Эксперты портала «Новые автомобили» рассказали, машины каких марок чаще всего покупают жители Китая в 2021 году. В период с начала января по конец апреля лидером является немецкий Volkswagen с результатом 727 924 авто, что превышает результат прошлого года сразу на 30%.
На второй позиции с приличным отставанием находится японская Toyota – в 2021 году дилеры в Китае продали 548 035 таких машин, что соответствует росту спроса на 45%. Бронза рейтинга у еще одного представителя японского автопрома Honda – в Поднебесной очень популярны кроссоверы этой марки. За четыре месяца объем продаж составил 531 815 шт. (+67%).
Самым популярным китайским брендом стал занявший четвертую строчку Changan – эти машины были проданы 395 576 раз.Также отметим, что среди лидеров именно Changan показал лучшую динамику продаж – «плюс» 101%. Дополняет пятерку лидеров еще один представитель местного автопрома Geely – на автомобилях этого бренда свой выбор остановили 357 607 человек (+26,8%).
На шестой позиции расположился Nissan (334 941 шт., +42%). Следом за ним находится Haval (277 746 шт., +70%).
Отметим популярность бренда Buick в Китае – на данный момент марка располагается на восьмой строчке с результатом в 271 672 шт. и ростом продаж на 60,6%. Замыкают ТОП-10 два премиальных немецких бренда. Дилеры Audi продали 258 792 авто (+69,8%), а у Mercedes-Benz результат составил 237 720 шт., что соответствует росту продаж на 42,4%.
Ранее мы рассказывали, какие кроссоверы предпочитают жители Китая в 2021 году среди машин иностранных брендов. Лидером является японский Honda CR-V.
Любимый тезис противников покупки китайских автомобилей — быстрая потеря стоимости (критическая через пять-семь лет) и низкая ликвидность. Мы решили это проверить на основе базы соответствующих объявлений на Drom.ru.
Китайская диаспора
Сколько сейчас в России китайских автомобилей? По данным аналитического агентства «Автостат», на начало 2019 года в стране зарегистрировано 163 000 Chery, 150 000 Lifan, 117 000 Great Wall и 102 000 Geely. В десятке лидеров также числится BYD, FAW, Haval, Haima, Changan и DFM, но суммарный объем зарегистрированных автомобилей по этим брендам едва переваливает за 50 000 штук. Итого на начало прошлого года в стране насчитывалось почти 600 000 легковых единиц made in China. Для сравнения — одних только Тойот в России зарегистрировано без малого 4 000 000.
Интересно выглядит рынок подержанных китайских легковых машин. В 2019 году лидером продаж стал кроссовер Chery Tiggo — 7600 единиц. Вторую строчку занял седан Lifan Solano с показателем 6000 экземпляров. Замыкает тройку лидеров еще одна модель Lifan — кроссовер X60, перепродажи которого составили 5600 единиц. Далее в предпочтениях россиян на вторичном рынке китайских моделей последовательно идут Great Wall Hover H3 и Н5, Geely Emgrand, Chery Amulet и Bonus/Very, Geely MK и MK Cross. В итоге за прошлый год объем рынка китайских автомобилей с пробегом в России составил порядка 70 000 штук.
Цифры снова скромные, рынок подержанных «китайцев» растет достаточно медленно — плюс 4% по сравнению с результатами 2018 года. При том, что в целом вторичный рынок легковых автомобилей в нашей стране по итогам прошлого года сократился на 0,4% — до 5 405 000 штук.
Раз подержанные китайские авто покупают все чаще, может, и правда не так они страшны? Рассмотрим подробнее вопрос падения цены, частоты смены владельцев, ликвидности, состояния кузова, узлов и агрегатов у китайских машин. И сравним с популярными конкурентами из числа корейских, европейских и отечественных брендов.
Падение цены
Любой автомобиль, если это не коллекционный раритет, с годами дешевеет. Но на сколько? Сравним цены на пяти- и семилетних «китайцев» с их изначальной стоимостью. И аналогично по конкурентам. Конечно, это будет не совсем научный подход, ведь мы не учитываем, например, инфляцию. Рубль в 2015-м и тем более в 2013 году был не такой, как сейчас, в 2020-м. Но общее понимание того, как упали в цене подержанные китайские машины и их конкуренты, это нам даст.
Новый кроссовер Chery Tiggo FL, как раз справивший рестайлинг в 2013 году, стоил от 585 000 рублей за вариант с МКПП. Именно такие модификации больше всего распространены среди подержанных Tiggo. Средняя цена за семилетний кроссовер — 370 000 рублей. За семь лет машина потеряла в цене почти 37%, около 5% в год.
Если сравнить цены на пятилетние кроссоверы, то ситуация схожая. В 2015 году Tiggo продавали за 655 000 рублей, и в среднем 440 000 рублей такие экземпляры стоят сейчас. Потеря — 33%.
Падение цены не выглядит катастрофическим только на первый взгляд. Вот пример. Наиболее востребованная модификация Renault Duster — 2,0-литровая версия с полным приводом и «автоматом». В 2013 году такой автомобиль в не самой бедной комплектации Expression стоил от 663 000 рублей. Сейчас средняя цена семилетнего кроссовера — 526 000 рублей, а это означает, что Duster подешевел всего на 20%, меньше чем на 3% в год. Пережив рестайлинг в 2015 году, кроссовер сохранил цены на прежнем уровне — в районе 700 000 за наиболее ходовые версии. С учетом того, что средняя стоимость подержанных пятилетних Duster 600 000 рублей, получаем падение цен на 15%.
Еще хуже дела обстоят с седаном Geely Emgrand EC7. В 2013 году такой автомобиль с двигателем 1,8 л и механической коробкой в средней комплектации Standard стоил 529 000 рублей. Сейчас цена на подобные экземпляры — 285 000 рублей, то есть она рухнула на 46%. Для сравнения возьмем Hyundai Solaris, что числился у Emgrand в конкурентах. Средняя цена на новый корейский седан, после обновления 2013 года, была на уровне 570 000 рублей. На данный момент семилетние Солярисы стоят примерно 433 000 рублей. Цены снизились на 24%, почти в два раза меньше.
Другой пример — третий Ford Focus. В 2013 году новым он стоил в среднем 740 000 рублей. Сейчас семилетние авто продают в среднем за 460 000 рублей, падение цены на 37%. А если взять «француза»? Обновленный в 2013 году Renault Fluence с мотором 1,6 л и «механикой» в стоил в среднем 700 000 рублей. Как раз таких модификаций сейчас в продаже большинство. Цены — в районе 426 000 рублей. Цена снизилась на 40%, что подтверждает нетолерантное отношение к французским автомобилям в нашей стране.
