Столько внимания автомобиль привлек не просто так, он действительно интересен. Мы встретились с реальным владельцем Li One, чтобы узнать подробности о покупке, оформлении, обслуживании и реальной эксплуатации кроссовера на российских дорогах.
В Китае подвели итоги национальной автомобильной премии Xuanyuan Award. Этот престижный конкурс также носит неофициальное название «автомобильный «Оскар». В его рамках эксперты выбрали десять лучших моделей, а также назвали имя главного победителя. Среди финалистов конкурса оказались только китайские модели. Причем сразу несколько из них уже продаются в России, включая победителя. А некоторые машины должны добраться до нашего рынка в ближайшее время. Все подробности об этих автомобилях — в материале Autonews.ru.
Что такое Li One?
One — это крупный кроссовер. По размерам он сопоставим с Audi Q7 или Range Rover. Среди прочих китайских кроссоверов, вроде Nio или Hongqi, его выделяет очень лаконичный дизайн. Распознать во внешнем виде китайский автомобиль непросто, да и на кузове нет никаких иероглифов.
Работает One по принципу последовательного гибрида, то есть сам ДВС не приводит колеса в движение. Два электромотора (по одному на каждой оси) питаются от батареи, которую можно заряжать напрямую или с помощью бензогенератора. В роли него выступает турбомотор 1.2 (131 л.с.) от Dongfeng. Суммарно электромоторы выдают 326 л.с. и 530 Нм момента. После прошлогоднего рестайлинга мощность заднего электромотора увеличили на десять «лошадок». Таким образом суммарная мощность возросла до 336 л.с., однако крутящий момент снизился до 455 Нм.
Водителю и пассажирам Li One предлагает качественные материалы отделки, шесть мест (до рестайлинга была 7-местная версия со сплошным задним диваном), огромное количество опций и настроек, а также автопилот второго уровня.
Про то, что китайские автопроизводители пекут новые модели, как горячие пирожки, мы говорили не раз. Правда, на нашем рынке китайцы представлены в основном кроссоверами. Но в их производственной программе есть и другие типы авто. И они обязательно появятся в России. Ведь свято место, как известно, пусто не бывает. И сейчас, когда по причинам совсем нерыночным, из РФ ушли многие автомобильные компании, для брендов из Китая появились новые возможности. Грех ими не воспользоваться. Главное, чтобы было что представить покупателям, а с этим у китайских товарищей проблем нет. Они готовы продавать не только кроссоверы, но и настоящие внедорожники, легковые машин, автомобили люкс-класса, гибридные, коммерческие машины и даже электромобили. Был бы спрос. С дилерами тоже проблем не будет. Многие именитые сети продавцов авто, неожиданно оставшись без западного товара, активно переориентируются на китайские автомобили. Не надо забывать, что далеко не все марки из Китая представлены в России. Так что можно ждать не только новых моделей, но и новых производителей.
Сегодня мы представим несколько автомобилей китайского производства, которые недавно появились в нашей стране или должны прийти в Россию в ближайшие годы. Конечно, большинство новинок — популярные кроссоверы. Но есть и совсем другие машины, которых от китайцев мало кто не ожидал.
Что такое Li Auto?
С момента основания самой компании не прошло еще и десяти лет. В 2015 году китайский медиамагнат Сянь Ли, создатель сайта Autohome, основал компанию CHJ Automotive (Chehejia переводится как «автомобиль и дом»). Причем изначально планировалось заняться производством крошечных электромобилей SEV (Small Electric Vehicle) для сдачи в аренду и каршеринга в Европе. Но этот проект быстро свернули и сосредоточились на больших кроссоверах. Причем не чисто электрических, а гибридных — господин Сянь Ли также является одним из основателей компании NextEV, которая занимается выпуском автомобилей Nio.
Новый автомобильный бренд получил название Lixiang, по фамилии и имени основателя. Также LI дали англоязычную расшифровку — Leading Ideal («лидирующее совершенство»).
Первый серийный кроссовер под названием ONE представили в 2018 году. По сути, это последовательный гибрид, однако для него даже придумали отдельный класс автомобилей — EREV (Extended Range Electric Vehicle). Что можно расшифровать как «электрические автомобили с увеличенным запасом хода». Такой формат китайским покупателям приглянулся.
По меркам стартапа Li Auto показал отличные результаты продаж. С конца 2019 года кроссоверы начали передавать клиентам. За следующий пандемийный год продано 32 624 автомобиля, а в 2021-м — уже 90 491. Только за четыре месяца текущего года реализовано больше кроссоверов, чем за весь позапрошлый год (35 883 шт.). И всех этих результатов компания добилась при помощи одной-единственной модели ONE. Только в этом году Li Auto представила второй кроссовер — флагманский L9. А в следующем к дебюту готовят еще четыре новые модели, среди которых будут и чистые электромобили.
Электричка или гибрид? Особенности эксплуатации Li One в России
С покупкой и оформлением Li One в России связано несколько важных нюансов, которыми поделился владелец в ходе тест-драйва.
Главный вопрос — через какую страну кроссовер будут завозить в Россию. От таможни зависит классификация автомобиля. Например, при ввозе через Кыргызстан он оформляется как гибрид. Соответственно, никаких электромобильных «плюшек», вроде бесплатной парковки или отсутствия транспортного налога, ему полагаться не будет. При ввозе через Беларусь Li One классифицируют как электромобиль, что гораздо выгоднее. От варианта оформления зависит и количество лошадиных сил, прописанных в документах.
Еще один важный нюанс связан с активацией кроссовера. Чтобы пользоваться всеми функциями, автомобиль должен быть зарегистрирован на территории Китая с помощью местной сим-карты. Подробнее о возможных способах обхода этого ограничения смотрите рассказ владельца на видео.
Вся правда о Li One в России. Интервью и тест-драйв с владельцем
Плюс ко всему привычные приложения, вроде «Яндекс.Навигатора», поставить вряд ли получится. По крайней мере на данный момент. Центральный 16-дюймовый экран тут работает на Linux, пассажирский 12-дюймовый — на Android. Теоретически «оживить» его можно, но пока перед пассажиром просто черный экран.
По техническому обслуживанию кроссовера проблем быть не должно. Владелец уже связывался с представителями завода в Китае. При необходимости можно прислать все, вплоть до новой батареи. Кстати, в Китае изначально давали пожизненную гарантию на аккумулятор, потом ее снизили до 8 лет или 120 000 км пробега. Также решился вопрос с обслуживанием турбомотора. Фильтры и прочие расходники владелец уже заказывал. По ресурсу самого двигателя точных данных нет. Все зависит от режима эксплуатации и того, насколько часто бензогенератор будет включаться в работу.
NIO ET5
Седан Nio ET5 вошел в десятку финалистов конкурса. Хотя автомобиль не смог завоевать главный приз, организаторы премии присудили модели звание машины с лучшим интерьером. В салоне седана установили цифровую приборную панель, спортивные кресла и большой дисплей мультимедийной системы в стиле Tesla. ET5 получил модернизированную версию системы автономного вождения, которая называется NIO Aquila Super Sensing.
Технология включает в себя лидар, семь восьмимегапиксельных камер с высоким разрешением, четыре трехмегапиксельные светочувствительные камеры объемного обзора, одну систему мониторинга водителя, пять радаров диапазона и 12 ультразвуковых датчиков. Все это управляется «суперкомпьютером» NIO Adam, который может обрабатывать 8 Гб изображений в секунду. В движение автомобиль приводят два электродвигателя суммарной мощностью 360 кВт (489 л.с.) и с крутящим моментом 700 Н·м.
Nio ET5 на данный момент является самым доступным автомобилем бренда Nio и экспортируется в другие страны. Например, в Германии цены на седан стартуют от €49 900.
Geely Emgrand GE
«Эмигрант» прошлого поколения некоторое время продавался в России, но потом покинул наш рынок, не выдержав конкуренции с европейскими и японскими авто бизнес-класса. Теперь идут разговоры, что модель снова придет к нам, но уже на совсем другом технологическом уровне. Дизайн крупного, длиной почти пять метров, фастбека перекликается с моделью GT, для которой он был разработан самим Питером Хорбери. Автомобиль может и не поражает воображение, но выглядит стильно и современно.
Geely Atlas PRO
Первый кроссовер от китайской компании с гибридным приводом, который уже можно купить в России. Тоже, между прочим, родственник шведских автомобилей. Полуторалитровый трехцилиндровый турбомотор оснащен стартер-генератором. Суммарная мощность Geely Atlas Pro – 177 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – 300 Нм. Коробка передач: 6-ступенчатый гидромеханический автомат для переднеприводной версии или семиступенчатый робот с двумя сцеплениями для полноприводных вариантов. Подключением задних ведущих колес заведует быстродействующая многодисковая муфта.
При всей внешней схожести с более ранней моделью Atlas без добавки PRO, автомобиль достаточно серьезно переработан. Эксперты отмечают лучшую настройку подвески и рулевого управления. Изменения коснулись и задней части кузова: увеличен проем багажника и его объём, даже несмотря на то, что под полом расположилась 48-вольтовая тяговая аккумуляторная батарея.
Видеообзор Geely Atlas Pro
Большой кроссовер Li Auto Ideal L9 стал победителем престижной премии Xuanyuan Award. На местном рынке продажи этого автомобиля стартовали летом нынешнего года. Машину предлагают клиентам с гибридной силовой установкой. В нее входят 1,5-литровый бензиновый двигатель и два электромотора.
Суммарная мощность Li Auto Ideal L9 — 449 л.с. На одном электричестве кроссовер может проехать более 200 км. Разгон до сотни занимает около 6 с. Шестиместный автомобиль получил систему автономного управления и сразу пять дисплеев в салоне (причем один из них устанавливается на потолке). Также модель оборудована системой искусственного интеллекта, которая способна обучаться привычкам водителя.
В России автомобиль продают несколько дилеров из Владивостока. Цены на новинку варьируются от 6 млн до 6,5 млн руб. При этом в Китае за машину просят около $75 тыс., что соответствует 5 млн руб.
Geely Tugella
Купе-кроссоверы нынче в моде. У BMW такой есть, у Mercedes — есть, даже у Renault — есть. Китайцы никак не могли остаться в стороне. Теперь автомобиль с модным типом кузова есть и у Geely. Geely Tugella названа в честь водопада, расположенного в Южной Африке. К ее созданию, как водится, приложили руку и Volvo и гуру дизайна Питер Хорбери.
В основе автомобиля модульная платформа, разработанная совместно Volvo и Geely. Двухлитровый мотор с наддувом выдает 238 лошадиных сил мощности и 350 Нм крутящего момента. Коробка – восьмиступенчатый автомат. Привод – полный. Кроме того, машина обладает неплохим для кроссовера внедорожным потенциалом: дорожный просвет в 204 мм и короткие свесы вкупе с полным приводом позволяют уверенно передвигаться по не самому сложному бездорожью.
Характеристики, дизайн, оснащение и отделка – все в Tugella соответствует званию топ-модели на российском рынке.
Видеообзор Geely Tugella
Модель Tiggo 8 длиннее «семерки» всего на 20 сантиметров, зато может перевозить семерых пассажиров. Представлена у нас в единственной комплектации и тоже только с передним приводом.
Мотор тот же, что и у Tiggo 7: 1,5-литровый, бензиновый, с наддувом, мощностью 147 лошадиных сил. А вот коробка другая: за передачу крутящего момента отвечает робот с двумя сцеплениями.
Объем девятисотлитрового (в пятиместной версии) багажника можно увеличить почти до двух кубометров, сложив второй ряд сидений. Всего же доступно 12 различных вариантов трансформации салона.
Сколько стоит Li One в России?
Этот Li One владелец заказал еще прошлой осенью. Из-за логистических проблем (очереди на границе в Казахстане) доставка заняла больше времени, а расходы выросли, пока автомобиль находился на платной стоянке. В итоге со всеми документами, пошлиной в 15% и помощью посредников кроссовер обошелся в 68 тысяч долларов (сам автомобиль стоил 52 тысячи). Оплата была еще по старому курсу, так что в итоге получилось примерно 5 миллионов рублей. Плюс в 1,4 тысячи долларов обошелся переходник для быстрой зарядки, еще в 16 тысяч рублей — для медленной.
По словам владельца, сегодня новый Li One можно купить примерно за 4,8-5,5 млн. Тут многое зависит от конкретного продавца и актуальных курсов валют. Даже максимальный ценник получается достаточно привлекательным. Сложно даже представить, какой еще подзаряжаемый гибридный кроссовер с таким уровнем оснащения можно купить за эти деньги. Примерно столько сейчас просят за новые корейские кроссоверы, вроде Kia Sorento или Hyundai Santa Fe, которые будут проще во всем.
В итоге, по сегодняшним реалиям российского рынка, Li One — предложение интересное. Особенно, если оформить его как электромобиль. В таком случае вы получаете все бонусы от владения автомобилем на чистой энергии. Но если что, всегда можете залить в бак бензин и не беспокоиться об оставшемся заряде батареи.
Паспортный запас хода, конечно, превышает реальный. Для нового автомобиля — это 188 км по методике NEDC и 155 км по WLTC. В среднем от заряженной до 90% батареи (этот уровень можно настроить) до включения бензогенератора, которое происходит на остатке пробега в 25-27 км, владелец проезжает 100 км пути. Средний расход топлива получается в районе 9,5-12,5 л / 100 км.
Больше подробностей о Li One, его фишках и опциях, работе автопилота в российских условиях — смотрите в моем подробном обзоре.
Avatr 11
Приз за лучший экстерьер, в свою очередь, получил китайский кроссовер Avatr 11 (премиальный суббренд Changan). Автомобиль с футуристичным дизайном по размерам сопоставим, например, с BMW X6 и оборудован адаптивным круиз-контролем с функцией «автопилот». Кроссовер получил большую панорамную крышу и безрамочные двери. В салоне количество аналоговых кнопок сведено к минимуму, за управление практически всеми функциями Avatr 11 отвечают сенсоры.
Полноприводный Avatar 11 получил два электромотора (по одному на каждой оси) суммарной мощностью 580 л.с. Запас хода — до 600 км. На данный момент электрический кроссовер можно найти сразу в нескольких российских дилерских компаниях. Минимальные цены на машину превышают 5 млн руб., а стоимость топовых модификаций достигает 6 млн руб.
Какие впечатления от Li One?
Внешне автомобиль получился привлекательным, никаких вычурных или спорных элементов нет. Вся оптика светодиодная, есть приветственная анимация. Спереди и сзади во всю ширину идут диодные полосы. Смотрится эффектно, но сегодня такое решение применяется на многих автомобилях, например, в Exeed.
Салон сделан очень качественно, со вниманием к деталям. Нижняя часть всех четырех дверей отделана кожей, а стекла двойные. Во всем автомобиле я не нашел каких-то мест, где было бы видно экономию: никакого жесткого пластика, материалы приятны на вид и на ощупь.
Боковины в багажнике тоже отделаны мягким материалом. Если сложить третий ряд, объем получается внушительный. Из-за особенностей компоновки привычного подполья здесь нет, только небольшие ниши. Поэтому зарядные кабели хранятся в отдельном боксе, а запасного колеса здесь просто нет.
Объем пространства на третьем ряду неплохой. При желании можно усесться более-менее комфортно, благо перед коленями мягкие спинки кресел. А вот запас места на втором ряду удивил. При колесной базе в 2935 мм ожидаешь большего простора. Задние кресла по умолчанию установлены высоко, с помощью электропривода можно перемещать их продольно и наклонять спинки. Но за рослым водителем места остается впритык — при росте в 186 см колени уже упираются в жесткую спинку водительского кресла.
В плане опций Li One упакован очень богато. Есть панорамная крыша, камеры кругового обзора высокого качества, автопарковщик (автомобилем можно управлять со смартфона), трехзонный климат-контроль, и множество других современных функций. Физические кнопки управления остались только на руле и на дверях. Все настройки спрятаны в меню мультимедийной системы, даже лючок бензобака открывается нажатием кнопки на экране.
На передней панели четыре крупных дисплея, центральный имеет диагональ 16,2 дюйма. Боковые чуть скромнее — по 12,3 дюйма. Наполнение приборной панели можно настроить, но отдельных тем оформления, вроде «Спорта» или «Комфорта», здесь нет. Как нет и настроек цветов атмосферной подсветки, она по умолчанию белая. Через нижний центральный экран (10,1 дюйма) можно управлять различными настройками, от памяти сидений до режимов силовой установки и «климата». Часть сенсорных кнопок быстрого доступа настраиваемые, вы можете оставить те, которыми пользуетесь чаще всего. Правый развлекательный экран предназначен для пассажира.
Tank 800
Китайские автомобили могут быть очень разными. Об этом напомнила компания Great Wall, представив очередной бренд с говорящим именем Tank. Когда-то «Великая стена» сделала себе имя на простых, но крепких внедорожниках и пикапах. Сейчас она больше известна кроссоверами под маркой Haval. И вот целая серия настоящих рамных внедорожников с новым именем.
Сегодня остановимся на самом большом танке под номером 800. Посмотрите на фото – ничего не напоминает? Все сразу и ничего в частности, но очень солидно, велико и, очевидно, дорого. Китайцы вышли на рынок громадных люксовых внедорожников?
С точки зрения отделки и оснащения вопросов не возникает – это они уже неплохо умеют делать. Восточная и, особенно, китайская роскошь – это отдельная тема. А что с техническим содержанием? На бумаге все очень достойно: пневматическая подвеска и адаптивные амортизаторы, 22-дюймовые колеса. Трехлитровый шестицилиндровый бензиновый мотор с двумя турбокомпрессорами выдает 354 лошадиные силы и момент в 500 Нм. Гибридная версия, у которой электродвигатель встроен в коробку передач, имеет момент в полтора раза больше.
Цифры впечатляют, посмотрим, что будет с продажами. Выход в автомобильный высший свет -очень сложная задача.
Exeed TXL
Оказывается, Chery тоже бывают полноприводными. Но почему-то этого стесняются и скрываются под другим именем. Да, Exeed это еще одна марка автомобилей, производимых известной компанией Chery. Причем марка люксовая – ее автомобили очень богато оснащены, укомплектованы самыми совершенными системами безопасности.
Шасси традиционное для современного кроссовера: Мак-Ферсон спереди, многорычажная подвеска сзади, дисковые тормоза по кругу, электрический усилитель руля. А вот 1.6-литровый мотор с турбонаддувом и непосредственным впрыском бензина отличается солидной отдачей – 186 лошадиных сил и 275 Нм. Коробка – привычный для китайских авто семиступенчатый преселективный робот.
Отличительная особенность Exeed TXL – хороший, даже для кроссовера, дорожный просвет – 210мм.
Geely Coolray
Компактный кроссовер Geely Coolray — самый маленький и самый доступный в модельном ряду компании на нашем рынке. А еще очень симпатичный и стильный. Привод только передний, поэтому с многорычажной подвеской сзади заморачиваться не стали, обошлись полунезависимой. А вот мотор «как у взрослых» — полуторалитровый турбо мощностью 150 лошадиных сил. Да и коробка самая современная — 7-ступенчатый робот с двумя сцеплениями. И, конечно, по-китайски богатое оснащение и широкая возможность для выбора – предлагается аж пять различных комплектаций.
Haval Jolion
Haval – лидер по продажам среди авто китайского производства в России, а Jolion – одна из его самых свежих моделей и самая компактная. Производится машина на заводе компании в Тульской области. Причем на отечественный рынок автомобиль вышел очень быстро – не прошло и года с момента его презентации в Китае, что говорит о больших надеждах на эту машину в нашей стране.
И в передне- и в полноприводним вариантах Haval Jolion оснащен одним и тем же мотором: полтора литра, бензин, турбонаддув. А вот настройки его разные: с передним приводом двигатель выдает 143 лошадиные силы, а с полным на 7 лошадок больше. Коробка передач – шестиступенчатая механика или семиступенчатый преселективный робот. Последний тип стал неким китайским эталоном – такие коробки предлагает большинство производителей из Поднебесной.
Видеообзор Haval Jolion
После просмотра обзоров про Li One может сложиться впечатление, что это практически идеальный автомобиль. Однако не все так радужно, нюансы по ходовым качествам все же есть.
Ездовые параметры настраиваются очень гибко. Загибайте пальцы. У бензогенератора есть три режима работы, у руля и подвески доступны по два варианта настройки, еще четыре — у силовой установки. И все это можно комбинировать в разных вариациях.
В чем секрет успеха Li One? Подробный обзор с владельцем
К управляемости или динамике кроссовера придраться сложно. Разгон до 100 км/ч у нас получился в районе 7 секунд (два человека в салоне). Но несмотря на двойные стекла One показался мне шумноватым на ходу. Дело даже не в звуке от включения бензогенератора, он не громкий. Основной гул идет от дороги, возможно, имеет смысл «зашумить» арки. Плюс на таком крупном и тяжелом (2,3 тонны) кроссовере подвеску хотелось бы помягче, неровности Li One проходит достаточно жестко.
Также надо учитывать, что кроссовер не очень подходит для езды с большой скоростью по трассе. Максималка у него заявлена на уровне 172 км/ч. Но даже при скоростях в 140 км/ч батарея будет разряжаться и при работающем бензогенераторе.
Chery Tiggo 7 PRO
Стильный, среднеразмерный (длина — четыре с половиной метра) кроссовер представлен на рынке в трех комплектациях, но, по традиции компании Chery, только с передним приводом. Двигатель, что тоже стало традиционным для китайских производителей, малолитражный, бензиновый, с турбонаддувом: при объеме полтора литра мотор выдает 147 лошадиных сил. Коробка передач – девятиступенчатый вариатор.
Из других особенностей модели можно отметить двухрежимный электроусилитель руля и самую современную систему ESP от компании Bosch серии 9.3. У машины достаточно емкий для кроссовера багажник объемом почти 500 литров.
Производитель дает на модель гарантию в 5 лет или 150 тысяч километров пробега.