки литиевого аккумулятора необходимо 9 часов. Модель доступна по цене от $22 000.

Chery eQ EV

Первая самостоятельная модель компании. Интересна и очень компактна. Её длина всего 3200 мм. У модели:

  • Передний привод.
  • Мотор 41 л.с.
  • Запас хода без подзарядки 200 км.

Автомобиль способен развить скорость до 100 км/ч.

Электрокар может быть двухместным и четырёхместным. От терминала с быстрой зарядкой батарея заряжается полчаса. Цена около $24 000.

BYD Song PHEV

Гибридный кроссовер. Аналог минивэна Song MAX. В максимальную комплектацию входит:

  • Бензиновый двигатель 1.5 л.
  • Электромотор 110 кВт.
  • Батарея 15,98 кВт·ч.
  • Полный привод.
  • Запас хода без подзарядки 80 км.

Мощность гибрида с двумя моторами 154 л.с. плюс 300 л.с. Стоимость $40 000 — $45 000.

BYD Tang PHEV

Модель является вторым поколением кроссовера-гибридаBYD Tang. Оснащена цифровой панелью, системой навигации. Имеются боковые подушки безопасности. Система активного торможения. Система раздельного климат-контроля. Пуск двигателя и доступ в салон без ключа. Дополнительно — контроль слепой зоны. Характеристики:

  • Полный привод.
  • Турбодвигатель 2,0 л.
  • Два электромотора: 192 л.с. и 290 кВт.
  • Автоматическая трансмиссия.
  • Запас хода без подзарядки 81 км.

Машину пока можно приобрести только в Китае от $35 400.

Roewe Ei6 PHEV

Модель напоминает английский Rover. Расход топлива около 1, 6 литра на 100 км. На электротяге можно одолеть около 50 км. Автомобиль имеет:

  • Передний привод.
  • Турбомотор 125 л.с.
  • Электромотор 82 л.с.
  • Ёмкость аккумулятора 9,1 кВт·ч.
  • Автоматическая трансмиссия.
  • Запас хода без подзарядки 70 км.

Это пятиместный седан со средним багажным отделением. Может развить скорость до 200 км/ч. Время подзарядки литиевой батареи 3,5 часа. Стоимость от $17 000.

Geely Geometry A

Модель была названа так на голосовании во время презентации в Сингапуре. Позднее с этим именем седан вышел на мировой рынок. Имеет платформу от Volvo. Прочный кузов из сплавов алюминия и композитных материалов выдерживает значительные нагрузки. Это повышает безопасность на дороге. В салоне хорошая шумоизоляция. Максимальная комплектация предполагает:

  • Передний привод.
  • Мотор 163 л.с.
  • Батарея 61,9 кВт·ч
  • Запас хода без подзарядки 500 км.

Быстрая станция заряжает аккумулятор за полчаса. Аккумулятор имеет автоматический подогрев и хорошо работает в любую погоду. Электрокар оснащён интеллектуальной системой управления. Система контролирует дорожную обстановку, в том числе так называемую слепую зону, и может автоматически включить тормоз в аварийной ситуации. Есть функция ограничения скорости. Цена от $29 500.

Среднеразмерный кроссовер. Отличается хорошей маневренностью. Параметры:

  • Полный привод.
  • Два электродвигателя: 160 кВт и 240 кВт.
  • Осуществляет разгон до 100 км за 4,7 секунды.
  • Наибольшая скорость — 200 км/ч.
  • Запас хода без подзарядки 600 км.

Электромобиль оснащён современной электроникой. Есть специальный электронный помощник и автопилот второго уровня. Производитель даёт на модель пожизненную гарантию. Стоимость машины от $54 000.

LI ONE

Интересный гибрид LI ONE разработан компанией CHJ Automotive. Его внешний дизайн напоминает всемирно известные модели Volvo и Range Rover. Электрокар довольно большой, его длина 5,2 м. В большом салоне стоит три ряда кресел. Модель имеет:

  • Бензиновый турбодвигатель 1,2 л.
  • Два электродвигателя на 326 л.с.
  • Литий-ионные батареи 40,6 кВт·ч.
  • Запас хода без подзарядки 1000 км.

На зарядной станции аккумулятор заряжается полчаса. При помощи функции подогрева аккумулятор способен работать при температуре до -20’. Электрокар оснащён автопилотом второго уровня. Способен следить за дорогой, тормозить, осуществлять автопарковку под наблюдением водителя. Стоит примерно $83 000.

Xpeng Motors P7

Ещё один соперник Tesla. Автомобиль-флагман вышел на мировой рынок в 2021 году. Компания собирается предельно наращивать производственные мощности. У электромобиля качественная сборка и отделка салона. Максимальный пробег по паспорту около 700 км. У базовой модели:

  • Задний привод.
  • Двигатель 267 л.с.
  • Ёмкость батареи 80,9 кВт·ч.
  • Запас хода без подзарядки 700 км.