Может, Geely повезет с другой моделью? В 2015 году кроссовер Emgrand X7 с мотором 2,4 л и 6-диапазонным «автоматом» в начальной, но, как обычно у «китайцев», небедной комплектации стоил минимум 789 000 рублей. Mitsubishi ASX с мотором 1,8 л и вариатором в те годы стоил в среднем 1 000 000 рублей, а 150-сильный Volkswagen Tiguan c «роботом» — примерно 1 200 000. Средние цены на подержанные пятилетние кроссоверы: 480 000 рублей за Emgrand X7, 760 000 за ASX и около 950 000 — за Tiguan. В итоге цена на «китайцев» рухнула на 40% против 24% у Mitsubishi и 20% у Volkswagen.
Лучше обстоят дела у внедорожников Great Wall. Новый 2,0-литровый Hover H3 в 2013 году стоил от 699 000 рублей. UAZ Patriot тогда продавали минимум за 512 000 рублей. Для покупки базового SsangYong Kyron нужно было иметь 749 000 рублей. Сейчас семилетние Ховеры стоят в среднем 485 000 рублей. Примерно 390 000 рублей просят за Патриот. Чтобы купить Kyron 2013 года выпуска, нужно около 585 000 рублей. Получается, что китайский автомобиль подешевел на 30%, УАЗ на 23%, а SsangYong — на 21%.
У Lifan все не лучше. В 2015 году новый приподнятый хэтчбек X50 стоил в среднем 550 000 рублей. Записанный к нему в конкуренты Sandero Stepway второго поколения — около 600 000 рублей. Средние цены спустя пять лет — 395 000 рублей за Lifan и 515 000 рублей за Renault. Это значит, что китайский кроссовер подешевел на 28%, тогда как «француз» (то есть «румын») — всего на 15%.
Седан Lifan Solano — один из самых популярных в свое время. Средняя цена нового автомобиля в 2013 году — 470 000 рублей. За Renault Logan в те времена просили в среднем полмиллиона. Volkswagen Polo стоил в районе 550 000 рублей. Семилетний Solano сейчас стоит в среднем 210 000 рублей. Logan аналогичных годов — 285 000. Volkswagen, как водится, самый дорогой — в среднем 420 000 рублей за семилетний седан. И самый стойкий к падению цены — она снизилась на 23%. Logan подешевел на 43%, а вот цены на Solano рухнули более чем наполовину — на 55%. А что же Lada Granta? 87-сильный седан с МКПП в 2013 году стоил в среднем 350 000 рублей. Сегодняшняя цена — 235 000. То есть за семь лет Granta подешевела на 32%.
Напоследок взглянем на покинувшие наш рынок кроссоверы Hawtai Boliger и Haima 7. Новый Boliger в 2015 году стоил в среднем 800 000 рублей. Сейчас за него просят около 550 000 рублей, то есть за пять лет он подешевел на 31%. Почти на столько же подешевела и Haima, но за семь лет. Новая «семерка» в 2013 году стоила в среднем 700 000 рублей, а сейчас — около 500 000.
Как часто они меняют владельцев
Отметка «один хозяин» в объявлении о продаже — всегда плюс к карме автомобиля. Проанализировав количество таких объявлений, можно прийти к интересным выводам. У 85% кроссоверов Chery Tiggo T11 2015 года выпуска, что висят сейчас в продаже, — лишь одна запись в ПТС. У остальных — не более двух владельцев. Среди пятилетних Renault Duster, которых китайцы заявляли в конкуренты своему кроссоверу, только 63% прожили жизнь с одним хозяином. У 29% их по два. В семилетнем возрасте ситуация меняется. Одного хозяина имеют только 44% Tiggo 2013 года. У 15% — по три и более владельца. У Duster эти показатели практически аналогичны.
Другим хитом от Chery был компактный кроссовер IndiS. И снова — в пятилетнем возрасте к моменту продажи почти 90% этих автомобилей имеют одного хозяина. Kia Soul — собрат по сегменту кроссоверов В-класса — смотрит на «китайца» с завистью. Его показатель не превышает 64%. Другое дело, что более трех владельцев пятилетние Soul, находящиеся в продаже, обычно не имеют. Среди семилетних IndiS в продаже доля машин «от одного хозяина» составляет 42%. И только 15% кроссоверов успели за семь лет сменить трех и более владельцев. Показатели Kia Soul отличаются на незначительные 1-2%.
Может, все дело в бренде, ведь Chery — лидер рынка. Рассмотрим марку Geely. У половины пятилетних седанов Emgrand EC7 одна пометка в ПТС. У остальных — максимум две. Почти как у Hyundai Solaris. Только 12% корейских автомобилей к пятилетнему возрасту успели сменить не менее трех хозяев. Чуть хуже показатели у Ford Focus: 40% авто в продаже имеют одного хозяина и 15% — более трех.
А что с семилетними автомобилями? К этому возрасту одного владельца имеют примерно треть китайских седанов в продаже. И почти столько же Emgrand успели получить как минимум три отметки в ПТС. Среди семилетних Solaris у 34% автомобилей по одному владельцу. При этом у четверти машин было не менее трех хозяев. Найти Focus 2013 года выпуска от первого владельца сложнее. Таких набралось только 20%, зато более трети машин имеют как минимум три отметки в ПТС.
Взглянем на ситуацию с кроссовером Emgrand X7. 95% пятилетних автомобилей эксплуатировали один-два владельца. Сопоставимые показатели демонстрируют Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage и Mazda CX-5. Семилетних Emgrand X7 в продаже мало, поэтому оценим Geely MK Cross. 75% этих кроссоверов, находящихся в продаже, в семилетнем возрасте имеют не более двух хозяев. То ли дело Renault Sandero Stepway, у которых этот показатель колеблется в пределах 90%. Или Toyota RAV4 (пусть не конкурент, но эталон) — только 14% продающихся семилеток имеют трех и более владельцев.
А как обстоят дела у рамных Great Wall? Половина из продающихся семилетних Hover H3 все еще числятся за одним владельцем. Почти на том же уровне держится их собрат — Hover H5. УАЗ Патриот чуть не дотягивает до «китайцев» — его результат 40%. У «Нивы» и того ниже — только треть из машин могут похвастаться одной отметкой в ПТС.
Рассмотрим Lifan. Среди семилетних седанов Solano, что числятся в продаже, 78% имеют не более двух владельцев. Лада Granta немного, но отстает — у нее по этому показателю набрался только 71%. Почти на том же уровне держится и Renault Logan.
Получается, подержанные китайские автомобили не так уж и часто меняют хозяев. Может, потому, что их трудно продать?
