Импорт китайских автомобилей в россию

Какие машины можно привезти из Китая в Россию и как это сделать, рассказали участники этого теневого рынка, который образовался в нашей стране в последние месяцы.

На российском автомобильном рынке сложилась беспрецедентная ситуация. На нём сошлись сразу несколько глобальных факторов, начиная от резкого укрепления рубля и заканчивая небывалым дефицитом новых автомобилей внутри страны. В связи с этим в последнее время стала очень популярна тема импорта автомобилей.

По итогам прошлого года доля рынка, которую занимают китайские автомобильные бренды, увеличилась более чем в два раза. При этом модели из КНР за год стали заметно дороже. По прогнозам экспертов, автопроизводители из Поднебесной в этом году могут занять до 40% российского рынка. В чем секрет успеха китайских автомобилей в нашей стране — выясняли «Известия».

В Елабуге приступили к выпуску коммерческих автомобилей Соллерс Арго и Атлант. От китайских грузовичков JAC Sunray и N25/N35 их пока отличают только эмблемы.

Материалы по теме

Импорт китайских автомобилей в россию

В нашем автопроме каждый месяц – новый бренд. За Эволютом и Москвичом последовал Соллерс. Известная компания впервые выступает не в качестве собственника завода или учредителя совместного предприятия, а как самостоятельная автомобильная марка.

Заводу в Елабуге достаточно оперативно нашли машины на замену ушедшему семейству Ford Transit. Теперь там производят Соллерс Арго и Соллерс Атлант. Ну, как производят? Собирают обратно пришедшие слегка разобранными из родного Китая грузовички JAC N25/N35 и фургончики JAC Sunray – и клеят на них другие эмблемы. Всё точно так же, как с Эволютами и Москвичами. Только машины совсем другие.

Импорт китайских автомобилей в россию

И почему же тогда китайские автомобили стоят так дорого в РФ?

Данный материал совершенно не претендует на достоверность. Реальность рассмотренной ситуации практически равна нулю. Но если посмотреть на получившийся результат, то видно, что даже с пошлиной в 48% китайские цены выглядит куда интереснее российских.

Скорее всего, это говорит о полной необоснованности отечественного ценообразования. Дефицит, логистика и резкое снижение конкуренции сформировали совершенно абсурдную стоимость, которая не соответствует условиям открытого рынка. В данной ситуации остается ждать и надеяться, что российский рынок постепенно выберется из этого «светопреставления». Тем более что первые подвижки в этом направлении начинают проявляться.

Импорт автомобилей из Китая в Россию за 10 месяцев текущего года вырос на 31% и составил $3,61 млрд (примерно 218 млрд рублей). Об этом 23 ноября сообщила газета «Ведомости», которая ознакомилась с данными главного таможенного управления КНР.

Большая часть импорта на российский авторынок из Китая пришлась на легковые автомобили: их с января по октябрь 2022 года ввезли в РФ на общую сумму $1,08 млрд (примерно 65,51 млрд рублей). Чуть меньше пришлось на долю китайских грузовиков — 64,3 млрд рублей.

Объем импорта автокранов и иной спецтехники из Китая в Россию за отчетный период составил $250 млн (около 15,16 млрд рублей). Объем импорта автобусной техники оценили в $970 млн (примерно 58,84 млрд рублей).

Что касается автомобильных запчастей и автокомплектующих, то из Китая ввезли в Россию на $1,12 млрд долларов (67,94 млрд рублей).

Издание подчеркнуло, что в нынешних условиях китайские автопроизводители получили карт-бланш по насыщению российского рынка своей продукцией.

22 ноября «Автостат» сообщил, что продажи автомобилей китайских брендов установили в России новый рекорд. С 14 по 20 ноября 2022 года в РФ было куплено 3598 новых легковых автомобилей китайских марок, что составило 31,2% от общего объема рынка, что можно считать очередным рекордом. Среди китайских марок лидирует Chery. За ней идут Haval, Geely и Kia.

Компания FAW планирует поставить в Россию подержанные машины из Китая. Среди них будут как дешёвые Volkswagen, так и премиальные Hongqi — в общей сложности 4 750 штук. «Китайские автомобили» собрали все известные подробности о новом проекте китайского концерна.

Один из китайских автомобильных гигантов FAW Group серьёзно заинтересовался российским рынком подержанных автомобилей. Согласно информации из китайской газеты «Чанчунь Жибао», Управление коммерции города Чанчунь работает над проектом по экспорту в Россию 1 000 подержанных седанов Volkswagen Jetta. При чём же тут FAW? Дело в том, что именно этот концерн ведёт сборку ряда автомобилей Volkswagen в Китае.

О состоянии, пробеге и годе выпуска готовящихся к экспорту «Джетт» информации нет. Но тут стоит отметить, что седаны с таким названием в Поднебесной перестали производить в 2019 году. Таким образом, речь идёт как минимум о трёхлетних автомобилях. На китайских маркетплейсах такие Jetta предлагают по цене от 39,8 до 66,8 тысячи юаней (350-590 тысяч рублей).

Кроме седанов немецкого бренда FAW планирует поставить в Россию 3 750 подержанных автомобилей премиальной марки Hongqi. Здесь конкретики также никакой – модели, пробег и год выпуска неизвестны. Возможно, среди них окажутся популярные в Китае кроссоверы HS5 или седаны H5.

Также Китай стал поставлять меньше комплектующих и запчастей, в том числе для российских производителей. В феврале в Россию ввезли деталей на 117,1 миллиона долларов, в марте — уже на 76,3 миллиона. К маю объем увеличился до 81,3 миллиона, но до показателей начала года все еще далеко.

На поставках автомобилей негативно сказался кризис из-за ситуации на Украине, а также апрельский локдаун в Китае из-за вспышки коронавируса. Совокупность факторов усложнила логистику и заставила компании искать обходные пути, закладывая больше средств на перевозку. Влияет и дефицит машин по всему миру: китайские автомобили ждут и на других рынках помимо России.

Россия все еще интересует автопроизводителей из КНР в долгосрочной перспективе, но на их поведение влияет неопределенность на рынке, говорят эксперты.

Самые популярные компании, ввозящие автомобили в Россию, — Chery, Haval и Geely, причем Haval собирает машины на заводе в Тульской области. Кроме этого, Haval в начале лета вывел на рынок новинку — кроссовер Dargo. Chery, которая уже продает в России премиальные машины Exeed, запускает в еще один суббренд под названием Omoda.

В мае посол Китая в России Чжан Ханьхуэй заявлял, что доля китайских машин в России будет только расти. По его словам, машины из КНР неизбежно будут становиться все популярнее у россиян и заменят западных соперников, которых уже удалось превзойти по ряду характеристик.

Импорт китайских автомобилей в россию

Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU — Импорт автомобилей и спецтехники из Китая в Россию за 11 месяцев 2022 года увеличился в 1,5 раза, сообщил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) России Владимир Булавин в эфире телеканала «Россия 24».

«За 11 месяцев было ввезено 106 тысяч китайских автомобилей, что практически на 50% больше, чем в прошлом году. Кроме легковых автомобилей ввозилась специальная техника — 142 тысячи различных специальных автомобилей ввезено, это тоже почти плюс 50% к прошлому году», — сказал он.

Булавин отметил, что общий товарооборот с Китаем с начала года вырос к декабрю на 26%, до $159 млрд.

Около 60% всех подержанных автомобилей, которые с начала года были импортированы в РФ, ввозились из Японии, отметил он. Товарооборот с Японией, по словам главы ФТС, снизился на 36%.

ФТС России весной приостановила публикацию данных об импорте и экспорте. Булавин заявлял, что это временная мера, которая позволит избежать «некорректных оценок, спекуляций и разночтений».

По данным АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК, совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и аналитического агентства «Автостат»), за 11 месяцев 2022 года физические и юридические лица ввезли в Россию 161,7 тыс. новых легковых автомобилей и 221,3 тыс. легковых машин с пробегом. Импорт последних с начала года взлетел более чем на 80%. Из общего числа ввезенных в РФ новых автомобилей 60% — китайские. Из автомобилей с пробегом около 60% — японские.

Импорт легковых автомобилей и автозапчастей из Китая в Россию не растет, несмотря на то, что после ухода европейских поставщиков конкуренции не осталось.

Причин как минимум две — проблемы с логистикой и невысокий спрос. Автоэксперт говорят, что автоконцерны из Китая не станут резко наращивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясного будущего российского автопрома.

По подсчётам аналитиков, импорт легковушек из КНР снижается с апреля. В прошлом месяце он сократился до 32 млн долларов против 84,6 млн долларов.

Для сравнения, в апреле фиксировалась цифра в 190,7 млн долларов. Импорт комплектующих и запчастей в РФ из Китая сильнее всего «просел» в марте. Тогда в страну было ввезено автокомпонентов на сумму в 76,3 млн долларов против 117,1 млн долларов в феврале. Результат мая — 81,3 млн долларов.

Отмечается, что китайские автозапчасти в РФ ввозят не только производители КНР, но и отечественные компании. 
Тот же «АвтоВАЗ» после ухода Renault из России стал искать альтернативных поставщиков в Поднебесной. Камский автозавод сотрудничает с JAC. А ещё китайские автозапчасти используют ГАЗ и УАЗ.

***

Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.

В 2022 году импорт автомобилей и спецтехники из Китая в Россию увеличился в 1,5 раза, общий товарооборот — почти на треть.

За 11 месяцев 2022 года в Россию было импортировано 106 тысяч китайских автомобилей, это почти на 50% больше, чем в прошлом году, рассказал глава Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин.

Кроме легковых автомобилей, по его словам, ввозилась также специальная техника в количестве 142 тысячи различных автомобилей, передает «Интерфакс». Здесь рост составил также около 50%.

Что касается подержанных автомобилей, то около 60% ввезенных с начала года в Россию были импортированы из Японии, отметил Булавин, при том, что товарооборот с Японией снизился на 36%. Общий товарооборот с Китаем с начала года, напротив, вырос на 26%, достигнув $ 159 млрд.

Импорт китайских автомобилей в россию

Одним из главных трендов процесса импортозамещения в минувшем году стала покупка российскими предпринимателями активов уходящих из страны зарубежных компаний. Однако этот ресурс небесконечен, и рано или поздно российским промышленникам придется создавать свои собственные проекты. Многие инвесторы уже на старте.

Импорт китайских автомобилей в россию

В 2022 году власти России осознали необходимость развития собственной промышленности с целью замещения ставшего недоступным импорта. Это понимает и сам бизнес, который, несмотря на санкции и неопределенность, продолжал инвестировать в новые проекты.

Импорт китайских автомобилей в россию

Директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Юрий Симачев рассказал, к чему уже привело успешное импортозамещение в сфере пищевой промышленности и сможет ли малый бизнес стать драйвером экономического развития в стране.

Импорт легковых автомобилей и компонентов из Китая в Россию не растет, несмотря на исчерпание запасов европейских автомобилей и приостановку производства на АвтоВАЗе. Это объясняется как слабым спросом на российском авторынке, который продолжает падать, так и сложностями с логистикой. Аналитики полагают, что автоконцерны из Китая не будут резко увеличивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясности будущей политики российских властей в автопроме.

Импорт легковых автомобилей в РФ из Китая сокращается с апреля и в мае упал почти до $32 млн против $84,6 млн месяцем ранее и $190,7 млн в марте, следует из таможенной статистики КНР. В данных учтены все легковые автомобили вне зависимости от типа и объема двигателя.

При этом импорт комплектующих и запчастей в РФ для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте: было ввезено компонентов на $76,3 млн против $117,1 млн месяцем ранее. К маю объем ввоза составил $81,3 млн, что все равно ниже объемов начала года. Запчасти и комплектующие из Китая, помимо местных производителей, также ввозят традиционно российские автоконцерны. Например, АвтоВАЗ при замещении поставщиков после выхода Renault частично переориентируется на компании из КНР, а КамАЗ имеет партнера в лице китайского JAC. Частично комплектующие из Китая поставляются на ГАЗ и УАЗ.

Про Chery:  Официальный сайт льва и расписание рейсов

Готовые автомобили в РФ из Китая ввозят Chery, Changan и другие. Geely собирает автомобили в Белоруссии, Haval — в Тульской области. При этом Haval недавно обновил ОТТС на модель Dargo, добавив в производители в том числе площадку Great Wall в китайском городе Баодин.

За последнюю неделю — с 13 по 19 июня — в РФ было зарегистрировано 6,9 тыс. машин, что на 2,2% меньше, чем неделей ранее, подсчитал «Автостат», основываясь на данных электронных ПТС.

В топ-20 вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала 455 автомобилей, заняв четвертое место после традиционных лидеров (Lada, Kia и Hyundai), а ее премиальный бренд Exeed — 167 машин. Продажи Geely составили 348 автомобилей, Haval — 334 штуки, а Changan реализовал 30 машин, замкнув топ-20. Все эти марки нарастили продажи. Впрочем, по данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам пяти месяцев доля китайских брендов возросла в среднем не более чем на 1 процентный пункт.

Во втором квартале 2022 года доля импортируемых в Россию новых легковых автомобилей китайских брендов выросла до 81% с 28% в I квартале, сообщил «Известиям» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов в ходе форума агентства, посвященного теме параллельного импорта.

По его словам, Китай был одним из основных импортеров автомобилей в Россию и в первом квартале, и во втором. Но если в первом на Китай приходилось 28% от всего ввоза новых автомобилей, то во втором их доля выросла до 81%.

«При этом в первом квартале ввозили также из Бельгии, Германии, Эстонии, было достаточно много Европы, более половины ввоза приходилось на европейские страны. Сейчас же на втором месте (по объемам импортируемых автомобилей. — Ред.) расположилась Южная Корея с долей 7%, далее Япония (2,6%), затем идут ОАЭ, Казахстан, Беларусь, Бельгия. Европейские страны остались, но объемы импорта оттуда очень маленькие», — рассказал Удалов.

Общий объем импорта новых автомобилей в Россию сократился во втором квартале по сравнению с первым в 1,6 раза — до 26,817 тыс. машин.

Среди топ-5 марок ввозимых автомобилей также произошли изменения: на второе место по популярности поднялся китайский Geely (занял место Toyota), на третью строчку — EXEED (вместо BMW), далее идут Hyundai и Mitsubishi. Первую строчку по-прежнему занимает «китаец» Chery.

«По второму кварталу Chery (без учета своего премиального суббренда EXEED) занимает долю импорта в 36%. Если считать с EXEED, это уже более половины рынка ввоза новых легковых автомобилей. По сути, Chery, Geely и EXEED сейчас занимают более трех четвертей от всего ввоза новых легковых автомобилей», — поделился специалист.

Объемы ввоза легковых автомобилей с пробегом, напротив, выросли во втором квартале относительно первого: 36,45 тыс. машин против 34,8 тыс. автомобилей. Топ-3 в списке марок импортируемых автомобилей с пробегом не поменялся: Toyota (37% импорта), Honda (26%), Nissan (10%).

10 августа «Автостат» сообщил, что дилеров китайских автобрендов в России оказалось в 1,5 раза больше, чем продавцов машин российских марок. Так, в середине июля 2022 года в РФ насчитывалось 812 дилерских центров по продаже китайских марок, а общее число автодилеров, предлагающих машины российских брендов, — всего 541.

Китайские машины заняли 80% российского авторынка и без параллельного импорта потеснить азиатских производителей невозможно, говорят опрошенные участники рынка. Во втором квартале в России резко увеличились поставки машин из Китая. В лидерах оказались бренды Chery, Geely и Exceed. При этом собеседники “Ъ FM” говорят, что в рамках параллельного импорта готовы привозить и европейские машины. Но в нынешнем виде этот механизм приводит лишь к резкому удорожанию авто. Подробности — у Владислава Викторова.

Еще в первом квартале тройка лидеров по объему импорта состояла из китайской Chery, японской Toyota и немецкой BMW. Но начало боевых действий на Украине кардинально изменило расклад сил на рынке. Европейские бренды официально объявили о приостановке деятельности в России, а японцы взяли продолжительную паузу. В итоге их места заняли китайцы — Geely и Exceed, что на фоне сокращающегося спроса неудивительно.

Китайский автопром сейчас может удовлетворить как массового потребителя, так и премиального, говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский: «Китайские автомобили сейчас конкурентоспособны. Среднее предложение колеблется от 1,5 млн руб. до 5 млн руб., то есть получается, что китайские автомобили перекрывают и массовый сегмент, и частично премиум. Мы наблюдаем прирост от месяца к месяцу, это связано и с низкой базой, и с тем, что потребители заменяют китайскими машинами ушедшие марки».

«Автостат» подсчитал объемы импорта, учитывая еще и машины, которые ввозятся без разрешения правообладателя. В итоге в рейтинге по итогам второго квартала не оказалось европейских брендов. А из Японии добираются в основном авто с пробегом. Из-за этого китайские производители, которые не прекращали поставки, остались почти вне конкуренции.

Тем не менее кое-что все равно завозят с помощью параллельного импорта, говорит руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «Самостоятельно завозят прежде всего электрокары, но это не массовая история.

В Китае есть довольно интересные машины на электротяге. И любители такого типа авто сейчас все больше и больше смотрят именно на китайский автопром, потому что качество выше, чем у той же самой Tesla.

Везут в основном на физические лица, потому что нет смысла переплачивать за юридическое».

С европейскими автобрендами параллельный импорт работает только в очень ограниченном формате. В первом квартале в частном порядке россияне завозили машины из Германии. Но после введения санкций вырос интерес к поставкам из США. Но это лишь 2,3% от всего объема, говорят в «Автостате».

Импорт китайских автомобилей в россию

В ФТС отметили увеличение импорта китайских автомобилей в Россию

федеральная таможенная служба (фтс россии)

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

экономика, россия, федеральная таможенная служба (фтс россии), владимир булавин, япония, авто

Экономика, Россия, Федеральная таможенная служба (ФТС России), Владимир Булавин, Япония, Авто, Россия-Китай: Главное

12:58 19.12.2022 (обновлено: 14:51 19.12.2022)

Почему китайские авто в РФ вдвое дороже, чем в Китае

И почему по параллельному импорту к нам не везут действительно бюджетные автомобили.

Импорт китайских автомобилей в россию

В России стали внимательнее следить за новинками автопрома в Китае. И речь не только о продукции китайских марок, а о любых вообще. В Поднебесной есть и Форды, и Киа, и Лексусы, а также любые другие. То есть, можно заказать у дилера и привезти любую модель любого производителя.

Кроме того, китайский авторынок огромен – он сегодня самый крупный в мире (в 2022 году там было продано почти 27 млн новых машин). Значит, опасаться, что власти Поднебесной запретят вывоз машин в Россию из-за их нехватки на внутреннем рынке (как было с Белоруссией и Казахстаном), не стоит.

Как формируется наценка?

Казалось бы, можно сэкономить, заказав в Китае бюджетный автомобиль, который стоит там, в переводе на рубли, тысяч 600. Но при растаможке цена машины вырастет в полтора раза. Возьмем некий седан с 1,6-литровым мотором мощностью 120 л.с. Потратив на его покупку 600 тысяч рублей, нужно также оплатить сбор (3100 руб.), таможенную пошлину (324 000 руб.) и утилизационный сбор (3400 руб.). Итого 330 500 руб. Плюс доставка около 150 тыс. рублей (до Москвы). И вот стоимость машины увеличилась до 1 080 500 рублей.

А если дилер ввозит и перепродает такой автомобиль, то платит также НДС. Итог – автомобиль получается дороже практически в два раза.

Мнение специалиста

Импорт китайских автомобилей в россию

Сергей Зиновьев, эксперт «За рулем»:

– Бюджетные модели к нам не попадают. Ни параллельным импортом, ни каким-нибудь еще. Причина проста – ввозить их нерентабельно. К начальной стоимости машины добавляются таможенный и утилизационный сборы, расходы на доставку и легализацию (например, получение СБКТС и ЭПТС). Для новой машины с мотором 1.5 автоматически набегает свыше 600 тысяч рублей. Плюс НДС.

Многие дилеры закладывают в цену еще и потенциальные затраты на гарантийную поддержку (двухлетняя «дилерская» гарантия). А дилеру еще и маржа нужна, не торговать же в минус. Именно поэтому всё привезенное из Китая стоит у нас почти в два раза дороже, чем в Китае.

Так что основной ценовой диапазон для большинства «параллельных» иномарок из Китая – 2,5–3,5 млн рублей.

Узнать о том, чем отличаются китайские версии американских, японских и корейских моделей вы можете в февральском номере журнала «За рулем» – уже в продаже.

Материал подготовлен по мотивам статьи Сергея Зиновьева «Посылки из Китая», опубликованной в номере 2.2023 журнала «За рулем».

Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Захватить рынок

Несмотря на рост цен, китайские автопроизводители показали в прошлом году двукратное увеличение доли рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», если в 2021 году на бренды из КНР суммарно приходилось 7,5% всех проданных в нашей стране новых автомобилей, то по итогам прошлого года этот показатель увеличился до 19,4%. Причем по совокупным объемам продаж в России китайские автокомпании уступают своим конкурентам из Южной Кореи мизерный 0,1%.

Прошлый год стал рекордным для китайских автопроизводителей. Всего в нашей стране было продано почти 122 тыс. машин из Поднебесной. Причем во второй половине года китайские бренды постоянно занимали первые места в статистике продаж, уступая в количестве реализованных машин только АвтоВАЗу.

Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту Яньтай на востоке Китая

Одновременно с увеличением объемов продаж китайские бренды активно выводят на рынок новые модели, а также наращивают количество дилерских центров в России. В прошлом году на фоне закрытия ряда автосалонов европейских, корейских, японских и американских марок в нашей стране появилось почти 500 новых автосалонов по продаже автомобилей из КНР. Лидерами стали бренд Omoda (+108 дилерских центров) и марка Exeed, открывшая 102 новых точки продаж и обслуживания.

По мнению экспертов, в нынешнем году автопроизводители из КНР без труда обойдут по объемам продаж корейские бренды. Их доля к концу года может достигнуть 30%, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Китайские компании уже несколько лет очень активно ведут себя на российском рынке. В прошлом году фактически только фирмы из Поднебесной обеспечивали бесперебойные поставки автомобилей на наш рынок. Как результат — заметное увеличение доли рынка в целом и рост продаж у ряда брендов на фоне общего снижения объемов рынка, — заявил он «Известиям».

Еще более оптимистичный прогноз дает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, китайским автопроизводителям, с учетом новых проектов по производству машин, вполне под силу в течение года довести свою долю на российском рынке до 35–40%.

Вспомнить былое

Помимо сравнения нынешних и прошлогодних цен на китайские модели, в НАПИ проанализировали и среднюю стоимость (по состоянию на январь 2022 года) моделей компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою работу.

По цене, которую сейчас просят за Geely Atlas Pro (2,75 млн рублей), год назад можно было приобрести Toyota RAV4, отмечают в НАПИ. Прошлогодняя средняя цена на Kia Sportage (2,3 млн рублей) практически сравнялась с нынешней стоимостью Haval F7. За 4–4,2 млн рублей, которые сейчас просят за Haval H9 и Geely Tugella, год назад можно было приобрести Hyundai Palisade или Mercedes-Benz GLB, следует из анализа агентства промышленной информации.

Выбор невелик

Эксперты не видят ничего удивительного в росте стоимости китайских моделей. По их мнению, автопроизводители из КНР «действуют в рамках рынка». Подорожание коснулось всех машин, а не только автомобилей из этой страны, подчеркивают они.

Про Chery:  Обновление Chery Tiggo 7 Plus

— Та же Lada Vesta год назад стоила чуть меньше миллиона, а теперь за нее просят уже почти 1,2 млн рублей. И при этом машин у дилеров уже нет, — отметил Сергей Бургазлиев.

В нынешних условиях у покупателей вариантов выбора немного, констатирует эксперт. Они вынуждены либо покупать российские модели, лишенные ABS, ESP и подушек безопасности, либо искать подходящий автомобиль на вторичном рынке, либо приобретать машину китайского бренда. С учетом того что эти автомобили оснащены опциями, которых нет на отечественных машинах, всё больше людей выбирают именно третий вариант, считает Бургазлиев.

С ним согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Он подчеркивает, что в условиях ограниченного выбора автомобилей ассортимент китайских моделей позволит без особого труда подобрать покупателям приемлемый вариант.

— Немаловажно, что в отличие от машин, завезенных по параллельному импорту, китайские автопроизводители предлагают прозрачные условия гарантии и сервиса. При этом по своим характеристикам автомобили из КНР практически не уступают корейским и европейским моделям, а в некоторых случаях уже и превосходят их. Вполне логично, что покупатели всё чаще обращают свое внимание на автомобили с лейблом Made in China, — заявил он.

Есть ли у КНР опыт экспорта автомобилей с пробегом?

Для FAW практика экспорта подержанных машин не нова. Так, чанчуньское подразделение компании за первые 8 месяцев 2022 года экспортировало в разные страны 269 автомобилей. Главными покупателями подразделения выступают Иордания и Казахстан.

Напомним, что в прошлом году «Китайские автомобили» уже писали об амбициях КНР по выводу на рынки стран ЕАЭС подержанных автомобилей. Так, в 2021 году открылся маршрут трансграничных перевозок машин с пробегом из мегаполиса Чунцин в Центральную Азию. Тогда Поднебесная экспортировала на рынки ЕАЭС ситикары Changan Benben, снятые с производства в 2019-м.

На фото Sohu: автовоз с подержанными Changan Benben отправился из Чунцина в Бишкек

А в Россию в 2019 году привезли партию настоящего китайского «автохлама» — машины малоизвестных брендов Hafei, XinKai, Soueast и так далее. Однако из-за несоответствия российскому законодательству на эти автомобили так и не удалось получить СБКТС (свидетельства о безопасности колёсного транспортного средства). Не постигнет ли та же судьба тысячи моделей Volkswagen и Hongqi? Узнаем в ближайшем будущем.

Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)

Как мы рассчитывали возможную цену автомобилей в России

Понятно, что рассчитать детально точную стоимость довольно сложно. Кроме пошлины и сборов, есть ряд сопутствующих расходов, которые учесть нереально. Да мы и не будем, ограничимся только обязательными платежами.

Представим, что ввозную пошлину всё-таки опустили до льготных 5%. Кроме того, физическому лицу придётся оплатить ещё утилизационный и таможенный сборы. Сумма утильсбора фиксированная, для новых машин (моложе трех лет) она составляет — 3 400 рублей. А вот таможенный сбор зависит от стоимости автомобиля. Его проще всего рассчитать при помощи любого онлайн-калькулятора таможенных платежей. Также придётся потратить деньги на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас с ней проблемы, но обычно эта процедура обходилась в сумму около 30 000 рублей.

***

Теперь, когда с цифрами всё понятно, можно включить фантазию и представить себе эту идеальную схему импорта автомобиля. Для наглядности расчёты представлены в таблице. Она поделена на три колонки с ценами.

В первой колонке — цена максимальной комплектации автомобиля в Китае (без скидок). Почему максимальная комплектация? Просто в Китае для каждой модели предлагается большой выбор вариантов оснащения — от самого пустого до самого продвинутого. Проще всего сравнить самые «навороченные» варианты, где есть всё, что может быть. Тем более, в Китае «максималки» чаще всего имеют лучший функционал по сравнению с российскими аналогами.

Во второй колонке — стоимость автомобиля после уплаты обязательных платежей.

В третьей — цена аналогичной максимальной комплектации в России у официального дилера. Со всеми возможными скидками.

Дорого, богато

В прошлом году стоимость автомобилей китайских брендов в России выросла на 29–75%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Эксперты сравнили рекомендованные розничные цены на базовые комплектации автомобилей, которые действовали в январе прошлого года с ценами, установленными в начале 2023 года.

Сильнее всего (на 56–75%) подорожали Geely Coolray (с 1,47 млн до 2,3 млн рублей), Chery Tiggo 8 Pro (с 2 млн до 3,47 млн рублей) и Chery Tiggo 4 (с 1,14 млн до 2 млн рублей). На 920–950 тыс. рублей стали дороже Geely Atlas Pro и Chery Tiggo 8 (+50,4%), на 880 тыс. рублей увеличилась стоимость Chery Tiggo 7 Pro (+48,9%), а Geely Tugella подорожали на 1,28 млн рублей (+46,2%).

Меньше других (примерно на 30%) выросли цены на модели Haval. Так, минимальная стоимость кроссовера Jolion, ставшего самой популярной китайской моделью, за год увеличилась на 450 тыс. рублей — с 1,5 млн до 1,95 млн рублей. Летом, чтобы этот автомобиль попал в госпрограмму льготного автокредитования, российское представительство компании специально немного снизило на него цены. Кроссовер Haval F7 стал дороже на полмиллиона рублей, а внедорожник H9 подорожал почти на миллион.

Сколько стоят автомобили Chery в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

* Мощность в лошадиных силах мы берём оригинальную, ту с которой автомобиль представлен на родном рынке. Цену после таможни считаем с учётом 5-процентной пошлины.

Кроссовер Tiggo 4, который в Китае называется Tiggo 5x, для расчёта подошёл только в версии с 1,5-литровым атмосферным двигателем и вариатором. 2-литровых вариантов там просто нет, а 1,5-литровый турбомотор сочетается c вариативной коробкой, а не 6-ступенчатым «роботом» как у нас. В итоге рассматриваем отечественную комплектацию Tiggo 4 Travel и китайскую Tiggo 5x 2022 года в исполнении Superhero Edition Deluxe.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 5x (Tiggo 4 Pro) 2022 в комплектации Superhero Edition Deluxe

По Tiggo 7 Pro, в расчет взята китайская максимальная версия кроссовера Tiggo 7 2022 Super Edition и российская Tiggo 7 Pro Prestige.

На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 7 2022 в комплектации Super Edition

А вот с Tiggo 8 получилась самая странная история. В расчет была взята свежая максимальная версия Dynamic Edition в 7-местном исполнении. С чем связана такая высокая цена на данную комплектацию, не совсем понятно. За эту стоимость в Поднебесной можно легко приобрести Tiggo 8 в версии с 2-литровым турбомотором Kunpeng 390TGDI Craftsman Style. Да, на Dynamic Edition действует дополнительная скидка, в размере 290 тысяч рублей. Но мы изначально решили не учитывать никакие скидки на местном рынке. В России Tiggo 8 представлен в единственной комплектации — Prestige.

На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 8 2022 в комплектации Dynamic Edition

Для расчёта стоимости Tiggo 8 Pro взята максимальная версия Tiggo 8 Plus 2022 First Edition. Ей противопоставлена топовая российская комплектация — Tiggo 8 Pro Ultimate. Но тут тоже не всё гладко. Дело в том, что на данный момент все модели Tiggo 8 Plus 2022 года предлагаются исключительно в 5-местном исполнении.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации First Edition

То же самое касается и расчёта стоимости Tiggo 8 Pro Max. Местная версия с полным приводом в максимальном исполнении называется — Tiggo 8 Plus 2022 Kunpeng Haoyao Edition. И она также оснащена салоном на 5 посадочных мест. Российская максимальная комплектация соответственно называется Tiggo 8 Pro Max Ultimate.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации Kunpeng Haoyao Edition

В чем риски покупки автомобилей из Китая под заказ

Опрошенные изданием эксперты предостерегают тех, кто покупает машины под заказ из Китая.

— Фирмы работают в основном по предоплате – то есть сначала берут деньги, а потом привозят машину, и конечно, в этом случае есть риски, что деньги просто исчезнут, — предупредил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько

Он посоветовал не верить рекламе, а изучить историю продавца, в том числе в судебных архивах. Можно попробовать обратиться на таможню – уточнить, работают ли там с таким предпринимателем. А лучший вариант – воспользоваться рекомендацией знакомых.

Ну а эксперт Игорь Моржаретто напоминает, что у покупателей машины под заказ из Китая могут возникнуть проблемы с ее обслуживанием и ремонтом.

Эксперты отмечают, что в случае с редкими «японцами» и «американцами» в России уже сложились и рынки запчастей. С «китайцами» ситуация пока менее определенная.

Как ранее сообщали статистики, доля импорта автомобилей частными лицами в июле выросла в РФ до 20%. При этом в целом 80% машин привозят в Россию именно из Китая.

Как привезти машину из Китая в Россию

Самостоятельно съездить за автомобилем в КНР и обойтись без посредников пока просто не получится. А стандартная на сегодня схема привоза машины из Китая в Россию включает в себя еще одну-две страны.

Как рассказал «Газете.ру» предприниматель из Краснодарского края Роман, проще всего ввозить машины из Китая не в Россию, а в Казахстан. При этом таможенное оформление рекомендуется проходить в Беларуси, где в отличие от РФ не взимается 20-процентный НДС.

Оплачивать предлагается каждый этап оплачивать отдельно. Стоимость выбранного автомобиля — китайской экспортной компании при вывозе из страны. Растаможку, получение СБКТС и доставку по России – тем посредникам, которые будут этим заниматься.

— Мы берем предоплату в 10%, поскольку клиенту все же страшно оплачивать сразу всю сумму. Выбирается комплектация, согласовывается цена, вплоть до VIN-номера, — рассказал изданию менеджер компании, работающей в Москве

Здесь также привозят любые машины из Китая в Россию через Казахстан и Беларусь.

Между тем, есть предприниматели, которые наладили и другую логистику. Владимир из Тюмени возит автомобили из Китая в Россию морем через Владивосток – как японские. Там же проводит таможенное оформление, получает СБКТС и электронный ПТС. По его словам, на все процедуры уходит 3-4 дня. Машины добираются до РФ за 15 дней, но автомобилевозы ходят из Китая нечасто – на ожидание тоже может уйти пара недель.

Предприниматель привел для примера две цены. Транспортировка авто из Владивостока до Тюмени стоит 80 тысяч рублей. Отправить автомобиль напрямую из Китая в Москву обойдется клиенту в 250 тысяч рублей. При этом он в качестве предоплаты берет половину цены машины.

Свежее предложение по этому поводу озвучили депутаты от ЛДПР. Оно заключается в том, чтобы отменить таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию до 1 января 2024 года. По мнению народных избранников, это должно помочь восполнить дефицит машин на российском рынке. А также привести к снижению цен.

Другое предложение — не отменить, а снизить ввозные пошлины или ввести льготную ставку в размере 5 процентов, которой смогут пользоваться физические лица, ввозящие автомобили для личных целей. Для этой инициативы даже предлагается составить список автомобилей, которые можно будет ввозить в Россию по такой льготе.

Учитывая всё вышесказанное, мы решили немного пофантазировать на эту тему. Давайте посмотрим, сколько бы могли стоить китайские автомобили в России, если бы вдруг, правительство реально создало благоприятные условия для их ввоза. Хотя бы для физических лиц.

На данный момент пошлина для «физиков» при ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет, как правило, составляет 48% от стоимости. Другими словами, увеличивает стоимость автомобиля в полтора раза.

Импорт китайских автомобилей в Россию за 11 месяцев составил 106 тысяч единиц

«За одиннадцать месяцев было ввезено 106 тысяч китайских автомобилей, что практически на 50% больше, чем в прошлом году», — сказал он в интервью каналу «Россия 24».

Про Chery:  Электромобиль gac и Первый электромобиль с пробегом более 1000 км, 734 л.с. и разгон от 0 до 100 км

Булавин также отметил, что товарооборот с Японией в этом году снизился примерно на 36%. «Стало меньше ввозится новых автомобилей, действительно, больше ввозится автомобилей поддержанных: на сегмент этих автомобилей из Японии приходится порядка 60%», — добавил глава ФТС.

Как автопродажи обновили антирекорд

Автомобили и запчасти из Китая в РФ доставляют как морем, так и по железной дороге. Мировой логистический кризис на фоне военных действий на Украине и санкций в отношении РФ коснулся и поставок из Китая. В марте—апреле, говорит собеседник “Ъ”, марки искали пути доставки в РФ и пересчитывали стоимость логистики. Затем на доставке сказалась новая волна коронавируса в Китае. Апрель оказался худшим месяцем для автомобильного рынка Китая с начала 2020 года, в том числе из-за закрытия заводов, но к концу мая ведущие центры производства постепенно ослабляли ограничения. Даже если локдаун напрямую не касался выпуска завода, который поставлял продукцию в РФ, нередко это отражалось на маршрутах доставки внутри Китая, отмечает источник “Ъ”.

Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что сейчас во всем мире фиксируется дефицит автомобилей, поэтому Россия далеко не единственный рынок, куда Китай сейчас может их поставить.

Кроме того, логистика действительно существенно усложнилась, что в том числе повлекло рост цен и увеличение сроков доставки. В марте, когда цены на автомобили в РФ активно росли (что в итоге привело к снижению спроса), китайские марки пытались ограничить свои риски, добавляет эксперт. По его мнению, китайские марки не будут делать резких движений при общем дефиците выпуска: «Понятно, что Россия может быть интересна как рынок в долгосрочной перспективе, но важным фактором остается и стратегия, которую выберут власти РФ».

Сколько стоят автомобили Haval в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

Haval оказался тем представителем китайского автопрома, который вызвал меньше всего вопросов при выполнении расчётов. Возможно, это как-то связано с тем, что компания имеет локализованное производство в Тульской области? Также можно отметить, что в российском модельном ряду все автомобили Haval представлены с полноприводными конфигурациями. Такого нет даже на родном для компании рынке в Китае. Например, Jolion, который в Поднебесной носит романтичное название First Love, там можно приобрести исключительно с приводом на два колеса.

И кстати, это было практически единственным серьезным расхождением при формировании таблицы. Для расчёта была взята самая дорогая в России комплектация Jolion в переднеприводном исполнении — Premium. На своей родине максимальная версия кроссовера, которую можно приобрести в данный момент, называется — Haval First Love 2021 Senior Edition.

На фото Bitauto: кроссовер Haval First Love (Jolion) 2021 в комплектации Senior Edition

Для кроссовера F7 из Китая можно привести максимальную полноприводную версию — Haval F7 2021 i-Joy. В России за аналогичную позицию отвечает комплектация Haval F7 Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval F7 2021 в комплектации i-Joy

Похожая ситуация и с купеобразным F7X. Правда его «максимум» на родине получил довольно длинное название — Haval F7X 2021 Premium Performance Edition. Зато у нас всё стабильно — Haval F7x Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval F7x 2021 в комплектации Premium Performance Edition

А вот Haval Dargo на местном рынке недавно обновился. Теперь его максимальная версия с 2.0 Turbo и 4WD представлена только в исполнении Big Dog Hunting Edition. При этом самый «навороченный» российский вариант кроссовера демонстрирует завидную стабильность в названии — Dargo Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval Big Dog в комплектации Hunting Edition

Ну и самая дорогая модель из всех рассмотренных сегодня — Haval H9. Так же, как и Big Dog, этот автомобиль уже успел получить обновление. И теперь в Китае самый богатый 7-местный вариант называется Haval H9 2022 Premium. Тут он демонстрирует первую и единственную солидарность со своим российским аналогом. Наша максимальная комплектация Haval H9 также называется Premium.

На фото Bitauto: внедорожник Haval H9 2022 в комплектации Premium

Наследник Портера

Арго – бескапотный грузовичок. В истории российского комтранса единственной популярной машиной такого формата был Hyundai Porter третьего поколения. Он давно не выпускается, однако на дорогах все еще не редкость. Доступ к двигателю у таких автомобилей – через подъемные подушки сидений. Кабина, в отличие от «взрослых» грузовиков, не откидывается.

Импорт китайских автомобилей в россию

Комплектация у Арго одна. Немногочисленные опции связаны с изменениями базовой бортовой платформы с тентом. А еще за 40 тысяч рублей можно заказать обтекатель на кабину. Две запаски подвешены пирамидкой в заднем свесе.

Импорт китайских автомобилей в россию

Спереди у Арго независимая подвеска на двух поперечных рычагах и торсионах. Сзади стоит традиционный для легкого комтранса мост на рессорах.

Снаружи выглядит симпатично и даже богато. Бампер окрашенный, в нем стоят противотуманки, колеса – с колпаками, имитирующими литые диски. Машина небольшая по меркам LCV (5300 мм в длину при базе 2640 мм), с легковым диаметром разворота – 11,5 м. В городе – самое то! Зеркала отменные: большие, с панорамными зонами, электроприводом и обогревом. А выносы у них такие, что можно поставить будку гораздо шире штатной.

Негатив в эксплуатации будет от разноразмерных колес. Спереди стоят 15‑дюймовые, сзади – двускатные на 13 дюймов. Это позволило уменьшить погрузочную высоту. У Арго она составляет 785 мм. Но и запасок нужно две. По счастью, завод не скупится и подвешивает под кузов два колеса. Только от лишних напрягов с заменой и покупкой зимних шин это не избавляет.

Импорт китайских автомобилей в россию

Рамы обеих моделей характеризуются как «повышенной жесткости». Вот только вопрос, делают ли их китайцы с расчетом на российские традиции перегруза? Газель
и УАЗ сдюжат. А Соллерсы?

Импорт китайских автомобилей в россию

Как и JAC, собранный у нас Соллерс Арго можно купить с полной массой 2,5 и 3,5 т. Технических отличий между ними ноль, но первый вариант на 170 тысяч рублей дешевле и не попадает ни под какие столичные ограничения. Пока в прайс-листе только версия с 2,0-литровым дизелем на 130 сил и 6‑ступенчатой механикой. Типичный для такой модели агрегат, что еще нужно? Однако «Соллерс» предложит еще два варианта.

Чуть позже появится сочетание бензинового мотора 2.0 мощностью 147 «лошадей» с 5‑скоростной коробкой. Для России выглядит логично: такие моторы есть и у Газели Next, и у УАЗа Профи. Да и зимы холодные.

Импорт китайских автомобилей в россию

Представители Соллерса уверяли, что в Атланте должна быть регулировка рулевой колонки по углу наклона. И очень удивлялись, что ни на одной из десятка показанных машин ее нет. По фотографиям салон выглядит дороже, чем есть на самом деле. Решения архаичные: ни одного подстаканника, полки над стеклом и мест для бумаг нет, вместо розетки – настоящий прикуриватель. Дверь далеко, на нее не облокотиться.

Импорт китайских автомобилей в россию

На некоторых показанных Атлантах был климат-контроль вместо кондиционера. При наличии спроса его включат в список опций. Штатно стоит простая магнитола, но есть место под полноценную медиасистему.

Далеко не факт, что владельцы станут обязательно ставить газобаллонное оборудование, хотя «Соллерс» его наверняка предложит. Во‑первых, вряд ли китайский мотор окажется прожорливее российских. Во‑вторых, разница в цене литра АИ‑92 (уж если китайские «турбы» его переваривают, коммерческий атмосферник тоже не откажется) и солярки в Москве и области достигла 10 рублей. Тут еще надо посчитать, на чем ездить выгоднее.

Оба мотора соответствуют пятому экологическому классу. У дизеля привод ГРМ цепью, рассчитанной на весь срок службы. Бензиновый агрегат оснащен ремнем, для которого мне назвали интервал замены 90 тысяч км.

А еще позже, в 2024 году, обещают электрический 175‑сильный Арго. Вот на что будет интересно взглянуть!

Импорт китайских автомобилей в россию

У бензинового (слева) и дизельного двигателей Арго одинаковый объем (2,0 л) и конфигурация (четыре цилиндра в ряд). Оба соответствуют пятому экоклассу. Только в дизеле 130 сил и цепной привод ГРМ, а у бензинки – 147 «лошадей» и ремень.

Импорт китайских автомобилей в россию

Посадка в кабину требует ловкости. Подножка вынесена далеко вперед, и без ручек на передних стойках было бы совсем плохо. Зато, как окажешься под крышей, устраиваешься вполне комфортно. Кабина – на удивление – позволяет далеко отодвинуться и поставить спинку отлого. И это при моем росте 186 см! Окончательно подогнать посадку позволяет регулировка руля по углу наклона. Закрытая дверь поджимает – с другой стороны, удобно облокотиться. Кстати, позже предложат Арго с двухрядной кабиной.

Сколько стоят автомобили Geely в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

С модельным рядом Geely возникли определенные сложности. Речь идёт о линейке кроссоверов Atlas и Atlas Pro. Первый вариант попросту отсутствует на родном рынке. А Atlas Pro не попал в таблицу из-за абсолютного несоответствия российским реалиям. На родине кроссовер предлагают исключительно с приводом на два колеса и турбомотором на 1,8 литра.

На фото Bitauto: кроссовер Geely Binyue 2021 в комплектации Battle

Зато с Geely Coolray, который в Китае называется Binyue, никаких проблем. В расчет была взята максимальная версия 2021 Battle, а с нашей стороны представлен топовый вариант Nero.

Geely Tugella также не вызвала вопросов. На родине эта модель носит сложное имя Xingyue, а максимальная полноприводная версия звучит как Geely Xingyue Star Rider. В России «максималка» именуется Flagship. Кстати, на данный момент это единственный автомобиль, у которого силовые характеристики полностью совпадают в Китае и у нас.

На фото Bitauto: кроссовер Geely Xingyue (Tugella) в комплектации Star Rider

Какие автомобили возят из Китая в Россию

В упомянутой выше московской компании ранее занимались продажами самых разных китайских товаров, но теперь почти полностью перешли на электромобили. Потому что спрос вырос буквально в разы.

Речь идет только новых электрокарах из Китая – автомобили с пробегом под заказ опрошенные предприниматели не возят.

— Непроверенные подержанные не привожу, чтобы не портить репутацию, — рассказал тюменский «дилер»

Роман из Краснодарского края отметил, что «с точки зрения эксплуатации оптимально заказывать в Китае электромобили BYD». По его словам, они «очень качественно собраны» и «читаются всеми сканерами».

В Сети можно найти и предложения о продаже гибридных автомобилей из Китая. Но, как выясняется, хорошо продаются и новые машины с ДВС. Например, предприниматели отмечают спрос на кроссоверы Changan Uni-K. А тюменский бизнесмен привозил минивэны — GAC GN8 и даже FAW, а еще предлагает клиентам пикапы JAC T9. По его словам, автомобили для китайского внутреннего рынка отличаются лучшим качеством сборки и окраски кузова.

Как вырос китайский авторынок

При этом дилеры готовы привозить для клиентов новые машины, но в нынешних условиях они оказываются на порядок дороже их реальной стоимости, рассказывает руководитель челябинского дилерского центра «Бовид» Денис Кушанашвили: «Допустим, я бы мог вам привезти BMW третьей серии из Грузии, но за это авто придется заплатить утилизационный сбор, госпошлину в 40% от стоимости и установить ЭРА-ГЛОНАСС. Но самое затратное — логистика. Получается, что в один момент стоимость машины увеличивается с 2,5 млн руб. до 5 млн руб.

Я могу привезти вам BMW, но вы его не купите, потому что выходит очень дорого».

При этом средняя стоимость новой машины — 2,3 млн руб., говорят в «Автостате». И как отмечают участники рынка, львиная доля в этой цене — различные пошлины и другие сборы, которые мешают бизнесу насытить рынок автомобилями. И если правительство смягчит свою позицию по этому вопросу, то дилеры готовы дополнительно пересмотреть прайс-листы в сторону резкого снижения.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий