ЗАО «Чери Автомобили Рус» информирует о запуске российского производства автомобилей Chery на мощностях завода «Дервейс» в Черкесске. В сентябре с конвейера завода сошло 300 товарных автомобилей — седанов Bonus 3 и кроссоверов Tiggo 5. Автомобили Chery российской сборки уже поступили в дилерскую сеть марки.
В июле 2014 года компания Chery объявила о старте проекта по производству автомобилей в России. На пресс-конференции Президент Chery Automobile Инь Туняо заявил, что выпуск первых товарных автомобилей запланирован на сентябрь.
В октябре планируется увеличить выпуск автомобилей Chery до 2400 штук (общая проектная мощность сборочного конвейера — 3000 автомобилей в месяц). Большая часть производства придется на быстро завоевавший популярность кроссовер Chery Tiggo 5. Спрос на этот автомобиль превзошел ожидания, количество заказов за два месяца, прошедшие с объявления о старте продаж, превысило 5000.
Chery Bonus 3 (заводской индекс A19) и Chery Tiggo 5 (T21) входят в линейку Ambition Line. Автомобили этой серии являются воплощением новой стратегии компании, направленной на внедрение инновационных решений, современных технологий, повышающих качество продукции, и обеспечивающих высокий уровень безопасности и комфорта. На новые модели действует гарантия 5 лет или 150 тыс. км пробега.
Выбор компании «Дервейс» в качестве партнера по сборке Chery Automobile объясняет высокими стандартами качества и культуры производства. «Дервейс» находится на лучшем этапе развития. Я уверен в выбранных партнёрах», — заявил в июле во время визита в Москву Президент Chery Automobile Инь Туняо.
В рамках сотрудничества компания Chery предоставила партнёру уникальное оборудование, необходимое для самой дорогостоящей части процесса сборки автомобилей — сварки кузовов. В перспективе Chery планирует довести уровень локализации производства ряда деталей, узлов и агрегатов до 50%, а также открыть совместный инженерный центр.
Планируется, что в ближайший год собираемые в Черкесске автомобили будут обеспечивать потребности российского рынка. В перспективе возможно расширения географии продаж автомобилей Chery российской сборки на территорию Таможенного союза.
«С запуском собственного производства марка Chery выходит в России на качественно новый уровень своего развития. Этот шаг подтверждает, что Chery пришла на рынок всерьез и надолго. Компания рассматривает российский рынок в числе приоритетных. Мы строим качественную дилерскую сеть, стараемся более гибко реагировать на пожелания наших клиентов. В последние годы Chery много сделала для повышения качества продукции и стандартов обслуживания, развития дилерской сети, активно продвигая бренд на рынке. Запуск производства — логическое продолжение серьезной работы нашей команды. Мы верим в блестящее будущее марки Chery в России, какими бы нелегкими ни были текущие рыночные реалии», — заявил генеральный директор ЗАО «Чери Автомобили Рус» Геннадий Павлов.
В рамках сотрудничества компания Chery предоставила партнёру уникальное оборудование, необходимое для самой дорогостоящей части процесса сборки автомобилей — сварки кузовов. В перспективе Chery планирует довести уровень локализации производства ряда деталей, узлов и агрегатов до 50%, а также открыть совместный инженерный центр. Планируется, что в ближайший год собираемые в Черкесске автомобили будут обеспечивать потребности российского рынка. В перспективе возможно расширения географии продаж автомобилей Chery российской сборки на территорию Таможенного союза.
Chery Automobile Co., Ltd
Chery Automobile Co., Ltd. — китайская автомобильная компания, базируется в городе Уху, провинция Аньхой. Chery производит легковые автомобили, минивэны, внедорожники. Коммерческие авто, которые собирает компания, продаются под маркой Karry. В состав автопроизводителя входит отдельное подразделение Chery Engine, которое занимается изготовлением двигателей.
История
Chery Automobile Co., Ltd. была создана в 1997 году по инициативе властей города Уху. Акционерами компании стали государственные предприятия и холдинги провинции Аньхой, а также мелкие инвесторы. Оборудование для изготовления авто было куплено у Ford Motor.
В 1999 году выходит первый автомобиль марки. Для его производства использовалось шасси SEAT Toledo. Модель получила имя Fengyun. При ее разработке несанкционированно покупались запчасти и чертежи, что могло привести к судебному иску от Volkswagen, однако спор был решен во внесудебном порядке. Для изготовления двигателя купили устаревшее оборудование Ford. Это был 1,6-литровый силовой агрегат мощностью 94 л.с. Позднее мотор был заменен современными TRITEC и ACTECO.
В то время в Китае действовали очень строгие правила, препятствующие выходу на автомобильный рынок новых игроков. Поэтому разрешение на продажу автомобилей по всей стране Chery получила в 2001 году.
Тогда 20% акций Chery Automobile были переданы компании SAIC. Именно это позволило марке выйти на весь китайский рынок. Однако вскоре SAIC продала свою долю акций из-за возросшего напряжения между Chery и другим партнером — General Motors.
В том же 2001 году Chery стала поставлять автомобили в Сирию, став первой китайской компанией, экспортирующей машины.
В 2003 году выходит Chery QQ, клон Daewoo Matiz. Благодаря дешевизне, а это один из самых дешевых серийных автомобилей в мире, модель завоевала огромную популярность в Китае и стала самым продаваемым автомобилем марки.
В 2004 году выпуск автомобилей Chery достигает 200 000 единиц. Компания становится лидером среди китайских автопроизводителей по объемам экспорта. К концу 2004-го года Chery продает свои авто в 24 странах мира.
В 2005 году Chery начинает изготавливать высокотехнологические двигатели ACTECO. Они разрабатывались вместе с австрийской фирмой AVL. В этом же году выходит первый кроссовер компании — Tiggo, схожий с Toyota RAV4. Tiggo собирали в Уругвае, Италии, Египте. В России сборка Tiggo до 2008 года производилась на калининградском заводе «Автотор», а затем — на ТагАЗе. В декабре 2005 года Chery открывает дочернюю компанию в России.
С 2006 года автомобили Chery собираются на заводе «Автотор» в Калининграде.
Тогда же появляется Chery Fora — переднеприводный седан класса C, который собирается в России на заводе ТагАЗ под именем Vortex Estina. В этом же году стартует производство автомобилей в Индонезии и Украине, заключаются соглашения о поставках в Турцию и сборке в Египте.
В марте 2007 года Chery становится лидером ежемесячных продаж на внутреннем рынке, опередив марки Shanghai Volkswagen, FAW Volkswagen и Shanghai GM.
22 августа 2007 года компания праздновала выпуск миллионного автомобиля.
В 2010 году автомобили марки участвуют в ралли «Дакар», где занимают 28-е и 29-е место.
К 2015 году компания Chery Automobile объединяет 6 автомобильных заводов и 11 сборочных производственных линий по всему миру. Совместно с американской MTS Systems она проводит работы по тестированию автомобилей, а также сотрудничает с компаниями Lotus, Mitsubishi, Pininfarina, Bertone.
В 2014 году открывается завод в Бразилии.
Статистика продаж Chery в Китае и России
В центральном офисе китайской фирмы Chery — стеллажи с
вымпелами и модельками автомобилей, экран проектора на стене и длинный
стол со стильными кожаными креслами.
Объяснение прерывает громкий треск: одно из кресел подламывается, и под дружный хохот сидящий на нем падает навзничь.
Город Уху, центр богатой восточной провинции Аньхуэй в плодородной
дельте Янцзы, по китайским масштабам считается небольшим — чуть более
двух миллионов жителей вместе с окраинами. Тут даже нет своего
гражданского аэропорта. Поэтому ехать в Уху приходится на автомобиле —
сто километров от Нанджинга. Полтора часа, за которые мы чуть не
поседели.
Боже, как ездят китайцы!
Собственно, в Китае так оно и есть. Дороги уже построены (нам бы
такие!), а плотность автопарка еще очень низка — около 30 миллионов
машин на 1,3 миллиарда жителей Поднебесной. Это примерно 24 автомобиля
на 1000 человек. Даже в России степень автомобилизации на порядок выше.
История фирмы Chery тоже коротка — всего девять лет.
ТУМАН НАД ЯНЦЗЫ
Здесь, в Уху, самая распространенная легковушка — это хэтчбек Chery
Amulet (он же Quiyun, Flagcloud и Fulwind) образца 2001 года,
«цельнотянутый» Seat Toledo первого поколения. На таких ездят местные
таксисты. Говорят, что сперва китайцы вели с Берндом Пишецридером,
тогдашним шефом Сеата, переговоры о продаже лицензии на выпуск
«первого» Toledo, который как раз снимали с производства. Но переговоры
затухли, и, недолго думая, китайцы просто взяли и скопировали Toledo!
Здание
инженерного центра AERI открыто совсем недавно, в июне: шесть этажей,
более 24 тысяч м² площадей и более тысячи дипломированных инженеров,
среди которых 185 кандидатов и 50 докторов наук
Ведь Chery — государственное предприятие. Два из четырех пакетов
акций принадлежат местным властям провинции Аньхуэй, два других —
федеральному правительству. Одно время среди совладельцев числился еще
и шанхайский государственный автоконцерн SAIC, но ему пришлось выйти из
состава акционеров — из-за скандала с Chery QQ, когда в Уху начали
выпускать скопированный Daewoo Matiz. А SAIC имеет СП GM-Shanghai с
концерном General Motors, который как раз купил Daewoo.
Отправляясь в Китай, я потирал руки — вот где узнаю всю правду! Не
тут-то было. Прошлое фирмы Chery плотным облаком накрыл «туман над
Янцзы» — о событиях пятилетней давности здесь предпочитают, как о
покойниках, говорить или хорошо, или ничего.
— Скажите, а на какой базе был создан ваш флагманский седан Chery
Eastar, на котором нас везли из аэропорта? Говорят, это Daewoo Magnus?
При этом весь мир знает, что Eastar и Magnus настолько похожи, что у
них взаимозаменяемы двери — так же, как у QQ и Матиза. И только
господдержка отвела от Chery гнев GM по поводу нарушения авторских
прав. Выглядело это так: стороны пошли на мировую, концерн GM отозвал
свой судебный иск, а фирма Chery — свой встречный иск (был и такой!).
Девять лет назад, в 1997 году, была образована фирма Сhery —
поначалу в качестве завода двигателей. Оригинальное китайское название
фирмы в английской транскрипции — Qi Rui. Первое слово означает
«особое» или «новое», второе — «благословение». По созвучию придумано
английское «экспортное» название — Chery, что похоже на cheery,
«радостный». Эмблема фирмы — буква А, которая означает «первый класс»,
и обнимающие ее воздетые руки, символизирующие солидарность.
Словом, все в духе мира и социализма.
Май 1999 года — запуск моторного производства. Март 2001 года —
выпущен первый Fulwind (он же «срисованный» Toledo, о чем официальная
презентация, понятное дело, умалчивает). Июнь 2003 года — старт
производства моделей QQ (это слизанный Matiz) и Oriental Son, ныне
Eastar («Magnus»). Июнь 2005 года — начало продаж «паркетника» Tiggo,
сиречь RAV4.
— С 2001 года мы выпустили полмиллиона автомобилей, у нас 429
эксклюзивных дилеров по всему Китаю. А по объемам выпуска нас сейчас
опережают только такие крупные совместные предприятия, как GM-Shanghai
и VW-Shanghai: Hyundai-Beijing позади. Уже сейчас мы в состоянии делать
400 тысяч машин в год. А к 2010 году наша цель — миллион автомобилей!
Почему энергичный сухощавый вице-президент Жу Бирен настолько уверен в успехе Chery?
— Потому что у нас есть все для успеха. Инжиниринг, качественные
комплектующие, квалифицированные кадры, современное производство.
Сейчас вы все увидите своими глазами!
KAKING TECHNOLOGY
Первое, что мы видим своими глазами, — незнакомые автомобили по
соседству с серыми заводскими корпусами. Небольшой коммерческий фургон
на базе легковушки и симпатичный хэтчбек, при виде которого сразу
вспоминается Fiat Panda.
А хэтчбек-то красив! Не шедевр, но в Европе такой автомобиль не
будет выглядеть чужеродным. А на какой же платформе сделана машина? Из
невразумительных комментариев удается выудить только одно — двигатель у
S12 будет новым, объемом 1,3 литра.
Минуем здание с замечательной вывеской KaKing Technology — это
организованное Chery СП, которое занимается инжинирингом. Справа
остается внушительный фасад новенького, с иголочки, шестиэтажного
здания технического центра Chery — это AERI, Automotive Engineering
Research Institute, где под присмотром нескольких десятков нанятых
специалистов из Европы и Америки работают более полутора тысяч
китайских инженеров. Сбоку к зданию центра пристроен просторный
куполообразный зал, где нас встречают торжественный полумрак — и четыре
автомобиля, накрытых покрывалами.
Китайский купе-кабриолет? Пожалуйста, он перед нами! Почти серийный:
пойдет в производство в следующем году. И весьма эффектный, что
неудивительно — дизайн и инжиниринг этой машины для Chery делали в
ателье Pininfarina. Официально, за деньги. Механизм складной жесткой
крыши, по словам китайцев, разработан «одной известной немецкой фирмой».
Прощай, пиратство! Эпоха первоначального накопления капитала позади
— фирма Chery вступила на цивилизованную стезю покупки лицензий и
аутсорсинга, то есть заказов на стороне!
С остальных машин тоже падают тяжелые покрывала — и нас настигает
еще большее удивление. Автомобили-то хороши! Это седан В21, хэтчбек В22
и купе В23, построенные на одной платформе (другой, нежели
купе-кабриолет). Седан пойдет в производство в 2007 году, купе и
хэтчбек — позже, в 2008-м. Размеры — как у современных автомобилей
гольф-класса, причем ближе к верхней границе (Skoda Octavia, Volkswagen
Jetta). Дизайн — явно итальянский. Массивный седан навевает сходство с
большими Фиатами, а крепко сбитое, динамичное купе с высокой подоконной
линией и вовсе напоминает Alfa Romeo.
А двигатели? А шасси? А пассивная безопасность?
Образцы новых силовых агрегатов выставлены в холле нового моторного
завода. Двухлитровый двигатель с турбонаддувом (170 л.с., 235 Нм),
мотор с непосредственным впрыском бензина, двухсотсильная трехлитровая
V-образная «шестерка» с переменными фазами газораспределения: все они
готовы к серийному производству!
Готово и само производство.
ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ QQ
Новый моторный завод встретил ослепительной чистотой, идеальным
порядком — и новейшими немецкими автоматизированными линиями. Молодые
ребята и девушки (средний возраст на конвейере — 24 года) аккуратно
скармливают металлообрабатывающим полуавтоматам распредвалы и головки
блоков, собирают цилиндро-поршневые группы. На роботов, как японцы на
тойотовских конвейерах, они не похожи. Но на обед китайцы перемещаются
бегом — как солдаты срочной службы в «учебке»!
Сборочные конвейеры производят аналогичное впечатление. На
территории Chery два корпуса, где сейчас собирают шесть моделей — QQ,
Amulet, Eastar, Tiggo, новый седан A5 и новый семиместный минивэн V5.
Технология сборки — как на большинстве западных автозаводов:
роботы-манипуляторы вклеивают стекла, остальное делают люди. А на линии
сборки «паркетников» Tiggo «женитьба», то есть соединение подсобранного
кузова с силовым агрегатом вкупе с элементами шасси, осуществляется с
помощью популярных нынче передвижных «лифтов».
Здесь
работают 13 тысяч человек. Между площадкой готовой продукции и
сборочным заводом №2 — заводской трек для коротких ходовых испытаний
каждой собранной машины
Андон — это шнур, который тянется вдоль всей сборочной линии, одна
из главных составляющих встроенной в кайзен системы контроля качества.
Если ты, рабочий, заметил проблему или брак, дерни за андон — конвейер
и остановится. И никто за это ругать не будет — наоборот, похвалят.
Сперва потери от простоев конвейера высоки, но в конечном итоге выгода
от внедрения кайзена перекрывает все.
Сейчас кайзен есть даже на российских автозаводах, включая УАЗ и ТагАЗ. А почему всего этого нет на Chery?
— Кайзен? Какой кайзен? — искренне удивились китайцы. — Нам кайзен
не нужен. За качеством сборки следят специальные контролеры. Видите
этих людей с желтыми повязками на руках?
Зато дождевальная камера для проверки герметичности уплотнений,
стенды с беговыми барабанами или посты для финальной инспекции головной
оптики есть — как и на любом современном сборочном производстве.
На одном из участков конвейера мелькает европейское лицо — за пожилым немцем, как утята, семенят молодые китайцы.
И немец бросает хитрый взгляд на миниатюрную переводчицу. Ай молодец!
Последний пункт экскурсионной программы — новый окрасочный цех
мощностью 220 тысяч машин в год, построенный немецкой фирмой Durr.
Фантастическое сооружение. Нескончаемые этажи гулких стальных
конструкций, конвейеры и лифты, по которым автоматизированно
перемещаются кузова. Грунтовка производится окунанием по самой
современной методике — в глубокой ванне кузова переворачиваются для
лучшего перемешивания состава и более однородного покрытия. А чтобы
попасть в зону окраски, нужно миновать шлюз-тамбур, где выравнивается
давление и мощным потоком воздуха с тебя сдувается остаток пылинок.
А что «на выходе»? Что за автомобили выпускает Chery?
КИТАЙСКАЯ КУХНЯ
Мы вполне могли бы прокатиться на новых автомобилях и по дорогам
вокруг Уху — авось объехали бы всех велосипедистов. Но нас отвезли на
государственный автополигон Динг Юань в трех часах езды от Уху.
Для нас подготовили четыре модели Chery.
На «паркетнике» Chery Tiggo мы тоже уже ездили в России, но теперь у
машин с мотором 2.4 есть и полноприводная версия — с современной
электромагнитной муфтой BorgWarner в приводе задних колес. Конечно, с
полным приводом кроссовер стал тяжелее, и старенького мотора Mitsubishi
уже не хватает для бодрого разгона. Зато электроника муфты настроена
отменно — включается без задержки и даже позволяет уверенно вести Tiggo
4×4 в «полноприводном» заносе!
Оказалось, что управляемость полноприводной версии доводили с помощью инженеров фирмы Lotus. Заметно!
Седан Chery А5/А21 — совершенно новый автомобиль. Фактически это
первенец «самостийной» эпохи Chery, разработанный без прямого
копирования. Выглядит автомобиль интересно, в салоне довольно просторно
— и спереди, и сзади. Образцом при разработке шасси с многорычажной
задней подвеской был Mitsubishi Lancer, инжиниринг делали сами — силами
собственного СП с тем самым замечательным названием KaKing Technology.
Но помогали японские специалисты и фирма Ricardo, а управляемостью
занимался Lotus. И это чувствуется: руль в виражах наполнен
информативной тяжестью, реакции довольно быстрые и однозначные. Даже
поскользить приятно. И двухлитровый мотор, один из первенцев
совместного с AVL семейства Acteco, тянет уверенно, хотя и без чудес.
Неплох и двухобъемный семиместный автомобиль Chery V5/B14 — это тоже
совсем новая модель, которая только-только начала продаваться в Китае.
Симпатичный дизайн японского ателье SIVAX, уютный салон с массивными
пластиковыми панелями «под дерево» и центрально расположенными
приборами. Двигатель объемом 2,4 л и «автомат» — те же, что
устанавливаются на Tiggo, но есть версия с новым двухлитровым мотором
Acteco. На ходу кроссовер неплох — спокойные реакции, тяговитый
двигатель, сносно работающий «автомат». Но педаль тормоза практически
невозможно продавить до срабатывания АБС, мотор шумноват на «верхах»,
дорожный гул прослушивается сильнее, чем хотелось бы. А подвеска вроде
бы «плавная», но на дорожных волнах машину подкидывает — амортизаторам
не хватает энергоемкости.
Правда, теперь я знаю, что ферментированный соевый творог тофу на
запах (и, увы, на вкус) — чистый навоз! Но все остальное было
невероятно вкусным. Не знаю, как насчет Пекина, но так не кормят ни в
одном ресторане Москвы или Европы. А окончательно добил счет,
выставленный за пиршество двенадцати человек со всеми местными
деликатесами: 432 юаня, чуть более полутора тысяч рублей! Что еще раз
подтвердило прописную истину: хочешь вкусно поесть в стране с богатыми
кулинарными традициями — езжай в глубинку и найди ресторан, где
справляют местные свадьбы. Особенно если речь идет о Китае с его
многотысячелетней кулинарной историей.
А вот автомобили Chery, в отличие от китайской еды, пока сыроваты.
Передачи на всех машинах, включая Tiggo и А5/А21, переключаются с
разной степенью нечеткости. Пластик интерьера гораздо хуже, чем у
корейских и американских автомобилей. Системы климат-контроля (а
вернее, автоматические кондиционеры) работают кое-как: судя по всему,
китайцы еще не до конца понимают, зачем они нужны. Например, заводские
водители периодически включают «климат» — и через несколько минут
нажимают кнопку Оff, потому что в салоне становится холодно независимо
от заданной температуры.
И это объяснимо. Откуда в стране, где автомобиль до сих пор в
диковинку, где водителям приходится постоянно сигналить, распугивая
велосипедистов, — откуда здесь взяться своим инженерам-испытателям,
своим специалистам по настройке бортовых систем, своим подвесочникам?
Их и нет. Вернее, они есть — на Chery 3100 инженеров, из них 100
экспертов и 50 докторов наук. Но они только учатся делать автомобили.
Как учится этому вся страна.
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ
В 1995 году 15 китайских автозаводов совместно делали чуть более 300
тысяч автомобилей в год. Коммунистическая страна нищенствовала,
велосипеды были роскошью. А сегодня, десять лет спустя, в
социалистическом Китае выпускается свыше трех миллионов легковых машин!
Но китайским властям этого мало. Не зря вице-президент Chery в разговоре обронил:
Теперь Китай рвется в высокотехнологичное будущее самостоятельно!
Страна уже вышла на четвертое место в мире, снабжая всю планету
ширпотребом и электроникой. Что дальше?
А в Уху будут строить свой технический университет Chery. Чтобы
растить собственных специалистов. А еще на территории завода до 2007
года появится третий моторный завод (в дополнение к двум уже
имеющимся), виброакустическая лаборатория, корпус испытаний электроники
и тестовый стенд для полноприводных автомобилей.
Судя по всему, именно Chery станет авангардом Китая в борьбе за
целиком собственный автопром. Конечно, среди стопроцентно китайских
автозаводов есть и другие крупные предприятия — например Geely или
Great Wall. Но это частные фирмы, и такие мощные инвестиции для них
неподъемны. А Chery — завод государственный. И поэтому — самый крупный
среди независимых (от зарубежных фирм) китайских автопроизводителей.
Доля фирмы среди китайских производителей легковых машин в 2005 году —
6% (190 тысяч машин из 3,14 милллиона). Даже если сюда прибавить 200
тысяч внедорожников и отнести продажи Chery к общему рынку в 3,34
миллиона машин, то выйдет 5,7%.
А в этом году наверняка будет больше: прогноз Chery на конец года — 330 тысяч машин.
Это говорит вице-президент государственного предприятия социалистической страны, где все расписано по пятилеткам.
Значит, так оно и будет?
Не все так просто.
На домашнем рынке основной прирост продаж для Chery обеспечивают
«пиратские» QQ (15097 проданных машин в мае) и Amulet (6687). И спрос
на них растет благодаря тривиальному обстоятельству — они дешевле.
Например, QQ стоит от 30000 юаней (примерно $3800), Amulet — от 56000
юаней (примерно $6800). А Eastar, Tiggo, A5 и V5 гораздо дороже — от
$11000—15000. И их продажи пока что значительно ниже — по 1370 машин в
месяц.
Экспорт? Путь за границу тоже не усыпан розами. Да, QQ и Amulet
понемногу продаются в третьих странах — Куба, Венесуэла, Колумбия,
Пакистан. В России автомобили Chery даже собирают. Но китайцы схитрили,
подписав договор на «отверточную» сборку с калининградским Автотором,
где не нужно четких обязательств по локализации производства. И в
России всполошились: Автотор хотят лишить налоговых льгот.
Европейский и американский рынки пока для Chery закрыты — нынешние
модели не отвечают сертификационным требованиям. Кстати, интересы Chery
в США рвется представлять знаменитый Малкольм Бриклин со своей фирмой
Visionary Vehicles — тот самый, который сперва открыл для Штатов
Subaru, а потом неудачно попытался импортировать в Америку Yugo. Причем
часть машин Бриклин планирует выпускать в США, построив для этого
завод. В момент нашего визита в Уху президент Chery Ин Тонгьяо был в
США — на переговорах.
Так что для Chery все решится в следующие два года. Выйдут новые
модели, прототипы которых мы видели в Уху, и рынок их примет — или не
примет. И новые производственные мощности Chery или будут простаивать,
или окажутся загруженными на полную катушку.
Но второй вариант кажется более реалистичным.
Китайцы карабкаются вверх. Экономику Китая двигают вперед не нефть и
газ, а исключительно люди — 1,3 миллиарда практически
мононационального, генетически трудолюбивого населения. Кстати, пока мы
бегали под дождем по полигону с фотоаппаратами, сопровождающие китайцы
мокли вместе с нами — и безропотно остались там до темноты, вернувшись
в Уху только к полуночи. В Германии, где в шесть вечера рабочий день
закончен, я такого себе не представляю.
А в России? Чем мы хуже?
Сравнивая увиденное на Chery с ситуацией на АвтоВАЗе, так и хочется
сказать: ничем. У нас тоже есть шанс. Как минимум потому, что у нас
есть свои специалисты, а у Китая — пока нет. И молодые ребята на
вазовском конвейере, собирающие Калину, ничем не уступают молодым
ребятам в Уху, собирающим Amulet.
Но если на Chery будут строить собственный университет, то у нас о
новых вузах что-то не слышно. А последнее, что мы видели из
иллюминатора взлетающего самолета, были два гигантских строящихся
терминала Пекинского аэропорта. Каждый из которых раз в десять больше
нового терминала Шереметьево-3, строящегося в Москве