В Китае за семь месяцев 2021 года продажи автомобилей выросли на 19,3%
МОСКВА, 12 авг — Проект «Россия-Китай: Главное». За семь месяцев 2021 года продажи автомобилей в Китае выросли на 19,3% в годовом исчислении до 14,76 миллиона, — свидетельствуют данные Ассоциации автопроизводителей Китая.Согласно данным, в январе-июле текущего года продажи пассажирских автомобилей увеличились на 21,2% в годовом выражении и достигли 11,56 миллиона авто.Только в июле этого года было продано 1,86 миллиона автомобилей, что на 11,9% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
экономика, китай, авто
Россия-Китай: Главное, Экономика, Китай, Авто
CarIndustryAnalysis опубликовало список самых продаваемых машин в Китае за 2021 год. И здесь есть много интересного. Абсолютным лидером рейтинга стали Toyota Corolla/Levin с результатом 546 012 проданных авто. Это на 13% меньше, чем годом ранее. Отметим, что эти автомобили выпускаются на разных совместных предприятиях. Corolla сходит с конвейера FAW-Toyota, а Levin выпускают на GAC-Toyota.
Если говорить о характеристиках и технической начинке, то они полностью идентичны, есть лишь небольшие различия по дизайну. Вторая строчка достается седану Nissan Sylphy, который выбрали 515 528 жителей Поднебесной (-7%).
А дополняет тройку лидеров Volkswagen Lavida. Правда уже с приличным отставанием (429 432 шт., -4%). Самым популярным кроссовером стал японский Honda Breeze. Российским покупателям он известен как CR-V. В 2021 году его купили 400 538 раз, а это почти столько же, как и годом ранее.
Самым популярным китайским автомобилем стал крошечный электрокар Wuling Hongguang Mini, который в общем рейтинге только пятый. Его выбрали 390 099 раз, но что более важно – это рост продаж на 238%.
Главным преимуществом можно назвать невысокую цену (в переводе на рубли это 340 тыс.). Следующая позиция достается еще одному представителю китайского автопрома – это Haval H6. Эта модель стала популярна после смены поколения в 2020 году. По итогам прошлого года в Китае Haval H6 купили 360 074 раза (+5%).
Седьмая и восьмая строчка также за кроссоверами. Honda Vezel, которая на глобальном рынке известна ка HR-V, разошлась тиражом в 358 853 экземпляра (+13%), а Toyota Wildlander (RAV4) купили 350 644 раза (+24%). Дополняют ТОП-10 два седана – Buick Exelle GT и Volkswagen Bora. Их выбрали 271 971 и 265 884 раз соответственно. Обе модели показали отрицательную динамику продаж – «минус» 12% и 20%. Исходя из полученных данных, можно сделать два вывода. Во-первых, жители Китая продолжают отдавать предпочтение зарубежным авто. Во-вторых, седаны здесь пока явно популярнее кроссоверов.
Ранее наш портал рассказывал, какие машины китайских брендов стали самыми популярными в России в январе 2022 года. Лидером стал Hval Jolion, который продается в РФ менее года.
Топ-10 самых популярных моделей
Подоспели данные по российским продажам китайских автомобилей в декабре прошлого года и за весь 2021 год. Победителем декабрьского чарта и лидером по итогам всего года стал компактный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. При этом рост продаж китайских автомобилей в России в 2021 году превысил 100%
Chery Tiggo 7 Pro сражался за лидерство с Chery Tiggo 4, но в последнем месяце больше россиян предпочли старшую модель, хотя разница в продажах оказался очень небольшой. Продажи по итогам года составили 14 112 и 14 034 автомобилей соответственно. Примечательно, что в целом в 2021 году Chery уступила лидерство по объёму продаж компании Haval, однако именно два кроссовера Chery оказались самыми продаваемыми.
Третье место по итогам года занял кроссовер Haval F7 с результатом 12 386 машин. Четвёртое место занял Geely Coolray, продажи которого составили 11 101 автомобиль. Замыкает пятёрку лидеров Haval F7, эту модель предпочли 10 336 россиян.
Haval Jolion, который вышел весной, за неполные восемь месяцев приобрели 9877 человек в России, что позволило автомобилю занять шестое место и опередить Geely Atlas. Последний носил титул «самый популярный китайский автомобиль в России» в 2019 и 2020 годах.
Haval Jolion в декабре также обновил месячный рекорд для китайских автомобилей. Теперь это 2 636 машин. Восьмое место занял Chery Tiggo 8 Pro, следом идут Exeed TXL и Haval H9.
14 января 2022 в 19:59
Китайский автомобильный рынок в 2021 году продолжил свое восстановление, но смог показать положительные результаты только в 1 квартале, а самое резкое падение зафиксировано в 3 квартале.
Напомним, что рост китайского рынка замедлился с 2016 года, достигнув 30% мировых продаж. Очевидно, что будущее его развитие в большей степени зависит от реальных решений двух основных проблем, возникших в результате бума на рынке в последнее десятилетие — от загрязнения окружающей среды и пробок на дорогах.
Китайское правительство переключило свое внимание с общего объёма продаж на ассортимент двигателей и постепенно создает стимулы для небольших автомобилей с низким уровнем выбросов, поддерживая инвестиции в автомобили на альтернативном топливе (AFV), в основном электрические. Для этого в январе 2017 года были повышены пошлины для автомобилей объёмом двигателя более 1,6 литра (с 5% до 7,5%). В течение 2017 года объём авторынка составил 28,2 млн экземпляров, что на 0,9% больше, чем в предыдущем году.
В 2018 году продажи новых легковых автомобилей стали постепенно снижаться, в связи с замедлением внутреннего потребительского спроса. Рынок прервал положительную тенденцию последних лет, упав впервые с 90-х годов и закрыв 2018 год с показателем в 27,5 млн автомобилей (-3,7%). В 2019 году объемы еще больше снизились, до 25,7 млн (-6,5% по сравнению с 2018 годом).
В 2020 году продажи снова упали — теперь из-за пандемии COVID-19. В стране реализовано 24 730 045 единиц, что на 4,1% меньше, чем в 2019 году.
2021 год начался для китайского рынка с позитивной динамики, но в основном — из-за крайне низкого уровня продаж в 1 квартале 2020 года. За первые три месяца 2021 года было реализовано 6,03 млн автомобилей (+61,7%). Во 2 квартале объём продаж фактически остался на уровне показателя 2020 года — 6,12 млн (-1,3%). В 3 квартале реализация машин снова снизилась, теперь уже до 5,82 млн единиц (-14,2%). 4-й квартал тоже ушел «в минус», несмотря на то, что было продано 7,69 млн (-5,5%).
Всего в 2021 году в стране было реализовано 25,65 млн автомобилей, что на 3,2% больше, чем в 2020 году.
ДИНАМИКА КВАРТАЛЬНЫХ ПРОДАЖ В 2021 ГОДУ
В 2021 году лидер марочного рейтинга — Volkswagen (-17,6%), он потерял 2% доли рынка и показал худшие результаты в десятке лидеров. За ним следует Toyota (+4,5%), которая увеличила свою долю на рынке (+0,2%). Доля Wuling выросла на 1,5%, а продажи увеличились на 34,3%, и это лучший результат в десятке лидеров. Honda опустилась на 4-е место, ее продажи снизились на 6,7%. Замыкает ТОП-5 китайский Changan (+10,1%).
Geely заняла шестое место (-7,6%). За нею следуют Nissan (-12,5%), опустившийся на 3 позиции в рейтинговой таблице, и Buick (-10,5%). Замыкают десятку лидеров BMW (+2 позиции в рейтинге; +6,7%, и Mercedes (-1 позиция; -3,4%).
Самым продаваемым автомобилем в Китае по итогам 2021 года стал Nissan Sylphy (-7,8%), проданный в количестве 500 150 экземпляров. В тройку лидеров вошли также Wuling Mini Truck (-1,5%; 494 412 шт.) и Wuling Hongguang Mini EV (+257,6%; 426 484 шт.).
Китайская ассоциации автопроизводителей (СААМ) опубликовала данные о продажах пассажирских автомобилей в Китае в июле 2022 года. Всего продано 1.824.871 автомобиль. Это на 18.9% больше, чем в июле прошлого года.
Продажи кроссоверов и внедорожников составили 841.114 штук. Это на 16.9% больше, чем в прошлом году. В сегменте седанов и хетчбеков продано 882.716 автомобилей. Это на 25.9% больше, чем в июле прошлого года. В сегменте MPV продано 101.041 автомобиль, минус 12.1%.
Самым популярным кроссовером в Китае стал BYD Song Plus DM-i (продано 32266 штук), на втором месте Haval H6 (24374 автомобиля), на третьем Honda CR-V (21743).
Среди седанов и хетчбеков на первом месте Nissan Sylphy (продано 39065 штук), на втором месте Wuling MINI EV (37128 автомобилей), на третьем Volkswagen Lavida (30257).
В сегменте MPV лидером стал Wuling Hongguang (продано 13799 штук), на втором месте Buick GL8 (10138 автомобилей), на третьем Wuling Hongguang V (7576).
Лидером среди китайских производителей на внутреннем рынке стала марка BYD с результатом 158957 автомобилей, на втором месте Changan (93985 автомобилей), на 3-ем Wuling (80014), затем Geely (67544), GAC (53106), Haval (52147), Chery (49492), Hongqi (23320).
Новинки месяца
Вступайте в нашу группу ВКонтакте:
Самые продаваемые китайские автомобили в Китае
(8 топ-марок по годам за все время)
Статистика продаж китайских автомобилей в России утверждает: это единственный сегмент в 2022 году, в котором продажи не сократились, а выросли. Объем реализации машин из Поднебесной, по нашим расчетам, составил 119 510 единиц – и это новый рекорд отечественного рынка.
Наш сайт добросовестно фиксирует результаты китайских брендов уже несколько лет подряд, но никогда еще составлять итоговый материал нам не было так сложно, как на этот раз. И дело не в том, что «китайцев» стали покупать чаще. Прежде мы по умолчанию ориентировались на данные Ассоциации европейского бизнеса, считая их официальными. Однако в 2022 году даже месячные рейтинги стали вызывать все больше вопросов. Часть марок стала показывать только квартальные результаты. А у другой солидный объем продаж начали формировать «серые» дилеры. В этих условиях статистика продаж китайских автомобилей от АЕБ потеряла объективность, к которой и прежде было немало вопросов.
В общем, на этот раз мы решили составить итоговую таблицу на основании данных от компании «Автостат Инфо». Которая, в свою очередь, ориентируется на сведения о регистрациях машин в органах ГИБДД. В ней довольно много странностей для тех, кто привык следить за ситуацией по сводкам АЕБ. Например, отсутствуют продажи у марки Lifan, зато есть некие Chery Exeed (и не факт, что CheryExeed TXL). Тем не менее именно эта статистика – сейчас самая прозрачная.
В нашей таблице мы расставили все модели в порядке убывания продаж. Ну а выводы предлагаем делать уже читателям. Подскажем лишь самый очевидный – второй год подряд самым популярным китайским автомобилем в РФ стал кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Он сумел обойти Haval Jolion, который поначалу казался безоговорочным фаворитом. А Geely Coolray наконец вошел в тройку.
Ну и важно, что с учетом пикапов и LCV доля новых китайских автомобилей в России составила 16,8%. А значит в 2023 году нас ждут новые рекорды в этом сегменте.
Статистика продаж новых автомобилей в феврале показала, что авторынок России и до резкого взлета курса доллара находился на спаде. Единственный сегмент, который показывает стабильный рост, — машины китайских брендов. Подводим главные итоги последнего месяца зимы.
Февральский бюллетень от Ассоциации европейского бизнеса, в котором приводится свежая статистика продаж новых автомобилей, может стать последним. Некоторые участники рынка и сейчас сомневались, что смогут получат данные АЕБ, учитывая приостановку работы в РФ многих западных автокомпаний. Однако пока рассылка пришла – причем с данными ото всех брендов, кто обычно ее и подавал, но без традиционного комментария председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля.
— Февраль ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей на 4,8%, или на 5 732 штуки по сравнению с февралем 2021 года, продажи составили 114 349 автомобилей
Это единственная информация от АЕБ, кроме сухих таблиц.
Китайские компании сообща прибавили 959 продаж относительно января. Немного. Но в целом доля автопроизводителей из КНР за январь выросла на 4 процентных пункта, а за январь-февраль с 5% до 9,7%. Это данные без продаж Mercedes-Benz и BMW, которые подают сведения в АЕБ поквартально. Но их результаты не учитывались и в начале 2021 года, поэтому сравнение абсолютно справедливое.
В сравнении с январем сильнее всех прибавил в продажах Haval – 400 машин ровно. Geely реализовала на 325 авто больше. В плюс также вышли Chery, Exeed, FAW и DFM. А вот у Changan, GAC и GWM динамика отрицательная. Бренд Exeed установил собственный рекорд продаж в России, впервые преодолев планку в 1 000 машин. А вот марка Brilliance впервые с апреля 2014 года осталась с нулем. Впрочем, к этому все и шло.
Самым популярным китайским автомобилем вновь стал Haval Jolion. Причем февральский итог для этой модели оказался выше январского – 1 557 машин. Это 16-е место в общероссийском зачете и 7-е среди SUV.
Падение автомобильных продаж затронуло не только российский рынок, но и практически все мировые страны — дефицит электронных компонентов и приостановка производств будут влиять на глобальную картину еще не один месяц. Даже в Китае апрель 2022 ознаменовался просадкой на 47,6% — продажи составили всего 965 000 автомобилей, хотя здесь вмешались еще и жесткие ограничения, связанные с очередной вспышкой коронавируса.
С начала 2022 года в Поднебесной было продано более 6,5 млн новых машин, и по сравнению с аналогичным периодом 2021 года падение составило приемлемые 4,2%. Всего же за минувший год в КНР нашли покупателей 26 млн автомобилей. И это лучший показатель на планете. Для сравнения, США показали результат лишь в 15 млн шт. Давайте же разберемся, что предпочитают китайцы в 2022 году: вашему вниманию топ-10 самых популярных моделей на рынке.
Wuling Hongguang Mini EV
Возглавляет рейтинг крошечный электромобильчик от неизвестной в России марки Wuling — это совместный бренд китайского концерна SAIC и американского GM. Только за апрель жители КНР купили 27 тыс. таких коробочек, а общий тираж с начала года составил уже 133 тыс. экземпляров!
Причина популярности проста: за базовый Hongguang просят всего $4500, то есть около 270 тыc. руб. по текущему курсу. При этом речь идет о крошечном, но все же полноценном автомобиле: 4 места, подушки безопасности, кондиционер и пр. В движение 2,9-метровый Wuling приводится 27-сильным электромоторчиком, а запас хода на одной зарядке составляет вполне достаточные 120 км.
Nissan Sylphy
Главный конкурент «Вулиня» — вполне традиционный седан Nissan Sylphy. Кстати, его предок нам отчасти знаком: будучи переведенным на «логановскую» платформу B0, он долгое время продавался в России как Nissan Almera. Грандиозного успеха из этого не вышло, зато в Китае модель является суперхитом — 25 тыс. экземпляров за апрель и почти 150 тыс. с начала 2022 года. То есть по суммарному объему Sylphy удерживает первое место в КНР.
Технически перед нами обычный седан гольф-класса чуть меньше, чем Skoda Octavia, а динамичный дизайн не подкрепляется бойкими силовыми агрегатами. Их на выбор предлагается два: либо 1,6-литровый атмосферный мотор мощностью 139 л.с. в паре с вариатором, либо гибридным дуэтом e-Power — это 136-сильный электромотор и 72-сильный ДВС объемом 1,2 л, работающий в качестве генератора.
BYD Song
На третьем месте китайского хит-парада расположился кроссовер Song от компании BYD — запомните эту аббревиатуру, ибо она сегодня встретится еще не раз. Компания дважды пыталась закрепиться на российском рынке и дважды терпела крах: по правде говоря, продукция, которая выпускалась в середине прошлого десятилетия, не выдерживала никакой критики. А теперь глядите-ка — в Китае BYD показал сумасшедший рост на 130% за последний год и вышел на первое место по рынку, сместив вечно лидировавший Volkswagen. Это к вопросу о темпах развития китайского автопрома.
Что же такое BYD Song, в апреле разошедшийся тиражом в 25 тыс. экземпляров и почти дотянувшийся до 100-тысячной отметки с начала года? Это среднеразмерный кроссовер калибра Nissan X-Trail. Снаружи — ладный, но не сенсационный дизайн, внутри — усредненная современная архитектура, виртуальные приборы и планшет.
Силовые установки бывают только электрифицированными — машины на чистых ДВС компания BYD перестала выпускать этой весной. Поэтому выбор сводится либо к чисто электрической версии (163 л.с., передний привод), либо к полноприводным плагин-гибридам совокупной мощностью либо 324, либо целых 473 силы: в последнем случае разгон до сотни занимает впечатляющие 4,7 секунды!
BYD Qin Plus
Вторая модель BYD в топ-10 китайских продаж: седан Qin («Цинь») в рестайлинговой версии Plus почти не отстает от своего кроссоверного родственника: 91 тыс. экземпляров с начала года. По размерам это одноклассник вышеупомянутого Nissan Sylphy, а вот с точки зрения техники у китайцев выбор широк.
Одна только электрическая версия бывает с двумя вариантами мотора (136 и 183 л.с.) и тремя разновидностями аккумуляторов — на 47,57 или 72 кВт•ч. А ведь есть еще и подключаемый гибрид со 110-сильным «атмосферником» 1.5, но также двумя вариантами электромотора (179 или 197 л.с.) и запасом хода на чистом электричестве либо 50, либо 110 км. В общем, в этих хитросплетениях сам Цинь ногу сломит, но продается все это весьма бойко.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в июне 2022 года продажи новых автомобилей в КНР выросли на 23,8% по сравнению с июнем прошлого года и составили 2502000 единиц. В это число входят легковые/пассажирские (2,222 млн) и коммерческие (0,281 млн) автомобили. Рост достигнут за счёт пассажирского сегмента, продажи коммерческих авто сократились.
Продажи автомобилей восстановились в июне после того, как в предыдущие месяцы их сдерживали строгие ограничения в ключевых городах, включая Шанхай, в рамках правительственной политики по борьбе с коронавирусом. Ограничения там были в основном сняты в конце мая, хотя с тех пор рост числа случаев заболеваний в других городах, включая Гонконг, Макао и Ухань, привел к дополнительным ограничениям.
Рост продаж также объясняется снижением налога на приобретение авто с 10% до 5% для экономичных легковых автомобилей стоимостью до 300000 юаней (45000 долларов США) и с двигателями объемом не более двух литров до конца 2022.
Объем продаж NEV подскочил на 129% до 596000 единиц в июне и на 115% до 2600000 единиц за первое полугодие. Важно подчеркнуть, что электрических аккумуляторных автомобилей (не гибридов) было продано 2065000 или более 79%.
Таким образом, доля электромобилей в продажах за первые шесть месяцев текущего года составила 21,6%, а в июне 23,8%. В сегменте пассажирских/легковых автомобилей доля NEV в первом полугодии составила 24%, а в июне 25,6%.
Для сравнения, в 2021 году доля электрических авто в продажах пассажирских автомобилей в КНР составила 16,4%, а в 2020 году 6,8%.
Таким образом, мы видим быстрое изменение структуры продаж автомобилей в Китае и быстрый рост доли электромобилей. Это соответствует мировой тенденции электрификации транспорта. При этом важно подчеркнуть особую роль Китая, как крупнейшего автомобильного рынка и также крупнейшего производителя электрических авто в мире.
В апреле текущего года китайская BYD объявила о прекращении производства бензиновых/дизельных автомобилей.
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
: 4276 3801 2452 1241
23 ноября 2022, 00:28 /
Эксклюзивно по подписке
За 10 месяцев 2022 года он вырос на 31% и составил $3,61 млрд
В нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией / Евгений Разумный / Ведомости
Ввоз в Россию китайских автомобилей в октябре 2022 г. вырос до $560 млн, что на 27% больше, чем в январе текущего года, и является историческим рекордом, следует из данных главного таможенного управления КНР. Общий объем импорта автомобилей из Китая за январь – октябрь 2022 г. составил $3,61 млрд, что на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и уже больше, чем за весь 2021 год ($3,45 млрд). В 2019 г. импорт был $1,7 млрд, а в 2020 г. – $1,6 млрд.
В структуре автомобильного импорта за 10 месяцев 2022 г. преобладают легковые автомобили ($1,08 млрд). Далее идут грузовики ($1,06 млрд), автокраны и иной спецтранспорт ($250 млн) и автобусы ($970 млн), а на запчасти и комплектующие приходится еще $1,12 млрд.
В октябре по сравнению с январем импорт китайских грузовиков вырос в 3,5 раза (до $179 млн), спецтранспорта – в 5 раз (до $46 млн), автобусов – в 7,4 раза (до $24 млн). А вот легковушки, импорт которых составил $181 млн, пока еще не вернулись на прежний пик января 2022 г., когда поставки составили $228 млн. Но их импорт стремительно набирает обороты после летнего обвала: в августе машин ввезли всего на $26 млн, что было в 9 раз меньше, чем в начале года. Если темпы роста поставок сохранятся, то в ноябре будет рекорд и по легковым автомобилям.
Общие продажи «китайцев» в январе – октябре 2022 г. составили 84 600 шт., сообщил «Ведомостям» представитель «Автостата». Это 16,3% от общего рынка новых автомобилей, который составил 518 000 машин. Если в первой половине 2022 г. их доля на российском рынке была 11%, то в III квартале 2022 г. – 26%.
В октябре объем рынка новых легковых автомобилей в России составил 43 300 шт., что на 63% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 г. Китайских автомобилей на нем было продано уже 12 700 шт., или 29%, следует из данных «Автостата». Лидером по продажам новых машин является Haval (4316 шт. в октябре), далее идут Chery (3838 шт.) и Geely (2483 шт.).
Из-за санкций российский рынок покинули европейские и японские автогиганты. Если в 2021 г. российский рынок составлял 1,52 млн автомобилей, то за 10 месяцев 2022 г. – почти в 3 раза меньше. Это спровоцировало дефицит и рост цен на автомобили. Если в начале года новая иномарка стоила 1,36 млн руб., то в конце марта – 1,9 млн руб., следует из данных Росстата, и примерно на этом уровне остается сейчас (1,94 млн руб.).
При этом китайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром («Ведомости» писали об этом 11 ноября). Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, нехваткой машин, высокими ценами на них и низкой маржей, говорили участники рынка.
Дефицит по-прежнему существенный, и снижения цен не происходит. «Объем рынка новых легковых автомобилей китайских марок может составить 110 000–115 000 шт.», – прогнозируют в «Автостате». Это будет примерно тот же уровень, что и в 2021 г., когда продажи «китайцев» составили 114 263 шт.
Тем не менее в нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией. «В 2023 г. крупнейшие автоконцерны Китая настроены в разы нарастить продажи в России – до 500 000 машин», – говорит заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. Это позволит снизить цены на машины, хотя ценник будет падать не напрямую, а через предоставление дополнительных опций. «В среднем «китаец» сейчас стоит от 2,2 млн до 4,5 млн руб. И машина стоит своих денег. Завышены ценники скорее на европейцев», – добавляет Стариков.
Маловероятно, что кто-то из иностранных автоконцернов перезапустит свои заводы в России, а значит, Китай продолжит здесь укрепляться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Более того, технике из КНР по ряду позиций в России пока нет альтернативных вариантов.
Российский авторынок продолжает падение. Продажи автомобилей в июне рухнули на 82%, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Продажи за полугодие сократились на 56,9%. По итогам года прогноз неутешительный: в случае реализации пессимистичного сценария рынок может сократиться с 1,6 млн проданных автомобилей в 2021-м до 470 000 штук
С начала «спецоперации»* России на Украине об уходе с российского рынка, приостановке работы, прекращении поставок или инвестиций в той или иной форме заявили практически все американские, европейские и японские производители.
Санкционные ограничения и логистический кризис обрушили российский авторынок. В марте продажи упали на 62,9% к аналогичному периоду 2021 года (до 55 129 штук), в апреле рынок обновил антирекорд апреля 2020 года — падение по сравнению с апрелем 2021 года составило 78,5% (продалось 32 706 автомобилей). Ситуация еще больше усугубилась в мае — продажи рухнули на 83,5% (до 24 268 штук). Таким образом, за весну 2022 года рынок сжался более чем в два раза.
Всего за первое полугодие 2022-го было продано 370 228 автомобилей, снижение продаж за этот период составило 56,9%%.
Китайцы в топ-10
В минусе лидер российского рынка «Автоваз», продажи которого в июне упали на 81%, до 7 484 машин. Конвейер автопроизводителя не работал большую часть апреля и мая. Автоконцерну пока не помог старт продаж «самого доступного нового автомобиля на российском рынке» — Lada Granta Classic’22. В отличие от «стандартной» модели Classic и более продвинутой Comfort новый автомобиль не имеет подушек безопасности и антиблокировочной системы торможения (ABS). Выпускать машины без них в России разрешили из-за дефицита импортных компонентов.
Kia в июне сократил продажи на 80% (3703 машин), Hyundai — на 86% (2685 машин). За счет продаж легких коммерческих автомобилей на третье место поднялся ГАЗ, реализовав 2710 машин (падение «всего» на 42%). Популярные у россиян Skoda уменьшила продажи на 93% (до 659 машин), Volkswagen — на 93% (до 671 штуки), Toyota — на 95% (387 штук) и Nissan — на 88% (473 штук).
Продажи китайских брендов вышли в топ-10. Haval оказался на шестом месте, продав 1637 автомобилей, Geely — на восьмом, реализовав 1027 машин.
Уход с рынка «европейцев» и «японцев» позволил китайским брендам захватывать их доли рынка. По итогам июня россияне купили 6875 новых легковых автомобилей китайских брендов, что уже составляет 21% от общего объема рынка, выяснили эксперты агентства «Автостат» (используют данные «Электронный паспорт»). «Их доля растет стремительно последние три месяца: если с января по март она колебалась примерно на уровне 9,5%, то в апреле составила 12,6%, в мае — 16,9%, в июне — 21%, что является рекордом, — говорит руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Китайские автопроизводители умело воспользовались ситуацией, сложившейся на российском рынке. Пока европейские и японские компании ввели запрет на импорт и сборку своих автомобилей в России, китайские производители продолжают поставки. Их заводы работают — например, завод Haval в Тульской области».
Падение продаж и трафика
По оценке заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексея Старикова, в январе и феврале продажи у дилеров шли устойчиво, затем резко ушли в минус. «Падение продаж в июне по разным брендам в среднем составило 60%. Относительно трафика отмечу — ажиотажа не наблюдается», — говорит он.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль рассказывает, что в июне компания продала почти на 70% авто меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Он подтверждает высокий спрос на новые китайские и корейские автомобили, так как модели этих производителей регулярно поставляются в дилерские центры. За июнь большая доля продаж Fresh Auto пришлась на модели брендов Chery, Exeed, Haval и KIA. Ставку на «китайцев» сделал и «Авилон»: в первом полугодии компания получила дилерство сразу шести китайских автобрендов — Exeed, Chery, Faw, Changan, Haval и Geely.
Представитель крупнейшего российского дилера «Рольф» от комментариев отказался.
Господдержка не сработает
Государство обещает поддержку, но дилеры на нее особо не надеются. 16 июня министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что на поддержку спроса на автомобили в России в 2022 году будет выделено более 20 млрд рублей. «Что касается этого года, принято решение о выделении 20,7 млрд рублей на поддержку спроса. В первую очередь это возобновление программ автокредитования — 10,2 млрд рублей; 4,9 млрд рублей — на льготный лизинг, 2,6 млрд рублей — на скидки по электрическому транспорту и 3,3 млрд рублей — на газомоторную технику», — сказал министр.
Министерство реализует две программы льготных автокредитов: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они позволят гражданам получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей.
«В целом господдержка — это хороший стимул для роста продаж. Но пока меры государственной поддержки работают только на стройтехнику и грузовики. Кроме того, при возобновлении программ стоит учитывать новую реальность. Например, программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» распространялись на авто стоимостью до 1,5 млн рублей, но сейчас транспортные средства по такой цене практически невозможно найти», — говорит Денис Мигаль.
Прогноз неутешительный
В 2021 году автомобильный рынок вырос на 4,3%, а всего было продано 1 666 780 автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). В этом году, по словам президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), рынок новых автомобилей просядет в два-три раза. Виной тому практически полная остановка поставок автомобилей и запчастей к ним, рост цен на машины на фоне резкого снижения покупательской активности.
Падение авторынка до 50% прогнозировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. «Сегодня на нас негативно влияет отсутствие кредитов. Автокредитование практически остановилось. Обычного трехлетнего кредита сейчас нет. На кредиты приходилось порядка 60% продаж. Легализация рынка продаж автомобилей с пробегом, а он в три раза больше рынка новых автомобилей, способна положительно сказаться на развитии отрасли», – считает он.
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» видят три варианта развития событий. Продажи новых легковых автомобилей в России в нынешнем году могут упасть на 50% по отношению к 2021 году, в случае реализации базового сценария, тогда объем продаж составит 750 000 единиц. Если развитие рынка пойдет по оптимистичному сценарию, то его объем может составить 980 000 штук, что будет соответствовать падению на 35% год к году. Если же будет реализован пессимистичный сценарий, то рынок рухнет на 70%, до 470 000.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.