Китайцы обращаются к китайским кроссоверам. Статистика продаж автомобилей в Китае

Я уже сделал основные прогнозы на 2023 год, но есть еще одна тема — о неприятном, но неизбежном.

Насыщение нашего рынка китайскими автомобилями любыми способами, очевидно, выльется в ряд конфликтов.

Общее падение российского авторынка в 2020 году составило 9,1%, в 2019 году — 2,3%. При это китайские производители последние два года на нашем рынке только растут

В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.

Привезти подержанный автомобиль из Китая — сегодня эта идея звучит как никогда заманчиво. Цены на внутреннем рынке привлекательны, а его объем просто огромный — только в прошлом году продано почти 22 миллиона новых машин.

Запрет на экспорт авто с пробегом из Китая сняли еще в 2019 году, а в условиях параллельного импорта для россиян открылись дополнительные возможности. Сколько стоит привезти подержанный автомобиль из Китая, как выглядит эта процедура для покупателя и есть ли в этой затее смысл, разбирались журналисты сайта Drom.ru.

Покупка машины с пробегом из Китая выглядит заманчивой по нескольким причинам. Тут и привлекательные цены, и широкий выбор — можно найти не только машины от местных брендов, но и практически любые европейские, американские или японские марки. Причем есть много эксклюзивных моделей, доступных только на местном рынке. Плюс у машин для внутреннего рынка, как правило, более богатое оснащение. Тот же условный Geely Coolray в Китае имеет больше опций, вариантов расцветки кузова и салона, чем машины белорусской сборки.

Китайцы обращаются к китайским кроссоверам. Статистика продаж автомобилей в Китае

Производство автомобилей на заводе Geely (2011)

С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, он ежегодно выпускает автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые. В 2013 и 2014 годах впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны Китай произвёл более 20 млн автомобилей — соответственно 22,1 млн и 23,7 млн единиц.

Китайский автомобильный рынок в 2021 году продолжил свое восстановление, но смог показать положительные результаты только в 1 квартале, а самое резкое падение зафиксировано в 3 квартале.

Напомним, что рост китайского рынка замедлился с 2016 года, достигнув 30% мировых продаж. Очевидно, что будущее его развитие в большей степени зависит от реальных решений двух основных проблем, возникших в результате бума на рынке в последнее десятилетие — от  загрязнения окружающей среды и пробок на дорогах.

Китайское правительство переключило свое внимание с общего объёма продаж на ассортимент двигателей и постепенно создает стимулы для небольших автомобилей с низким уровнем выбросов, поддерживая инвестиции в автомобили на альтернативном топливе (AFV), в основном электрические. Для этого в январе 2017 года были повышены пошлины для автомобилей объёмом двигателя более 1,6 литра (с 5% до 7,5%). В течение 2017 года объём авторынка составил 28,2 млн экземпляров, что на 0,9% больше, чем в предыдущем году.

В 2018 году продажи новых легковых автомобилей стали постепенно снижаться, в связи с замедлением внутреннего потребительского спроса. Рынок прервал положительную тенденцию последних лет, упав впервые с 90-х годов и закрыв 2018 год с показателем в 27,5 млн автомобилей (-3,7%). В 2019 году объемы еще больше снизились, до 25,7 млн (-6,5% по сравнению с 2018 годом).

В 2020 году продажи снова упали — теперь из-за пандемии COVID-19. В стране реализовано 24 730 045 единиц, что на 4,1% меньше, чем в 2019 году.

2021 год начался для китайского рынка с позитивной динамики, но в основном — из-за крайне низкого уровня продаж в 1 квартале 2020 года. За первые три месяца 2021 года было реализовано 6,03 млн автомобилей (+61,7%). Во 2 квартале объём продаж фактически остался на уровне показателя 2020 года — 6,12 млн (-1,3%). В 3 квартале реализация машин снова снизилась, теперь уже до 5,82 млн единиц (-14,2%). 4-й квартал тоже ушел «в минус», несмотря на то, что было продано 7,69 млн (-5,5%).

Всего в 2021 году в стране было реализовано 25,65 млн автомобилей, что на 3,2% больше, чем в 2020 году.

ДИНАМИКА КВАРТАЛЬНЫХ ПРОДАЖ В 2021 ГОДУ

В 2021 году лидер марочного рейтинга — Volkswagen (-17,6%), он потерял 2% доли рынка и показал худшие результаты в десятке лидеров. За ним следует Toyota (+4,5%), которая увеличила свою долю на рынке (+0,2%). Доля Wuling выросла на 1,5%, а продажи увеличились на 34,3%, и это лучший результат в десятке лидеров. Honda опустилась на 4-е место, ее продажи снизились на 6,7%. Замыкает ТОП-5 китайский Changan (+10,1%).

Geely заняла шестое место (-7,6%). За нею следуют Nissan (-12,5%), опустившийся на 3 позиции в рейтинговой таблице, и Buick (-10,5%). Замыкают десятку лидеров BMW (+2 позиции в рейтинге; +6,7%, и Mercedes (-1 позиция; -3,4%).

Самым продаваемым автомобилем в Китае по итогам 2021 года стал Nissan Sylphy (-7,8%), проданный в количестве 500 150 экземпляров. В тройку лидеров вошли также Wuling Mini Truck (-1,5%; 494 412 шт.) и Wuling Hongguang Mini EV (+257,6%; 426 484 шт.).

Недавно мы рассказывали о том, как идут продажи китайских автомобилей в России. А как у них обстоят дела в самой Поднебесной? Любят ли китайцы свой автопром или же предпочитают импортные бренды?

В июне в десятку самых популярных в Китае брендов вошли лишь четыре отечественные марки – Changan, Geely, Haval и Chery. При этом ни одна из них не попала в тройку лучших. В первый месяц лета здесь прочно обосновались Toyota, Volkswagen и Honda (хотя в феврале Changan удалось занять вторую строчку). Стоит отметить интересную особенность китайского рынка – любовь к седанам. Так, 48% всех проданных автомобилей были представлены именно этим кузовом. Четырехдверки являются опорной точкой и для зарубежных брендов. Упоминания достоин тот же Nissan Sylphy, обеспечивший половину продаж японской марки в Китае.

В мире кроссоверов все обстоит немного по-другому – здесь доминирует китайская «тройка» в виде Haval H6, Changan CS75 и Geely Atlas. В июне SUV бренда Haval занял 4-ю строчку, уступив уже упомянутому Nissan Sylphy, Toyota Corolla и Hongguang Mini EV. Однако по результатам продаж с января по июнь 2021 года H6 закрепился в топ-2 с общим результатом в 196 685 проданных моделей.

На инфографике Дениса Бобылева: продажи автомобилей в Китае — топ-10 самых популярных марок за июнь 2021 года среди всех производителей и только китайских производителей

Стоит также отметить, что уже три месяца подряд в Китае падают продажи зарубежных марок. В основном — из-за снижения количества чипов. Местные производители меньше страдают от этой проблемы. В сухих цифрах процент отечественных автомобилей на китайском рынке составляет 44,3%. По результатам продаж за первое полугодие 2021 года в десятку самых востребованных машин китайского производства вошли уже так или иначе знакомые нам Haval H6, Wuling Hongguang Mini EV, Changan CS75, Geely Atlas, Chery Tiggo 8 и Geely Emgrand.

***

На инфографике Дениса Бобылева: продажи автомобилей в Китае — топ-10 самых популярных марок за первую половину 2021 года среди всех производителей и только китайских производителей

Посмотрим и на другие автомобили, достигшие немалых успехов на своей родине.

Changan Eado – это китайский седан, по размерам сравнимый с Skoda Octavia (A8). Его габариты составляют 4710 х 1820 х 1505 мм при колесной базе 2700 мм. Автомобиль оснащается турбированными моторами на 1,4 и 1,6 литров. Пару им составляют 5-скоростная механика, вариатор или 7-ступенчатый «робот». Подвеска автомобиля также схожа с чешским седаном – макферсон на передней оси и «балка» на задней. Цена Changan Eado в Китае составляет 72,9-103,9 тысячи юаней (835 000 – 1 190 000 рублей).

Wuling Hongguang – единственный минивэн в списке. Это очень практичная и доступная 7- и иногда даже 8-местная машина с рессорной подвеской сзади и макферсоном спереди. Габариты минивэна составляют 4720 х 1840 х 1810 мм с колесной базой 2800 мм. Hongguang оснащается двумя 1,5-литровыми моторами – атмосферным на 99 л.с. и турбированным на 147 л.с. Оба двигателя работают в паре только с 6-ступенчатой механикой. Цены на минивэн составляют 58,8-79,8 тысячи юаней (675 000 – 915 000 рублей).

Про Chery:  Купить дешевый китайский автомобиль и составить ТОП-10 самых дешевых китайских кроссоверов в России осенью 2022 года

На инфографике Дениса Бобылева: продажи автомобилей в Китае — топ-10 самых популярных моделей за июнь 2021 года среди всех производителей и только китайских производителей

BYD Song – это модель с непростой историей. Ее продажи в 2020 году были мизерными для китайского рынка. Однако с появлением версии с электромотором дело пошло в гору. Данный автомобиль обладает версией только с ДВС, гибридом, а также полностью электрической силовой установкой. Стоимость всех модификаций охватывает огромный ценовой диапазон, начинаясь с 69 800 юаней (800 000 рублей) и заканчивая 219 800 юанями (2 520 000 рублей).

Hongqi HS5 – представитель люксового китайского бренда. Этот кроссовер примерно сравним по размерам с Skoda Kodiaq. Его точные габариты составляют 4760 х 1907 х 1700 мм при колесной базе 2870 мм. Под капотом у HS5 прячется 2-литровая турбочетверка на 224 л.с., работающая в паре с 6-ступенчатым «автоматом». Автомобиль может быть как переднеприводным, так и полноприводным. Цены на Hongqi HS5 составляют 183,9-249,8 тысячи юаней (2 100 000 – 2 860 000 рублей).

На инфографике Дениса Бобылева: продажи автомобилей в Китае — топ-10 самых популярных моделей за первую половину 2021 года среди всех производителей и только китайских производителей

Стоит упомянуть и популярные в нашей стране китайские кроссоверы, которые не дотянули до высоких мест в рейтинге. Так, Geely Coolray в Поднебесной за июнь купили 10 019 раз, а его полугодовые продажи достигли 67 818 штук. Chery Tiggo 4, ставший бестселлером среди китайских машин в России за июнь не так востребован в Китае – за полгода всего 43 962 проданные машины. Чуть ниже продажи еще одного представителя Chery – Tiggo 7 Pro. За полгода его приобрели 39 566 клиентов. Премиальную Geely Tugella в Китае не поняли, поэтому с января по июнь было реализовано лишь 10 919 машин. Ну и пробежимся по Haval: за полгода H9 купили 9 710 раз, Jolion – 30 280, а F7 – 35 327.

Мы видим, что китайцы все чаще выбирают отечественные автомобили. Особенно очевидна данная тенденция среди кроссоверов. Что касается седанов – в данной сфере все еще господствуют зарубежные машины. Однако со временем местные марки, возможно, «оккупируют» и эту нишу. Ведь уже становится понятным, что китайские бренды приобретают все больше доверия и престижа среди населения Поднебесной.

Экспорт из КитаяПравить

Для примера критерии поиска установлены следующие: нужно найти свежий седан с небольшим пробегом и автоматической коробкой передач. Стоимость — до 1,5 млн рублей. За такую сумму в России можно найти бестселлеры В-класса с небольшим пробегом (Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Lada Vesta).

Рассмотрим модели от брендов, которые представлены на российском рынке официально.

Geely Emgrand SL (Binrui) 2019 года с пробегом в 27 800 км обойдется всего в 1 050 000 рублей. Причем это цена уже во Владивостоке, с учетом всех пошлин и комиссий. Такой седан оснащен литровым турбомотором (136 л.с.) и «роботом». Машина с более мощным двигателем 1,4 (141 л.с.) и схожим пробегом обойдется в 1 200 000 рублей.

Флагманский седан Geely Preface (Xingrui) будет стоить не сильно дороже. За модель 2021 года с пробегом до 30 тысяч км нужно выложить примерно 1 500 000 рублей. Такой седан оснащен турбомотором 2,0 (190 л.с.) и «роботом».

Chery Arrizo 5 Plus с минимальным пробегом (до 10 тысяч км) обойдется в сумму от 930 тысяч рублей до 1 150 000 рублей. Можно выбрать из машин 2021-2022 годов выпуска, есть атмосферные и турбированные версии двигателя 1,5, «механика» или вариатор.

У компании FAW подходящего седана не нашлось. Однако в наш бюджет укладывается стильный лифтбек Bestune B70. Машина 2022 года с пробегом в несколько тысяч км обойдется в 1 410 000 рублей. Интересно, что на российских сайтах объявлений этот лифтбек можно найти новым за 2-2,7 млн рублей.

Еще один стильный и современный лифтбек предлагает компания Changan. Модель Uni-V 2022 года с пробегом до 10 тысяч км можно приобрести от 1 320 000 рублей. Однако на российских сайтах объявлений таких цен нет.

У компании Changan есть и более бюджетная модель. Как и Uni-V, седан Eado оснащается 1,5-литровым турбомотором и «роботом». Такую машину 2022 года выпуска можно найти от 1 150 000 рублей.

Конечно, в бюджет до 1,5 млн рублей можно приобрести не только китайские седаны. Для ориентира приведем еще пару примеров.

Полноприводный дизельный пикап Great Wall Poer также реально взять за 1,5 млн рублей. Это будут машины 2020-2021 годов выпуска с пробегом до 30 000 км.

Стильный кроссовер Changan Uni-T 2021-2022 годов выпуска стоит от 1,48 млн рублей. Можно рассчитывать на пробег до 30 000 км.

Как происходит покупка подержанного авто из Китая?

Искать автомобили можно двумя способами — самостоятельно либо с помощью посредника. В первом случае вы потратите больше времени, зато будете сами отсматривать все понравившееся варианты. К примеру, один из крупнейших сайтов объявлений называется che168.com.

Также стоит учитывать, что сайты берут комиссию (обычно 3-5% от стоимости автомобиля) за проверку технического состояния и предоставление своей гарантии. Но действует она только на территории Китая, поэтому для российских покупателей это не особо актуально.

На фото Sohu: автовоз с подержанными Changan Benben

Далее понравившуюся машину осматривает представитель фирмы-посредника. Если покупателя все устраивает, автомобиль выкупается.

Конкретный пример расчета стоимости

  • Стоимость автомобиля в Китае. В примере будет машина 2021 года выпуска с двигателем 1,5 л (150 л.с.). На сайте объявлений за нее просят 80 000 юаней. Плюс прибавляем комиссию сайта в 3% —  итого получается 82 400 юаней. При условном курсе в 10 рублей за юань стоимость машины составляет 824 000 рублей.
  • Фиксированная комиссия компании-посредника. У разных фирм суммы могут отличаться, в среднем это 900 долларов (по актуальному курсу на момент выхода статьи — 61 000 рублей).
  • Таможенная пошлина 48%. Сумма будет зависеть от курсов валют, в нашем примере это 397 000 рублей.
  • Таможенный сбор — 3100 рублей.
  • Утилизационный сбор — 3400 рублей.
  • Услуга таможенного брокера — 35 000 рублей.
  • Услуга по оформлению СБКТС и ЭПТС — 25 000 рублей.
  • Расходы по хранению автомобиля на временном складе — 15 000 рублей за семь дней (далее по 2500 рублей за сутки).

Итого после таможенной очистки, оформления документов и уплаты всех сборов автомобиль, который стоил в Китае 824 000 рублей (по актуальному курсу) обойдется во Владивостоке в 1 363 500 рублей.

Доставка от продавца до таможни в среднем занимает около 25 дней. Конечно, срок может увеличиться из-за большой нагрузки, например, в период празднования китайского Нового года. Доставка автомобиля морем будет дороже, чем наземным транспортом, но быстрее.

Автомобили на альтернативной энергииПравить

Китайское правительство активно призывает к разработке экологически чистых и экономичных автомобилей, ставя перед национальными автопроизводителями стратегическую задачу выхода на передовые позиции в мировом автопроме. На сегодня китайский автопром уже освоил выпуск автомобилей, соответствующих стандарту Евро-5. С 2017 года значительно расширяется выпуск коммерческих автомобилей на Сжатом природном газе (метане) и ведутся работы по расширению применения Сжиженного природного газа.

Для дальнейшего развития рынка NEV правительством КНР, начиная с 2019 г., введены обязательные квоты на продажу электромобилей всеми отечественными и иностранными автопроизводителями, которые затем должны ежегодно повышаться с 8,5 % (в 2019) до 12,5 % (в 2021). При этом льготы на приобретение BEV и PHEV сохранены до 2020 года, но лишь для продукции производства КНР. Это заставило ряд иностранных автопроизводителей ускоренно создавать СП с местными производителями для выпуска необходимого количества электромобилей. К 2020 году парк электромобилей в КНР должен составить не менее 1 млн.

  • Tesla
  • SAIC Motor
  • Chery Automobile
  • GAC Aion
  • Li Auto
  • NIO
  • XPeng
  • Geely Automobile
  • BAIC Group
  • JAC Motors
  • Great Wall Motors
  • Dongfeng

Конфликт дилеров и покупателей

Отсутствие официальной гарантии со стороны дилеров на машины, завезённые «всерую», т.е. по неофициальным каналам, и практически полный риск проблем с послепродажным обслуживанием гарантирует покупателям головную боль. Владельцы новеньких, но несертифицированных машин тех китайских брендов, что не представлены официально в РФ, в любой момент могут остаться у разбитого корыта. Вернее — у поставленного на прикол «железного коня». Да-да, речь про такие марки как BYD, NIO, Xpeng, Zeekr, HiPhi и прочие.

Про Chery:  Chery пожизненная гарантия на двигатель и Chery привезет в Узбекистан недорогой седан, которого нет в России

Собственно, местным автотрейдерам это на руку, ибо они не имеют контрактов с производителями, не подключены к их сервисным программам и не имеют официальных каналов поставок запчастей, а в теории готовы эти самые руки в любой момент умыть. В результате обладатели новых китайских машин будут собираться в ассоциации по борьбе за свои права и умолять китайских автопроизводителей наладить послепродажное обслуживание на просторах нашей Родины.

Кстати, помните недавнюю историю с флэшмобом владельцев электрокаров Tesla? Так вот она ничем не закончилась. «Теславоды» самостоятельно решают свои проблемы. А Илон Макс, думаю, что даже не в курсе этой истории с обращением к нему россиян.

Производство шинПравить

Грузовик Jiefang, использовавшийся в китайской армии в качестве буксира или центра управления

Лимузин Hongqi («Красный билет») 1959 года

  • Чжан Сюэлян основал свой арсенал, в котором в 1931 году был сделан один грузовик, названный Ming Sheng.
  • 15 июня 1953 года принято считать днём рождения всего автопрома в КНР. Тогда в Пекине начала свою работу FAW.
  • 10 марта 1958 года — первый грузовик (NJ130) грузоподъёмностью в 2,5 тонны, основанный на ГАЗ-51, был произведен в Нанкине. Он был назван Yuejin (Юэцзинь, что означает «шаг вперёд») первым китайским министерством промышленного оборудования.
  • Июнь 1958: создана компания Nanjing Automobile Works, производившая грузовики. последний из которых сошёл с конвейера 9 июля 1987 года. Всего было произведено 161 988 автомобилей (в том числе моделей NJ130, NJ230, NJ135 и NJ134).
  • конец 1950-х — начало 1960-х годов: несколько автомобильных заводов были созданы в городе Нанкин (сегодня Nanjing Automobile (Group) Corporation), Шанхай (сегодня Shanghai Automotive Industry Corporation), Цзинань (Китай превращается в национальный тяжелых грузовиков Группа Duty) и Пекин (сегодня является Beijing Automotive Industry Holding Corporation).
  • 1968 год: основан завод «The Second Automobile Works» (позже Dongfeng Motor Corporation).

Развитие автомобильной промышленности в Китае было признано перспективным в рамках политики экономических реформ, начатой в 1978 году Дэном Сяопином с разрешения крестьянам переходить на семейный подряд взамен уравнительных «народных коммун». В стране, в целом, в качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики», кроме того, Китай перешел к Политике реформ и открытости. В середине 1980-х появилась, растиражированная мировыми СМИ, новость о первом китайском крестьянине — владельце легкового автомобиля, хотя, официально частное владение автомобилем было разрешено в КНР только в 2000 году, а до этого легковые и прочие автомобили могли приобретать только «данвеи» (рабочие артели). С этой поры владение дорогостоящими личными вещами, вплоть до автомобиля, перестало считаться в КНР преступлением. Быстрое увеличение личных доходов городского и сельского населения в 1990-х создало потенциальный спрос на легковые и легкие коммерческие автомобили.

Поскольку внутреннее производство было крайне ограниченным, объёмы импорта автомобилей резко возросли, несмотря на 260-процентную импортную пошлину на иномарки. До 1984 года почти монопольным экспортером автомобилей в Китай был Советский Союз. В 1984 году импорт японских автомобилей в Китай увеличился в семь раз (с 10 800 ед. до 85 000 ед.), а уже к середине 1985 года Китай стал вторым по величине рынком для Японии после США. В 1985 году КНР потратила около $3 млрд на импорт более 350 000 автомобилей (включая 106 000 легковых автомобилей и 111 000 грузовиков). Три крупнейших частных компании таксомоторов закупили престижные японские модели, такие как Toyota Crown и Nissan Bluebird.

Поскольку расходы на импорт автотранспорта вели к серьёзному дефициту торгового баланса, китайское руководство начало тормозить этот процесс как с помощью пропагандистских усилий, так и за счет ограничения валютообменных операций. Таможенные пошлины на импортные автомобили были подняты в марте 1985 года, кроме того, несколько позже был ещё добавлен «защитный» акциз. В сентябре 1985 года, вообще, был введен двухлетний мораторий практически на весь импорт автомобилей.

Ограничивая автоимпорт, Китай все же попытался увеличить местное производство путем расширения различных существующих соглашений о совместном производстве легковых автомобилей, а также заключением новых. В 1983 году компания American Motors Corporation (известная как AMC и позже поглощенная Chrysler Corporation) подписала 20-летний контракт на производство в Пекине (BAIC Group) модели Jeep Cherokee XJ. В следующем году немецкий концерн Volkswagen AG подписал 25-летний контракт на выпуск в Шанхае (SAIC Group) седана Volkswagen Santana (Typ B2), а французский концерн PSA начал реализовывать в процветающем южнокитайском городе Гуанчжоу ещё один проект выпуска легкового автомобиля модели Peugeot 504. Эти ранние совместные предприятия не позволяли китайцам заимствовать важнейшие иностранные технологии, так как сборка шла из ввозимых машинокомплектов, а поставки производственного оборудования жестко контролировались.

Все эти преобразования легли в основу автомобильной промышленности Китая и позволили нарастить выпуск автомобилей с нескольких тысяч (например, в 1985 году было произведено всего 5,2 тыс. легковых автомобилей) до миллионов. Впрочем, отдельные морально устаревшие модели производились до начала 1990-х (например, лимузин Hongqi CA770 и грузовик DongFeng CA10), но затем уступили место более современным моделям, разработанным с применением иностранных ноу-хау.

В 1992 году годовой объём производства автомобилей в КНР впервые превысил один миллион.

К 2000 году Китай производил более двух миллионов автомобилей. После вступления в 2001 году Китая в ВТО развитие автомобильного рынка ещё более ускорилось.

В период между 2002 и 2007 годами рост национального авторынка Китайской Народной Республики составлял в среднем 21 % или 1 млн машин в годовом исчислении.

2003 год стал переломным в развитии китайского автомобилестроения. На внутренний и внешний рынки вышла компания «BYD» (Build Your Dreams), в переводе — «Строим Вашу мечту». ‘В основе концепции новой компании Би-Уай-Ди отразились следующие принципы: «Собственная разработка, собственный дизайн

Китайский троллейбус K9 на испытаниях в Копенгагене (2014)

В середине 2010-х рост автомобильной промышленности Китая успешно продолжился, хотя в ряде сегментов и наблюдаются определённые проблемы. Так, крупнейшие города КНР (11 мегаполисов, начиная с Пекина и Шанхая), страдающие от гигантских автомобильных пробок, начали ограничивать рост легкового автопарка вводя «сингапурскую» аукционную систему приобретения регистрационных автомобильных номеров. Например, в Пекине в год разыгрывается не более 62 тыс. номеров, что ведет к огромному росту их стоимости на рынке. Постепенно к данной системе подключаются и другие крупные города местного значения. В то же время для стимулирования пошатнувшегося спроса на легковые автомобили в 2016 г. снова были введены льготы по налогу с продаж на модели с двигателями до 1,6 л, который был продлен и на 2017 г. В 2015 г. начался бурный рост сегмента кроссоверов, причем, именно местных марок, что позволило независимым китайским производителям значительно укрепить свои позиции на национальном рынке.

Для дальнейшего развития рынка NEV правительством КНР, начиная с 2019 г. введены обязательные квоты на продажу электромобилей всеми отечественными и иностранными автопроизводителями, которые затем должны ежегодно повышаться с 8,5 % в 2019-м до 12,5 % в 2021-м. При этом льготы на приобретение BEV и PHEV сохранены до 2020 года, но лишь для продукции производства КНР. Это заставило ряд иностранных автопроизводителей быстро создавать СП по выпуску электромобилей с местными производителями.

Альтернатива «ВАЗам»

Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько тысяч автомобилей в год. Одним из первых продавцов на рынке называют новосибирскую компанию «Пекинские Автомобили», которая наладила импорт пикапов Admiral марки ZX. «В то время в Китае поощрялось стремление локальных компаний выходить на экспортные рынки, — вспоминает Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнесревю». — К тому же у потребителей в России был запрос на недорогие автомобили, оснащенные лучше моделей отечественного «АвтоВАЗа», обладающие имиджем иностранного бренда и стоимостью до $10 000. Китайские производители отвечали всем этим качествам».

В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.

Как рассказывал в интервью Forbes Алексей Резников, глава и владелец компании «Ирито», в 2007 году его компания продала в России 14 000 машин под марками Great Wall, BYD и FAW, что принесло предпринимателю около $200 млн выручки и около $10 млн чистой прибыли. Рост продаж составил 55% за год.

Про Chery:  Renault предлагала россиянам автомобили из Беларуси. А вот с покупкой Geely в Беларуси стало сложнее

В 2008 году у «Ирито» появилась собственная сборочная площадка в подмосковной Гжели. Китайцы и российская сторона вложили $25 млн в компанию «Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями начали производить китайские внедорожники (крупноузловая сборка). В 2011 году «Ирито» появился второй завод под Липецком, где была собственная линия окраски, туда же перенесли цех сварки из Подмосковья. Гжельская площадка использовалась для финальной сборки автомобиля. Предприятие производило внедорожники Hover H3 и H5.

История успеха завершилась уголовным делом. В 2018 году подмосковной полицией по заявлению руководства Great Wall было начато расследование. Китайцы заявили, что «Ирито» перестал оплачивать поставленные машинокомлекты. Как писала газета «Коммерсант», владельцы группы компаний «Ирито» «незаконными умышленными преступными действиями» причинили ущерб китайскому автопроизводителю на сумму более $48,4 млн.

Дело пока не завершено. Китайская сторона настаивает на продолжении следствия. «Для нас важно, чтобы следствие как можно скорее продолжилось, чтобы сохранялся контроль со стороны органов власти. Ведь это влияет на инвестиционный климат, а значит это важно не только для нас, а для всей экономики и ее будущего развития», — заявлял Чжан Цзюньсюе, вице-президент Great Wall Motor и генеральный директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».

Китайскими автомобилями начинают заниматься все больше российских дилеров, среди них Major Auto, «АвтоСпецЦентр», «Ключавто», Fresh Auto. В 2020 году было открыто 406 новых дилерских центров, 211 из них — по продаже китайских автомобилей. Больше всего новых салонов — 42 — было открыто под брендом Changan.

«Спрос на китайские автомобили растет за счет их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций. Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом — SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95%)», — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Его компания осенью 2020 года открыла своей первый центр по продаже китайских автомобилей, сейчас она продает машины Haval, Geely и Chery. «Динамики у нас пока нет, но мы видим отчетливый рост доли продаж китайских брендов в общей структуре наших марок», — отмечает Петрунин.

«Китайские автомобили — это оптимальное соотношение цены и качества. За аналогичную стоимость китайского авто полной комплектации иногда невозможно приобрести европейскую или корейскую модель в базовой», — рассказывает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Например, бензиновый двухлитровый Haval Jolion стал самой доступной моделью марки на рынке — цена стартует от 1 189 000 рублей. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson стоит от 1 744 000 рублей, а переднеприводный Kia Sportage с тем же мотором (но с автоматической коробкой передач) обойдется минимум в 1 794 900 рублей.

«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир

Fresh Auto торгует «китайцами» с сентября 2019 года. Все прогнозы по продажам Haval оправдались, говорит Мигаль: средний ежемесячный рост составляет 3% с начала продаж. За четыре месяца 2021 года в трех салонах Fresh Auto доля этого бренда составила 16,48% от всех реализованных новых авто. С декабря 2020 года компания продает Changan, также в портфеле дилера есть Cherry и ее премиальная линейка CheryExeed. Все они также имеют положительную динамику, уверяет Мигаль.

Китайским автопром вышел на совершенно на новый уровень, считает он, за последние пять лет китайские производители достигли таких показателей, к которым другие марки идут примерно лет 20, например, меняют модельный ряд раз в три-четыре года.

Китайские автопроизводители устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды, добавляет Петрунин.

Крупнейший российский продавец автомобилей «Рольф» пока китайскую продукцию в свою линейку не запускает. Источник, знакомый с планами «Рольф», утверждает, что компанию сдерживают низкие объемы продаж и возможные проблемы с загрузкой сервиса.

Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей

В перспективе трех-пяти лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год, считает Сергей Целиков. «Могли бы и быстрее, однако, в головах россиян китайские автомобили все еще ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев — сломать этот стереотип на практике доказав обратное», — считает эксперт.

Как открывались и закрывались сборочные производства китайских автомобилей в России, читайте ниже.

Производители комплектующихПравить

Доставкой подержанных машин из Китая занимаются разные компании. В Сети уже можно найти немало объявлений о продаже таких автомобилей. Причем есть варианты в наличии, например, в Москве. Но в основном машины предлагаются под заказ. Для расчета стоимости доставки взяты цены компании, базирующейся во Владивостоке.

Фото news.qq.com: рынок подержанных автомобилей в Китае

Сначала покупатель вносит предоплату в 60 тысяч рублей — это фиксированная комиссия. После этого компания в течение двух суток ищет автомобиль, подходящий под требования клиента. Поиск идет в разных городах Китая, в итоге предоставляется до пяти вариантов по конкретному запросу. Если машина так и не будет куплена, предоплата вернется заказчику, это прописывается в договоре.

На понравившийся автомобиль делается видеоотчет, за доплату можно заказать технический осмотр с заключением (стоит около 150 долларов). Когда машина выбрана, выставляется счет (инвойс) на оплату автомобиля и транспортных расходов по доставке до Владивостока.

Оплату может производить как физическое, так и юридическое лицо. Перевести деньги можно на банковский счет китайской фирмы либо российскому партнеру во Владивостоке. Далее автомобиль проходит таможенную очистку, оформляются документы (СБКТС и ЭПТС), после чего можно ставить машину на учет.

Конфликт импортёров и официальных дилеров

Вы заметили, как стремительно выросли дилерские сети официально представленных в России китайских брендов? Так вот, прошлой осенью информационное агентство «Автостат» опубликовало статистику, в соответствии с которой, например, самая крупная сеть на российском рынке у марки Chery — 165 (!) официальных шоурумов плюс альтернативный онлайн-канал DealOn. Допускаю, что и другие китайские бренды будут тестировать прямые онлайн-продажи и тем самым создавать нездоровую конкуренцию между своими дилерами.

Хорошо ли это для производителя — огромная торговая сеть для относительно небольшого объёма продаж (или поставок)? Да, конкуренция среди каналов продаж будет давить на розничную цену и, вероятно, увеличивать продажи, что хорошо и для конечного покупателя, и для дистрибьютора. Но хорошо ли это для самих дилеров? Не уверен. А конкуренция между дилерами в собственной торговой сети — это в конечном итоге может обернуться уже головной болью и для импортёров. Ибо дилеры могут начать задумываться, зачем им такой бизнес, который не совсем бизнес.

Автомобилестроительные компанииПравить

Как видно, даже с учетом немалых пошлин, цена китайской б/у машины для покупателя в России получается интересной. Но надо не забывать и про другие моменты, связанные с обслуживанием. Далеко не на все модели можно найти каталоги запчастей. Качество и сроки доставки деталей тоже могут быть разными. В этом плане менее рискованной выглядит покупка китайских моделей, которые официально представлены на российском рынке. По ним уже есть каталоги, опыт обслуживания, можно почитать информацию на форумах владельцев.

В общем, на данный момент рынок подержанных машин из Китая для российских покупателей открыт, а цены выглядят вполне привлекательно. Конечно, приобретая редкую модель, стоить заранее подумать о том, как вы будете ее обслуживать. Но если решились на такую покупку, лучше особо не тянуть. Ведь условия меняются быстро: сколько еще будут действовать текущие правила ввоза импорта и какими будут цены подержанных автомобилей из Китая, пока что вопрос открытый.

Конфликт импортёров и производителей

Это чисто китайская «фишка» — вести бизнес, из-за которого возникает конфликт интересов между несколькими импортёрами. Например, у пресловутого JAC Motors я насчитал фактически уже 5 (!) импортёров, которые пытаются развернуться на оперативных просторах нашей страны.

Во-первых, это сама «дочка» производителя — ООО «Джак Автомобиль». Во-вторых, казахстанский автосборочный завод «СарыаркаАвтоПром», что находится в Костанае и поставляет «Джаки» в РФ с 2015 года. В-третьих, это «Соллерс», который в 2022-м начал сборку комтранса JAC под собственным брендом в Елабуге. Наконец, белорусский МАЗ, который также представляет у нас коммерческие JAC, но под своим брендом. Ну, и конечно New Moskvitch, под шильдиком которого сами понимаете какой бренд находится.

Не исключено, что подобную стратегию захода на рынок через разных импортёров будут тестировать и другие китайские бренды. Однако лично я консервативно придерживаюсь политики «одного окна», ибо не уверен в правильности мультиканального подхода.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Ранее в этом блоге

Первые иностранные автомобили на улицах Шанхая. Нанкин-роуд, 1918 год

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий