По оптимистичным прогнозам, рынок автомобилей в этом году вырастет до 780 тыс. автомобилей
В интернете публикуют сообщение, что китайские производители автомобилей скоро начнут продавать машины не через автосалоны, а онлайн. Кто стоит за этой информацией и что будет с китайским автопромом на российском рынке, разбирался aif.ru.
Китайская ассоциации автопроизводителей (СААМ) опубликовала данные о продажах пассажирских автомобилей в Китае в декабре 2022 года. Всего продано 2.161.470 автомобилей. Это на 10.0% меньше, чем в декабре прошлого года.
Продажи кроссоверов и внедорожников составили 1.018.200 штук. Это на 10.4% меньше, чем в прошлом году. В сегменте седанов и хетчбеков продано 1.033.780 автомобилей. Это на 6.3% меньше, чем в декабре прошлого года. В сегменте MPV продано 114.096 автомобилей, минус 29.1%.
Самым популярным кроссовером в Китае стал BYD Song Plus DM-i (продано 41555 штук), на втором месте Changan CS75 FL (30456 автомобилей), на третьем Tesla Model Y (29387).
Среди седанов и хетчбеков на первом месте Volkswagen Lavida (продано 41501 штука), на втором месте Wuling MINI EV (34523 автомобиля), на третьем Toyota Corolla (33566).
В сегменте MPV лидером стал Wuling Hongguang (продано 14653 штуки), на втором месте Buick GL8 (9414 автомобилей), на третьем GAC GN8 (8839).
Лидером среди китайских производителей на внутреннем рынке стала марка BYD с результатом 217676 автомобилей, на втором месте Changan (138291 автомобиль), на 3-ем Wuling (85343), затем Geely (74928), GAC (65731), Chery (54286), Haval (31148), Hongqi (30165).
«Китайские автомобили в октябре заняли почти 30% отечественного рынка. По итогам месяца в России было приобретено около 12,8 тысяч новых легковых автомобилей китайских марок (29,5% от общего объема рынка). В следующем году доля автомобилей производства КНР будет только расти, вплоть до 50%. Это связано с уходом из России крупных импортеров из других стран и приостановкой производств многих иностранных марок на территории РФ.
Китайские автопроизводители понимают все перспективы, которые сейчас открылись для них на российском рынке. После ухода из страны крупных европейских, американских и японских компаний, многие ниши остались свободными. Интерес китайских автопроизводителей к отечественному рынку очень большой. Chery, Haval, Geely уже имеют твердые позиции в России и получают существенные выгоды. Другие бренды также готовятся занять освободившиеся ниши.
На текущий момент китайские марки неплохо справляются со спросом в нижнем и среднем ценовых сегментах. Острый дефицит при этом сохраняется в подсегменте седанов В- и D-классов, весьма популярных не только среди населения, но и у таксопарков и каршеринговых операторов. В премиальном сегменте нет седанов и полноразмерных внедорожников. Китайские производители претендуют восполнить часть дефицита и в этих нишах.
В краткосрочной перспективе планируется старт продаж в России марок Tank (Great Wall Motor), Jetour, Hongqi (FAW), Voyah (Dongfeng). Недавно состоялась презентация кроссовера Skywell ET5, официальные продажи которого в нашей стране планируется начать в конце ноября.
Однако выход на любой рынок (и российский — не исключение) — сложный процесс, связанный с получением массы разрешений и проведением дорогостоящих сертификационных тестов. На все это потребуется время — от полугода до года, после чего потребуются месяцы на маркетинг, организацию дилерской сети и ее обучение, наполнение складов запчастей необходимой номенклатурой, отладку логистических процессов», — отметил эксперт.
В то же время Корнев скептически относится к тому, что автобрендам из КНР удастся продавать в Сети значительное число машин благодаря кооперации с банками.
«Некоторые легковые бренды уже пытались организовать продажи, минуя дилерские центры, но на поток это не пошло. А если речь про китайский автопром, который еще не настолько знаком нашему покупателю, то здесь шансов еще меньше. Плюс наш менталитет все-таки требует большего внимания к процессу покупки авто: потрогать, пощупать, получить удовольствие от процесса покупки», — добавляет эксперт.
В 2022 году российский авторынок пережил поистине революционные изменения, а его объем, по предварительным оценкам, сократился аж в два раза. Что ждет его в новом, 2023 году, выяснило РИА «Новости».
Автосалон Haval. Фото ГК Прагматика
Главное, что произошло на нашем авторынке в минувшем году – это уход и приостановка деятельности почти всех западных брендов, после чего все продажи в буквальном смысле разделили «наши» LADA, «китайцы» и все остальные.
Цены, несмотря на просевший спрос, выросли в среднем на 20%. Это произошло по нескольким причинам, в том числе инфляции, «просевшего» курса рубля к доллару и евро, а также возросших издержек на логистику.
«Сейчас таможенные процедуры проходят через Белоруссию и Казахстан, но что будет с логистическими хабами в новом году, пока предугадать невозможно. Ответственность третьих лиц за нарушение санкций будут ужесточать», — объяснил гендиректор тюнинг-ателье Larte Design Дмитрий Полунин.
Дефицит автомобилей, который сохраняется до сих пор, спровоцирует продолжение роста цен и в 2023 году. Пока его не компенсируют альтернативными моделями, предпосылок для их снижения не будет, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Таким образом, снова все подорожает. «Европейцы» и «японцы» — из-за логистики и оплаты, а китайцы просто воспользуются тем, что их машины в России продаются даже успешнее, чем у них на родине.
Еще сильнее «подстегнуть» продажи автомобилей из КНР может государственная программа льготного автокредитования. Пока под нее попадает только Haval Jolion, но, как говорит гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, в итоге россияне все равно переключатся на европейские авто, поставляемые параллельным импортом.
«Появились некоторые экзотические модели, такие как Chevrolet Tracker и Groove, электрокар Volkswagen ID.6 и седан Volkswagen Bora. Вместо одних моделей стали завозить другие: Mitsubishi Outlander — Mitsubishi Xpander, Hyundai Creta — Hyundai Bayon, Toyota RAV4 — Toyota Rush. Однако есть недостатки: повышенная стоимость и особенность сборки. Например, автомобили из ОАЭ и Пакистана не адаптированы под нашу зиму», — пояснил эксперт маркеплейса «Финмир» Антон Кравцов.
Появление в России иранских (Irak Khodro, SAIPA и др.) и индийских (Tata) брендов тоже не исключено, но их продажи у нас вряд ли достигнут экономически обоснованных объемов, полагают собеседники агентства.
Другое дело – автомобили с пробегом, рост спроса на которые стал одной из главных тенденций минувшего года. По этой же причине на «вторичке» уменьшилось число объявлений о продаже ликвидных машин не старше трех лет, а также авто популярных марок LADA, Ford, Toyota, Renault и Volkswagen.
«Средняя стоимость машин с пробегом также увеличивается: к декабрю она выросла на 35 процентов, до 880 тысяч рублей. Несмотря на это, продажи поднялись на пять процентов по сравнению с октябрем, а в нашей компании — на 15», — рассказал СЕО автомаркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль.
Что касается запчастей, то стоимость «оригиналов» на этом рынке с начала 2022 года выросла уже на 70-75%, а «аналогов» — более чем на 100%. В дальнейшем, считают эксперты, цены на этом рынке будут напрямую зависеть от курса рубля, объемов поставок и рекомендуемых розничных цен производителей.
Ранее сообщалось, что продажи новых автомобилей всех сегментов в России в 2023 году должны вырасти на 25%: с 800 тысяч до 1 млн единиц. Таким прогнозом поделился вице-премьер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Начало 2023 года может похвастаться большим количеством автопремьер на российском рынке. Часть из них поступили в продажу официально, а еще больше новинок крупные дилерские центры привезли в нашу страну в частном порядке, используя схему параллельного импорта. Среди них традиционно много китайских моделей, а также главный дебютант на отечественном рынке — кроссовер «Москвич», который из столицы дошел и до регионов. Autonews.ru выбрал десять главных новинок в России, покупку которых можно рассмотреть в феврале 2023 года.
«Москвич»
В феврале во всех российских дилерских центрах должны начаться продажи нового «Москвича». Так, клиентам предложат кросcовер под индексом 3. Фактически новинка представляет собой перелицованный JAC JS4 (он же Sehol X4) и оснащается 1,5-литровым турбодвигателем мощностью 150 л.с. и 210 Н·м. Такой агрегат может работать совместно с шестиступенчатой механической коробкой передач либо вариатором. Цены на машину секретом не являются. Минимальная стоимость машины составляет 1 970 000 руб. За двухпедальный «Москвич 3» придется заплатить минимум 2 035 000 руб.
Также в продажу поступит электрическая версия кроссовера под названием «Москвич 3е». Стоимость автомобиля составляет 3,5 млн руб. Цена указана без учета господдержки, о которой пока официально не объявили. Переднеприводный кроссовер получил один электродвигатель и на одном заряде может проехать 410 км. У автомобиля имеется функция быстрой зарядки, которая позволяет подзарядить батареи с 30 до 80% за 45 минут.
Chery Tiggo 4 Pro
На российском рынке появился кроссовер Chery Tiggo 4 Pro в новой топовой комплектации Ultimate. Автомобиль получил светодиодную оптику, панорамный люк, задние парктроники, складывающиеся боковые зеркала с повторителями поворотов, бамперы с акцентными деталями желтого цвета и 18-дюймовые колесные диски. В салоне установлены цифровая приборная панель, система кругового обзора, климат-контроль, 10,25-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы, беспроводная зарядка для смартфона и аудиосистема с шестью динамиками.
Технические характеристики изменений не претерпели. Машина оборудована 1,5-литровым бензиновым турбодвигателем мощностью 147 л.с., который работает совместно с вариатором. Разгон до сотни занимает у машины 9,7 с. Цена на автомобиль с учетом всех выгод и скидок составляет минимум 2 159 900 руб.
Lada Granta без центрального замка
АвтоВАЗ на заводе в Тольятти начал производство Lada Granta без центрального замка. В ближайшее время эти автомобили должны появиться у дилеров. Причем Lada Granta с механическим замком будут стоить на 3 тыс. руб. дешевле обычной версии модели. Сейчас рекомендованные розничные цены на популярный седан стартуют от 678,3 тыс. руб.
Представитель АвтоВАЗа объяснил, что «Гранты» без центрального замка выпустят небольшой партией. При этом установить его владельцы таких автомобилей смогут отдельно в дилерских центрах. Штатную опцию в компании обещают вернуть на Lada Granta уже в самое ближайшее время.
Lada Niva пикап
АвтоВАЗ начал продажи модернизированных коммерческих пикапов на базе Lada Niva Legend. Их производство ведет дочернее предприятие «ВИС-Авто». Цены на новинку стартуют от 1 153 400 руб. На данный момент в гамме пикапов представлены машины с двух- и пятиместной кабинами, автомобили со стеклопластиковым кунгом, изотермические фургоны, рефрижераторы и автомобили техпомощи.
Модернизированные пикапы получили более прочный кузов, а также усовершенствованную конструкцию соединения кабины с полурамой. Производитель увеличил максимальную грузоподъемность на 185 кг. Теперь на автомобиле можно перевозить грузы до 800 кг.
Changan CS95
Китайский Changan пока официально не анонсировал новинок в 2023 году для российского рынка. В пресс-службе бренда лишь заявили, что компания планирует существенно расширить модельный ряд, но давать какую-либо конкретику отказались. Впрочем, это не помешало одному из столичных дилерских центров самостоятельно привезти на наш рынок крупную партию кроссоверов Changan CS95, которые внешне чем-то напоминают модели Land Rover. Цена на автомобиль составляет 4,2 млн руб.
Представьте себе, именно такую цифру нам назвали сразу несколько источников, имеющих как непосредственное отношение к «Чери Автомобили Рус», то есть к представительству китайской компании, так и сторонние участники рынка, знакомые с процессом. Для того чтобы понять, откуда растут ноги у этой цифры, обратимся к истории продаж Chery в нашей стране.
В 2012 году, когда рынок новых легковых автомобилей поставил не побитый доселе рекорд почти в три миллиона штук, дилеры Chery реализовали 14,5 тысячи машин. В 2013-м сбыт достиг почти 20 тысяч авто, и до 2020-го этот результат для китайского бренда оставался лучшим. В то же время бывали и тяжелые годы, когда дилеры продавали по пять-шесть тысяч машин. Именно с результатом 6358 экземпляров компания закончила 2019-й. Здесь сделаем паузу в цифрах и напомним, что именно 2018 год стал последним в сотрудничестве Chery и «Дервейса» — предприятия, на котором китайцы организовали сборку моделей по полному циклу, причем на пару с Lifan: модели обоих брендов красили в одной камере в одни и те же цвета (отличие было только в одном оттенке).
Как мы знаем, в декабре 2018 года Следственный комитет по Карачаево-Черкесии возбудил уголовное дело «по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере обществом с ограниченной ответственностью — автомобильной компанией «Дервейс»». По мнению следователей, ущерб государству составил без малого 320 миллионов рублей. В общем, на «Дервейсе» был поставлен крест, и Chery подалась на «Автотор», а точнее, на его дочернее предприятие «Автотор-Техобслуживание» («Автотор-Т»). Китайцы наладили в Калининграде выпуск трех моделей — Tiggo 5, Tiggo 7 и Tiggo 4 по методу SKD-4: из Китая на «Автотор» приходил голый, но сваренный и окрашенный кузов и несколько тысяч комплектующих к нему. Не сказать, что сотрудничество было успешным — попутно с выпуском те же модели представительство Чери продолжало завозить из Китая, а спустя несколько месяцев после запуска сборку и вовсе остановили. В феврале 2020 года директор российского представительства Chery Владимир Шмаков сказал мне: «Условия таковы, что возить машины из-за границы дешевле». При этом подтвердил, что оборудование, работавшее на «Дервейсе» и «Автоторе», законсервировано и ждет своего часа.
«возить из-за границы дешевле» можно было бы с легкостью оспорить по итогам 2020 года, ибо именно с 1 января правительство РФ резко взвинтило утильсбор, однако помощь пришла откуда не ждали: весной начались ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, и в то время, пока российские заводы стояли, импорт из Китая шел полным ходом. В 2020 году Chery хотя и не достигла больших продаж (11 452 машины), однако по сравнению с 2019-м выросла на 80%, а кроме того, на российский рынок вывели дочерний бренд Exeed. В 2021-м опять же именно китайские производители меньше остальных пострадали от дефицита полупроводников, и Chery извлекла всю возможную выгоду из этого на нашем рынке: продажи выросли на 224% — до 37 188 автомобилей и стали рекордными за всю историю бренда в России. Вместе с Exeed дилеры продали 41 тысячу машин.
В 2022-м после вялого начала года вплоть до июня Chery не показывала сколько-нибудь существенных успехов. Все изменилось в конце второго квартала: отгрузки и Chery, и Exeed возросли лавинообразно. В третьем квартале рост продолжился — реализовано 9935 Chery и 4515 Exeed. Ключевой момент здесь в том, продолжится ли рост в четвертом квартале — если да, это будет означать, что потенциал еще есть. А если нет?.. В любом случае конец года важен тем, что в Россию вывели бренд Omoda, который, видимо, прибавит новых возможностей для увеличения сбыта. По нашим прикидкам, суммарно представительство Chery может реализовать в этом году 50 000 машин — очевидно, что китайцы видят эту психологическую отметку и сделают все, чтобы она была преодолена.
Между тем 50 000 — это в четыре раза меньше, чем желаемые 200 000. В конце концов, даже перевозить машины куда как накладнее, чем машинокомплекты для CKD- или SKD-сборки. Кроме того, существуют известные валютные риски. Во-первых, рубль может не просто вернуться к прежним значениям, а упасть до отметки 100 рублей за доллар, о чем открыто говорят эксперты. Во-вторых, не исключен вариант укрепления юаня — опять же до прежних шести юаней за доллар. Наконец, министр промышленности и торговли Мантуров может в целях защиты АВТОВАЗа исполнить свою давнюю угрозу и поднять утильсбор на 25% от текущего значения, что создаст изрядное напряжение в бизнес-схеме импорта машин из Китая, ведь возврат к прежним объемам рынка отчасти должен быть обусловлен и снижением потребительских цен.
В 2023 году в России появится множество громких автомобильных новинок от китайских производителей. Речь идет не только о кроссоверах, коих в последнее время вышло (и еще выйдет) достаточно.
В этот раз мы расскажем о новых седанах из Китая, которые поступят в продажу (или уже поступили) в 2023 году на российский рынок. Ведь после приостановки официальных продаж Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Hyundai Solaris и еще многих других, на рынке образовался вакуум.
На днях уже начались продажи китайского лифтбека Changan Uni-V (конкурент Skoda Octavia), а также стартовало производство седана Kaiyi E5 (конкурент Kia Cerato) на калининградском заводе “Автотор” (где раньше собирались BMW и Kia). Также, скоро ожидаются продажи седана Omoda S5 от дочерней марки Chery
В течении 2023 года нас ждет еще несколько новинок, о которых мы расскажем в этом материале. В целом, у нас (редакции GT-News.ru) получился гайд по новым китайским седанам, с датой выхода в России, описанием и с примерами аналогичных по классу (всем известных) моделей.
Kaiyi E5 (конкурент Kia Cerato)
Китайский седан Kaiyi E5 C+ класса, по размерам и форм-фактору сопоставимый с Kia Cerato или Skoda Octavia.
Помимо того, что новая модель начнет официально продаваться в России, ее производство уже стартовало на калининградском заводе “Автотор”. В теории это означает более низкую стоимость в сравнении с конкурентами, которые будут завозиться, например, напрямую из Китая.
Под капотом российской спецификации – турбомотор 1.5 (147 л.c 210 Hm) и бесступенчатый вариатор. Привод только передний.
Ожидается, что седан Kaiyi E5 будет производиться для разных потребностей (такси, каршеринга, рядовых потребителей). Ориентировочная цена от 1 000 000 рублей, официальный прайс-лист с комплектациями и ценами опубликуют в ближайшее время.
- Длина: 4666 мм
- Ширина: 1825 мм
- Высота: 1483 мм
- Колесная база: 2700 мм
- Привод: передний
- КПП: вариатор
- Начало продаж в России: конец марта 2023-го
- Цены и комплектации: примерная стоимость от 1 000 000 рублей.
Более подробно про новый седан – Kaiyi E5
Omoda S5
Omoda S5, еще один седан C+ класса, по габаритам (длина – 4644 мм) сравнимый с Kia Cerato или Hyundai Elantra.
Напомним, что Omoda это дочерний бренд Chery, в России пока представлен только одним кроссовером C5. Но скоро модельный ряд расширится, ведь седан S5 уже получил сертификат ОТТС, т.е все уже готово для официального старта продаж.
Исходя из полученного сертификата ОТТС, можно сделать вывод, что Omoda S5 это перелицованный седан Chery Arrizo 5 Plus. К слову, эту модель тоже собирались к нам привезти, но видимо она будет продаваться под другим брендом.
Под капотом российской спецификации – бензиновый атмосферный двигатель 1.5 (113 л.c и 138 Hm) и вариатор. Привод только передний.
Цены и комплектации будут объявлены позже, наш прогноз, что седан будет стоить от 1 500 000 рублей.
Более подробно о новом седане Omoda S5
Geely Emgrand7 New 2023
На белорусском заводе Белджи вскоре начнут выпускать бюджетный седан Geely Emgrand7 New. Сейчас там производятся преимущественно кроссоверы Coolray, Atlas Pro и Tugella.
Автомобиль Geely Emgrand7 New является новым поколением китайского седана Geely Emgrand, который, в том числе, продавался в России с 2012 по 2020 год.
По размерам (длина 4638 мм) он крупнее Лады Весты (длина 4410 мм). Техническая начинка состоит из бензинового атмосферного агрегата 1.5 (114 л.c) идущего в паре с пятиступенчатой “механикой” или вариатором. Подвеска сзади – полузависимая, спереди – стойки MacPherson.
Более подробно о Geely Emgrand7 New
Geely Preface
Geely Preface – седан построен на платформе CMA (Compact Modular Architecture), разработанная дочерней компанией Volvo.
По размерам модель немного крупнее Audi A4. В Китае автомобиль дебютировал в 2020 году.
Технически Geely Preface унифицирован с кроссоверами Geely, это значит, что под капотом двухлитровый турбомотор (190 л.c и 300 Hm) и семиступенчатый “робот” с двумя сцеплениями.
О точных планах по выводу Preface на российский рынок компания не сообщала, но недавно компания зарегистрировала новое наименование “Geely Starray”, вполне возможно, что речь идет о экспортном названии для Preface.
Более подробно о Geely Preface
Changan UNI-V
Лифтбек Changan UNI-V (прямой конкурент Skoda Octavia) уже начал официально продаваться на российском рынке. Модель пока доступна в одной комплектации (но хорошо оборудованной) по цене от 2 630 000 рублей.
Техническая начинка российской спецификации: бензиновый турбомотор 1.5 (181 л.c) и семиступенчатый “робот”. Привод только передний.
- КПП: 7 DCT (семиступенчатый “робот”)
- Разгон до 100 км/ч: 7,1 c (только с активированным режимом Super Race)
- Длина: 4680 мм
- Колесная база: 2 750 мм
- Клиренс: 152 мм
- Размер колесных дисков: 18-дюймов
- Подвеска: спереди MacPherson, сзади многорычажка
- Цена: 2 630 000 рублей.
Более подробно о лифтбеке Changan UNI-V
Chery Arrizo 8
Китайская компания Chery представила свой легковой флагман – седан Arrizo 8 2023 модельного года.
По размерам и форм-фактору, модель похожа на актуальную Skoda Octavia, хотя многие поспешили сравнивать с Toyota Camry и Kia K5, но и габариты, и оснащение, и цена авто, все же, пока помещают китайскую «восьмерку» на ступеньку ниже, где-то между C и D классами.
Седану Chery Arrizo 8 достались те же двигатели, что используются на некоторых моделях кроссоверов китайской марки. В бюджетном исполнении седан оснащен турбоагрегатом объемом 1.5 литра (156 л. с.) и вариатором.
Дата выхода в России. По предварительной информации седан Arrizo 8 компания планирует начать продавать во второй половине 2023-го. Несколько раз автомобиль уже был замечен в Москве, видимо для прохождения процедуры сертификации и изучении спроса.
Chery Arrizo 8 в комплектации GT
Метки: Китайские седаны
Ценовая спираль
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за три квартала продажи новых и легких коммерческих автомобилей рухнули почти на 60 процентов. Прибавили лишь Lada (на 20 процентов) и популярные в России китайские автобренды.
Несмотря на просевший спрос, цены выросли в среднем на 20 процентов. Один из ключевых факторов — возросшая стоимость логистических услуг. «Сейчас таможенные процедуры проходят через Белоруссию и Казахстан, но что будет с логистическими хабами в новом году, пока предугадать невозможно. Ответственность третьих лиц за нарушение санкций будут ужесточать», — говорит Дмитрий Полунин, гендиректор тюнинг-ателье Larte Design.
Другая причина — нехватка автомобилей. Из-за ухода иностранных производителей на рынке сформировался дефицит в миллион авто. Пока его не компенсируют альтернативными моделями, предпосылок для снижения цен не будет, уверен Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
Таким образом, опять все подорожает. «Европейцы» и «японцы» — из-за логистики и оплаты, а китайцы воспользуются ситуацией: сейчас их машины продаются на российском рынке успешнее, чем в самой КНР.
Lada и китайцы
Агрессивная экспансия китайских производителей — самый заметный тренд 2022-го. Они заняли почти 30 процентов рынка, а в этом году, по оценкам «ВТБ Лизинг», перешагнут отметку 40 процентов.
В приоритете у россиян будет бюджетный сегмент отечественного автопрома, преимущественно Lada, и китайские легковые автомобили — Chery, Haval, Geely.
АвтоВАЗ планирует в ближайшие месяцы вывести на рынок менее зависимые от импортных компонентов модели Lada Vesta и Niva. «Гибрид китайско-французского кроссовера — «Москвич» — по задумке станет конкурентом Hyundai Creta. Отечественных производителей должны поддержать высокие ввозные пошлины на новые и подержанные машины и продление программ льготного автокредитования и лизинга.
Однако у АвтоВАЗа пока проблемы в цепочках поставок, особенно это касается микросхем. Поэтому подорожание может оказаться выше, чем в целом по рынку, и составить 10-15 процентов. Тем более что спрос на российские модели увеличивается из-за выгодных цен на техобслуживание и комплектующие, уточняет Чернов.
Китайцы выведут на рынок и новые марки: седаны Chery Arizzo, Ora Lightning Cat, Tank. Эксперты не исключают появление суббрендов для российского рынка, таких как Chery Omoda.
Как отмечают в ГК «АвтоСпецЦентр», продажи некоторых китайских авто могут возрасти и за счет государственных программ льготного кредитования. Например, Haval Jolion с сентября 2022-го стал участником госпрограмм на покупку автомобилей «Первый» и «Семейный».
Однако, по мнению Андрея Ольховского, гендиректора ГК «Автодом», в итоге потребители не захотят так дорого платить за китайский автомобиль и снова начнут приобретать европейские, поставляемые по параллельному импорту.
Параллельный импорт и «экзотика»
Предложение постепенно наполняется параллельным импортом — это продукция европейских, корейских и американских компаний. Однако объемы ввоза пока невелики, к тому же обходятся слишком дорого.
Транспортная логистика усложнилась, затраты на перевозки выросли, что напрямую отражается на цене машин.
«По параллельному импорту можно приобрести практически любую марку. Вопрос, через сколько посредников, а самое главное — сколько такой автомобиль будет стоить. Цены на бюджетные модели вполне способны приблизиться к премиум-сегменту», — считает Дмитрий Полунин.
«Появились некоторые экзотические модели, такие как Chevrolet Tracker и Groove, электрокар Volkswagen ID.6 и седан Volkswagen Bora. Вместо одних моделей стали завозить другие: Mitsubishi Outlander — Mitsubishi Xpander, Hyundai Creta — Hyundai Bayon, Toyota RAV4 — Toyota Rush. Однако есть недостатки: повышенная стоимость и особенность сборки. Например, автомобили из ОАЭ и Пакистана не адаптированы под нашу зиму», — поясняет Антон Кравцов, эксперт маркеплейса «Финмир».
Азиаты стучатся
Помимо производителей из КНР, на российский рынок стремятся зайти и другие компании. В их числе Iran Khodro. С 2006 по 2009 год этот производитель уже пытался продавать машины в России, но свернул бизнес из-за низкого спроса. Теперь вторая попытка. О старте поставок модели Iran Khodro Tara с начала 2023-го объявили еще в августе. А по сообщениям Ассоциации производителей запчастей, Иран и Россия подписали меморандум об экспорте автомобилей на 300 миллионов долларов.
К российскому рынку приглядывается и индийский автоконцерн Tata с кроссоверами Nexon и Harrier. Другие претенденты — Maruti Suzuki и Mahindra, чьи рамные внедорожники основаны на технических решениях SsangYong, купленного ранее индийцами.
«Кроме того, недавно иранская компания Saipa заявила о намерении наладить поставки седана Shahin и кроссовера Quik. Стоимость этих автомобилей может составить один миллион и 0,5 миллиона рублей соответственно, что делает иранцев конкурентами российских производителей», — указывает Чернов.
В «ВТБ Лизинг» больших перспектив у индийского и иранского автопрома на российском рынке пока не видят: cпрос на эту продукцию вряд ли достигнет экономически обоснованных объемов.
Автомобили с пробегом и кредиты
В условиях дефицита новых машин вырос спрос на подержанные — это еще одна из тенденций прошедшего года. Вместе с тем сокращается число объявлений о продаже ликвидных — не старше трех лет — и наиболее популярных на вторичном рынке Lada, Ford, Toyota, Renault, Volkswagen.
«Средняя стоимость машин с пробегом также увеличивается: к декабрю она выросла на 35 процентов, до 880 тысяч рублей. Несмотря на это, продажи поднялись на пять процентов по сравнению с октябрем, а в нашей компании — на 15», — рассказал Денис Мигаль, СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto. По его словам, интерес к таким автомобилям сохранится, так как поставки новых по прямым каналам будут по-прежнему невозможны, кроме ассортимента восточных стран.
Эксперты прогнозируют, что именно на авто с пробегом придется и основной объем автокредитов — уже сейчас их доля превышает 50 процентов. Согласно оценке ВТБ, по итогам 2022-го автозаймов выдадут на 676 миллиардов рублей. Однако, как отмечают в НБКИ, показатели кредитования так и не вернулись к значениям 2021 года и отстают от 2020-го на десять процентов.
«В условиях спада экономики из-за геополитической неопределенности можно ожидать стагнацию спроса на автокредиты как минимум в первом полугодии. И незначительный рост показателя во втором, если ситуация в экономике стабилизируется», — прогнозирует Ярослав Баджурак, коммерческий директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».
Что с запчастями
Стоимость оригинальных запчастей с начала 2022-го выросла примерно на 70-75 процентов — из-за нарушения логистических цепочек. Неоригинальные компоненты по той же причине подорожали к середине года более чем на 100 процентов. На данный момент цены немного снизились.
Осенью дилеры и автосервисы сообщали о нехватке лобовых cтекол, кузовных деталей, двигателей и расходников (масляных и топливных фильтров), а также о невозможности завезти в Россию электронные компоненты по параллельному импорту из-за угрозы санкций. Сейчас немного проще: компании наладили поставки через Турцию, Китай и ОАЭ. Но проблемы с запчастями по-прежнему есть — в основном в премиум-сегменте.
«Мы отмечаем недостаток комплектующих для Mercedes, BMW, Audi, Porsche, а также рост цен. Например, лобовые стекла для Mercedes продают по 300-500 тысяч рублей», — уточняет Денис Мигаль.
В дальнейшем стоимость запчастей напрямую будет зависеть от курса рубля, объемов поставок и рекомендуемых розничных цен производителей.
Продажи автомобилей в России рухнули на 60%. В плюсе только Chery
«Скучно точно не будет. Станет даже интереснее, чем в прошлом году!» — так описывали в четверг перспективы российского авторынка на 2023-й на конференции ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам 2022-го продажи новых легковых авто упали сразу на 60%, и единственный, кто смог нарастить сбыт, — китайская Chery. В этом году продажи должны подтолкнуть азиатские авто, электромобили и параллельный импорт, но главная надежда — на льготные автокредиты. Если раньше клиент в России был готов выложить любые деньги, то теперь об этом можно забыть. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, что может снизить цены на новые авто и опередят ли китайцы LADA.
Алексей Калицев: «Несмотря на трудности, рынок существовал и будет существовать, он живой»
Российский авторынок пока сам до конца не понимает, что его ждет в 2023 году. Под таким соусом прошла накануне конференция комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Организация ежемесячно публикует статистику продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России, а в четверг подводила итоги 2022-го, который оказался уникальным и запомнится беспрецедентными сложностями. Всего в прошлом году было продано 687 370 автомобилей, и это на 58,8% меньше по сравнению с итогами 2021-го (около 1,67 млн проданных машин). Важно уточнить, что ввезенные по параллельному импорту авто не учитывались. Несмотря на трудности, рынок существовал и будет существовать, он живой, радовался на мероприятии основной докладчик — председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), исполнительный директор компании «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.
Слайд: Статистика комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
«Конечно, все вы прекрасно знаете ситуацию», — описал Калицев текущее положение дел, которое, видимо, знает не понаслышке. В марте 2022 года южнокорейская Hyundai отправила в простой завод в Санкт-Петербурге и с тех пор не давала прогнозов по его будущему. В октябре появилась информация, что предприятие законсервируют, а в декабре завод начал сокращать рабочих. В прошлом году государство запустило «агрессивную» поддержку автокредитов, и она должна быть продолжена, потому что только бюджетные деньги помогут поддержать спрос на машины, признал спикер. Он подчеркнул, что текущие цены на автомобили — крайне высокие. Причем на стоимость теперь не влияет даже курс рубля.
«Помимо цен рекомендованных (рекомендованные розничные цены от производителя, РРЦ — прим. ред.), мы видим, что существуют и другие цены. Несмотря на падение курса, никакой корректировки вниз по ценам мы не видим. Это связано в первую очередь с тем, что нарушены логистические цепочки. Дилерская сеть существует в неопределенности», — отметил Калицев. Пока не стабилизируются поставки, не будут созданы новые цепочки, цены не снизятся. Впрочем, когда будет стабилизация, представитель АЕБ не уточнил — неопределенность. Поэтому вся надежда у производителей и дилеров — на государство, поскольку фактор цены является для покупателя определяющим. Времена, когда клиент в России был готов выложить любые деньги, можно забыть. АЕБ ждет, что программа льготного автокредитования продолжится. В пассажирском сегменте по некоторым брендам доля продаж в кредит достигает 60–70%.
Сейчас программы льготного автокредитования, напомним, предполагают субсидирование скидок в размере 20% на машины стоимостью до 2 млн рублей, а также скидки на электромобили в размере 35%. Воспользоваться льготой могут, в частности, приобретающие первый автомобиль граждане, семьи с одним и более несовершеннолетним ребенком, медработники, работники сферы образования. Под условия программы подпадают легковые и легкие коммерческие автомобили АвтоВАЗа, УАЗа, ГАЗа, электромобили Evolute производства липецкого «Моторинвеста», а также собираемые в Тульской области автомобили Haval. Минпромторг РФ обещал перезапуск программы в этом году, но пока деталей нет.
Рынок поддержат китайцы и параллельный импорт
Что покупали? Абсолютным лидером в 2022 году ожидаемо оказался АвтоВАЗ, который реализовал 188 645 автомобилей (350 714 в 2021-м, падение на 46%). На второй позиции — компания KIA, продавшая 66 095 автомобилей (205 801, 68%), а замкнул тройку еще один южнокорейский производитель Hyundai — 54 811 проданных авто (167 331, 67%). Единственный производитель, показавший рост продаж в легковом сегменте, — китайский Сhery. В 2022-м компания реализовала 38 497 машин, и это на 4% больше, чем в позапрошлом. Топ-10 самых продаваемых автомобилей в прошлом году выглядит следующим образом:
- LADA Granta (95 879 штук);
- LADA Niva (38 780);
- LADA Vesta (29 206);
- KIA Rio (24 686);
- Hyundai Solaris (18 073);
- Haval Jolion (17 112);
- Hyundai Creta (16 577);
- LADA Largus (12 694);
- Renault Duster (12 235);
- Geely Coolray (11 692).
Официальная дилерская сеть «блестяще» решает задачи по обслуживанию уже проданных автомобилей, считает Калицев. Здесь есть сложности с поставкой запчастей, признавал ранее основатель «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев и жаловался на потребительский экстремизм. Из-за сложностей с поставками дилеры не всегда могут вовремя провести работы в сроки, установленные законом «О защите прав потребителей», и в нынешнем виде закон может «раздавить» некоторых дилеров, отмечал предприниматель. Находились клиенты, которые пользуются трудностями, чтобы извлечь выгоду. Дошло до того, что некоторые дилеры заявили, что на ввезенные по параллельному импорту машины гарантия не действует, и предложили клиентам купить право на ремонт и обслуживание автомобилей в случае неисправностей за 1% от стоимости машины в год. Роспотребнадзор на днях подчеркнул, что такие продавцы вводят покупателей в заблуждение и занимаются «манипуляцией». «Много общаемся с дилерами, настроение у всех нормальное, трудятся. Никакого коллапса на рынке постпродажного сопровождения не произошло», — отметил спикер.
Рынок машин с пробегом набирает обороты и опережает рынок новых авто на 3–3,5%. Как отметили в АЕБ, если раньше банкам было неинтересно кредитовать покупку подержанных машин (либо невыгодные условия, либо предложений нет вообще), то теперь ситуация сильно поменялась. Настолько, что ставки по займам на новые и б/у автомобили практически сравнялись. Параллельный импорт, который начал развиваться в июле 2022 года, пока носит эпизодический характер. Покупки идут через физлицо, и при такой схеме есть много рисков и подводных камней, отметил Калицев. По его словам, крупные дилеры осознают опасность и налаживают импорт в «промышленном масштабе» по схеме «юрлицо – юрлицо». Когда схемы заработают, цены могут немного снизиться, но резкого падения ждать не стоит.
По мнению АЕБ, в этом году будет серьезный скачок по продажам электромобилей. За год будет реализовано 15–16 тыс. машин, и это будет кратный рост по сравнению с текущими цифрами. «Мы считаем, что это реалистичные цифры. Клиенты интересуются. Госпрограмма будет поддерживать спрос», — надеялся спикер. Что касается прогноза на 2023-й, АЕБ ждет роста продаж на 12% по сравнению с нынешним годом, 770 тыс. автомобилей. По словам Калицева, такой динамике должно помочь появление новых брендов — должны появиться минимум 5–7. «Доля китайских брендов будет расти. Зная китайский рынок и число брендов, могу допустить, что задумаются о приходе новые производители», — допустил докладчик.
«Нашему человеку до этого параллельного импорта как до Луны. Он знает, где покупать автомобили»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, что ждет российский авторынок в 2023 году, стоит ли сейчас покупать новый автомобиль и ждать ли снижения цен.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— В целом мой прогноз совпадает с тем, что говорят в АЕБ. Мой прогноз следующий: при пессимистичном сценарии мы останемся примерно на уровне прошлого года, то есть 600–650 тысяч новых автомобилей. Правда, я считал все поставки новых машин — и официальные, и неофициальные. Хотя в случае с неофициальными поставками очень трудно давать какие-то прогнозы. Но это все про минимальный уровень. То есть все будет на уровне 2022 года. При оптимистичном развитии будет реализовано 800–850 тысяч новых автомобилей. АЕБ дает 770 тысяч штук — это посередине моих оценок, но без учета альтернативного завоза (речь о параллельном импорте — прим. ред.), о котором никто не знает, каким он будет, в каком объеме и что считать новой машиной. Прогноз АЕБ близок к реальности. Будет относительно спокойное развитие — без каких-то взрывов в плохую или хорошую стороны.
Вячеслав Субботин — автоэксперт, ведущий программы «Минтранс»:
— Продажи новых автомобилей в этом году, само собой, вырастут. Потому что даже при всех внешних завихрениях люди понимают, что жить-то нужно и ездить надо. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Менять машину, если нет острой нужды, сейчас нет необходимости. Если это не инструмент престижа или какого-то там удовольствия, а транспорт, то какой смысл его менять? Ездит себе и ездит, ну и хорошо. Сейчас рынок новых автомобилей состоит исключительно из китайских машин. Поэтому смотреть в ту сторону не нужно вообще! Это плохие машины, они будут ломаться. Я просто знаю, как они устроены.
На самом деле если вкупе их рассматривать, то продажи китайских автомобилей давно уже опередили продажи LADA Granta. Последняя — это машина с платформой «ВАЗа-2108» образца 1980 года выпуска. Платформы современных китайских автомобилей гораздо круче, современнее, интереснее и лучше. Поэтому, естественно, они будут опережать. Но люди-то наши не дураки, они понимают, что покупают.
Ждать ли снижения после того, как наладится параллельный импорт? Нашему человеку до этого параллельного импорта как до Луны. И вообще, как говорится, фиолетово. Он знает, где покупать автомобили. Сегодня люди хорошо поставляют машины, так же, как и в 90-е годы, из Европы. Отлично поставляют! И из Японии тоже отлично поставляют автомобили. Они уже давно перепрыгнули Уральский хребет. И уже появились и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в Казани. Посмотрите на улицы Казани! Там автомобили ездят с транзитными европейскими номерами. И с правым рулем появились машины. Причем первоклассные автомобили! Даже гораздо лучше того, что когда-то, до всех политических событий, выпускали в нашей стране.
Ни один сегмент не показал рост
Прошедший год был для авторынка провальным. Продажи всех транспортных средств в России сократились на 55% по сравнению с 2021 годом, причем ни один сегмент не показал рост, сообщил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов на конференции, которую организовала компания.
Больше всего – на 59% – упали продажи легковых автомобилей, меньше всего – автобусов, 7%. В сегменте грузовых автомобилей реализация снизилась на 16%, легкого коммерческого транспорта – на 48%.
В целом в прошлом году на российском рынке было продано 626 тыс. автомобилей легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта – 75 тыс., грузовиков продали 84,2 тыс., а автобусов – 12,9 тыс. единиц.
«Мы видим – то, что меньше всего зависело от покупательной способности, претерпело наименьшее снижение», – отметил директор «Автостата» Сергей Целиков.
Около 20% всех новых автомобилей приобрели юридические лица и остальные 80% – физлица. «Доля по юридическим лицам в этом году выросла из-за необходимости обновления таксопарков и каршеринга», – сообщил он.
Всего в России в прошлом году число производителей легковых машин снизилось с 39 до 17. В нашей стране было выпущено лишь 448 тыс. легковушек – на 66% меньше, чем в 2021 году.
Что обещают
Многие интернет-СМИ распространили информацию, что, мол, китайская ассоциация автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers) разослала письмо китайским автоконцернам с предписанием «ввиду огромного спроса и, по сути, безальтернативности китайского автопрома в РФ активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибьюторов».
И объясняют: «то есть, согласно сообщению, китайцы планируют на российском рынке использовать схему с онлайн-продажами, поставить ее на поток и сделать основным каналом продаж».
«Китайские автопроизводители резко активизировались на российском авторынке и ищут финансовых и других партнеров, которые имеют опыт онлайн-продаж в автосегменте, — говорится в сообщении китайской ассоциации автопроизводителей. — Особое внимание — банкам и IT-компаниям. По информации источника, как минимум один из крупнейших финансовых концернов находится в финальной стадии переговоров с российской IT-компанией, но пока неизвестно с кем».
В общем, напустили туману, но пообещали, что в итоге все будет хорошо. Публикации собирают в соцсетях и на тематических сайтах множество радостных, одобрительных и даже злорадных комментариев — о том, что «давно пора послать дилеров подальше». В потоках неприязни к автодилерам тонут редкие и робкие замечания, что, «вообще-то, автосалоны — это рабочие места для россиян». И все комментаторы ждут, что исчезновение дилера «из цепочки» сделает автомобили дешевле и доступнее.
«Люди готовы покупать автомобили без гарантии из-за границы»
Импортировано в Россию было 29% автомобилей, еще 12% пришлось на условный, как обозначили организаторы – «параллельный импорт».
«Одной из самых интересных тем в прошлом году был “параллельный импорт”: люди готовы покупать автомобили без гарантии и привозить их из-за границы через посредников», – констатировала руководитель отдела маркетинга компании Татьяна Малыгина.
Всего в прошлом году в Россию импортировали 192 тыс. новых легковых авто, причем 28% из них пришлось на физлица и 72% – на юридические лица, в то время как в 2021-м на физические лица приходилось всего 2% от импортируемых новых авто.
«Наибольшее количество поступает, конечно же, из Китая – 64%. На втором месте Казахстан – 18,4%, и 3,8% – Беларусь», – добавил Удалов.
Поступление новых автомобилей из за границы снизилось на 19%, а вот число ввозимых иномарок с пробегом выросло почти вдвое – до 260 тыс.
Машины с пробегом чаще всего импортируют из Японии – 62,4%, Беларуси – 14,1% и Кореи – 7,2%. «Причем если раньше доля автомобилей из Японии была порядка 90%, то сейчас мы наблюдаем снижение», – отметил аналитик.
Всего в 2022 году в России было куплено 4,9 млн подержанных легковушек
Новинки месяца
Переходя к прогнозам на 2023 год, Сергей Удалов озвучил три наиболее реальных варианта: оптимистичный, базовый и пессимистичный.
По оптимистичным прогнозам, рынок автомобилей в этом году вырастет до 780 тыс. автомобилей, по базовым останется примерно на уровне прошлого года – 650 тыс., а по пессимистичным снизится до 550 тыс. единиц.
«Я считаю, что мой прогноз сверхоптимистичный. Я верю в то, что хуже, чем в прошлом году, быть уже не может. Поэтому моя ставка – 800 тыс. автомобилей в 2023 году», – сказал приглашенный эксперт, генеральный директор «Автохаба» Гаджи Курбанов. С ним согласились большинство участников конференции, называя цифры в пределах 800-820 тыс. автомобилей, которые поступят в продажу в этом году.
Продажи электромобилей выросли на треть
«Продажи электромобилей выросли на 33% и составили 3 тыс. единиц. Причем это все “чистые” машины, без гибридов и прочих», – сообщил Удалов.
Сергей Целиков добавил, что этот рынок будет и дальше расти, несмотря на кризисы, однако существует вероятность того, что этот вид транспорта может «загнуться».
«По «электричкам» все будет зависеть от Evolute и «Москвича». Если машины будут востребованы, то продажи увеличатся на тысячи единиц, а если «забуксуют», то рост тоже будет, но небольшим», – считает директор «Автостата».
Рынок электромобилей будет и дальше расти, несмотря на кризисы
Он отметил, что при одинаковых конструкциях машин электропривод увеличивает стоимость транспорта почти на 70%. Однако разницу помогает, хоть и не полностью, компенсировать субсидия на покупку такого авто.
«Стоит учитывать, что при низких температурах запас аккумулятора падает почти в два раза. Поэтому рынок “электричек” будет расти только при субсидировании покупки таких авто», – добавил Целиков.
Отметим, что в топ-5 электромобилей по популярности в России в 2022 году вошли Tesla, Porsche, Audi, Nissan и Jaguar.
Таблицы с данными о продажах
Вступайте в нашу группу ВКонтакте:
Самые продаваемые китайские автомобили в Китае
(8 топ-марок по годам за все время)
Объем рынка подержанных авто втрое больше, чем новых
«Рынок машин с пробегом в любые кризисы остается более стабильным, чем рынок новых авто. Этот год еще раз подтвердил эти слова», – заявил Сергей Удалов, переходя к вторичному рынку легковых машин.
Всего в 2022 году в России было куплено 4,9 млн подержанных легковушек, что на 19% меньше, чем годом ранее. «Если в предыдущие годы объемы рынков новых автомобилей и подержанных были примерно на одном уровне, то в прошлом году разница составила почти 3 раза», – отметил эксперт.
Средняя цена на вторичном рынке составила 900 тыс. рублей, а общая сумма всех сделок купли-продажи – 4,3 трлн рублей.
Будут ли онлайн-продажи машин в России?
«Опыт онлайн-продаж в России был у многих автокомпаний, — говорит партнер агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Он оказался достаточно любопытным, удачным, и, возможно, мы к нему вернемся. Первой, насколько помню, была компания Renault, а уже потом корейцы — Hyundai и Kia. Но онлайн-продажи автомобилей хороши, когда есть выбор и фиксированные комплектации. И когда речь идет о покупке достаточно массового и бюджетного автомобиля. Например, Renault Logan бывает красный или синий, с мотором 1,4 или 1,6, с КПП механической или автоматической, без кондиционера или с кондиционером. То есть все понятно и машину ты каждый день видишь на улице. Китайцы у себя на рынке, возможно, именно так и торгуют».
Правда, вот в России многие люди, особенно старшего поколения, считают онлайн-покупку машины невозможной. «Поскольку у нас возможность свободно купить автомобиль появилась исторически не очень давно, лет 20 назад, многие из нас к автомобилю относятся чуть ли не как к члену семьи, — объясняет эксперт. — Хочется сначала посидеть, пощупать, понять — твой или не твой. Кроме того, если речь идет о покупке дорогого автомобиля, там часто можно выбрать очень много дополнительных опций. А выбирать без консультации специалиста (который, разумеется, разведет на дополнительные расходы) сложно».
Есть другое препятствие онлайн-продажам — позиция многих автоторговцев. Когда зимой 2021 г. корейская Hyundai налаживала свои продажи через сайт, ее официальные дилеры начали писать в разные инстанции и ассоциации, хотели даже обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Их категорически не устраивала роль «передаточного звена» за фиксированную плату.
«Была небольшая паника в дилерском сообществе, когда начались онлайн-продажи, — признает Моржаретто. — Но дилеры все равно никуда не денутся. Должен же кто-то выдать автомобиль и оформить документы. На дилерах также остается обслуживание, они могут оформлять страховку».
А вот ожиданиям, что в результате перехода в онлайн машины подешевеют, сбыться не суждено, единодушны эксперты. «Да, когда на рынке все нормально, есть конкуренция, то и дилеры стараются следовать рекомендованным производителем ценам и даже делают скидки, — объясняет Моржаретто. — У нас же выбор сейчас очень невелик — несколько китайских и российских марок. Поэтому на цену онлайн-продажи не повлияют никак».
В топ-5 популярных моделей вошли две китайские
В легковом сегменте приоритет остался за отечественным производителем: 28% от всех продаж пришлось на автомобили LADА, еще 10,5% – автомобили Kia и 8,6% – Hyundai, по 6,5% – на Renault и Cherry.
К декабрю доля российских и китайских марок сравнялась – каждый занял долю в 37% от рынка.
«В течение года доля российских автомобилей доходила до 40%. Это связано с моментами, когда у китайских поставщиков возникали логистические проблемы. Однако доля китайских производителей в декабре выросла до 37%, хотя по некоторым месяцам не достигала и 30%», – заметил Удалов.
Самыми популярными моделями среди новых легковых автомобилей стали Lada Granta, Cherry Tiggo 7 Pro, Niva Travel, Niva Legend и Geely Coolray.
Средняя цена новой легковушки в прошлом году достигла 2,3 млн рублей – это на 17% больше, чем годом ранее. В денежном выражении рынок упал так же в 2 раза – 1,5 трлн рублей.
Что происходит на самом деле
В действительности китайские автопроизводители уже достаточно давно активизировались на российском авторынке. Но вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам, важнейшим из которых является российское законодательство. Западные санкции некоторым из них тоже приходится учитывать.
«Четыре китайских производителя автомобилей выходят сейчас на российский рынок, — рассказал директор ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, известный китаист Алексей Маслов. — Но для того, чтобы производить или собирать автомобили здесь, а не продавать уже собранные в Китае. Прежде всего потому, что это более выгодно и подпадает под российские налоговые льготы. Также многие китайские автомобили, у которых есть западные комплектующие, не могут напрямую поставляться на российский рынок — иначе китайская компания попадет под санкции. Их можно приобретать только по схемам параллельного импорта».
Некоторые китайско-российские сборочные производства, по сведениям эксперта, заработают до конца этого года.
Одновременно несколько российских компаний обратились к китайским автопроизводителям с предложением быть в России их дилерами. Здесь переговоры окончатся, скорее всего, ничем — из-за возможности вторичных санкций для прямого поставщика. Сообщение о скором начале торговли китайскими автомобилями онлайн, скорее всего, принадлежит кому-то из этих импортеров, заключили эксперты aif.ru. Показательно, что информация о скором начале онлайн-продаж часто сопровождается текстом о поставке в Россию четырех с лишним тысяч подержанных китайских машин — видимо, это все, что предоставила «китайская ассоциация автопроизводителей».