Осколок покинул Россию

Компания Brilliance не планирует уходить с российского авторынка и намерена продолжать развитие на рынке глобальном. Об этом сообщили в пресс-службе автопроизводителя, комментируя информацию о банкротстве бренда в Китае.

Ранее СМИ Поднебесной сообщили о том, что владеющий брендом Brilliance холдинг Huachen Automotive Group вступил в процедуру банкротства и подлежит реорганизации.

Однако, как пояснили в компании, ее реорганизация проводится и без требований судебных органов, а в связи со сменой руководства, произошедшего в апреле 2019 года. А на все появившиеся слухи об уходе с авторынка в холдинге ответили амбициозными планами.

Так, в 2025-м объем продаж автомобилей должен достичь 1,95 млн, включая машины, выпускаемые на своих заводах и в рамках СП под брендами BMW и Brilliance, электромобили Huachen Xinri, коммерческий транспорт Jinbei, Renault и Huachen Shineray. Цель конкретно по Brilliance — 300 тысяч автомобилей. Причем в ближайшие годы планируется презентовать более 10 новых моделей.

Что касается российских перспектив, то в компании заверили, что наш рынок является для нее одним из стратегических. Присутствие на нем «планируется активно расширять в ближайшей перспективе, представляя российским автолюбителям новые модели, в частности, в сегменте SUV», сообщили в пресс-службе холдинга.

Отметим, что Brilliance уже однажды уходила из России — в 2010 году, но в 2014-м вернулась. Согласно официальной статистике с 2015 года, всего продано почти 2,2 тысячи машин. Некоторое время автомобили собирали на заводе Derways в Черкесске. Также было известно о планах построить в РФ собственное производство. Сейчас в линейке марки представлены кроссоверы V3 и V5.

Brilliance с 2014 года сотрудничала с автозаводом «ДерВейс» в Черкесске, где на контрактной основе методом крупноузловой сборки выпускали кроссоверы V5, а также седаны H230 и H530. Однако сейчас эти отношения прекращены.

О каком конкретно автозаводе может идти речь в будущем, в Brilliance не говорят. Самый очевидный вариант — калининградский «Автотор», где, в частности, выпускают один из кроссоверов китайской компании FAW. Впрочем, окончательного решения на данный момент нет. Топ-менеджер заявил, что компания находится в контакте с представителями ряда регионов, которые ищут возможность привлечь зарубежных партнеров. А также не исключил, что Brilliance может начать взаимодействие с представительствами некоторых брендов.

«BMW и Renault являются нашими партнерами в Китае. Но для этого здесь созданы отдельные совместные предприятия. У нас нет информации о планах этих компаний на российском рынке. В любом случае в будущем мы намерены использовать любые возможности плодотворного сотрудничества — в том числе с вышеназванными компаниями. Это не исключено», — подчеркнул Йон Цзин.

«Сказать, когда этот вопрос окончательно решится, нельзя. Но рассчитываем, что довольно скоро. Потому что хотим быстрее начать плодотворно развиваться в России и продавать здесь свои новые машины», — сказал топ-менеджер.

Отметим, что в 2015 году представители компании заявляли о желании построить в России собственное производство — если объем реализации автомобилей бренда будет составлять в стране «несколько десятков тысяч единиц». По всей видимости, экономический кризис перечеркнул эти планы.

В настоящее время Brilliance предлагает в России седаны и хэтчбеки H230 и кроссоверы V5. Продажи оставляют желать лучшего. В 2017 году они упали на 75% — с 863 до 219 автомобилей. В 2018-м результаты стабилизировались. По сведениям Ассоциации европейского бизнеса, за 4 месяца продано 55 машин (минус 5%).

«В прошлом году объем продаж упал на всем российском авторынке в связи с кризисом. Но у нас есть и свои причины. В 2017-м мы начали заниматься созданием новых моделей в Китае, завершили сотрудничество с «ДерВейс» в России и начали искать нового партнера. Поэтому нельзя сказать, что так сильно упал спрос на наши автомобили. Просто их было очень мало в продаже», — пояснил Йон Цзин.

В будущем модельная линейка компании в России будет расширена — сначала за счет экспортируемых автомобилей. Первым в этом ряду будет кроссовер V3, на который Brilliance уже получил необходимый сертификат ОТТС еще в конце 2016 года.

«Мы со всей ответственностью подходим к вопросу выбора опций для автомобиля в России, которые бы оптимальным образом подошли потребителям. Поэтому нам нужно еще какое-то время для того, чтобы выпустить автомобиль на рынок», — сказал «РГ» топ-менеджер Brilliance.

Как заявилисполнительный вице-президент Kia Ву Джон Джу, усиливающаяся волатильность в стране мешает продажам, на некоторое время автомобильный рынок и вовсе может полностью закрыться.

«Мы можем подумать о том, чтобы заниматься только послепродажным обслуживанием, потому что мы в принципе не можем поставлять туда автомобили», — цитирует топ-менеджера Bloomberg.

Kia стала одной из компаний, которая приостановила производство автомобилей в России в марте 2022 года. Сборка машин осуществлялась в Санкт-Петербурге на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», где выпускали Kia Rio, и на калининградском «Автоторе» — там производили всю остальную модельную линейку для нашего рынка.

В настоящее время калининградский «Автотор» осуществляет переоборудование мощностей под выпуск новых моделей электрокаров, судьба питерского завода Hyundai Motor Group пока не решена, но по последней информации корейский концерн рассматривает вариант продажи предприятия.

В результате санкций финансовые транзакции между головным офисом концерна (Hyundai-Kia) и российским филиалом затруднены, компания не получает никакой прибыли — в августе, например, завод не поставил ни одной машины, а расходы на содержание штата сотрудников, обслуживание инфраструктуры и поддержание сборочной площадки никуда не делись.

По итогам девяти месяцев 2022 года в России было куплено 56 170 автомобилей Kia, что на 65% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает. В результате марка сохраняет лидерство среди всех представленных в России иностранных автопроизводителей.

Как считает руководитель отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев, возможный уход Kia — попытка обезопасить себя от потенциально больших рисков.

«По данным самой компании, в 2021 году российские продажи марки составили около 7,4% от общего объема реализации компании (9,2% от объемов экспорта). Очевидно, в Kia полагают, что потеря этого рынка сбыта будет менее болезненной, чем возможные последствия продолжения продаж в России.

В отличие от других популярных марок легковых автомобилей (BMW, Toyota), Kia даже улучшила позиции в этом году, заняв в пятерке самых продаваемых марок второе место после Lada. Однако, как показывает статистика продаж третьего квартала, россияне постепенно пересаживаются на автомобили отечественных и китайских производителей, прежде всего, на Haval, Chery и Geely», — рассказывает Корнев «РГ».

Генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh AutoДенис Мигаль считает, что для российских потребителей уход Kia является крайне нежелательным.

«Модели бренда являются одними из самых востребованных среди автомобилистов нашей страны и в полном объеме ее долю занять не сможет ни один другой бренд. Претендовать на целевую аудиторию Kia может АвтоВАЗ, но он не готов конкурировать с корейскими моделями в части оснащения, или китайские бренды, но они не успели еще завоевать доверие большого количества россиян. Кроме того, компании из КНР не предлагают потребителям седаны и хэтчбеки, а водители, предпочитающие эти виды кузовов, — достаточно значимая часть аудитории корейских брендов», — объясняет эксперт.

С Мигалем согласен и руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

«Корейские компании предлагали нам автомобили, которые пользовались очень высоким спросом. Подтверждением этого служит то, что суммарная доля обеих марок на российском рынке последние несколько лет составляла 20 — 25%. При этом Hyundai Solaris и Kia Rio становились лидерами рынка — в 2016 и 2017 годах соответственно. А Hyundai Creta уже долгое время является самым популярным кроссовером в России. Поэтому в ближайшее время заменить столь разнообразную продукцию, если «корейцы» примут решение об уходе, будет практически невозможно.

Российские автолюбители постепенно пересаживаются на отечественные и китайские машины

Надежда — на «китайцев», но пока производители из КНР сосредоточены на сегменте SUV. Об их планах вывести на наш рынок доступную модель В-класса (как замена Hyundai Solaris и Kia Rio) не слышно. Возможно, скоро мы об этом и узнаем. Другой вариант — автомобили из Ирана, но по сравнению с корейскими моделями они являются устаревшими. Нельзя сбрасывать со счетов и нашу Lada — весной 2023 года АвтоВАЗ собирается возобновить производство Vesta, а позже (в 2024 — 2025 годах) — выпустить и кроссовер на ее базе», — отмечает Тимерханов.

Накануне также стало известно, что немецкий автоконцерн Mercedes-Benz подтвердил намерение уйти из России и продать доли в отечественных дочерних предприятиях, включая завод в Подмосковье, дилеру «Автодом».Сделку еще должны одобрить соответствующие органы.В «Автодоме», в свою очередь, заверили, что сделают все возможное для сохранения сервисного обслуживания бренда.

В то же время в Минпромторгеотметили, что дилер сможет привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, чтобы организовать совместное предприятие на базе завода Mercedes в подмосковном Есипово.

Азат Тимерханов напоминает, что о планах открыть собственное производство «Автодом» заявлял еще в прошлом году.

«Думаю, что покупка завода Mercedes-Benz полностью укладывается в реализацию данной стратегии. «Автодом» — это один из лидеров российского авторитейла, а любому крупному холдингу нужно дальше развиваться. Поэтому становясь еще и производственной компанией, можно усилить свои позиции. К тому же сейчас в России высвобождается немало производственных мощностей — есть из чего выбрать.

Кроме того, компания «Автодом» специализируется на работе со многими люксовыми и премиальными брендами. Поэтому покупка завода немецкого автопроизводителя может быть выгодна не только с точки зрения сотрудничества с ним, но и логистически, поскольку предприятие находится в Подмосковье.

Для самого Mercedes-Benz продажа, по всей видимости, тоже выгодна — немцы решили уйти из России и быстро избавляются от своего актива. Про дальнейшие перспективы завода пока говорить рано — прежде «Автодом» не называл бренды, с которыми он мог бы сотрудничать при производстве машин. При этом ранее в компании не исключали, что это могут быть и электромобили. Что касается «китайцев», то они сейчас всегда на слуху. Но, на мой взгляд, они сейчас сами могут купить автозавод — из тех, что не работают. Выбор есть», — отмечает эксперт.

Производитель сигарет Lucky Strike, Kent и «Ява» сообщил, что рассчитывает передать активы в России партнеру и уйти с российского рынка до конца года. При этом глава компании допустил, что сделка из-за своей сложности затянется до следующего года, и пояснил, что у него «нет хрустального шара», чтобы говорить точно

Производитель сигарет BAT (бренды Lucky Strike, Kent и «Ява»), в прошлом году приостановивший производство в России, рассчитывает завершить процесс передачи российского бизнеса в 2023 году, сообщил гендиректор BAT Джек Боулз. При этом он подчеркнул, что не может гарантировать сделку в эти сроки и процесс может затянуться до 2024 года, передает Financial Times.

«Поскольку у меня нет хрустального шара, я не могу сказать точно. Но цель действительно состоит в этом. Мы хотим уйти в 2023 году», — сказал Боулз.

Про Chery:  Регулировка рулевой рейки chery amulet

По его словам, сейчас компания ведет «предварительные переговоры» и работает над «сложной» сделкой по передаче бизнеса «местному консорциуму дистрибьюторов». Под «местным консорциумом» понимается российская группа компаний «СНС», работающая с BAT с 1993 года, отмечает FT. О том, что она будет управлять бывшим бизнесом BAT в России, ранее сообщил «Коммерсантъ».

