Китайские автопроизводители начали активные поставки своих автомобилей на территорию России. В отечественных автосалонах можно встретить машины разных марок: Chery, Geely, Haval, Changan, Jac и т.д. Все они у себя на родине стоят намного дешевле. Многие логично задают вопрос, почему продающиеся в России китайские автомобили стоят в 2-3 раза дороже, чем в Китае. Давайте в этом разберемся.
В 2022 году продажи новых авто в России упали на 59%, а цены выросли на 24%. Это худшие показатели за последние 20 лет.
В нынешнем году дилеры обещают подорожание еще на 10%. Разбираемся, как изменился российский авторынок и что ждет покупателей в 2023.
Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Цены на китайские автомобили – наверное, одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев.
На фоне сообщений о том, что многие западные бренды планируют уйти из РФ или временно приостанавливают поставки, большую надежду российские автолюбители связывают именно с продукцией китайских брендов. Да, они пока дружно остаются на нашем рынке. Но все новые коллизии ударили и по ним. Как следствие – они подорожали настолько, что в какой-то момент некоторым автокомпаниям даже пришлось сделать шаг назад.
«Китайские автомобили» изучили официальные сайты автокомпаний из КНР и выяснили все текущие цены на новые легковые машины. Для удобства читателей мы традиционно собрали их в таблицах. Теперь не в одной, как прежде, а в нескольких – по каждой модели и каждой комплектации. Из них хорошо видно, что, например, Chery и Exeed подорожали за 2 последних месяца на 38-50%, Haval – на 35-60%, а GAC и FAW – максимум на 22%. Часть брендов и вовсе скрывает текущие цены, предлагая клиентам обращаться напрямую к дилерам. В частности, так поступают Geely и Changan.
Сравнили цены на 1 января и 29 апреля 2022 года
Эксперты аналитического агентства «Автостат» составили наглядный график, который демонстрирует, насколько сильно подорожали популярные китайские автомобили в России в этом году.
За первые четыре месяца 2022 года цены на новые автомобили в России выросли весьма ощутимо, при этом ситуация задела и китайские модели, которые считают наиболее одними из наиболее доступных, а также самых технически оснащённых на рынке.
Для этого использовались данные сайта «Цена Авто» на 1 января и 29 апреля 2022 года. Самый продаваемый в этом году в России китайский автомобиль — Haval Jolion — с начала года подорожал сильнее всех, на целых 71%. Он прибавил миллион рублей.
Также очень популярный в России кроссовер Chery Tiggo 7 Pro подорожал с 1 690 000 до 2 520 000 рублей (+49%). Haval F7 прибавил 53%, подорожав с 1 729 000 до 2 639 000 рублей.
Haval H9 подорожал на 64%, но если раньше его можно было купить менее чем за 3 млн рублей, то в конце апреля он продаётся почти за 5 млн рублей. Exeed VX подорожал примерно на 1,5 млн рублей, а Exeed TXL стал дороже на 1,3 млн рублей.
Минимальный рост цены продемонстрировал FAW Besturn X40, который стал дороже всего на 18%, или на 250 тыс. рублей. Модели Geely не вошли в чарт, так как их цены не указаны на официальном сайте.
Когда я вижу в потоке машин незнакомую модель, всегда думаю: «Наверняка это очередной китаец».
Почти 15 лет в России китайские автомобили покупали плохо, но за последние три года ситуация изменилась. И если раньше это была альтернатива «Автовазу», то теперь конкуренты китайских автомобилей на российском рынке — корейские и японские автомобили.
Дизайн, привлекательный вид и множество электронных ассистентов — сильная сторона современных китайских машин. Но надежность агрегатов, устойчивость кузова к коррозии и безопасность при авариях важнее. Эти критерии сложно оценить в автосалоне при покупке, особенно для новой модели на рынке. Объективную оценку можно дать только через несколько лет эксплуатации. Тем не менее многое можно спрогнозировать.
Я проанализировал наиболее интересные модели китайских кроссоверов, сравнил цены и оценил, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, найти для них запчасти, как обстоят дела с коррозией и почему их покупают все чаще.
В список попали модели по цене от 1,4 до 2,1 млн рублей
Совсем недавно мы публиковали рейтинг самых дорогих китайских автомобилей, который возглявляет Exeed VX, который стоит 4,9 млн рублей. Самый доступный автомобиль в том рейтинге стоит около 3,5 млн рублей, однако в России есть и куда более доступные китайские машины, о которых мы и поговорим.
На сегодня самым дешёвым китайским автомобилем оказался переднеприводный компактный кроссовер FAW Bestune X40. Автомобили 2020 выпуска в базовой комплектации предлагаются по цене от 1 392 000 рублей. Второе место занимает ещё один компактный кроссовер JAC S3, поставляемый в Россию с казахстанского завода «СарыаркаАвтоПром». В базовой версии, лишённой мультимедийной системы с экраном и подогрева, автомобиль стоит 1 420 000 рублей.
Популярный Geely Coolray также попал в бюджетный чарт
Третье место занимает FAW Bestune X80, при этом цена 1 508 000 сохраняется только за счёт того, что FAW до сих пор продает автомобили 2020 года выпуска. Четвертое место досталось компактному кроссоверу Chery Tiggo 4, который стоит от 1 699 900 рублей. Эта версия имеет задние парктроники, подогрев передних кресел и боковых зеркал и кондиционер.
Пятое место занимает Dongfeng DFM 580, который стоит от 1 929 000 рублей. Этот автомобиль предлагает семиместный салон, отделку из экокожи, камеру заднего вида, мультимедийную систему с 8-дюймовым экраном, кондиционер, акустику с шестью динамиками и видеорегистратор.
Также в десятку вошли Changan CS35 Plus (от 1 959 000 рублей), JAC J7 (от 2 000 000 рублей), Geely Atlas (от 2 058 990 рублей), FAW Besturn T77 (от 2 069 000 рублей) и Geely Coolray (от 2 114 990 рублей).
28 мая 2022 в 13:26
На фоне роста доли китайских марок на российском рынке, эксперты агентства «АВТОСТАТ» (со ссылкой на данные АО «ППК»*) решили проанализировать развитие этого сегмента в динамике – от месяца к месяцу, начиная с 2019 года.
Верхний график, отражающий суммарный объем покупок новых китайских легковых автомобилей в целом, позволяет отчетливо видеть, как в 2019 году этот сегмент вырос на 14% до объема 32,6 тыс. единиц, в 2020 году – на 62% до 53 тыс. штук, в 2021 году – на 116% до 114,3 тыс. машин. Именно на 2021 год пришлись главные рекорды «китайцев», когда их ежемесячные показатели неоднократно превышали объемы в 10 тысяч экземпляров.
Также полученная кривая позволяет видеть и падение «китайского» сегмента (вместе с другими) весной 2020 года, когда из-за начала пандемии коронавируса автосалоны некоторое время не работали, и весной 2022-го – на фоне начала украинского кризиса. Впрочем, начиная с апреля, кривая идет резко вверх, поскольку автопроизводители из КНР не присоединились к антироссийским санкциям и активно продолжают работу на нашем рынке.
Что касается нижних графиков, они позволяют видеть динамику рынка у пятерки лидеров китайских брендов – Haval, Chery, Geely, Changan, EXEED. Очевидно, что пока основным драйвером роста «китайского» сегмента на российском рынке является конкуренция между первыми тремя марками.
Сколько автомобилей из Поднебесной числится в России и кто на них ездит? Об этом и не только читайте в маркетинговом отчете «Парк легковых автомобилей китайских марок в РФ и портрет его владельцев», который можно заказать в агентстве «АВТОСТАТ».
* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».
За первые четыре месяца нынешнего года цены на новые автомобили в России выросли весьма ощутимо, однако нам захотелось посмотреть, какова ситуация с китайскими моделями, которые в будущем могут остаться одними из основных на нашем рынке среди иномарок. В этом разбирались эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», используя данные сайта «Цена Авто» на 1 января и 29 апреля 2022 года.
Выяснилось, что самый популярный в РФ китайский автомобиль – Haval Jolion – с начала года подорожал больше других: он вырос в цене на 71%. Разница с январским ценником составила 1 млн рублей. Значительный рост стоимости в десятке самых популярных у россиян «китайцев» показал и его «товарищ» по бренду – Haval H9: его минимальная цена увеличилась на 64%. В январе этот большой внедорожник можно было приобрести менее чем за 3 млн рублей, а в конце апреля он продавался почти за 5 млн рублей.
Отметим, что половина моделей из представленной десятки за указанный период подорожали более чем на 50%. Помимо, Jolion и H9, в этот перечень вошли также Chery Tiggo 8 PRO (+61%), Haval F7 (+53%) и Haval F7x (+51%). И это только рекомендованные производителем цены, которые в дилерских центрах могут иметь другие значения. Минимальный рост РРЦ отмечен у FAW Besturn X40 (+18% или на 250 тыс. рублей). Он же остается самым доступным из нашей десятки.
Также стоит отметить, что в данный перечень не попали модели Geely, которые тоже являются одними из самых популярных среди «китайцев». К сожалению, на официальном сайте дистрибьютора этой марки информация о ценах отсутствует, поэтому сложно оценить, на сколько они подорожали.
Самая актуальная информация о продажах автомобилей из КНР, а также их дальнейших планах, содержится в специальной бизнес-справке «Легковые автомобили китайских брендов в России», подготовленной экспертами агентства «АВТОСТАТ».
Китайский Haval в полтора раза повышает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера завода в Туле. Столь резкое подорожание — редкость в истории российского рынка. Даже на фоне серьезной девальвации рубля раньше моментально издержки в цены перекладывал лишь GM в 2014 году. Однако сейчас ситуация другая: помимо Haval в массовом сегменте в РФ выпускаются лишь модели Lada и работает часть конвейера «Автотора», поэтому предложение ограничено запасами складов. Haval, говорят источники “Ъ”, столкнулся со сложностями с логистикой и дефицитом комплектующих.
Haval поднимает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера, почти на 50%, рассказали собеседники “Ъ” на авторынке, подчеркивая нетрадиционность такого шага.
“Ъ” ознакомился с прайс-листом, сформированным компанией, согласно которому цены на модельный ряд бренда поднимаются на 950–980 тыс. руб., или на 40–50%.
Автозавод Haval в Туле — один из немногих, кто продолжает сборку машин в РФ в легковом сегменте, несмотря на сложности с логистикой. Более того, как сообщалось на форуме рабочих, завод работал в три смены. Однако сейчас, рассказывает источник “Ъ” на авторынке, площадка перешла к работе в две смены и, как и другие предприятия, столкнулась со сложностями с доставкой комплектующих, отгрузки по морю остановились. Запасов запчастей хватит на полтора месяца, но компания «планирует наладить цепочки», говорит собеседник “Ъ”.
Другие китайские автомобили импортируются в РФ. Geely ведет сборку в Белоруссии (СП Geely и БелАЗа «Белджи»), но площадка уже ушла во внеплановый простой с 16 марта до 1 апреля. Как писал Onliner, проблема — в нарушении логистических связей и перебоях в поставках материалов и комплектующих.
На модели Haval, которые уже есть на складах дилеров, цены на прошлой неделе выросли на 20%, говорят источники “Ъ”. Это в целом в пределах повышений по остальным брендам.
Рост на 50% произойдет, если курсы на нынешнем уровне продержатся еще неделю, когда машины будут отгружены, говорит один из собеседников “Ъ”.
В Haval не ответили на вопросы “Ъ”.
Что останется от российского автопроизводства в международной изоляции
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что традиционно действительно цены растут плавно. «Даже после девальвации в конце 2014 года дистрибуторы и импортеры их сдерживали, размазывая повышение,— говорит он.— А те, кто так не делал, например Opel и Chevrolet, сталкивались с остановкой продаж». Тогда моментально наценки в основном вводили дилеры, добавляет он. Однако сейчас ситуация иная, говорит аналитик: непонятно, когда массово новые автомобили появятся у дилеров. При этом производство работает лишь у отдельных заводов, в числе которых Haval, и издержки на доставку постоянно растут.
Ольга Никитина; Булат Баширов, Уфа; Сергей Петунин, Саратов; Александр Дремлюгин, Симферополь; Сергей Толмачев, Воронеж
Дилеры хотят заработать
Чтобы получить выгоду и заработать, дилеру необходимо ещё поднять цену примерно на 15-20%. Также в стоимость автомобиля дилеры включают затраты на гарантийную поддержку. В автосалоне стоимость нового автомобиля ещё больше может увеличиться за счет установки дополнительных опций и оборудования. Именно поэтому автомобиль, который в Китае продается за 600 тысяч рублей, в России может стоить уже 1,5 — 1,8 млн рублей.
Расходы на доставку автомобиля могут достигать 150 тысяч
Для примера возьмем условный автомобиль с объемом двигателя 1,6 литра и мощностью 120 л.с, который в Китае стоит 58 тысяч юаней, что примерно составляет 600 тысяч рублей. Чтобы привезти его в Россию, необходимо заплатить за доставку. Из-за больших расстояний затраты на логистику могут достигать 150 тысяч рублей за один автомобиль.
Технические особенности китайских автомобилей
Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с новейшим трехцилиндровым турбированным двигателем на роботе.
Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Насколько будут надежны такие копии — покажет время. К новым, экологичным и экономичным турбированным двигателям, вариаторам и роботам любых марок и моделей на вторичном рынке относятся настороженно.
Компания Geely оснащает свой новый кроссовер Coolray трехцилиндровым турбодвигателем объемом 1,5 л и мощностью 150 или 177 лошадиных сил, который потребляет бензин с октановым числом не ниже АИ-92.
Некоторые покупатели и автоэксперты опасаются, что ресурс двигателя с такими характеристиками может ограничиться гарантийным периодом, ведь малообъемному двигателю придется тащить тяжелый кроссовер. Тем не менее этот двигатель устанавливают на Volvo XC40 с 2018 года. Еще один двигатель — на Geely Tugella.
Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.
Коробки передач и двигатели Haval технически схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле подписало специальный инвестиционный контракт и планирует в 2022 году локализовать производство собственных двигателей в России.
Популярные в России двигатели Gamma, знакомые российским водителям по автомобилям Hyundai и KIA, тоже производят в Китае, но едут корейские машины более бодро и плавно, чем китайские.
В одном случае проблема китайских авто в том, что в пару ставят классический автомат AISIN и машина почти не едет, в другом связка двигателя и роботизированной коробки передач работает с дискомфортом для водителя. Машина резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но сильно лучше не становится.
Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина кроме крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.
Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.
У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: оно есть, но необработанные участки найти несложно.
К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете китайский автомобиль — рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.
Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.
Chery Tiggo 4 выпускают с 2018 года, и некоторые владельцы уже столкнулись со вспучиванием хрома на декоративной накладке. Дилер меняет ее по гарантии. По оценке сайта Autogener, на кузов этой модели частично нанесли цинкосодержащее покрытие, и первая коррозия может появиться уже через шесть лет.
Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию
от 72 до 144 месяцев в зависимости от модели
Качество сборки. Аналитическое агентство «Автостат» опросило владельцев китайских автомобилей: респондентов спросили, насколько они удовлетворены качеством сборки китайских автомобилей.
Больше всего баллов получила Haval, а меньше всего — Lifan. В опросе приняли участие более 8000 человек, и примерно 4800 из них считают, что качество сборки китайских автомобилей за последние пять лет стало лучше.
Производители китайских автомобилей признают ошибки и готовы их устранять. У Geely при низких температурах текли топливные трубки, потом автомобили загорались. Поэтому объявили отзывную кампанию. Аналогичная отзывная кампания была и у Haval.
Chery проводили сервисную кампанию — это когда владельцев приглашают в сервис, если похожие поломки встречались у пяти машин в стране. У Chery Tiggo проверяли шланги охлаждения трансмиссии и проблемы с дистанционным запуском.
Какие китайские производители представлены в России
В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80. В России наиболее популярны Geely, Haval и Chery. Changan занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей.
Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, которые в той или иной степени принадлежат Geely:
- Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
- Proton — 51% акций автопроизводителя из Малайзии.
- Lotus Motor Cars — 49,9% акций британского производителя спортивных автомобилей.
- London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
- Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.
Модельный ряд Geely в России
5 лет или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена
1,8 л 184 л. с., 2 л 139 л. с. и 2,4 л 149 л. с.
Механика или автомат
Передний или полный
Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. Haval — единственный китайский автопроизводитель, который открыл производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Haval планирует выйти на первое место в России по продажам среди кроссоверов.
Модельный ряд Haval
1,5 л 143 л. с. или 150 л. с.
Механика или робот
36 месяцев или 150 000 км
1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с.
2 л 190 или 218 л. с.
Chery — государственное предприятие, основано в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае.
Модельный ряд Chery
1,5 л 113 л. с. или 147 л. с. и 2 л 122 л. с.
Механика, вариатор, робот
1,5 л, 147 л. с.
1,6 л 186 л. с. и 2 л 170 л. с.
7 лет или 200 000 км
Changan — государственная компания, основанная в 1862 году. Компания занялась автомобилестроением в 1958 году: тогда с конвейера сошел первый военный внедорожник. Есть совместные производства с автопроизводителями Suzuki, Mazda, Ford и Citroen. Changan лидирует в рейтинге надежности среди китайских автомобилей на внутреннем рынке.
Модельный ряд Changan
1,6 л, 128 л. с.
1,5 л, 143 л. с.
1,8 л, 150 л. с.
Запасные части
Гарантия на китайский автомобиль — от трех до семи лет. Если в автомобиле сломается в этот период, официальный дилер закажет запчасть самостоятельно и заменит ее бесплатно по гарантии. Но если автомобиль больше не на гарантии или пострадал в ДТП, могут возникнуть проблемы.
Когда модель только появляется на рынке, для нее еще нет хороших каталогов, по которым можно найти запчасти. Исключение может быть только для автомобилей, построенных на старой платформе. Например, кроссовер Changan CS35 Plus построен на платформе предшественника CS35, который выпускают с 2012 года. В новых каталогах для китайских авто иногда не бьется VIN, нет схем с запчастями или английский язык перемешивается с китайскими иероглифами.
Налоги и пошлины повышают стоимость автомобиля в 2 раза
Далее машину нужно растаможить. Для этого необходимо уплатить около 330 000 рублей в виде таможенных пошлин и сборов. Поскольку импортом и продажей автомобилей в России занимаются юридические лица, то им необходимо заплатить НДС в размере 20%. Данный налог дилеры включают в стоимость автомобиля. В итоге ввезенный из Китая в Россию автомобиль с учетом стоимости доставки, «растаможки», уплаты налогов и сборов становится в 2 раза дороже, то есть, примерно 1,2 миллиона рублей.
Как китайские машины продаются и сколько стоят
Цена всегда была преимуществом китайских автомобилей. Я решил сравнить цены четырех бюджетных китайских автомобилей с ценами четырех конкурентов из масс-маркета.
Для этого я рассчитал среднюю рекомендованную розничную цену каждой модели. Оказалось, что у корейских, японских и европейских автомобилей средняя цена ниже на 6%. Поэтому низкая цена на некоторые китайские автомобили перестала быть их преимуществом.
Средняя рекомендованная розничная цена китайских авто и конкурентов
Дилерские центры и продажи. По данным Russian Automotive Market Research, с августа 2020 в России открылось 138 новых дилерских центров китайских автомобилей, несмотря на то, что общее количество автоцентров всех марок сократилось на 194. У марки Chery и ее бренда CheryExeed открылось больше всего дилерских центров — 74.
Дилерских центров стало больше, поэтому продажи китайских автомобилей увеличились. За 9 месяцев 2021 года продажи Chery выросли на 288%, Haval — на 115%, Geely — на 71%. Только продажи автомобилей Changan упали на 24%.
Продажи китайских автомобилей растут недостатка японских, европейских и корейских автомобилей. Китайские автопроизводители смогли оперативно выйти из кризиса производства после пандемии и удовлетворить спрос поставками своих автомобилей.
Осенью 2021 года нет смысла оценивать ликвидность машин. Новые допоборудования могут стоить ощутимо дороже, чем рекомендует производитель, а машину с пробегом сейчас заберут какую угодно и дорого — она была живая. Вернемся к разговору о ликвидности, когда автомобильный рынок придет в норму.
Эксперты аналитического агентства «Автостат» оценили востребованность китайских автомобилей относительного всех остальных на вторичном рынке. В первом полугодии 2021 года китайские автомобили на 9% хуже сохраняют остаточную стоимость, чем все остальные автопроизводители. При покупке нового автомобиля стоит учитывать, что доверие к китайским автомобильным брендам на рынке подержанных авто пока еще ниже, чем к остальным маркам.
Сколько стоят автомобили Chery и Exeed прямо сейчас
Chery свои цены на машины до сих пор не скрывала, последовательно меняя прайсы. И примечательно, что теперь компания была вынуждена предложить клиентам прямые скидки. Как альтернативу выгоде по корпоративным финансовым акциям. Дисконт при полной оплате за авто доходит до 220 тысяч рублей – в случае покупки Tiggo 8 Pro или Exeed VX. Беда только в том, что даже с учетом внушительных скидок рост цен за 2 месяца составляет около 40%.
В таблице: актуальные цены на автомобили Chery и Exeed в России (на 6 апреля 2022 года)
Добавим, что таблицы, где указаны все актуальные цены на новые машины, будут доступны на сайте «Китайские автомобили» в режиме онлайн. Мы постараемся обновлять информацию ежедневно. Но призываем и наших читателей оперативно сообщать об изменениях в прайс-листах любым удобным способом.
Безопасность
Китайские автомобили тестируют на безопасность по методике Это китайский аналог комитета по проведению независимых и оценке активной и пассивной безопасности. Почти все автомобили, которые проходят китайские испытания, получают пять звезд безопасности: Geely Atlas, Chery Tiggo 8, Changan CS55, Haval F7.
Даже в самом Китае сомневаются в объективности этих тестов. Китайские кроссоверы не проходили испытания европейского Euro NCAP. Поэтому проверенных и объективных данных о безопасности нет.
Единственные китайские кроссоверы, которые получили пять звезд безопасности Euro NCAP — это Link & Co 01 и электрокар NIO ES8. Link & Co принадлежит компании Geely, а модель 01 построена на платформе Volvo XC40, известного своей безопасностью. Это не серийные автомобили и больше похожи на Volvo, у которых поменяли дизайн и название модели.
У китайских автопроизводителей есть средства, чтобы провести не только в своей стране. Наверное, даже 4 звезды Euro NCAP серийному китайскому автомобилю небывалые продажи. Есть ощущение, что все это не просто так.
Политика по запчастям, видимо, такая
директор регионального магазина запчастей Exist
Пока что рано говорить про совсем свежие модели. В основном люди обращаются к нам с подержанными автомобилями. Могу однозначно сказать, что купить запчасти на китайский автомобиль — проблема, и вот почему.
Запчастей нет в наличии на складах: в основном сложно найти и дождаться детали интерьера, внутрисалонную электрику, мелкие детали экстерьера, многие компоненты двигателя, ремкомплекты для агрегатов и много чего еще.
Качество деталей отвратительное. Якобы оригинальные детали в большинстве случаев очень некачественные. Насосы гидроусилителя руля, генераторы, стартеры, рулевые рейки, суппорты могут прийти и вовсе после ремонта на скорую руку.
Много явного контрафакта, который китайцы и присылают. По одному и артикулу могут прийти абсолютно разные детали. Поэтому люди при любой возможности стараются заказывать аналоги от других марок. Прямых кроссов на аналоги нет, поэтому люди ищут информацию в сети.
Каталоги запчастей очень плохие, а еще они есть далеко не для каждой машины. Банально артикулы не можем найти. Приходится гуглить и искать информацию по форумам. Складывается впечатление, что производитель не очень задумывается о том, что будут делать владельцы машин с пробегом. Видимо, политика такая: поездил, скажем, пять лет — старую машину под пресс, купил новую.
У остальных производителей внятные каталоги есть, и в них можно найти, а вот с китайцами проблема. Несмотря на это, в части производства новых автомобилей китайцы очень выросли. Думаю, через они достигнут уровня корейцев.
Китайские автопроизводители говорят, что их автомобили полностью собраны из дорогих европейских компонентов. Якобы все датчики Bosch, подвеска точь- как у RAV4, сцепление LUK, ролики-подшипники FAG, но это только часть правды.
Важно помнить, что в машине немало китайских запчастей. И те несколько недель, что неизбежно потребуются для доставки, владельцу негарантийного китайского автомобиля придется обходиться без машины. Сложно представить такое с корейским, японским или европейским автомобилем.
Что повлияет на цены в 2023 году
В первые месяцы покупатели ощутят перемены. На остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже.
В декабре 2022 Минпромторг заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок.
Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.
Инфляция и курсы валют — факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на инфляции. По итогам 2022 года она составила 12%, а в 2023 Центробанк прогнозирует . Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7%. Глава «Автоваза» заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.
Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30%. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился — сложностей с поставками комплектующих.
Схема параллельного импорта не покроет потребности рынка, считают аналитики. В 2022 году продали 1,5 млн автомобилей, ввезенных таким способом.
Российские автопроизводители увеличат выпуск. Минпромторг прогнозирует рост производства автомобилей в стране на 30%, то есть как минимум до 800 тысяч. Главной движущей силой на авторынке должен стать «Автоваз». Концерн планирует производить до 400 тысяч машин и, возможно, наладить сборку иномарок. На заводах «Москвич» и «Хавейл» тоже будут наращивать производство. В первой половине 2023 должны возобновить работу бывший завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге и «Автодом» в Подмосковье.
Стоимость отечественных авто меньше подвержена изменениям падения рубля, но зависит от цен на зарубежные компоненты. Эксперты прогнозируют подорожание автомобилей российских марок на .
На рынке будет много машин с пробегом в сегменте «». Их в достаточном количестве везут рубежа. Объемы поставок будут зависеть от курса рубля, поскольку запас маржинальности по таким операциям меньше, чем при поставках новых авто.
Что купить в 2023 году
В 2023 основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок.
Автомобили массового сегмента, ввезенные по параллельному импорту. Их будут везти как частные продавцы, так и официальные дилеры японских, немецких и корейских брендов: сейчас для них это единственная возможность пополнить склады. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20%. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.
Пока что мы выпустили две подборки с такими автомобилями. По ним примерно можно понять, что откуда везут и сколько это стоит:
Корейские автомобили. Иномарки массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендаев и Киа, их хватит еще на
Китайские бренды. В 2022 году они заняли почти 30% российского авторынка, а в 2023, по оценкам их доля превысит 40%. За год число дилеров китайских марок в России выросло в полтора раза. Есть шансы, что в 2023 на рынок выйдут новые игроки: например, марка Hongqi, суббренд FAW, и «Ливан», суббренд «Джили».
«Чери» обновит модельный ряд: появится новый седан Арризо, рестайлинговые версии и Тигго 8, а также новый гибридный кроссовер с тремя двигателями.
«Чанган» будет поставлять лифтбэк купе-кроссовер и флагманский кроссовер CS95.
GAC готовит для России три новинки: кроссовер нового поколения, минивэн второго поколения и кроссовер GAC GS3.
«Джили» и суббренды группы выпустят более десяти новых моделей, в том числе седан Эмгранд L, кроссоверы FX12, G426, Монджаро и Окаванго.
«Эксид» начнет продавать купе-кроссовер Атлантикс, седан, гибриды и электрокары.
JAC уже начал продавать кроссовер JS6.
Концерн Great Wall будет поставлять Tank 300, Tank 500, а также доработанные пикапы Great Wall Poer для очень плохих дорог.
Отечественные производители поставили цель увеличить производство. «Автоваз» собирается занять до 50% рынка.
Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.
«Автоваз» в ближайшие месяцы планирует выпускать менее зависимые от импортных компонентов модели — Лада Веста и Нива. А во второй половине года займется бывшим заводом «Ниссан» в Санкт-Петербурге и наладит там сборку новых моделей Лады — C- и Всего в плане более 400 тысяч машин. При этом у производителя сохраняются проблемы с поставкой микросхем, поэтому машины могут подорожать на .
«Автодом» в Подмосковье планирует возобновить выпуск автомобилей премиум-класса, не связанных с «Мерседесом».
«Автотор» в Калининграде вместо Киа, Хендаев и БМВ будет собирать бюджетный седан Kaiyi Xuandu и китайские кроссоверы и X35. Производственный план на 2023 год — до 70 тысяч автомобилей.
Группа «Соллерс» обещает запустить бывший завод «Мазда» во Владивостоке, он простаивал с мая прошлого года. Предприятие может начать производство кроссоверов среднего ценового сегмента. Задача на этот год — выпустить не менее 15 тысяч автомобилей.
Интерьер и экстерьер китайских автомобилей
Комплектация. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.
В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.
Несмотря на богатую комплектацию, владельцы китайских автомобилей отмечают неудобную эргономику и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые неприятные мелочи, на которые также жалуются владельцы разных китайских кроссоверов:
- ковры, которые плохо держатся и скользят по полу;
- неудобные для дальних поездок сиденья;
- слишком маленький бачок омывателя;
- пластиковый бензобак, который ничем не защищен со стороны днища.
Внешний вид и дизайн. Китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые даже здорово. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. Тем не менее во многих случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado, а Geely Tugella — BMW X6.
Китайские автопроизводители меняют модельный ряд под запросы покупателей. Если им кажется, что дизайн автомобиля устарел, они выпускают новую модель. Так случилось с Geely Atlas, на смену которому пришел Atlas Pro и Coolray.
Что влияло на цены в 2022 году
👎 Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов — российских и китайских. В начале 2022 было 60.
👎 Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3%, если сравнивать с апрелем. Простой заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей — и продажи весной сократились на 83,5%. Такого спада не было даже в пандемию.
В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.
👍 Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.
Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, «Автоваз» запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене.
Отдельно о вторичном рынке. Весной владельцы откладывали покупку новой машины общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы В результате эксперты отметили, что на рынке стало меньше автомобилей в сегменте «до 7 лет».
Во второй половине года сегмент машин с пробегом также расширялся благодаря ввозу границы: за 11 месяцев поставили 221 тысячу машин из Японии, Беларуси, Южной Кореи, Германии, Армении и Киргизии. Объемы авто увеличились на 82,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам года через Владивосток ввезли почти 200 тысяч машин: Тойоты, Мазды, Ниссаны, Хонды, Субару и Сузуки.
К осени средневзвешенные цены снизились на 13% по сравнению с апрелем и маем. Эту тенденцию также объясняют отсутствием премиальных авто на складах и ростом доли Лад.
Сколько стоят автомобили Haval прямо сейчас
До последнего времени цены на свои автомобили не показывал и Haval. Напомним, что 16 марта мы выяснили, что кроссовер F7 подорожал с 6 февраля на 40-60%. После того, как официальный курс валют стабилизировался на приемлемом уровне, компания все-таки выставила прайс-листы. И оказалось, что сегодня стоимость той же модели уже несколько ниже, чем была 3 недели назад. Хотя и гораздо выше, чем 2 месяца назад.
В таблице: актуальные цены на автомобили Haval в России (на 6 апреля 2022 года)
Кстати, цены на обновленные модели F7 и F7x почему-то еще скрыты, кроме минимальных. Но динамика стоимости базовых комплектаций говорит о том, что и рестайлинговые кроссоверы прибавили примерно 40%. Ну а внедорожник Haval H9 наконец возглавил рейтинг самых дорогих «китайцев», опередив и кроссовер Exeed VX, и минивэн GAC GN8.
Кузовные элементы
Цены на кузовные элементы для китайских автомобилей выше, чем для моделей конкурентов из других стран. Чем новее модель, тем дороже на нее запчасти и тем дольше они будут ехать на пункт выдачи заказов: некоторые детали кузова придется ждать до двух месяцев. Поэтому быть виновным в ДТП на китайском автомобиле гораздо более накладно, чем на аналогичном по цене автомобиле корейского или европейского производителя.
Цены на кузовные элементы для китайских машин
Завод Haval работает в Туле с 2019 года, мощность 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.
У Geely с 2017 года завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют и продают на российском рынке.
Changan открывала крупноузловую сборку автомобилей Changan CS35 в 2016 году на базе Липецкого механического завода. Но к 2019 году все производство перенесли в Китай.
Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили Chery производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. Все модели для российского рынка сейчас импортируют из Китая.
Кратко о китайских машинах
По данным Ассоциации европейского бизнеса за 2020 год, в Китае три лидера по продажам: Volkswagen, Honda и Toyota. Китайский автопроизводитель Changan на четвертом месте. В Китае предпочитают ездить на автомобилях европейского и японского производства.
Китайские автомобили покупают, потому что купить другие сложнее. Покупателям не нравится, когда навязывают дополнительное оборудование на сотни тысяч у автодилеров японских и корейских автомобилей. Большинство китайских автомобилей можно купить в кредит без дополнительного оборудования или немного выше рекомендованной розничной цены.
Богатая комплектация и привлекательный дизайн — главные преимущества китайских автомобилей. При покупке нового автомобиля это оказывает приятное впечатление на покупателя.
Проблемы, с которыми может столкнуться владелец китайского автомобиля:
- Более дорогие кузовные элементы и запчасти, которые к сложно подобрать, заказать и дождаться.
- Спорный уровень безопасности. Ни один китайский автомобиль из этой статьи не проходил тест Euro NCAP.
- Спорная устойчивость к коррозии.
Для того чтобы заработать хорошую репутацию во всем обществе, китайским автопроизводителям предстоит доказывать, что их автомобили надежные, безопасные и качественные. Восприятие китайских автомобилей в России начало меняться, но для полноценного признания должны пройти годы.
Что происходит с рынком автомобилей в России
Новые автомобили за год подорожали на 24%, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки — на 39,1%. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6%.
Главный скачок цен произошел в марте — в среднем на 23%, хотя были повышения до 60% на отдельные модели. С продажами весной тоже было тяжелее всего: число объявлений на упало вдвое относительно начала года.
Летом и осенью цены медленно падали. Средневзвешенная цена установилась на уровне чуть выше 2 млн рублей, это на 13% ниже показателей апреля — мая. Предложений о продаже по сравнению с мартом стало на 58% больше.
Изменилась сама структура рынка. Доля авто в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза. С автомобилями от 3 до 5 млн рублей все наоборот: предложений стало втрое больше.
К концу года российский авторынок так и не достиг докризисного уровня. Теперь около 40% рынка приходится на Лады, еще 30% — на автомобили китайских брендов.
Динамика цен на популярные автомобили в России, по данным «Автостата»
Автомобили с пробегом подорожали на — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и Больше всего цены выросли на трехлетние машины — на 39%, семилетние подорожали на 32%.
Вторичный рынок повторил тренд новых авто: весной цены увеличились на 19,9% в сравнении с концом 2021 года. В марте продавцы придерживали машины, дожидаясь более спокойного периода. Число предложений от дилеров сократилось на 22%, от собственников — на 9%, от профессиональных продавцов — на 13%.
В сентябре цены были на 28% выше, чем в конце 2021 года, после чего началось плавное снижение. В декабре рост цен по сравнению с ноябрем составил 11,3%, а продажи стабилизировались.
Трехлетняя в январе 2022 стоила около 2,56 млн рублей, а в апреле подорожала до 3,42 млн. Однако затем именно Тойота дешевела сильнее конкурентов, сейчас средняя цена по регионам — 2,6 млн
Профильное кредитование падает вместе с авторынком
Собеседник “Ъ” в Уфе, связанный с авторынком, подтвердил, что стоимость автомобилей Haval выросла на 50–60%. В воронежском дилерском центре Haval сообщили, что цены выросли на 50%, в саратовском — что пока продажи и отгрузка автомобилей поставлены на паузу: «Повышать цены самостоятельно мы не имеем права, ждем, когда пришлют новый прайс». В Крыму, сообщили “Ъ” представители дилера Haval, новые автомобили марки подорожали примерно на 40%, других китайских производителей — Geely, Chery, Changan — на 20–30%.
При этом дилеры не дают прогнозов, отмечая, что цены на автомобили поднимаются «буквально каждый день». Проверить рекомендованные розничные цены на сайте Haval оказалось невозможно: они скрыты для всех моделей. Собеседник “Ъ” говорит, что концерн пошел на такой шаг осознанно из-за частого пересмотра.
Источники “Ъ” в автоконцернах, которые давно работают на российском рынке, поясняют, что «обычно бренды так не делают», размазывая подорожание». Однако в целом повышение неизбежно, полагают дилеры.