Серьезные поломки мотора G4NA обычно случаются на машинах с солидными пробегами. Но редко неисправности возникают и у совсем свежих кроссоверов и легковушек — в том числе из-за неаккуратной эксплуатации.
Двигатели Haval F7 и Haval Dargo (читай GW4C20 и GW4N20), как мы уже отмечали в наших публикациях, лишь на первый взгляд кажутся почти одинаковыми. Увы, при схожем рабочем объеме и мощностным показателям это совершенно разные конструкции.
Продажи Haval Dargo в России стартуют в ближайшие месяцы. А в Китае этот кроссовер – под названием DaGou («Большая собака») – доступен к покупке с 2020 года. «Китайские автомобили» изучили реальные отзывы на Haval Dargo в Поднебесной и выделили главные плюсы и минусы, о которых упоминали его владельцы.
И по традиции мы начнём с плюсов Haval Dargo.
Как работает полный привод на Haval Dargo? С таким вопросом портал Drom решил подойти к грядущей новинке на нашем рынке. Скоро нас ждёт красочная презентация, призванная затуманить наш разум красивыми фотографиями. Но что же скрывается в недрах? Что приводит кроссовер в движение? Сможет ли он проехать там, где только что проехала «девятка» вашего соседа по нечищеному двору?
Great Wall получила одобрение типа транспортного средства на Haval Dargo, который в Китае продаётся под именем DaGou («Большая собака»). Из документа стали известны характеристики модели.
В Китае DaGou предлагается с бензиновыми двигателями 1.5 и 2.0 литра мощностью 169 и 204 л.с. соответственно. Для России сертифицировали кроссовер с двухлитровым двигателем 4N20, но отдачу уменьшили до 192 л.с., крутящий момент остался без изменений — 320 Нм. Мотор адаптирован для работы на бензине АИ-92.
В паре 4N20 предложена 7-ступенчатая роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, которой агрегатированы и передне- и полноприводная версии. Во втором случае Dargo оснащается подключаемой муфтой задней оси, блокировкой заднего дифференциала и системой выбора между режимами «Снег», «Песок» и «Грязь».
Примечательно, что ширина полноприводного варианта больше: 1890 против 1910 мм. Длина автомобиля составляет 4620 мм, размер колёсной базы — 2738 мм.
Производство модели наладят на заводе Great Wall в Тульской области, однако в нынешних условиях сроки постановки Haval Dargo на конвейер могут сместиться на неопределённый срок.
Выпуск автомобиля для РФ ведется по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов. Как ни странно, Haval не стал локализовывать в РФ выпуск рестайлинговой версии кроссовера, а «натурализовал» машину образца 2020 года. Габаритные длина, ширина, высота составляют 4620, 1910 и 1780 мм соответственно, колесная база — 2738 мм, дорожный просвет — 200 мм. Все подвески — независимые. Конструкция шасси оптимизирована с точки зрения пассивной безопасности — в краш-тестах по китайскому протоколу C-NCAP DaGou заработал максимальный пятизвездочный рейтинг.
В российской спецификации автомобиль имеет 2,0-литровый бензиновый мотор GW 4N20 мощностью 192 л.с. и крутящим моментом 320 Нм, он размещен поперечно и агрегатирован с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. Привод — передний или полный. Во втором случае используется интеллектуальная система полного привода с восемью доступными режимами: эко, спорт, стандарт, снег, грязь, песок, трава/гравий и ухабы.
В максимальной для россиян комплектации помимо прочего заявлены подогрев передних и задних сидений, обогрев руля и лобового стекла (по всей поверхности), а также функции превентивной безопасности (работают на данных с 14 радаров и 5 камер). Специально под наш климат инженеры Haval увеличили объем бачка омывателя стекла.
Один из крупнейших в Китае автомобилестроительных концернов Great Wall на мощностях своих заводов начал серийно выпускать новый мотор 4N20 и уникальную роботизированную трансмиссию с двумя сцеплениями 9DCT.
В планах концерна Great Wall ежегодное производство до 2,5 миллионов новых силовых установок и начало выпуску уже положено. Агрегатом 4N20 изначально будут оснащаться кроссоверы бренда Wey, а чуть позже их получат и модели Haval. Относительно уникального «робота» 9DCT известно, что эта трансмиссия придёт на смену предшественнице 7DCT, входящую в оснащение Haval F7 и F7x.
Что касается нового мотора 4N20 от Great Wall, то это «турбочетвёрка» рабочим объёмом 2 литра, генерирующая 245 «лошадей» при 385 Нм крутящего момента (диапазон 1,75-4 тыс. об/мин) и с тепловым коэффициентом полезного действия 38,3%. Разработчики добились в инновационном агрегате 10-процентного снижения веса в сравнении с мотором предыдущей генерации, а также 15-процентной экономии расхода топлива при низких нагрузках.
Кстати, в этом году двигатель 4N20, выпуск которого на тот момент ещё только планировался, вошёл в десятку лучших силовых агрегатов Поднебесной. Трансмиссия 9DCT и её гибридная вариация (9HDCT) на сегодняшний день вообще уникальны, не имея аналогов. У «робота» на 10% уменьшен вес в сравнении с роботизированными 7-ступенчатыми коробками передач, а максимальный крутящий момент, напротив, на 54% увеличен. Большим плюсом является и 7-процентная экономия расхода топлива.
Компания Haval объявила о начале производства нового кроссовера на своем тульском заводе. Компанию уже выпускаемым здесь моделям Jolion, F7, F7x и H9 составил среднеразмерный Haval Dargo. Производство ведется по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов, причем подготовка велась с прошлой осени, так что конвейер был готов еще в конце зимы.
По официальной версии, название Dargo образовано от слов «Dare to go», то есть «смело отправиться в путь». Это экспортное название кроссовера Haval DaGou, который дебютировал в Китае еще летом 2020 года. Он построен на той же модульной платформе L.E.M.O.N. с поперечным расположением двигателя, что и Jolion, но по размерам сопоставим с моделями Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander: длина — 4620 мм, колесная база — 2738 мм. Заявленный дорожный просвет — 200 мм.
В России Haval Dargo сертифицировали еще в марте, причем в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) значатся два варианта — с исходным китайским обликом и с более агрессивным обвесом, который впервые появился у машин для рынков Ближнего Востока и Австралии. На фирменных фотографиях с тульского завода показан только первый вариант.
На российском рынке Haval Dargo представлен с единственным двухлитровым турбомотором 4N20, который имеет непосредственный впрыск топлива, но, согласно ОТТС, может работать на «девяносто втором» бензине. Отдача — 192 л.с. и 320 Нм. Коробка передач тоже одна — это семиступенчатый «робот» с двумя мокрыми сцеплениями. Предусмотрены версии с передним или полным приводом, обе имеют независимую заднюю подвеску.
Кроссоверы будут иметь колеса диаметром 18 или 19 дюймов, оснащение включает светодиодные фары, подогрев всех сидений, руля и лобового стекла (всей площади), панорамную крышу и камеры кругового обзора. Предусмотрен адаптивный круиз-контроль, названный автопилотом второго уровня: он включает процессор Mobileye Q4, а также 14 радаров и пять камер.
Компания Haval обещает начать продажи кроссоверов Dargo «уже в этом году». Судя по всему, это случится в ближайшие месяцы. Цены пока не объявлены, но можно ориентироваться на близкий по размерам и характеристикам кроссовер Haval F7, который в рестайлинговом виде сейчас стоит от 2,7 млн рублей.
Внедорожник Haval Dargo получил ОТТС в России. Одобрение типа позволяет представительству китайской компании начать производство и продажи модели. А еще оно раскрыло все ее характеристики.
Как и сообщали ранее «Китайские автомобили», внедорожник будут собирать на тульском автозаводе Haval в двух модификациях. Одна с передним приводом, вторая – с полным. Интересно, что у них различается ширина кузова – на целых 20 мм: 1 890 и 1 910 мм соответственно. Длина и высота одинаковые – 4 620 и 1 780 мм. Колесная база — 2 738 мм.
Мотор у Haval Dargo – новейшая разработка компании GW4N20. В идеале 2-литровый агрегат, который еще в 2020 году вошел в топ-10 лучших двигателей Китая, должен выдавать 245 л.с. и 385 Нм и сочетаться с 9-диапазонным «роботом», в том числе гибридным 9HDCT. Но в случае с Россией (как, кстати, и с Украиной) отдача мотора составит 192 л.с., максимальный крутящий момент – 320 Нм. При этом заправлять его можно 92-м бензином. А пару ему составляет 7-диапазонный «робот», знакомый по другим моделям Haval.
Обе подвески у Dargo независимые: спереди «Макферсон», сзади – многорычажка. Тормозные механизмы всех колес – дисковые. К слову, предусмотрены два типоразмера шин — 235/65 R18 и 235/60 R19.
***
В ОТТС подробно расписано оборудование Haval Dargo. В частности, в списке обязательных опций значатся регулировка рулевой колонки по высоте и вылету, многофункциональное рулевое колесо с подогревом, подогрев и электрорегулировка зеркал заднего вида, климат-контроль, задние датчики парковки и подготовка под сцепное устройство.
По заказу могут быть доступны панорамная крыша с электроприводом и боковые подножки, обогрев ветрового стекла и подогрев задний сидений. Внедорожник получит камеру кругового обзора, передние датчики парковки и зеркало заднего вида с автоматическим затемнением. Среди «умных» опций — адаптивный круиз-контроль, системы мониторинга слепых зон, предупреждений о помехе при движении задним ходом и о выходе из полосы движения.
Никакой информации о сроках появления Haval Dargo на российском рынке нет. Теоретически продажи модели могут стартовать в течение месяца после начала ее производства. Однако ранее сообщалось, что тульский завод компании перешел на работу в две смены вместо трех из-за проблем с логистикой. Это обстоятельство может не позволить оперативно запустить модель в РФ.
Как и сообщали ранее «Китайские автомобили», внедорожник будут собирать на тульском автозаводе Haval в двух модификациях. Одна с передним приводом, вторая – с полным. Интересно, что у них различается ширина кузова – на целых 20 мм: 1 890 и 1 910 мм соответственно. Длина и высота одинаковые – 4 620 и 1 780 мм. Колесная база — 2 738 мм.
Мотор у Haval Dargo – новейшая разработка компании GW4N20. В идеале 2-литровый агрегат, который еще в 2020 году вошел в топ-10 лучших двигателей Китая, должен выдавать 245 л.с. и 385 Нм и сочетаться с 9-диапазонным «роботом», в том числе гибридным 9HDCT. Но в случае с Россией (как, кстати, и с Украиной) отдача мотора составит 192 л.с., максимальный крутящий момент – 320 Нм. При этом заправлять его можно 92-м бензином. А пару ему составляет 7-диапазонный «робот», знакомый по другим моделям Haval.
Никакой информации о сроках появления Haval Dargo на российском рынке нет. Теоретически продажи модели могут стартовать в течение месяца после начала ее производства. Однако ранее сообщалось, что тульский завод компании перешел на работу в две смены вместо трех из-за проблем с логистикой. Это обстоятельство может не позволить оперативно запустить модель в РФ.
Экономическая и политическая неопределённость не мешает китайским маркам укреплять свои позиции на российском автомобильном рынке. Накануне компания Chery раскрыла цены на премиум-кроссовер Exeed LX, а сегодня появилась информация о Haval Dargo — брутальной новинке, которая пропишется на заводе в Тульской области.
Китайский Haval DaGou, autohome.com.cn
По информации портала «Китайские автомобили», российская версия Haval Dargo окажется идентична модификации, которую вывели на украинский рынок в начале февраля. Однако если в соседней стране начали продавать кроссоверы китайской сборки, а для базовой версии предусмотрели 6-ступенчатую «механику», то в России единственной коробкой передач будет 7-скоростной преселективный «робот», знакомый по семейству Haval F7/F7x.
На экспортных рынках кроссоверы Dargo (на заглавной фотографии) немного отличаются от китайских Haval DaGou (фотографии в тексте) внешне, а ключевым техническим отличием является упрощенный 2,0-литровый турбированный двигатель 4N20. В спецификации для Поднебесной агрегат выдаёт до 245 лошадиных сил и 385 Нм крутящего момента, но для России отдачу уменьшат до выгодных по налогу 192 сил и 320 Нм. Вдобавок, кроссоверы тульской сборки можно будет заправлять бензином АИ-92.
Салон китайского Haval DaGou, autohome.com.cn
Вопреки предположениям, российские Haval Dargo будут не только полноприводными (с муфтой BorgWarner в приводе задней оси), но и переднеприводными. В любом случае задняя подвеска окажется многорычажной, а спереди сохранятся стойки McPherson. Из сертификационных документов можно сделать вывод, что базовые кроссоверы получат 18-дюймовые колёса размерности 235/65 R18, а топ-версиям будут положены более крупные 19-дюймовые покрышки с той же шириной и высотой профиля.
До начала «военной спецоперации» в Украине Haval Dargo должен был конкурировать с целой гаммой кроссоверов а-ля Nissan X-Trail, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan, но сейчас у нас продолжают собирать разве что Kia Sportage и Hyundai Tucson. Достоинство «китайца» — вполне «внедорожная» геометрия и клиренс 200 миллиметров, а вот расценки предсказать невозможно. На российском сайте Haval прайс-листы давно убрали, но по слухам цены вырастут примерно в полтора раза, а Dargo будет стоить примерно на 20% дороже, чем Jolion.
Комплектации, цены и сроки появления Haval Dargo на нашем рынке не называются. В российском представительстве китайской марки ждут стабилизации курсов валют. Однако производство кроссоверов и внедорожников Haval продолжается в две смены, и на фоне многодневных простоев АвтоВАЗа и Renault, а также осознанной остановки производства некоторыми европейскими и японскими автопроизводителями это уже успех.
Концерн Great Wall приступил к серийному выпуску двигателей 4N20, а также 9-ступенчатых коробок передач с двумя сцеплениями «мокрого» типа для автомобилей с ДВС и гибридов. Об этом 24 ноября сообщила компания. Объем производства должен в перспективе достигнуть 2,5 млн установок в год.
Первыми новые силовые установки, которые существенно превышают прежние по многим показателям, получат кроссоверы Wey. Затем наступит черед Haval. Более чем вероятно, что новую трансмиссию когда-нибудь оценят и россияне. Ожидается, что 9DCT постепенно заменит «роботы» 7DCT, которые используются на моделях F7 и F7x.
Главные характеристики 2-литровой «турбочетверки»: мощность 245 л.с., максимальный крутящий момент 385 Нм в диапазоне 1750-4000 оборотов в минуту. Заявленный тепловой КПД — 38,3%. Вес снижен на 10% в сравнении с предыдущим поколением. Экономия топлива в условиях низкой нагрузки достигает 15%. А еще мотор соответствует самым строгим экологическим нормам — National VI b + RDE и Euro VI. В Китае, как утверждают в Great Wall, аналогичных по параметрам моторов нет. Более того, по расчетам, он эффективнее, чем Volkswagen 2.0T (380TSI).
Интересно, что производство мотора 4N20 от Great Wall только началось, а его уже включили в топ-10 лучших двигателей Китая 2020 года. Кстати, на соответствующем сертификате, кроме изображения самого агрегата, можно увидеть фото Haval H6 нового поколения и Haval Big Dog.
Что касается коробки 9DCT и ее гибридного аналога 9HDCT, то они и вовсе уникальны в мировых масштабах. В сравнении с семидиапазонноми «роботами» допустимый крутящий момент увеличили на 54%. Вес уменьшили на 10%, и в целом новая трансмиссия оказалась компактнее на 36%. А испытания показали, что расход топлива с 9DCT сокращается на 7%. Кроме того, новый 9-скоростной «робот» может быть адаптирован к легким гибридным моделям 48 В и моделям PHEV.
Еще одно достижение компании касается электромобилей. Речь идет об электроприводе нового поколения «три в одном». В компании полагают, что запуск его промышленной сборки «означает, что GWM совершила новый прорыв в области чистого электропривода».
Напомним, специнвестконтракт с правительством РФ предусматривает строительство завода двигателей Haval в России.
— Пока нет решения, какие именно это будут двигатели, но очевидно, что будем выпускать бензиновые турбомоторы, — рассказал недавно в интервью журналу «За Рулем» исполнительный директор представительства Haval Жером Сего
В настоящий момент компания завершила проектирование предприятия. Строительство планируется закончить к концу 2022 года. Параметры новой производственной площадки – более 10 тысяч кв. метров, свыше 300 рабочих мест.
Сколько проживет китайский кроссовер – прогноз «За рулем»
В топ-25 по числу проданных машин в июне оказались три «китайца». Заглянем под капот шести самых популярных моделей и расскажем о надежности основных агрегатов.
Материалы по теме
За два-три года гигантских пробегов обычно никто не накатывает, а до 80-100 тысяч км с машинами ничего ужасного чаще всего не происходит. Поэтому для свежих моделей нет статистики слабых мест и наиболее распространенных поломок, кроме электронной части – в ней массовые косяки вылезают быстро.
Как поведут себя элементы подвески и кузов – загадка: надо ждать еще года три, пока накопятся данные.
Однако дать прогноз, что будет с моторами и коробками, вполне можно уже сейчас.
Haval Jolion
В продаже с 2021 года. Минимальная цена на вторичке – 1,65 млн рублей (1.5, МКП, 4х2, пробег 15 тысяч км).
Двигатель единственный — GW4B15A, 1.5 (150 л.с.). Наддув, прямой впрыск, цепной привод ГРМ, топливо не ниже АИ-95. Народ заверяет, что прекрасно едет и на 92-м. Ну, рискните, но потом не удивляйтесь, что к 50 тысячам залегли кольца.
Мотор совсем молодой, выпускается с 2020 года. Является модернизацией агрегата GW4B15: обновлена система регулировки клапанов, повышено давление впрыска, изменена турбина. Жалоб на серьезные поломки не было, и это логично — пробегов выше 50 тысяч км у наших Джолионов нет.
Отмечены отказы топливного насоса (меняли по гарантии), турбины из-за лопнувшего патрубка, плавающие обороты. Прямой впрыск — почти гарантия, что каждые 80-100 тысяч км придется вычищать клапаны и поршневые кольца. А при постоянной толкотне в пробках – чаще. Это даже неисправностью по нынешним временам не считается.
Ресурс мотора оценивают в 200-220 тысяч км – негусто. К тому же свыше 90% машин – с роботизированной коробкой. Она семиступенчатая, с двумя «мокрыми» сцеплениями, концептуально схожа с фольксвагеновской DSG. И на нее уже есть жалобы. То есть через пару лет, когда появятся машины с пробегом за 100 тысяч км, продажа их будет сложным делом, а покупка — довольно рискованным.
Haval F7
Продается с 2019 года. Минимальная цена на вторичке – 1,55 млн рублей (1.5, робот, 4х4, пробег 90 тысяч км).
Базовый двигатель – тот же 1.5, что у Джолиона (в модифицированной версии с 2020 года).
Топовый 2.0 (190 л.с.) с индексом GW4C20NT (GW – Great Wall) производят с 2018 года. Отметку в 100 тысяч км преодолели единичные экземпляры.
Далеким предком его является Mitsubishi 4G63, но тот был атмосферником с распределенным впрыском. У этого прямой впрыск, наддув, цепной привод ГРМ, бензин не ниже АИ-95. Алюминиевый блок с чугунными гильзами.
Набор недомоганий схож с 1.5 – нагар, бензонасос, патрубки турбины, сбои системы зажигания. Ресурс выше – можно рассчитывать на 250-280 тысяч. На половине пути, скорее всего, придется поменять цепь ГРМ, хотя производитель и заверяет, что она «на весь срок».
Для машин, выпущенных с мая 2019 года по январь 2021 года, объявляли отзывную кампанию для замены топливных трубок между насосом низкого давления и топливным фильтром. Разгерметизация могла привести к возгоранию.
И да, оба мотора сочетаются с тем же роботом GWM 7DCT450, что у Джолиона.
Продолжение – на следующей странице.
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
У них есть одна большая проблема!
Китайцы активно продвигают на наш рынок автомобили с турбодвигателями. Эксперт «За рулем» сравнил разработки конструкторов из Поднебесной, устанавливаемые на Geely Atlas и Haval F7, и выяснил, в чем их слабые места.
Автопроизводители в большинстве своем стараются максимально долго держать в российской моторной линейке атмосферники – спрос хороший. Иногда даже вычеркивают малообъемные турбомоторы, заменяя их безнаддувными агрегатами большей кубатуры. За примером далеко ходить не надо – на кроссовере Hyundai Tucson, который стал участником сравнительного теста, опубликованного в сентябрьском номере журнала «За рулем», установлен двигатель 1.6 T‑GDi с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Дни этого мотора на нашем рынке сочтены – его сменит атмосферник 2.4 GDi сравнимой мощности. Такую же рокировку недавно сделала фирма Kia.
Китайцы, наоборот, активно продвигают на наш рынок турбодвигатели. Geely Atlas весной обзавелся новым турбомотором объемом 1,8 литра. В гамме кроссовера Haval F7 – только наддувные агрегаты: 1.5 GDIT и 2.0 GDIT. Может, китайцы знают какой-то секрет? Познакомимся с этими моторами поближе.
Мотор для Атласа создан не на пустом месте. Его прародитель, двигатель JL4G18TD, знакóм российским покупателям по седану Geely Emgrand GT. Новый двигатель JLE‑4G18TD китайцы делали сами, но, очевидно, не без помощи мотористов компании Volvo, которая принадлежит китайскому гиганту. Добавили регулировку фаз газораспределения на выпуске, оптимизировали рабочий процесс – мотор на 21 л.с. мощнее предшественника, крутящий момент прибавил 35 Н∙м, а его полка стала шире: 1500–4000 об/мин.
Портрет двигателя Атласа содержит черты большинства четырехцилиндровых моторов с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Система изменения фаз газораспределения DVVT (на впуске и выпуске), два балансирных вала для снижения вибрации. Лопастный масляный насос переменной производительности обеспечивает смазку деталей на малых оборотах двигателя и при этом экономит топливо, не отбирая лишнюю мощность на высоких оборотах. Двухслойный выпускной коллектор с интегрированным перепускным клапаном снижает потери тепла, благодаря чему увеличивается эффективность турбонаддува. Интересные решения— насос системы охлаждения, который установлен на блоке цилиндров сбоку и приводится отдельным ремнем от заднего конца балансирного вала, и полые выпускные клапаны, заполненные жидким натрием для лучшего охлаждения.
Двухлитровый мотор, установленный на тестовом Хавейле F7, наддут несильно – на более тяжелых моделях концерна Great Wall с него снимают много больше 200 сил. Вероятно, поэтому и полка крутящего момента у него ýже, чем у мотора Атласа, что сказывается на ездовых характеристиках в определенных режимах.
По конструкции хавейловский 2.0 GDIT схож с мотором Geely. Ничего выдающегося: турбонаддув, непосредственный впрыск, управляемые фазы газораспределения на впуске и выпуске, балансирные валы. А вот мотор 1.5 GDIT более продвинутый. Например, система CVVL регулирует продолжительность открытия и высоту подъема впускных клапанов, что повышает экономичность и мощность. Оптимальную рабочую температуру в двигателе обеспечивают два термостата, обслуживающие блок цилиндров и головку блока. Кстати, этот мотор разработан самостоятельно подразделением Great Wall Motors. В процессе работы компания подала заявку на 91 патент.
Занятные факты можно выудить, покопавшись в регламенте сервисных операций. Оба производителя предписывают менять масло каждые 10 000 км. И это оправданно, тем более если машина эксплуатируется в тяжелых условиях российских мегаполисов. Но менять свечи зажигания на Атласе каждые 20 000 км или топливный фильтр на F7 каждые 10 000 км?! Причем это не единственные расходники, которые подлежат столь частой замене. Обслуживание таких автомобилей может влететь в копеечку!
Что делать?
При покупке подержанной машины с двигателем G4NA проводите тщательную диагностику двигателя. Если вы уже эксплуатируете машину с таким мотором, контролируйте его состояние и не допускайте перегрева. Масло меняйте не реже, чем раз в 7500 км.
А если появились первые признаки износа, не затягивайте с капремонтом – чинить мотор с провернутыми вкладышами обойдется дороже.
Простор для пассажиров
Ещё одним достоинством Haval Dargo стал просторный салон. Места тут хватает с запасом как для пассажиров переднего, так и заднего рядов. Несмотря на относительно среднюю колёсную базу в 2738 мм, на втором ряду Dargo имеется целых 80 см для ног пассажиров. Вот только довольно низкое расположение заднего дивана едва ли комфортно – из-за него колени сильно задираются вверх. Тем не менее, благодаря угловатой форме кузова, салон Haval Dargo крайне просторный.
Кроме того, владельцы насчитали целых 37 мест для хранения вещей в салоне кроссовера – очень практичное решение.
Шумоизоляция
Шумоизоляция также подвела Haval Dargo. Владельцы рассказали, что на скорости выше 100 км/ч салон кроссовера наполняется шумом ветра. Видно, здесь виновата та самая уникальная форма кузова Dargo, напоминающая «олдскульные» внедорожники. К тому же его наружные зеркала довольно крупные. При этом на так называемую «парусность» владельцы Haval Dargo не жаловались. Дополняют «воздушный оркестр» и колёса Dargo. Особенно громкими являются внедорожные шины, которые в Китае ставят на версии с полным приводом. В итоге мотор кроссовера поощряет активный характер вождения, а вот шумоизоляция, наоборот, несколько осекает владельца.
Таким образом, мы рассмотрели основные плюсы и минусы, на которые чаще всего обращали внимание владельцы в Китае. А как поведёт себя Haval Dargo на нашем рынке и как на нём скажется локализация – узнаем в ближайшем будущем.
Чем кормить F7 и Dargo?
Руководства по эксплуатации обоих автомобилей рекомендуют использовать «неэтилированный бензин с октановым числом 92 и выше».
Я, несмотря на эти расплывчатые инструкции, советую использовать для F7 95-й бензин, как основной, допуская 92-й лишь в самых крайних случаях.
А «Дарго» лучше постоянно «кормить» 98-м («Фольксваген» для своих моторов с высокой степенью сжатия рекомендует именно такой бензин!), лишь в аварийных ситуациях переходя на топливо с октановым числом не ниже 95-го.
Только так вы позволите автомобилям выдавать заявленные производителем показатели мощности и расхода топлива, а также обеспечите двигателям долгую жизнь.
Сергей МИШИН (Protector-Team), фото автора
Ранее в этом блоге:
Особенности полного привода Haval Dargo
С чего же вдруг «Дром» решил сделать такой обзор? Коллег смутила фраза из подготовленных брендом материалов, которая по-русски выглядит несколько криво:
— По сравнению с обычными кроссоверами параметры проходимости находятся в среднем и верхнем диапазоне, благодаря чему проходимость находится на очень высоком уровне
Однако, ничего сверхъестественного в системе полного привода Dargo нет.
На инфографике Drom.ru: как работает полный привод кроссовера Haval Dargo
В лучшем для владельца случае муфта отключится электроникой во избежание перегрева. В худшем – выйдет из строя.
На инфографике Drom.ru: механизм принудительной блокировки дифференциала кроссовера Haval Dargo
В помощь водителю у Dargo установлен механизм блокировки дифференциала. И он рассчитан уже на большее значение распределяемого момента – 2300. Блокировка эта работает до 38 км/ч, после чего отключается автоматически. Включить её можно в практически неподвижном состоянии, точнее, на скорости до 4 км/ч. При этом должен быть задействован режим движения «Грязь» или «Песок». Естественно, при распределении момента учитывается и куча других параметров.
Чугун или алюминий?
Во-первых, эти моторы различаются по материалу блоков цилиндров. В первом случае (F7) это старый добрый чугун.
Конструкция, хоть и с избыточным, по современным меркам, весом, но проверенная временем, надежная, с высоким запасом прочности. Потому мотору GW4C20, в принципе, можно «перепрограммировать мозги» и «снять» с него 230-240 сил без заметного ущерба для ресурса.
В Dargo двигатель более прогрессивный, алюминиевый, с залитыми в него чугунными гильзами (применяемая ранее запрессовка гильз ушла в прошлое).
Задиры
Настоящий бич двигателя G4NA – задиры поршней в цилиндрах. Зазоры по юбкам поршней при этом увеличиваются, слышен характерный перестук поршней, особенно заметный на холодную. Порой это случается при пробегах до 100 000 км.
Единственный способ предотвратить задиры – установить форсунки охлаждения поршней маслом. Так делают при капремонте возрастных моторов, и так сделал производитель в 2017 году.
Подача масла на днища поршней действительно решает проблему — задиры просто не смогут образоваться. Но при больших пробегах (более 120 000 км после капремонта), когда цилиндро-поршневая группа будет уже изрядно изношена, подача дополнительной порции масла увеличит его расход, который у этих моторов и так не маленький.
Чаще всего задиры возникают на поршнях второго и третьего цилиндров.
Хороший клиренс и проходимость
Не скроем: мы удивились, увидев, как много владельцев из Китая отмечают проходимость и клиренс Dargo среди основных плюсов. Дело тут не в самой машине, а в специфике китайского рынка. Из-за хорошего качества дорог и малой потребности в полноприводных автомобилях, вопросы дорожного просвета, проходимости и так далее поднимаются в Китае очень редко.
Тем не менее, подавляющее число владельцев Haval Dargo отметило бесспорные плюсы клиренса в целых 200 мм. С такими параметрами кроссовер уверенно передвигается по городу, подъезжает в упор к любому бордюру и никак не стесняет владельца. Способствуют этому и углы въезда и съезда в 24 и 30 градусов соответственно.
Но не все китайцы – исключительно городские жители. Так, выходцам из горных Тибета и Хубэя часто пригождалась блокировка заднего дифференциала на полноприводном автомобиле. Правда, они же подмечали, что высоко в горах приходилось ездить исключительно в режиме «спорт», чтобы не терять мощность мотора.
Отметим, что во время тестов китайских медиа Dargo также показал хорошую проходимость, преодолев ряд диагональных вывешиваний.
Но, как и у любого автомобиля, у Haval Dargo есть свои недостатки. Пришло время поговорить и о них.
Резкий «робот»
Многовато критики достаётся роботизированной коробке. Это касается как 1,5-литрового, так и 2-литрового двигателей. Коробка довольно резко щёлкает передачи, что свойственно для «робота». Также претензия была ко второй передаче – Dargo долго задерживается на ней вне зависимости от режима езды. Всё это указывает на то, что идеально плавного хода от Dargo ждать не стоит.
Тут стоит отметить, что на этот кроссовер устанавливается тот же «робот», что и на Haval F7 / F7x (7DCT450). Российские владельцы F-серии также частенько критиковали эту коробку передач за резкость. Таким образом, Dargo перенял этот минус без изменений.
Мощный мотор
Многие владельцы отмечали тяговитый мотор и хорошую динамику Haval Dargo. Только тут стоит оговориться, что такой похвалы заслужил именно 2-литровый GW4N20. В Китае он «выдаёт» 211 л.с. и 325 Нм. Для России форсировку этого ДВС снизили до «налоговых» 192 л.с. и 320 Нм.
Так за что именно владельцы из Поднебесной хвалили этот 2-литровый агрегат? Чаще всего они упоминали широкую полку крутящего момента, а также неплохой запас мощности не только в городе, но и на трассе. Двигатель хорошо работает в связке с 7-ступенчатым «роботом», благодаря чему на автомагистрали Dargo легко обходит другие автомобили. Стоит подметить, что один из владельцев Haval Dargo «пересел» в него с седана BMW 320i и не почувствовал сильного контраста в мощности и производительности. Это лишний раз указывает на то, что 2-литровый мотор обладает хорошей «отдачей».
К слову, тесты китайского медиа Autohome также вполне отражают неплохую динамику Dargo с GW4N20 под капотом. От нуля до первой «сотни» он смог разогнаться за 8,8 секунды. Седан BMW 320i, упомянутый выше, немного быстрее и укладывается в 8,4 секунды. Но сравнивать два этих автомобиля на равных попросту неуместно – слишком уж они разные.
Скромный ресурс нейтрализатора
Керамический наполнитель нейтрализатора редко остается целым при пробеге более 100 000 км. Выкрашивание опасно забросом керамики в цилиндры. Из-за дороговизны нейтрализатора часто этот узел либо выкидывают, либо вваривают в корпус ремонтный блок.
Где встречается?
Двухлитровый двигатель G4NA из семейства NU появился на легковых моделях и кроссоверах Hyundai/Kia более десяти лет назад – в 2010 году.
При разработке нового мотора инженеры во многом просто масштабировали двигатель G4FC объемом 1.6 л. Его устанавливали на модели Hyundai (Creta, Elantra 5 и 6, ix35 первого поколения, i40, Sonata 7 и 8, Tucson третьего поколения) и Kia (Cerato 3 и 4, Optima 3 и 4, с доработками на K5, Soul всех поколений, Sportage 3 и 4).
У нас двигатель имеет налоговыгодную мощность 150 л.с., хотя в других странах продаются модификации, форсированные до 167 л.с., а также версии, адаптированные к работе на газе.
Двигатель имеет алюминиевые блок цилиндров и головку. Много деталей выполнено из пластмассы, включая впускной трубопровод с изменяемой длиной каналов.
Агрегат компактен и в моторном отсеке даже небольших кроссоверов кажется маленьким.
Что не так с муфтой Haldex
Итак, основным слабым местом в Dargo «Дрому» видится полный привод, точнее его муфта. Она не подходит под мощностные характеристики двигателя и коробки. Видимо, её должно чуть ли не разрывать на части при неаккуратной езде по бездорожью.
На инфографике Drom.ru: устройство и принцип действия многодисковой фрикционной муфты Haldex пятого поколения
Но вот какой парадокс. «Халдекс» пятого поколения ставится, например, на множество автомобилей группы VAG (и не только на них). И автомобили эти обладают довольно высокими мощностными характеристиками. А как мы знаем, владельцев «ВАГов» хлебом не корми дай чипануться и раскрутить свои 300+ Нм до 700. Как же они тогда ездят? «Дром» должен беспокоиться и за их муфты!
Обращу ваше внимание, что 700 Нм – это не те же 1200, о которых говорится в статье на «Дроме». Это крутящий момент от двигателя. А его «Халдекс 5» держит вроде как до 380 Нм. Двигатель Dargo выдаёт максимум 385 этих самых Нм. А вот 1200, о которых шла речь – это момент, передаваемый на заднюю ось. И его предельная величина для муфты Gen5 заявлена в документации как 3600 Нм. А этого уже, как видно, вполне достаточно.
Износ цепи ГРМ
Применялись цепи разных конструкций, от ажурных до «грузовых». Но ресурс всех обычно не превышал 150 000 км пробега. И тогда возможен перескок цепи, нарушение фаз газораспределения, встреча клапанов с поршнями – капремонт неминуем. Вдобавок цепь изнашивает шестерню привода на коленвалу и шестерни распредвалов, которые приходится менять вместе с фазовращателями.
Слабая система охлаждения
Система охлаждения на тех автомобилях, где ставят двигатель G4NA, не имеет большого запаса производительности. Если владелец не промывает своевременно радиаторы и закрывает их мелкоячеистыми сетками — перегрев неизбежен.
У «прожаренных» моторов нарушается геометрия цилиндров и появляется масложор.
Особенно тяжелый температурный режим у двигателей, стоящих на кроссоверах – у них и масса больше, и привод зачастую полный.
Оригинальный внешний вид
Экстерьер давно стал своеобразной визитной карточкой китайских автомобилей. Но Haval Dargo получил признание отнюдь не за соответствие эстетическим стандартам, а за узнаваемый внешний вид с внедорожными «замашками». Восторженных отзывов удостоился и фирменный рыже-коричневый цвет. К слову, на китайском языке он носит крайне забавное название – 橙狗 (Cheng Gou – «Оранжевая собака»).
Несмотря на то, что владельцы из Китая хвалили оригинальный дизайн Dargo, насчёт деталей его экстерьера мнение владельцев разделилось. Так, некоторым не нравятся фонари кроссовера. И всё же именно внешний вид стал одной из основных причин покупки Dargo. Ведь он выгодно выделяется на фоне большей части «зализанных» автомобилей.
Расход топлива
Расход топлива Dargo расстроил многих владельцев из Поднебесной. При заявленных 8-ми литрах на 100 км в смешанном цикле полноприводный кроссовер потреблял больше 12 литров АИ-92 у большей части владельцев. В некоторых отзывах владельцы и вовсе рассказывали о расходе, превышающем 13 литров. Аппетиты 1,5-литрового мотора с исключительно передним приводом также удивляли стабильным показателем выше 9-ти литров на «сотню».
Вот прижал, так прижал
Еще одна особенность прогрессивного двигателя GW4N20 – его степень сжатия в угоду повышению эффективности работы (читай, снижения расхода топлива) доведена до немыслимого еще лет 15–20 назад значения – 12:1. Надо сказать, это значение очень близко к дизельным моторам, где топливовоздушная смесь воспламеняется не от искры, а от высокой температуры нагреваемого предварительным сжатием воздуха. В бензиновом двигателе с подобной степенью сжатия велик шанс возникновения детонации, переходящей в калильное зажигание (аномальные процессы сгорания, разрушающие детали двигателя).
В левой части рисунка — нормальный процесс сгорания, в правой — детонация — аномальное, взрывное сгорание
Еще совсем недавно такую высокую степень сжатия можно было встретить лишь на спортивных бензиновых моторах большого объема (4-5 литров), притом атмосферных, без наддува. Сейчас на массовых автомобилях бензиновые моторы с высокой степенью сжатия выпускают в основном Honda, Mazda, Toyota и Volkswagen.
Коротко о моторе и коробке передач
На инфографике Drom.ru: cхема работы двух сцеплений автоматической коробки DCT7 кроссовера Haval Dargo
На инфографике Drom.ru: cхема передачи мощности между выходными валами кроссовера Haval Dargo
В статье «Дрома» говорится, что коробка на «Дарго» ставится такая же, как и на хорошо знакомые нам F7/x. Оттуда она перекочевала без каких-либо изменений. А вот двигатель нам пока не знаком. Двигатель современный, сложный, турбированный.
— По номинальным характеристикам и ключевым особенностям конструкции он вполне соответствует мировому уровню, — пишет автор статьи
Если вам вдруг интересно, его индекс GW4N20. У него интегрированный в головку блоку выпускной коллектор, два балансирных вала, двухступенчатая система газораспределения VVL, давление впрыска 350 Бар, степень сжатия 12:1, а термостат и водяной насос – электрические. Кстати, этот двигатель вошёл в десятку лучших в 2020 году в рейтинге China Heart.
Как работает полный привод Haval Dargo
Степень сжатия 9,6:1 мотора GW4C20 (Haval F7) требует использования бензина с октановым числом (характеристика бензина, обеспечивающая его способность противостоять детонации) не ниже 95. Если в «мозгах» управления впрыском поле регулирования угла опережения зажигания расширено до применения 92-го бензина, такой использовать допустимо. Но постоянно ездить на нем не стоит, поскольку в таком случае снизится мощность мотора и возрастет его аппетит.
Двигатель GW4N20 (Haval Dargo) в своих цилиндрах сжимает поступающую в них топливовоздушную смесь в 12 (!) раз. Судя по всему, этот мотор работает по принципу Аткинсона/Миллера и с помощью специального фазового регулятора задерживает полное закрытие впускного клапана в такте сжатия вплоть до момента воспламенения, чтобы снизить вероятность возникновения детонации. Это устройство должно быть идеально настроено и точно так же функционировать, любая заминка приведет к очень быстрому прогоранию поршней и выводу двигателя из строя. И здесь уже 95-м бензином не обойтись, нужен девяносто восьмой либо сотый. Топливо с более низким октановым числом будет детонировать, прожигая металл подобно кумулятивному снаряду.
В первую очередь, алюминий, из которого изготовлены поршни, во вторую – седла и тарелки клапанов. Конечно, можно настроить программу управления двигателем так, чтобы заставить датчики детонации сильнее «тупить» (делать более поздним) зажигание, дабы не доводить процесс сгорания до детонационного «греха». Но тогда и мощность упадет, и расход возрастет, сведя на нет достоинства ультрасовременного мотора с высокой степенью сжатия.
Но будем надеяться, что производство этих сложных в изготовлении алюминиевых блоков в Haval хорошо отлажено, как и функционирование и надежность системы фазового регулирования.
Богатые комплектации и адаптивный круиз
Большая часть владельцев Dargo отметила, что их выбор пал на него благодаря функциональному оснащению.
Так, даже самая доступная версия кроссовера в Китае оснащается 7-ступенчатым «роботом», датчиком усталости водителя, камерой заднего вида и так далее. А в более дорогих версиях на Haval Dargo можно встретить камеру кругового обзора и разнообразные системы автономного вождения, включая автоматическую парковку и адаптивный круиз-контроль. Именно последний чаще всего отмечали владельцы кроссовера. По словам владельцев, на «круиз» можно положиться и удивляет своей сообразительностью.
Неудачная конструкция коренных и шатунных подшипников
Вкладыши, которые ставил завод, изначально очень слабые. Даже при пробегах до 100 000 км на поверхности верхнего заметен износ – рабочая поверхность вкладыша просто протирается. А дальше возможен проворот, который в некоторых случаях оборачивается заменой коленвала.
При модернизации в 2017 году начали устанавливать вкладыши с керамическим напылением. Их ресурс выше.
Протертый верхний шатунный вкладыш. Более вязкие масла улучшат ситуацию, но ненадолго.
Масложор
Завод-изготовитель допускает расход масла до 600 г на 1000 км пробега. В трудных условиях эксплуатации – до литра. Но пристойным расходом можно считать, когда от замены до замены доливаешь не более литра масла. Что же вызывает масложор?
Блок цилиндров двигателя отлит из алюминиевого сплава с залитыми чугунными гильзами. При этом четыре цилиндра, отлитые вместе, стоят в блоке, не будучи соединенными со стенками. Такая технология называется Open Deck (открытая поверхность). Из-за такой конструкции цилиндры имеют невысокую жесткость в плоскости, перпендикулярной оси коленвала. Со временем их раздувает, цилиндр приобретает овальную форму. Появляется пятнистый износ стенок цилиндров, увеличивается зазор по поршням.
Маслосъемные поршневые кольца тонкие, им не хватает упругости, а потому они часто залегают уже при пробегах 60000- 80000 км.
При капремонте блок перегильзовывают под поршни номинального размера или растачивают под ремонтные (+0,5 мм). В обоих случаях хорошие мастерские перетачивают поршни под установку усиленных поршневых колец. Сочетание форсунок подачи масла и усиленных колец существенно увеличивает ресурс двигателя.
Задиры на стенках цилиндров заставляют перегильзовывать блок или растачивать гильзы в ремонтный размер.
Материалы салона
Внешний облик Dargo покорил многих автолюбителей Поднебесной. А вот его салоном довольны куда меньше. Оказалось, что всё дело в материалах. Владельцы из Китая утверждают, что в кроссовере слишком много жёсткого пластика. У некоторых покупателей после небольшого пробега салон начинал местами поскрипывать. А экран, несмотря на свою функциональность, очень легко марается. Владельцам показалось, что в интерьере используется много дешёвых материалов. При этом в целом интерьер многим владельцам всё же нравится. Опять же из-за своей самобытности.
Сравнительно небольшой багажник
Как минус Haval Dargo отмечали и объём багажника. Очевидно, инженеры GWM сделали больший акцент на пространстве для второго ряда. В итоге багажник действительно получился не слишком вместительным, что подметили владельцы в Поднебесной.
К слову, Haval не предоставил данные об объёме багажника. Но, согласно замерам, под его шторкой примерно 320 литров пространства. При этом, если измерять объём без шторки, от пола до потолка, то он составит уже 650 литров. Ну а со сложенным вторым рядом ёмкость превысит 1 200 литров. Так что «на бумаге» багажник Dargo неплохой, вот только владельцам в Китае так не показалось.
Трудности с подбором запчастей
Производитель постоянно вносил изменения в конструкцию двигателя, применяя разные цепи ГРМ, масляные насосы, шатунные и коренные вкладыши, и многие другие узлы. Мало того, концерн Hyundai-Kia не сообщал обо всех этих изменениях потребителям. Поэтому часто возникают трудности с подбором запчастей. Зато детали стоят недорого, что вообще характерно для корейских двигателей.