На ближайшие месяцы запланирован российский дебют более чем десяти «китайцев». Они из разных сегментов, но общее у всех есть: это сплошь кроссоверы, внедорожники и пикапы.
Материалы по теме
Лидеры среди китайских брендов, Haval и Chery, стоят в статистике российского авторынка в шаге от топ-10. По итогам первого полугодия они продавались лучше, чем Mazda, Mitsubishi и УАЗ. Остальные марки из Поднебесной тоже заметно прогрессируют, но в абсолютных величинах пока отстают. Понятно, что на волне такого успеха и доверия китайцы решили не обделять Россию новинками.
Haval
Компания только что отстрелялась очередью новинок: вышли пикап Great Wall Poer, компактный кроссовер Haval Jolion и обновленный внедорожник Haval H9. Так что совсем близких премьер не осталось.
Зато в перспективе полутора-двух лет на тульском заводе компании могут прописаться как минимум две модели. Их, по информации портала «Китайские автомобили», минувшей весной показали на дилерской конференции в Сочи.
Wey Tank 300 делит платформу с Хавейлом Н9 второго поколения: рама, понижайка, блокировки трех дифференциалов, турбомотор 2.0 на 227 сил и 8-ступенчатый автомат ZF. Длина машины составляет 4760 мм, клиренс достигает 224 мм. В угловатом дизайне можно найти мотивы Jeep Wrangler и Mercedes G-класса. Стартовая цена на родине – 2 млн рублей на наши деньги.
Haval Big Dog
Haval Big Dog (от 1,35 млн рублей в Китае) выглядит менее брутально и под серьезный внедорожник только маскируется. Это кроссовер с несущим кузовом и передним приводом в базовых версиях. Хотя есть исполнения и со всеми ведущими колесами и блокировкой заднего дифференциала. Моторы – 1.5 турбо мощностью 169 л.с. и 2.0 турбо отдачей 211 л.с.
Продолжение — на следующей странице.
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Почему китайские авто в РФ вдвое дороже, чем в Китае
И почему по параллельному импорту к нам не везут действительно бюджетные автомобили.
В России стали внимательнее следить за новинками автопрома в Китае. И речь не только о продукции китайских марок, а о любых вообще. В Поднебесной есть и Форды, и Киа, и Лексусы, а также любые другие. То есть, можно заказать у дилера и привезти любую модель любого производителя.
Кроме того, китайский авторынок огромен – он сегодня самый крупный в мире (в 2022 году там было продано почти 27 млн новых машин). Значит, опасаться, что власти Поднебесной запретят вывоз машин в Россию из-за их нехватки на внутреннем рынке (как было с Белоруссией и Казахстаном), не стоит.
Как формируется наценка?
Казалось бы, можно сэкономить, заказав в Китае бюджетный автомобиль, который стоит там, в переводе на рубли, тысяч 600. Но при растаможке цена машины вырастет в полтора раза. Возьмем некий седан с 1,6-литровым мотором мощностью 120 л.с. Потратив на его покупку 600 тысяч рублей, нужно также оплатить сбор (3100 руб.), таможенную пошлину (324 000 руб.) и утилизационный сбор (3400 руб.). Итого 330 500 руб. Плюс доставка около 150 тыс. рублей (до Москвы). И вот стоимость машины увеличилась до 1 080 500 рублей.
А если дилер ввозит и перепродает такой автомобиль, то платит также НДС. Итог – автомобиль получается дороже практически в два раза.
Мнение специалиста
Сергей Зиновьев, эксперт «За рулем»:
– Бюджетные модели к нам не попадают. Ни параллельным импортом, ни каким-нибудь еще. Причина проста – ввозить их нерентабельно. К начальной стоимости машины добавляются таможенный и утилизационный сборы, расходы на доставку и легализацию (например, получение СБКТС и ЭПТС). Для новой машины с мотором 1.5 автоматически набегает свыше 600 тысяч рублей. Плюс НДС.
Многие дилеры закладывают в цену еще и потенциальные затраты на гарантийную поддержку (двухлетняя «дилерская» гарантия). А дилеру еще и маржа нужна, не торговать же в минус. Именно поэтому всё привезенное из Китая стоит у нас почти в два раза дороже, чем в Китае.
Так что основной ценовой диапазон для большинства «параллельных» иномарок из Китая – 2,5–3,5 млн рублей.
Узнать о том, чем отличаются китайские версии американских, японских и корейских моделей вы можете в февральском номере журнала «За рулем» – уже в продаже.
Материал подготовлен по мотивам статьи Сергея Зиновьева «Посылки из Китая», опубликованной в номере 2.2023 журнала «За рулем».
Еще один китайский бренд рвется на рынок России
Нам он больше известен по грузовой технике, но в Россию придет с легковыми авто.
Стало известно, что дилер «Рольф» и китайский производитель автомобилей BAW (Beijing Automobile Works Co., Ltd.), предварительно договорились о продажах в Петербурге легковых машин бренда. Сначала наладят поставки, а если будет спрос, то и локальное производство BAW в Петербурге.
Пекинский автомобильный завод BAW был основан в 1958 г. Он выпускает внедорожники, пикапы, минивэны, легкие грузовики, спецавтомобили и военную технику, являясь поставщиком для армии Китая. На российском рынке BAW присутствует как дистрибьютор коммерческой техники, легковые авто к нам не поставляли.
*Данный материал создан лицом, имеющим статус иностранного агента в РФ.
Мнение эксперта
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
— Если стороны договорятся, продажи начнут в этом году.
Я себе купил бы BAW BJ212 – в «девичестве» ГАЗ-69. Самый известный автомобиль марки BAW. От «козла» там уже ничего не осталось, начиная с турбомотора Mitsubishi 2.4 (211 л.с.). В Китае он стоит около миллиона в пересчете на рубли, у нас был бы вдвое дороже.
За рулем в новостях на Дзен
Кейс. Как продвигать китайские автомобили или на все ли работает сарафанное радио.
Вчера я написал пост про неэффективность стандартных рекламных каналов, мне очень понравился термин одного из коллег «баннерная слепота», и категорически уверен, что максимально эффективные каналы продвижения в наше время — это экспертные мнение, мнение первых лиц (компании, бренда, индустрии) и грамотный smm (не путать с группами в контакте).
Так вооооот сегодня мой хороший друг и уважаемый родственник Алексей Федотов, что в славном Владимир граде управляет автосалоном с китайскими автомобилями формулирует:
Фотка с китайской машинкой для правильного формата поста))
Что думаете? Реально на эту индустрию сарафанное радио накладывать? А как? А что еще может работать? Давайте накидаем Лехе креатива, чтобы не унес?)!
Примерное время чтения: 4 минуты
К началу 2023 года в России наметился дефицит некогда популярных европейских моделей автомобилей. Дилерские центры стали менять партнеров и ориентироваться на китайские бренды. Какие же машины из Китая стали наиболее востребованы в России?
Chery
По итогам 2022 года авторынок в России упал на 59% из-за дефицита европейских, корейских и японских моделей и стремительного роста цен. Покупательский интерес постепенно переориентируется на китайские марки, которые на этом фоне расширяют свой сегмент рынка. В течение года было продано 121,8 тыс. новых легковых автомобилей китайских брендов.
Как сообщают эксперты агентства «Автостат», по сравнению с 2021 годом это на 7% больше. При этом доля рынка китайских брендов увеличилась с 7,5% до 19,4%.
Лучше всего в 2022 году дела шли у компании Chery. В прошлом году марка реализовала в России 39,3 тыс. новых автомобилей, хотя это и на 2% меньше, чем годом ранее.
Chery — это государственная корпорация Китая, которая была основана в 1997 году правительством провинции Аньхой в городе Уху. В 2001 году компания продала 20% своих акций крупной шанхайской автомобильной компании SAIC и получила доступ к лицензиям крупных автобрендов мира. С тех пор начался активный рост производства.
Помимо продаж транспортных средств под своим логотипом, компания Chery реализует машины в России еще под двумя брендами. В 2020 году была основана марка Exeed для выпуска премиальных и дорогих автомобилей, а в 2022 году в России начались продажи машин под маркой Omoda, которая предлагает автомобили ценового сегмента high middle.
На втором месте по продажам в России стоит Haval, который продал 34,1 тыс. машин. Правда, он тоже не смог дотянуться до результатов предыдущего года и показал падение на 7%.
Haval — это частная китайская компания, основанная в 2013 году как суббренд корпорации Great Wall Motors. С 2015 года в России в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области началось строительство завода Haval, который начал работу в 2019 году. Инвестиции в проект составили около 500 млн долларов.
Geely
Третье место по продажам в России среди китайских брендов отошло компании Geely. Эта корпорация смогла улучшить результаты продаж прошлого года и реализовала в России 26,7 тыс. новых машин, что на 8% больше, чем в 2021 году. На эти три марки пришлось 82% всех российских продаж «китайцев».
Geely Automobile Holdings стоит особняком среди всех китайских марок. Эта крупнейшая корпорация базируется в Гонконге и официально зарегистрирована на Каймановых островах.
В Белоруссии построен совместный с Geely завод, который называется СЗАО «БелДжи». В 2012 году Geely приобретает контрольный пакет акций Volvo Cars и получает доступ к технологиям шведской марки. С тех пор автомобили Geely начинают строиться на совместных платформах с Volvo. Автомобили Geely в России одни из самых дорогих среди китайских марок, но и довольно технологичные.
Exeed
Четвертое место рейтинга занимает бренд Exeed, который смог реализовать в России 12,1 тыс. новых машин. Эта марка продемонстрировала еще и рекордный рыночный рост, увеличив продажи в 4,5 раза.
Компания Exeed создана корпорацией Chery для продаж премиальных автомобилей в дорогих комплектациях. Производятся машины на заводах Chery в Китае.
Changan
Замыкает пятерку лидеров Changan, сумевший продать в России 2,5 тысячи машин. Это китайская автомобилестроительная компания. Входит в число 20 крупнейших производителей Китая.
Автомобилестроительная компания Changan Automobile Group является частью крупной корпорации Changan, занимающейся производством военной продукции в Китае. В конце 1980-х было решено выделить из нее подразделение для разработки и выпуска гражданских машин. В Changan Automobile Group входят заводы в городах Чунцине и в Цзянлине в провинции Хубэй. Начиная с 2016 года компания начала крупноузловую сборку машин на территории России на промышленной базе завода «Моторинвест».
Вместо «корейцев» — «китайцы». Какие машины производят в Калининграде?
Завод «Автотор» в Калининграде после длительного простоя нашел новых партнеров и запустил сборку новых автомобилей. На конвейере, где ранее велась сборка корейских машин Hyundai и Kia, начали изготавливаться китайские седаны Kaiyi. Вскоре к ним могут присоединиться модели BAIC.
Запуск производства
Калининградский завод «Автотор» долгое время собирал автомобили европейских и корейских марок, таких как BMW, Hyundai и Kia. После разрыва отношений и введения антироссийских санкций предпринималась работа по переориентации завода на сотрудничество с новыми партнерами из Китая. Первым стал бренд Kaiyi, который принадлежит концерну Chery Automobile. При этом 51% акций Kaiyi находится в собственности провинции Сычуань.
«Автотор» вложил собственные средства в переоборудование производственных линий. Как заявляется руководством предприятия, на эти цели было потрачено свыше 100 млн руб, после чего было заключено соглашение на производство и дистрибуцию автомобилей Kaiyi в России и ряде стран СНГ. Как отмечается в пресс-релизе «Автотора», «на первоначальном этапе выпуск продукции китайского бренда осуществляется в режиме промышленной сборки на базе сваренного и окрашенного кузова. В дальнейшем предусмотрен переход на полный цикл производства».
Для бесперебойного функционирования автомобильного производства были налажены новые логистические цепочки. Машинокомплекты и комплектующие поступают из Китая через порты Дальнего Востока и идут на запад России через Транссибирскую магистраль, а затем через Белоруссию и Польшу. Чтобы исключить сложности с преодолением ряда границ, прорабатывается вопрос о запуске грузового парома из Санкт-Петербурга в Калининград.
Какое оснащение у Kaiyi E5?
Первой моделью Kaiyi, которая была адаптирована для российского конвейера, стал седан E5. Эта модель должна заполнить сегмент рынка, который освободился после ухода Skoda Octavia, Volkswagen Jetta и корейских Hyundai Elantra и Kia Cerato. По размерам автомобиль сопоставим с прошлыми бестселлерами. Длина седана Kaiyi E5 составляет 4666 мм, ширина — 1825 мм, а высота — 1483 мм. Колесная база машины достигает 2700 мм. Автомобиль построен на платформе седана Chery Arrizo 7, которая прошла через серьезную модернизацию. Chery Arrizo 7 продавался в России в 2013–2019 годах.
Под капотом у седана Kaiyi E5 устанавливается турбированный 1,5-литровый мотор мощностью 156 л. с., который способен развивать 230 Нм крутящего момента. На выбор предлагаются 5-ступенчатая механическая коробка или вариатор. Как пишут «Ведомости», ориентировочная стоимость новинки составит около 1,5-1,7 млн руб.
По данным «Коммерсанта», продажей и сервисом автомобилей Kaiyi займется не сам «Автотор», а совместная компания ООО «Каи Рус». Ведутся поиски дилеров.
Будут ли на «Автоторе» делать X3 и X7?
До конца 2023 года на «Автоторе» должна начаться крупноузловая сборка еще двух моделей бренда Kaiyi. Это будут кроссоверы X3 и X7. Компактный паркетник X3 имеет кузов длиной 4400 мм и атмосферный двигатель объемом 1,5 л и мощностью 116 л. с. Силовой агрегат идет вместе с 5-ступенчатой «механикой» или вариатором. Топовая версия машины X3 Pro будет оснащаться турбомотором объемом 1,5 л, который развивает мощность 147 л. с.
Более крупный кроссовер X7 Kunlun с кузовом длиной 4708 мм тоже должен производиться в России. У него под капотом трудится уже турбированный мотор объемом 2,0 л мощностью 249 л. с., который оснащается механической коробкой или преселективным «роботом» с двумя сцеплениями.
Между тем «Автотор» ведет переговоры о запуске производства автомобилей других брендов. В ноябре 2022 года заявлялось о возможности заключения партнерского соглашения с китайским государственным автоконцерном BAIC (Beijing Automotive Industry Holding Co.). Этой компании принадлежат марки Beijing, Arcfox, Changhe и Foton.
В интернете публикуют сообщение, что китайские производители автомобилей скоро начнут продавать машины не через автосалоны, а онлайн. Кто стоит за этой информацией и что будет с китайским автопромом на российском рынке, разбирался aif.ru.
Что обещают
Многие интернет-СМИ распространили информацию, что, мол, китайская ассоциация автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers) разослала письмо китайским автоконцернам с предписанием «ввиду огромного спроса и, по сути, безальтернативности китайского автопрома в РФ активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибьюторов».
И объясняют: «то есть, согласно сообщению, китайцы планируют на российском рынке использовать схему с онлайн-продажами, поставить ее на поток и сделать основным каналом продаж».
«Китайские автопроизводители резко активизировались на российском авторынке и ищут финансовых и других партнеров, которые имеют опыт онлайн-продаж в автосегменте, — говорится в сообщении китайской ассоциации автопроизводителей. — Особое внимание — банкам и IT-компаниям. По информации источника, как минимум один из крупнейших финансовых концернов находится в финальной стадии переговоров с российской IT-компанией, но пока неизвестно с кем».
В общем, напустили туману, но пообещали, что в итоге все будет хорошо. Публикации собирают в соцсетях и на тематических сайтах множество радостных, одобрительных и даже злорадных комментариев — о том, что «давно пора послать дилеров подальше». В потоках неприязни к автодилерам тонут редкие и робкие замечания, что, «вообще-то, автосалоны — это рабочие места для россиян». И все комментаторы ждут, что исчезновение дилера «из цепочки» сделает автомобили дешевле и доступнее.
Что происходит на самом деле
В действительности китайские автопроизводители уже достаточно давно активизировались на российском авторынке. Но вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам, важнейшим из которых является российское законодательство. Западные санкции некоторым из них тоже приходится учитывать.
«Четыре китайских производителя автомобилей выходят сейчас на российский рынок, — рассказал директор ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, известный китаист Алексей Маслов. — Но для того, чтобы производить или собирать автомобили здесь, а не продавать уже собранные в Китае. Прежде всего потому, что это более выгодно и подпадает под российские налоговые льготы. Также многие китайские автомобили, у которых есть западные комплектующие, не могут напрямую поставляться на российский рынок — иначе китайская компания попадет под санкции. Их можно приобретать только по схемам параллельного импорта».
Некоторые китайско-российские сборочные производства, по сведениям эксперта, заработают до конца этого года.
Одновременно несколько российских компаний обратились к китайским автопроизводителям с предложением быть в России их дилерами. Здесь переговоры окончатся, скорее всего, ничем — из-за возможности вторичных санкций для прямого поставщика. Сообщение о скором начале торговли китайскими автомобилями онлайн, скорее всего, принадлежит кому-то из этих импортеров, заключили эксперты aif.ru. Показательно, что информация о скором начале онлайн-продаж часто сопровождается текстом о поставке в Россию четырех с лишним тысяч подержанных китайских машин — видимо, это все, что предоставила «китайская ассоциация автопроизводителей».
Будут ли онлайн-продажи машин в России?
«Опыт онлайн-продаж в России был у многих автокомпаний, — говорит партнер агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Он оказался достаточно любопытным, удачным, и, возможно, мы к нему вернемся. Первой, насколько помню, была компания Renault, а уже потом корейцы — Hyundai и Kia. Но онлайн-продажи автомобилей хороши, когда есть выбор и фиксированные комплектации. И когда речь идет о покупке достаточно массового и бюджетного автомобиля. Например, Renault Logan бывает красный или синий, с мотором 1,4 или 1,6, с КПП механической или автоматической, без кондиционера или с кондиционером. То есть все понятно и машину ты каждый день видишь на улице. Китайцы у себя на рынке, возможно, именно так и торгуют».
Правда, вот в России многие люди, особенно старшего поколения, считают онлайн-покупку машины невозможной. «Поскольку у нас возможность свободно купить автомобиль появилась исторически не очень давно, лет 20 назад, многие из нас к автомобилю относятся чуть ли не как к члену семьи, — объясняет эксперт. — Хочется сначала посидеть, пощупать, понять — твой или не твой. Кроме того, если речь идет о покупке дорогого автомобиля, там часто можно выбрать очень много дополнительных опций. А выбирать без консультации специалиста (который, разумеется, разведет на дополнительные расходы) сложно».
Есть другое препятствие онлайн-продажам — позиция многих автоторговцев. Когда зимой 2021 г. корейская Hyundai налаживала свои продажи через сайт, ее официальные дилеры начали писать в разные инстанции и ассоциации, хотели даже обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Их категорически не устраивала роль «передаточного звена» за фиксированную плату.
«Была небольшая паника в дилерском сообществе, когда начались онлайн-продажи, — признает Моржаретто. — Но дилеры все равно никуда не денутся. Должен же кто-то выдать автомобиль и оформить документы. На дилерах также остается обслуживание, они могут оформлять страховку».
А вот ожиданиям, что в результате перехода в онлайн машины подешевеют, сбыться не суждено, единодушны эксперты. «Да, когда на рынке все нормально, есть конкуренция, то и дилеры стараются следовать рекомендованным производителем ценам и даже делают скидки, — объясняет Моржаретто. — У нас же выбор сейчас очень невелик — несколько китайских и российских марок. Поэтому на цену онлайн-продажи не повлияют никак».
Расположенный в Калининграде завод «Автотор» объявил об официальном старте серийного производства седана E5 китайской марки Kaiyi. Autonews.ru узнал подробности об этом автомобиле и выяснил, сможет ли модель заменить Kia и Skoda.
Откуда взялась марка Kaiyi
В «Автоторе» настаивают, что название Kaiyi читается как «Каи», а общепринятая у китаистов система транскрипции архимандрита Палладия (Кафанова) дает вариант «Кайи». Сам бренд Kaiyi в Китае появился относительно недавно. Не так давно он пережил ребрендинг: прежде машины назывались Cowin. Изначально это был бюджетный суббренд компании Chery, но в 2018 году в ходе реорганизации головного концерна было решено передать 51% его акций властям города Ибинь.
Новые владельцы приняли решение изменить позиционирование марки с бюджетной на молодежную. При этом Chery остается владельцем 49% акций и техническим партнером, поставляя Kaiyi свои технологии.
В российском представительстве Chery заявили Autonews.ru, что не имеют отношения к договоренности между Kaiyi и «Автотором». Более того, китайское подразделение концерна, которое курирует российский рынок и называется Chery International, к планам экспансии Kaiyi в России также непричастно. Это значит, что «Автотор» напрямую договаривался о производстве именно с руководством Kaiyi в самом Китае.
Что из себя представляет седан E5
Под названием Kaiyi E5 в Китае сейчас продается автомобиль, ранее известный как Cowin Xuandu (читается «Сюаньду»). Он выпускается на агрегатах уже снятого с производства Chery Arizzo 7. Интересно, что дальнего предка этой машины на «Автоторе» уже выпускали: в 2007–2008 годах там делали седаны того же класса под именем Chery Fora.
Современный Kaiyi E5 — это довольно крупный седан сегмента C+. При длине 4666 мм и колесной базе 2700 мм он сравним с такими автомобилями, как Skoda Octavia или Kia Cerato (последний также до недавнего времени собирался на «Автоторе»).
E5 комплектуется турбированным мотором объемом 1,5 л мощностью 147 л.с., который в России может быть знаком владельцам разных версий Chery Arizzo, а также вариатором с имитацией девяти фиксированных ступеней. В Китае этот мотор выдает 156 л.с., но в России при сертификации его отдачу могли привести к более выгодному с точки зрения транспортного налога значению.
В Калининград машина приезжает уже со сваренным и окрашенным кузовом, после чего собирается в готовый автомобиль. Предприятие обещает наращивать степень локализации и заявляет, что уже вложило в переоснащение линии 100 млн руб.
Сколько будет стоить Kaiyi E5
На официальном сайте новой марки прайс-листы пока не опубликованы, но старший вице-президент «Автотор-Холдинга» Евгений Петухов заявил агентству ТАСС, что базовая стоимость E5 может быть ниже 1 млн руб. При этом он подчеркнул, что речь идет о цене с учетом всех возможных дотаций и госпрограмм, в том числе для закупок машин в таксопарки и каршеринг.
При этом остатки тех же Kia Cerato или Skoda Octavia сейчас стоят в автосалонах с ценниками под 3 млн руб., в чем корреспондент Autonews.ru лично убедился несколько дней назад. Официальные цены на Cerato начинаются более чем с 2 млн руб., на Octavia — с 2,6 млн руб.
По мнению директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, пока рано говорить об окончательно утвержденных ценах на Kaiyi E5.
«Производитель будет прощупывать рынок, выяснять, почем покупатели готовы брать такие машины. Надо в первую очередь отметить, что сейчас официально у нас седаны такого класса фактически не продаются, если не считать остатков старых запасов», — отмечает эксперт.
Существуют еще поставки по каналам параллельного импорта и перспективы возобновления производства Lada Vesta весной 2023 года — именно тогда планируется и старт продаж Kaiyi E5. Но отечественная машина как минимум до 2024 года не получит автоматическую трансмиссию. И Kaiyi E5 с автоматом в базе выглядит вариантом, рассчитанным как раз на использование в такси, соглашается Целиков.
При этом представитель Национального союза автомобилистов (НАС) Антон Шапарин предупреждает, что успех будет зависеть не только от цены, но и от способности марки быстро наладить сервисное обслуживание и поставки запчастей.
«В России с осторожностью относятся к китайским автомобилям, построенным на платформах старых поколений. Клиентам важно, где и как брать запчасти на такие машины, а для таксистов важны еще и кузовные детали», — говорит Шапарин.
Что делал «Автотор» до Kaiyi
Завод в Калининграде был основан в середине 1990-х группой инвесторов во главе с выходцем с Волжского автозавода, бывшим заместителем премьер-министра СССР Владимиром Щербаковым.
Предприятие начинало с выпуска автомобилей Kia, стоимость которых удалось сделать привлекательной за счет льгот от нахождения в особой экономической зоне Калининградского порта. В дальнейшем производство было расширено за счет сотрудничества с BMW, General Motors, Hyundai, включая Genesis, и на несколько лет — с Chery. В декабре 2021 года «Автотор» отпраздновал выпуск 2,5-миллионного автомобиля за всю свою историю. Всего за 2021 год предприятие увеличило производство на 13% и собрало 177 тыс. машин: 119 тыс. Kia, 43 тыс. Hyundai и 12 тыс. BMW. 21 февраля 2022 года стартовала сборка нового поколения Kia Sportage, и этот кроссовер стал последней новинкой предприятия перед прекращением выпуска машин европейских и корейских брендов.
10 февраля 2022 года компания BMW объявила о продолжении сотрудничества с калининградским предприятием «Автотор». Новый контракт предусматривал производство автомобилей до 2028 года. Как рассказывали в «Автоторе», объем инвестиций с учетом расширения специнвестконтракта должен был составить не менее 32 млрд руб. При этом сумма могла быть увеличена на 20 млрд руб. с изначально заявленных: кроме проекта с BMW, проект также включал начало собственного производства электрокаров.
В 2022 году, после ухода большинства иностранных марок из России и после заморозки работы остальных, «Автотор» оказался без партнеров и на протяжении нескольких месяцев искал для себя новые автомобильные марки. Первой из них и стала Kaiyi.
Что завод намерен выпускать, помимо E5
Вечером 30 января, уже после объявления о старте производства седанов, был запущен официальный сайт марки Kaiyi в России. На нем упоминается четыре модели. Помимо E5, это кроссоверы X3, X3 Pro и X7 Kunlun.
Нехватка полупроводников и дефицит новых машин подстегнули дилеров к продаже автомобилей с высокими наценками на дополнительное оборудование, которое устанавливают практически на все модели. На этом фоне китайские производители начали наращивать поставки своих машин в Россию. Причем компании из Поднебесной внимательно следят за тем, чтобы дилеры продавали их без наценок. На фоне этого их продажи демонстрируют резкий рост. Это при том, что до сих пор на нашем рынке нет того многообразия моделей, которое производители предлагают на своем внутреннем рынке.
Autonews.ru внимательно изучил модельные ряды китайских производителей и составил список машин, которых очень не хватает в России.
Changan EADO
Changan EADO когда-то продавался в России — тот седан уже не производят более трех лет. Предыдущий EADO был слишком простым и неказистым на фоне основных корейских конкурентов, которые к тому же были локализованы в России. Именно по этой причине российский офис Changan отказался от поставок легковых моделей и полностью сфокусировался на кроссоверах.
Весной 2018-го EADO сменил поколение и сделал не просто огромный шаг вперед, а совершил невероятный технологический скачок. Посудите сами: новый дизайн, который кажется более ярким и современным даже на фоне обновленных «Соляриса» и «Рапида» — это лишь верхушка айсберга. За хищным обликом скрывается очень современная техническая начинка.
Под капот EADO установлен новый 1,5-литровый турбомотор отдачей 150 л. с. и 280 Нм, который сочетается с проверенным шестиступенчатым «автоматом» от ZF. А в салоне, помимо климат-контроля, подогревов и сенсорной мультимедиа, есть полностью цифровая панель приборов, панорамная крыша с секцией-люком и даже отдельный тачпад управления бортовой электроникой для переднего пассажира.
При этом в Поднебесной цена на EADO стартует с более низкой отметки, чем у конкурента Kia K2 (аналог Kia Rio на рынке Китая).
Changan UNI K, UNI V и UNI T
Изначально с приставкой UNI продавалась лишь одна модель Changan. Однако теперь линейка этих машин расширилась. Вслед за компактным купе-кроссовером UNI-T свет увидела более крупная модель с традиционной формой кузова и именем UNI-K, а также спортивный лифтбек UNI—V, похожий на смесь Audi A7 и Kia Stinger. Тем самым линейка этих трех моделей превратила UNI в отдельный суббренд Changan, который будет выпускать куда более технологически продвинутые и оснащенные модели, чем материнский бренд.
В активе этих машин есть умные матричные фары на светодиодах, медиасистемы с тачскринами и поддержкой высокоскоростного интернета, куча водительских ассистентов и даже автопилот третьего уровня наподобие Super Cruise у Cadillac для американского рынка или Autopilot у Tesla, который может самостоятельно вести машину по трассе и не требует вмешательства водителя во время маневров.
Cowin Xuandu от Chery
Компанию Chery сложно упрекнуть в невнимательном отношении к российскому рынку. Модельный ряд марки в самом Китае хоть и значительно шире, чем у нас, однако главные кроссоверные новинки до России доезжают, включая модели премиального подразделения Exeed.
А вот машины от Cowin — увы, нет. Chery хоть и продала контрольный пакет акций в этой дочерней фирме, однако продолжает отвечать за запуск новых моделей и развитие гаммы. Cowin выпускает недорогие, но яркие машины для молодежной аудитории. В обновленной гамме марки уже есть кроссоверы, а с Xuandu производитель замахнулся на седан гольф-класса. По сути, Cowin Xuandu — это наследник Chery Arrizo 7 и конкурент Kia Cerato, Hyundai Elantra и Toyota Corolla.
Xuandu выпускают с 1,5-литровым турбомотором от Chery мощностью 156 л.с., а на выбор клиентам предлагают пятиступенчатую «механику» и вариатор.
Интерьер сочетает в себе спортивный стиль с классическими решениями. Так, например, у Xuandu аналоговые приборы со шкалами и стрелками вместо цифрового щитка и традиционный рычаг автомата вместо джойстика. При этом здесь гигантская медиасистема с тачкскрином, сенсорная кнопка запуска двигателя, электрический ручник и люк. А за «спортивность» отвечают руль с усеченным ободом, передние сиденья с интегрированными подголовниками и контрастные вставки в них.
На китайском рынке Cowin Xuandu предлагают по гораздо более привлекательным ценам, чем Elantra и Corolla, так что в России модель может найти покупателей. К слову, недавно боссы Cowin объявили о скором начале экспортных поставок. Однако о России пока речь не идет.
Geely Preface
Сходство китайского Geely Preface и современных седанов S60 и S90 от Volvo тяжело не заметить, и в этом нет ничего удивительного. Во-первых, сам шведский производитель уже больше шести лет находится под крылом китайского концерна. А во-вторых, за дизайн новинки отвечал британец Питер Хорбери, который когда-то руководил центром стиля Volvo, а теперь занимает должность вице-президента Geely по дизайну.
Более того, Preface когда-то стал вторым автомобилем Geely, построенным на модульной платформе CMA, разработанной китайцами совместно с инженерами Volvo.
Длина Preface — 4785 мм, ширина — 1869 мм, а высота — 1469 мм, колесная база растянулась ровно на 2,8 метра. То есть по размерам он превосходит S60 и слегка уступает S90.
Geely Preface оснащается двухлитровым четырехцилиндровым турбомотором семейства Drive-E мощностью 190 л. с., который работает вместе с семиступенчатой роботизированной коробкой. А уже в базовое оснащение машины входят бесключевой доступ, двухзонный климат-контроль с ароматизатором воздуха, электропривод передних сидений, большая медиасистема с тачскрином, аудиосистема Bose, панорамная крыша, контурная подсветка и электропривод стояночного тормоза.
При этом цена Preface на рынке Китая значительно ниже, чем у S60. Одним словом, в Поднебесной за вменяемые деньги можно получить симпатичный и прилично укомплектованный седан с налетом премиума. А разве не этого хотят российские покупатели?
Geely KX11
Другая модель Geely, которая может прийтись по вкусу россиянам — это большой семиместный кроссовер KX11, по своим размерам сопоставимый с Kia Sorento, Hyundai Santa Fe и Skoda Kodiaq.
Geely KX11 — самый крупный автомобиль на модульной платформе CMA. Его длина составляет 4770 мм, ширина — 1895 мм, а высота — 1689 мм. Колесная база даже больше, чем у многих конкурентов: 2845 мм против, например, 2765 мм у Sorento и Santa Fe.
В Китай Geely KX11 продается в двух модификациях. Обе — с двухлитровой бензиновой «турбочетверкой» Volvo семейства Drive-E. Первая версия мотора выдает 218 л.с. и 325 Нм и сочетается с семиступенчатым «роботом» с двумя сцеплениями, а привод у такой машины — передний. Вторая версия «четверки» выдает уже 238 л.с. и 350 Нм, и с ней в паре работает восьмиступенчатый «автомат» Aisin. Такая машина уже комплектуется полным приводом с муфтой от BorgWarner на задней оси.
К слову, с точно такой же силовой установкой и системой полного привода в России продается купе-кроссовер Geely Tugella. Так что появление KX11 в России вполне возможно. Тем более, что машину в камуфляже уже заметили на тестовых испытаниях в Москве.
WEY vv5
Компания WEY — это еще один суббренд машиностроительного гиганта Great Wall, под которым выпускают премиальные кроссоверы. Причем в самой Поднебесной эти машины позиционируются как люкс, который стоит еще больше, чем модели Haval. Напомним, что Haval — это тоже дочерний бренд Great Wall. Однако нужно признать, что Haval в Китае запускалась как марка, которая должна была дистанцироваться от утилитарного имиджа пикапов Great Wall и рамных внедорожников Hover, но все же не претендовала на премиум.
А вот WEY действительно скроен по всем лекалам жанра. Тут и стильный дизайн экстерьера и интерьера, и высокое качество отделки, и внимание к мельчайшим деталям, а также самые передовые разработки в технической начинке автомобилей.
В линейке WEY много моделей, но наиболее удачная из всех — компактный vv5. Эта машина выступает в самом быстрорастущем сегменте компактных паркетников и за цену корейских моделей предлагает опции и качество отделки, присущие премиальным немцам и японцам. Кажется, именно такой модели не хватает в России.
WEY Mocha
Mocha — это уже среднеразмерный кроссовер WEY. Машина построена на платформе Great Wall Coffee, отсюда и название в честь кофейного напитка моккачино. В модельном ряду новинка пришла на замену кроссоверу vv7, а также его купеобразной версии с литерами GT. Но технически это уже иной автомобиль: здесь другая платформа, более крупные габариты и совершенно иная внешность в новом фирменном стиле WEY.
Бензиновая версия получила 214-сильный турбированный мотор объемом 2,0 литра, который работает в паре с 9-ступенчатым «роботом». В гибридном варианте к этой связке добавлен еще и электромотор.
Кроме того, кроссовер оснащен фирменным цифровым комплексом Coffee Smart Drive, который поддерживает сети 5G и системы автопилотирования. Помогают ей в этом лидары, несколько водительских ассистентов и камер по периметру автомобиля, а также продвинутая навигация.
WEY Tank 300
Весь прошлый год китайские СМИ анонсировали выход продвинутого рамного внедорожника Wey Tank 300. Компания активно публиковала тизеры и подогревала интерес поклонников, начиная с июля, когда машину привезли на автосалон в Чэнду. И в начале этого года продажи внедорожника, наконец, стартовали в Китае.
Wey Tank 300 получил необычный угловатый дизайн в ретро-стиле и очень современную начинку. Интерьер отделан приличными материалами и укомплектован цифровой панелью приборов и экраном мультимедийной системы диагональю 12,3 дюйма. А крупные круглые дефлекторы системы вентиляции напоминают салон Mercedes G-Сlass.
Рамный внедорожник построен на одной платформе с Haval H9. У машины есть раздатка с блокировкой «центра», понижающая передача, а также блокировки переднего и заднего межколесного дифференциалов. Под капот Tank устанавливают четырехцилиндровый турбомотор мощностью 227 л.с., который работает в паре с 8-ступенчатым автоматом ZF.
Lynk & Co 01 и 02
Мы уже упоминали о том, что значимой долей в Volvo владеет автогигант Geely. Новая же марка Lynk & Co была создана как совместное предприятие китайцев и шведов, которое будет выпускать машины, позиционирующиеся между премиальными Volvo и массовыми Geely.
Главная особенность автомобилей Lynk & Co — это обилие электроники и цифровых технологий на борту. Впрочем, за три года существования этой марки европейские журналисты уже успели похвалить ее за технологичность, а затем обвинить в копировании дизайна кроссоверов Porsche.
В линейке шведско-китайского производителя уже шесть моделей: компактные кроссоверы 01 и 02, седан 03, а также кросс-купе Lynk & Co 05 и большой SUV 09. И все они построены на «вольвовской» модульной платформе CMA и оснащаются современными турбомоторами и «автоматами».
Кроме того, совсем недавно Lynk & Co выпустил свою первую полностью электрическую модель — фастбек Zero с запасом хода в 700 км. Однако нам бы хотелось видеть в России модели 01 и 02 — самые компактные и доступные SUV в линейке Lynk & Co.
В середине зимы 2023 года в Москве открылся пока единственный монобрендовый автосалон новой марки Voyah. Также в столице и других городах уже открываются партнерские официальные дилерские центры марки. В них продают китайские автомобили по цене от 7,3 млн руб. за самые простые экземпляры. Китайцы утверждают, что дешевле предложений у конкурентов в России не найти. Autonews.ru сравнил ценники на модели в этих же ценовых сегментах и проверил, так ли это на самом деле.
Voyah Free
Free — первенец новой китайской марки, в том числе и в России. В самом конце 2022 года стартовали официальные продажи таких кроссоверов — полностью электрических версий. А на днях дилеры начали принимать заказы на гибридные модификации.
Voyah — бренд концерна Donfeng, но специально под него была создана новая, премиальная архитектура с независимой пневматической подвеской всех колес и полным приводом. Это крупное шасси, в длину Free превышает 5 м. В движение он приводится электромоторами, вращающими обе оси.
В электрической версии они развивают 488 л.с. До 100 км/ч такая машина разгоняется за 4,7 с, а одного заряда батареи емкостью 100 кВт·ч хватает на 500 км пути — по европейской методике измерения WLTP.
Гибрид еще быстрее: за 4,5 с — до 100 км/ч. «Виноват», судя по всему, меньший вес. Этого удалось добиться, снизив емкость батареи ровно в три раза. Запас хода на одном заряде сократился до 120 км, но зато появился дополнительный бензогенератор на основе 1,5-литрового бензинового мотора, который сам с колесами никак не связан.
Такая версия лучше подходит тем, кто часто путешествует вдали от зарядных станций, да и стоит она дешевле.
Стоимость и конкуренты
Сейчас за полностью электрический Voyah Free просят от 8 млн руб., а за гибрид — от 7,3 млн руб. Интересно, что по параллельному импорту дилеры предлагают такие машины дешевле — от 5,9 млн руб. под ключ в Москве. Но, во-первых, это машины, которые везут из Китая несколько месяцев по предзаказу со 100%-й предоплатой. Во-вторых, на них не дается никакой гарантии. В свою очередь, официальные дилеры дают гарантию три года или 100 тыс. км пробега и обещают фирменный сервис в случае поломки.
Внешне, да и по динамике Voyah Free более всего похож на Maserati Levante. Последний, правда, оснащается исключительно двигателями внутреннего сгорания. В одном из автосалонов Москвы корреспондент Autonews.ru встретил Levante за 10,9 млн руб. и с утверждением, что это «сделка века».
Технически к Voyah Free ближе, например, электромобиль Audi e-tron, который официально поставлялся в Россию. Тот же мультибрендовый дилер, что продает Maserati, предлагает Audi e-tron 2021 года, но без пробега, из старых запасов, за 9,1 млн руб.
Voyah Dream
Минивэны были очень популярны в Северной Америке и Европе с 1980-х по середину нулевых, пока буквально за несколько лет этот сегмент не был почти полностью уничтожен вошедшими в моду кроссоверами. Единственная страна в мире, где большие минивэны продолжают процветать и развиваться, — это Китай.
Большие и роскошные машины минимум с тремя рядами сидений для рынка Китая делают и американцы — марка Buick, и японцы — таким, например, являются продававшиеся в России Toyota Alphard. И, разумеется, местные автопроизводители.
Dream — это один из первых полностью электрических минивэнов из КНР. Продажи машины в гибридной версии в России стартуют до конца февраля.
Полностью электрическая версия появится в августе и будет стоить дороже: батарея пока остается самым дорогим элементом в электромобилях. Задержка до августа связана с тем, что к нам привезут версию, адаптированную для северной Европы, — еще один повод переплатить официальному дилеру, а не заказывать доставку версии для китайского рынка.
По информации Autonews.ru, сейчас гибридный Dream предлагается клиентам по предварительной цене 8,5 млн руб. Покупателей предупреждают, что это число может измениться, так что стоимость ориентировочная. Опять же, серые дилеры по предоплате готовы привезти минивэн из Китая дешевле, но без гарантии и сервисной поддержки в России.
Единственный конкурент от традиционных брендов — это микроавтобус Mercedes V-Class. Он строже снаружи и внутри и лишен восточной роскоши Dream, но по-немецки продуман, а трехлучевая звезда на капоте все еще является для многих аргументом.
Китайские автомобили стали жертвой не самой лучшей репутации китайских товаров массового производства. Но за последние годы их качество стремительно выросло и это особенно сильно ощущается на примере именно автопрома КНР. Автомобили стали надежнее, удобнее, технологичнее.
На российский рынок хлынул поток моделей родом из Поднебесной, не уступающих знаменитым мировым грандам, а кое в чем даже их превосходящий. Мы составили рейтинг лучших китайских автомобилей по мнению экспертов, представленных на российском рынке в 2023 году и предлагаем вам ознакомиться с ними в нашем материале.