BAT отказалась уточнить, будет ли она настаивать на включении в сделку оговорки о возможности выкупить в будущем свои российские предприятия. «Об этих вещах мы не можем говорить, потому что еще не согласовали условия сделки», — сказал Боулз.

Компания также планирует уйти из Белоруссии. В 2021 году на долю двух стран приходилось 3,1% выручки группы BAT и 2,4% ее скорректированной прибыли.

В марте 2022 года BAT объявила о прекращении инвестиции в российский рынок на фоне ситуации на Украине, подчеркнув, что продолжит свою деятельность в стране. Два дня спустя BAT сообщила, что приостановит производство и работу в России. В июле BAT оценила свои потери от ухода из России, где она контролировала четверть рынка, в £957 млн ($1,2 млрд). Позднее в отчетности BAT списала стоимость своего российского и белорусского бизнеса на £554 млн ($695 млн), но продолжает оценивать свои активы в двух странах, предназначенные для продажи, в £752 млн ($943 млн), отмечает FT.

В России BAT имеет две дочерние компании: АО «Бритиш Американ Тобакко-СПб» и АО «Бритиш Американ Тобакко-СПб». С 2006 года эксклюзивным дистрибьютором продукции BAT в России является ГК «СНС».

9 февраля BAT сообщила о росте выручки в 2022 году на 2,3% — до £27 млрд ($33,9 млрд) и увеличении операционной прибыли на 4,3% — до £12,4 млрд ($15 млрд). Акции группы упали на новости почти на 5% — до £29,42 за бумагу.

FT отмечает, что из крупных табачных компаний пока только Imperial Brands (бренды Gauloises и Davidoff) ушел из России, потеряв на этом £463 млн ($618 млн). Philip Morris International (бренд Marlboro) объявил о планах покинуть Россию, но пока этого не сделал. Japan Tobacco (бренды Winston, LD, Camel, Sobranie), контролирующая 40% рынка, приостановила новые инвестиции в Россию но из страны не уходит.

Производитель товаров повседневного спроса Unilever допустил риск того, что ему придется полностью прекратить деятельность в России. Ранее компания приостановила инвестиции в местный рынок и поставки своей продукции в Россию

Британская Unilever — один из мировых лидеров на рынке производства продуктов питания, товаров бытовой химии и средств личной гигиены — предупредила о риске прекращения деятельности в России. Это следует из отчета компании за 2022 год.

«Мы продолжим оценивать и предоставлять информацию о финансовых последствиях от конфликта. Хотя потенциальные негативные последствия остаются неопределенными, есть риск того, что продолжать деятельность в России будет невозможно, что приведет к потере объема продаж и прибыли, списанию стоимости активов», — говорится в документе.

Пресс-служба Unilever в России заявила Forbes, что «позиция Unilever в России не изменилась»: предприятия в Омске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Туле продолжают свою работу, а офисы — операционную деятельность, обеспечивая присутствие брендов в точках продаж.

В России в Unilever работают 3000 человек. В 2022 году на долю российского бизнеса пришлось 1,4% оборота Unilever и 2% ее чистой прибыли, которая в 2022 году выросла на 24,9% год к году и составила €8,03 млрд. Выручка компании выросла до €60,1 млрд (+14,5%). Продажи Unilever выросли во всех категориях, больше всего — от продажи косметики (+20,8%).

В марте прошлого года Unilever приостановила поставки своей продукции в Россию и экспорт товаров с территории страны, а также отказалась от инвестиций в российский рынок. Российская дочерняя компания — ООО «Юнилевер русь» продолжает работать. Unilever пояснила, что поставки продуктов питания и средств гигиены, которые были произведены в России, продолжат быть доступными населению.

По данным Йельской школы менеджмента на 8 февраля, решение полностью уйти из страны приняли 372 иностранные компании, временно свернули деятельность, но сохранили варианты вернуться  498 компаний, свернули часть бизнеса 164 компании, приостановили новые инвестиции 165 компаний (в их числе Unilever). Продолжают свою деятельность в России только 221 иностранная фирма, отмечают исследователи, которые ведут эту статистику с начала российской «спецоперации»* на Украине.

Ранее, 8 февраля, о вероятности уходе с российского рынка сообщил японский производитель и продавец одежды Uniqlo (тоже ранее приостановил операции в стране), а производитель сигарет BAT (бренды Lucky Strike, Kent и «Ява»), ранее приостановивший производство в России, заявил, что планирует уйти из страны в 2023 году.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Японский продавец одежды Uniqlo, в марте 2022 года приостановивший операции в России, может уйти из страны, сообщил источник «Коммерсанта». Эксперты считают, что заменить Uniqlo будет сложно из-за технологичности компании, ее ценовой политики и качества базовых моделей

Японский производитель и продавец одежды Uniqlo, приостановивший операции в России, решил уйти из страны и не планирует возобновлять работу своих магазинов, сообщил «Коммерсанту» информированный источник. Он отметил, что об этом решении уже известно российским сотрудникам Uniqlo.

Другой собеседник издания на рынке недвижимости рассказал, что Uniqlo раздумывал над полным уходом из России еще осенью 2022 года, но изначально собирался закрыть только нерентабельные магазины. В январе источник сообщил «Известиям», что до 1 февраля Uniqlo освободит часть своих площадок в российских торговых центрах, оставив до пяти магазинов. Два сотрудника консалтинговых компаний заявили Forbes, что тоже слышали о сокращении числа магазинов Uniqlo, но, как отметил один из них, непонятно, все они будут закрыты или не все.

Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов сообщил «Коммерсанту», что Uniqlo несколько месяцев назад уведомила владельцев помещений о намерении закрыть магазины, но сохраняет контракты до момента, когда будет найден новый арендатор. Глава ретейл-департамента СОRE.XP Марина Малахатько назвала решение Uniqlo свернуть бизнес в России неизбежным, отметив, что политическая ситуация не изменилась и нет смысла платить за аренду и содержать персонал спустя почти год после приостановки работы. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отметила, что  заменить Uniqlo будет сложно из-за ее технологичности, ценовой политики и качества базовых моделей.

Uniqlo приостановила работу в России 10 марта 2022 года, отметив, что столкнулась «с рядом трудностей, включая вызовы в области ведения бизнеса и ухудшение конфликтной ситуации». До этого 7 марта глава Fast Retailing Тадаси Янаи говорил, что Uniqlo продолжит работать в России, так как одежда относится к предметам жизненной необходимости.

Весной 2022 года в России под брендом Uniqlo работало 50 точек и собственный интернет-магазин. На конец января 2023 года у Uniqlo было  27 магазинов в России, которые оставались закрытыми, приводит издание данные Fast Retailing.

Британская табачная компания British American Tobacco сообщила, что хочет продать все свои активы в России и Белоруссии до конца года. Однако, как рассказал в интервью Financial Times генеральный директор производителя Джек Боулз, процесс выхода из России не так прост и продажа бизнеса может состояться только в 2024 году.

«Мы находимся в стадии обсуждения возможности передать бизнес консорциуму, представляющему местный менеджмент и нашего дистрибутора. Такой формат передачи будет способствовать дальнейшему развитию нашего российского бизнеса без последствий для цепочки поставок и сотрудников. До окончания данного процесса мы не можем поделиться дальнейшими комментариями. При этом на протяжении всего процесса передачи бизнеса продукция компании производится и поставляется нашим торговым партнерам без перебоев»,— сказали в пресс-службе компании «БАТ».

British American Tobacco объявила об уходе из России в начале марта 2022 года. Решение было принято на фоне российской военной операции на Украине. Однако производителю сигарет Dunhill и Lucky Strike до сих пор не удалось завершить передачу бизнеса местным партнерам. Как отмечается в сегодняшней отчетности компании, она находится на «продвинутой стадии переговоров» о передаче бизнеса.

Ранее сегодня, 9 февраля, о трудностях при продаже российских активов сообщила Philip Morris International (марки Marlboro, Parliament, Bond, Chesterfield, L&M, Next, стики для IQOS). Корпорация оценила их в $2,5 млрд.

Японский производитель и продавец одежды Uniqlo, приостановивший операции в России весной 2022 года, вероятно, решил не возобновлять работу в стране. Компания расторгла договоры аренды в части торговых центров, а на сворачивание всего бизнеса может уйти несколько месяцев. Освобождаемые площади, возможно, займут универмаги или одежные сети массового сегмента.

О том, что японский производитель и продавец одежды Uniqlo решил уйти из России и не планирует возобновлять работу своих магазинов, «Ъ» рассказал источник на рынке торговой недвижимости. По его словам, об этом уже известно местным сотрудникам бренда. Другой источник «Ъ» на рынке недвижимости говорит, что Uniqlo раздумывал над полным уходом из РФ еще осенью 2022 года, но изначально планировалось закрыть только нерентабельные точки. В январе 2023 года «Известия» писали о намерении Uniqlo сохранить в стране пять магазинов. В российском Uniqlo «Ъ» не ответили, связаться с владельцем бренда Fast Retailing не удалось.

Первый магазин Uniqlo открылся в России в 2010 году. А 21 марта 2022 года сеть объявила о приостановке работы в стране из-за военных действий на Украине. На тот момент под брендом Uniqlo работало 50 точек, также был собственный интернет-магазин. На конец января 2023 года у Uniqlo есть 27 магазинов в России, которые остаются закрытыми, следует из данных на сайте Fast Retailing. В 2021 году выручка российской структуры Uniqlo выросла на 55,18%, до 26,99 млрд руб., чистая прибыль была 4,12 млрд руб.

Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов говорит, что Uniqlo несколько месяцев назад уведомила владельцев помещений о намерении закрыть магазины, но сохраняет контракты до момента, когда будет найден новый арендатор. После этого, по его словам, соглашения могут быть расторгнуты за два-три месяца. Как отмечает господин Ванчугов, сеть заинтересована в обслуживании контрактов, чтобы не накапливать права требований от собственников помещений, которые могли бы осложнить продажу активов при наличии такой опции.

Как отмечает глава ритейл-департамента СОRE.XP Марина Малахатько, решение Uniqlo об окончательном сворачивании бизнеса в России, видимо, было неизбежным. Политическая ситуация не изменилась, а смысла спустя почти год после приостановки работы продолжать платить за аренду и содержать персонал нет, говорит она. По оценкам госпожи Малахатько, Uniqlo для сворачивания работы в РФ потребуется от четырех месяцев до года. По ее данным, договоры аренды по ряду торговых центров уже расторгнуты, еще часть в процессе обсуждения. Товар, который был ввезен в Россию до марта 2022 года, реализован через онлайн-площадки, добавляет она.

Про Chery:  Wuling hong guang

На рынок РФ может выйти новый экспортер одежды — Northern India Trends

Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс отмечает, что буквально заменить Uniqlo будет сложно из-за технологичности компании, ценовой политики и качества базовых моделей. По ее словам, близкой альтернативой могут быть крупные российские бренды массового сегмента, такие как Sela и «Глория Джинс», а также локальные марки «О, май», Urban Tiger, SHU. Марина Малахатько добавляет, что с точки зрения товарооборота на квадратный метр арендуемой площади Uniqlo был одним из самых успешных fashion-ритейлеров своего сегмента в стране. По ее словам, на месте магазинов бренда могут открыться российские универмаги или точки крупных fashion-сетей массового сегмента. Магазины Uniqlo, как правило, расположены в хороших локациях с высокой проходимостью, добавляет Алексей Ванчугов.

В российском офисе британского производителя потребительских товаров Unilever (бренды Dove, Rexona, «Чистая линия», «Черный жемчуг,» «Лесной бальзам») прокомментировали возможный уход из России. В компании сообщили, что пока предприятия в российских городах продолжают свою деятельность.

«Позиция Unilever в России не изменилась. Предприятия Unilever в Омске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Туле продолжают свою работу, а офисы — операционную деятельность в стране, обеспечивая присутствие брендов в точках продаж. Приоритетом компании остается обеспечение высокого качества и доступности своих товаров для российских потребителей»,— сообщили «Ъ» в пресс-службе.

Сегодня, 9 февраля, Unilever опубликовала отчет за 2022 год (.pdf), в котором говорится, что, несмотря на возможные негативные последствия, покинуть российский рынок может оказаться невозможным. Уход из России приведет к потере продаж, прибыли и списанию стоимости активов, объяснили в компании.

В российских предприятиях Unilever работает более 3 тыс. человек. Доля российского бизнеса в обороте компании по итогу 2022 года составила 1,4%, а в чистой прибыли — 2%. В России находятся активы британской компании на сумму около €900 млн.

В марте 2022 года Unilever приостановила импорт и экспорт своей продукции в Россию и из нее. В компании заявили о планах продавать в стране только предметы первой необходимости и гигиенические средства, произведенные на территории России. Также производитель сообщал о прекращении инвестиций в страну. Unilever работает в России с 1991 года.

По итогам апреля российский авторынок показал худший результат за всю новейшую историю

Как мы и ожидали, катастрофа случилась: продажи новых автомобилей в апреле пробили очередное дно, упав на 78,5%. Нынешние 32,7 тысяч машин против почти 152 тысяч, проданных за апрель 2021 года – жалкие крохи. По сути, рынок лежит в руинах: в минус ушли даже те марки, которые умудрялись показывать рост продаж все последние месяцы. Речь, прежде всего, о китайцах. Так продажи Haval рухнули на 73%, Chery – на 83%, Geely – на 76%. И только «премиальная» марка Exeed смогла показать рост в 102% на фоне низкой базы прошлого года.

Осколок покинул Россию

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА АПРЕЛЬ 2022/2021 ГГ.

*Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ.АВТ.<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т).** Данные продаж автомобилей GM Group в апреле 2022 не предоставлены компанией.

Практически «обнулились» продажи дорогих импортных автомобилей – их ввоз в Россию запрещен, и сейчас дилеры распродают остатки по космическим ценам. Из статистики АЕБ выбыли ушедшие из России Chevrolet и Cadillac. Но остальные марки (даже те, кто кричал об остановке поставок) пока формально остались! Речь идет, в том числе и о BMW с Mercedes-Benz — их отсутствие в таблице объясняется поквартальными отчетами этих брендов.

Осколок покинул Россию

В мае ситуация с продажами новых машин вряд ли станет лучше: сами дилеры жалуются на то, что покупателей нет. Дошло до того, что они вынуждены отказываться от «допов» и снижать цены до рекомендованных производителем, но ситуацию это мало меняет, та как и без наценок стоят новые машины сейчас на 20-50% дороже, чем в начале года. Плюс неподъемные ставки по кредитам и подорожавшие запчасти забивают последние гвозди гроб российского авторитейла.

Осколок покинул Россию

Но есть и хорошие новости. Поскольку российскому авторынку падать уже практически некуда, рано или поздно продажи пойдут в рост. Скорее всего, это случится осенью, когда на рынок выйдут в достаточном объеме «Лады» в упрощенных комплектациях и иномарки, которые будут ввозиться по «серым» схемам в обход автопредставительств, а ставки по кредитам, вслед за снижением ключевой ставки ЦБ, пойдут вниз.

Ранее, мы рассказывали, что происходит с производством новых автомобилей в России и почему заводы не работают.

Редакция рекомендует

События последних недель перевернули с ног на голову планы подавляющего большинства автопроизводителей и смежных компаний. И хотя некоторые из них яро пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, вполне очевидно: сложившаяся ситуация зацепит каждого. Разница лишь в быстроте и сокрушительности отдачи.

Чтобы не запутаться в ворохе постоянно меняющихся новостей, мы создали эту заметку и будем отслеживать рыночную ситуацию в режиме онлайн. Кто объявил о приостановке импорта в Россию? Кто поставил производство на паузу? Кто угодил под санкции? А кому все нипочем? Рассказываем максимально подробно в алфавитном порядке.

Aurus

У российского люксового бренда Aurus все замечательно. Во всяком случае, так говорят официальные лица. Подготовка новой производственной площадки в особой экономической зоне «Алабуга» идет по графику. И уже в этом году модельный ряд марки пополнится моделью Komendant. Роскошный внедорожник присоединится к лимузину Senat.

Audi

Немецкий премиальный бренд, относящийся к концерну Volkswagen, принял решение о приостановке деятельности в России еще 25 февраля. И переобуваться явно не собирается. Больше того, возможному возращению Audi препятствует запрет CША и Евросоюза на ввоз автомобилей дороже 50 000 евро. А это довольно низкая планка для немецкого премиума.

BMW

Похожим образом отреагировал на события в Украине и концерн BMW. 1 марта баварцы сообщили о прекращении российских поставок и (при)остановке конвейера калининградского предприятия «Автотор», запущенного в далеком 1999-м. Больше того: из-за сбоя логистических цепочек на паузу пришлось поставить и зарубежные заводы компании.

Осколок покинул Россию

Первой моделью BMW, сошедшей с конвейера калининградского «Автотора», стала «пятерка» в кузове E39. Это случилось еще в прошлом веке.

Cadillac

Машины американского премиум-бренда не выпускают в России с 2019 года. А на импорт Штаты наложили эмбарго. Впрочем, об окончательном уходе в закат речь пока не идет. В российском представительстве General Motors обещают внимательно следить за развитием ситуации. Не исключено, оплакивать кроссоверы линейки XT и большой Escalade еще рано.

Changan

Казалось бы, если какой-то автопроизводитель и может выиграть в сложившейся ситуации, то только китайский. И в целом это действительно так. Однако Changan – в неудачниках. В начале марта китайцы объявили о сворачивании производства на белорусском заводе «Юнисон» (причины не сообщаются). А именно там собирали кроссоверы CS35 Plus и CS75 FL для России.

Осколок покинул Россию

Обновленный Changan CS75 FL для России.

Chery и Exeed

У коллег из Chery все куда радужнее. В начале февраля ребята временно приостановили закупку машин для России по причине дикой волотильности курса. Но затем осмотрелись, отдышались, и вновь готовы к великим делам. Премиальная «дочка» Exeed вовсе не постеснялась провести на днях физическую презентацию новинки – компактного паркетника LX. Цены, конечно, подняли.

Chevrolet

Политика General Motors в отношении бренда «Шевроле» – точно такая же, как в случае с «Кадиллаком». Так что о большом кроссовере Traverse и внедорожнике Tahoe можно забыть. А вот у производимого в Южной Корее паркетника Trailblazer и ряда «узбекских» моделей (Cobalt, Nexia, Spark) сохраняются шансы просочиться в Россию через решето санкций. Но это не точно. Ждем.

Осколок покинул Россию

Кроссовер Chevrolet Trailblazer дебютировал в России около полугода назад.

Citroen

В начале марта французский бренд из большой семьи концерна Stellantis бодрился и рапортовал о бесперебойности всего и вся. Но к середине месяца ситуация изменилась. Нарушенные логистические цепочки вынудили фирмачей отказаться от импорта и экспорта моделей. А также признаться: калужский завод «ПСМА Рус» может уйти в простой в любую минуту.

Dongfeng

Учитывая иллюзорные продажи, на Dongfeng можно было вовсе закрыть глаза, однако мы полагаем: за китайскими брендами в нынешней ситуации нужно смотреть в оба. В российском портфолио марки сегодня значится единственная модель – 7-местный кроссовер DFM 580 размером с Kodiaq. Буквально на днях дилеры легко и весело пририсовали 200 000 рублей к его прайсу.

Осколок покинул Россию

DFM 580 со 132-сильным атмосферником и механикой теперь стартует с 1 829 000 рублей.

FAW

В портфолио следующего бренда из Поднебесной сразу три модели. И все как одна – кроссоверы: Besturn X40, Besturn X80 и Bestune (нет опечатки) T77. Вот только купить их пока не выйдет. Осторожные китайцы решили взять паузу в связи с «непонятками» с курсом. И, кажется, молчание может продлиться долго. Впрочем, проверьте через недельку-другую. Вдруг.

Ferrari

Компания из Маранелло довольно долго абстрагировалась от происходящего, однако 9 марта все же анонсировала приостановку деловых отношений с нашей страной. Это означает как временное прекращение постройки уже предоплаченных автомобилей, так и заморозку приема заказов. В общем: кроссовер Purosangue и гибрид 296 GTB появятся на российских улицах нескоро.

Осколок покинул Россию

По мнению художников Motor1 примерно так будет выглядеть первый кроссовер Ferrari.

Fiat

В начале года у итальянского бренда из клана Stellantis были большие планы: ребята выбили увеличенную квоту на импортируемый из Евросоюза фургон Ducato. А завод в Калуге, напротив, должен был освоить сборку модели Scudo (аналог Peugeot Expert и Citroen Jumpy) для экспортных нужд. Теперь же ни один из этих векторов не получит развития. Грустно.

Ford

«Голубой овал» – равно как и Fiat – «завязал» с легковыми моделями в России задолго до кризиса. Так что единственная нынешняя потеря – коммерческий Transit, собираемый на совместном предприятии Ford Sollers в Елабуге. Производство фургонов прекратили 3 марта «до дальнейшего уведомления». Будем надеяться, однажды оно случится. Иначе под вопросом окажутся 2800 рабочих мест.

GAC

Китайцы из GAC смотрят в будущее с оптимизмом и, кажется, уже готовы вцепиться в рыночный кусок, который выплюнут европейские и японские бренды. На остаток года компания наметила расширение дилерской сети. А в будущем 2023-м обещает привезти в Россию новое поколение флагманского кроссовера GS8, променявшего древнюю фиатовскую «тележку» на современную модульную архитектуру.

Geely

Никуда не собираются и ребята из Geely: появившиеся в Сети слухи о заморозке поставок в российском представительстве решительно отвергли. Речь, мол, о краткосрочной паузе по отгрузке машин дилерам – до понимания новой рыночной специфики. Больше того: во второй половине года китайцы по-прежнему обещают нам новый флагман Monjaro. Но будет явно недешево.

Про Chery:  Geely kx11 купить в китае

Осколок покинул Россию

Geely Monjaro – это 4770 мм в длину, 238-сильная «турбочетверка» 2.0 и привод на все колеса.

Genesis

Решение остаться в России принял и премиальный суббренд корейского гиганта Hyundai Motor Group. А чтобы ни дня не работать в убыток, корейцы мигом переписали рублевые цены, приплюсовав 12-17%. Отныне входной билет в мир Genesis стоит 3 980 000 рублей (седан G70), а флагманский G90 переваливает уже за 10 миллионов. Но будьте готовы: и эти «злобные» числа дилеры умножат на полтора.

Haval

Впрочем, абсолютные рекордсмены в области ценовых аппетитов – Haval (да-да, китайский бренд тоже остается в России). В середине марта местное представительство разом подняло РРЦ локализованных (!) под Тулой моделей на 40-50%. А заодно анонсировало выход на рынок кроссовера Dargo и большого рамного внедорожника Tank 300. Первый уже успел получить российский паспорт ОТТС.