Топовая модель полноприводная. Два электродвигателя выдают в сумме 430 л.с. Салон оснащён большим экраном и дисплеем с сенсорным управлением. Есть автопилот третьего уровня, встроена система автопарковки. Стоимость от $34 000 до $40 000.

Maple 30X

Небольшой внедорожник дочерней фирмы Geely. Стандартная комплектация предполагает наличие:

  • Электродвигателя 95 кВт.
  • Запас хода без подзарядки 306 км.
  • Функции быстрой зарядки за 30 мин от станции.

Автомобиль оснащён бортовым компьютером с «умной» системой управления. К ней можно подключиться с помощью смартфона.

Компания также планирует производить простые модели, доступные более широкому кругу потребителей. Стоимость авто примерно $15 000.

Hycan 007

Кроссовер появился в конце 2019 года. Оборудован автопилотом второго уровня, который отслеживает усталость водителя. Интересной особенностью является камера, позволяющая контролировать детей на заднем сиденье. Есть круиз-контроль и голосовое управление. Характеристики базового электромобиля:

  • Запас хода без подзарядки 523 км.
  • Время зарядки от станции 33 минуты.

Стоимость в зависимости от модификации от $39 500 до $60 700.

Polestar 2

Особенностью этого электрокара является возможность собрать свою конфигурацию потребителю. Базовая модель имеет электромотор в 165 кВт. Возможные опции:

Автомобиль не рассчитан на плохие дороги. Зато в городе ведёт себя превосходно. По паспорту заявлен пробег 470 км, но в реальности аккумулятора хватает на 375 км. Цена базовой модели около $50 000.

Dongfeng Fengshen E60

Новая версия седана в базовой комплектации обладает характеристиками:

  • Передний привод.
  • Электромотор 120 кВт.
  • Запас хода без подзарядки 330 км.
  • Ёмкость аккумулятора 43,2 кВт·ч.

Модель с литиевой батареей способна развить скорость до 150 км/ч. Электромобиль оснащён системой бесконтактного доступа в салон, запуска двигателя без ключа, многофунциональным рулём. Климат-контроль. Система детских сидений ISOFIX. Стоимость около $18 000.

FAW Besturn NAT

Дешёвый пятиместный электрокар. Модель на литиевой батарее. Характеристики:

  • Передний привод.
  • Электромотор 100 кВт.
  • Запас хода без подзарядки 419 км.
  • Ёмкость аккумулятора 55 кВт·ч.

У автомобиля есть функции дистанционного управления замком, запуска двигателя, антиблокировочная система тормозов. Климат-контроль и круиз-контроль ручные. Цена от $19 000.

Перспективы развития китайских автомобилей

Правительство Китая выделяет субсидии для производства электромобилей. Покупателям даются льготы при получении номера, парковке и другие. Поэтому в течение нескольких лет спрос на такой транспорт растёт. Кроме того, с каждым годом он становится доступнее. Особой популярностью пользуются небольшие ситикары для поездок на работу и обратно. Китай старается расширить рынок с помощью экспорта в страны Европы, СНГ, а также Бразилию и Индию.

Про Chery:  Geely Monjaro выставлен на продажу. Брать или ждать официальных поставок?

Другой сегмент китайского рынка занимают премиальные модели. Они пока уступают западным лидерам по характеристикам, но производители активно работают над улучшением качества. Также работа ведётся над техническими возможностями. В частности стараются увеличить длину пробега.

В Китае выросло число мелких компаний производителей. Правительство принимает меры по усилению контроля качества продукции. Мелких производителей призывают объединяться для более устойчивого положения на рынке.

Эксперты считают, что через несколько лет каждый пятый проданный в Китае автомобиль будет электрическим. Подобная тенденция намечается и в других развитых странах.

https://youtube.com/watch?v=kfylHfV5rcU%3Ffeature%3Doembed

Китайские электромобили в России

Продажи электрокаров из Китая в России были относительно невелики еще два года назад. Причин этому несколько. Данный вид транспорта только начинает становиться известным и набирать популярность. Сказывается и отсутствие зарядных станций, и недавняя пандемия. Сейчас начинают открываться новые магазины и салоны. Недорогие и компактные ситикары могут занять устойчивые позиции на российском рынке. В 2021 году официально продавалась только одна модель. Так как есть сложности, связанные с юридическими моментами. Сейчас ситуация меняется. Рынок Дальнего Востока насыщен китайскими моделями. Доставку осуществляют, в основном, так называемые серые продавцы. Сборка некоторых моделей в странах СНГ также будет способствовать доступности электромобилей. Недавно был заключён контракт о производстве серии китайских электрокаров и на территории РФ. В Липецкой области этим займётся компания Моторинвест. В свете укрепления торговых связей России и Китая на наш рынок официально должны придти различные модели автотранспорта.

