Разница в ценах на автомобили между Россией и Казахстаном объясняется текущей геополитической ситуацией и условиями работы на рынках. Об этом заявили в центральном офисе Chery.
Тема ценообразования в соседних странах была поднята в ходе онлайн-конференции штаб-квартиры Chery с казахстанскими медиа. Разговор организовал дистрибьютор бренда в Казахстане, который входит в состав компании «Астана Моторс».
— Это разные страны, и есть разное законодательное регулирование, тарифы, и это также приводит к разнице в представленности других производителей на рынке, — сказал директор по маркетингу Chery International Сюань Чжоу, имея в виду, скорее всего, конкурентные условия
Он отметил, что «Chery является одним из глобальных игроков на рынке автопроизводителей». По его словам, компания нацелена на клиентов на каждом из местных рынков.
— И, конечно же, я думаю, вы понимаете сегодняшнюю ситуацию в России, разницу между рынками, состояние российского рубля. И вот это и приводит к различиям, — заключил топ-менеджер
Напомним, стоимость одних и тех же моделей Chery в РК и РФ в данный момент существенно различается. Разница в ценах на автомобили между Россией и Казахстаном может превышать сейчас 1 млн рублей. Из-за этого предназначенные для Казахстана машины массово скупают перекупщики, отправляющие их в Россию. Официальные дилеры в Казахстане жалуются на нехватку автовозов, которые заняты предприимчивыми гражданами. Очевидно, страдают и обычные казахстанские автолюбители, которые сталкиваются с дефицитом предложения в салонах.
Онлайн-конференция штаб-квартиры Chery с казахстанскими медиа
Ранее «Китайские автомобили» рассказали, какие машины можно привезти из Китая в Россию и как это сделать.
Бренд Chery одним из первых среди китайских автопроизводителей вышел на российский рынок во второй половине 2000-х, но особенно успешными для него выдались последние годы. Он достаточно оперативно обновляет модельный ряд, с которым одними из первых знакомятся российские клиенты.
С началом дефицита новых машин Chery удалось справиться с логистическими проблемами и заметно расширить долю рынка в нашей стране. Оставаясь одним из немногих брендов, готовых обеспечить стабильные поставки новых автомобилей и запчастей в Россию, он рассчитывает наращивать объемы.
– Какова ситуация с поставками новых автомобилей Chery в Россию?
– Поставки идут стабильно. По понятным причинам логистические цепочки перестраивались, и на это ушло некоторое время. Но теперь мы понимаем каналы, их стоимость и не видим глобальных проблем для того, чтобы привезти тот объем, который нам нужен в перспективе как минимум до осени. Уже с осени мы ожидаем, что эти каналы понадобится расширять, и логисты к этому уже начали готовиться проактивно.
– По каким маршрутам осуществляются поставки?
– Маршруты разные – железнодорожные и морские. Мы максимально их диверсифицируем, чтобы, если увидим изменение стоимости в одном канале, могли переключиться на другой. Рассматриваем все возможные пути из Китая в Россию.
– Сейчас железнодорожные маршруты из Китая достаточно загруженные, насколько хватает этого канала?
– Там все развивается и меняется динамично. Например, освободились мощности в связи с сокращением транзита в Европу, и мы этим воспользовались.
– Насколько Вы удовлетворены текущими объемами продаж новых автомобилей Chery?
– Рынок в этом году упал в пять раз относительно планового показателя на начало года, поэтому, естественно, продаем в разы меньше, чем рассчитывали. В июне, видимо, объемы, как и весной, будут на уровне 25-35 тысяч машин, а дальше пойдет вымывание стоков брендов, уходящих с рынка. И мы ожидаем, что продажи наших автомобилей будут расти.
– Какие дилеры, как правило, интересуются франшизой Chery сейчас?
Начало года — это подходящее время для того, чтобы освободить в своей жизни место для чего-то нового и при этом сделать по-настоящему важное и доброе дело. В рамках социальной инициативы автомобильная компания Chery установила для благотворительного фонда «Лавка радостей» 12 специальных ящиков по всей Москве, в которые можно отнести ненужную одежду и тем самым помочь другим людям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Специальная акция продлится до 15 февраля.
Начиная с 2012 года фонд «Лавка радостей» работал как благотворительный магазин, который транслировал идеи разумного потребления и социальной помощи. А теперь уже более трех лет функционирует как целая структура, собирая, сортируя и направляя вещи тем, кто нуждается в поддержке. Компания Chery в рамках совместной кампании поставила перед собой несколько задач: расширить географию проекта — произвести и установить ящики для сбора вещей в новых местах в городе, а также привлечь внимание к этой теме и широко рассказать о деятельности фонда, чтобы вовлечь в инициативу как можно больше людей. Так, на сайте проекта организаторы приглашают пользователей социальных сетей стать амбассадорами кампании. Принять участие может любой человек, неравнодушный к проблемам общества, и своими силами повлиять на результат проекта и сделать этот мир немного лучше.
Илья Алимов, директор по маркетингу марки Chery в России: «Каждый год мы освобождаем личное пространство для чего-то нового и нужного, но не все задумываются, что ненужное для кого-то может стать нужным и важным. Мы своей инициативой хотим обратить внимание, с одной стороны, на разумное потребление, а с другой стороны, не столько дать вещи второй шанс, сколько дать людям возможность быть немного счастливее».
Полина Артемьева, специалист по медиакоммуникациям благотворительного фонда «Лавка радостей»: «Нам очень важно видеть, что крупные компании присоединяются к нашему общему делу — помощи нуждающимся и поддержке экологии. Наш совместный проект “Дай добро” — устойчивый шаг в сторону создания структуры доступной благотворительности. В прекрасном завтра большая часть наших бытовых действий будет напрямую или косвенно помогать людям!»
АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС»
Какие модели Chery мы увидим в текущем и в следующем году? Каковы планы по локализации новых автомобилей? Как работает схема онлайн-продаж, и как в Chery работают над улучшением качества продукции и репутации бренда? Обо всем этом рассказывает Антон Ганжа, директор по продажам «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС».
К.: Выход каких моделей запланирован на 2017 год?
А.Г.: В этом году мы уже запустили все три модели, которые были запланированы: это Tiggo 5, который вышел чуть раньше начала года, в декабре, затем Tiggo 3 в феврале и Tiggo 2 в конце апреля. В этом году премьер больше не ожидается – однако в следующем году мы планируем вывод как минимум двух моделей – Tiggo 5 и Tiggo 7. Также мы рассматриваем возможность запуска ещё одной модели – это седан, но по нему вопрос пока не решен.
К.: А о машине какого класса идет речь?
А.Г.: В Китае у Chery есть линейка седанов под названием Arrizo, в которую входит три автомобиля — Arrizo 3, Arrizo 5 и Arrizo 7, и на данном этапе мы решаем, какой из них стоит выводить на российский рынок: все будет зависеть от состояния экономики, возможности локальной сборки и от рынка. Однако мы будем стараться, чтобы это был наиболее доступный сегмент.
К примеру, Arrizo 5 – это седан С-класса, а такой автомобиль в России – это очень сложная позиция. Причина в том, что В-сегмент в последние годы «убил» С-сегмент, во многом потому, что он высоко локализован. Основные игроки В-сегмента, которых все знают, имеют здесь заводы и производят 50-100 тысяч машин в год, и это значит, что они могут давать нужную рынку цену. Вдобавок сами машины увеличились в размерах – поэтому С-сегмент частично отмирает, и привозить в этих условиях машину С-класса, которая будет дороже В-класса именитых брендов, пока рановато. Именно поэтому мы рассматриваем вариант бюджетного седана, который сможет в какой-то степени конкурировать с объемообразующими брендами – во многом и за счет флит-продаж. Ведь сейчас флит-продажи – это растущий рынок, особенно в крупных городах, и у крупных брендов он занимает до 30% объема.
К.: Есть ли какие-то цифры – например, количество гарантийных обращений – которыми можно объективно иллюстрировать, как качество автомобилей Чери выросло за последние годы?
Отмечу еще один факт: специально для журналистов мы держим в пресс-парке автомобили с пробегами по 60-100 тысяч километров, причем это именно тестовые машины, эксплуатировавшиеся в более агрессивных условиях. Каждый может взять такой автомобиль и получить собственные впечатления о том, что происходит с ним за 3-5 лет эксплуатации и 100 тысяч пробега. Более того, мы планируем сделать такие автомобили доступными и для потребительских тестов, чтобы таким наглядным методом разрушать стереотипы по поводу качества.
К.: Сколько новых дилерских центров откроется в этом году, и где они будут расположены?
Сейчас структура наших продаж такова, что у нас высокая доля в небольших городах и низкая доля в крупных, так что с новыми автомобилями линейки Tiggo мы можем нарастить продажи именно в крупных городах.
К.: Каковы планы продаж на этот год?
А.Г.: В целом ситуация на рынке не настолько стабильна, поэтому я не хотел бы говорить о каких-то точных цифрах: многое будет зависеть от того, что будет с рынком. Но одно могу сказать точно: динамика продаж по отношению к прошлому году у нас будет нарастать от месяца к месяцу. Мы начали год с 200 машин в январе, в мае мы продали 520 машин, в июне – 605, это +36% к результату прошлого года – и динамика эта будет нарастать. Мы надеемся, что к сентябрю эта динамика составит +100% к результату аналогичного периода прошлого года даже с учетом того, что наша продуктовая линейка сузилась до трех машин. В прошлом году моделей было больше, мы их распродавали, и даже с учетом этого рассчитываем на рост в нынешнем году. Многое здесь упирается в количество дилеров, но над этим, как уже было сказано ранее, мы работаем.
Что же касается распределения продаж по моделям – то изначально мы планировали, что 3 составит 50% общих продаж, а «пятерка» с «двойкой» ( 5 и 2 – прим. ред.) – по 25%. Однако сейчас мы видим, что «двойку» и «пятерку» рынок принял лучше, чем ожидалось: люди готовы платить на новый дизайн, за новизну в целом, поэтому сейчас мы пересматриваем планы по Tiggo 2 и Tiggo 5 в сторону увеличения. По Tiggo 3 постараемся выдержать те цифры, что были запланированы. Поэтому текущий расклад – примерно по трети продаж на каждую модель.
К.: Будет ли 2 локализован на заводе в Черкесске?
А.Г.: Планы по производству локализованных моделей на этот год – это уже выпускающиеся Tiggo 3 и Tiggo 5. Обсуждения по производству на следующий год, в частности, Tiggo 2 – в процессе.
К.: Как обстоят дела с онлайн-продажами Чери? Оправдал ли себя сервис? Каковы объемы и процентная доля онлайн-продаж в общей массе?
А.Г.: Мы объявили о старте программы еще в декабре, но до апреля мы отлаживали схему работы, поэтому говорить о каких-то больших продажах мы не можем. Сейчас результат такой: в июне мы вышли на 10 машин в месяц, а до конца года планируем довести эту цифру до 30 машин.
К.: А как дилеры относятся к онлайн-продажам? Получают ли они с них какую-то выгоду, и не противятся ли этому в целом?
А.Г.: Нет, не противятся. Да, за эти продажи они получают сниженную маржу, но это обоснованно: ведь в этом случае создала механизм, инвестировала в маркетинг, нашла клиента и машину для этого клиента, а дилеру лишь остается встретить клиента и выдать ему автомобиль. Разумеется, за такую операцию мы платим дилеру меньше, чем за стандартную продажу, когда он прикладывал усилия к поиску клиента, выкупу машины и прочему.
К.: Продвинулся ли за последние полгода процесс строительства своего завода?
Дистрибьютор автомобилей CHERY в России предлагает присоединиться к проекту «Стань волшебником вместе с CHERY», исполнив новогодние мечты подопечных фонда «Подарок Ангелу».
Новый год – это время волшебства, добра и чудес. Каждый ребёнок с трепетом ожидает свой заветный полезный подарок. Но исключительно важна вера в чудо для детей с особенностью развития – например, с ДЦП или поражением ЦНС. Для них это не просто подарок – это придание сил и уверенности, что у них всё обязательно получится. Сегодня у каждого из нас появилась возможность одновременно укрепить у ребёнка веру в чудо, исполнить его новогоднюю мечту и сделать подарок, который будет для него полезным.
У фонда «Подарок Ангелу» сотни подопечных, для которых был подобран ассортимент полезных игрушек, которые учитывают их физическое состояние и необходимые потребности для развития: игровой набор «Боулинг», интерактивный стол для рисования, творческий набор «Эбру», «Бизидом», набор LEGO Duplo, шведская стенка и ряд других.
«Наш коллектив разделяет философию бренда CHERY — мы делаем мир лучше, что подтверждаем не только словом, но и делом – каждый из наших проектов направлен на привлечение внимания к тем или иным социальным проблемам. Именно поэтому мы приглашаем наших друзей, партнеров, существующих, а также потенциальных клиентов – всех, кто разделяет наши ценности – стать новогодними волшебниками и подарить детям немножко счастья».
Сделать это может каждый из вас уже сейчас – нужно всего лишь перейти по ссылке.
Каждый участник новогодней инициативы автомобильной компании CHERY и фонда «Подарок Ангелу», сделавший пожертвование, получит персональный отчет. А в феврале мы подведем итоги и поделимся результатами: расскажем, сколько средств было собрано, сколько игрушек было куплено и для каких детей мы сделали Новый год по-настоящему добрым и радостным.
По итогам прошлого года марка Chery оказалась в лидерах по продажам среди китайских брендов. В этом году в Chery намерены повторить успех, а суббренд Exeed продолжает набирать обороты. Но цены на автомобили в России продолжают оставаться заметно более высокими, чем в Китае – с чем это связано и может ли измениться? Получит ли Россия новые полноприводные модели, которые здесь востребованы гораздо больше, чем в Китае? И каким будет позиционирование нового суббренда Omoda, который готовится к выходу на наш рынок? На эти вопросы ответил Владимир Шмаков, директор АО «Чери Автомобили Рус».
Kolesa.ru: Популярность в российской автомобильной среде, которую завоевали марки Chery и Exeed, объективно подтверждается результатами конкурса «Автомобиль года -2022». Но восприятие марки и отношение к ней – это одно, а вот продажи в количественном исчислении – это несколько другое. И, как нам кажется, главное, что мешает росту продаж и реализации сложившегося восприятия марки, это тот уровень цен, который существует на сегодня. Ведь получается, что цена в России примерно вдвое выше, чем в Китае. Для того, чтобы сложилась такая разница, одних таможенных пошлин недостаточно, нужно что-то еще. Как вы собираетесь справляться с этой ситуацией?
Владимир Шмаков: Вопрос ценообразования достаточно сложный. Ведь цены выросли не только у нас, они выросли на рынке в целом и не только в автомобильном сегменте. Важны не только курсовые разницы, также произошел существенный разрыв логистических цепочек. Некоторые направления вообще закрыты. Например, морские поставки, наиболее выгодные с экономической точки зрения, сейчас невозможны. Поставки из Китая по сухопутному маршруту осложняются тем, что маршрут этот загружен другими грузами и другими производителями, поэтому стоимость и логистики, и комплектующих, и самих автомобилей тоже растет. Поэтому мы, со своей стороны, везде, где это возможно, стараемся снизить наши затраты для того, чтобы понизить цены. Кроме того, у нас есть специальные программы, где среди прочего мы предлагаем потребителям специальные субсидированные ставки по кредиту на приобретение автомобилей и другие акции.
К: Тогда такой вопрос. В линейке имеются модели Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro, но вот выходит Tiggo 8 Pro Max, и он сразу «выстреливает», потому что Россия хочет полный привод. Мне кажется, что если бы появился Tiggo 4 с полным приводом, он даже в случае более высокой цены, чем у моноприводного Tiggo 4, «выстрелил» бы так, что мало бы никому не показалось. Ведь в этом сегменте на рынке образовался провал. Есть шанс, что мы увидим такой автомобиль?
ВШ: При выводе новых моделей, да и вообще при реализации автомобилей на рынке компания Chery очень внимательно относится к изучению рынка, мнению и потребностям покупателей, экспертной оценке специалистов: какое оснащение будет наиболее востребованным, какой дизайн наиболее привлекательным, какова разница между желанием приобрести полный привод и фактической возможностью, а также разница между желанием, возможностью и практической необходимостью. Поэтому я не исключаю, что в ближайшее время наши китайские партнеры, которые занимаются производством и оценкой моделей, которые необходимы на российском рынке, обратят внимание и на этот вопрос, и мы сможем увидеть на рынке полноприводную «четверку». Но давайте подождем.
К: Если не брать во внимание марку Exeed, которая изначально расположена в верхнем ценовом сегменте, то получается, что и автомобили марки Chery располагаются выше массового и доступного по цене сегмента. Насколько можно понять, новая марка Omoda тоже окажется на верхней границе среднего ценового сегмента, так называемом high middle. Есть ли идеи заполнить чем-то пустоту в сегменте ниже low middle?
ВШ: Для того, чтобы вывести на рынок модель в ещё более массовом сегменте, автомобиль придется делать достаточно простым. Но наша стратегия – дать покупателю максимальный комфорт, максимально удовлетворить его потребности и, может быть, дать даже немного больше.
Exeed TXL 2,0 Sport Edition
К: Тем не менее смотрите, какая получается картина: ушел Renault, а вместе с ним и Duster, который занимал очень существенную нишу. Непонятно, что будет с Hyundai Creta. Ведь распределение покупателей было таким: те, кто хотел чуть больше комфорта, обращались к Крете, а те, кому была нужна кондовая проходимость, деревня, рыбалка, охота, все-таки больше смотрели в сторону Дастера. И эта ниша освободилась.
ВШ: С другой стороны, среди лидеров по продажам были не только Lada и Renault, но были и Kia, и Volkswagen, и Toyota, и на такие автомобили тоже был массовый спрос. Они тоже были в лидерах, и мы хотим быть в лидерах на этом уровне.
К: А какой будет разница в подходах к реализации брендов Chery, Exeed и Omoda?
ВШ: Exeed мы позиционируем как премиальный бренд – то есть, бренд, который уже сейчас находится в этой нише и показывает высокие результаты. Доказательством является победа семиместного внедорожника Exeed VX в номинации «Новинка премиум-сегмента». Владельцы марки Exeed привыкли к определенному уровню комфорта – и в плане услуг по приобретению автомобиля, и в сервисной зоне, и к соответствующему отношению к клиенту как к пользователю автомобиля. И наш настрой таков, что мы должны полностью удовлетворять эту потребность. Позиционирование бренда Omoda лежит в плоскости высоких технологий и молодежной субкультуры. Соответственно, и процессы продажи, и вообще процессы отношений с клиентами будут более технологичными и оперативными. А марка Chery – это, можно сказать, старожил на российском рынке, и, естественно, мы будем придерживаться тех традиций, которые у нас уже сложились, и будем требовать и от дилеров, и от себя самих повышения качества обслуживания. Если быть более конкретным, то в стратегии развития марки Chery мы заложили два основных стратегических вектора – технологии и благотворительность. В связи с этим новые модели марки станут ещё более технологичными, чем сейчас, что позволит владельцам расширить сценарии использования автомобиля. Также компания планирует в самое ближайшее время взять на себя благотворительную роль, преследуя мотив в оказании посильной помощи социально уязвимым слоям населения с целью улучшения их качества жизни.
Chery Omoda 5 2021–н.в.
К: Компания Chery была партнером ралли-марафона «Шелковый путь», и автомобили Tiggo 8 Pro Max возили и организаторов, и прессу. Как вы оцениваете этот опыт?
ВШ: Стоит отметить, что эти машины прошли практически тот же самый путь, что и специально подготовленные автомобили участников, естественно, за исключением скоростных спецучастков. Но общий маршрут они прошли, так что вполне можно говорить, что мы подтвердили качество и надежность автомобилей Chery.
К: А вы планируете продолжать это сотрудничество?
ВШ: Давайте посмотрим, как будет развиваться ситуация, что будет происходить на рынке и вообще во всем, что связано с автомобилями, что будет требоваться для продвижения автомобилей и марок на рынке. Но если надо хоть сейчас повторить, то мы готовы.
К: Сегодня на рынке реально и достаточно массово присутствуют три китайских компании: Chery, Geely и Haval. Остальные марки давно, но медленно начинают его освоение. Кого вы считает наиболее серьезным соперником, с кем у вас наиболее острая конкуренция?
ВШ: Я бы не сказал, что у нас острая конкуренция. То есть, конкуренция, конечно, есть, как, например, и между немецкими компаниями, теми же BMW, Audi и Mercedes, и точно так же мы конкурируем и с Geely, и с Haval. Иногда мы видим, что они идут по нашему пути, я бы даже сказал, по следам. Но, если честно, мы их порой больше воспринимаем как братьев, нежели как конкурентов.
Chery Tiggo 8 Pro Max
Директор по маркетингу автомобильного бренда Omoda («Чери Автомобили Рус») Тамара Васильева — о новых предпочтениях российских потребителей.
Автомобильный рынок пережил не один кризис, достаточно вспомнить 2008, 2014 или 2020 годы, когда, например, продажи автомобилей серьезно упали во всем мире. По сравнению с периодом коронакризиса объем российского автомобильного рынка в 2022 году сократился примерно в два раза.
Автопром в России переживает период колоссальных перемен: одни игроки уже заявили об уходе и освобождают производственные мощности, другие поставили операционную деятельность на паузу.
Однако постепенное восстановление рынка может начаться уже в следующем году. Ключевые игроки рынка однозначно поменяются — на смену ушедшим брендам придут новые. Так, по итогам октября в России было продано более 12 тыс. китайских автомобилей — это 29,5% от общего объема проданных машин в 2022 году, по данным «Автостата».
Мы ожидаем дальнейшего роста на российском рынке доли китайских производителей.
Тем более что за последние несколько лет изменился как сам продукт, так и отношение к нему потребителя. Сейчас китайский автомобиль — это модно, технологично и доступно. Благодаря большому количеству опций, которые производители предлагают в той или иной модели автомобиля, самые последние технологические решения, которые были только в премиум-сегменте, становятся доступны широкой массе потребителей.
Цель нашего бренда — привлечь людей не только новым продуктом, но и своей философией. Наши потенциальные покупатели — это люди 25–45 лет, которые открыты всему новому.
Наши маркетинговые исследования показывают, что эта категория потребителей выбирает машину по нескольким критериям. Во-первых, это соответствие цены, качества, внешнего вида и технологичности — когда по цене менее 2 млн руб. клиент получает стильную машину с внутренним оснащением уровня премиум, например, с полным пакетом ассистентов ADAS.
Во-вторых, потребители ценят не только базовый комфорт, но и сообщество, которое стоит за брендом. Автомобиль в городе — не просто средство передвижения, это личное пространство каждого и при этом часть городского сообщества.
Автомобиль должен вдохновлять, и поэтому мы стремимся к кооперации с различными арт-проектами и фестивалями.
Особое внимание мы уделяем и формированию собственного сообщества, где люди смогут самообразовываться, развивать новые навыки и тестировать сервисы компании. Причем вся коммуникация с дилерскими центрами — запись на ТО, заказ тест-драйва или ведение гарантийной книги — будет осуществляться в цифровом пространстве.
Кроме того, все больше людей, в том числе в России, придерживаются экологических принципов потребления. 53% россиян так или иначе вовлечены в практику ответственного потребления, 20% из них, например, стремятся покупать продукцию компаний с бережным отношением к экологии и отказываются от товаров производителей, сильно загрязняющих окружающую среду, как следует из данных Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Современный автомобиль должен соответствовать урбанистическим и экологическим тенденциям. Поэтому брендам важно не только следовать трендам устойчивого развития, но и самим их создавать.
Omoda стремится быть трендсеттером в теме отказа от загрязнения окружающей среды. Например, наш фастбэк-кроссовер C5 соответствует экологическому классу «Евро-6». Помимо этого, компания планирует расширять продуктовые линейки автомобилями с электрической и гибридной силовой установкой. Недавно наш бренд стал также партнером проекта фонда «Сколково» по поддержке стартапов в области устойчивого развития и экологии GreenTech Startup Booster. Уверены, что мы действительно найдем решения, нацеленные на эффективное использование природных ресурсов.
В целом мы стремимся к наращиванию продаж автомобилей через интернет и планируем получить по меньшей мере две тысячи онлайн-заказов через наших дилеров.
Еще до старта продаж онлайн-заявки на автомобили бренда превысили тысячу штук. Такой интерес без физического автомобиля и возможности его протестировать означает, что наша философия зацепила потребителя.
Чем известен «Чери Автомобили Рус»
«Чери Автомобили Рус» — дистрибьюторская компания китайского автоконцерна Chery Automobile Co, основанного в 1997 году. В концерн входят шесть автозаводов и 11 сборочных производств по всему миру, собственная лаборатория НИОКР и тестирования. В России производитель продает бренды автомобилей Chery и Exeed. В октябре 2022 года компания представила первую модель — кроссовер C5 под новым брендом Omoda.
«Мы запустим в России новую дилерскую сеть»
Бренд Chery одним из первых среди китайских автопроизводителей вышел на российский рынок во второй половине 2000-х, но особенно успешными для него выдались последние годы. Он достаточно оперативно обновляет модельный ряд, с которым одними из первых знакомятся российские клиенты. С началом дефицита новых машин Chery удалось справиться с логистическими проблемами и заметно расширить долю рынка в нашей стране. Оставаясь одним из немногих брендов, готовых обеспечить стабильные поставки новых автомобилей и запчастей в Россию, он рассчитывает наращивать объемы. О планах на текущий год, выходе в другие сегменты рынка и запуске новой дилерской сети рассказывает директор по развитию бизнеса «Чери Автомобили Рус» Антон Ганжа
– Какова ситуация с поставками новых автомобилей Chery в Россию?
– Поставки идут стабильно. По понятным причинам логистические цепочки перестраивались, и на это ушло некоторое время. Но теперь мы понимаем каналы, их стоимость и не видим глобальных проблем для того, чтобы привезти тот объем, который нам нужен в перспективе как минимум до осени. Уже с осени мы ожидаем, что эти каналы понадобится расширять, и логисты к этому уже начали готовиться проактивно.
– Маршруты разные – железнодорожные и морские. Мы максимально их диверсифицируем, чтобы, если увидим изменение стоимости в одном канале, могли переключиться на другой. Рассматриваем все возможные пути из Китая в Россию.
– Сейчас железнодорожные маршруты из Китая достаточно загруженные, насколько хватает этого канала?
– Там все развивается и меняется динамично. Например, освободились мощности в связи с сокращением транзита в Европу, и мы этим воспользовались.
– Рынок в этом году упал в пять раз относительно планового показателя на начало года, поэтому, естественно, продаем в разы меньше, чем рассчитывали. В июне, видимо, объемы, как и весной, будут на уровне 25-35 тысяч машин, а дальше пойдет вымывание стоков брендов, уходящих с рынка. И мы ожидаем, что продажи наших автомобилей будут расти.
Какой объем новых машин сможете продать в текущем году?
– Сложно назвать точные цифры. Пока действуем по обстановке: видим спрос, его динамику, понимаем логистическую составляющую. Есть некоторые трудности с производством из-за новой вспышки заболеваемости коронавирусом в Китае; на мировом рынке по-прежнему не устранен дефицит микрочипов. Так что с учетом этих и других факторов на текущий момент мы спрос удовлетворяем.
– Насколько интересна Chery локализация производства в России, особенно когда автозаводы иностранных брендов могут прекратить работу?
– Конечно, компания ищет такую возможность, но не в том контексте, о котором вы говорите. Этот вопрос остается все еще актуальным для головного офиса. Все понимают возможности, которые открывает уход с производственных площадок иностранных брендов. Но в моменте все-таки нам легче привезти автомобиль, чем то или иное количество комплектующих «собрать» со всего мира. Мне как руководителю, отвечающему в том числе за продажи, более интересен импорт, который дает возможность гибко реагировать на спрос. Локальное производство, к сожалению, такой возможности не дает – оно привязывает отдел продаж к определенному количеству выпускаемых машин. Это, условно скажем так, частное мнение отдела продаж. В масштабах всего бизнеса локализация нужна, головной офис это понимает и в настоящее время ведет переговоры и работу над этим, в том числе с учетом изменившейся ситуации.
– Как начало «спецоперации», разрыв логистических цепочек и новая волна пандемии в Китае отразились на планах по выводу на российский рынок новинок Chery?
– Все в силе. Произошел разве что сдвиг на два месяца из-за постановки бизнеса на новые рельсы, но планы не изменились. Так, в июле мы запускаем Chery Tiggo 7 PRO MAX. В августе-сентябре выйдет Chery Tiggo 4 PRO. Более того, рассчитываем даже на большее количество новинок, чем планировали. Так, в следующем году надеемся получить седан. Думаем об электрокарах. Хотим занять те ниши, которые освободятся на рынке.
– То есть если раньше Chery был сфокусирован на SUV, то теперь, с уходом из России крупных игроков, будете занимать их место в других сегментах? – Не совсем так. Будем заходить в седаны, чего до нынешней весны не планировали. Это высококонкурентный и низкомаржинальный рынок, который требует больших объемов продаж. Прежде его удерживало всего несколько брендов с локальным производством. Импортным седаном с ними было тяжело конкурировать. Но сейчас этот сегмент частично высвобождается.
– Насколько в текущих условиях рынка перспективно развитие продаж электрокаров?
– Трудно сказать, тем более, сейчас их продажи «нулевые». Тем не менее мы верим в электрокары в определенном контексте. В первую очередь, они интересны в корпоративном сегменте, а уже потом – в рознице. Их нужно реже обслуживать, а в ряде регионов стоимость электроэнергии достаточно низкая, поэтому при определенной модели использования они могут быть значительно более выгодными, чем машины с бензиновым двигателем.
– В 2022 году цены на новые автомобили Chery, как и у других марок, существенно увеличились, как это сказалось на целевой аудитории?
– Целевая аудитория меняется стремительно. Люди, которые до февраля подумать не могли, что станут покупать китайский автомобиль, тем не менее это делают. Мотивы у всех разные: недоступность машин других брендов, в ряде случаев «заградительные» страховые тарифы, возросшие риски, связанные с обслуживанием автомобилей брендов, приостановивших поставки, а также
«До конца 2022 года планируем открыть либо заменить порядка 50 дилерских центров»
доступности запчастей. Люди просто не понимают, смогут ли они продать их, скажем, через год.
С «китайцами», напротив, все более или менее понятно. Мы продолжаем продавать и обслуживать наши автомобили, на некоторые из которых распространяется семилетняя гарантия производителя. И если раньше покупка китайской машины была в большей степени эмоциональным поступком – клиентов привлекали количество опций и дизайн, – а рациональным решением было приобрести машину российского, корейского, европейского или японского бренда, то сейчас ситуация прямо противоположная. Купить китайский автомобиль – это рациональный поступок, а выбор в пользу «традиционного» бренда – эмоциональный. Поэтому аудитория «смешивается», и мы видим среди наших клиентов тех людей, которых не встретили бы еще два-три месяца назад. Во внутренних отчетах мы наблюдаем, как нашим дилерам сдают в trade-in автомобили «большой немецкой тройки», «японцев», «корейцев», «французов». Заметная доля – из премиального сегмента.
– Помимо покупателей новых машин, китайскими брендами нынешней весной особенно заинтересовались дилеры. Насколько часто авторитейлеры обращаются к Вам за франшизой?
– Дилеры, которые смотрят на шаг вперед, начали интересоваться китайскими марками еще до всех событий нынешнего года. До февраля 2022-го мы значительно расширили свою сеть. Но сейчас идет «двойной» процесс. Да, мы продолжаем открывать новые салоны в регионах, где нас прежде не было – на Дальнем Востоке. Однако в большей степени изменения в сети касаются замены действующих партнеров.
В последние месяцы наша сеть, можно сказать, прошла стресс-тест. Мы увидели, насколько наши партнеры оказались готовыми к трудным временам с точки зрения накопленных финансов, бизнес-процессов, профессионализма команды, опоры на послепродажное обслуживание. В результате поняли, что в ряде регионов надо заменить дилеров. На официальном сайте Chery опубликован список таких городов, где планируем либо открыть второй автоцентр, либо заменить действующий. Активно принимаем заявки.
– Насколько увеличится сеть Chery в России до конца 2022 года?
– Мы планируем за этот год открыть либо заменить порядка 50 дилерских центров.
– Какие дилеры, как правило, интересуются франшизой Chery сейчас? – У нас шквал запросов от дилеров разного масштаба, работающих как в массовом, так и премиальном сегментах рынка. Меньше трех-пяти заявок на место нет ни в одном городе. В некоторых даже по 10-15 заявок.
– Соответственно, и требования к дилерам в таких условиях ужесточатся?
– Нет, мы не раздуваем стандарты. Возможно, было бы логичным открывать более красивые и более масштабные шоу-румы. Но впереди нас ждут непростые времена. Поэтому если возникают новые требования, то они четко обоснованы потребностями.
Так, если в шоу-руме должен быть представлен весь модельный ряд, то, соответственно, когда линейка расширится, потребуется больше пространства демонстрационного зала. Но при этом сильно раздувать шоу-румы, например их удваивать, мы не намерены. Все изменения будут выражаться в «проценте» дополнительной площади. Все происходит плавно. То же самое и с требованиями по количеству подъемников на сервисе. Парк Chery в России увеличивается, мы видим, как после роста продаж нас накрывает волна машинозаездов в дилерские центры, что требует дополнительных мощностей. Все изменения продиктованы исключительно логикой рынка.
– Как сильно, по сравнению с прошлыми годами, выросла стоимость входного билета в бизнес с Chery?
– Смотря о каких годах идет речь. Если брать период пандемии, сейчас она такая же. В допандемийные времена была ниже, потому что не было требований к мебели, внутренним элементам салона. Сейчас они есть, но абсолютно адекватные для комфортного пребывания клиента в шоу-руме, стандартные для всего автобизнеса. Внутреннюю отделку, например напольную плитку, до сих пор менять не просим, а это обычно самая затратная и долгая часть ребрендинга.
– Как с ростом цен и дефицитом новых автомобилей изменились размер и структура маржи дилера?
– Ничего не изменилось. Наоборот, мы увеличили дилеру маржу. Вариативную часть тоже немного добавили для небольшого объема – тем партнерам, кто продает относительно мало. Даже в самые дефицитные времена действовали поддержка по trade-in – сейчас она составляет до 400 тысяч рублей, – субсидированные программы автокредитования, чтобы дилеры могли зарабатывать чуть больше на автомобилях с пробегом и финансовых продуктах. Плюс, у нас действует авторассрочка от трех банков. Такие условия никто из автопроизводителей на российском рынке сейчас не дает.
– Каков размер максимальной маржи дилера в продажах новых автомобилей?
– Этот показатель постоянно меняется. По последним данным, со всеми премиями он доходит до 11-12% – на дорогие модели.
– Сколько составляет «железная» маржа?
– «Железная» маржа – минимум 5-8%. Есть еще постоянные компенсации, мотивации и бонусы. Если суммировать все, то получается довольно приличная сумма.
– В нынешнем году стал популярен тезис о том, что в ближайшем будущем, из-за возможного ухода из нашей страны крупных игроков, Китай сможет захватить российский рынок новых автомобилей. Как Вы оцениваете такую перспективу?
– Это не Китай захватит долю рынка, а рынок сдастся китайским брендам. Сейчас продажи новых автомобилей в России в месяц составляют 25-30 тысяч машин. Но долго так не может продолжаться. Чтобы обслуживать экономику, замещать выбытие парка, объемы должны быть минимум 50-70 тысяч автомобилей в месяц. Ожидаем восстановления до этого уровня к осени. Но происходить оно будет за счет только тех брендов, которые могут обеспечить доступность машин. У покупателей просто не останется выбора. Так, если вы хотите купить кроссовер с современными опциями, то, кроме «китайцев», у вас нет вариантов.
– По итогам 2022 года участники авторынка ожидают, что продажи новых машин составят менее миллиона единиц. На какой объем Вы рассчитываете?
– Самые оптимистичные прогнозы – 700-800 тысяч новых машин, а доступность мы не видим больше 400–500 тысяч. Поэтому есть зазор в 200 тысяч единиц, и пока непонятно, кто его займет. Либо кто-то действительно начнет поставки и закроет этот зазор, либо цены будут выше, чем должны быть, из-за превышения спроса над предложением.
– В то же время у покупателей есть возможность обратиться ко вторичному рынку. Насколько на нем востребованы автомобили Chery?
– Доля Chery до пандемии была 0,3%. Весь рост продаж китайских брендов в 2019-20 годах отразится на вторичном рынке не ранее 2025-27 годов, так как средний срок эксплуатации машины в России сейчас «улетает» за пять лет. Напоминаю, на некоторые модели у нас гарантия семь лет.
– Одной из главных проблем авторитейла стал дефицит запчастей, как с ним справляетесь?
– Сейчас перебоев в логистике нет, но никто не знает, что будет дальше. Поэтому мы увеличили запасы на складах в России в два раза. Делаем это не только для того, чтобы обеспечить запчастями розничных клиентов, но и потому что активно выходим во флит-сегмент, а там очень важен фактор склада. Мы намеренно идем на дополнительные издержки. Это дает клиентам уверенность в покупке автомобилей Chery и влияет на рост наших продаж.
– Насколько сейчас дилеры обеспечены запчастями?
– Каким может быть максимальный срок поставки дефицитной детали?
– Детали доставляем железнодорожными путями или самолетами. Если негабаритная, то это может быть две-три недели. Если габаритная – хотя такие тоже держим на складе, – то максимум контейнер идет из Китая 40-60 дней.
– В апреле начал работу первый в России онлайн-дилер Chery – компания «Деалон». Какова цель этого проекта?
– Идея – запустить процесс, в котором человек может купить машину, не выходя из дома. Для этого один из наших действующих дилеров организовал отдельную компанию. У нее своя квота, она оказывает все необходимые услуги от возможности провести тест-драйв до полной оплаты автомобиля онлайн и доставки его клиенту. При этом продавать машины он может только онлайн.
До конца июня мы обкатываем этот процесс с «Деалоном», а дальше откроем тендеры. Первыми будут Санкт-Петербург и Краснодар, где мы начнем создавать аналогичные структуры. Получить такое дилерство может любой действующий партнер Chery.
Чтоб стать онлайн-дилером, надо будет организовать отдельное юрлицо с собственными структурами, руководством, персоналом. Нужно будет иметь эвакуатор, выездную оценку по trade-in, возможность принимать деньги напрямую с карточки клиента. И, конечно, показывать хорошие результаты в классическом ритейле.
На первых порах в крупных городах будет действовать по одному онлайн-дилеру, пока не увидим, что доля этого канала в общем объеме выросла до 15-20%. Сейчас она колеблется на уровне 5-7%. Кроме того, такую структуру нужно еще содержать, и мы посчитали, что для этого в ряде мегаполисов авторитейлер должен за месяц продавать онлайн минимум 20 автомобилей. В самых крупных городах, из-за того что там ФОТ и все расходы больше, – порядка 35 машин.
– В такой модели продаж контакт клиента и дилера будет осуществляться через цифровые сервисы Chery?
– Нет, почему? У дилеров есть свои сайты, причем доля собственного трафика у них составляет примерно половину. Хотя онлайн-дилер тратит на маркетинг в разы больше, чем классический ритейлер. Таковы реалии этого канала.
– Я правильно понимаю, что фактически онлайн-дилер Chery будет просто выдавать машину клиента и получать фиксированную маржу от продажи?
– Да. Онлайн-дилер не столь гибок, как офлайн-ритейлер. Но тот может как заработать на дополнительных продажах, так и терять прибыль в зависимости от условий рынка. Онлайн-дилер всегда будет играть в одну цену, обозначенную импортером.
– То есть получаются те самые прямые продажи от автопроизводителя, которых опасаются некоторые дилеры.
– Пока что предпосылок к тому, что онлайн-продажи станут реальной альтернативой традиционному дилерскому каналу, мы не видим, как минимум в ближайшие пять лет. Прямые продажи не заменят 100 дилерских центров и двух тысяч человек, работающих в них. Все это – связи на уровне региона, отдельный маркетинг, сотрудники, которые работают на бренд.
– Зачем дилеру создавать цифровой шоу-рум Chery, если он уже выступает партнером марки?
– Потому что в крупном городе работает сразу несколько официальных представителей Chery, но с возможностью онлайн-продаж – один. Это будет эксклюзивный канал, который обеспечит дополнительный объем. Плюс, такой дилер развивает и осваивает новые сервисы, и в будущем, если доля онлайн-продаж в целом на рынке резко возрастет, компания получит большое преимущество, поскольку уже будет обладать налаженным процессом.
– Одним из последствий падения продаж новых автомобилей для отрасли стало сокращение персонала. Насколько дилеры Chery смогут сохранить имеющийся штат с текущими объемами сбыта?
«Поддержкой в сохранении персонала дилерских сетей в России с нашей стороны станет то, что мы решили запустить еще один бренд»
– Смогут сохранить все 100%. «Дно» текущей истории пройдено, дальше для нас хуже ситуация уже не будет – будем только расти. Мы даже считаем, что в некоторых регионах надо расширить штат. Кроме того, некой поддержкой в сохранении персонала дилерских сетей в России с нашей стороны станет то, что мы решили запустить еще один бренд.
– То есть у «Чери автомобили Рус» появится третья марка?
– Да, она займет место в текущей линейке брендов, будет идти немного в сторону от Chery в направлении инноваций и молодежной аудитории. Ее задача – зацепить новых клиентов, отличающихся от владельцев автомобилей Chery, и, конечно, увеличить продажи за счет создания в России новой дилерской сети.
Сейчас мы видим, как ряд брендов уходит из нашей страны на пике своего развития, оставляя после себя обновленные автоцентры с идеально выстроенными бизнес-процессами, обученным персоналом и акционерами, сумевшими за последние два года хорошо заработать. Наше партнерство с ними может стать взаимовыгодным. Мы построим новую сеть, направленную на новую аудиторию, в том числе за счет сервисной базы ушедших брендов, и, таким образом, поможем сохранить рабочие места, обученных и успешных сотрудников, дадим возможность выжить как бизнесу, так и людям, работающим на него.
Самое главное, чтобы сейчас собственники дилерских центров ушедших или приостановивших работу брендов сохранили персонал и активность, пока мы разворачиваем плацдарм для нового бренда.
– Каким будет название нового бренда и в каком ценовом сегменте он будет выступать?
– Название мы объявим позже. Действовать он будет в параллельном с Chery ценовом сегменте. Это полноценный бренд с полноценной линейкой. Причем первой моделью будет кроссовер Omoda 5. Если все текущие автомобили марки Chery представляют поколение 2.0, то этот кроссовер создан в новой архитектуре и относится к поколению 3.0.
– Новая марка будет запущена уже в текущем году?
– Да, в текущем году планируем уже запустить новую дилерскую сеть, уже активно начали переговоры и формирование стандартов. До конца лета 2023 года согласовали с головным офисом в рамках этого бренда гарантированно три новые модели.
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю»
№6 за 2022 год.