Ликвидность
С ликвидностью у б/у автомобилей китайского производства действительно все печально. Согласно статистике drom.ru, среднее время их продажи не меньше полутора месяцев, а зачастую и больше. Это как минимум в два раза превышает показатели конкурентов из массового сегмента. Обычно на то, чтобы продать Solaris, Duster или Granta, нужно не больше пары недель. Можно предположить, что в реальности подержанные китайские автомобили зависают у владельцев на гораздо более долгий срок. Просто те устают ждать своего клиента и снимают объявление с публикации. Ведь жалобы на трудности с продажей встречаются едва ли не чаще проклятий на повсеместную коррозию.
Ресурс
Интригующий вопрос: «А как у подержанных “китайцев” с ресурсом?». Все сгнили или сначала развалились на ходу? А может, все не так плохо? Отзывы нам в помощь.
Насчет коррозии — молва не врет. На тонкий металл и слабое ЛКП, которое мгновенно покрывается сколами, жалуются все владельцы пяти-семилетних автомобилей из Поднебесной. Дабы избежать быстрого распространения рыжей чумы, залечивать кузовные раны приходится моментально. Ежегодный антикор — обязательная статья расходов.
Но ведь и остальные бюджетные марки-модели неидеальны. Жалуются на тонкий металл и слабый слой ЛКП владельцы Солярисов. Слишком быстро покрываются сколами Гранты и второй Logan. Ни с того ни с сего может отвалиться краска с кузова Duster. Еще как гниет УАЗ Patriot. Откровенно слабо окрашены третьи Фокусы — в местах постоянного соприкосновения кузовных элементов краска облезает слишком быстро.
А вот гипотеза, что со временем китайские автомобили превращаются в «ведро с болтами», не подтвердилась. Лишь изредка этим страдают старые кроссоверы Chery Tiggo. Куда больше нареканий в этом отношении вызывают Патриоты и Lada Granta. Может, скрипы в салоне китайских машин заглушают свист ветра и пескоструй от арок? На низкий уровень шумоизоляции жалуются практически все владельцы «чайнакаров». Впрочем, в бюджетном классе, к которому относятся все рассматриваемые машины, это скорее правило.
Относительно техники подержанных машин из Китая больше всего нареканий вызывает подвеска. Именно с ходовой связано большинство поломок. Гремящие стойки стабилизатора — общий недуг, независимо от марки и модели. К сожалению, низкое качество запчастей не способствует выздоровлению. У конкурентов от Renault, Hyundai и Ford ситуация с этим вопросом несравнимо лучше.
Проблем с двигателем и трансмиссией у «китайцев» 2013-2015 годов выпуска обычно мало либо нет совсем. В этих машинах часто трудятся проверенные временем лицензионные японские агрегаты. Например, вариации двигателя Mitsubishi 4G64 ставились на Chery и Great Wall. Haima использовала 2,0-литровый ремейк маздовского мотора серии ЕСЕ, который ставился на Tribute и «трешку», Lifan — копию 1ZZ-FE, который устанавливали на Короллы и Авенсисы. Chery, Foton и FAW берут коробки у Aisin.
Иногда случаются проблемы с МКПП на седане Geely Emgrand EC7, где начинают вылетать передачи, а коробка досаждает воем и хрустом. Встречается подобное и на кроссоверах Emgrand X7. Эти же модели отметились случаями трещины ГБЦ, что потребовало ее замены. У внедорожников Hover иногда пробивает прокладку ГБЦ. Но все это не носит такого массового характера, как проблемы с «автоматом» у Renault, отказы преселективных коробок Ford, масложор у Volkswagen, задиры в моторах Hyundai/KIA и хрустящие-воющие вазовские коробки.
То есть подержанный китайский автомобиль — образец надежности? Вовсе нет. Часто чудит электрика, особенно достают сбои датчиков ABS и глюки сигнализации, которая срабатывает с пятого раза. Но не только. Пример из жизни. Lifan X50 с пробегом 17 000 км — по гарантии заменили замок пассажирской двери, пыльник ручки скоростей и динамик, отслоились сайлент-блоки передних рычагов и задней балки, плавают обороты, потеет сальник клапанной крышки, порвался пыльник рулевого наконечника, скрипит ремень кондиционера. Обычно это последствия изначально кривой китайской сборки. Часто встречаются установленные с перекосами двери, дверные замки, механизмы стеклоподъемников, уплотнители и детали интерьера, которые потом нужно регулировать.
Низкий уровень дилерского обслуживания только добавляет проблем. Часть поломок — следствие устранения косяков после мастеров официальных сервисов. Есть сложности с запчастями — и не только с кузовными элементами и оптикой для снятых с производства моделей. Жалуются на отсутствие в наличии деталей владельцы Changan и Haima, есть перебои с поставками расходников у Lifan. Отдельный вопрос — что будут делать счастливые обладатели автомобилей покинувших наш рынок брендов вроде Hawtai.
Большинство владельцев за пять-семь лет эксплуатации своих «чайнакаров» меняли в них только расходники, и их все устраивает. В целом положительных отзывов об эксплуатации большинство. Парадокс, но сами хозяева при этом отмечают, что сломаться тут может все что угодно. В превентивных мерах или постфактум, но многие из них вынуждены заниматься самостоятельной доработкой сырой конструкции: подбирают программы управления электронными настройками и (или) развалы/схождения от Toyota и Mitsubishi, меняют коробки передач на японские, экспериментируют с запчастями, перетягивают электропроводку.
Получается, владение пяти-семилетними китайским машинами — то еще удовольствие. В целом неплохой уровень надежности сильно портят проблемы с ЛКП, некачественные комплектующие, низкий уровень сборки и сервиса. Продать это чудо с каждым годов все сложнее, а цена падает стремительно.
Прогноз
Что будет с сегодняшними китайскими хитами с их турбомоторами и вариаторами? Свежие кроссоверы Chery Tiggo 3 и Haval H6 за три года теряют в цене порядка 27%. Чуть хуже, чем Hyundai Creta, но примерно на одном уровне с Nissan Qashqai. Вот только чтобы продать трехлетнего «китайца», нужно не меньше месяца. Hyundai и Nissan «уходят» почти в два раза быстрее. Проблемы со сборкой у свежих китайских машин никуда не делись, при том что техника стала сложнее, а цены выросли. Уровень сервиса по-прежнему вызывает нарекания. Например, многие владельцы еще гарантийных Haval жалуются на отсутствие элементарных расходников. Полноценная китайская экспансия снова откладывается?
23 ноября 2022, 00:28 /
Эксклюзивно по подписке
За 10 месяцев 2022 года он вырос на 31% и составил $3,61 млрд
В нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией / Евгений Разумный / Ведомости
Ввоз в Россию китайских автомобилей в октябре 2022 г. вырос до $560 млн, что на 27% больше, чем в январе текущего года, и является историческим рекордом, следует из данных главного таможенного управления КНР. Общий объем импорта автомобилей из Китая за январь – октябрь 2022 г. составил $3,61 млрд, что на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и уже больше, чем за весь 2021 год ($3,45 млрд). В 2019 г. импорт был $1,7 млрд, а в 2020 г. – $1,6 млрд.
В структуре автомобильного импорта за 10 месяцев 2022 г. преобладают легковые автомобили ($1,08 млрд). Далее идут грузовики ($1,06 млрд), автокраны и иной спецтранспорт ($250 млн) и автобусы ($970 млн), а на запчасти и комплектующие приходится еще $1,12 млрд.
В октябре по сравнению с январем импорт китайских грузовиков вырос в 3,5 раза (до $179 млн), спецтранспорта – в 5 раз (до $46 млн), автобусов – в 7,4 раза (до $24 млн). А вот легковушки, импорт которых составил $181 млн, пока еще не вернулись на прежний пик января 2022 г., когда поставки составили $228 млн. Но их импорт стремительно набирает обороты после летнего обвала: в августе машин ввезли всего на $26 млн, что было в 9 раз меньше, чем в начале года. Если темпы роста поставок сохранятся, то в ноябре будет рекорд и по легковым автомобилям.
Общие продажи «китайцев» в январе – октябре 2022 г. составили 84 600 шт., сообщил «Ведомостям» представитель «Автостата». Это 16,3% от общего рынка новых автомобилей, который составил 518 000 машин. Если в первой половине 2022 г. их доля на российском рынке была 11%, то в III квартале 2022 г. – 26%.
В октябре объем рынка новых легковых автомобилей в России составил 43 300 шт., что на 63% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 г. Китайских автомобилей на нем было продано уже 12 700 шт., или 29%, следует из данных «Автостата». Лидером по продажам новых машин является Haval (4316 шт. в октябре), далее идут Chery (3838 шт.) и Geely (2483 шт.).
Из-за санкций российский рынок покинули европейские и японские автогиганты. Если в 2021 г. российский рынок составлял 1,52 млн автомобилей, то за 10 месяцев 2022 г. – почти в 3 раза меньше. Это спровоцировало дефицит и рост цен на автомобили. Если в начале года новая иномарка стоила 1,36 млн руб., то в конце марта – 1,9 млн руб., следует из данных Росстата, и примерно на этом уровне остается сейчас (1,94 млн руб.).
При этом китайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром («Ведомости» писали об этом 11 ноября). Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, нехваткой машин, высокими ценами на них и низкой маржей, говорили участники рынка.
Дефицит по-прежнему существенный, и снижения цен не происходит. «Объем рынка новых легковых автомобилей китайских марок может составить 110 000–115 000 шт.», – прогнозируют в «Автостате». Это будет примерно тот же уровень, что и в 2021 г., когда продажи «китайцев» составили 114 263 шт.
Тем не менее в нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией. «В 2023 г. крупнейшие автоконцерны Китая настроены в разы нарастить продажи в России – до 500 000 машин», – говорит заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. Это позволит снизить цены на машины, хотя ценник будет падать не напрямую, а через предоставление дополнительных опций. «В среднем «китаец» сейчас стоит от 2,2 млн до 4,5 млн руб. И машина стоит своих денег. Завышены ценники скорее на европейцев», – добавляет Стариков.
Маловероятно, что кто-то из иностранных автоконцернов перезапустит свои заводы в России, а значит, Китай продолжит здесь укрепляться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Более того, технике из КНР по ряду позиций в России пока нет альтернативных вариантов.
Падение автомобильных продаж затронуло не только российский рынок, но и практически все мировые страны — дефицит электронных компонентов и приостановка производств будут влиять на глобальную картину еще не один месяц. Даже в Китае апрель 2022 ознаменовался просадкой на 47,6% — продажи составили всего 965 000 автомобилей, хотя здесь вмешались еще и жесткие ограничения, связанные с очередной вспышкой коронавируса.
С начала 2022 года в Поднебесной было продано более 6,5 млн новых машин, и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года падение составило приемлемые 4,2%. Всего же за минувший год в КНР нашли покупателей 26 млн автомобилей. И это лучший показатель на планете. Для сравнения, США показали результат лишь в 15 млн шт. Давайте же разберемся, что предпочитают китайцы в 2022 году: вашему вниманию топ-10 самых популярных моделей на рынке.
Wuling Hongguang Mini EV
Возглавляет рейтинг крошечный электромобильчик от неизвестной в России марки Wuling — это совместный бренд китайского концерна SAIC и американского GM. Только за апрель жители КНР купили 27 тыс. таких коробочек, а общий тираж с начала года составил уже 133 тыс. экземпляров!
Причина популярности проста: за базовый Hongguang просят всего $4500, то есть около 270 тыc. руб. по текущему курсу. При этом речь идет о крошечном, но все же полноценном автомобиле: 4 места, подушки безопасности, кондиционер и пр. В движение 2,9-метровый Wuling приводится 27-сильным электромоторчиком, а запас хода на одной зарядке составляет вполне достаточные 120 км.
Nissan Sylphy
Главный конкурент «Вулиня» — вполне традиционный седан Nissan Sylphy. Кстати, его предок нам отчасти знаком: будучи переведенным на «логановскую» платформу B0, он долгое время продавался в России как Nissan Almera. Грандиозного успеха из этого не вышло, зато в Китае модель является суперхитом — 25 тыс. экземпляров за апрель и почти 150 тыс. с начала 2022 года. То есть по суммарному объему Sylphy удерживает первое место в КНР.
Технически перед нами обычный седан гольф-класса чуть меньше, чем Skoda Octavia, а динамичный дизайн не подкрепляется бойкими силовыми агрегатами. Их на выбор предлагается два: либо 1,6-литровый атмосферный мотор мощностью 139 л.с. в паре с вариатором, либо гибридным дуэтом e-Power — это 136-сильный электромотор и 72-сильный ДВС объемом 1,2 л, работающий в качестве генератора.
BYD Song
На третьем месте китайского хит-парада расположился кроссовер Song от компании BYD — запомните эту аббревиатуру, ибо она сегодня встретится еще не раз. Компания дважды пыталась закрепиться на российском рынке и дважды терпела крах: по правде говоря, продукция, которая выпускалась в середине прошлого десятилетия, не выдерживала никакой критики. А теперь глядите-ка — в Китае BYD показал сумасшедший рост на 130% за последний год и вышел на первое место по рынку, сместив вечно лидировавший Volkswagen. Это к вопросу о темпах развития китайского автопрома.
Что же такое BYD Song, в апреле разошедшийся тиражом в 25 тыс. экземпляров и почти дотянувшийся до 100-тысячной отметки с начала года? Это среднеразмерный кроссовер калибра Nissan X-Trail. Снаружи — ладный, но не сенсационный дизайн, внутри — усредненная современная архитектура, виртуальные приборы и планшет.
Силовые установки бывают только электрифицированными — машины на чистых ДВС компания BYD перестала выпускать этой весной. Поэтому выбор сводится либо к чисто электрической версии (163 л.с., передний привод), либо к полноприводным плагин-гибридам совокупной мощностью либо 324, либо целых 473 силы: в последнем случае разгон до сотни занимает впечатляющие 4,7 секунды!
BYD Qin Plus
Вторая модель BYD в топ-10 китайских продаж: седан Qin («Цинь») в рестайлинговой версии Plus почти не отстает от своего кроссоверного родственника: 91 тыс. экземпляров с начала года. По размерам это одноклассник вышеупомянутого Nissan Sylphy, а вот с точки зрения техники у китайцев выбор широк.
Одна только электрическая версия бывает с двумя вариантами мотора (136 и 183 л.с.) и тремя разновидностями аккумуляторов — на 47,57 или 72 кВт•ч. А ведь есть еще и подключаемый гибрид со 110-сильным «атмосферником» 1.5, но также двумя вариантами электромотора (179 или 197 л.с.) и запасом хода на чистом электричестве либо 50, либо 110 км. В общем, в этих хитросплетениях сам Цинь ногу сломит, но продается все это весьма бойко.
Китайские легковые автомобили в России становятся популярнее
Объемы продаж крупных китайских брендов этого сегмента в 2021 году выросли в 2-3 раза.
В 2021 году из Китая в Россию было импортировано 77,4 тыс. легковых автомобилей, что в 2,1 раза больше, чем годом ранее. Общая стоимость ввезенных автомобилей составила 792,2 млн. долл. По сравнению с 2020 годом этот показатель увеличился в 2,5 раза.
Средняя стоимость легковых автомобилей, ввозимых из Китая в Россию, в 2021 году выросла на 20,1%, достигнув значения 10,2 тыс. долл. (753,5 тыс. руб. в пересчете по среднему курсу доллара за год).
Самой популярной китайской маркой в России в 2021 году стала Haval, реализовавшая более 39 тысяч машин, что на 125% больше по сравнению с 2020 годом. Следом идет Chery, продажи которой выросли на 224%, замыкает тройку лидеров Geely с результатом на 59% больше, чем годом ранее.
Ключевые цифры, касающиеся производства, торгового оборота и ценовой ситуации — в новом отчете «Рынок автомобилей в Китае: комплексный анализ и прогноз — 2022». Это одно из новых исследований от «AnalyticResearchGroup», посвященных ключевым рынкам Китая: познакомиться со всей серией можно здесь.
Инфографика крупнее: здесь.
По итогам прошлого года доля рынка, которую занимают китайские автомобильные бренды, увеличилась более чем в два раза. При этом модели из КНР за год стали заметно дороже. По прогнозам экспертов, автопроизводители из Поднебесной в этом году могут занять до 40% российского рынка. В чем секрет успеха китайских автомобилей в нашей стране — выясняли «Известия».
Дорого, богато
В прошлом году стоимость автомобилей китайских брендов в России выросла на 29–75%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Эксперты сравнили рекомендованные розничные цены на базовые комплектации автомобилей, которые действовали в январе прошлого года с ценами, установленными в начале 2023 года.
Сильнее всего (на 56–75%) подорожали Geely Coolray (с 1,47 млн до 2,3 млн рублей), Chery Tiggo 8 Pro (с 2 млн до 3,47 млн рублей) и Chery Tiggo 4 (с 1,14 млн до 2 млн рублей). На 920–950 тыс. рублей стали дороже Geely Atlas Pro и Chery Tiggo 8 (+50,4%), на 880 тыс. рублей увеличилась стоимость Chery Tiggo 7 Pro (+48,9%), а Geely Tugella подорожали на 1,28 млн рублей (+46,2%).
Меньше других (примерно на 30%) выросли цены на модели Haval. Так, минимальная стоимость кроссовера Jolion, ставшего самой популярной китайской моделью, за год увеличилась на 450 тыс. рублей — с 1,5 млн до 1,95 млн рублей. Летом, чтобы этот автомобиль попал в госпрограмму льготного автокредитования, российское представительство компании специально немного снизило на него цены. Кроссовер Haval F7 стал дороже на полмиллиона рублей, а внедорожник H9 подорожал почти на миллион.
Вспомнить былое
Помимо сравнения нынешних и прошлогодних цен на китайские модели, в НАПИ проанализировали и среднюю стоимость (по состоянию на январь 2022 года) моделей компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою работу.
По цене, которую сейчас просят за Geely Atlas Pro (2,75 млн рублей), год назад можно было приобрести Toyota RAV4, отмечают в НАПИ. Прошлогодняя средняя цена на Kia Sportage (2,3 млн рублей) практически сравнялась с нынешней стоимостью Haval F7. За 4–4,2 млн рублей, которые сейчас просят за Haval H9 и Geely Tugella, год назад можно было приобрести Hyundai Palisade или Mercedes-Benz GLB, следует из анализа агентства промышленной информации.
Захватить рынок
Несмотря на рост цен, китайские автопроизводители показали в прошлом году двукратное увеличение доли рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», если в 2021 году на бренды из КНР суммарно приходилось 7,5% всех проданных в нашей стране новых автомобилей, то по итогам прошлого года этот показатель увеличился до 19,4%. Причем по совокупным объемам продаж в России китайские автокомпании уступают своим конкурентам из Южной Кореи мизерный 0,1%.
Прошлый год стал рекордным для китайских автопроизводителей. Всего в нашей стране было продано почти 122 тыс. машин из Поднебесной. Причем во второй половине года китайские бренды постоянно занимали первые места в статистике продаж, уступая в количестве реализованных машин только АвтоВАЗу.
Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту Яньтай на востоке Китая
Одновременно с увеличением объемов продаж китайские бренды активно выводят на рынок новые модели, а также наращивают количество дилерских центров в России. В прошлом году на фоне закрытия ряда автосалонов европейских, корейских, японских и американских марок в нашей стране появилось почти 500 новых автосалонов по продаже автомобилей из КНР. Лидерами стали бренд Omoda (+108 дилерских центров) и марка Exeed, открывшая 102 новых точки продаж и обслуживания.
По мнению экспертов, в нынешнем году автопроизводители из КНР без труда обойдут по объемам продаж корейские бренды. Их доля к концу года может достигнуть 30%, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
— Китайские компании уже несколько лет очень активно ведут себя на российском рынке. В прошлом году фактически только фирмы из Поднебесной обеспечивали бесперебойные поставки автомобилей на наш рынок. Как результат — заметное увеличение доли рынка в целом и рост продаж у ряда брендов на фоне общего снижения объемов рынка, — заявил он «Известиям».
Еще более оптимистичный прогноз дает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, китайским автопроизводителям, с учетом новых проектов по производству машин, вполне под силу в течение года довести свою долю на российском рынке до 35–40%.
Выбор невелик
Эксперты не видят ничего удивительного в росте стоимости китайских моделей. По их мнению, автопроизводители из КНР «действуют в рамках рынка». Подорожание коснулось всех машин, а не только автомобилей из этой страны, подчеркивают они.
— Та же Lada Vesta год назад стоила чуть меньше миллиона, а теперь за нее просят уже почти 1,2 млн рублей. И при этом машин у дилеров уже нет, — отметил Сергей Бургазлиев.
В нынешних условиях у покупателей вариантов выбора немного, констатирует эксперт. Они вынуждены либо покупать российские модели, лишенные ABS, ESP и подушек безопасности, либо искать подходящий автомобиль на вторичном рынке, либо приобретать машину китайского бренда. С учетом того что эти автомобили оснащены опциями, которых нет на отечественных машинах, всё больше людей выбирают именно третий вариант, считает Бургазлиев.
С ним согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Он подчеркивает, что в условиях ограниченного выбора автомобилей ассортимент китайских моделей позволит без особого труда подобрать покупателям приемлемый вариант.
— Немаловажно, что в отличие от машин, завезенных по параллельному импорту, китайские автопроизводители предлагают прозрачные условия гарантии и сервиса. При этом по своим характеристикам автомобили из КНР практически не уступают корейским и европейским моделям, а в некоторых случаях уже и превосходят их. Вполне логично, что покупатели всё чаще обращают свое внимание на автомобили с лейблом Made in China, — заявил он.
Санкции толкнули российский автомобильный рынок в объятия китайского автопрома. Но пока значимая часть китайских автоконцернов не спешит осваивать распахнувшиеся для них российские рыночные ниши. Что заставляет их притормаживать разгон, разбирались «Деньги».
Поворот российской экономики на Восток в полной мере отразился на российском автомобильном рынке, где дилеры, а за ними и потребители активно изучают перевод с иероглифов названий китайских брендов и моделей. Еще недавно продукцию китайского автопрома никак нельзя было называть определяющей для российских автомобильных продаж. Например, в первом полугодии 2020 года доля китайских авто в России составляла всего 3%. В первом полугодии 2021 года этот показатель вырос до 6%. Но с марта этого года, после того как санкции опустили шлагбаум перед въездом в РФ новых автомобилей большинства ведущих мировых автоконцернов, доля китайских машин в России нажала на педаль акселератора. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам третьего квартала текущего года каждый четвертый новый автомобиль в России (точнее — 26%) был китайским. А, например, за первую неделю октября доля «китайцев» на российском авторынке достигла уже 30,3%. Однако при столь внушительном ускорении продаж китайских машин в России активные шаги по завоеванию российского авторынка пока предпринимает ограниченное число представителей китайского автопрома.
Китайское автомобильное чудо
Взлет китайской автомобильной промышленности — одна из самых впечатляющих сторон «экономического чуда» Китайской Народной Республики. Первые автомобили в Китае начали делать только в середине 1950-х, и сначала это были грузовики (кстати, первые шаги китайской автомобильной промышленности тогда помогал делать советский завод ЗИЛ). О выпуске легковых автомобилей для частного пользования в Китае задумались только в середине 1980-х. Первый иностранный автозавод здесь в 1983 году построила American Motors Corporation (AMC, в 1987 году ее поглотил концерн Chrysler), затем примеру американцев последовали немецкий Volkswagen и французская Peugeot.
К началу 1990-х шестеренки автомобильных конвейеров в КНР активно закрутились. Почуяв огромный потенциал внутреннего китайского рынка, мировые автоконцерны выстроились в очередь на создание в Поднебесной своих предприятий. В 1992 году выпуск авто в Китае превысил 1 млн, и к 2000 году он медленно приблизился к отметке в 2 млн единиц. А затем начался бум: в 2005-м с китайских конвейеров сходит 5,7 млн автомобилей, в 2010-м — это уже головокружительные 18 млн. В 2006 году объемы выпуска автомобилей в Китае обогнали Японию, в 2009-м — оставили позади США, превратив Китай в крупнейший автомобильный рынок мира. С тех пор китайцы видят продажи в других странах мира лишь в зеркало заднего вида. Например, если по итогам 2021 года продажи в США новых машин составили 15 млн единиц, то в Китае они уже были почти вдвое больше — 26 млн.
Стремительное развитие китайского автопрома — следствие успешного претворения в жизнь концепции превращения Китая в «мировую фабрику», когда ведущие мировые автопроизводители охотно разместили в стране свои производства. Но при этом политика партии и правительства Китая была направлена на то, чтобы иностранцы в обязательном порядке создавали в КНР совместные предприятия. В результате этого китайцы успешно переняли от своих западных партнеров передовые технологии, и в стране всего за два десятилетия стремительно выросли крепкие национальные китайские автомобильные концерны.
Сейчас продажи местных китайских компаний с большим отрывом доминируют на внутреннем рынке: по итогам прошлого года их общие продажи заняли 44,4% всего автомобильного рынка КНР. У иностранцев показатели более скромные: немецкие и японские бренды в 2021 году получили долю в 20,6%, американские — 10,2%, южнокорейские — 2,4%, французские — 0,6%. По итогам 2021 года самыми крупными китайскими автомобильными компаниями являются SAIC Motor (5,3 млн проданных автомобилей), FAW Group (3,5 млн), Dongfeeng Motor (3,2 млн). Далее идут Changan Automobile (2,3 млн), Guangzhou Automobile Industry Group (GAC; 2,144 млн), BAIC Group (1,723 млн), Geely Holding Group (1,328 млн). Замыкают десятку Great Wall Motors (1,281 млн), Chery Automobile (959 тыс.), BYD (745 тыс.). Нарастающий тренд — это рост экспорта китайских автомобилей. По итогам 2021 год экспорт автомобилей из Китая составил более 2 млн единиц, что вдвое больше, чем в 2020 году. Согласно подсчетам, крупнейшими китайскими автомобильными экспортерами стали компании SAIC Motor (697 тыс. автомобилей), а также Chery Automobile (269 тыс.). Однако та же SAIC или BAIC пока не спешат направлять свои экспортные потоки в Россию.
Растущее китайское качество
На российском рынке китайские автомобильные компании начали обозначать свое присутствие еще в середине 2000-х, но их продажи более или менее стали заметны только в начале 2010-х. Можно сказать, что развитие китайских машин пережило три волны: первый всплеск наблюдался с 2010 по 2014 год, когда продажи скакнули с 27 тыс. до 77 тыс. единиц. Далее, рухнув в кризис 2014 года, китайские машины поступательно разгонялись в России с отметки в 36 тыс. единиц в 2015 году до 53 тыс. в 2020-м. И третья волна наблюдается сейчас, когда в 2021 году продажи китайских машин скакнули втрое, до 115 тыс. единиц. В этом году продажи китайских авто, скорее всего, повторят рекорд (даже при том, что весь российский автомобильный рынок, предположительно, упадет по итогам текущего года более чем на 70%).