Выводы

Электромобили обладают определёнными достоинствами. Прежде всего это экологичный вид транспорта. Во время поездки и работы двигателя не происходит выброса вредных веществ в атмосферу. Электрокары также снижают общий уровень шума. Срок работы двигателя увеличивается по сравнению с бензиновым. Его использование не требует дополнительных смазочных материалов, фильтров и других веществ. Таким образом ещё и снижаются расходы на его содержание и ремонт. Уменьшается значительно расход топлива.

К недостаткам использования электрокаров можно отнести следующие:

  • Не хватает станций для подзарядки. (подробнее о зарядных станциях в России)
  • Дальность движения только на электрическом заряде небольшая.
  • На пробег влияют погодные условия.
  • Стоимость таких транспортных средств пока ещё довольно велика во многих случаях.

Недостатки исправимы в будущем. Пока ещё электромобили не стали основным видом частного и общественного транспорта. Но они стремятся занять лидирующие позиции. Также можете посмотреть топ 15 лучших электровелосипедов.

На Российском рынке в ближайшем будущем ожидается рост поставок хороших электромобилей из Китая. Будет расширяться и модельный ряд. Причём, на нашем рынке уже представлены как топовые модели, так и дешёвые автомобили массового использования.

В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов. Насколько сильны позиции китайских компаний и действительно ли они представляют угрозу для Ford или Tesla?

Борьба за экологичных и бережливых

Электромобили, считающиеся более экологичным видом транспорта по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сейчас набирают популярность в мире. Большинство стран взяли на себя обязательства достичь  углеродной нейтральности к 2050-2060 году, а переход на электрокары — один из способов сократить выбросы. С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и дошло до 10,2 млн. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн.

Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими. Кто же будет обеспечивать такой стремительный рост? Самый известный игрок на этом рынке — Tesla, которая продает в среднем 370 000 автомобилей в год, или 42 машины в час. В III квартале 2021 года продажи Tesla выросли на 70% — при том, что мировое производство автомобилей упало на 20%. Рыночная капитализация Tesla взлетела до $1 трлн в конце октября на фоне сообщения о том, что старейшая компания по аренде автомобилей Hertz приобретет у нее 100 000 машин. Сделка (если случится) станет крупнейшей в истории рынка электромобилей и принесет Tesla $4,2 млрд. По данным NASDAQ, в ноябре этого года капитализация компании составила $1,14 трлн. Для сравнения, капитализация Meta в данный момент — $940 млрд.

Такие успехи объясняются не только маркетинговыми талантами и харизмой основателя компании. Руководство Tesla верно просчитало стратегию действий во время пандемии и кризиса полупроводников, случившегося из-за закрытия фабрик на карантин в 2020 году. Компания работает с производителями чипов на Тайване, в Южной Корее и США по предоплате, чтобы обезопасить себя от недостатка необходимых материалов.

Во-вторых, компания постоянно повышает уровень технологической оснащенности своих автомобилей для комфорта водителей. Так, искусственный интеллект, который зашит в операционную систему Tesla, обучается на самой крупной базе данных среди автомобильных компаний, пишет издание CleanTechnica. Каждая из 1 млн машин, которые ездят по дорогам по всему миру, отправляет обратно в компанию видеозаписи со своих  камер, чтобы на их основе нейросеть училась распознавать опасности.

Однако у роста продаж Tesla есть и сдерживающие факторы. Компания в первую очередь нацелена на премиум-сегмент электромобилей. За относительно бюджетную Tesla Model 3 придется отдать $48 000 (3,5 млн рублей). На этом фоне у китайских производителей, которые могут предложить более низкие цены, появляется существенное конкурентное преимущество перед Tesla. Например, фирма BYD (Beyond your dreams) предлагает модель BYD e2, которая стоит в два раза дешевле ($20 000), а заряда батареи хватает на 118 км. Для сравнения, значительно более дорогая Tesla Model 3 проходит лишь в 1,4 раза большую дистанцию — 167 км. При этом Китай является самым большим в мире рынком электромобилей и продолжает расти.

E-CARS.TECH

Электромобиль BYD е2 (Фото DR)

В 2020 году продажи электромобилей в мире выросли на 43%, при этом 41% продаж EV за год пришелся на Китай — он всего на 1% отстал от Европы. Всего в Китае в 2020 году было продано 1,3 млн электромобилей. Хотя в 2020 году в Европе впервые с 2015 года было продано больше электромобилей, чем в Китае, Китай все еще остается самым крупным рынком среди стран.

По оценке UBS, к 2030 году три из пяти новых автомобилей на китайских дорогах будут электрокарами. По данным Bloomberg, в ноябре продажи электромобилей в Китае выросли на 18%, при этом общие продажи автомобилей за год упали на 13%.

Самая продающаяся модель в Китае при этом вовсе не Tesla, а автомобиль Hongguang Mini EV, который производит SAIC-GM-Wuling Automobile — совместное предприятие китайских компаний  SAIC Motor и Wuling Motors и американской General Motors. Производитель позиционирует компанию как «народный автомобиль для повседневного использования», его стартовая цена — 28 800 юаней (около $4485). Полного заряда хватает на 120 км, и в январе 2021-го это был самый продаваемый автомобиль в мире. Причем, как пишет Bloomberg, автомобиль пользуется особенной популярностью у молодежи и женщин.

Субсидии, бесплатные номера и зарядки в сельских районах

У китайского правительства большие планы на развитие электромобильной промышленности в КНР. На ежегодном заседании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте было заявлено, что в 14-м пятилетнем плане (2021-2025 годы) большое внимание будет уделяться развитию производственных мощностей и достижению независимости от иностранных технологий в восьми приоритетных областях, среди которых есть и электромобили.

По планам Министерства промышленности и информационных технологий КНР, к 2035 году 100% пассажирских автомобилей должно быть на гибридном двигателе, а 50% продаж машин должно приходиться на EV. Также правительство строит планы по увеличению продаж автомобилей на батарейках в стране: власти ожидают, что уже в 2022 году доля продаж электромобилей достигнет 20% от общего числа купленных машин. В 2021 году, по данным Nikkei, около 14% купленных машин — электрические.

Для стимулирования покупок электромобилей правительство использует субсидии, которые различаются в зависимости от емкости батареи и в среднем равняются примерно 14 400 юаням ($2260). Еще один метод, который используют китайские власти, чтобы простимулировать покупки EV — бесплатные автомобильные номера. В Китае очень сложно получить автомобильный номер из-за экологического загрязнения и огромных пробок на дорогах, однако, чтобы упростить процесс регистрации электромобиля, в Шанхае были введены зеленые номера для экологичных видов транспорта.

Процесс их получения значительно проще. В Пекине электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений, в то время как машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать только по определенным дням. Субсидии на покупку электромобилей превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта.

Китайские политики регулярно в своих выступлениях обещают расширить систему зарядок для электромобилей и увеличить их количество в сельских районах. Производители автомобилей, заинтересованные в том, чтобы электрокарами было комфортно пользоваться, расширяют сеть зарядных станций. Так, например, CEO китайского производителя электромобилей Nio заявил, что на данный момент в Китае существует 445 фирменных «заправочных» станций, на которых можно не ждать, пока машина зарядится, а просто поменять батарею. К концу года планируется достичь числа в 700 собственных станций по всему Китаю, а к 2025 году — 4000 по всему миру. Volkswagen Group планирует увеличить число зарядных станций в Китае до 13 000 к 2025 году. По данным отчета Electric Vehicle Charging Infrastructure Promotion Alliance, опубликованного в The People’s Daily, уже сейчас в Китае — самая большая в мире сеть заправок для электромобилей.

На электрический двигатель переводят и такси. Так, Didi Chuxing, крупнейшая фирма-перевозчик в Китае, сотрудничает с компанией BYD в проектировании электромобиля специально для перевозок пассажиров. Хэтчбек D1 оснащен системами распознавания лица и объектов вокруг, экстремального торможения, а также механизмом предупреждения о пешеходах поблизости, что увеличивает безопасность поездки. В начале декабря 2021 года D1 продемонстрировали в «Сколково» — впервые за пределами Китая.

Помимо активной помощи китайских властей, местным производителям на руку еще и то, что на китайском рынке довольно осторожно относятся к западным брендам электрокаров. Некоторые китайские потребители устраивают настоящие протесты против Tesla. Так, на Шанхайском автошоу 2021 года женщина по фамилии Чжан обвинила автопроизводителя в том, что его машины неисправны: тормоза выходят из строя, а батареи воспламеняются. Правительство Китая провело расследование по жалобам потребителей, а Tesla обещала исправиться.

Воспламеняющиеся детали  и неисправность систем — не единственная претензия китайцев к Tesla. В марте 2021 года правительство КНР запретило автомобилям Tesla приближаться к военным объектам, ссылаясь на требования безопасности. На американских электромобилях установлено несколько камер, которые, по логике китайских военных, предположительно могли шпионить за вооруженными частями. Через несколько дней Илон Маск появился на одном из крупных форумов, где подчеркнул, что, если такие ситуации возникали, он проследит, чтобы они не повторялись.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий