Geely уходит с российского рынка

Какие автокомпании не дожили до осени

За 2021 год на российском авторынке фактически сошли на нет продажи китайских автокомпаний Brilliance, Zotye, Lifan и легкового подразделения Foton — остатки автомобилей их дилеры распродают с солидным дисконтом. Не удержался в России и американский Chrysler, у которого в последнее время оставался в линейке лишь один минивэн Pacifica. Подробнее об автокомпаниях и моделях, ушедших с российского рынка, в материале «Газеты.Ru».

В 2021 году ряд китайских марок резко свернули свое присутствие на российском рынке — прекратились продажи внедорожника и пикапа Foton, дилеры анонсировали финальную распродажу ряда моделей Lifan, а объемы реализации автомобилей Zotye и Brilliance в последние месяцы исчисляются единицами, оставшиеся машины продаются с большими скидками. Также в этом году в нашу страну прекратили поставлять единственную модель Chrysler — прайс-лист на минивэн Pacifica исчез с официального сайта марки, о чем ранее сообщала «Газета.Ru».

Проблемные «китайцы»

Так, в августе стало известно о завершении российских продаж легковой линейки китайского бренда Foton. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 7 месяцев 2021 года в России продано всего 32 автомобиля этой марки, при этом в июле – только один автомобиль. В России китайский бренд предлагал внедорожники Sauvana и пикапы Tunland.

По сведениям портала «Китайские автомобили», легковой линейки у Foton на российском рынке больше не будет, стоки машин распроданы, а заказы на новые поставки у дилеров не принимаются.

Российские дилеры Lifan продолжают распродавать складские запасы, но на домашнем рынке эта автокомпания обанкротилась. Производство Lifan на заводе в Чунцине остановлено в ноябре прошлого года в рамках процедуры финансовой несостоятельности китайского автопроизводителя. По данным АЕБ, за 7 месяцев автосалоны Lifan реализовали в России всего 483 автомобиля, что на 35% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Дилеры предлагают клиентам оставшиеся автомобили под лозунгом «финальная распродажа».

Аналогичные финансовые проблемы у материнских компаний китайских брендов Zotye и Brilliance (обе банкроты). По данным АЕБ, с начала года в России они продали 41 и 89 автомобилей соответственно.

Не пришлись ко двору

Помимо автокомпаний целиком российский рынок покинули и некоторые отдельные модели иностранных брендов. Так с конвейера завода Haval в Тульской области снят с производства рамный внедорожник Haval H5.

C 2006 года этот автомобиль продавался в России под брендом Great Wall и выступал в той же рыночной нише, что и отечественный УАЗ Patriot. Российский рынок покинул также кроссовер JAC S5 – на дилерских сайтах сообщается, что модель больше не выпускается. В последнее время эти автомобили поставлялись в нашу страну со сборочного завода в Казахстане.

Кроссовер Geely Emgrand X7, ранее предлагавшийся в четырех комплектациях, с мая доступен лишь в единственной версии Flagman. По данным портала «Китайские автомобили», его продажи завершатся в этом году, а сборочное производство в белорусском Борисове сосредоточилось на более современных моделях, включая Coolray и Atlas.

Без люкса и спорта

Ушла и культовая Toyota Supra, по данным аналитического агентства «Автостат», на нынешний год производитель не выделил для нашей страны квоту на эту модель, а всего за два года в России был продан 21 экземпляр.

Весной российский рынок покинул компактный седан Jaguar XE, сейчас в портфель британского бренд входят три кроссовера (включая электрический I-Pace), спорткупе F-Type и более крупный седан XF. И в целом продажи Jaguar в нашей стране невелики – за семь месяцев реализовано всего 305 машин. Внедорожники Land Rover на порядок популярнее.

Вопрос о рентабельности официального присутствия автомобильного бренда в России возникает тогда, когда объем продаж падает ниже 1-1,5 тыс. автомобилей в год, объясняет независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Нужно, чтобы представительство хотя бы само себя окупало – затраты на логистику, на персонал, на маркетинг — объясняет Бургазлиев в разговоре с «Газетой.Ru» —

Думаю, что некоторое время представительства люксовых брендов, показывающих небольшие продажи, еще подержатся – в том числе за счет большого парка, требующего поставок запчастей».

Неуспех ряда китайских компаний в России он объясняет малыми инвестициями в наш рынок, несовершенством самого продукта или проблемами материнских компаний. Среди китайских марок расширять свое присутствие в России продолжат Haval, Geely и Chery, прогнозирует эксперт.

«У Lifan наблюдаются глобальные проблемы, и российский рынок для него не был приоритетным. В отличие от него, тот же Haval вложил в строительство завода в России значительные средства. Chery отличается тем, что крайне оперативно реагирует на запросы российского рынка. Скажем, на внесение изменений в спецификацию модели и начало поставок доработанной машины уходит всего 3-3,5 месяца» – заключает Бургазлиев.

По итогам прошлого года доля рынка, которую занимают китайские автомобильные бренды, увеличилась более чем в два раза. При этом модели из КНР за год стали заметно дороже. По прогнозам экспертов, автопроизводители из Поднебесной в этом году могут занять до 40% российского рынка. В чем секрет успеха китайских автомобилей в нашей стране — выясняли «Известия».

Дорого, богато

В прошлом году стоимость автомобилей китайских брендов в России выросла на 29–75%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Эксперты сравнили рекомендованные розничные цены на базовые комплектации автомобилей, которые действовали в январе прошлого года с ценами, установленными в начале 2023 года.

Сильнее всего (на 56–75%) подорожали Geely Coolray (с 1,47 млн до 2,3 млн рублей), Chery Tiggo 8 Pro (с 2 млн до 3,47 млн рублей) и Chery Tiggo 4 (с 1,14 млн до 2 млн рублей). На 920–950 тыс. рублей стали дороже Geely Atlas Pro и Chery Tiggo 8 (+50,4%), на 880 тыс. рублей увеличилась стоимость Chery Tiggo 7 Pro (+48,9%), а Geely Tugella подорожали на 1,28 млн рублей (+46,2%).

Меньше других (примерно на 30%) выросли цены на модели Haval. Так, минимальная стоимость кроссовера Jolion, ставшего самой популярной китайской моделью, за год увеличилась на 450 тыс. рублей — с 1,5 млн до 1,95 млн рублей. Летом, чтобы этот автомобиль попал в госпрограмму льготного автокредитования, российское представительство компании специально немного снизило на него цены. Кроссовер Haval F7 стал дороже на полмиллиона рублей, а внедорожник H9 подорожал почти на миллион.

Вспомнить былое

Помимо сравнения нынешних и прошлогодних цен на китайские модели, в НАПИ проанализировали и среднюю стоимость (по состоянию на январь 2022 года) моделей компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою работу.

По цене, которую сейчас просят за Geely Atlas Pro (2,75 млн рублей), год назад можно было приобрести Toyota RAV4, отмечают в НАПИ. Прошлогодняя средняя цена на Kia Sportage (2,3 млн рублей) практически сравнялась с нынешней стоимостью Haval F7. За 4–4,2 млн рублей, которые сейчас просят за Haval H9 и Geely Tugella, год назад можно было приобрести Hyundai Palisade или Mercedes-Benz GLB, следует из анализа агентства промышленной информации.

Захватить рынок

Несмотря на рост цен, китайские автопроизводители показали в прошлом году двукратное увеличение доли рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», если в 2021 году на бренды из КНР суммарно приходилось 7,5% всех проданных в нашей стране новых автомобилей, то по итогам прошлого года этот показатель увеличился до 19,4%. Причем по совокупным объемам продаж в России китайские автокомпании уступают своим конкурентам из Южной Кореи мизерный 0,1%.

Прошлый год стал рекордным для китайских автопроизводителей. Всего в нашей стране было продано почти 122 тыс. машин из Поднебесной. Причем во второй половине года китайские бренды постоянно занимали первые места в статистике продаж, уступая в количестве реализованных машин только АвтоВАЗу.

Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту Яньтай на востоке Китая

Одновременно с увеличением объемов продаж китайские бренды активно выводят на рынок новые модели, а также наращивают количество дилерских центров в России. В прошлом году на фоне закрытия ряда автосалонов европейских, корейских, японских и американских марок в нашей стране появилось почти 500 новых автосалонов по продаже автомобилей из КНР. Лидерами стали бренд Omoda (+108 дилерских центров) и марка Exeed, открывшая 102 новых точки продаж и обслуживания.

По мнению экспертов, в нынешнем году автопроизводители из КНР без труда обойдут по объемам продаж корейские бренды. Их доля к концу года может достигнуть 30%, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Китайские компании уже несколько лет очень активно ведут себя на российском рынке. В прошлом году фактически только фирмы из Поднебесной обеспечивали бесперебойные поставки автомобилей на наш рынок. Как результат — заметное увеличение доли рынка в целом и рост продаж у ряда брендов на фоне общего снижения объемов рынка, — заявил он «Известиям».

Еще более оптимистичный прогноз дает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, китайским автопроизводителям, с учетом новых проектов по производству машин, вполне под силу в течение года довести свою долю на российском рынке до 35–40%.

Выбор невелик

Эксперты не видят ничего удивительного в росте стоимости китайских моделей. По их мнению, автопроизводители из КНР «действуют в рамках рынка». Подорожание коснулось всех машин, а не только автомобилей из этой страны, подчеркивают они.

— Та же Lada Vesta год назад стоила чуть меньше миллиона, а теперь за нее просят уже почти 1,2 млн рублей. И при этом машин у дилеров уже нет, — отметил Сергей Бургазлиев.

В нынешних условиях у покупателей вариантов выбора немного, констатирует эксперт. Они вынуждены либо покупать российские модели, лишенные ABS, ESP и подушек безопасности, либо искать подходящий автомобиль на вторичном рынке, либо приобретать машину китайского бренда. С учетом того что эти автомобили оснащены опциями, которых нет на отечественных машинах, всё больше людей выбирают именно третий вариант, считает Бургазлиев.

С ним согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Он подчеркивает, что в условиях ограниченного выбора автомобилей ассортимент китайских моделей позволит без особого труда подобрать покупателям приемлемый вариант.

— Немаловажно, что в отличие от машин, завезенных по параллельному импорту, китайские автопроизводители предлагают прозрачные условия гарантии и сервиса. При этом по своим характеристикам автомобили из КНР практически не уступают корейским и европейским моделям, а в некоторых случаях уже и превосходят их. Вполне логично, что покупатели всё чаще обращают свое внимание на автомобили с лейблом Made in China, — заявил он.

События в автобизнесе и в жизни рядовых автовладельцев после ввода войск России на Украину.

Следите за онлайн-трансляцией здесь.

Nokian Tyres продает свой российский бизнес «Татнефти». Ford Motor Company вышла из СП с «Соллерс» и полностью покинула рынок РФ. «Соллерс» в конце года запустит производство легких коммерческих автомобилей под собственным брендом. Mercedes-Benz официально заявил, что покинет Россию, продав свой российский бизнес компании «Автодом». «Ростех» передаст НАМИ свой пакет в АвтоВАЗе. Kia может остановить продажи автомобилей в России. Президент России Владимир Путин заявил, что у западных компаний есть договоренность с российскими менеджерами о том, что они вернутся.

День 249-й. 30 октября. Воскресенье

В омской деревне Верхний Карбуш завершены работы по ремонту дороги, на состояние которой жители пожаловались в прошлом году Ангеле Меркель, занимавшей в то время пост канцлера ФРГ. Деревня была построена на рубеже XIX–XX веков немцами-переселенцами.

Про Chery:  Китайский автомобиль лифан

День 248-й. 29 октября. Суббота

Сегодня, 29 октября, движение машин на Крымском мосту в сторону Краснодарского края может быть кратковременно затруднено из-за проведения технологических работ, сообщил Минтранс. Ведомство уточнило, что ремонт проводится с 8:30 до 17:00 по мск.

Очередь на Керченскую переправу сократилась до 720 грузовиков на Кубани, сообщили в оперативном штабе Краснодарского края.

Водительские права образца ДНР, ЛНР и Украины можно использовать на территории России, сообщили в МВД.

День 247-й. 28 октября. Пятница

«Логистика нарушена, материалы надо теперь везти в объезд, все очень сильно подорожало. К примеру, вчера шины были по одной цене, а уже сегодня, смотришь, они стали дороже». Представители сервисов шиномонтажа — о ценах на резину.

Покупателям стоит готовиться к тому, что в следующем году выбора машин не будет, а сами они значительно подорожают.

Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам таксомоторных перевозок Богдан Конашенко не исключает, что в течение нескольких лет из-за нехватки и подорожания авто тарифы на такси ощутимо повысятся: «С тех пор, как автомобили подорожали, выросли практически все составляющие стоимости поездки. Я уж не говорю о том, что цены на запчасти повысились в 2,5-3 раза. На мой взгляд, перспектива следующая: через какое-то время у машины будет падать качество, станут расти затраты. Когда их резко перестанет хватать, встанет вопрос о том, что либо нужно менять цены, либо это произойдет естественным путем, поскольку спрос будет превышать предложение».

«Nokian Tyres plc подписала соглашение о продаже своих российских предприятий ПАО «Татнефть». Ожидается, что цена покупки без долгов и денежных средств составит около €400 млн. На окончательную цену покупки влияют, среди прочего, корректировка чистых денежных средств и оборотного капитала, а также изменения обменного курса»,— сообщила компания.

Nokian Tyres продает свой российский бизнес «Татнефти», рассчитывает выручить за него около €400 млн.

Компания JAC Motors представила новый компактный кроссовер JAC JS4 для российского рынка.

Мобилизованные граждане или их супруги в Брянской области освобождаются от уплаты транспортного налога за 2021 год на владение легковым автомобилем, мотоциклом и мотороллером.

«Яндекс.Такси» согласовал с автопроизводителями квоты на поставки машин для таксопарка компании.«Яндекс» планирует купить по квотам до 10 тыс. машин до конца текущего года. Квоты партнерам «Яндекса» смогли обеспечить АвтоВАЗ и китайские бренды Haval, Chery и Geely. На некоторые модели машин может быть скидка более чем на 20%. «Яндекс» также договаривается о ввозе автомобилей, еще не представленных в России.

День 246-й. 27 октября. Четверг

27.10.2022 19:17

Российские эксперты считают, что пик трудностей, связанных с санкциями, пройден, национальная экономика будет развиваться на более устойчивой и суверенной платформе, считает президент РФ В.В.Путин.

Президент России Владимир Путин заявил, что у западных компаний есть договоренность с российскими менеджерами о том, что они вернутся. По его словам, российские предприниматели «перехватывают» и заменяют все уходящее с рынка производство.

Проезд через Керченский пролив теперь будет доступен не для всех грузовиков. Совладелец транспортной компании Diazan Андрей Осенов рассказал “Ъ FM”, что в первую очередь возникают вопросы к безопасности перевозок по новому маршруту: «Конечно, мы переживаем за жизни водителей, потому что ситуация остается напряженной. Также есть ряд острых вопросов, например, о действии страхового полиса на данной территории. Беспокоит и отсутствие связи, ведь мы должны понимать, где движется наш автомобиль, где находится наш груз».

Минпромторг России готов исключить японский автоконцерн Nissan из списка брендов, продукция которых доступна для параллельного импорта. Совершить процедуру планируют по аналогии с французским Renault, который был запрещен к параллельному импорту в августе.

День 245-й. 26 октября. Среда

Опубликованные в среду, 26 октября, Росстатом данные за сентябрь свидетельствуют об ускорении сокращения промпроизводства в годовом выражении — падение оценивается в 3,1% после 0,1% снижения в августе.

В числе прочего в производстве более сложной продукции российским производителям пока не удается заместить иностранные товары — так, при краткосрочном наращивании выпуска кузовов и комплектующих (к августу производство выросло на 12,7% и 12,5% соответственно) производство готовых автомобилей за месяц увеличилось лишь на 2,5%, в годовом же выражении их производство провалилось почти на 40%.

После того, как Ford вышел из российского СП, «Соллерс» сразу анонсировал, что загрузит завод за счет китайских LCV под своим брендом, хотя у Ford остался опцион на обратный выкуп в течение пяти лет.

Минпромторг: «Соллерс» в конце этого года запустит производство легких коммерческих автомобилей под собственным брендом.

Американская Ford Motor Company вышла из совместного предприятия с российской группой «Соллерс» и полностью покинула рынок РФ.

На днях журнал «За рулем» провел опрос среди читателей и узнал, готовы ли они купить российский электромобиль Evolute i-Pro при его стоимости почти в 3 млн руб. Оказалось, что только 2% опрошенных безоговорочно настроены приобрести машину. 70% — нет, хотя они не исключают, что авто может быть кому-то интересно.

Ford Motor Company завершила выход из совместного предприятия с российской группой «Соллерс», продав в нем 49-процентную долю. Таким образом, компания полностью ушла с российского рынка. Продажа доли в совместном предприятии последовала за полной приостановкой всех операций в России, включая производство, поставку запчастей, IT- и инженерную поддержку, в марте.

Акции Ford будут переданы российскому юрлицу по номинальной стоимости. В компании отметили, что Ford оставляет за собой право выкупить акции в течение пяти лет, «если ситуация в мире изменится».

Под контролем СП «Соллерс Форд» находились завод во Всеволожске под Санкт-Петербургом и два завода в Татарстане: один завод в Елабуге и один — в Набережных Челнах.

В Минпромторге также заявили, что после завершения всех согласований «Автодом» сможет заниматься техобслуживанием автомобилей Mercedes, проданных в России.

Движение грузового транспорта по автомобильной части Крымского моста будет открыто не ранее 1 декабря текущего года — Минтранс РФ.

Компания «Моторинвест» объявила о старте продаж электромобилей Evolute, Первой доступной моделью стал седан Evolute i-Pro, который представляет собой перелицованный вариант Dongfeng Aeolus E70. В продаже Evolute i-Pro появился в единственной комплектации стоимостью 2,9 млн руб.

На Керченской переправе ограничат проезд грузовиков из-за очередей

Ограничения вводятся из-за значительного времени ожидания для погрузки на паромы, следующие по маршруту порт Кавказ—порт Керчь. В связи с этим определены списки приоритетных грузов, которые будут переправлять в первую очередь: скоропортящиеся товары, социально значимые продовольственные и непродовольственные грузы, фармацевтическую продукцию. Остальные виды грузов предлагают доставлять альтернативным наземным маршрутом из Таганрога через Джанкой и перегружать товары на железнодорожный транспорт.

Число пострадавших после взрыва автомобиля в Мелитополе возросло до двенадцати — врио губернатора Запорожской области Балицкий.

Минпромторг поможет новому владельцу активов Mercedes в РФ подобрать технологического партнера для налаживания производства.

Концерн Mercedes-Benz официально заявил, что покинет Россию, продав свои доли в местных дочерних компаниях российскому инвестору — компании «Автодом».

Здание телецентра и около 30 квартир в соседних жилых домах получили повреждения в результате взрыва автомобиля в Мелитополе, пять человек ранены — член главного совета администрации региона Владимир Рогов.

День 244-й. 25 октября. Вторник

Mercedes-Benz уходит из России. Концерн сделает заявление 26 октября утром, говорят три собеседника “Ъ”.

Новым основанием для досрочного прекращения ОСАГО воспользуются те мобилизованные страхователи, которые являются единственным допущенным к управлению автомобилем лицом, а также те, кто по каким-то причинам не хочет (или не может) оформить доверенность другому лицу на внесение изменений в свой договор. В РСА отметили, что многие договоры подразумевают управление транспортным средством несколькими водителями, поэтому расторжение ОСАГО в связи с мобилизацией может не заинтересовать таких автовладельцев, поскольку в этом случае придется получать новый полис.

Собеседники “Ъ” обращают внимание, что Kia и Hyundai имеют в России несколько производственных активов, включая так и не запустившийся бывший завод GM. Их инвестиции, «очевидно, не окупились, поэтому компании могут затягивать с решением об уходе, ожидая улучшения ситуации». Но, в любом случае, полагают источники “Ъ”, «денежные ресурсы компаний в России ограничены, и рано или поздно у них закончатся средства на выплату зарплат и поддержание мощностей».

Американский автоконцерн General Motors сообщил, что в третьем квартале его чистая прибыль составила $3,3 млрд, что на 37% больше, чем годом ранее. Общая выручка корпорации достигла $41,8 млрд, что на 56% больше, чем в третьем квартале прошлого года.

С 27 октября на территории Краснодарского края будет ограничено передвижение грузовиков, следующих через Керченскую паромную переправу — оперштаб региона.

Kia не исключает усиления неопределенности и «полной остановки» российского авторынка в следующем году.

Банк России предоставил гражданам, призванным на военную службу в рамках частичной мобилизации, возможность досрочно расторгнуть договор ОСАГО и вернуть часть стоимости полиса. Для этого мобилизованному или человеку с его нотариальной доверенностью нужно будет обратиться с заявлением в страховую компанию. Такой порядок предусматривает проект указания ЦБ.

Запчасти для машин некоторых марок с марта подорожали на 50%, свидетельствуют данные Российского союза автостраховщиков. Речь идет о брендах, которые объявили об уходе из страны. В среднем с начала года стоимость деталей выросла примерно на 30%, отметили в организации. Там подчеркнули, что цены начнут снижаться после того, как наладят параллельный импорт. В то же время россияне стали активно скупать запчасти в интернете. На маркетплейсах они дешевле, однако есть риск нарваться на подделки.

«Если вы спросите меня об одном негативном факторе для продаж, я бы сказал, что волатильность в России может увеличиться в следующем году, а сам автомобильный рынок может полностью закрыться на некоторое время. Мы можем рассмотреть вопрос о том, чтобы заниматься только послепродажным обслуживанием, потому что мы в принципе не можем поставлять туда автомобили»,— сказал вице-президент компании Kia Чу У Чжон в ходе обсуждения финансовых результатов за третий квартал. На вопрос о продаже заводов в России Чу У Чжон не ответил.

Корейская Kia может остановить продажи автомобилей в России и оставить только техобслуживание, допустил вице-президент компании У-Чон Чу.

За девять месяцев текущего года через таможни Дальнего Востока на территорию РФ ввезено более 120 тыс. автомобилей. Это в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

День 243-й. 24 октября. Понедельник

У полного перехода автоконцерна под контроль НАМИ есть определенные риски. Уход «Ростеха», который находится под санкциями, вроде логично. Но мы не можем исключать, что НАМИ после этого не подпадет под санкции под каким-то предлогом.

Премьер Мишустин освободил от должности заместителя министра транспорта РФ Александра Суханова, курировавшего в ведомстве вопросы транспортной безопасности. Отставку чиновника связывает со взрывом на Крымском мосту.

Про Chery:  Самый популярный электромобиль Китая лишился крыши

В 2024 году АвтоВАЗ представит новое семейство моделей автомобилей. «АвтоВАЗ сейчас возобновляет работы над новыми проектами на платформе Lada Vesta — она отлично подходит для кроссовера. Он встанет на конвейер в 2025 г. А в 2024-м появится новое семейство компактных машин — этот проект уже в высокой стадии готовности, — рассказал руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в интервью. — В 2024-м ждем новую модель. Это будет автомобиль, схожий по типоразмеру с Lada Vesta. Три варианта кузова: седан, универсал и универсал в версии Cross».

«Ростех», скорее всего, передаст свой пакет в АвтоВАЗе подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ. Сейчас НАМИ принадлежит 67,7% автоконцерна. «Ростех» владеет 32,3% Волжского автозавода.

Местная сборка машин становится всё более проблематичной

Сразу несколько иностранных автобрендов решили заменить местное производство импортом аналогичных автомобилей из-за границы, в их числе — Hyundai, Kia, Geely, Haval. Об этом, в частности, свидетельствуют новые одобрения типа транспортных средств (ОТТС), внесенные в базу «Роспатента», в которых местом сборки указан иностранный завод компании. На это обратило внимание издание «Авторевю».

В случае с корейскими брендами речь о моделях, которые выпускались на калининградском «Автоторе»: Hyundai Tucson, Santa Fe, Kia Seltos, K5, Soul, Stinger, а также две модели Genesis. На аналогичный шаг пошла китайская компания Geely, собиравшая модели Coolray и Atlas Pro на заводе «Белджи» в Белоруссии (входит в Таможенный союз). Но еще интереснее, что ОТТС с возможностью импорта оформил Haval для модели Dargo, производство которой якобы стартовало на тульском заводе компании в апреле 2022 года.

Китай относится к «дружественным» странам по отношению к РФ, Южная Корея (марки Hyundai, Kia, Genesis) — нет, но представители указанных компаний заявляли о желании сохранить присутствие на российском рынке. Российская сборка остается приоритетной для моделей, выпускаемых на заводе Hyundai под Петербургом, то есть для Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, но в настоящий момент завод не работает, как и все российские предприятия по выпуску легковых машин.

Ситуация остается критической даже для главного российского производителя — АВТОВАЗа. Завод стоял большую часть апреля, а затем ушел на расширенные майские праздники. По последней информации, он не возобновит полноценную сборку автомобилей как минимум до 23 мая, а с июня перейдет на четырехдневный режим работы. При этом руководство завода решило повысить зарплату сотрудникам на 9% с 1 июня: по плану индексация должна состояться на месяц позже.

В апреле 2022 года российский рынок пережил самое сильное падение в истории, сократившись сразу в пять раз. Резко снизились продажи даже китайских автомобилей Haval, хотя до этого бренд демонстрировал хорошую динамику и не объявлял об остановке тульского завода.

новость из сюжета

Положение марок из «недружественных» стран еще более туманное: так, концерн Volkswagen остановил поставки машин и производство в России еще в марте, и когда ситуация нормализуется — неясно. По данным нашего нижегородского сайта NN.RU, местный завод будет простаивать как минимум всё лето. На нём собирают Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia, Volkswagen Taos.

Переход на импорт ряда моделей, судя по всему, рассматривается компаниями как временный выход: логистические сложности проще решить, когда перевозишь готовый автомобиль, чем когда поставляешь на сборочный завод десятки деталей. Но такой шаг скажется на стоимости автомобилей, поскольку в этом случае компании придется заплатить полную пошлину и утилизационный сбор. Для автомобиля таможенной стоимостью $20 тысяч (скажем, Hyundai Tucson) при ввозе юрлицом утилизационный сбор составит 445 тысяч, пошлина — 172 тысячи рублей.

По итогам семи месяцев 2022 года продажи новых автомобилей упали к прошлому году на 60,5%, но и запасов машин хватит максимум до осени, говорят дилеры. В таких условиях первыми рынок России покинут премиум-бренды, прогнозируют эксперты.

В числе кандидатов на вылет в большем числе оказались европейские производители дорогих автомобилей, следует из статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России, их продажи практически остановились. Так, английский Jaguar реализовал за месяц всего пять автомобилей (-94% к июлю 2021 года), шведская Volvo продала 16 машин (-97%), Porsche – 18 (-97%).

Не слишком хорошо идут дела и у Infiniti с Land Rover: обе компании продали за месяц по 21 автомобилю.

В аутсайдерах также марки Lexus – 19 автомобилей, Opel – 45, Jeep – 60. Согласно данным официального сайта Porsche, в наличии у дилеров по всей России в настоящее время осталось 34 новых Cayenne, 11 Macan, 8 Panamera, семь 911, 13 электрокаров Taycan и по одному экземпляру Cayman и Boxster.

В представительствах зарубежных автокомпаний говорят, что формальное присутствие брендов на рынке сохраняется, как и число дилерских центров, однако продажи идут только за счет имеющихся запасов.

«Поставки новых автомобилей по-прежнему находятся на паузе. Что касается дилерской сети, то на данном этапе она практически не изменилась»,

— сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе российского офиса Jaguar Land Rover.

В российском представительстве Honda заявили, что запасов нераспроданных автомобилей у дилеров японской марки хватит до конца 2022 года. В июле Honda продала в России 13 машин.

«На данный момент можем подтвердить, что мы продолжаем продажи и сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей», — сказали в пресс-службе Subaru.

Компания реализовала за июль 46 автомобилей, что на 87% меньше, чем в том же месяце годом ранее. Новых поставок автомобилей этой марки также нет.

Другие крупные автокомпании, продажи которых за последний месяц исчисляются десятками машин, не ответили на вопросы «Газеты.Ru» относительно имеющихся запасов и планов по возможному сворачиванию бизнеса.

Представители крупных дилерских холдингов отмечают, что в нынешней ситуации запасов автомобилей по брендам, остановившим поставки, хватит на 2-4 месяца, а количество дилерских центров неизбежно сократится.

«Если импортеры не изменят своей позиции к ноябрю, то запасы у всех марок будут исчерпаны до конца года»,

— сказал «Газете.Ru» гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский.

По его словам, это не значит, что на рынке не будет новых автомобилей, но официальные каналы поставок будут сведены к нулю. Исчерпания запасов машин уже к августу компании удалось избежать за счет выкупа автомобилей у дилеров из регионов на фоне низкого спроса там.

«Мы будем сокращать объем площадей у брендов, по которым у нас несколько дилерских центров, чтобы сохранить продуктивную команду менеджеров на одной локации», — объяснил Ольховский.

Дилеры переориентируются на работу с теми автомобильными брендами, которые остались на российском рынке, указал замгендиректора по продажам новых автомобилей автомобильной группы «Авилон» Алексей Стариков.

«По нашим прогнозам, дилерам хватит складских запасов в среднем на 2-4 месяца торговли.

При сохранении существующих обстоятельств падение в ближайшие месяцы продолжится. Можно прогнозировать, что оно будет находиться в районе 80%», — сообщил Стариков «Газете.Ru».

В первом полугодии 2022 года «Авилон» заключил дилерские контракты с шестью китайскими автомобильными брендами — Exeed, Chery, Faw, Changan, Haval и Geely, и эти машины пользуются повышенным спросом, добавил он.

С кем попрощаемся

В условиях отсутствия поставок первыми уйдут с российского рынка компании, у которых нет в России собственных заводов и крупных активов, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Понятно, что первыми кандидатами на сворачивание деятельности становятся премиум-марки: Lexus, Infiniti, Jaguar, Land Rover и Volvo. Они уже распродают остатки.

Думаю, что Porsche, Jaguar, Land Rover и Volvo наверняка уйдут окончательно,

— перечислил Бургазлиев в беседе с «Газетой.Ru. — У Infiniti, насколько я знаю, таких планов нет, Toyota тоже, скорее всего, останется».

Концерн Stellantis (владеет марками Peugeot, Citroen, Jeep, Fiat и Opel) с большой долей вероятности останется в России и постарается сохранить свой завод, полагает эксперт.

Премиум-брендам, в том числе Mercedes-Benz и BMW, очень сложно продолжать работу в России в условиях введенных санкций, отметил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

«Такие марки, как Lexus, Infiniti, Jaguar, Land Rover и Porsche, тоже не могут полноценно работать в России.

Они пока не заявляют о своем уходе, потому что продолжают поддерживать клиентов, — сказал Удалов «Газете.Ru». – Активного продолжения их работы не будет, пока не поменяется геополитическая ситуация».

Показатели продаж июля с падением по отдельным маркам более чем на 90% говорят о том, что запасы автомобилей практически закончились, констатировал Удалов. На параллельный импорт в больших объемах со стороны сопредельных государств рассчитывать не приходится из-за ограниченных квот на поставки машин туда со стороны автопроизводителей и риска попасть под санкции, заключил собеседник издания.

Марка представлена в России четырьмя моделями: это кроссоверы Coolray, Atlas, Atlas Pro и кросс-купе Tugella, а во втором полугодии ожидается появление флагманского вседорожника Monjaro. Coolray, Atlas и Atlas Pro производятся на белорусском заводе «БелДжи», откуда их поставляют в Россию, а Tugella возят к нам с предприятия в Китае. Согласно Одобрению типа транспортного средства на Monjaro, его тоже будут экспортировать из КНР.

Ранее днем Geely опубликовала статистику продаж новых автомобилей в России, согласно которой за февраль в стране реализовали 2188 машин. Это на 82 процента больше, чем в том же месяце 2021 года, и на 17,5 процента превосходит результат января 2022-го. Бестселлером марки в России в последний месяц зимы впервые стал Atlas Pro, который вышел на наш рынок минувшей осенью.

По состоянию на 2 марта, от экспорта в Россию отказалась Mazda (заморожены поставки комплектующих на российский завод во Владивостоке), Honda (остановлены поставки мотоциклов и силовой техники), BMW (автомобили и комплекты для сборки машин на калининградском «Автоторе»), Volvo, Jaguar Land Rover, General Motors, Volkswagen и входящие в концерн марки, а также Daimler Truck (не поставляет детали для КамАЗов).

Автокомпании останавливают поставки автомобилей в Россию. Но некоторые производители уходить не спешат. Кто покидает Россию? А кто будет продавать машины и дальше?

Читать в полной версии

Целый ряд крупных международных производителей решили заморозить поставки машин на российский рынок. На такой шаг они пошли из-за колебаний курса рубля и экономических санкций. Впрочем, ряд компаний были вынуждены приостановить отгрузки не из-за политических мотивов, а в связи с логистическими проблемами. Autonews.ru решил разобраться, что происходит на автомобильном рынке.

Audi

Audi приостановила отгрузку новых автомобилей российским дилерам еще 24 февраля. До автосалонов добрались только те машины, которые успели пройти таможню и находились на складах импортера. Впрочем, в дилерских центрах автомобили еще присутствуют. Планирует ли Audi возобновлять поставки машин на наш рынок неизвестно.

BMW

На фоне текущей геополитической ситуации BMW решила приостановить поставки в Россию новых автомобилей и заморозить производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. На данный момент можно приобрести лишь автомобили, которые уже были поставлены в Россию (дилерам передают машины только на основании полной предоплаты). В российском подразделении компании отметили, что прилагают все усилия, чтобы сохранить бизнес в России.

«Сейчас многие компании борются за возможность существования. Логистические цепочки нарушены, а разница курсов валют может нивелировать любую прибыль», — подчеркнула генеральный директор BMW Group Россия Ирина Шрамко.

Chery

На прошлой неделе появилась информация, что китайская Chery испытывает проблемы с поставками новых машин в Россию. Однако представители бренда эту информацию не подтвердили. «Мы пересмотрели логистические цепочки и по запланированному объему пока мы идем по плану», — объяснили корреспонденту Autonews.ru в российском подразделении Chery.

Про Chery:  Машина кофейного цвета

На данный момент Chery продает в России кроссоверы Tiggo 8 Pro, Tiggo 8, Tiggo 7 Pro и Tiggo 4. По информации комитета автопроизводителей АЕБ, в феврале китайская компания продала в России 2 907 новых автомобилей. Это на 45% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Ferrari

Итальянский производитель спортивных автомобилей приостановил поставки машин для российского рынка до дальнейшего уведомления.

Ford

Американская компания Ford приостановила свою деятельность в России. Марка заявила о заморозке производства фургона Transit на предприятии «Форд Соллерс» в Елабуге (Республика Татарстан). Это единственная модель американской компании, которая сейчас продавалась на нашем рынке.

«Руководство предпримет все установленные законом действия, чтобы обеспечить социальные обязательства перед коллективом в период вынужденного простоя и обеспечить возобновление работы предприятия в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor Company», — рассказали в пресс-службе завода.

GAC

Китайская компания GAC Motor свою деятельность в России приостанавливать не стала. Более того, в планах у марки привезти на наш рынок флагманский кроссовер GS8 второго поколения. Произойдет этого, скорее всего, только в 2023 году. На данный модельный ряд китайской компании в России состоит из трех моделей: внедорожников GS5 и GS8, а также минивэна GN8.

Geely

Как объяснили, в пресс-службе марки, отгрузки машин в автосалоны планируется нормализовать «на текущей неделе». В феврале 2022 года компания Geely реализовала в России 2188 автомобилей, что на 82% больше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Самой популярной моделью остается кроссовер Atlas Pro, разошедшийся в последнем месяце зимы тиражом в 850 машин.

Haval

Китайский Haval имеет завод в Тульской области. Официально о приостановке выпуска машин не сообщалось. Более того, опрошенные дилеры сообщили о наличии всей модельной гаммы китайского производителя. Недавними новинками Haval для нашего рынка стали обновленные кроссоверы F7 и F7x.

Honda

Компания Honda прекратила поставки автомобилей, мотоциклов и другой продукции в Россию. Впрочем, о желании японцев покинуть российский автомобильный рынок стало известно еще в 2020 году. Компания планировала завезти последнюю партию кроссоверов CR-V (единственный автомобиль доступный российским клиентам) в первом квартале 2022 года. Однако все поставки японцы были вынуждены остановить уже сейчас.

Hyundai

Корейская компания Hyundai официальных объявлений по поводу изменений в деятельности в России не делала. В пресс-службе бренда от комментариев по этому поводу отказались. Ранее в компании пообещали привезти этой весной на наш рынок две новинки — спортивные модификации Tucson и Creta, которые получат название N-Line.

Infiniti

Компания Infiniti решила временно приостановить поставки новых автомобилей в Россию. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали в пресс-службе российского представительства марки. При этом в компании подчеркнули, что на данный момент дилеры обладают достаточным запасом автомобилей.

«Компания Infiniti занимается постоянным мониторингом текущей ситуации и анализирует влияние и эффект санкций на бизнес в России. Соответствующие подразделения проверяют всю поступающую информацию, адаптируют процессы и в оперативном режиме решают возникающие вопросы», — добавили в пресс-службе.

Jaguar Land Rover

Компания Jaguar Land Rover одной из первых приостановила поставку автомобилей в Россию. При этом в российском подразделении бренда заявили, что они «продолжают мониторить ситуацию и делать все, что в интересах клиентов». Ближайшей премьерой компании на нашем рынке должен был стать внедорожник Range Rover пятого поколения. Машина должна была дебютировать весной, однако, скорее всего, эти сроки будут перенесены.

Kia

В компании Kia корреспонденту Autonews.ru отказались комментировать дальнейшую деятельность в России. В прошлом месяце корейцы смогли продать на нашем рынке 15 001 автомобиль, что на 9% меньше показателей за тот же период 2021 года.

Lamborghini

Руководство компании Lamborghini объявило о приостановке деятельности в России. При этом итальянцы вошли в тройку самых популярных luxury-брендов в нашей стране по итогам 2021 года. По данным «Автостат», в прошлом году машины Lamborghini разошлись в России тиражом в 174 единицы.

Mazda

Компания Mazda официально опровергла информацию ряда зарубежных СМИ о приостановке поставок запасных частей на завод во Владивостоке. Как объяснили в российском подразделении японского бренда, предприятие «Мазда Соллерс» продолжает работу в обычном режиме. На данный момент линейка Mazda в России представлена седаном Mazda6, кроссовером CX-5 и большим внедорожником CX-9, которые собирают во Владивостоке.

Mercedes-Benz

Компания Mercedes-Benz решила остановить экспорт машин в Россию. В сообщении пресс-службы немцы подчеркнули, что запрет коснется легковых автомобилей бренда и малотоннажных коммерческих моделей. Также Mercedes-Benz на время остановил выпуск машин компании в Солнечногорском районе Подмосковья. На этом предприятии собирались модели Е-Class, GLC, GLE и GLS.

Mitsubishi

В российском офисе Mitsubishi Motors заявили, что на данный момент компания продолжает работать в штатном режиме. Однако в ряде СМИ появилась информация, что производитель рассматривает возможность остановки производства и поставок автомобилей в Россию.

Nissan

Компания Nissan на время остановила экспорт автомобилей в Россию. Также японцы приняли решение заморозить работу своего предприятия в Санкт-Петербурге. Точные сроки остановки конвейера не называются, однако сообщается, что это произойдет «в ближайшее время». Модельный ряд Nissan в России на данный момент состоит из 5 автомобилей: Pathfinder, Qashqai, X-Trail, Muranno и Terrano.

Porsche

В связи со сложившейся ситуацией компания Porsche приостановила экспорт автомобилей в Россию. О точных сроках возобновления отгрузок не сообщается. В немецкой компании подчеркнули, что они основывают свои решения на общей ситуации, «которая характеризуется большой неопределенностью и текущими потрясениями». Кроме этого, Porsche был вынужден остановить выпуск автомобилей на своем предприятии в Лейпциге из-за нехватки комплектов электропроводки украинского производства. Речь идет о кроссоверах Porsche Macan, а также о фастбеках и универсалах Panamera.

При этом, все автомобили со склада в РФ, которые были оплачены дилерами, переданы в дилерскую сеть для дальнейшей реализации конечным покупателям. Компания Porsche продолжает выполнять свои гарантийные обязательства в России, запасные части отгружаются дилерам. Дилерская сеть функционирует.

Renault

Ряд СМИ сообщил о приоставке производства Renault на заводе в Москве. Причина — прерывание логистических цепочек. Официального подтверждения этой информации пока нет. Autonews.ru отправил соответствующий запрос в Renault, однако комментариев не получил. На заводе французской компании в Москве собирает кроссоверы Duster (а также соплатформенный Nissan Terrano), Arkana и Kaptur.

Rolls-Royce

Компания Rolls-Royce приостанавливает поставки автомобилей в Россию. Как объяснил официальный представитель британской марки, «ситуация в регионе остается неопределенной».

«Мы продолжаем оценивать ситуацию, а также возможные последствия для нашего бизнеса», — добавили в компании.

В 2021 году компания Rolls-Royce реализовала в России более 300 автомобилей, что стало абсолютным рекордом с момента поставки первой машины в Санкт-Петербург в 1910 году. По сравнению с 2020 годом российские продажи британцев выросли примерно на 100 автомобилей, сообщает пресс-служба британской марки. Таким образом, Россия третий год подряд стала крупнейшим рынком сбыта в Европе.

Stellantis

Руководитель концерна Stellantis Карлос Таварес рассказал, что производство автомобилей в Калуге будет продолжаться как минимум до тех пор, пока хватает комплектующих. По словам топ-менеджера, пока предприятие не столкнулось с дефицитом компонентов в связи с спецификой географии поставщиков Stellantis, которые в основном базируются в Южной Европе и Северной Африке.

Сейчас в России собираются коммерческие модели под марками Peugeot, Citroen и Opel, а также легковые автомобили Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 (плюс на заводе в Калуге выпускают 1,6-литровые турбодизельные моторы).

Suzuki

В Suzuki признали наличие проблем с поставками автомобилей и запчастей. Как рассказали в компании, они связаны с глобальной нехваткой полупроводников, а также с проблемами в логистике. При этом в компании пообещали, что автомобилей Suzuki на складах у дилеров в России хватит еще на два-три месяца.

«Все автомобили Suzuki отгружены со склада. На текущий момент склад дилеров позволяет удовлетворить клиентский спрос на ближайшие 2-3 месяца. Также складской запас запасных частей обеспечивает бесперебойную работу по сервисному обслуживанию клиентов Suzuki», — отметили в российском офисе компании.

Toyota

C 4 марта Toyota приостановила поставки своих автомобилей на наш рынок. В российском офисе компании это объяснили нарушением логистических цепочек. По этой же причине остановился конвейер на заводе в Санкт-Петербурге, где производились RAV4 и Camry.

Volkswagen

Руководство Volkswagen AG приняло решение приостановить производство автомобилей Volkswagen и Skoda в России. На данный момент остановлены конвейеры на двух предприятиях — в Калуге и Нижнем Новгороде. Также заморожены поставки автомобилей этих брендов к российским дилерам.

«В связи с текущей ситуацией поставки в адрес дилеров марок, входящих в состав Фольксваген Груп Рус, приостановлены до дальнейшего уведомления», — заявили в российском подразделении компании.

Китайская компания Geely убрала из российского модельного ряда дорестайлинговый вариант кроссовера Tugella 2023. Отметим, что паркетник уже исчез из каталога на официальном сайте бренда, хотя у дилеров его экземпляры все еще есть в наличии. В итоге линейка Джили в России состоит только из трех моделей: Atlas Pro, Coolray и новая Tugella, которая вышла на рынок осенью 2022 года.

Geely уходит с российского рынка

Дорестайлинговый вариант кросса

Geely уходит с российского рынка

Geely уходит с российского рынка

Похоже, китайцы тоже решили не отставать от «военных трендов». Так, вслед за Chery и Exeed поставку своих автомобилей российским дилерам «заморозила» и Geely. Впрочем, явление это — временное, и напрямую с санкциями не связанное. С подробностями — портал «АвтоВзгляд».

Главной причиной остановки отгрузки автомобилей в российские шоу-румы стала логистика. Точнее, связанные с нею сложности. Если подробнее, то речь идет о сбое в цепочке поставок, вызванном, в частности, дефицитом и полупроводников, и самих автомобилей. Правда, о возобновлении процесса доставки машин Geely обещает сообщить уже до конца недели. Как, собственно, и о ценах, которые могут поменяться в связи с жуткими качелями курсов валют.

Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» в российском представительстве Geely, «на текущий момент поставки новых автомобилей дилерским центрам временно приостановлены для оценки экономической ситуации, а также в связи возникшими трудностями в сфере логистики. Цены на автомобили в наличии просим уточнять в официальных дилерских центрах Geely».

Кстати сказать, помимо упомянутых выше китайских марок, аналогичные сложности в России сейчас испытывают и другие автобренды из КНР. В частности, JAC, Dongfeng и FAW, которые столкнулись с задержкой поставок автомобилей задолго до вспыхнувшего конфликта между Россией и Украиной. А вот гроздь европейских автостроителей, поставивших свой бизнес на паузу в нашей стране, обязана исключительно введению антироссийских санкций. В их числе — Skoda, Volkswagen, Lamborghini, Ducati, Porsche, Audi, Jaguar, Volvo, Scania, Land Rover, Citroёn и Bentley.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий