Какие машины можно привезти из Китая в Россию и как это сделать, рассказали участники этого теневого рынка, который образовался в нашей стране в последние месяцы.
Китайские автопроизводители начали активные поставки своих автомобилей на территорию России. В отечественных автосалонах можно встретить машины разных марок: Chery, Geely, Haval, Changan, Jac и т.д. Все они у себя на родине стоят намного дешевле. Многие логично задают вопрос, почему продающиеся в России китайские автомобили стоят в 2-3 раза дороже, чем в Китае. Давайте в этом разберемся.


Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU — Импорт автомобилей и спецтехники из Китая в Россию за 11 месяцев 2022 года увеличился в 1,5 раза, сообщил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимир Булавин в эфире телеканала «Россия 24».
«За 11 месяцев было ввезено 106 тысяч китайских автомобилей, что практически на 50% больше, чем в прошлом году. Кроме легковых автомобилей ввозилась специальная техника — 142 тысячи различных специальных автомобилей ввезено, это тоже почти плюс 50% к прошлому году», — сказал он.
Булавин отметил, что общий товарооборот с Китаем с начала года вырос к декабрю на 26%, до $159 млрд.
Около 60% всех подержанных автомобилей, которые с начала года были импортированы в РФ, ввозились из Японии, отметил он. Товарооборот с Японией, по словам главы ФТС, снизился на 36%.
ФТС России весной приостановила публикацию данных об импорте и экспорте. Булавин заявлял, что это временная мера, которая позволит избежать «некорректных оценок, спекуляций и разночтений».
По данным АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК, совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и аналитического агентства «Автостат»), за 11 месяцев 2022 года физические и юридические лица ввезли в Россию 161,7 тыс. новых легковых автомобилей и 221,3 тыс. легковых машин с пробегом. Импорт последних с начала года взлетел более чем на 80%. Из общего числа ввезенных в РФ новых автомобилей 60% — китайские. Из автомобилей с пробегом около 60% — японские.
Импорт легковых автомобилей и автозапчастей из Китая в Россию не растет, несмотря на то, что после ухода европейских поставщиков конкуренции не осталось.
Причин как минимум две — проблемы с логистикой и невысокий спрос. Автоэксперт говорят, что автоконцерны из Китая не станут резко наращивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясного будущего российского автопрома.
По подсчётам аналитиков, импорт легковушек из КНР снижается с апреля. В прошлом месяце он сократился до 32 млн долларов против 84,6 млн долларов.
Для сравнения, в апреле фиксировалась цифра в 190,7 млн долларов. Импорт комплектующих и запчастей в РФ из Китая сильнее всего «просел» в марте. Тогда в страну было ввезено автокомпонентов на сумму в 76,3 млн долларов против 117,1 млн долларов в феврале. Результат мая — 81,3 млн долларов.
Отмечается, что китайские автозапчасти в РФ ввозят не только производители КНР, но и отечественные компании.
Тот же «АвтоВАЗ» после ухода Renault из России стал искать альтернативных поставщиков в Поднебесной. Камский автозавод сотрудничает с JAC. А ещё китайские автозапчасти используют ГАЗ и УАЗ.
***
Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
Импорт легковых автомобилей и компонентов из Китая в Россию не растет, несмотря на исчерпание запасов европейских автомобилей и приостановку производства на АвтоВАЗе. Это объясняется как слабым спросом на российском авторынке, который продолжает падать, так и сложностями с логистикой. Аналитики полагают, что автоконцерны из Китая не будут резко увеличивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясности будущей политики российских властей в автопроме.
Импорт легковых автомобилей в РФ из Китая сокращается с апреля и в мае упал почти до $32 млн против $84,6 млн месяцем ранее и $190,7 млн в марте, следует из таможенной статистики КНР. В данных учтены все легковые автомобили вне зависимости от типа и объема двигателя.
При этом импорт комплектующих и запчастей в РФ для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте: было ввезено компонентов на $76,3 млн против $117,1 млн месяцем ранее. К маю объем ввоза составил $81,3 млн, что все равно ниже объемов начала года. Запчасти и комплектующие из Китая, помимо местных производителей, также ввозят традиционно российские автоконцерны. Например, АвтоВАЗ при замещении поставщиков после выхода Renault частично переориентируется на компании из КНР, а КамАЗ имеет партнера в лице китайского JAC. Частично комплектующие из Китая поставляются на ГАЗ и УАЗ.
Готовые автомобили в РФ из Китая ввозят Chery, Changan и другие. Geely собирает автомобили в Белоруссии, Haval — в Тульской области. При этом Haval недавно обновил ОТТС на модель Dargo, добавив в производители в том числе площадку Great Wall в китайском городе Баодин.
За последнюю неделю — с 13 по 19 июня — в РФ было зарегистрировано 6,9 тыс. машин, что на 2,2% меньше, чем неделей ранее, подсчитал «Автостат», основываясь на данных электронных ПТС.
В топ-20 вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала 455 автомобилей, заняв четвертое место после традиционных лидеров (Lada, Kia и Hyundai), а ее премиальный бренд Exeed — 167 машин. Продажи Geely составили 348 автомобилей, Haval — 334 штуки, а Changan реализовал 30 машин, замкнув топ-20. Все эти марки нарастили продажи. Впрочем, по данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам пяти месяцев доля китайских брендов возросла в среднем не более чем на 1 процентный пункт.
Почему китайские авто в РФ вдвое дороже, чем в Китае
И почему по параллельному импорту к нам не везут действительно бюджетные автомобили.
Материалы по теме
В России стали внимательнее следить за новинками автопрома в Китае. И речь не только о продукции китайских марок, а о любых вообще. В Поднебесной есть и Форды, и Киа, и Лексусы, а также любые другие. То есть, можно заказать у дилера и привезти любую модель любого производителя.
Кроме того, китайский авторынок огромен – он сегодня самый крупный в мире (в 2022 году там было продано почти 27 млн новых машин). Значит, опасаться, что власти Поднебесной запретят вывоз машин в Россию из-за их нехватки на внутреннем рынке (как было с Белоруссией и Казахстаном), не стоит.
Как формируется наценка?
Казалось бы, можно сэкономить, заказав в Китае бюджетный автомобиль, который стоит там, в переводе на рубли, тысяч 600. Но при растаможке цена машины вырастет в полтора раза. Возьмем некий седан с 1,6-литровым мотором мощностью 120 л.с. Потратив на его покупку 600 тысяч рублей, нужно также оплатить сбор (3100 руб.), таможенную пошлину (324 000 руб.) и утилизационный сбор (3400 руб.). Итого 330 500 руб. Плюс доставка около 150 тыс. рублей (до Москвы). И вот стоимость машины увеличилась до 1 080 500 рублей.
А если дилер ввозит и перепродает такой автомобиль, то платит также НДС. Итог – автомобиль получается дороже практически в два раза.
Мнение специалиста
Сергей Зиновьев, эксперт «За рулем»:
– Бюджетные модели к нам не попадают. Ни параллельным импортом, ни каким-нибудь еще. Причина проста – ввозить их нерентабельно. К начальной стоимости машины добавляются таможенный и утилизационный сборы, расходы на доставку и легализацию (например, получение СБКТС и ЭПТС). Для новой машины с мотором 1.5 автоматически набегает свыше 600 тысяч рублей. Плюс НДС.
Многие дилеры закладывают в цену еще и потенциальные затраты на гарантийную поддержку (двухлетняя «дилерская» гарантия). А дилеру еще и маржа нужна, не торговать же в минус. Именно поэтому всё привезенное из Китая стоит у нас почти в два раза дороже, чем в Китае.
Так что основной ценовой диапазон для большинства «параллельных» иномарок из Китая – 2,5–3,5 млн рублей.
Узнать о том, чем отличаются китайские версии американских, японских и корейских моделей вы можете в февральском номере журнала «За рулем» – уже в продаже.
Материал подготовлен по мотивам статьи Сергея Зиновьева «Посылки из Китая», опубликованной в номере 2.2023 журнала «За рулем».
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Рекордные 203 тысяч автомобилей было ввезено в 2022 году физическими лицами через таможни Дальнего Востока. Основной поток традиционно составляют праворульные автомобили из Японии. При этом, в прошлом году заметно выросло количество ввозимых автомобилей из Южной Кореи, а также отмечены первые случаи ввоза новых машин из Китая, сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин.
По словам Ладыгина, ввоз новых и подержанных автомобилей в 2022 году вырос по сравнению с 2021 годом в 1,7 раза. Как сообщалось ранее, более 197 тысяч автомобилей были оформлены таможенными постами Владивостокской таможни.
В январе этого года через таможни Дальнего Востока оформлено 22 тысячи автомобилей, что в 1,5 меньше, чем в ноябре и декабре 2021 года.
Думаю, в какой-то степени рынок уже насытился. Считаю, что в этом (2023) году количество автомобилей, которые ввозятся из-за пределов РФ через нас, резко не возрастет,
— сказал начальник ДВТУ Юрий Ладыгин.
Он также отметил, что несмотря на снижение количества ввозимых машин в январе по сравнению с последними месяцами 2021 года, ДВТУ продолжает держать на контроле это направление. При необходимости увеличивается число выпускающих инспекторов или продлевается их рабочее время.
В январе 2023 года «параллельный импорт» занял 8% в структуре продаж новых легковых автомобилей в России, подсчитало АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК).
По данным компании, рынок новых легковых автомобилей в РФ в январе был на уровне 45,231 тысячи штук (-20,3% к декабрю 2022 года).
Доля производимых в РФ автомобилей отечественных марок и иномарок местной сборки в помесячной структуре продаж за январь этого года упала до 61% с 82% в том же месяце годом ранее. При этом 8% рынка в январе этого года составили машины, ввезенные из-за рубежа по механизму «параллельного импорта». То есть, машины, которые были ввезены в РФ не официальными дистрибьюторами, а различными иными путями, через физлиц и юрлиц.
«Основной объем того, что продавалось в январе 2022 года (62%), составляли иномарки российской сборки, плюс ещё 20% собственно российских марок. То есть, 82% рынка производилось у нас в стране. Импорт был 18% и, в основном, официальными дистрибьюторами. Сейчас мы видим, что 41% — это российские марки по происхождению. Уменьшается количество продаваемых иномарок российской сборки, которые остаются на складах. То, что осталось, по январю — 20%. Еще 31% — ввоз из Китая, по большей части официальными дистрибьюторами. И 8% — это так называемый «параллельный импорт», — сообщил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов на онлайн-конференции.
По подсчетам «Автостата», за январь 2023 года в РФ было ввезено в общей сложности 25,43 тысяч новых легковых автомобилей. Небольшое снижение показателя с 30-тысячной отметки, достигнутой в декабре, связано с праздничными днями, отметил Удалов.
«Январь к январю по новым автомобилям динамика ввоза плюс 62% — это 25,43 тыс. ввезенных в страну новых автомобилей. По автомобилям с пробегом мы в декабре доходили до 40 тысяч практически. Мы видим, что с осени динамика ввоза стабилизировалась, и мы сейчас примерно на уровне 35-40 тыс. автомобилей с пробегом ввозятся в страну. Понятно, что к прошлому году это уже более чем вдвое рост», — сообщил эксперт.
23 ноября 2022, 00:28 /
За 10 месяцев 2022 года он вырос на 31% и составил $3,61 млрд
В нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией / Евгений Разумный / Ведомости
Ввоз в Россию китайских автомобилей в октябре 2022 г. вырос до $560 млн, что на 27% больше, чем в январе текущего года, и является историческим рекордом, следует из данных главного таможенного управления КНР. Общий объем импорта автомобилей из Китая за январь – октябрь 2022 г. составил $3,61 млрд, что на 31% больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и уже больше, чем за весь 2021 год ($3,45 млрд). В 2019 г. импорт был $1,7 млрд, а в 2020 г. – $1,6 млрд.
В структуре автомобильного импорта за 10 месяцев 2022 г. преобладают легковые автомобили ($1,08 млрд). Далее идут грузовики ($1,06 млрд), автокраны и иной спецтранспорт ($250 млн) и автобусы ($970 млн), а на запчасти и комплектующие приходится еще $1,12 млрд.
В октябре по сравнению с январем импорт китайских грузовиков вырос в 3,5 раза (до $179 млн), спецтранспорта – в 5 раз (до $46 млн), автобусов – в 7,4 раза (до $24 млн). А вот легковушки, импорт которых составил $181 млн, пока еще не вернулись на прежний пик января 2022 г., когда поставки составили $228 млн. Но их импорт стремительно набирает обороты после летнего обвала: в августе машин ввезли всего на $26 млн, что было в 9 раз меньше, чем в начале года. Если темпы роста поставок сохранятся, то в ноябре будет рекорд и по легковым автомобилям.
Общие продажи «китайцев» в январе – октябре 2022 г. составили 84 600 шт., сообщил «Ведомостям» представитель «Автостата». Это 16,3% от общего рынка новых автомобилей, который составил 518 000 машин. Если в первой половине 2022 г. их доля на российском рынке была 11%, то в III квартале 2022 г. – 26%.
В октябре объем рынка новых легковых автомобилей в России составил 43 300 шт., что на 63% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 г. Китайских автомобилей на нем было продано уже 12 700 шт., или 29%, следует из данных «Автостата». Лидером по продажам новых машин является Haval (4316 шт. в октябре), далее идут Chery (3838 шт.) и Geely (2483 шт.).
Из-за санкций российский рынок покинули европейские и японские автогиганты. Если в 2021 г. российский рынок составлял 1,52 млн автомобилей, то за 10 месяцев 2022 г. – почти в 3 раза меньше. Это спровоцировало дефицит и рост цен на автомобили. Если в начале года новая иномарка стоила 1,36 млн руб., то в конце марта – 1,9 млн руб., следует из данных Росстата, и примерно на этом уровне остается сейчас (1,94 млн руб.).
При этом китайские автомобили, на которые сейчас приходится делать ставку российским автодилерам, оказались не слишком выгодным товаром («Ведомости» писали об этом 11 ноября). Это связано с полумонопольным положением производителей из КНР в России, нехваткой машин, высокими ценами на них и низкой маржей, говорили участники рынка.
Дефицит по-прежнему существенный, и снижения цен не происходит. «Объем рынка новых легковых автомобилей китайских марок может составить 110 000–115 000 шт.», – прогнозируют в «Автостате». Это будет примерно тот же уровень, что и в 2021 г., когда продажи «китайцев» составили 114 263 шт.
Тем не менее в нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по заполнению российского рынка своей продукцией. «В 2023 г. крупнейшие автоконцерны Китая настроены в разы нарастить продажи в России – до 500 000 машин», – говорит заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. Это позволит снизить цены на машины, хотя ценник будет падать не напрямую, а через предоставление дополнительных опций. «В среднем «китаец» сейчас стоит от 2,2 млн до 4,5 млн руб. И машина стоит своих денег. Завышены ценники скорее на европейцев», – добавляет Стариков.
Маловероятно, что кто-то из иностранных автоконцернов перезапустит свои заводы в России, а значит, Китай продолжит здесь укрепляться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Более того, технике из КНР по ряду позиций в России пока нет альтернативных вариантов.
Августовские локальные изменения законодательства упростили процедуру ввоза крупных партий автомобилей юридическими лицами. Результат стал заметен к началу зимы. Дилерские сети начали завозить новые машины уже не десятками, а сотнями, порой – и тысячами. В России стали доступны свыше 500 моделей 85 марок – поразительное изобилие.
Материалы по теме
При всём уважении к ОАЭ и Казахстану, у них все-таки маленькие автомобильные рынки. Суммарно могут выделить нам порядка двух-трех тысяч машин в месяц. При потенциальном спросе до 50 тысяч этого недостаточно. Как и следовало ожидать, главным источником новых «параллельных» автомобилей стал Китай.
Собственные изделия китайских производителей попадают к нам преимущественно по официальным заводским каналам – число китайских брендов постепенно растет. А попутно в автосалонах появились привычные машины привычных брендов – японские, европейские и американские.
Китайские версии привычных моделей
Тут возникает много вопросов. Например, Ford Focus – это какой Focus и чем отличается от того, что продается в Европе? Китайский Kia Sportage – тот самый, к которому мы привыкли, или какой-то другой? Mazda CX‑4 – она японская или нет?
Материалы по теме
При внимательном изучении становится ясно, что из Китая к нам везут только модели, изначально разработанные сугубо для китайского рынка. Очевидно, при таком раскладе не нарушаются авторские права фирм, оборвавших отношения с Россией.
Всё очень запутано из-за глобализации, маркетинговых хитростей и моде на создание суббрендов. Сделано многое для того, чтобы потребитель не мог толком понять, что именно покупает – машину уважаемой марки или только шильдик. Ничего, постепенно разберемся.
Цены: от 2,99 до 3,52 млн рублей. Выпускают с 2016 года. Предназначается только для китайского рынка. Кросс-купе на шасси хорошо знакомой нам Мазды CX‑5. Колесная база идентична, но CX‑4 чуть длиннее и на 13,5 см ниже. В продаже пока только переднеприводная версия с 2‑литровым атмосферником (158 л. с.) и шестиступенчатым автоматом.
Агрегаты те же, что на CX‑5, и это хорошо – двигатель линейки Skyactiv и автомат FW6A-EL (исходно – Aisin) славны надежностью и достойным ресурсом. Фактически это японский автомобиль китайской сборки с высоким уровнем локализации.
Предлагается только хэтчбек. Цена: от 2,4 млн рублей. Выпускается на СП Changan Ford и по кузову являет собой европейский Focus, но разница всё же есть. Оснащение очень богатое. В том числе и потому, что простые версии не везут – только топовую с довольно капризным наддувным двигателем 1.5 семейства EcoBoost (177 л. с.). Мотор создавали для Mondeo, и на европейских Фокусах его нет – только на китайских. Вместо европейского восьмиступенчатого автомата здесь шестиступенчатый – попроще.
Для этой машины – да и прочих автомобилей «только для китайского рынка» – определенной проблемой станут запчасти. Расходники найдутся, но что-то иное придется заказывать и подолгу ждать.
Цены: от 2,49 млн рублей. У нас, возможно, носил бы имя Jetta. Четвертое поколение Боры существует в природе только «для китайского рынка». Седан размером почти как Skoda Octavia предыдущего поколения (А7) – колесная база различается на 2 мм. Они родственники и сильно перекликаются по агрегатам.
Топовая версия Боры оснащена наддувным мотором 1.4 TSI (150 л. с.) в дуэте с роботом DSG7 – до боли знакомое сочетание. Вариант попроще – атмосферник 1.5 (113 л. с.) с автоматом Aisin, более терпеливым и ресурсным, чем DSG. Во всём мире этот мотор пришел на смену тому самому двигателю 1.6 MPI, который выпускали у нас в Калуге. Новый намного сложнее по конструкции и наверняка более привередливый.
Переднеприводный кроссовер, доступен в единственной модификации: турбомотор 1.5 (149 л. с.) с вариатором. Цена – от 2,55 млн рублей.
К той Каптиве, что когда-то продавалась у нас, отношения не имеет. Модель разработана в 2017 году совместным предприятием SAIC-GM-Wuling и производится в Китае под названием Baojun 530 (на фото). На рынки латиноамериканских стран попадает с эмблемой Chevrolet и подретушированным «лицом». Двигатель создан под эгидой GM и изначально назывался Daewoo S‑TEC LJO. Соавтором вариатора выступила фирма Bosch.
Продолжение — на второй странице
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
В России активизировались посредники, предлагающие ввезти «под ключ» автомобили из Китая. Наибольшим спросом по этому каналу пользуются бензиновые автомобили массового сегмента и премиальные электрокары, говорят участники рынка. При таких сделках большой риск потери денег, предупреждают эксперты.
Наибольшим спросом при заказе из Китая пользуются электрические автомобили, производство которых там находится на высоком уровне, рассказывает «Газете.Ru» предприниматель из Анапы Роман Латыпов, занимающийся такими поставками.
«С точки зрения эксплуатации оптимально заказывать в Китае электромобили BYD. Очень качественно собраны, читаются всеми сканерами, главный дизайнер работал на Audi, подвеска настраивалась специалистами Mercedes-Benz», — аргументирует Латыпов.
По словам Латыпова, кроссовер BYD Tang можно привезти в Россию «под ключ» за 4,4-4,5 млн руб., в зависимости от курса валют. Полноприводный кроссовер с силовой установкой мощностью 517 лошадиных сил имеет запас хода 505 км.
Автомобиль завозится по суше через Казахстан и проходит таможенное оформление в Белоруссии с целью снижения платежей – там за машину не взымается НДС в 20%, в отличие от России, уточняет посредник. Стоимость выбранного автомобиля он предлагает оплатить китайской экспортной компании при вывозе из страны, как и последующие платежи на каждом этапе – таможенного оформления, получения СБКТС и доставки.
Подержанные автомобили из Китая он ввозить не советует из-за возможных проблем с техническим состоянием автомобиля и поставками запчастей, как и автомобили с ДВС европейских и американских марок из-за их высокой цены на внутреннем китайском рынке. К примеру, электрический кроссовер Peugeot с пробегом, доставленный из Китая для одного из клиентов, пришлось заменить на другую машину из-за поломки блока управления батареей, а некондиционный Peugeot взять себе, сетует Латыпов.
Значительным спросом пользуются кроссоверы Changan Uni-K, на которых
покупатели могут сэкономить порядка 400 тыс. руб. в сравнении с приобретением их у официального дилера,
Также многие компании предлагают новые бензиновые и гибридные автомобили китайских марок, в частности, фирма Rools из Екатеринбурга предлагает привезти в Россию «под ключ» седан Changan Uni-V c 188-сильным мотором и «роботом» примерно за 2,2 млн руб., а гибридный кроссовер Geely Xingyue L за 3,1 млн руб.
Предприниматель из Тюменской области по имени Владимир обещает привезти на заказ из КНР пикап JAC T9 без пробега с ценой 2,6 млн руб. во Владивостоке без учета доставки по стране. По его словам, автомобили для китайского внутреннего рынка отличаются лучшим качеством сборки и окраски кузова. Из последних выполненных заказов – минивэн GAC GN8, а также восьмиместный микроавтобус FAW, доставленный клиенту в Ставрополь.
Привоз автомобилей морем до Владивостока занимает 15 дней, еще столько же может занять ожидание следующего судна, которым можно отправить машину. Транспортировка авто от Владивостока до Тюмени стоит 80 тыс. руб.
«Машины мы завозим через Владивосток, но до Москвы я ее могу отправить напрямую из Китая за 250 тыс. рублей. Если завозить во Владивосток, таможенное оформление, СБКТС и электронный ПТС я делаю там. Это занимает 3-4 дня», — описывает Владимир порядок действий в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».
Договор посредник предлагает заключить с ним как с индивидуальным предпринимателем, а для осуществления предзаказа предлагает внести предоплату в 50% от стоимости машины.
«Занимаюсь в основном новыми автомобилями, непроверенные подержанные не привожу, чтобы не портить репутацию», — объясняет он.
В компании «Панда Экспорт», занимающейся поставками грузов из Китая, корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили о значительном спросе в 2022 году на ввоз электромобилей. Электрический седан Nio ET7 мощностью 653 л.с. там предлагают купить за 7,5 млн руб. «под ключ».
«Мы берем предоплату в 10%, поскольку клиенту все же страшно оплачивать сразу всю сумму. Выбирается комплектация, согласовывается цена, вплоть до VIN-номера машины. Как только машина доезжает до границы Китая и Казахстана, вы ее оплачиваете и далее она следует в Белоруссию и потом в Москву», — объясняет корреспонденту «Газеты.Ru» менеджер по продажам по имени Сергей.
Ввозом подержанных автомобилей в этой фирме также не занимаются из-за возможных проблем с техническим состоянием автомобиля и нежелания разбираться с претензиями со стороны клиентов по этому поводу.
«Мы занимаемся поставками товаров из Китая, но в этом году электромобили перевернули все.
Буквально каждый второй клиент интересуется электромобилями», — резюмировал представитель «Панда Экспорта».
На фоне повышенного спроса на ввоз автомобилей из-за границы среди посредников, предлагающих такие услуги, вполне могут появиться мошенники, предупреждает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Такие фирмы работают в основном по предоплате – то есть сначала берут деньги, а потом привозят машину, и конечно, в этом случае есть риски, что деньги просто исчезнут, — отмечает Радько в беседе с «Газетой.Ru».
— Верить только рекламе не следует. Нужно посмотреть, сколько лет эта фирма существует, была ли она фигурантом гражданских или уголовных дел».
Гарантией добросовестности будущей сделки может быть только то обстоятельство, что кто-то из знакомых пользовался их услугами и они себя зарекомендовали, добавляет он. Можно обратиться на таможню, где машина будет оформляться. Если представители фирмы с таможней сотрудничают, можно полагать, что она более-менее надежная, заключил Радько.
Эксплуатация в России китайских автомобилей, тех марок, которые официально не представлены в стране, может грозить владельцу проблемами с обслуживанием и ремонтом, отмечает обозреватель радио «Вести ФМ» Игорь Моржаретто.
«У того же Chery или Haval в России есть сервис, есть центральный склад запчастей – то есть в случае поломки можно что-то решить. А с тем автомобилем, который ввезен в частном порядке, возможны проблемы. Это может быть довольно интересно, но рискованно», — говорит Моржаретто «Газете.Ru».
Практика ввоза редких моделей автомобилей существовала и раньше – например, такие машины везли из США, а специализированные фирмы налаживали поставок запчастей. В случае с китайскими марками ситуация сейчас менее определенная, полагает он.

Внедорожник Tank 300 (концерн Great Wall) стоит в Китае от 175 тысяч юаней. Это примерно 1,5 миллиона рублей, но по китайским меркам это довольно дорогая машина
Курс юаня к рублю зафиксировался на уровне пятилетнего минимума, но цены у официальных дилеров шокируют: в среднем, чайнакары стоят от трех миллионов рублей, что вдвое больше их оригинальной цены в КНР. Неудивительно, что в России активизировался параллельный ввоз машин с их родины, из Китая. Мы оценили реальные выгоды от такого шага и возможные риски.

Инфографика:
Так, популярный кроссовер Chery Tiggo 8 стоит в России от 2,48 миллиона рублей, и государственные субсидии на него не распространяются. В Китае его стоимость при переводе в рубли — менее 900 тысяч, таможенные платежи составят чуть более 400 тысяч рублей, так что даже с учетом доставки и прочих расходов получается заметная экономия. По оценкам фирм, специализирующихся на такой услуге, дисконт выходит на уровне 30%, а это в нынешних ценах — почти миллион.

Chery Tiggo 8: при его «сером» ввозе можно сэкономить до миллиона рублей, но срок поставки — месяца два
— Грубо говоря, за стоимость базовой версии в России вы приобретаете топовую комплектацию с полным приводом и максимумом оснащения, — объясняет руководитель отдела продаж компании Rools Алексей Ильиных. — Поэтому спрос на китайские машины резко вырос с весны 2022 года: сейчас в нашем портфеле более половины сделок — это импорт автомобилей из Китая, на втором месте — ОАЭ, третье делят США и Южная Корея.
При покупке новых машин клиенты чаще всего пользуются услугами фирм-посредников, которые ввозят автомобили как юрлица, и в этом случае таможенные платежи другие: например, для упомянутого выше Chery Tiggo 8 пошлина с НДС и утилизационным сбором достигает 530 тысяч. При этом компании используют ряд способов, чтобы сократить расходы.
Changan Uni-K — крупный кроссовер (длина — 4,8 метра). В Китае его начальная цена ниже 1,5 миллиона рублей: примерно столько стоили аналогичные машины в России лет восемь назад
В специализированных компаниях стараются оптимизировать расходы, например, доставка даже до Урала или в Сибирь идет не напрямую из Китая, а через страны-посредники — Казахстан или Белоруссию, которые входят в Таможенный союз с Россией. Из-за нюансов таможенного законодательства это зачастую позволяет сэкономить на платежах. Но маршрут получается длинным, и поскольку машины везут по железной дороге или автовозами, срок поставки составляет 1,5–2 месяца, но может растягиваться и до трех.
— В договоре мы пишем 100–110 дней, чтобы иметь запас на разного рода непредвиденные обстоятельства, например, очереди на границах, поскольку спрос на услугу и поток машин сейчас большой, — говорит Алексей Ильиных.

Haval Dargo выпускают на заводе под Тулой, но цена машины китайской сборки на родине ниже чуть ли не втрое
Какой-то специфики при оформлении машин из Китая нет. Запрет на параллельный импорт, отмененный для ряда европейских, американских и японских марок, ввозу китайских брендов не мешает. Как и в общем случае, для «китайцев» необходимо оформление СБКТС (сертификат о безопасности колесного транспортного средства), но процедура стандартна и хорошо освоена.
— Выдачей таких документов занимаются специализированные лаборатории, и предоставлять им автомобиль не нужно, лишь пакет документов, — уточняет Алексей Ильиных. — После этого оформляется электронный ПТС, и машину можно ставить на учет.
Оснащать автомобили системами ЭРА-ГЛОНАСС, некогда обязательными, сейчас не требуется, хотя это можно сделать в добровольном порядке, но стоить будет порядка 70 тысяч рублей, говорит специалист.

Это кроссовер Dongfeng T5 EVO, который можно привезти за 2+ миллиона рублей. По классу он сопоставим с предыдущим KIA Sportage
Точный расчет довольно сложен, поскольку включается большое количество переменных факторов, включая курсы валют. Чтобы снизить риски, фирмы, специализирующиеся на импорте машин, берут оплату частями:
— Схема оплаты может быть разной в зависимости от требований импортера и страны, — продолжает Алексей Ильиных. — В среднем порядок такой: сначала мы проводим экспресс-подбор автомобиля и просчитываем предварительную стоимость со всеми расходами. Далее подписываем договор, клиент оплачивает 10–20% от общей стоимости, и мы запрашиваем под параметры клиента конкретный автомобиль у поставщика в Китае. Когда получен положительный ответ, клиент оплачивает выкупную стоимость автомобиля и расходы на транспортировку до места таможенной очистки. По прибытию на таможню оплачиваются таможенные сборы и сопутствующие расходы. Следующий этап — доставка автомобиля в РФ и оплата расходов, в том числе прохождение лаборатории и получение СБКТС, далее — получение ЭПТС.
Для понимания, если конечная стоимость автомобиля в России 3 миллиона рублей, то схема платежей будет примерно такой: 450 тысяч — предоплата, 1,5 миллиона — стоимость выкупа автомобиля в Китае плюс доставка до таможенного терминала (Белоруссия, Казахстан), 600 тысяч — таможенная очистка, 300 тысяч — доставка до места, 150 тысяч — прочие расходы. Общая экономия при этом относительно официальной цены в России составит 1–1,5 миллиона рублей.
При этом есть риски нарваться на недобросовестного посредника как в России, так и в Китае: любая денежная тема неизменно привлекает мошенников. Кроме того, при столь значительных сроках поставки не исключены форс-мажоры, поэтому тщательно читайте договор.
Российские дилеры пока не готовы брать на себя гарантийные обязательства по «серым» автомобилям, хотя этот вопрос остается предметом дискуссий.
Наиболее пострадавший сегмент авторынка в России — тот, что мы называли «бюджетными иномарками»: Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Renault Logan и подобные модели. Сейчас в России не выпускается даже Lada Vesta, а лоукост-сектор ограничен лишь парой моделей АВТОВАЗа (Granta, Niva), да остатками иномарок за 1,5+ миллиона рублей. Так может быть, имеет смысл пересесть на дешевых «китайцев», ведь 15 лет назад они активно работали в этом сегменте: помните Chery Amulet, Hafei Brio и Geely MK?
Например, Hyundai Reina, аналогичный нашему «Солярису», стоит в Китае от 49 тысяч юаней, то есть менее полумиллиона рублей — прямо как сам «Солярис» 10 лет назад. Но везти его в Россию почти бессмысленно — стоимость получится почти такой же, как у машин, оставшихся на складах официальных дилеров.

Китайская версия «Соляриса» называется Reina и стоит от 500 тысяч рублей
— При ввозе автомобиля есть постоянные расходы, например, на его доставку и оформление, поэтому даже при выборе недорогой модели вроде Volkswagen Polo итоговая цена приближается к 2 миллионам рублей, — объясняет Алексей Ильиных. — Так что основной спрос приходится на модели более высокого класса, которые получаются немногим дороже, но уже лучше оснащены.
Например, Changan Uni-V, по оценкам специалиста, с учетом всех расходов обойдется сейчас в 2,15 миллиона рублей. Это лифтбэк, близкий по характеристикам к Skoda Octavia, последние экземпляры которой российские дилеры распродают по 3–4 миллиона рублей.

Changan Uni-V можно привезти примерно за 2 миллиона рублей
Основной же спрос на автомобили из Китая приходится на кроссоверы с итоговой ценой более 3 миллионов рублей, для которых экономия в сравнении с российской ценой получается максимальной.
Китайский рынок очень разнообразен и предлагает весьма экзотические форматы автомобилей, например, одна из востребованных в последние годы моделей — это Wuling Hongguang Mini EV (не спрашивайте, как это читается — не знаю). Субкомпактный электромобиль стоит менее 300 тысяч рублей и в 2021 году разошелся тиражом 400 тысяч единиц. Это сравнимо с производством всего АВТОВАЗа в последние годы.

Wuling Hongguang Mini EV. Купили бы вы такой микрокар за 300 тысяч?
Но везти дешевые электромобили из Китая бессмысленно по причинам, описанным выше. Поэтому спросом пользуются дорогие модели электромобилей, например, крупный кроссовер Voyah Free с двигателем мощностью под 700 л.с. и заявленным запасом хода до 500 километров.

Voyah Free имеет пятиметровую длину и позиционируется как премиальный кроссовер
Интересно, кстати, что модель планируют выпускать под брендом Evolute в Липецке, но цены локализованного «Фри» неизвестны. В Китае модель стоит чуть более 3 миллионов рублей, с учетом доставки и прочих расходов — свыше 5 миллионов. Неужели в России есть спрос?
— Да, их покупают состоятельные люди, понимая, что в России аналогичный автомобиль с ДВС будет вдвое дороже, — говорит Алексей Ильиных. — Необходимость зарядки электромобиля их не смущает: такие клиенты обычно живут в собственном доме или имеют парковочное место с зарядным устройством, а для дальних поездок выбирают другую машину или гибриды, которые также широко представлены в Китае.
По данным агентства «Автостат», во втором квартале 2022 года четыре из пяти ввозимых в Россию автомобилей прибыли из КНР, а подержанных ввозится вдвое больше, чем новых. Еще одна интересная тенденция — это увеличение доли импорта автомобилей физлицами: если в феврале она составляла 2%, то сейчас достигла 20%.
Официально на российском рынке работает несколько китайских марок, включая Chery, Exeed, Haval, Geely, JAC, FAW, DFM. Готовятся к выходу еще несколько, например, второй суббренд компании Chery — Omoda, а также производитель люксовых машин Hongqi. При этом китайские марки могли бы обрушить цены на российском рынке, но не спешат делать это: мы разбирались, почему.
Omoda C5 — кроссовер, сопоставимый с KIA Seltos. Старт продаж запланирован на осень, но цены вряд ли будут ниже 2–2,5 миллиона рублей. В Китае автомобиль стоит от 92 тысяч юаней (менее миллиона рублей)
Знаете, как заработать «два конца» (200 процентов — ред.), а возможно, и больше, на одном автомобиле? Поехать в Китай.
Сразу пример: модерновый Changan UNI-V на родине продается за $20 000, что в пересчете на рубли будет примерно 1,25 млн. Эта же модель в Москве предлагается за 3 млн рублей. Или новомодный Great Wall Tank 300: поднебесная цена на него начинается с $30 000 (чуть более 1,8 млн рублей), в России же он экспонируется за 5,7 млн. Вычитаем таможню и доставку — и выходят те же «два конца». Это вам не из Казахстана привезти какой-нибудь Kia Sportage с жалкой наценкой в 600 000 рублей, это настоящий бизнес, без обмана. Конкретный.
История с параллельным импортом автомобилей из Китая в Россию только начинается. Начинается масштабно: с массовых поставок машин европейских, американских и японских марок, собранных в КНР. А это совсем другой уровень, это почти настоящие автомобили.
В принципе, и раньше такие попытки эпизодически случались. Например, еще в 1993 году некая фирма презентовала в Москве Jeep Cherokee, собранный в Китае, планы провозглашались грандиозные. Еще бы, тогда «Широкий» слыл одним из самых уважаемых транспортных средств у характерной публики. Но оказалось, что китайцы ошиблись и не могут продавать нам свои Джипы, не позволяет лицензионное соглашение с американцами. Думали проскочить дуриком, без постановки лицензиата в известность. Но не вышло, заокеанский окрик оказался убедительнее сиюминутной прибыли. Четверть века спустя на нашу родину привезли официальные Volvo S90, собранные в Китае. Вот, собственно говоря, и вся история поставки к нам китайско-некитайских автомобилей.
Теперь, значит, наступил ренессанс идеи.
Выдыхайте разочарованно: мы не будем далее развивать мысль о лихих заработках перекупщиков. Этот бизнес не столь прост и примитивен, как кажется обывателю, особенно если речь идет о какой-никакой внешнеэкономической деятельности. Мы попробуем оценить перспективы «китайского канала»: способен ли он заместить выпадающие объемы европейских и японских автомобилей и какие ожидать цены в стратегической перспективе.
За последние несколько дней на нас свалился ворох информации о подобных проектах. Вот только самые заметные.
Mazda6 и Mazda CX-4 от «Ключ-авто», коих, по одним данным, законтрактовали 2000 штук, по другим — так и вовсе 10 000. Эти Мазды делаются, конечно же, в Китае, на совместном предприятии FAW–Mazda. Российские цены пока неизвестны, «Ключ-авто» еще даже не начал сертификацию. Но планирует еще и Тойоты ввезти, 4000 машин. Пара китайских Toyota Avalon V уже выставлена на продажу (3,5 млн и 4,7 млн), пока экспериментально, «пощупать» реакцию поклонников Camry.
«Авилон» разрабатывает клондайк китайских Фольксвагенов. Массово завозят Volkswagen Bora по цене от 2,5 млн рублей и электромобили Volkswagen ID.6 за 4,65 млн рублей.
Две питерские фирмы наладили контакты с китайскими заводами SAIC/Baojun и везут оттуда модели Chevrolet — Groove (2,35 млн рублей) и Captiva (2,5 млн).
Мы поговорили с несколькими людьми, сделавшими доставку машин из Китая своим бизнесом. И вот какая нарисовалась картина.
Есть два принципа поставок, условно назовем их оптовым и розничным. Розничный понятен: физические лица едут в КНР, устанавливают там свои личные связи с работниками автосалонов и выкупают машины. В единичных экземплярах, иногда — по две-три штуки. В России эти машины продаются теми же людьми, что и завозятся. Либо отдаются в автосалоны. Последние часто формируют заказы на конкретные марки и модели.
Фирмы (юрлица) работают немного иначе. Для них важны объем закупки и регулярность поставок (ведь даже тысячу автомобилей зараз не увезешь). При покупке в обычной китайской рознице особых скидок не будет, следовательно, нужно выходить на производителей. А производители работают по дистрибьюторским договорам, если речь идет об автомобилях китайских марок. Получение статуса дистрибьютора — тот еще квест, это и время, и особый подход. Сейчас многие российские фирмы буквально выпрашивают у китайцев статус регионального торгового представителя. Но сразу возникает список формальных и неформальных ограничений. Начиная с реноме конкретного российского юрлица и заканчивая риском получить вторичные санкции от США и Евросоюза. Стало быть, появление в России полномочных торговых представителей новых китайских автомобильных марок — дело не одного месяца. Машины же нужны срочно, бизнес шатается. Поэтому используются китайские фирмы-«прокладки», которым санкции — до известного корабля.
Особый случай — автомобили «цивилизованных» марок, выпущенные разнообразными китайскими СП. На них распространяются лицензионные ограничения, их нельзя экспортировать без разрешения правообладателя. На китайской таможне имеются соответствующие стоп-листы, машины просто не пропустят. Обходят это так.
Купленные в КНР автомобили там же проходят и первичную регистрацию. Соответственно, это уже товар, выпущенный в обращение, на него не распространяются никакие экспортные ограничения, частник волен продавать свои машины хоть в Антарктиду. Это плюс к цене 25 000–50 000 рублей. Интересно, что налоговые проблемы «дропы» (подставное лицо, через которое переводят деньги — ред.) улаживают сами, поэтому востребованы резиденты Гонконга, там налоговые условия помягче.
Ценообразование таково. От розничной цены (примеры китайских цен можно посмотреть здесь) в КНР нужно отнять 13% НДС, дилерскую наценку 6% и транспортные расходы. Если грубо, то заводские цены можно узнать, отняв от «розницы» 20%. Это для понимания степени выгодности приобретения автомобилей у производителя.
Конечно, физлицу НДС не вернут, только «юрику». При использовании китайской «прокладки» НДС китайцы учтут в цене, но по «сокращенной программе», они считают, что 13% скидывать не обязательно, достаточно 10%. Обычная азиатская хитрость. Они еще заработают комиссию (примерно 5%) и, возможно, что-то «отожмут» от производителя.
Востребованных логистических схем — три. По «чистой» стоимости выигрывает морской путь, если регион доставки — запад России (Черное море, Балтика). Но этот канал используют для объемных перевозок, условные десять машин на RORO (так на сленге перевозчиков называют ролкеры — суда для перевозки транспортных средств) не отправить. Альтернатива — контейнерная перевозка по железной дороге, один контейнер на три машины стоит примерно $10 000 до Москвы. До Владивостока везти сильно дешевле, но если конечный пункт находится в «доуралье», выгоднее прямой маршрут, без промежуточных остановок во «Владике».
Еще один маршрут — через казахстанский Хоргос, по Китаю туда доставка обходится в $1000. Переход небыстрый, это надо учитывать. Местные «брокеры» берут 25 000–50 000 рублей за один автомобиль, который приходится перегонять через границу своим ходом. Дальше — автовоз в Россию, его цена зависит от пункта назначения. До какого-то ближайшего города погранперехода можно доехать и за 50 000 рублей.
В России начинаются действия, регламентированные постановлением правительства № 855. Если это юрлицо, то через НАМИ оно получает Заключение (ЕТС), временно заменяющее ОТТС. Если физлицо — оформляется СБКТС. Но где Китай, там ведь масштабы, да? А где масштабы — там «схемы».
Юридические лица наладились оформлять ввоз, как нам рассказал один источник, через «якобы физиков». Китайские машины не имеют никаких европейских документов. И де-юре должны проходить не только через НАМИ, но и через испытания на полигоне. Значит, юрлицо таможит машину (в автосалоне уже стоит один образец, выставочный). А когда приходит конкретный покупатель, посредническая контора оформляет документы (СБКТС и ЭПТС) на него как на «физика». И машину выдают прямо со склада временного хранения, куда покупатель приходит для окончательного оформления. Так обходится вышеупомянутое постановление.
Все опрошенные нами автологисты, работающие с Китаем, весьма оптимистично смотрят в будущее. Они считают, что настоящий бизнес на этом направлении только начинается. Постановления 855 и 1269 развязали руки параллельному импорту. Который, если это законодательное окошко не прикроется в будущем феврале, способен развиться в альтернативную дилерскую сеть. Именно дилерскую, где из структуры упразднятся регуляторные надстройки в виде официальных представительств и локальных дистрибьюторов. Да, не будет централизованных рекламных кампаний, бонусов за объемы. Не будет, увы, и больших региональных складов запчастей, практики обучения механиков СТО и прочих «плюшек» цивилизованного авторитейла. Но нам дали очень обнадеживающий прогноз: цены пойдут вниз.
Сейчас творится анархия, неизбежная на первоначальном этапе структуризации нового бизнеса. Рано или поздно она уступит место порядку. Порядку, не спущенному свыше, а возникшему естественным образом, органически. «Два конца», с которых начинается этот текст, уступят место цивилизованной прибыли в 8–10 %, рынок сам все «порешает», когда насытится и избавится от диктата продавца. Да, сейчас мы живем в парадигме «не хочешь — не покупай». Но это заведомо временная аберрация, вынужденный договор между обществом, властью и бизнесом. Если не менять условия, то рынок подстроится и выработает обоюдоприемлемые правила.
Скверность же ситуации в том, что условия почти неизбежно поменяются. Государство планирует вернуть себе жесткие регуляторные функции, это следует из ограничения срока действия постановления 855 (1 февраля 2023). Да, специалисты прогнозируют продление этого срока. Но никто не может сказать — на сколько. Как никто не может сказать, куда вырулят политика и ведомая ею экономика. Поэтому оптимистичный прогноз — он распространяется только на условия понятной стабильности. Может статься, что на новом регуляторном витке и эти робкие достижения (налаживание параллельного импорта) отправятся известным курсом.
Расходы на доставку автомобиля могут достигать 150 тысяч
Для примера возьмем условный автомобиль с объемом двигателя 1,6 литра и мощностью 120 л.с, который в Китае стоит 58 тысяч юаней, что примерно составляет 600 тысяч рублей. Чтобы привезти его в Россию, необходимо заплатить за доставку. Из-за больших расстояний затраты на логистику могут достигать 150 тысяч рублей за один автомобиль.
Дилеры хотят заработать
Чтобы получить выгоду и заработать, дилеру необходимо ещё поднять цену примерно на 15-20%. Также в стоимость автомобиля дилеры включают затраты на гарантийную поддержку. В автосалоне стоимость нового автомобиля ещё больше может увеличиться за счет установки дополнительных опций и оборудования. Именно поэтому автомобиль, который в Китае продается за 600 тысяч рублей, в России может стоить уже 1,5 — 1,8 млн рублей.
Как автопродажи обновили антирекорд
Автомобили и запчасти из Китая в РФ доставляют как морем, так и по железной дороге. Мировой логистический кризис на фоне военных действий на Украине и санкций в отношении РФ коснулся и поставок из Китая. В марте—апреле, говорит собеседник “Ъ”, марки искали пути доставки в РФ и пересчитывали стоимость логистики. Затем на доставке сказалась новая волна коронавируса в Китае. Апрель оказался худшим месяцем для автомобильного рынка Китая с начала 2020 года, в том числе из-за закрытия заводов, но к концу мая ведущие центры производства постепенно ослабляли ограничения. Даже если локдаун напрямую не касался выпуска завода, который поставлял продукцию в РФ, нередко это отражалось на маршрутах доставки внутри Китая, отмечает источник “Ъ”.
Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что сейчас во всем мире фиксируется дефицит автомобилей, поэтому Россия далеко не единственный рынок, куда Китай сейчас может их поставить.
Кроме того, логистика действительно существенно усложнилась, что в том числе повлекло рост цен и увеличение сроков доставки. В марте, когда цены на автомобили в РФ активно росли (что в итоге привело к снижению спроса), китайские марки пытались ограничить свои риски, добавляет эксперт. По его мнению, китайские марки не будут делать резких движений при общем дефиците выпуска: «Понятно, что Россия может быть интересна как рынок в долгосрочной перспективе, но важным фактором остается и стратегия, которую выберут власти РФ».
В чем риски покупки автомобилей из Китая под заказ
Опрошенные изданием эксперты предостерегают тех, кто покупает машины под заказ из Китая.
— Фирмы работают в основном по предоплате – то есть сначала берут деньги, а потом привозят машину, и конечно, в этом случае есть риски, что деньги просто исчезнут, — предупредил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько
Он посоветовал не верить рекламе, а изучить историю продавца, в том числе в судебных архивах. Можно попробовать обратиться на таможню – уточнить, работают ли там с таким предпринимателем. А лучший вариант – воспользоваться рекомендацией знакомых.
Ну а эксперт Игорь Моржаретто напоминает, что у покупателей машины под заказ из Китая могут возникнуть проблемы с ее обслуживанием и ремонтом.
Эксперты отмечают, что в случае с редкими «японцами» и «американцами» в России уже сложились и рынки запчастей. С «китайцами» ситуация пока менее определенная.
Как ранее сообщали статистики, доля импорта автомобилей частными лицами в июле выросла в РФ до 20%. При этом в целом 80% машин привозят в Россию именно из Китая.
Налоги и пошлины повышают стоимость автомобиля в 2 раза
Далее машину нужно растаможить. Для этого необходимо уплатить около 330 000 рублей в виде таможенных пошлин и сборов. Поскольку импортом и продажей автомобилей в России занимаются юридические лица, то им необходимо заплатить НДС в размере 20%. Данный налог дилеры включают в стоимость автомобиля. В итоге ввезенный из Китая в Россию автомобиль с учетом стоимости доставки, «растаможки», уплаты налогов и сборов становится в 2 раза дороже, то есть, примерно 1,2 миллиона рублей.
Какие автомобили возят из Китая в Россию
В упомянутой выше московской компании ранее занимались продажами самых разных китайских товаров, но теперь почти полностью перешли на электромобили. Потому что спрос вырос буквально в разы.
Речь идет только новых электрокарах из Китая – автомобили с пробегом под заказ опрошенные предприниматели не возят.
— Непроверенные подержанные не привожу, чтобы не портить репутацию, — рассказал тюменский «дилер»
Роман из Краснодарского края отметил, что «с точки зрения эксплуатации оптимально заказывать в Китае электромобили BYD». По его словам, они «очень качественно собраны» и «читаются всеми сканерами».
В Сети можно найти и предложения о продаже гибридных автомобилей из Китая. Но, как выясняется, хорошо продаются и новые машины с ДВС. Например, предприниматели отмечают спрос на кроссоверы Changan Uni-K. А тюменский бизнесмен привозил минивэны — GAC GN8 и даже FAW, а еще предлагает клиентам пикапы JAC T9. По его словам, автомобили для китайского внутреннего рынка отличаются лучшим качеством сборки и окраски кузова.
Как привезти машину из Китая в Россию
Самостоятельно съездить за автомобилем в КНР и обойтись без посредников пока просто не получится. А стандартная на сегодня схема привоза машины из Китая в Россию включает в себя еще одну-две страны.
Как рассказал «Газете.ру» предприниматель из Краснодарского края Роман, проще всего ввозить машины из Китая не в Россию, а в Казахстан. При этом таможенное оформление рекомендуется проходить в Беларуси, где в отличие от РФ не взимается 20-процентный НДС.
Оплачивать предлагается каждый этап оплачивать отдельно. Стоимость выбранного автомобиля — китайской экспортной компании при вывозе из страны. Растаможку, получение СБКТС и доставку по России – тем посредникам, которые будут этим заниматься.
— Мы берем предоплату в 10%, поскольку клиенту все же страшно оплачивать сразу всю сумму. Выбирается комплектация, согласовывается цена, вплоть до VIN-номера, — рассказал изданию менеджер компании, работающей в Москве
Здесь также привозят любые машины из Китая в Россию через Казахстан и Беларусь.
Между тем, есть предприниматели, которые наладили и другую логистику. Владимир из Тюмени возит автомобили из Китая в Россию морем через Владивосток – как японские. Там же проводит таможенное оформление, получает СБКТС и электронный ПТС. По его словам, на все процедуры уходит 3-4 дня. Машины добираются до РФ за 15 дней, но автомобилевозы ходят из Китая нечасто – на ожидание тоже может уйти пара недель.
Предприниматель привел для примера две цены. Транспортировка авто из Владивостока до Тюмени стоит 80 тысяч рублей. Отправить автомобиль напрямую из Китая в Москву обойдется клиенту в 250 тысяч рублей. При этом он в качестве предоплаты берет половину цены машины.