Осколок покинул Россию

Haval Dargo – одноклассник Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander.

Hyundai

Разумеется, если остается Genesis, то материнский Hyundai – тем более. И хотя разрыв логистических цепочек вынудил корейцев временно остановить конвейер питерского завода (Solaris и Creta), калининградский «Автотор» (Elantra, Tucson, Santa Fe) пока работает без перебоев. На днях ребята сертифицировали в России «Крету» в исполнении N Line. Цены на большинство моделей выросли в марте на 30%.

Isuzu

За японцев из Isuzu чертовски обидно: внедорожник MU-X (на слайдере ниже), призванный отобрать клиентов у Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport, дебютировал за три недели до известных событий и уже должен был начать приносить коммерческие плоды (обсуждалась даже возможность локализации в России). В компании ситуацию пока не комментируют, но мы прекрасно понимаем: теперь подобный сценарий – из разряда фантастики.

Осколок покинул Россию

Осколок покинул Россию

Jaguar Land Rover

Британцы были одними из первых, кто заявил о приостановке коммерческой деятельности в России: поставки новых машин брендов Jaguar и Land Rover обрубили еще 1 марта. С тех пор от представительства, обещавшего никуда не деваться и держать руку на пульсе, не поступало никаких позитивных сигналов. Впрочем, сотрудников пока не выставили на мороз. Так что надеемся на хорошее.

Jeep

Осколок покинул Россию

Новый Grand Cherokee успел попозировать на статической презентации в Москве. А вот на дорогах появится теперь нескоро.

Kia

Представительство Kia ожидаемо придерживается той же стратегии, что коллеги из Hyundai, а временная остановка завода под Санкт-Петербургом якобы не должна никого смущать. Пока корейцы восстанавливают ведущие в Северную столицу логистические цепочки, калининградский «Автотор» продолжает бесперебойно «рожать» Seltos, Ceed, Picanto, Stinger, Mohave, Cerato, Sorento, K5 и Sportage нового поколения.

Осколок покинул Россию

Kia Sportage пятого поколения начали собирать в Калининграде 22 февраля.

Lada

Вполне очевидно: АвтоВАЗ никакую деятельность приостанавливать не собирался. И все же обстоятельства оказались выше. Нехватка комплектующих практически полностью парализовала сборочные площадки в Тольятти и Ижевске (сейчас заводы собирают лишь семейства Granta и Niva Legend). Однако это не мешает гиганту перманентно переписывать цены. За последний месяц подобное происходило уже трижды.

Lamborghini

Итальянский производитель суперкаров, находящийся под юрисдикцией Volkswagen, придерживается глобальной политики своего концерна. Приостановку производства машин для нашего рынка объявили во вторую неделю марта «до особого распоряжения». Впрочем, в компании не скрывают надежд однажды вернуть все на круги своя. В 2021 году дилеры Lamborghini передали российским клиентам 200 автомобилей.

Maserati

Несмотря на близкое родство с Ferrari, резко осудившей происходящее в Украине и свернувшей поставки машин, ребята из Maserati сработали более сдержанно и не стали делать громких звявлений. Тем не менее запрет Евросоюза на экспорт автомобилей дороже 50 000 евро фактически ставит крест на российских амбициях марки. Говорят, пока еще можно подобрать экземпляр из наличия.

Mazda

В начале марта японские информационные агентства заявили о приостановке поставок ряда комплектующих на российский завод Mazda. Однако уже на следующий день представители «Мазда Соллерс» информацию опровергли. Мол, сборочная площадка во Владивостоке работает в штатном режиме, снабжая рынок седанами Mazda6, а также кроссоверами CX-5 и CX-9. Нет дефицита машин и у дилеров.

Mercedes-Benz

Компания из Штутгарта разорвала деловые связи с Россией 3 марта, заморозив поставки автомобилей из-за рубежа и остановив конвейер завода в подмосковном индустриальном парке «Есипово» (E-класс, GLC, GLE и GLS). Дальнейшие шаги – под вопросом. По инсайдерской информации, в Mercedes-Benz не видят перспектив работы в нашей стране. Но в случае ухода и «национализации» имущества рискуют потерять 2 миллиарда евро.

Осколок покинул Россию

Mercedes-Benz GLE – лидер российских продаж марки. В прошлом году дилеры передали клиентам 9382 таких кроссовера.

Mitsubishi

На пресс-конференции в конце февраля российский офис Mitsubishi грозился реализовать в 2022-м не менее 35 000 машин, подняв продажи на 25%. Теперь вполне очевидно: хотя компания и остается на рынке, а вся инфраструктура по-прежнему функционирует без сбоев, планы придется пересмотреть. Не исключено и полное прекращение деятельности в случае ужесточения Японией экономических санкций.

Nissan и Infiniti

Перебои с логистикой вынудили ребят из Nissan приостановить производство под Санкт-Петербургом. Поставлены на паузу и поставки нового поколения Pathfinder. Причем их возобновлению могут помешать санкции США на импорт в Россию автомобилей дороже 50 000 евро (в местном офисе, впрочем, надеются избежать запрета). В похожей ситуации оказался и премиальный суббренд Infiniti. Небольшое утешение: имеющихся запасов машин хватит надолго.

Осколок покинул Россию

Новый Nissan Pathfinder для России.

Opel и Peugeot

Поскольку два бренда из портфеля Stellantis идут в алфавите друг за другом и проповедуют одну философию, позволим себе обобщить. Итак: модели, локализованные на заводе в Калуге (в частности, Opel Combo Life и Peugeot 408) будут производить «до последнего вздоха». Да и модели, ввозимые из Евросоюза, вполне укладываются в пресловутые 50 000 евро. Так что дела у ребят пока что не швах (вроде бы).

