Почему электромобили изменят представления об автодизайне?
This browser does not support the video element.
Skywell, Hongqi, Hozon, Weltmeister и другие электромобили из Китая россияне поставили на учет в первом квартале 2022 года. Об этом говорят данные компании «Автостат Инфо», с которыми ознакомились «Китайские автомобили».
Для многих это автомобиль мечты: 653 л.с., разгон от 0 до 100 км/ч за 3,9 секунды, чисто электрический полный привод, запас хода в зависимости от мощности батареи 500-700 км, базовая цена 69 900 евро.
Речь идет о новом топовом седане ET7 китайского производителя электромобилей Nio. Первые автомобили будут поставлены в Европу уже в октябре. Заказы могут быть размещены на внедорожник Nio EL7, который будет поставляться с января, а затем на более компактный Nio ET5, который составит конкуренцию среднеразмерной Model 3 компании Tesla.
Также новой для Европы является концепция станций замены батарей, которые Nio запускает параллельно с продажами. Те, кто не хочет подзаряжаться через кабель, могут поменять разряженные батареи на новые, что займет всего несколько минут. Пока в Германии есть только одна такая станция, в Баварии на автобане A8, но к концу года планируется запустить еще 19, а в 2023 году — еще 100.
Китайский автоконцерн BYD планирует в 2023 году вновь выйти на российский рынок, но теперь уже исключительно с линейкой электромобилей. Завозить машины в Россию намерена белорусская компания SGP, которая получила разрешение продавать электрокары BYD на всем пространстве СНГ. Об этом 20 сентября сообщило агентство «Автостат».
Как сообщил гендиректор SGP Артем Ловчев, квота на Россию и СНГ составляет до 150 тыс. электрокаров в 2023 году, все они будут импортироваться из Китая. По его словам, компания подала документы в Росстандарт на получение одобрения типа транспортного средства, ОТТС, для трех моделей BYD — седана Qin Plus, хетчбэка Dolphin и кроссовера Song Plus. Получение сертификатов ожидается в конце 2022 года, а в начале 2023 года SGP планирует подать заявку на ОТТС для седана премиум-класса Han и кроссовера Tang.
Большинство опрошенных агентством экспертов пришли к выводу, что в Китае выпускается порядка 300 моделей электромобилей. Многие из них уже сейчас можно сравнивать по своим характеристикам с признанными лидерами отрасли, при этом они стоят существенно дешевле. Вполне возможно, что электромобили найдут спрос и в России.
19 сентября стало известно, что производственная мощность завода Tesla в Техасе превысила отметку 250 тыс. электромобилей. Параллельно с этим с конвейера техасского предприятия сошла 10-тысячная Tesla Model Y. Согласно последним прогнозам, Tesla произведет и продаст более 350 тыс. электромобилей по всему миру уже в III квартале 2022 года.
Подпишитесь и получайте новости первыми
Первые экземпляры модели Evolute i-Pro уже сошли с конвейера. Батарейный седан имеет один мотор на передней оси, который развивает 163 лошадиные силы. Емкость батареи составляет 53 киловатт-часа, и одного ее заряда хватает на 420 километров. По заверениям автопроизводителя, с использованием устройства быстрой зарядки можно пополнить запас энергии с 30 до 80 процентов за 36 минут, а с места до 100 километров в час электрокар разгоняется за 9,5 секунды.
Позже на конвейер липецкого «Моторинвеста» встанут и другие модели. Это кроссовер Evolute i-Joy (он же Dongfeng Seres 3), который присоединится к седану уже в этом году, кросс-купе i-Jet (Seres SF5 образца 2019 года), запуск которого запланирован на 2023-й, а также минивэн i-Van. Особняком стоит Voyah Free, самый мощный кроссовер в линейке, который не стали переименовывать в Evolute и оставили оригинальное китайское название.
«Моторинвест» обещает выпускать более 100 тысяч «доступных электромобилей» в год, а всего за время реализации проекта с конвейера должно сойти 242 тысячи экземпляров пяти моделей. На электрокары российской сборки уже нашелся покупатель – партию Evolute приобрело ПАО «РусГидро». Ранее этой осенью было подписано соглашение на поставку 95 машин разных моделей, которые поступят в парк оператора каршеринга Green Crab в Приморском крае.
«Доступными» электромобили можно назвать с большой натяжкой. Так, i-Pro оценили в 2,9 миллиона рублей, а i-Joy и i-Van – в 3,5 миллиона рублей. Самым дорогим станет Voyah Free, за который попросят почти 7,8 миллиона рублей.
В конце 2000-х BYD поставляла в Россию машины с двигателями внутреннего сгорания, но популярными они не были. Позже компания перешла на электромобили.
- BYD в 2023 году может выйти на российский рынок, но теперь уже исключительно с линейкой электромобилей. Завозить машины будет белорусская SGP, рассказал «Ведомостям» источник. Гендиректор SGP Артем Ловчев подтвердил эту информацию.
- BYD основана в 1995 году в Шэньчжэне. В 2000-х компания выходила на российский рынок с двумя моделями — Flyer и F3, но особой популярностью они не пользовались. Позже BYD перешла на выпуск гибридных автомобилей, а позже — электромобилей. По итогам первого полугодия 2022-го по продажам она занимает на рынке второе место после Tesla.
- SGP занимается созданием транспортной экосистемы, внедрением и популяризацией электромобилей для пассажирских перевозок в Беларуси. В частности — доставка машин под ключ, финансовые услуги, сервис и обслуживание автомобилей и зарядная инфраструктура. Компания получила разрешение на продажу электрокаров BYD на всём пространстве СНГ. Квота на Россию и СНГ составляет до 150 тысяч машин в 2023 году, говорит Ловчев. Все они будут импортироваться из Китая.
- SGP подала документы в Росстандарт на получение сертификата ОТТС — он даёт право продавать указанные в нём автомобили на территории Таможенного сюза и ЕАЭС (кроме России, входят Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия). В заявке три модели: седан Qin Plus, хетчбэк Dolphin и кроссовер Song Plus. Получить сертификаты планируют в конце 2022-го. При этом в предварительном прайс-листе для России есть восемь моделей.
- Заявления SGP в отношении BYD вызывают большие сомнения, отметил источник газеты среди топ-менеджмента одного из белорусских автоконцернов. BYD официально вышла из всех проектов в Беларуси — и пока геополитическая напряженность в регионе не спадёт, автопроизводитель вряд ли будет принимать предложения о сотрудничестве, говорит он.
Модель Qin Plus
Раньше других реализацией стратегии начнут заниматься бренды Evolute и «Москвич». Первый уже в сентябре планирует запустить производство под Липецком на мощностях завода «Моторинвест». Ожидается, что локализация (процент использования российских автокомпонентов) в итоге превзойдет аналогичный показатель Lada. Но на первом этапе все ограничится крупноузловой сборкой перелицованных китайских Dongfeng и Seres. Что касается «Москвича», то на московском заводе хотят создать даже свою платформу, однако поначалу тоже воспользуются наработками дружественных стран. И скорее всего — тоже Китая.
Эксперты отмечают, что китайский опыт наверняка был бы востребованным в России и без событий последних месяцев. Внедрение автомобилей на новой энергии в Китае идет такими темпами, что цены на машины с двигателем внутреннего сгорания и электромоторами почти сравнялись. «Китайские власти вовремя сориентировались в развитии автопрома. Понимая, что фору в десятки лет у традиционных производителей уже не отыграть, ставка была сделана на электромобили. Методы были выбраны те же — осваивание уже зарекомендовавших себя технологий, приглашение иностранных дизайнеров и инженеров и колоссальные вложения в НИОКР. В итоге китайские машины, которые журналисты ради красного словца называют «убийцами» Tesla, действительно бросают вызов Илону Маску. Посмотрите на Европу: там работает уже около десяти компаний из КНР, и с каждым годом объемы их продаж и география присутствия расширяется», — отмечает обозреватель портала «Китайские автомобили» Михаил Надеждин.
В России электрификация рынка идет медленнее и чем на Востоке, и чем на Западе. В 2022 году, по данным агентства «Автостат», доля приобретенных в России электромобилей составляет менее 0,4%. Но и это — гигантская по нашим меркам прибавка, поскольку с января по июль на учет встало 1415 «электричек». А за тот же период 2021 года, когда в целом на рынке продавалось в 2,5 раза больше машин, — не более 900. И нетрудно догадаться, что основным поставщиком новых электромобилей в России становится Китай.
«Целая цепочка кризисов, начиная с пандемии, привела к сильному увеличению сроков ожидания автомобилей для европейцев. А уж у нас эти машины по понятным причинам и вовсе не появятся. В то же время за последние два года в России образовался огромный отложенный спрос на автомобили. Удовлетворить его в текущих условиях сложно — цены на рынке сильно взлетели. Вот потребители и обратили внимание на Китай. И, надо сказать, у людей, которые годами ездили на машинах разных премиальных брендов, вообще нет вопросов по поводу качества машин из Китая», — отмечает предприниматель, основатель команды Rucars Роман Рассудков.
По данным компании «Автостат Инфо», за семь месяцев на нашем рынке появилось 38 электромобилей и гибридов марки BYD. Кстати, выходить на российский рынок этот новый флагман Китая пока не решается, но в этом году запустит производство в Узбекистане. И даже если не будет поставлять авто в Россию официально, то все равно упростит жизнь и дилерам, и потенциальным владельцам. Премиум-бренд концерна FAW — Hongqi, который иногда называют «китайским Aurus», — сейчас сертифицирует в России свои модели.
Chery только размышляет о том, чтобы начать в России торговлю своими электрокарами, но пять кроссоверов бренда EQ5 уже бегают по нашим дорогам. В GAC и вовсе не заявляли о расширении линейки, но два электромобиля марки россияне купили. Столько же появилось Geometry — «электричек» от суббренда Geely. Они, к слову, официально продавались в Беларуси, откуда, вероятно, и привезены. А вот модели еще одной дочерней марки — Zeekr — предприниматели доставляют из Китая. Пока в российском автопарке зарегистрирована одна такая машина.
В статистике продаж этого года есть еще Xpeng, Voyah, Li One, Skywell, Weltmeister, Hozon и прочие автомобили.
Ролик на популярном канале набирает обороты: мол, электромобиль за 900 долларов на Алиэкспресс! Вообще-то, смотрится на одном дыхании, хотя машинка-то не новая – что-то похожее рекламировалось еще пару лет назад. Авторы доходчиво объясняют, почему Changli стоит так мало – да потому, что это, в общем-то, стиральная машина на колесах, только и всего. Мотор – целых полторы лошади (1200 Вт!), скорость – 40 км/ч, дальность пробега на одной зарядке – аж 65 км, масса – 323 кг. Свинцово-кислотную батарею запихнули под сиденье: она плохая, но зато дешевая. Никаких преобразователей тока нет: моторчик тоже работает на постоянном токе. Время зарядки – около 8 часов. Тормоза – только сзади. Никаких усилителей руля тоже нет – мол, а на фига они вообще нужны? И что вы вообще хотите всего за 900 долларов, не вставая с дивана? Правда, на другом сайте добрые люди сообщили, что батарея в базовую цену не входит – с ней китайский электрокар стоит 1199 долларов. Впрочем, все равно прикольно.
Правда, доставка влетит в копеечку, да и каким чудом поставить этот шедевр на учет в России – непонятно. Даже авторы ролика заявили, что такой «электромобиль» никак нельзя считать безопасным. Однако, в качестве забавной игрушки или для езды где-то в глубинке от избушки до сельпо и обратно он, возможно, и подойдет. В линейке этого производителя есть даже пикап! Правда ценник там вдвое выше, но, все равно, предложение выглядит заманчивым. В конце концов, можно рассматривать Changli как структурную схему настоящего электромобиля, но с привлекательным ценником.
Если же вам не нужна одноразовая поделка, то не стоит гнаться за дешевизной, а лучше посмотреть в сторону серьезных китайских производителей, которые предлагают вполне достойные электрокары. В их числе, например, Li One, NIO ES8, BYD Tang и Han, Xpeng G3 и P7, Neta U и другие. Такие электрокары стоят не дешево, но зато оснащены по последнему слову техники – начиная от качественных материалов отделки и дизайна внешнего вида автомобиля до самых современных датчиков, камер и автопилотных программ управления и безопасности. И ждать официальных поставок не нужно — все эти машины уже есть в наличии у «серых» дилеров. Что до подержанных «китаянок», то они тоже вовсю завозятся в Россию по «серым» схемам. Так BYD Han EV можно взять в Москве за 4,3 млн ₽, Xpeng G3 – за 2 млн. ₽, NIO EC6 EV – за 6,5 млн. ₽.
Оправдана ли цель раздобыть себе именно китайскую «электричку»? Нужно ответить самому себе на вопрос: зачем? Применительно к обычному автомобилю подобное желание понятно: дескать, денег нет, автосалоны пустые, а ездить хочется. Но вот с электромобилем ситуация абсолютно иная. Никто в мире до сих пор не устранил его глобальные недостатки, главным из которых является многочасовая зарядка. Правда, веселые китайцы освоили где-то у себя процедуру быстрой замены одних батарей на другие, укладываясь всего в три минуты, но что-то не спешат растиражировать свой опыт. Да и какое до этого дело нам?
Пока что за желанием пересесть на электромобиль стоит лишь жажда экономии не бензине, но для этого придется воровать, уж извините за прямоту, электричество. Скажем, подъехал на работу, воткнул вилку в офисную розетку и пошел трудиться. Но такое в массовом масштабе никогда не прокатит, если вы не директор этого самого офиса. О загородных поездках выходного дня тоже надо забыть – разве что высунуть нос за границу города и тут же повернуть обратно, дабы не застрять на всеобщее посмешище. Поэтому желание приобрести подержанное китайское электрочудо все-таки не стоит воспринимать всерьез – разве что как забавную игрушку в дополнение к обычной машине. В нее можно играть, для нее можно изобретать какие-то немыслимые зарядные станции на любых источниках энергии. Но эксплуатировать в режиме обычного автомобиля пока что невозможно.
Кстати, скоро в России начнется производство целой линейки китайских электрокаров: их выпуском займется завод Моторинвест из Липецкой области. Ну и завод Москвич должен запустить до конца года свой электрокар — он тоже будет китайским.
Редакция рекомендует
Компания «Моторинвест», Минпромторг РФ и правительство Липецкой области подписали специнвестконтракт, предусматривающий организацию производства пяти моделей электромобилей под маркой Evolute. Выпуск четырёх из них начнётся уже в этом году.
Слухи о возвращении к жизни Липецкого моторного завода (ООО «Моторинвест») в российской деловой прессе появились ещё осенью прошлого года, и вот вчера официальное подтверждение пришло по линии Минпромторга. Заключён СПИК, согласно которому «Моторинвест» в течение 11 лет инвестирует в производство пяти моделей электромобилей 13 млрд рублей. Заявленный объём производства — более 242 тысяч машин, уровень локализации электромобилей Evolute к концу срока действия СПИКа должен достичь 5000 баллов. К слову, ни у одного легкового автомобиля российской сборки пока нет такого уровня локализации: например, самые глубоко локализованные модификации Lada Granta сейчас по документам Минпромторга имеют 4621 балл.
В сообщении Минпромторга говорится также, что запас хода на одной зарядке электромобилей Evolute составит от 200 до 700 км и что благодаря СПИКу в Липецкой области будет создано почти 2000 рабочих мест. Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов в своём Telegram-канале добавил, что выпуск четырёх из пяти заявленных моделей электромобилей Evolute начнётся уже в этом году.
Что за электромобили будут выпускаться под маркой Evolute? В дебютной презентации бренда (есть в распоряжении insideevs.ru) они представлены в виде эскизов профилей, а на уже работающем сайте марке evolute.ru есть промо-ролик, в котором мелькает хорошо известный нашим читателям китайский среднеразмерный кроссовер Seres SF5 (габаритная длина — 4700 мм, колёсная база — 2875 мм), он же Evolute i-Jet.
Напомним, что компания Seres (в прошлом SF Motors) принадлежит китайской Sokon Group, её создали в 2016 году с целью выхода на американский рынок, но этот проект так и не был реализован и сейчас Seres работает в Китае в партнёрстве с Huawei. SF5 — первая и пока единственная серийная модель Seres, которую представили в 2019 году с plug-in гибридной силовой установкой, но предусмотрена также полностью электрическая версия — она, видимо, и превратится в Evolute i-Jet.
На китайский рынок электрический Seres SF5 пока так и не вышел, а гибридный в прошлом году, по данным ресурса CarSalesBase, нашёл всего 8169 покупателей. На базе Seres SF5 совместно с Huawei создан также кроссовер Aito M5 (презентация состоялась в декабре прошлого года) — это, по сути, рестайлинговый Seres SF5 с более лаконичным дизайном в европейском стиле, но у нас, судя по тизерам, будет производиться кроссовер с дизайном образца 2019 года.
Заявленная отдача силовой установки Evolute i-Jet — 693 л.с. и 1040 Нм, ёмкость батареи — 88 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 500 км (по какому циклу, не указано), разгон до 100 км/ч занимает 4,5 с, максимальная скорость — 230 км/ч. Дешёвым такой электрический кроссовер точно не будет.
Три другие модели Evolute — это, скорее всего, перелицованные «электрички» DFSK Motor (совместное предприятие Dongfeng и Sokon), но достоверно вычислить их пока невозможно, так как у китайских исходников много разновидностей. Пока известно, что Evolute i-Pro — это компактный седан со 150-сильным электромотором и батарей ёмкостью 53 кВт·ч, способный проехать 420 км на одной зарядке. Первую «сотню» i-Pro набирает за 9,9 с, максимальная скорость — 150 км/ч.
Evolute i-Van (Иван?) — микроавтобус со скромным 123-сильным электромотором, батарей ёмкостью 53 кВт·ч и запасом хода в 410 км. Динамические характеристики не указаны.
Evolute i-Joy — компактный кроссовер c электромотором мощностью 163 л.с. и батареей ёмкостью 53 кВт·ч. Запас хода на одной зарядке — 405 км, разгон до 100 км/ч занимает 8,9 с.
Самая таинственная новинка — это Evolute SUV Е-класса, большой флагманский кроссовер с 695-сильной силовой установкой и запасом хода в 750 км. Полагаем, SUV Е-класса — та самая пятая модель, которая будет запущена не в этом году, а позже.
Обратите внимание, что Evolute i-Pro, i-Van и i-Joy имеют батарею одинаковой ёмкости, что, вероятно, должно упростить процесс её локализации в России, но 53 кВт·ч в нашем климате явно мало, на большие реальные пробеги рассчитывать не приходится, особенно зимой, а это значит, что эксплуатироваться i-Pro, i-Van и i-Joy будут в основном в городах, где планируется создать развитую зарядную инфраструктуру.
На Липецком моторном заводе ожидается либо уже идёт переоснастка под новую продукцию. Этот завод был заложен в 2011 году компанией «Ирито» под выпуск автомобилей Great Wall, по после того как Great Wall решила открыть собственное представительство в РФ под маркой Haval, завод переключился на выпуск кроссоверов Changan. Сотрудничество с Changan заглохло в 2019 году, и вот теперь в истории липецкого предприятия начинается новая глава — будем надеяться, наиболее интересная и успешная, раз уж к процессу подключился Минпромторг.
Вышеозначенный СПИК — первый в своём роде, но не последний. В августе прошлого года правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года» с бюджетом в 591 млрд рублей. «Концепция» предполагает создание с нуля в России электромобильной отрасли, доля электромобилей в общем объёма выпуска новых машин должна к 2030 году достичь 10%. Сколько всего в итоге будет заключено электромобильных СПИКов, в нынешних стрессовых условиях спрогнозировать сложно, но трёх «ближайших» получателей господдержки предсказать несложно — это «Автотор», КАМАЗ и «Алмаз-Антей». Последний, напомним, в декабре анонсировал собственный электрический кроссовер E-Neva, близкий по характеристикам к Evolute i-Jet.
В наличии в Москве
- BYD
- BYD Tang EV600D
- Смотреть подробнее
- Добавить к сравнению
Новый под заказ
- Tesla
- Model Y
- X-PENG
- P7 4WD High Perfomance
- X-PENG
- G3i
- HONGQI
- E-HS9
- BYD
- TANG DM
₽ 3 550 000
Где посмотреть
Варшавское шоссе, 9 строение 1, Москва, Россия
₽ 12 450 000
Где посмотреть
Нео Карс Электромобили, Варшавское шоссе, Москва, Россия
- VOYAH
- Dreamer
- LANTU
- Free
₽ 6 600 000
- Volkswagen
- ID.4 X
- Volkswagen
- ID.6 X
₽ 5 500 000
20 сентября 2022, 00:02 /
Эксклюзивно по подписке
Но продать больше 1500–2000 машин в первый год вряд ли удастся
Dolphin и Qin Plus – самые бюджетные модели из всего ассортимента BYD / Getty Images
Китайский автоконцерн BYD может в 2023 г. вновь выйти на российский рынок, но теперь уже исключительно с линейкой электромобилей. Завозить машины в Россию собирается белорусская компания SGP. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с предложением белорусской стороны, и подтвердил гендиректор SGP Артем Ловчев.
BYD (от англ. Build Your Dreams, «построй свои мечты») была основана в 1995 г. в Шэньчжэне. В конце 2000-х гг. компания выходила на российский рынок с двумя моделями – Flyer и F3, но особой популярностью они не пользовались. Позднее концерн переключился на создание гибридных, а затем и полностью электрических автомобилей.
SGP (от англ. Seven Green Products, «7 зеленых продуктов») занимается созданием транспортной экосистемы, внедрением и популяризацией электромобилей для пассажирских перевозок в Белоруссии, следует из презентации компании, которая есть у «Ведомостей». В частности, SGP предлагает на рынке страны доставку электрокаров под ключ, финансовые услуги, сервис и обслуживание машин и обеспечение зарядной инфраструктурой. Экосистема компании с электромобилями BYD работает на рынке Белоруссии в тестовом режиме, подтвердил Ловчев.
По словам источника, SGP получила разрешение продавать электрокары BYD на всем пространстве СНГ. Это подтверждает гендиректор белорусской компании. Сейчас в Содружество входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Квота на Россию и СНГ составляет до 150 000 электрокаров в 2023 г., говорит Ловчев. Все они будут импортироваться из Китая.
SGP подала документы в Росстандарт на получение сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС), пояснил гендиректор компании. Этот документ подтверждает соответствие характеристик указанных в нем моделей автомобилей требованиям по безопасности техрегламента Таможенного союза (ТС). Таким образом, получение ОТТС в России дает дистрибутору право продавать указанные в нем автомобили на территории всего ТС или ЕАЭС (Евразийский экономический союз), куда кроме РФ входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Белорусская компания заявила на ОТТС три модели BYD: седан Qin Plus («Цинь плюс»), хетчбэк Dolphin и кроссовер Song Plus («Сун плюс»). Получение сертификатов ожидается в конце 2022 г. В 2023 г. SGP планирует подать заявку на ОТТС еще по двум моделям – седан премиум-класса Han («Хань») и кроссовер Tang («Тан»). Но в предварительном прайс-листе компании по моделям китайских электрокаров для российского рынка, с которым ознакомились «Ведомости», обозначено восемь моделей.
Dolphin и Qin Plus – самые бюджетные модели из всего ассортимента. Цены на них варьируются в диапазоне от 1,95 млн до 2,46 млн руб. за первую и от 2,42 млн до 2,96 млн руб. за вторую модель. Разница в цене обусловлена емкостью аккумуляторной батареи. В минимальном исполнении для BYD Dolphin ее хватит на 300 км, в максимальном для Qin Plus – на 600 км. Самая дорогая модель BYD, которая может быть доступна россиянам, – спортивный седан Seal, позиционируемый производителем как конкурент Tesla Model 3. Такой электрокар с запасом хода в 650 км обойдется в России в 5 млн руб.
В России у SGP уже более семи финансовых партнеров, говорит Ловчев. В частности, предложения о сотрудничестве были направлены «ВТБ лизингу», «Альфа-лизингу» и «Ctrl лизингу». У белорусской компании также есть меморандум о сотрудничестве с «Яндексом», добавил гендиректор SGP. Представитель «Яндекс.Такси» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Декларации SGP в отношении BYD вызывают большие сомнения, говорит источник «Ведомостей» среди топ-менеджмента одного из белорусских автоконцернов. «BYD официально вышла из всех проектов в Белоруссии. Мы пытались с ними договориться о производстве у нас или в России, но из-за санкций, связанных со спецоперацией на Украине, они отказались», – сказал он. По словам собеседника, у китайской компании динамично развиваются продажи на других рынках, поэтому, пока геополитическая напряженность в регионе не спадет, они вряд ли будут принимать какие-либо предложения о сотрудничестве.
Последние модели BYD выглядят очень хорошо и они могли бы понравиться россиянам, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, в ближайшие год-полтора Россия вряд ли сможет обеспечить себя зарядной инфраструктурой для таких машин, а значит, на большие объемы продаж рассчитывать не приходится. Вероятно, спрос на электрокары BYD может составить 1500–2000 шт. в первый год продаж, оценивает эксперт.
Развитие зарядной инфраструктуры в России не будет отставать от темпов роста парка электромобилей, считает руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Он напомнил, что сейчас реализуется концепция развития электротранспорта до 2030 г., утвержденная правительством в 2021 г. Активно продаются зарядные станции: например, компания «Парус электро» продала за первое полугодие 2022 г. 150 зарядок, тогда как за весь прошлый год – 22, отмечает эксперт.
Импортные машины не попадают в программы поддержки спроса Минпромторга, а допустимая разница в стоимости электромобиля и машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) сопоставимого типоразмера не должна составлять более 30%, отмечает Бургазлиев. Если среднеразмерный электрический кроссовер будет стоить 3,1–3,3 млн руб., то это может заинтересовать отечественных покупателей, допускает он. Экономия на топливе для такого транспортного средства составит до 30 000 руб. в месяц.
«Ведомости» отправили запрос в Минпромторг.
Сейчас китайские автомобили с ДВС не попадают в программы господдержки из-за высокой стоимости, но при этом неплохо продаются. Например, Haval по итогам августа впервые в истории вышел на 3-е место в общем топе продаж в России (2990 машин) и был единственным из крупных брендов, который увеличил продажи – на 26% к августу 2021 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса. Неплохо закончила месяц и Geely, продавшая 1990 автомобилей (спад на 8%). Для сравнения: снижение продаж крупных иностранных игроков в августе составило от 44 до 97%.
Появились вопросы?Спросите наших специалистов!
Вне конкуренции остается бренд BYD. За три первых месяца в РФ зарегистрировали 10 машин этой марки. В теории среди них могут быть не только электрокары, но и гибриды. Но, учитывая тенденции на рынке, скорее всего, среди них были именно «электрички». В частности, на учет встали 4 кроссовера Song, по 2 Tang и Yuan и 2 седана Han.
На фото Алексея Швайкова: редкий для России китайский электромобиль BYD Yuan стоит на зарядке
В модельном зачете в лидеры вырвался кроссовер Skywell ET5. В марте их было зарегистрировано сразу 7 штук. Отметим, что «Китайские автомобили» в ближайшее время опубликуют подробный отчет о тест-драйве этого электрокара.
Растет спрос на полноразмерный кроссовер Hongqi E-HS9. Только в марте были зарегистрированы 3 такие машины, а по итогам квартала их 4. Очевидно, проторили дорогу из Китая в Россию электромобили Hozon. Непосредственно в марте россияне зарегистрировали в ГИБДД 4 экземпляра кроссовера Neta U.
Четыре машины с января по март представил в РФ бренд Weltmeister. Это 3 EX-5 и один W6. Ну и выехал на дороги России первый в этом году Xpeng G3.
Изоляция от Китая повредит немецким производителям
«В Китае зарождается новая индустрия технологий и поставщиков, и китайские автопроизводители смогут воспользоваться этим новым «рогом изобилия», — отмечает Фердинанд Дуденхёфер (Ferdinand Dudenhöfer), глава CAR — Центра автомобильных исследований в Дуйсбурге. По его мнению, главное преимущество Китая — почти беспредельная скорость разработки и внедрения инноваций. «Позвольте мне сказать так: Tesla — это единичное явление, но Китай — это широкое движение, которое порождает множество Tesla», — уверен Дуденхёффер.
Он прямо предостерегает от «антикитайской политики», которая навредит немецким автопроизводителям гораздо больше, чем китайским. «Мы потеряем гораздо больше, а изоляция от Китая поставит немецкую автомобильную промышленность в уязвимую позицию. Инновации сегодня приходят из Китая, и те, кто отрезает себя от него, теряют своих клиентов на международном уровне», — заключил глава CAR.
Какие электромобили можно купить в Германии в 2020 годуПредложение полностью электрических автомобилей в ФРГ к началу нового десятилетия значительно выросло, а их покупатели получают теперь от государства скидку в 5 или 6 тысяч евро.Volkswagen ID.3: народный электромобиль Концерн под названием «народный автомобиль» начал продажи своего главного электромобиля для массового рынка. Он призван повторить легендарный успех VW Golf. По длине и ширине ID.3 соответствует этой модели, но несколько выше. Цена в базовой комплектации: почти 30 000 евро. Минус 9 000 евро скидка до конца 2021 года. Батареи трех размеров, самая мощная должна обеспечить пробег до 550 км.Renault Zoe: лидер немецкого рынкаУже не первый год самый популярный в Германии электромобиль — родом из Франции. С осени 2019 Renault выпускает «полностью обновленный» вариант своего электрического бестселлера. Его теперь можно быстро подзаряжать постоянным током. В ФРГ базовая версия с дальностью пробега 300 км продается по прежней цене: от 22 000 евро. Zoe Life Z.E. 50 c более мощной батареей проезжает 395 км, но стоит 24 000.Tesla Model 3: претендент на лидерствоКультовый американский автостроитель начал поставлять в Германию свою модель среднего класса в 2019 году, и она сразу стала одним из двух лидеров продаж среди электромобилей. Версию Standard Range предлагают за 45-54 000 евро, полноприводная AWD Long Range с двумя электромоторами и дорогой комплектацией может стоить порядка 65-70 000. BMW i3: испытанный ветеранБаварский автоконцерн начал выпускать эту модель в 2013 году, став немецким первопроходцем в деле электромобильности. С тех пор с конвейера сошли, в основном на экспорт, свыше 150 тысяч машин. В Германии i3 несколько раз был в тройке лидеров. Развивать дальше эту модель BMW не намерен, но и снимать с производства после семи лет тоже пока передумал: больно хорошо она продается за 38-42 000 евро.Opel Corsa-e: электрический вариантCorsa вот уже четыре десятилетия — популярный в ФРГ бренд автомобиля малого класса. Осенью 2019 началось производство шестого поколения этой модели, и ее рекламирует Юрген Клопп — тренер футбольного клуба «Ливерпуль». В ролике он садится за руль именно электрического варианта, который компания Opel выпускает наряду с бензиновым и дизельным. Те стоят 14-18 000 евро, а электромобиль — почти 30 000.Seat Mii electric: доступная малютка Nissan Leaf: недооцененный чемпионЯпонцы первыми разработали электромобиль для массового производства и с 2010 года выпустили уже свыше 400 тысяч машин, что сделало Nissan Leaf мировым чемпионом продаж. Однако в ФРГ, в отличие от США, Японии, Норвегии и Великобритании, эта модель особо популярной не стала, хотя и входила в Топ 10. Базовый вариант стоит сейчас от 37 000 евро, Leaf e+ с более мощной батарей — примерно 45 000.Hyundai Kona Elektro: компактный SUVЮжнокорейский концерн называет эту выпускаемую с 2018 года модель «первым полностью электрическим компактным SUV в Европе». На станциях быстрой зарядки вариант Kona Elektro Trend с двигателем мощностью 150 кВт (204 лошадиные силы) заряжается меньше, чем за час, а дальность пробега составляет при идеальных условиях до 449 км. Цена — от 42 000 евро, базовый вариант примерно на 8 000 дешевле.Audi e-tron: настоящий внедорожникСвой первый электрический SUV дочка концерна Volkswagen выпустила в 2019 году для привычного ей премиум-сегмента — и сразу попала в ФРГ в Топ 10 среди электромобилей. Полноприводный Audi e-tron 50 quattro с двумя моторами стоит в Германии от 69 000 евро, включая 19% НДС, а 55 quattro мощностью 300 кВт и дальностью пробега до 430 км — от 81 000. Хотя часть можно вернуть с помощью субсидий.Mercedes EQC: батарейный «Мерседес» Концерн Daimler выбрал для продвижения на рынке Германии своего первого внедорожника на электрической тяге рекламный слоган «Это «Мерседес» среди электромобилей». Его цена — от 71 000 евро, мощность — 300 кВт, дальность пробега при идеальных условиях — 470 км, максимальная скорость — 180 км в час. Полноприводный электромобиль с двумя моторами испытывали, в частности, в условиях шведской зимы.Porsche Taycan 4S: «уцененный» спорткарЭлектромобиль за 185 000 евро? Именно столько стоит Taycan Turbo S. Осенью 2019 года его начала выпускать компания Porsche, прославившаяся спортивными автомобилями. Модель Turbo обойдется в 152 000. Чтобы несколько расширить круг потенциальных покупателей, прибавили третий вариант: Taycan 4S «всего» за 105 000. Его мощность — 390 кВт, дальность пробега — 330-400 км.
Что привезли из Китая в РФ популярные марки
Кроме того, в списке присутствуют и автомобили традиционных для РФ брендов. В частности, по одному Geely Geometry C, Chery EQ5 («Большой муравей» Big Ant) и JAC SOL E10X. Ранее, напомним, такую машину для понимания перспектив изучали на «КамАЗе». Хэтчбеки JAC iEV7S продаются у нас официально. Их парк с начала года пополнился на 20 машин.
А вот Dongfeng X-NV мы бы в список «китайцев» не включали. Как и Siming M-NV (обоих прибавилось по 2 экземпляра). По сути, это Honda, сделанные на совместном предприятии с китайцами.
Ну и еще в РФ появилась еще одна Ora iQ от суббренда Great Wall.
Серьезная конкуренция со стороны китайских автопроизводителей?
Но действительно ли китайские автоконцерны могут составить в Европе серьезную конкуренцию Mercedes, BMW, VW? DW обратилась за ответом на этот вопрос к экспертам.
«Я не верю, что хоть один из китайских производителей может реально конкурировать на равных с европейскими, японскими и корейскими производителями в Европе», — говорит Йохен Зиберт (Jochen Siebert), основатель JSC Automotive, консалтинговой фирмы с офисами в Шанхае и Штутгарте, специализирующейся на китайском авторынке.
По мнению Зиберта, сильные стороны китайских производителей, скорее всего, в «некоторых электронных гаджетах», как он их называет. Примером могут служить караоке для пассажиров или устройства дополненной реальности. Это, конечно, привлечет публику в Китае, но немецкие покупатели несколько более консервативны и, как правило, избегают слишком большого количества электроники, полагает основатель JSC Automotive.
Воспользуйтесь подбором авто прямо сейчас!
Мы вышлем вам несколько выгодных для пригона вариантов автомобилей максимально соответствующих вашим требованиям и рынку России.
Преференции за счет субсидий
Но эта поддержка может вскоре превратиться в серьезную слабость. По словам Себастьяна, ЕС критически относится к протекционизму. «Новые правила, касающиеся субсидий в третьих странах, которые влияют на конкуренцию, могут стать серьезной проблемой для китайских производителей электроавтомобилей», — добавляет эксперт.
«Безусловно, у китайских производителей есть шанс, — подчеркивает Маттиас Шмидт (Matthias Schmidt), бизнес-консультант из Берлина, специализирующийся на рынке электромобилей. — После успеха Tesla надо быть идиотом, чтобы списывать их со счетов».
Штефан Братцель (Stefan Bratzel), директор Центра автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе, на протяжении многих лет регулярно анализирует инновационные премущества производителей электромобилей. «Китайские производители автомобилей, такие как BYD, Nio или SAIC, воспринимаются как все более серьезные конкуренты на европейских рынках. Они также становятся все более и более инновационными в целом, а благодаря сотрудничеству с западными поставщиками качество также находится на должном уровне», — констатирует Братцель
Когда новое – хорошо забытое старое
На фото Wikimedia: Shanghai Maple Haiyu, известный в РФ как SMA C32
Отметим также появление в списке регистраций неэлектрического седана или хэтчбека SMA Maple C32. Эта машина снята с производства более 10 лет назад. И тем удивительнее, что кто-то поставил на учет новый экземпляр. Впрочем, возможно, в документации произошла ошибка. Как знать, не идет ли речь об одном из новых электромобилей Maple, которые совместно выпускают Geely и Lifan?
Китай производит автомобили разных классов
Для BYD это важный шаг в направлении рынка Европы. Потому что компания, которая уже является одним из крупнейших мировых производителей батарей для авто с электроприводом, в среднесрочной перспективе может стать крупнейшим производителем электромобилей, вытеснив Tesla с первого места.
Помимо BYD и Nio, в экспансии участвуют такие корпорации, как SAIC, Geely и Great Wall Motors, или не столь давно созданные компании, такие как Xpeng. Эксперты считают, что почти 20 китайских автомобильных брендов могут вскоре появиться в Европе. Их преимущество в том, что они производят автомобили различных классов, в то время как крупные европейские автопроизводители, включая немецких лидеров, обычно предлагают электромобили только в верхнем ценовом сегменте.
Кроме того, компании в Европе в последнее время страдают от нехватки деталей и микросхем, вызванной проблемами в цепочках поставок, что приводит к простоям производства.
Катастрофа при испытании Landwind
Первая попытка китайских автопроизводителей выйти на европейский рынок закончилась катастрофой, не успев толком начаться. 17 лет назад внедорожник Landwind полностью провалил краш-тест, проведенный экспертами немецкого автомобильного клуба (ADAC), на долгие годы подорвав имидж компании и доверие к китайским автомобилям.
Но это было давно, а сейчас ситуация разительно изменилась. Прокатная фирма Sixt недавно объявила о впечатляющей сделке: мюнхенский гигант хочет заказать 100 000 электромобилей у китайского производителя BYD к 2028 году, и поставки первых из них ожидаются уже в нынешнем году.
Успех благодаря господдержке
Кроме того, существуют, по его выражению, фундаментальные проблемы — по сути, все китайские автопроизводители еще не крепко стоят на ногах. Без постоянной поддержки государства на местном и национальном уровне большинства из них, если не все, сегодня бы не существовало. «Прекрасно зная, что у китайского государства постепенно заканчиваются деньги на еще большие субсидии, все китайские производители устремляются за границу, чтобы там искать удачу», — поясняет Зиберт.
Грегор Себастьян (Gregor Sebastian), аналитик автомобильной промышленности из берлинского Института исследований Китая Mercator (MERICS), также считает, что государственная поддержка — включая ограничения доступа на рынок для иностранных конкурентов или субсидии для китайских производителей электроавтомобилей — в значительной степени способствовала успеху последних до сих пор.