Сегодня в Краснинском районе Липецкой области официально запущен первый в России завод по выпуску электромобилей Evolute китайского машиностроительного концерна Sokon Group на предприятии «Моторинвест», рассказали в правительстве региона. Специнвестконтракт на реализацию проекта был подписан в марте 2022 года, объем вложений — 13 млрд руб.
«Каждые 8 минут с конвейера сходит новая машина. Это седан Evolute I-Pro. Электромобиль оснащен тяговой батареей емкостью 53 кВт, запасом хода в 420 км. Мощность электродвигателя 150 л.с. Официальные дилеры начнут прием заказов на седан I-Pro уже в октябре этого года»,— сообщили в пресс-службе облправительства. До конца года планируется начать выпуск и других моделей: кроссовера I-Joy и минивэна Evolute I-Van.
В середине месяца у «Моторинвеста» уже появились клиенты: каршеринговая компания Green Crab из Владивостока заказала порядка 100 электромобилей. Еще одним возможны заказчиком может стать правительство региона. Седанами, по данным предприятия, уже заинтересовались покупатели от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока.
Производство «Моторинвеста» в Липецкой области — проект бизнесмена Алексея Резникова, главы ныне ликвидированной дилерской группы «Ирито», которая ранее была дистрибьютором в РФ китайских автомобилей Great Wall. В 2017 году владельцы «Ирито» фигурировали в уголовном дела о якобы произошедшем мошенничестве в отношении Great Wall на $48 млн. Вследствие этих проблем с российским партнером автопроизводитель на несколько лет покидал рынок страны. Расследование затянулось — последний раз Great Wall призывала российских силовиков продолжить его весной 2020 года. Об итогах расследования МВД не сообщало.
По данным Kartoteka.ru, ООО «Моторинвест» зарегистрировано в 2011 году в Липецкой области. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Основной вид деятельности — производство автотранспортных средств. Гендиректор — Андрей Ханин. 50% долей общества принадлежит Федору Кунакову, 29,9% — Анне Данилиной, 15% — Федору Маркову, 5% — Екатерине Еленской6 0,1% — Андрею (Алексеевичу) Резникову. До конца 2021 года компанией владело кипрское офшорное Sitrotek Ltd. Сборочное предприятие «Моторинвеста» в Липецкой области было законсервировано с августа 2019 года, когда на нем остановился выпуск Changan CS35 и CS75.
Читайте нас в Telegram
Завод «Моторинвест» начал выпуск электромобилей Evolute под Липецком, но пока вокруг этого проекта остается много вопросов. «Китайские автомобили» побывали на предприятии и рассказывают, что там происходит на самом деле.
«Моторинвест» — это же не новый завод?
Строить завод «Моторинвест» в Краснинском районе Липецкой области начали еще в 2011 году, а в 2014-м здесь открыли первую очередь – цех окраски. Тут сначала просто красили (в сложной производственно-логистической цепочке) внедорожники Great Wall Hover, затем собирали эти машины и кроссоверы Changan. Всего, как утверждают сейчас предприятии, из его цехов до 2019 года вышло около 20 тысяч машин.
Затем была консервация завода – и вот новый этап в его истории, импульс которому дало подписание «Моторинвестом» специнвестконтракта с минпромторгом в марте 2022 года. И уже спустя полгода тут собрали первые электрокары.
Забавно, но, изучая историю «Моторинвеста», мы нашли старые публикации в автомобильных СМИ с торжественного запуска цеха окраски. И испытали чувство дежавю. «Штат сотрудников увеличится с нынешних 300 до полутора тысяч человек, общая сумма инвестиций составит 10 миллиардов рублей. Плановая мощность завода — до 100 тысяч машин в год», — писали коллеги в 2014 году. Сейчас этот текст можно поправить лишь в деталях. Все те же планы, те же перспективы. Расчетный объем производства совпадает полностью, объем вложений за 8 лет вырос лишь на 3 млрд рублей. Похожая ситуация и с персоналом. Для сборки первых «Эволютов» хватает 150 человек. В будущем же штат вырастет до 1900-2300 человек.
Как сейчас устроено производство электромобилей Evolute?
Сейчас на заводе происходит банальная крупноузловая сборка. Машинокомплекты из Китая (вы же помните, что Evolute – это Dongfeng и Seres?) поступают в Москву, где идет их растаможка. Затем в контейнерах эти разобранные кузова привозят на «Моторинвест». Рядом есть железная дорога, но пока доставка проводится автовозами.
На заводе нет автоматических роботов-доставщиков, не увидели мы и обычных погрузчиков. Машинокомплекты вручную, по проложенным рельсам, подтягивают к линии сборки. По меркам, например, завода Haval в Тульской области, эти линии – а их тут пять – кажутся очень короткими. Но и работа на них шла более чем спокойная.
По словам Михаила Михеева, так называемый такт составляет 8 минут. Столько машинокомплект проводит на каждом посту с рабочими, где они должны провести какие-либо манипуляции. Навесить подвески, батарею, электромотор, колеса, прикрепить бампер, подсоединить медиасистему. В итоге за час, по расчетам, завод способен выпустить 7 машин. За смену – 50-60. За год выходит около 10 тысяч, если загрузить все 5 линий. Чтобы получилось 100 тысяч, работать придется в несколько смен и значительно быстрее. Но пока это только планы.
Забавно, что о китайском происхождении Evolute на церемонии запуска производства ничего не говорилось. Да и компанию Dongfeng в своих речах спикеры не называли. Однако глава представительства бренда Ван Пэн завод посетил и даже сделал с управляющим партнером «Моторинвеста» Андреем Резниковым фото для прессы.
А будет ли здесь мелкоузловая сборка?
Журналистам показали цеха окраски и сварки, предупредив, что «никакой переналадки не производилось». Помыли, почистили, покрасили – и все почти как новое. В окрасочном цехе площадью 30 тысяч квадратных метров процесс предполагает три этапа. Первый слой грунта будет наноситься методом катафореза – полностью погружая кузов в специальные ванны. Второй — распылением. А затем на машину в особых камерах наложат финишное покрытие и лак. Предназначенные для этого роботы стоят сейчас зачехленными, напоминая спящих слонов с опущенными хоботами. Эта линия предполагает быструю смену цветов – их может быть шесть, а на изменение колера потребуется минута-две.
Экскурсия по сварочному цеху особых впечатлений не добавила. Здесь нет привычных манипуляторов, «танцы» которых производят впечатляющее зрелище. Стоят только небольшие сварочные аппараты. «Роботов нет, но планируются», — сказал Михаил Михеев. Но ближайшие планы другие – нанять 900-1000 сварщиков, которых в сельской местности еще поискать.
В любом случае, если «Моторинвест» будет выполнять условия СПИКа, ему придется заняться локализацией производства. Пять тысяч баллов – не шутка, столько нет и у Lada с Haval. Придется и красить, и сварить, и ставить отечественные аккумуляторы с моторами. Якобы договоренности с их будущими производителями уже есть. Говорится даже о кузове из липецкого металла – но для этого нужен еще и цех штамповки. А о нем журналистам ничего не сказали. Интересно, что и на данном этапе уже есть небольшая локализация – российская телематика от МТС и колеса Pirelli.
Какие модели в итоге будут производить под Липецком?
По планам на 2022 год никаких сюрпризов не ожидается. Но они могут произойти в любой момент. Судите сами: на заводе нам сообщили, что после седана i-PRO уже совсем скоро начнется выпуск кроссоверов i-JOY, а после них, в ноябре, минивэнов I-VAN. Однако на обновленном сайте Evolute информации об «Иванах» нет – зато есть о гибридных кроссоверах i-JET. Хотя на «Моторинвесте» их планируют вроде бы только на 2023 год.
Ну а о главной «звезде» модельного ряда «Китайские автомобили» уже писали. На церемонии запуска производства i-FREE или просто Free журналистам не показали. Кроме стоявшего на улице Voyah Free, на котором ездит руководитель предприятия. Конкретно о выпуске таких машин тоже пока не заявляли, хотя по-прежнему настаивают на появлении в производственной линейке еще двух моделей в 2023 году. Единственное, что пока ясно, — эта машина должна появиться в продаже уже в этом году. И, пожалуй, на данном этапе развития завода поставки премиальной модели из Китая — не худший вариант.
Как работает автозавод «Моторинвест»
В России анонсирован большой проект по производству электромобилей. Минпромторг, Липецкая область и компания Моторинвест подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) по «внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей».
Липецкий завод Моторинвест имеет многострадальную историю. Это частный проект предпринимателей Резниковых, которые также владели компанией Ирито, стоявшей у истоков выхода китайских автопроизводителей на российский рынок (марки Great Wall, Hafei, BYD, Dongfeng). Строительство началось в 2011 году, а производство автомобилей Great Wall (со сваркой и окраской кузовов) здесь запустили в 2014-м, но оно быстро остановилось из-за разногласий партнеров, после чего компания Great Wall самостоятельно перезапустила бизнес в России. В 2017—2019 годах Моторинвест (он же ЛМЗ, Липецкий моторный завод) выпускал кроссоверы Changan CS35, но с конвейера сошло менее четырех тысяч машин — и сотрудничество тоже прекратилось: компания Changan стала поставлять автомобили напрямую из КНР. С тех пор липецкий завод простаивает.
Новый же СПИК подразумевает организацию производства электромобилей и литий-ионных тяговых батарей, а инвестиции составят более 13 млрд рублей за одиннадцать лет. Речь идет о производстве полного цикла (со сваркой и окраской кузовов), причем уже в этом году будет представлено сразу пять моделей под новоиспеченным брендом Evolute. Понятно, что это не российские разработки: в деле снова китайский автопром.
Evolute i-Jet: кроссовер длиной 4700 мм, мощность электромоторов — 693 л.с., емкость аккумулятора — 88 кВт∙ч, дальность хода — 500 км
На этот раз партнером стал машиностроительный концерн Sokon Group, который основан в 1986 году и выпускает автомобили под несколькими брендами. Пока «российские электромобили» Evolute показаны на тизерах: это седан, минивэн и три кроссовера. Опубликованы их характеристики, но опознать исходники не сложно. Например, Evolute i-Jet — это кроссовер Seres SF5 образца 2019 года, который в доработанном виде даже продается через сеть фирмы Huawei.
Заявленная мощность российского производства — более 100 тысяч «доступных электромобилей» в год. За время реализации проекта будет произведено более 242 тысяч электромобилей пяти моделей. Ожидается, что к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов по шкале Минпромторга. Это фантастически высокий показатель, потому что год назад даже «исконно российская» Лада Гранта имела 3280 баллов.
Судя по всему, новый СПИК — это тот самый проект популяризации электрического транспорта, из-за которого Россия не стала отменять пошлины на импорт электромобилей, хотя два дня назад это уже сделали все остальные страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), — Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Увы, пока неясно даже, когда электромобили Evolute будут полностью рассекречены и встанут на липецкий конвейер.
Сегодня на липецком заводе Моторинвест дан официальный старт серийного производства электромобилей под маркой Evolute. Еще в марте Минпромторг, Липецкая область и Моторинвест подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) по «внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей». Контракт подразумевает организацию производства электромобилей и литий-ионных тяговых батарей, а инвестиции составят более 13 млрд рублей за одиннадцать лет.
Липецкий завод Моторинвест имеет многострадальную историю. Это частный проект предпринимателей Резниковых, которые также владели компанией Ирито, стоявшей у истоков выхода китайских автопроизводителей на российский рынок (марки Great Wall, Hafei, BYD, Dongfeng). Строительство завода началось еще в 2011 году, а производство автомобилей Great Wall (со сваркой и окраской кузовов) здесь запустили в 2014-м, но оно быстро остановилось из-за разногласий партнеров, после чего компания Great Wall самостоятельно перезапустила бизнес в России. В 2017—2019 годах Моторинвест (он же ЛМЗ, Липецкий моторный завод) выпускал кроссоверы Changan CS35, но с конвейера сошло менее четырех тысяч машин — и сотрудничество тоже прекратилось: компания Changan стала поставлять автомобили напрямую из КНР. Выпуск электромобилей Evolute — уже третья попытка загрузить это предприятие.
СПИК подразумевает создание производства полного цикла (со сваркой и окраской кузовов) мощностью 100 тысяч машин в год (она ограничена пропускной способностью окрасочного комплекса). В плане — 1300 рабочих мест, но эти планы будут реализованы позже. Пока же завод Моторинвест заработал в режиме крупноузловой сборки (SKD). А весь анонсированный модельный ряд представляет собой перелицованные версии электромобилей китайского концерна Dongfeng и его подразделений. При этом все модели Evolute приняты в госпрограмму льготного автокредитования, по которой на электромобили российской сборки действует скидка 35%.
Первой моделью на конвейере стал седан Evolute i-Pro, адресованный преимущественно таксопаркам и операторам каршеринга. Седан длиной 4680 мм представляет собой перелицованную китайскую модель Dongfeng Aeolus E70, которая, в свою очередь, сделана на основе четырехдверки Nissan Sylphy образца 2005 года. Седан имеет передний привод с электромотором мощностью 150 л.с. (прежде было заявлено 163 л.с.), тяговой батареи емкостью 53 кВт∙ч должно хватить на 420 км пробега по циклу NEDC. Цена без субсидии — 2 млн 990 тысяч рублей, а старт продаж ожидается в октябре.
В этом году Моторинвест также начнет выпуск кроссоверов Evolute i-Joy и минивэнов Evolute i-Van. Обе модели будут стоить 3 млн 490 тысяч рублей без учета субсидии. До конца года завод планирует собрать две тысячи электромобилей. В 2023 году модельный ряд пополнит более крупный и мощный кроссовер Evolute i-Jet. Кроме того, Моторинвест на правах дистрибьютора станет импортировать из Китая дорогие электрические кроссоверы Voyah Free: по предварительной информации, двухмоторные машины (489 л.с.) будут стоить 7 млн 990 тысяч рублей, а их локализация под маркой Evolute не планируется.
Официальные дилеры марки Evolute уже скоро откроются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Липецке, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи. Согласно специнвестконтракту, за время реализации проекта будет произведено более 242 тысяч электромобилей.
Проект выпуска электромобилей марки Evolute на липецком заводе Моторинвест был анонсирован месяц назад, однако новых официальных подробностей пока не появилось. Напомним, Минпромторг, Липецкая область и компания Моторинвест подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) и заявили сразу пять электромобилей разных классов — седан, минивэн и три кроссовера. Партнером стал машиностроительный концерн Sokon Group, выпускающий электромобили под несколькими брендами.
Будущие модели Evolute показаны на тизерах, но опознать китайские «исходники» не сложно. В частности, на одной из картинок изображен кроссовер Voyah Free, и теперь появилось подтверждение, что именно эту модель станут выпускать в России. В распоряжении редакции Авторевю оказался документ, содержащий «техническое описание автомобиля марки Evolute, модель Voyah Free». Изготовителем указана компания ООО «Моторинвест».
Напомним, кроссовер Free (на фотографиях) дебютировал в 2020 году и стал первой моделью бренда Voyah. Но не все указанные в документе характеристики совпадают с параметрами китайского исходника. Это пятиместный электромобиль с кузовом типа универсал, длина — 4950 мм, ширина — 1950 мм, высота — 1645 мм. Но колесная база различается значительно: 2875 мм в российском документе против 2960 мм у китайской машины.
В Китае Voyah Free бывает последовательным гибридом или чистым электромобилем с одним или двумя электромоторами. В документе Моторинвеста указана только полноприводная электрическая версия снаряженной массой 2330 кг. Каждый мотор выдает 347 л.с., суммарная мощность — 694 л.с. А дальше вновь начинаются странности. Китайский Voyah имеет литий-ионную тяговую батарею емкостью 88 кВт∙ч, а в российском документе указаны емкость 100 А∙ч и рабочее напряжение 345,6 вольт, что дает лишь 34,6 кВт∙ч. Оригинальный Voyah Free имеет регулируемую пневматическую подвеску и 20-дюймовые колеса, а в российском документе — пружинная подвеска и колеса диаметром 19 или 20 дюймов.
Возможно, для российского бренда Evolute готовится упрощенный и удешевленный Voyah Free. Ведь даже в родном Китае этот кроссовер стоит немало: от 48 тысяч долларов за гибрид до 56 тысяч долларов за упомянутый полноприводный электромобиль. Как стало известно Авторевю, на липецком заводе уже собраны первые предсерийные машины, так что официальная информация должна появиться совсем скоро.
Завод «Моторинвест» планирует достичь глубокой локализации китайских электромобилей в течение 11 лет
В разгар спячки автопрома Россия переходит на выпуск электромобилей: Минпромторг, правительство Липецкой области и компания «Моторинвест» подписали специальный инвестиционный контракт стоимостью 13 миллиардов рублей, в результате которого в течение 11 лет на заводе под Липецком планируют выпустить более 240 тысяч подозрительно мощных электромобилей пяти моделей. При этом упомянутый завод имеет неоднозначное прошлое и в более традиционных проектах не преуспел. Но на этот раз планов громадье, и мы задались вопросом: не очередной ли это прожект?
Планы по электромобилизации России сформировались еще в прошлом году, и, по замыслу Минпромторга, инвестиции в эту область составят 800 миллиардов. Уже тогда липецкий проект называли наиболее спелым, а сегодня он и вовсе выглядит этаким ответом западным компаниям, которые грозят разрывом отношений с Россией.
Речь идет о производстве пяти электромобилей под брендом Evolute — седана, минивэна и трех кроссоверов — в партнерстве с китайским машиностроительным концерном Sokon Group. Он выпускает традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания в партнерстве с Dongfeng, а также владеет калифорнийской компанией Seres, которая имеет инженерные центры по всему миру, включая Германию, и занимается разработкой и производством электромобилей.
Seres SF5 имеет чудовищную мощность в 550 л. с. Липецкая модификация еще заряженней — 693 л. с. При этом цена «Сереса» в Китае составляет 30 тысяч евро, что по нынешнему курсу превышает 3 миллиона рублей
В России планируется локализовать именно электромобили, хотя точные прототипы пока неизвестны. Но догадаться нетрудно: кроссовер Evolute i-Jet, сопоставимый по размерам с Nissan X-Trail, очень напоминает Seres SF5, а компактный Evolute i-Joy (размер Hyundai Creta) близок к DFSK Glory E3, который в электрической версии называется Fengon E3 EV. Седан Evolute i-Pro (размер Skoda Octavia) будет, вероятно, близок к Dongfeng Joyear S50, а минвэн Evolute i-Van — это Sokon E380.
А это DFSK Glory E3 — возможный прототип для Evolute i-Joy. Его характеристики вполне традиционны для электрокроссоверов такого сегмента: мощность — 163 л. с., заявленная дальность хода — 405 км
Согласно контракту, речь не идет об отверточной сборке, и в ближайшие годы электромобили ждет серьезная «русификация».
— Ожидается, что к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов, — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. — За время реализации проекта будет произведено более 242 тысяч электромобилей пяти моделей.
Кстати, уровень локализации в 5000 баллов выглядит абсолютно фантастическим на фоне нынешних достижений русавтопрома: например, в 2021 году локализация UAZ Patriot составляла 2209 баллов, Renault Duster — 2149 баллов, Lada Vesta — 3200 баллов, Lada Granta — 3280 баллов. Примесь импорта пока высока даже в исконно российских моделях.
Чиновники однако полны оптимизма и заявляют о создании 2 тысяч рабочих мест.
— Это еще один крупный проект, реализацию которого доверили Липецкой области. Люди получат новые рабочие места, областной бюджет — дополнительные налоговые отчисления, — рассказал глава Липецкой области Игорь Артамонов. — Инвестконтракт подписан в довольно непростой период, но его масштабы говорят, что на фоне санкций и некоторых трудностей развитие экономики, а вместе с тем и импортозамещение, идет уверенными темпами.
Среднеразмерный седан i-Pro, вероятно, будет построен на базе Dongfeng Joyear S50
Глава компании «Моторинвест» Александр Лапин подчеркнул удачное расположение завода:
— Географическая близость к крупным транспортным артериям, присутствие в регионе ведущего металлургического комбината, производителя Li-ионных батарей, большого количества промышленных предприятий и высокий уровень подготовки технических кадров — всё это позволит локализовать ключевые компоненты электромобилей согласно подписанному СПИК, — разъяснил он.
В 2021 году в Липецке действительно появился завод «Энергия» по выпуску литий-ионных аккумуляторов емкостью 1,5–3 А⋅ч. Основная зона применения — это средства индивидуальной мобильности, вроде электросамокатов, и бытовые приборы. Для электромобиля, вероятно, понадобятся другие решения: емкость липецкой батарейки составляет порядка 10 кВт⋅ч, поэтому кроссовера Evolute i-Joy при заявленной емкости энергоблока 53 кВт⋅ч понадобилось бы 5300 таких секций.
Компания «Моторинвест», которая расположилась на мощностях Липецкого моторного завода, имеет неоднозначную репутацию, и ее прежнее руководство замешано в нескольких судебных разбирательствах.
Изначально бизнес был связан с компанией «Ирито» предпринимателя Алексея Резникова, которая с 2005 года была официальным дистрибьютором китайских автомобилей Great Wall. На первых порах партнерство продвигалось неплохо, и в 2008 году «Ирито» задумалась о создании производства чайнакаров в России. Первоначально кузова делали на черкесском заводе Derways, а финальную сборку — в подмосковной Гжели. Но в 2010-м начались работы по созданию автосборочного предприятия «Моторинвест» в Липецкой области.
Тем временем сам Great Wall к партнерству с «Ирито» охладел. Уже на излете их сотрудничества в 2014 году было подписано соглашение на лицензионную сборку внедорожника Great Wall Hover H5, но в следующем году отношения прервались окончательно. С 2017 по 2019 годы завод «Моторинвест» выпускал китайские кроссоверы Changan, но и этот проект прожил лишь неполные три года.
Сhangan CS35 — одна из моделей, которая выпускалась на заводе под Липецком. Но в августе 2019 года сборка остановилась
При этом Great Wall считал, что российская сторона должна ему за поставку машинокомплектов $50 млн, и обращался в арбитражный суд. Позже было подано заявление в полицию, а в марте 2017 года против сотрудников компании «Ирито» возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве. В ходе следствия было установлено, что руководство «Ириты» умышленно выводило средства, получаемые от продажи машин Great Wall, хотя позже выяснилось, что речь шла не о головной компании, а о ее посредниках.
После болезненного разрыва с китайским партнером скандалы не закончились: в 2021 году Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием обанкротить ООО «Моторинвест». Причина иска — долги компании перед бюджетом. Ранее завод едва избежал банкротства после иска от поставщиков.
По данным сервиса «Контр.Фокус», с декабря 2021 года учредителем компании ООО «Моторинвест» является Фёдор Кунаков, а у Андрея Резникова (предположительно, сына Алексея Резникова) лишь минимальная доля в 0,1%. Помимо ООО «Моторинвест», Федор Кунаков зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и занимается торговлей по почте. Генеральным директором нового предприятия назван Александр Лапин.
Новый завод не имеет прямого отношения к «Ирито» и прежнему «Моторинвесту», но провал прежнего руководства в сфере автосборки не добавляет оптимизма.
В России уже было несколько сверхамбициозных планов по выпуску современного транспорта. Самым медийным, вероятно, стал проект олигарха Михаила Прохорова по выпуску инновационного гибридного автомобиля с кузовом из базальтового волокна — «Ё-мобиля». Проект с треском провалился и стал своеобразным символом дилетантизма российских олигархов в области высоких технологий. Не преуспел и производитель суперкаров Marussia, который длительное время ассоциировался с шоуменом и автогонщиком Николаем Фоменко: компания одно время даже присутствовала в «Формуле-1», но полноценное производство дорожных машин так и не наладила. Несколько лет назад в Роснано обещали наладить выпуск инновационного электрического мопеда, но новостей о проекте с тех пор нет.
Команда Ё-мобиля несколько лет эпатировала публику компьютерными макетами и прототипами самых причудливых форм, но дальше этого дело не пошло
Более-менее реалистичным оказался проект «Аурус» по выпуску представительских автомобилей для политических и бизнес-элит. Автомобиль неоднократно презентовали публике и анонсировали старт производства, но, по информации «Авторевю», спустя четыре года после дебюта модели ее выпуск идет вяло.
До конца года в Липецкой области планируют запустить производство электромобилей. До 2033 года ожидается выпуск 242 тыс. машин, что потребует вложения в предприятие более 13 млрд руб. Степень реальной локализации производства на первом этапе пока непонятна, но, вероятно, рассматривается новый бренд для нескольких моделей крупного китайского концерна Sokon. Эксперты отмечают, что спрос на электромобили растет даже без необходимой инфраструктуры, а конкурентоспособность машин липецкой сборки будет зависеть только от их цены.
ООО «Моторинвест» планирует до конца 2022 года начать в Краснинском районе Липецкой области серийный выпуск четырех моделей легковых электромобилей. 22 марта компания, Минпромторг РФ и региональная администрация подписали специальный инвестиционный контракт о реализации проекта, сообщили в министерстве.
ООО «Моторинвест» / Company profile
Производство «Моторинвеста» в Липецкой области — проект бизнесмена Алексея Резникова, главы ныне ликвидированной дилерской группы «Ирито», которая ранее была дистрибьютором в РФ китайских автомобилей Great Wall.
Объем инвестиций в проект «по внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей» оценивается более чем в 13 млрд руб. за 11 лет — до 2033 года. За это время планируется выпуск свыше 242 тыс. электромобилей пяти моделей. В этом году ожидается начало производства четырех из них, сообщил в своем telegram-канале глава Липецкой области Игорь Артамонов. Власти рассчитывают на создание на предприятии почти 2 тыс. рабочих мест.
Господин Артамонов подчеркнул, что «инвестконтракт подписан в довольно непростой период, но его масштабы говорят о том, что импортозамещение идет уверенными темпами». В компании заявляют, что будут производить российские электромобили под «новым брендом» Evolute.
Фактически речь может идти о локализации в Липецкой области под другим брендом производства китайских электромобилей Sokon, разработанных машиностроительным концерном Sokon Group. Как сообщил вчера «Авторевю», планируется выпуск седана, минивэна и трех кроссоверов.
К примеру, представленный как тизер кроссовер Evolute i-Jet длиной 4700 мм с мощностью электромоторов 693 л.с., емкостью аккумулятора в 88 кВт/ч и дальностью хода в 500 км, по данным издания, представляет собой модель Sokon SF5 2019 модельного года. В Китае эта модель стоит в пересчете на рубль по сегодняшнему курсу юаня около 3,6 млн с учетом госсубсидий. Представленный также как тизер минивэн Evolute i-Van длиной 4700 мм, мощностью 123 л.с., емкостью аккумулятора в 53 кВт/ч, вероятно, является аналогом модели Sokon E380. Седан Evolute i-Pro длиной 4680 мм с мотором на 150 л.с, аккумулятором на 53 кВт/ч и дальностью хода 420 км схож по параметрам с моделью Dongfeng Joyear S50 (у Sokon и другого китайского автопроизводителя Dongfeng есть совместное предприятие).
В каком формате власти видят электромобильный кластер в Липецкой области
Глава Минпромторга Денис Мантуров на подписании специнвестконтракта заявил, что к моменту его завершения в 2033 году «уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов» по внутренней шкале ведомства. К примеру, у классической «Нивы» в 2020 году, по оценке Минпромторга, локализация оценивалась в 3260 баллов.
В администрации области затруднились уточнить «Ъ-Черноземье» степень реальной локализации производства электромобилей, которая прогнозируется на начальном этапе производства. Но отметили, что ожидают использования компонентов с внутреннего рынка региона, в том числе аккумуляторных батарей производства елецкого АО «Энергия».
Сотрудничество «Моторинвеста» с Sokon Group в обладминистрации ни подтверждать, ни опровергать не стали, сказав, что компания находится «в рабочем процессе выбора моделей». Связаться с представителями «Моторинвеста» вчера не удалось, ни один из указанных в ЕГРЮЛ телефонов компании не отвечал.
Руководитель воронежского автосалона электромобилей АВС Electric Motors Club Роман Рябых отмечает, что китайские электромобили липецкого производства будут конкурентоспособными «в зависимости от того, как их цена будет отличаться от импортных».
«Спрос на китайские электромобили есть, и очевидно, что он растет. Но вопрос в первую очередь в ценах, доступных опциях и качестве сборки. В сегодняшних условиях привезти новый китайский моноприводный электрокроссовер с запасом хода в 400 км в Воронеж стоит 3,5-4 млн руб. со всеми пошлинами. В прошлом году, когда действовала нулевая ввозная пошлина, мы привозили новые электромобили из Китая за менее 2 млн руб., с небольшим пробегом — за 1,4–1,6 млн руб.»,— рассказал господин Рябых.
Говоря об особенностях обслуживания китайских электромобилей, он отмечает, что они «показали себя надежными»: «Если не попадать в ДТП, требуется только замена расходников, это небольшие вложения. Поставки запчастей уже налажены из Белоруссии». Также господин Рябых отметил, что за последние несколько лет в Воронежской области и Черноземье «ничего серьезно не изменилось» в плане создания инфраструктуры для электромобилей. «Был анонсирован проект строительства в 2022 году быстрых зарядных станций на трассе М4, а в 2023 — и в самом Воронеже. Как он будет реализовываться в новых условиях — пока вопрос. Но большинству покупателей хватает зарядки дома или в офисе»,— заключил эксперт.
Какие финансовые сложности возникали у «Моторинвеста» ранее
Главный аналитик «Алора» Алексей Антонов предупреждает о «новых рисках» для проекта: «Он готовился давно, поэтому вряд ли учитывал ту ситуацию, которая сложилась на российском авторынке в последние несколько недель и появившиеся сложности с привлечением финансирования. Актуальным остается и кризис полупроводников, в условиях их дефицита даже для крупнейших автоконцернов. Стоит учитывать и логистические проблемы с доставкой комплектующих из Китая — продолжает ощущаться дефицит контейнеров. В целом сложно сказать, как будут организовываться транспортные цепочки в Россию в будущем».
Бренд Evolute до сих пор не провел полноценную презентацию своей продукции и самого завода, что выглядит странным накануне фактического старта продаж: серьезные автобренды начинают «бомбить» СМИ за полгода до выхода модели
Липецкий производитель электромобилей под маркой Evolute, завод «Моторинвест», готовится к старту официальных продаж, и на сайте одного их первых официальных дилеров бренда появились цены на три модели. Наш автомобильный журналист Артем Краснов посмотрел на них и рассказал, почему липецкая продукция всё больше напоминает один из мертворожденных проектов, вроде приснопамятного Ё-мобиля.
Самый доступный липецкий электрокар, седан i-Pro, стоит минимум 3 миллиона, компактный кроссовер i-Joy — 3,5 миллиона рублей, столько же — третья модель компании, микроавтобус i-Van. Во всех случаях при покупке в кредит будет действовать государственная субсидия на уровне 35%, но не более 925 тысяч рублей.
Пока даже сложно понять, в каком именно порядке завод планирует выпускать модели, например, во время недавнего велопарада в Москве показали три модели, но i-Van среди них не было
Более-менее конкурентоспособным пока выглядит лишь третье предложение, микроавтобус i-Van. Такие машины в России всегда были дороги, и, например, за новые Volkswagen Caravelle просят сейчас 5–8 миллионов рублей. К тому же поставки минивэнов в Россию почти прекратились, и в отсутствии конкуренции i-Van за 3,5 миллиона (за 2,5 миллиона с госскидкой) может пользоваться некоторым спросом. Правда, именно эта модель в релизах Evolute упоминается реже всего и первыми стартуют продажи двух других моделей, а значит до официальной презентация цена еще может измениться.
Evolute i-Van — это пятиметровый микроавтобус, по классу близкий к недавно вышедшему Hyundai Staria, но довольно архаичный
Кроме того, i-Van — модель не самая передовая. Шасси разработано компанией Dongfeng на платформе Mitsubishi, уходящей корнями в 90-е годы, поэтому, например, задняя подвеска — зависимая рессорная. Из передовых черт — как раз электропривод, но и он здесь слабенький: 122-сильного мотора явно маловато на две тонны снаряженной массы. Поэтому максимальная скорость составляет 100 км/ч, а разгон до 100 км/ч — почти 20 секунд. Скорее всего, i-Van может приглянуться автопаркам тех компаний, которые смогут решить вопросы регулярной зарядки электромобилей. Пробег у i-Van заявлен на уровне 400 километров, но китайцы часто используют «мягкую» методику измерения NEDC, поэтому реальные цифры обычно меньше на треть.
Ниша микроавтобусов и фургонов такого класса относительно свободна, но спрос в основном обеспечивают корпоративные парки
А вот две другие модели вызывают больше вопросов. Седан i-Pro сделан на базе модели Nissan Sylphy 15-летней давности в творческой обработке компании Dongfeng (модель Aeolus E70). С точки зрения класса автомобиль близок к Skoda Octavia, имеет длину около 4,7 метра и большой 500-литровый багажник. Мощность электромотора составляет 163 л. с., пробег на зарядке — 420 км, но с теми же оговорками: реальное значение должно быть ближе к 300 км. При этом по максимальной скорости (150 км/ч) и времени разгона до 100 км/ч (менее 10 секунд) i-Pro вполне сопоставим с бензиновыми аналогами. Хотя модель не является передовой с точки зрения шасси, в целом i-Pro соответствует предпочтениям россиян: это достаточно практичный седан. К тому же он неплохо оснащен: имеет АБС, ESP, климат-контроль, аудиосистему, магнитолу, четыре подушки безопасности.
Седан i-Pro выйдет на рынок первым: живые машины ожидаются до конца сентября
Но цена в 3 миллиона рублей всё же находится в тех заоблачных высях, которые доступны пониманию чиновников, но не простых людей. Электромобиль при прочих равных имеет немало минусов относительно обычной машины: ему нужны электрозарядные станции (как минимум одна — в месте его ночевки), процесс зарядки занимает несколько часов, пробег ограничен, электромобили чувствительны к морозам, а ресурс их батарей заметно меньше, чем ресурс ДВС.
Заявленные характеристики i-Pro в целом неплохие, но реальный пробег на зарядке примерно вдвое меньше, чем у бензинового автомобиля на полном баке
С учетом государственной скидки в 925 тысяч i-Pro может стоить порядка 2 миллионов рублей, что по нынешним меркам выглядит вроде бы конкурентоспособно: скажем, оставшиеся «Октавии» распродают по цене 3–4,5 миллиона рублей. Однако за те же 2 миллиона можно еще найти близкую по практичности Skoda Rapid, и для российских реалий она подходит лучше. Кроме того, за 2 миллиона предлагается несколько чуть менее вместительных седанов В-класса, вроде Hyundai Solaris и KIA Rio, поэтому на внимание массового потребителя i-Pro явно не претендует.
Кроссовер городского класса i-Joy
Та же логика применима к кроссоверу i-Joy. Из всей троицы он самый компактный (4,4 метра), самый мощный (176 л. с.) и самый оснащенный. Но заявленный пробег такой же — 405 километров. Его предтеча — Dongfeng Fengon E3 — является собственной разработкой китайцев, притом довольно свежей — бензиновая и электрическая модель вышли в 2020 году. Кроме того, i-Joy относится к популярному до кризиса классу городских кроссоверов: по размеру он близок к KIA Seltos и чуть крупнее Hyundai Creta.
И снова всё перечеркивает цена в 3,5 миллиона рублей в сочетании с описанными выше минусами электромобиля. Даже с учетом скидки за 2,5 миллиона есть масса бензиновых машин, например, Haval Jolion или базовые версии более крупного Haval F7. В данном случае это не вина именно липецкой продукции, потому что электромобили почти всегда дороже обычных машин (есть исключения, но в целом это так), однако в глазах потребителя это слабое оправдание.
В Москве был замечен еще и кроссовер Evolute i-Jet, но конкретный автомобиль был гибридом, а не чистым электрокаром, который планируют выпускать в Липецке
Здесь невольно вспоминается предыстория завода «Моторинвест», созданного под патронажем компании «Ирито» — крупного импортера китайских автомобилей середины нулевых годов. Завод был создан на волне взаимного очарования сторон и должен был выпускать автомобили Great Wall, но потом отношения расстроились, липецких «Волов» мы не увидели, а против ряда сотрудников «Ирито» (точнее, связанных компаний) возбудили уголовные дела. С тех пор завод еще не раз фигурировал в скандальной хронике, пока наконец с подачи Минпромторга не был назван одним из локомотивов электромобилизации российского автопарка.
На кого вообще рассчитана его продукция? Этого, судя по всему, не понимает пока никто, тем более и сам завод не спешит организовывать полноценные презентации и тест-драйвы.
Анонсированный весной модельный ряд подразумевал и выпуск супермощных электрокроссоверов
Рынок электромобилей в России есть, но ограничен в основном премиальным сегментом, а также серым импортом напрямую из Китая. Электромобили среднего ценового сегмента пользуются в России крайне умеренным спросом, поскольку при высокой цене имеют спорный набор потребительских качеств. Да, километр пробега электромобиля обычно дешевле, если заряжаться от бытовой розетки, но, например, платные электрозарядные станции имеют повышенный тариф, и расходы получаются сравнимы с таковыми на бензин.
Каршеринг и такси? В принципе, да: сам Evolute уже анонсировал поставку почти сотни электромобилей всех трех моделей ПАО «РусГидро» на Дальний Восток, но такие проекты выглядят скорее имиджевыми: бизнес-структуры поддерживают чиновничьи начинания в угоду обоюдному пиару.
Evolute i-Joy, i-Jet и i-Pro во время велопарада в Москве
Тот же седан i-Pro выглядел бы подходящим аппаратом для извоза, но соотношение высокой цены, малого пробега и, вероятно, высоких расходов на запчасти (аккумуляторы, силовая электроника) делает его весьма специфическим продуктом. «Яндекс», например, объявил о стремлении перейти на продукцию АВТОВАЗа, а также ряда китайских брендов, но речь о бензиновых машинах. Это неудивительно: за стоимость одного i-Pro можно купить четыре «Гранты», а для коммерческих таксопарков помимо прочего важна и доступность запчастей.
Для меня липецкий проект выглядит скорее попыткой Минпромторга пустить пыль в глаза СМИ, публике и властям. Рыночные перспективы электромобилей туманны, зато появляется возможность заявить о прогрессе, скачке или даже прорыве вопреки санкциям и прочим недружественным обстоятельствам. Проект Evolute можно было бы считать отправной точкой российской электромобилизации, этакий начальный этап, в рамках которого будут наработаны компетенции (извините за противное слово). Но пока «Моторинвест» слишком скуп на подробности: складывается впечатление, что завод идет по пути наименьшего сопротивления и китайские машины лишь дособираются в России, чтобы иметь формальное право клеить шильдик Made in Russia. А для этого обширных компетенций не надо: разве что ведро клея да перчатки.
Помните Tagaz Aquila (она же «Аквела»)? Лебединая песня таганрогского ТАГаза на излете его автосборочной карьеры — этакая попытка создать «русский Ferrari» из сборной солянки автокомпонентов
Сомнительных проектов такого рода в России было немало: тут можно вспомнить тагазовскую «Аквеллу», чубайсовский электромопед, фоменковскую Marussia и, конечно, Ё-мобиль, анонсированный под эгидой олигарха Михаила Прохорова. Изощренность конструкции машины была скомпенсирована тем фактом, что дальше макетов она так и не уехала.
Ё-мобиль — самое нелепое, что случалось с российским автопромом. Базальтовый кузов, электротрансмиссия, роторно-лопастной двигатель: обещаний было столько, что патриотически настроенная общественность тут же заявила о великом прорыве. Дальше обещаний, правда, дело не двинулось
Но поскольку электромобили в словаре чиновников превратились в этакое слово-паразит, о них сегодня говорят многие: так, собирать их планируют на «Москвиче», причем уже до конца года, а недавно в повестке снова возник проект городского микрокара «Кама», макет которого когда-то разрабатывал КАМАЗ на деньги государственного гранта и в содружестве с одним из питерских университетов.
Из более реалистичных моделей можно упомянуть иранские седаны среднего класса, но и к ним много вопросов.
АВТОВАЗ тем временем официально подтвердил, что не будет возобновлять выпуск своей самой импортозависимой модели — Lada XRAY.
Производство электромобилей Evolute началось в России на заводе «Моторинвест». Мы побывали на церемонии открытия предприятия и собрали 6 фактов, которые важно знать об этом событии.
Где расположен завод?
Деревня Гребенкино в Краснинском районе Липецкой области, состоящая из нескольких раскиданных по лесистой местности обжитых участков, даже в столице региона практически неизвестна. Маленькая и стоит вдали от основных дорог. Ну да, здесь в свое время по удивительной причине построили автозавод, где собирали Great Wall и Changan. Но это было, когда эти названия звучали еще экзотично, а владельцы китайских машин считались чуть ли не чудаками.
Теперь же Гребенкино превратилось в центр автопрома. Работающих заводов в стране – один, два и обчелся. А электромобильных нет совсем – это первый. Говорили-говорили власти о «Каме» и Zetta, намекали на «Автотор» и некоторые брошенные западными брендами производства. А в итоге пионерами электромобильной промышленности стали именно Evolute. Не все верили в успех этого проекта, и даже сама церемония открытия сильно не анонсировалась, намекая каждую минуту, что может сорваться. Но нет, состоялась. И первый седан i-PRO уже готов к продаже.
Каковы параметры предприятия?
Расчетная мощность завода — более 100 000 электромобилей в год по полному циклу. Сварочный и окрасочный цех, к слову, журналистам уже показали. Пустые, но чистые и готовые.
Пожалуй, этого хватит с запасом. Либо на «Моторинвесте» со временем начнут собирать по контракту и автомобили других марок. Пока же речь идет о пяти моделях Evolute, как минимум две из которых явно не станут массовыми – минивэны i-VAN и кроссоверы Free на базе Voyah. Первые – потому что ниша небольшая. Вторые – потому что дорогие.
Известно, что инвестиции «Моторинвест» в проект превысят 13 млрд рублей за 11 лет действия специального инвестконтракта. А работать здесь будут от 1900 до 2300 человек. Весьма солидный штат по нашим временам. Правда, пока достаточно и 150 сотрудников. Это, в том числе, и ветераны производства — все-таки в этих цехах собрали 20 тысяч машин.
Какие электромобили здесь будут выпускать?
Первым с конвейера сошел седан Evolute i-PRO, на который, кажется, и будет сделана основная ставка. Все-таки на эту машину ожидается спрос со стороны корпоративных парков. Ей якобы интересовались таксисты. А электрокаршеринговый проект Green Crab в Приморском крае уже запросил 40 таких машин. И очевидно, это не предел.
Впрочем, тот же покупатель захотел еще 45 кроссоверов i-JOY и 10 минивэнов i-VAN, которые «Моторинвест» начнет выпускать до конца года. А в следующем к линейке добавятся кроссоверы – Free (скорее всего под брендом Voyah) и i-JET.
Каковы основные характеристики автомобилей Evolute?
Корреспонденты «Китайских автомобилей» покатались по территории завода в Гребенкино на i-PRO, i-JOY и i-JET. И расскажут о впечатлениях позже. Пока же кратко о характеристиках машин. Все пять моделей, напомним, созданы на базе китайских Dongfeng и Seres. Но отличаются от них не только шильдиками, но и техническим оснащением.
Пока доподлинно раскрыты данные по двум моделям. Evolute i-PRO – перелицованный Dongfeng Aeolus (Fengshen) E70 – получил 150-сильный электродвигатель (230 Нм). Максимальная скорость — 150 км/ч, разгон до 100 км/ч составляет 9,5 секунды. Тройная литиевая батарея объемом 52,99 кВт⋅ч обеспечивает запас хода в 420 км.
Кроссовер Evolute i-JOY получил более мощный мотор, чем его китайский прототип Seres 3 (ребрендинговый DFSK Glory E3). Его отдача – не 163 л.с., а 176, правда крутящий момент меньше – 225 Нм вместо 300. Та же батарея позволяет проехать до зарядки 405 км. При этом пополнить запас энергии через разъем CCS-2 c 30% до 80% можно за 30 минут.
Двигатель минивэна Evolute i-VAN раскрыл дилер – мощность агрегата составит 122 л.с. Привод у российского варианта Dongfeng LingZhi только задний. Салон – 7-местный, грузоподъёмность 1050 кг. Запас хода до 420 км, быстрая зарядка от 20 до 80% всего за 35 минут.
С i-JET и Free пока все сложнее. Информация об их технической начинке противоречива. Поэтому предлагаем дождаться официальных данных.
Сколько будут стоить автомобили Evolute в России?
На открытии завода цены электромобилей Evolute не назывались. Но их сегодня опубликовали на официальном сайте марки — и они совпали с теми, что ранее рассекретил московский дилер. За i-PRO будут просить от 2 990 000 рублей. При этом с учетом скидки по кредитной программе в 35% (но не более 925 000 рублей) купить седан можно будет за 2 065 000 рублей. Кроссовер Evolute i-JOY оценили в 3 490 000 рублей. Это 2 565 000 рублей с учетом госсубсидии. Минивэн i-VAN должен стоить столько же, однако на сайте его почему-то нет. А вот i-JET есть, но без ценника.
Интересно, что с момента публикации дилером цен число автомобилей на его онлайн-витрине сократилось. Седанов стало на два меньше – 178, кроссоверов на три – 87. Минивэнов по-прежнему доступно для предзаказа 15.
Кто и где будет продавать Evolute в России?
Кроме столичного ДЦ «Авилон», который станет своего рода флагманским автосалоном, Evolute должны появиться еще в 8 городах. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Казань, Воронеж и Липецк – почти родной для марки город. Здесь, к слову, электромобили не диковинка — есть специальный автосалон.
Постепенно сеть будет расширяться, говорят в «Моторинвесте». При этом именно дилеры будут осуществлять техническое и гарантийное обслуживание новых электромобилей. Кстати, гарантия на все модели Evolute составит 3 года или 100 000 км пробега. Межсервисный интервал — 15 тысяч километров. «Нам самим надо посмотреть, что будет с машиной», — говорят в компании.
Производство «Моторинвеста» в Липецкой области — проект бизнесмена Алексея Резникова, главы ныне ликвидированной дилерской группы «Ирито», которая ранее была дистрибьютором в РФ китайских автомобилей Great Wall. В 2017 году «Ирито», как сообщал «Ъ-Черноземье», стала фигурантом уголовного дела о якобы произошедшем мошенничестве в отношении Great Wall на $48 млн.
Вследствие этих проблем с российским партнером автопроизводитель на несколько лет покидал рынок страны. Расследование затянулось — последний раз Great Wall призывала российских силовиков продолжить его весной 2020 года. Об итогах расследования МВД не сообщало.
По данным Kartoteka.ru, ООО «Моторинвест» зарегистрировано в 2011 году в Липецкой области. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Основной вид деятельности — производство автотранспортных средств. Гендиректором выступает Александр Лапин, ранее эту должность занимал Алексей Резников. 99% ООО принадлежит Федору Кунакову, 0,1% — Андрею (Алексеевичу) Резникову. Их доли находятся в залоге у банка «Центрокредит». До конца 2021 года компанией владело кипрское офшорное Sitrotek Ltd.
Сборочное предприятие «Моторинвеста» в Липецкой области было законсервировано с августа 2019 года, когда на нем остановился выпуск Changan CS35 и CS75, последнюю модель завод производил всего чуть больше полугода. CS35 при этом собирали на липецком заводе три года. Кроме того, в 2014–2015 годах на этом предприятии собирался внедорожник Great Wall Hover H5. В июне 2021 года ФНС потребовала обанкротить компанию из-за долгов перед бюджетом на 30 млн руб., после этого «Моторинвест» погасил недоимки, и дело закрыли. С тех пор судебной практики у него не было.