Рост продаж китайских автоконцернов в первую очередь связан с тем, что качество их продукции существенно улучшается как с точки зрения комфорта, так и безопасности. «Китайские автомобили начали официально продаваться в России в 2004 году и изначально не проходили практически ни одного краш-теста по безопасности: при ударе они получали масштабные разрушения кузова и демонстрировали низкий уровень защиты пассажиров,— комментирует Денис Решетников, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Auto.— Однако в последние годы автоконцерны КНР уделяли внимание не только повышению уровня комфорта, технического оснащения своих моделей, но и безопасности, чтобы стать конкурентоспособными на международных рынках. На сегодняшний день китайские авто проходят испытания по различным мировым стандартам — краш-тесты C-NCAP, ASEAN NCAP, ANCAP, C-IASI. Большинство из представленных в России моделей получают высокие оценки по итогам тестирований: например, Exeed TLX, Haval F7 и Haval F7x заработали высшую оценку краш-теста С-NCAP».
Растет и оснащение китайских автомобилей. «В базовых комплектациях китайских авто присутствуют кондиционер, парктроники, подогрев салона и другое. Например, у Haval F7 регулируется наклон спинки задних сидений, встроена опция подогрева руля,— подчеркивают специалисты автодилера «Автоспеццентр».— При цене автомобиля до 2,5 млн руб. в китайских машинах больше технических опций, именно поэтому многие клиенты отдают предпочтение им».
Страх вторичных санкций
В настоящее время наиболее значимыми игроками на российском рынке являются такие компании, как Chery, которая вместе со своим премиальным подразделением Exeed за первые девять месяцев текущего года продала 29,8 тыс. авто. Другие ключевые китайские игроки на рынке — это две китайские компании: Haval (20 тыс. авто за девять месяцев текущего года), а также Geely (14 тыс.). Есть еще китайские марки, но продажи их в России скромны: Changan (3,7 тыс.), FAW (1,6 тыс.), Dong Feng (1,2 тыс.), GAC (346). То есть получается, что 88% китайского сегмента российского автомобильного рынка сейчас контролируется только тремя компаниями: Chery, Haval и Geely. При этом свое производство в России на начало осени имела только марка Haval (бренд концерна Great Wall). Свои производственные мощности есть и у Geely, но только в Белоруссии в виде совместного завода «Белджи». А лидер китайского автопрома в РФ Chery пока не собирается создавать свой завод в России, хотя в прессу периодически просачивается информация, что переговоры на эту тему идут.
Увы, не спешат повышать активность в России и другие китайские автомобильные гиганты, хотя, казалось бы, для них на российском рынке складываются очень благоприятные условия. Причин вялого поведения китайских автомобильных компаний в отношении российского авторынка несколько. Прежде всего китайские автомобильные компании опасаются вторичных американских санкций. «Некоторые китайские автоконцерны не спешат наращивать свое присутствие на российском рынке, и у каждого для этого есть свои причины. Например, JAC, FAW и Changan относятся к госкорпорациям, поэтому опасаются вторичных санкций со стороны Запада»,— говорит Денис Решетников из Fresh Auto.
Чего ждать от китайских автопроизводителей в России
Текущее поколение китайских марок, представленных на нашем рынке,— это несколько шагов вперед по сравнению с первыми представителями прошлых лет. Если говорить о безопасности, то на данный момент есть результаты краш-тестов, которые объективно показывают фокус китайских производителей на этой важной характеристике. Также из сильных сторон, на которые обращают внимание наши клиенты,— дизайн и оснащение комплектаций в паре с ценой и гарантийной политикой. Именно эти характеристики формируют конкурентное предложение на нашем рынке и забирают долю рынка у корейских марок.
Между тем любой автомобильный производитель — это достаточно сложная система, которая для развития и масштабирования должна учитывать не только риски вторичных санкций. Например, динамика продаж на китайском рынке показывает, что только за сентябрь рост продаж в легковом сегменте составил больше 30% по отношению к предыдущему году. Важно учитывать продолжающийся дефицит комплектующих и проблемы с логистикой. При этом появление на нашем рынке новых моделей и даже китайских марок говорит о том, что желание есть, но каждый шаг — выверенный и с оглядкой на логистику.
Такие китайские марки, как Chery, Haval и Geely, вышли на наш рынок с хорошо подготовленной продуктовой линейкой в сегменте кроссоверов, который по итогам сентября занимает больше 50% доли рынка всех продаж легковых авто в России. Достаточно широкий модельный ряд, хорошее ценовое предложение и оснащение комплектаций даже в базовом исполнении позволяют наращивать продажи. В ближайшей перспективе от китайских автопроизводителей в России стоит ожидать расширения модельного ряда за счет предложений в сегменте седанов и электромобилей. В потенциале можем получить конкурентов известным на нашем рынке моделям Solaris, Rio, Polo и Rapid. Также стоит ожидать предложения от китайских автомобильных компаний в премиум-сегменте, так как альтернатив в этом сегменте рынка, кроме машин с пробегом, пока что нет.
Еще один тонкий момент для китайцев — это продолжающееся сотрудничество с ведущими западными автомобильными компаниями, которое может быть поставлено под угрозу. «Например, китайская компания GAC плотно сотрудничает с FIAT, Honda, Mitsubishi, Toyotа и другими японскими брендами, поэтому сближаться с РФ пока не спешит»,— продолжает Денис Решетников.
Что касается открытия в РФ собственных производств, то для любой автомобильной компании это стратегически важное решение, для принятия которого нужно время, а также предсказуемость развития российского авторынка. «Некоторые китайские автомобильные компании осторожно относятся к нашему рынку, их опасения объясняются тем, что для выпуска автомобилей в России необходимо получить государственные льготы на территории РФ, заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК). По этой причине для достижения конкретных договоренностей может потребоваться не менее двух лет»,— говорит Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом».
Сильно мешает китайскому наступлению и высокий уровень неопределенности развития российского авторынка. А что если уже скоро антироссийские санкции начнут ослабевать, европейские, корейские, японские компании начнут возобновлять в РФ деятельность? Тут у китайских компаний могут быть сомнения в том, что при таком сценарии они смогут удержать свои позиции в России. Участники рынка говорят, что, несмотря на высокую динамику развития, по ряду параметров китайские авто все же пока уступают признанным мировым автомобильным брендам. «В числе недостатков китайских автомобилей называют то, что выбор моторов и трансмиссий в комплектациях ограничен, а для компактных кроссоверов часто не предлагается полный привод»,— отмечает Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг». Впрочем, на ее взгляд, среди китайских новинок есть вполне достойные авто — как недавно вышедшая на отечественный рынок марка Omoda (суббренд Chery). Также важно, что производители из КНР уже дают на свою продукцию гарантию пять, а в некоторых случаях — семь лет.
«Первый недочет, от которого до сих пор страдают отечественные владельцы «китайцев»,— это проблема послепродажного обслуживания,— отмечает, в свою очередь, Екатерина Адушкевич, руководитель отдела по работе с банками и лизинговыми компаниями ООО «Профит Финанс».— Китайские концерны по-прежнему в первую очередь заинтересованы в продажах, внимание на все остальное уделяется по остаточному принципу. Дилеры и конечные потребители вынуждены порой месяцами ждать запчастей ко многим моделям. Конечно, это не может нравиться ни владельцам, ни дилерам».
Еще одно слабое звено китайских машин — это их недостаточная адаптация для российских условий. «Недочет китайских машин состоит также в том, что китайские производители не очень торопятся адаптировать свои машины под европейские и российские стандарты,— указывает Екатерина Адушкевич.— Видимо, корпоративная жадность и желание сэкономить на адаптации преуспевают над соответствием требованиям рынка. У передовых автомобильных концернов существует четкая классификация машин в зависимости от рынков сбыта. Это могут быть спецификации, которые поставляются в том числе и в Россию, для экстремально жарких стран, для лютых морозов и так далее. Для каждого рынка автомобили глобальных автоконцернов готовят надлежащим образом, чтобы не возникало впоследствии проблем по гарантии».
Осторожное движение вперед
Но все же в последнее время китайские компании осуществляют осторожное движение в направлении развития собственных производственных проектов в России. Например, компания JAC, предположительно, заменит ушедшую из России компанию Ford и будет совместно с компанией «Соллерс» выпускать в Татарстане легкие коммерческие автомобили. JAC называется основным технологическим партнером запускаемого в столице автозавода «Москвич», и ожидается, что скоро об этом будет официально объявлено. Есть китайские корни и у электромобилей Evolute, которые начали выпускаться в Липецке российским предприятием «Моторинвест», предположительно, в сотрудничестве с китайскими компаниями Dongfeng и Sokon Group.
В любом случае, пусть и с осторожной оглядкой на внешнюю геополитическую ситуацию, в ближайшее время китайские автомобильные компании будут пытаться наращивать свое присутствие в России. «Наибольшие перспективы у китайских автомобилей в двух сегментах: SUV, ставку на который они сделали изначально, а также электромобили. Однако в дальнейшем все будет зависеть от уровня локализации в России,— прогнозирует Денис Решетников.— Однако именно узкая сегментация китайских авто может стать основной проблемой наращивания их присутствия на российском рынке. Например, среди моделей из КНР, поставляемых в нашу страну, отсутствуют седаны и хэтчбеки — второй сегмент по популярности среди россиян».
Топ-10 автопроизводителей КНР по объему проданных автомобилей в 2021 году (млн шт
«На текущий момент китайские поставщики неплохо справляются со спросом в нижнем и среднем ценовых сегментах. Острый дефицит при этом сохраняется в подсегменте седанов В- и D-классов, весьма популярных не только среди населения, но и у таксопарков и каршеринговых операторов,— указывает Лилия Маркова из «Газпромбанк Автолизинга».— Проблемы у китайских производителей на российском рынке могут возникнуть в случае, если на государственном уровне будут приняты меры, направленные на то, чтобы сдержать китайскую монополию. На данный момент для развития бизнеса производителей из КНР на территории Российской Федерации создаются благоприятные условия. Марка Haval включена в программу господдержки Минпромторга, и клиенты лизинговых компаний могут приобретать ее по льготной цене. А компания Geely беспрепятственно импортирует свои автомобили, произведенные на белорусском «Белджи»».
Пока китайцы делают ставку на продажи в России своих кроссоверов (так называемый класс SUV). В частности, по итогам сентября на третье место в списке самых популярных автомобилей в РФ ворвался компактный кроссовер Haval Jolion (2,3 тыс. проданных автомобилей в сентябре). На пятом месте оказался другой ходовой китайский кроссовер — Geely Coolray (1,3 тыс.), на восьмом месте в общем зачете числится Geely Atlas Pro (0,6 тыс.).
Но в ближайшее время китайские автопроизводители могут даже замахнуться на присутствие в премиальном сегменте. «Так как качество китайских авто с каждым годом растет, они могут претендовать и на долю ушедших из России премиальных брендов,— убежден Денис Решетников.— Например, флагманский внедорожник LS от марки Hongqi сопоставим по размерам и характеристикам с Cadillac Escalade, модель BJ80 от Beijing Auto внешне неотличима от автомобиля Mercedes-Benz G-Class».
Хотя в ближайшее время все же более реален сценарий, когда китайские производители будут больше целиться в сегмент бюджетных автомобилей. «В России на данный момент есть потребность в сегменте недорогих легковых автомобилей, альтернатива таким моделям, как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, с ценовым диапазоном от 1,2 до 1,6 млн руб.,— комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям ГК «Альфа-Лизинг».— По поводу премиум-сегмента, то опыт у китайских компаний есть на внутреннем рынке, и, безусловно, шансы у них также есть и на нашем рынке. Это вопрос, конечно, большего времени и конкретных решений для нашего рынка, но при отсутствии поставок привычных для нас брендов спрос на китайские автомобили будет только расти».
Топ-10 самых популярных моделей
Подоспели данные по российским продажам китайских автомобилей в декабре прошлого года и за весь 2021 год. Победителем декабрьского чарта и лидером по итогам всего года стал компактный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. При этом рост продаж китайских автомобилей в России в 2021 году превысил 100%
Chery Tiggo 7 Pro сражался за лидерство с Chery Tiggo 4, но в последнем месяце больше россиян предпочли старшую модель, хотя разница в продажах оказался очень небольшой. Продажи по итогам года составили 14 112 и 14 034 автомобилей соответственно. Примечательно, что в целом в 2021 году Chery уступила лидерство по объёму продаж компании Haval, однако именно два кроссовера Chery оказались самыми продаваемыми.
Третье место по итогам года занял кроссовер Haval F7 с результатом 12 386 машин. Четвёртое место занял Geely Coolray, продажи которого составили 11 101 автомобиль. Замыкает пятёрку лидеров Haval F7, эту модель предпочли 10 336 россиян.
Haval Jolion, который вышел весной, за неполные восемь месяцев приобрели 9877 человек в России, что позволило автомобилю занять шестое место и опередить Geely Atlas. Последний носил титул «самый популярный китайский автомобиль в России» в 2019 и 2020 годах.
Haval Jolion в декабре также обновил месячный рекорд для китайских автомобилей. Теперь это 2 636 машин. Восьмое место занял Chery Tiggo 8 Pro, следом идут Exeed TXL и Haval H9.
14 января 2022 в 19:59