Porsche

Вслед за материнским концерном Volkswagen приостановку российских поставок объявили и в Porsche. С 4 марта деятельность компании в нашей стране «подвисла» не неопределенный срок. Однако о полном выходе с рынка говорить опять-таки рано. Россия – достаточно важная площадка для штутгартцев. В 2021 году 26 дилерских центров реализовали в стране более 6000 машин.

Осколок покинул Россию

В 2021 году электрический Taycan вошел в тройку лидеров марки, уступив в России лишь кроссоверам Cayenne и Macan.

Renault

Прошлый год стал для британцев рекордным за 110-летнюю историю марки в России (продано 300 экземпляров). Однако на сложившуюся ситуацию в Rolls-Royce отреагировали жестко: 4 марта компания приостановила отгрузку машин на неопределенный срок. А подразделение, отвечающее за постройку авиационных двигателей, демонстративно отказалось от закупки российского титана.

Skoda

Чешское подразделение концерна Volkswagen не стало выбиваться из общекорпоративной канвы: 3 марта компания Skoda объявила о приостановке российской деятельности, выключив конвейеры заводов в Калуге и Нижнем, а также заморозив продажи уже готовых машин. Таким образом, рынок лишился локализованных моделей Rapid, Octavia, Karoq и Kodiaq. Решение действует до «дальнейшего распоряжения».

Subaru

Японцы из «Плеяд» в крайности пока не бросаются и намерены продолжить торговлю. Вот только прежних цен и след простыл: во второй половине марта продукция Subaru прибавила в России около 25%. Наиболее доступная модель бренда – компактный кроссовер XV – нынче стартует с 3 500 000 рублей. Рекомендованная розничная цена хорошо оснащенного универсала Outback перевалила за 5 миллионов.

Suzuki

А вот и пример прямо противоположной реакции: ребята из Suzuki деятельность в России спешно свернули. С начала марта венгерский завод Magyar Suzuki не выполняет российские заказы по моделям Vitara и SX4, а сборочная площадка в Японии перестала собирать для нас малыша Jimny. Означает ли это полный уход? Учитывая недавнее (16 марта) назначение нового главы российского офиса – не означает.

Toyota и Lexus

Toyota Motor – как Киркоров в знаменитом интервью: «Я уйду. Но не уйду». Едва информационные порталы успели растиражировать сообщение о капитуляции концерна в России, японцы это опровергли. Питерский завод (Camry, RAV4), мол, встал из-за нехватки зарубежных комплектующих. А импорту других моделей препятствует логистический коллапс. То же самое относится к премиальному суббренду Lexus.

Осколок покинул Россию

Новый Lexus LX дебютировал под занавес года, а первые «живые» машины ожидались в России в течение лета. Что будет теперь – вопрос.

Volkswagen

Прочитав выше о судьбе других брендов глобального Volkswagen, вы уже понимаете, как поступил одноименный автопроизводитель. Российские заводы, выпускавшие Polo, Tiguan и Taos, к сожалению, все. И раз уж в этом блоке у нас осталась пара свободных строчек, вы должны знать: отгрузку новой техники также прекратили входящие в состав гиганта бренды Bentley и Ducati.

Volvo

Шведская компания, формально представленная в России аж семью моделями (помимо кроссоверов XC90, XC60 и XC40, есть седаны S90 и S60, а также их пятидверные версии с индексом V и приставкой Сross Country), приостановила поставки продукции еще 1 марта. При этом Volvo заверила: на складах есть определенный запас машин, а дилеры продолжают оказывать клиентам сервисную поддержку.

Осколок покинул Россию

Совсем недавно в Volvo успели отметить 50-летие бренда в России (гиперссылку на материал оставили выше).

УАЗ

Ульяновцы держатся хорошо: в отличие от коллег из «Лады», земляки дедушки Ленина не жалуются на нехватку деталей (после начала конфликта в Украине завод постоял пару дней «и снова пошел»). Однако на ценах происходящее, конечно, сказалось. После мартовской смены прайсов в линейке УАЗа не осталось моделей дешевле миллиона. «Буханка» стартует с 1 027 000 рублей.

«Урал»

Производитель многофункциональной грузовой техники из Миасса воздерживался от каких-либо заявлений на протяжении всего марта. И лишь в заключительный день месяца фирмачи выпустили официальный релиз. Если вкратце: все прекрасно и по плану. Ежедневно с конвейера сходит от 33 до 36 «Уралов». А общегодовой объем должен как минимум остаться на уровне 2021-го: это порядка 8400 машин. О дефиците компонентов и возможных сокращениях персонала пока можно не беспокоиться.

Осколок покинул Россию

«Урал-4320» по-прежнему пользуется стабильным спросом.

А что у смежников?

О приостановке деятельности в стране также заявил ряд сопутствующих компаний. Шинники Michelin, Bridgestone и Continental объявили об остановке российских заводов и поставок готовой продукции. Коллеги из Pirelli отказались от дальнейших инвестиций в развитие рынка. О временной производственной паузе сообщили в немецкой Bosch. Также список «отказников» пополнили международные нефтесервисные компании Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes, чьими клиентами являются «Газпром» и «Роснефть».

Вас может заинтересовать:

Motor1 продолжает следить за ситуацией на российском автомобильном рынке и актуализировать информацию.

Докатились до Индии и Ирана. На каких авто из дружественных стран придётся ездить россиянам

Уход европейских, японских и американских марок с российского авторынка оставил на нём зияющую пустоту: выбор новых автомобилей, по сути, сводится к упрощённым отечественным моделям, китайским брендам и южнокорейским производителям (последние, впрочем, пока не спешат возобновлять производство в РФ или налаживать импорт). Опустевшую нишу могут занять производители из дружественных стран. «Секрет» присмотрелся, на чём будет ездить Россия через несколько лет.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий