Липецкий автопром и Придут ли отечественные электромобили на Кубань?

До конца года в Липецкой области планируют запустить производство электромобилей. До 2033 года ожидается выпуск 242 тыс. машин, что потребует вложения в предприятие более 13 млрд руб. Степень реальной локализации производства на первом этапе пока непонятна, но, вероятно, рассматривается новый бренд для нескольких моделей крупного китайского концерна Sokon. Эксперты отмечают, что спрос на электромобили растет даже без необходимой инфраструктуры, а конкурентоспособность машин липецкой сборки будет зависеть только от их цены.

ООО «Моторинвест» планирует до конца 2022 года начать в Краснинском районе Липецкой области серийный выпуск четырех моделей легковых электромобилей. 22 марта компания, Минпромторг РФ и региональная администрация подписали специальный инвестиционный контракт о реализации проекта, сообщили в министерстве.

ООО «Моторинвест» / Company profile

Производство «Моторинвеста» в Липецкой области — проект бизнесмена Алексея Резникова, главы ныне ликвидированной дилерской группы «Ирито», которая ранее была дистрибьютором в РФ китайских автомобилей Great Wall.

Объем инвестиций в проект «по внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей» оценивается более чем в 13 млрд руб. за 11 лет — до 2033 года. За это время планируется выпуск свыше 242 тыс. электромобилей пяти моделей. В этом году ожидается начало производства четырех из них, сообщил в своем telegram-канале глава Липецкой области Игорь Артамонов. Власти рассчитывают на создание на предприятии почти 2 тыс. рабочих мест.

Господин Артамонов подчеркнул, что «инвестконтракт подписан в довольно непростой период, но его масштабы говорят о том, что импортозамещение идет уверенными темпами». В компании заявляют, что будут производить российские электромобили под «новым брендом» Evolute.

Фактически речь может идти о локализации в Липецкой области под другим брендом производства китайских электромобилей Sokon, разработанных машиностроительным концерном Sokon Group. Как сообщил вчера «Авторевю», планируется выпуск седана, минивэна и трех кроссоверов.

К примеру, представленный как тизер кроссовер Evolute i-Jet длиной 4700 мм с мощностью электромоторов 693 л.с., емкостью аккумулятора в 88 кВт/ч и дальностью хода в 500 км, по данным издания, представляет собой модель Sokon SF5 2019 модельного года. В Китае эта модель стоит в пересчете на рубль по сегодняшнему курсу юаня около 3,6 млн с учетом госсубсидий. Представленный также как тизер минивэн Evolute i-Van длиной 4700 мм, мощностью 123 л.с., емкостью аккумулятора в 53 кВт/ч, вероятно, является аналогом модели Sokon E380. Седан Evolute i-Pro длиной 4680 мм с мотором на 150 л.с, аккумулятором на 53 кВт/ч и дальностью хода 420 км схож по параметрам с моделью Dongfeng Joyear S50 (у Sokon и другого китайского автопроизводителя Dongfeng есть совместное предприятие).

В каком формате власти видят электромобильный кластер в Липецкой области

Глава Минпромторга Денис Мантуров на подписании специнвестконтракта заявил, что к моменту его завершения в 2033 году «уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов» по внутренней шкале ведомства. К примеру, у классической «Нивы» в 2020 году, по оценке Минпромторга, локализация оценивалась в 3260 баллов.

В администрации области затруднились уточнить «Ъ-Черноземье» степень реальной локализации производства электромобилей, которая прогнозируется на начальном этапе производства. Но отметили, что ожидают использования компонентов с внутреннего рынка региона, в том числе аккумуляторных батарей производства елецкого АО «Энергия».

Сотрудничество «Моторинвеста» с Sokon Group в обладминистрации ни подтверждать, ни опровергать не стали, сказав, что компания находится «в рабочем процессе выбора моделей». Связаться с представителями «Моторинвеста» вчера не удалось, ни один из указанных в ЕГРЮЛ телефонов компании не отвечал.

Руководитель воронежского автосалона электромобилей АВС Electric Motors Club Роман Рябых отмечает, что китайские электромобили липецкого производства будут конкурентоспособными «в зависимости от того, как их цена будет отличаться от импортных».

«Спрос на китайские электромобили есть, и очевидно, что он растет. Но вопрос в первую очередь в ценах, доступных опциях и качестве сборки. В сегодняшних условиях привезти новый китайский моноприводный электрокроссовер с запасом хода в 400 км в Воронеж стоит 3,5-4 млн руб. со всеми пошлинами. В прошлом году, когда действовала нулевая ввозная пошлина, мы привозили новые электромобили из Китая за менее 2 млн руб., с небольшим пробегом — за 1,4–1,6 млн руб.»,— рассказал господин Рябых.

Говоря об особенностях обслуживания китайских электромобилей, он отмечает, что они «показали себя надежными»: «Если не попадать в ДТП, требуется только замена расходников, это небольшие вложения. Поставки запчастей уже налажены из Белоруссии». Также господин Рябых отметил, что за последние несколько лет в Воронежской области и Черноземье «ничего серьезно не изменилось» в плане создания инфраструктуры для электромобилей. «Был анонсирован проект строительства в 2022 году быстрых зарядных станций на трассе М4, а в 2023 — и в самом Воронеже. Как он будет реализовываться в новых условиях — пока вопрос. Но большинству покупателей хватает зарядки дома или в офисе»,— заключил эксперт.

Какие финансовые сложности возникали у «Моторинвеста» ранее

Главный аналитик «Алора» Алексей Антонов предупреждает о «новых рисках» для проекта: «Он готовился давно, поэтому вряд ли учитывал ту ситуацию, которая сложилась на российском авторынке в последние несколько недель и появившиеся сложности с привлечением финансирования. Актуальным остается и кризис полупроводников, в условиях их дефицита даже для крупнейших автоконцернов. Стоит учитывать и логистические проблемы с доставкой комплектующих из Китая — продолжает ощущаться дефицит контейнеров. В целом сложно сказать, как будут организовываться транспортные цепочки в Россию в будущем».

Г. Москва, Ленинградский проспект, д. 72, к. 3

Время работы офиса
Пн-чт: 09:00 — 18:00
Пт: 9:00 — 16:45

По вопросам приобретения металлопроката просим обращаться по номеру телефона

ул. Промышленная, д. 20, Мурманск, Мурманская обл., Россия, 183034

Время работы офиса
Пн-пт: 08:30 — 17:15
Сб-вс: выходной день

ул. Керченская, д.13, оф. 222,223, Нижний Новгород, Нижегородская обл., Россия, 603086

Время работы офиса
Пн-чт: 08:00 — 17:00
Пт: 08:00 — 15:45

Проспект им. Вахитова, д. 4А, офис 5, 6, 8, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423815

344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, оф. 912

Московское шоссе 17, офис 905

Время работы офиса
Пн-чт: 08:30 — 17:30
Пт: 08:30 — 16:15
Сб-вс: выходной

ул. Предпортовая д.1 , Санкт-Петербург, Россия, 196240

Время работы офиса
Пн-чт: 09:00 — 18:00
Пт: 09:00 — 16:45

ул. С. Перовской, д.6 оф. 204, Тверь, Тверская обл., Россия, 170006

Время работы офиса
Пн-чт: 08:30 — 17:30
Пт: 8:30 — 16:15

ул. Судостроительная, д. 17, Череповец, Вологодская обл., Россия, 162603

Время работы офиса
Пн-чт: 09:00 — 18:00
Пт: 09:00 — 16:45
Сб-вс: выходной

г. Ярославль, ул. 2-я Портовая, д.1, 150022

ул. Никитинская 24, оф. 301, Воронеж, Воронежская обл., Россия, 394036

Время работы офиса
Пн — чт: 08:00 — 17:00
пт: 08:00 — 15:45

ул. Чернышевского, д. 30 б, Казань, Республика Татарстан, Россия, 420111

Время работы офиса
Пн-чт: 08:00 — 17:00
Пт: 08:00 — 15:45

г. Липецк, пл. Плеханова, д. 3, оф. 311

Время работы офиса
Пн-чт: 08:30 — 17:30
Перерыв: 12:00 — 12:45
Пт: 08:30 — 16:15

ул. Латненская, 3А, г. Воронеж, Воронежская обл., Россия

Время работы склада
Пн — чт: 08:00 — 17:00 (въезд до 16:00)
Перерыв: 12:00 — 13:00
Пт: 08:00 — 15:45 (въезд до 15:00)

ул. Алмазная, 6, г. Липецк, Липецкая обл., Россия

Время работы склада
Пн — чт: 08:30 — 17:30 (заезд до 16.00)
Пт: 08:30 — 16:15 (заезд до 15.00)
Перерыв: 12:00 — 12:45

22 Партсъезда, 8, Самарская область, Самара

Время работы склада
Пн-чт: 08:30 — 17:00
Пт: 08:30 — 15:45
Сб-вс: выходной

Ул. Арсенальная, 80, Санкт-Петербург и ЛО, Санкт-Петербург, 195009

Время работы склада
Пн-пт: 8:00 — 17:00
Пн-пт: заезд машин до 16:00
Сб-вс: выходной

Гончаровой, 40, Тверская область, Тверь

Время работы склада
Пн-чт: 08:00 — 17:00
Пт: 09:00 — 15:45
Заезд на погрузку
Пн — Чт: 08:00 — 16:00
Пт: 08:00 — 15:00
Обед: 12:00 — 13:00

Коновалова, 6, Нижегородская область, Нижний Новгород, 603127

Время работы склада
Пн-пт: 08:00 — 17:00
Заезд до 16:00

Коняевская, 7, Тверская область, Тверь

Время работы склада
Пн-чт: 08:30 — 16:45
Пт: 08:30 — 15:45
Заезд на погрузку
Пн-чт: 08:30 — 16:45
Пт: 08:30 — 15:45

Время работы склада
Пн-чт: 08:30 — 17:00
Пт: 08:30 — 15:45
Сб-вс: выходной

Ореховская, 80, Нижегородская область, Нижний Новгород

8 Марта, 2, Москва и МО, Московская обл., г. Подольск

Время работы склада
Пн-Пт: 8:00-17:00
Заезд на территорию
Пн-Чт: до 15:45
Пт: до 14:45

Предпортовая, 1, Санкт-Петербург и ЛО, Санкт-Петербург

Время работы склада
Пн-вс: 08:30-20:00
Заезд на погрузку
Пн-вс: 08:30-18:00

Ул. Мира, д. 5, Москва и МО, г. Ногинск, 142460

Время работы склада
Пн-Пт: 8:00-20:00
Заезд на территорию до 17:00

МО, го Богородицкий, территория Промплощадка №2, д.4

Время работы склада
Пн-чт: 8:00-20:00
Заезд на территорию до 18:00
Пт: 8:00-20:00
Заезд на территорию до 17:00

404103, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Александрова, дом 95

Время работы склада
Пн-чт: 08:00 — 17:00
Пт: 08:00 — 15:45

ул. Альпинистов, д. 57Р, Свердловская обл., г. Екатеринбург, 620010

Республика Марий Эл, п. Медведево, ул. Железнодорожная, 13

Время работы склада
Пн-чт 08:00 — 17:00
Пт 8:00 — 15:45

Время работы склада

Пн — чт: 08:00 — 17:00 (заезд до 16.00)
Пт: 08:00 — 15:45 (заезд до 15.00)
Перерыв: 12:00 — 12:45

357203, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Островского, дом 66

Время работы склада
Пн-чт: 08:00 — 17:00
Пт: 08:00 — 15:45

ул. Промышленная, д.20, Мурманск, Мурманская обл., Россия, 183034

Время работы склада
Пн-пт: 8:30 — 16:30
Сб-вс: выходной день

Время работы склада
Пн-чт: 8:00 — 17:00
Пт: 8:00 — 15:45

г. Череповец, ул. Судостроительная, 17

Время работы склада
Пн-чт: 08:00 – 20:00
Пт: 09:00 – 16:45
Сб-вс: выходной

346312, Ростовская область, п. Молодежный, территория ДСК

Промышленная, 6с1, Москва и МО, г.о. Подольск, п. Молодежный

Время работы склада
Пн-чт: 8:00-20:00
Заезд на территорию до 18:00
Пт: 8:00-20:00
Заезд на территорию до 17:00
Сб: 8:00-16:00

Время работы склада
Пн-пт: 08:30 — 17:00

Завод «Моторинвест» начал выпуск электромобилей Evolute под Липецком, но пока вокруг этого проекта остается много вопросов. «Китайские автомобили» побывали на предприятии и рассказывают, что там происходит на самом деле.

«Моторинвест» — это же не новый завод?

Строить завод «Моторинвест» в Краснинском районе Липецкой области начали еще в 2011 году, а в 2014-м здесь открыли первую очередь – цех окраски. Тут сначала просто красили (в сложной производственно-логистической цепочке) внедорожники Great Wall Hover, затем собирали эти машины и кроссоверы Changan. Всего, как утверждают сейчас предприятии, из его цехов до 2019 года вышло около 20 тысяч машин.

Затем была консервация завода – и вот новый этап в его истории, импульс которому дало подписание «Моторинвестом» специнвестконтракта с минпромторгом в марте 2022 года. И уже спустя полгода тут собрали первые электрокары.

Забавно, но, изучая историю «Моторинвеста», мы нашли старые публикации в автомобильных СМИ с торжественного запуска цеха окраски. И испытали чувство дежавю. «Штат сотрудников увеличится с нынешних 300 до полутора тысяч человек, общая сумма инвестиций составит 10 миллиардов рублей. Плановая мощность завода — до 100 тысяч машин в год», — писали коллеги в 2014 году. Сейчас этот текст можно поправить лишь в деталях. Все те же планы, те же перспективы. Расчетный объем производства совпадает полностью, объем вложений за 8 лет вырос лишь на 3 млрд рублей. Похожая ситуация и с персоналом. Для сборки первых «Эволютов» хватает 150 человек. В будущем же штат вырастет до 1900-2300 человек.

Про Chery:  Стоимость li one в китае

Как сейчас устроено производство электромобилей Evolute?

Сейчас на заводе происходит банальная крупноузловая сборка. Машинокомплекты из Китая (вы же помните, что Evolute – это Dongfeng и Seres?) поступают в Москву, где идет их растаможка. Затем в контейнерах эти разобранные кузова привозят на «Моторинвест». Рядом есть железная дорога, но пока доставка проводится автовозами.

На заводе нет автоматических роботов-доставщиков, не увидели мы и обычных погрузчиков. Машинокомплекты вручную, по проложенным рельсам, подтягивают к линии сборки. По меркам, например, завода Haval в Тульской области, эти линии – а их тут пять – кажутся очень короткими. Но и работа на них шла более чем спокойная.

По словам Михаила Михеева, так называемый такт составляет 8 минут. Столько машинокомплект проводит на каждом посту с рабочими, где они должны провести какие-либо манипуляции. Навесить подвески, батарею, электромотор, колеса, прикрепить бампер, подсоединить медиасистему. В итоге за час, по расчетам, завод способен выпустить 7 машин. За смену – 50-60. За год выходит около 10 тысяч, если загрузить все 5 линий. Чтобы получилось 100 тысяч, работать придется в несколько смен и значительно быстрее. Но пока это только планы.

Забавно, что о китайском происхождении Evolute на церемонии запуска производства ничего не говорилось. Да и компанию Dongfeng в своих речах спикеры не называли. Однако глава представительства бренда Ван Пэн завод посетил и даже сделал с управляющим партнером «Моторинвеста» Андреем Резниковым фото для прессы.

А будет ли здесь мелкоузловая сборка?

Журналистам показали цеха окраски и сварки, предупредив, что «никакой переналадки не производилось». Помыли, почистили, покрасили – и все почти как новое. В окрасочном цехе площадью 30 тысяч квадратных метров процесс предполагает три этапа. Первый слой грунта будет наноситься методом катафореза – полностью погружая кузов в специальные ванны. Второй — распылением. А затем на машину в особых камерах наложат финишное покрытие и лак. Предназначенные для этого роботы стоят сейчас зачехленными, напоминая спящих слонов с опущенными хоботами. Эта линия предполагает быструю смену цветов – их может быть шесть, а на изменение колера потребуется минута-две.

Экскурсия по сварочному цеху особых впечатлений не добавила. Здесь нет привычных манипуляторов, «танцы» которых производят впечатляющее зрелище. Стоят только небольшие сварочные аппараты. «Роботов нет, но планируются», — сказал Михаил Михеев. Но ближайшие планы другие – нанять 900-1000 сварщиков, которых в сельской местности еще поискать.

В любом случае, если «Моторинвест» будет выполнять условия СПИКа, ему придется заняться локализацией производства. Пять тысяч баллов – не шутка, столько нет и у Lada с Haval. Придется и красить, и сварить, и ставить отечественные аккумуляторы с моторами. Якобы договоренности с их будущими производителями уже есть. Говорится даже о кузове из липецкого металла – но для этого нужен еще и цех штамповки. А о нем журналистам ничего не сказали. Интересно, что и на данном этапе уже есть небольшая локализация – российская телематика от МТС и колеса Pirelli.

Какие модели в итоге будут производить под Липецком?

По планам на 2022 год никаких сюрпризов не ожидается. Но они могут произойти в любой момент. Судите сами: на заводе нам сообщили, что после седана i-PRO уже совсем скоро начнется выпуск кроссоверов i-JOY, а после них, в ноябре, минивэнов I-VAN. Однако на обновленном сайте Evolute информации об «Иванах» нет – зато есть о гибридных кроссоверах i-JET. Хотя на «Моторинвесте» их планируют вроде бы только на 2023 год.

Ну а о главной «звезде» модельного ряда «Китайские автомобили» уже писали. На церемонии запуска производства i-FREE или просто Free журналистам не показали. Кроме стоявшего на улице Voyah Free, на котором ездит руководитель предприятия. Конкретно о выпуске таких машин тоже пока не заявляли, хотя по-прежнему настаивают на появлении в производственной линейке еще двух моделей в 2023 году. Единственное, что пока ясно, — эта машина должна появиться в продаже уже в этом году. И, пожалуй, на данном этапе развития завода поставки премиальной модели из Китая — не худший вариант.

Как работает автозавод «Моторинвест»

Из-за экономических ограничений и логистических проблем 2022 год стал мощнейшим испытанием для российского автопрома – отрасль столкнулась с беспрецедентными вызовами. Продажи новых автомобилей в России упали более чем в два раза. Чем ответит отечественное автомобилестроение? Как достичь производственного суверенитета, можно ли создать отечественный автомобиль с нуля и каковы шансы электрокаров в России – разбирался «МК».

Автомобильный рынок РФ на начало осени текущего года сократился почти на 62,5%. По данным аналитиков, в августе наши соотечественники приобрели всего 41 698 новых машин. Правда, эксперты авторынка уже отмечают хоть и незначительную, но позитивную тенденцию: весной рынок продаж рухнул на целых 80%. Оживает сегмент благодаря «АвтоВАЗу» и китайскому импорту, который активно захватывает нишу кроссоверов.

Однако эксперты предостерегают: замена западного импорта на восточный автомобильную отрасль с колен не поднимет, а только еще сильнее ее утопит. Необходимо от бумажных проектов по импортозамещению переходить к реальному производству. По мнению председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдана Коношенко, окно возможностей для старта собственного производства у России есть. Особенно с учетом того, что объективно из-за мирового кризиса просел не только российский рынок. Производство в других странах тоже заметно сократилось.

– Сейчас у нас есть возможность резко нарастить темпы реализации сложнейших задач, которые раньше казались очень отдаленными, – считает Богдан Коношенко. – Времени на это мало: нам необходимо уложиться в два года.

6 июля 2021 года Минпромторг утвердил План мероприятий по импортозамещению автомобильной промышленности. Согласно этому документу, к 2024 году нужно довести производство тягового электрического двигателя для легковых автомобилей с 0 до 30%, АККП – с 0 до 5%, системы помощи водителю – с 0 до 15%, а компоненты телематических систем – с 30 до 90%.

Вице-президент Российского автомобильного союза Антон Шапарин обращает внимание на то, что для полного импортозамещения автомобилей России остро нужны собственные технологии, производственные площадки и платформы. К сожалению, вся история сначала советского, а затем и российского автопрома развивалась от обратного.

Эксперты автопрома выделяют четыре этапа становления отечественной отрасли, которая на выходе – как ни печально – оказалась в тотальной зависимости от импорта.

Второй этап – локализация немецких технологий. В СССР начинается производство автомобилей «Опель» под маркой «Москвич 401». В этот же период начинается разработка собственных технологий, но опять же с оглядкой на Запад.

– В страну реально завозились импортные машины, происходил их анализ, это накладывалось на потенциалы советской экономики и спрос. В этой парадигме наш автопром существовал до 1991 года, когда мы часто покупали зарубежные технологии, часто адаптировали зарубежные технологии. Были и отдельные собственные разработки, такие как «Нива». Но это, пожалуй, все. Даже знаменитый УАЗ-462 «козел» – это по сутки вариация на тему американского «Виллиса», – говорит Шапарин.

Третий этап – с 90-х до 2004 года. Это, по словам экспертов, этап заливания деньгами российских автомобильных заводов с целью поддержания на них хоть какого-то производства.

– Это страшно неэффективные предприятия. Параллельно происходит масштабный импорт автомобилей. Россияне узнают, что такое нормальный автомобиль, впервые в своей истории. В страну ввозятся машины всех классов, появляются дилеры, напрямую связанные с зарубежными производителями, – рассказал вице-президент Российского автомобильного союза.

Четвертый этап – переход к «якобы локализации». Кого кнутом, кого пряником – в Россию заманивали все тех же заграничных производителей на открытие российских заводов. При этом эти заводы строили зарубежные автомобили по зарубежным технологиям из зарубежных компонентов с использованием зарубежного оборудования. Из российского там были только отдельные компоненты и материалы, а также рабочая сила и электроэнергия. Это было очень выгодно производителю: мегахолдинги поставляли детали, которые производили на своих предприятиях колоссальными тиражами. Россиянам это тоже было выгодно: потребители получали относительно дешевые автомобили с учетом того, что импортные пошлины были введены запретительного уровня.

При этом для отдельных сегментов автомобильного рынка наплыв импортных «железных коней», наоборот, сыграл в плюс.

Одной из главных проблем для эффективного импортозамещения эксперты называют нормативную базу. Ряд чиновников возлагают надежды на создание отдельного федерального проекта «Создание санкционно-стойкого автомобилестроения». Однако эксперты отрасли относятся к идее скептически и говорят, что начинать надо с переработки базового Техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств».

– Этот документ устанавливает исключительно жесткие требования. Гораздо более жесткие, чем, например, в Германии для производимых там автомобилей. При этом писался Техрегламент исключительно в интересах зарубежных правообладателей.  На данный момент этот документ жив, о планах по его отмене ничего не известно, – говорит Шапарин.

Еще одна проблема – в производстве компонентов для автомобилей. Они должны быть экономически выгодными. Для этого необходимо разработать такие детали, которые могли бы подойти не только для внутреннего рынка, но и для ряда импортных машин из дружественных стран – например, из государств Южной Азии. Для этого необходимо обогнать китайцев, которые производят компоненты миллионными тиражами.

Полноценное отечественное производство электротранспорта, по мнению специалистов, тоже не является вопросом ближайшего будущего, считает эксперт:

– Для этого нужен литий, а первые его месторождения только начинают разрабатывать. Производства емких эффективных батарей в России нет. Технологий их производства – тоже. И это при том, что в Китае уже появились технологии изготовления батарей, обеспечивающих большую дальность поездки по сравнению с предыдущими моделями. Однако у нас локализовывать подобное производство пока никто не собирается. Так что пока говорить о создании российского электротранспорта бессмысленно. На данный момент российский электротранспорт – это китайская продукция, на которую наклеивают российский шильдик, и на этом точка.

Строительство заправок – на сегодня, скорее, модный элемент повестки, чем реальная технологическая перспектива, продиктованная спросом на рынке:

– Потребность в таких заправках пока минимальна, потому что электромобиль у нас – это либо «Ниссан Лиф», который завозится тысячами штук, либо «Тесла», которая завозится сотнями штук. Это очень дорогие автомобили, недоступные среднему россиянину.

Кроме того, для развития электротранспорта потребуется создание соответствующей инфраструктуры по всей стране, что станет колоссальной нагрузкой на бюджет. Так что на нынешнем историческом треке электротранспорт остается уделом мегаполисов.

– Для нашей страны, особенно мегаполисов, эта тема актуальна. В Москве на многих линиях работают электробусы. На днях заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов рассказал о перспективах, в течение 5–10 лет, перевода речных судов, работающих в столице, на электрические двигатели, – заключил Богдан Коношенко.

Липецкий автопром и Придут ли отечественные электромобили на Кубань?

Сегодня на липецком заводе Моторинвест дан официальный старт серийного производства электромобилей под маркой Evolute. Еще в марте Минпромторг, Липецкая область и Моторинвест подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) по «внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей». Контракт подразумевает организацию производства электромобилей и литий-ионных тяговых батарей, а инвестиции составят более 13 млрд рублей за одиннадцать лет.

Про Chery:  Changan Uni-T

Липецкий завод Моторинвест имеет многострадальную историю. Это частный проект предпринимателей Резниковых, которые также владели компанией Ирито, стоявшей у истоков выхода китайских автопроизводителей на российский рынок (марки Great Wall, Hafei, BYD, Dongfeng). Строительство завода началось еще в 2011 году, а производство автомобилей Great Wall (со сваркой и окраской кузовов) здесь запустили в 2014-м, но оно быстро остановилось из-за разногласий партнеров, после чего компания Great Wall самостоятельно перезапустила бизнес в России. В 2017—2019 годах Моторинвест (он же ЛМЗ, Липецкий моторный завод) выпускал кроссоверы Changan CS35, но с конвейера сошло менее четырех тысяч машин — и сотрудничество тоже прекратилось: компания Changan стала поставлять автомобили напрямую из КНР. Выпуск электромобилей Evolute — уже третья попытка загрузить это предприятие.

Липецкий автопром и Придут ли отечественные электромобили на Кубань?

СПИК подразумевает создание производства полного цикла (со сваркой и окраской кузовов) мощностью 100 тысяч машин в год (она ограничена пропускной способностью окрасочного комплекса). В плане — 1300 рабочих мест, но эти планы будут реализованы позже. Пока же завод Моторинвест заработал в режиме крупноузловой сборки (SKD). А весь анонсированный модельный ряд представляет собой перелицованные версии электромобилей китайского концерна Dongfeng и его подразделений. При этом все модели Evolute приняты в госпрограмму льготного автокредитования, по которой на электромобили российской сборки действует скидка 35%.

Первой моделью на конвейере стал седан Evolute i-Pro, адресованный преимущественно таксопаркам и операторам каршеринга. Седан длиной 4680 мм представляет собой перелицованную китайскую модель Dongfeng Aeolus E70, которая, в свою очередь, сделана на основе четырехдверки Nissan Sylphy образца 2005 года. Седан имеет передний привод с электромотором мощностью 150 л.с. (прежде было заявлено 163 л.с.), тяговой батареи емкостью 53 кВт∙ч должно хватить на 420 км пробега по циклу NEDC. Цена без субсидии — 2 млн 990 тысяч рублей, а старт продаж ожидается в октябре.

В этом году Моторинвест также начнет выпуск кроссоверов Evolute i-Joy и минивэнов Evolute i-Van. Обе модели будут стоить 3 млн 490 тысяч рублей без учета субсидии. До конца года завод планирует собрать две тысячи электромобилей. В 2023 году модельный ряд пополнит более крупный и мощный кроссовер Evolute i-Jet. Кроме того, Моторинвест на правах дистрибьютора станет импортировать из Китая дорогие электрические кроссоверы Voyah Free: по предварительной информации, двухмоторные машины (489 л.с.) будут стоить 7 млн 990 тысяч рублей, а их локализация под маркой Evolute не планируется.

Липецкий автопром и Придут ли отечественные электромобили на Кубань?

Официальные дилеры марки Evolute уже скоро откроются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Липецке, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи. Согласно специнвестконтракту, за время реализации проекта будет произведено более 242 тысяч электромобилей.

По словам Топилина, автомобильная промышленность России, просевшая из-за ухода западных брендов и нехватки комплектующих, перешла к восстановлению. «Настроение в то время у всех нас было тревожное, имелись опасения, что будут серьезные сбои в поставках различной продукции, что сильно просядут многие отрасли. Ан нет, справились», — сказал глава комитета.

Он отметил быстрые темпы импортозамещения и активные поиски новых партнеров внутри страны и в дружественных странах. Благодаря китайским партнером стал возможным запуск новых производств: к примеру, в Липецке, на заводе «Моторинвест», скоро будут собирать электрокары Evolute; новые автомобили начнут выпускать на заводе в «Алабуге».

«Первые шоки» от введенных против России санкций уже позади, отметил Топилин, но вопросов, касающихся производств, все еще остается много.

В ближайшем будущем в России должны появиться несколько новых отечественных марок автомобилей. Это Evolute, которая будет продавать перелицованные электрокары китайской Dongfeng, бренд Sollers от владеющей УАЗом компании «Соллерс Авто», а также возрожденный «Москвич». Также в планах остается выпуск электрокаров «Кама» и Zetta: информацию о закрытии проекта «Зетты» в августе опроверг Минпромторг.

Дилерские центры по продаже электромобилей планируется открыть в девяти городах России, в том числе в Краснодаре и Сочи. В дальнейшем география продаж будет расширена.

Производство электрокаров собираются наладить всего через месяц на липецком заводе «Моторинвест». Название им дали, правда, не очень отечественное, — «Evolute».

Ожидается, что модельный ряд будет состоять из пяти моделей: седан, минивэн и три кроссовера, оснащенных электродвигателями, мощностью от 150 до 693 лошадиных сил, а также литий-ионными батареями емкостью от 53 до 88 кВт*ч.

Конечно, сразу возникает вопрос, — а откуда взялся этот модельный ряд? Производители стараются не акцентировать на этом внимание, но простой анализ данных быстро дает результат: из Китая, вестимо.

— седан i-Pro, т.е. DongFeng Aeolus Е70, представленный еще 5 лет назад, в 2017 году. Мощность его электромотора – 150 л.с., запас хода – 420 км.

— минивэн Evolute i-Van, он же Dongfeng LingZhi EV, построенный на старом шасси Mitsubishi Delica. Двигатель — 123 л.с., запас хода – 410 км. (интересно, это русские «партнеры» придумали добавить такую каплю «патриотизма»? Заметьте, — i-Van, Evolute i-Van.  Кто б мог подумать, что Иван станет каким-то китайцем i-Van-ом?).

— три кроссовера. Первый – это i-Joy, «в девичестве» DFSK Glory E3 или Seres S. Мотор – 163 л.с., запас хода — 405 км. Второй — i-Jet мощностью 693 (!) л.с. и запасом хода 500 км (т.е. Seres SF5). Третий — без имени (компания заявляет его просто как SUV Е-класса). Он будет оснащаться 695-сильным мотором и мощной батареей, обеспечивающей запас хода до 750 км.

О будущих ценах пока дипломатично умалчивается, хотя некоторые эксперты уже предположили, что «стоить такая «электричка» будет как крыло «Боинга».

Немаловажный вопрос, — а что за компания такая «Моторинвест»? Откуда взялось вообще в Липецке автомобилестроение, и разве нельзя сегодня подобрать среди множества опустевших автосборочных цехов со всей инфраструктурой и квалифицированным персоналом что-то более подходящее?

О самой компании известно немного. В былые годы она пыталась выпускать внедорожник «Великая Стена», — Great Wall Hover, а потом собирать кроссоверы Changan. С одинаковым, впрочем, результатом, — провалом. Причем в кратчайшие сроки. Первый проект был запущен в 2014-м и окончательно закрыт уже в 2015 году. Второй просуществовал чуть дольше, менее трех лет, — с 2017 по 2019-й.  За это время из осязаемых результатов можно назвать полученные от Минпромторга субсидии на 224 млн. руб. В том же 2019 году сборочную линию Changan разобрали и производство машин прекратили. Отчего такое фиаско. Говорят, что не в последнюю очередь на решение китайцев повлиял отказ московского Арбитража удовлетворить иск их соотечественников на 50 млн долларов. Тогда российская сторона просто прекратила перечислять деньги, а виноватыми назначили фирмы-пустышки, к тому времени давно испарившиеся. Классическая схема «кидалова».

И вот третий заход в Поднебесную. На этот раз за электромобилями. От прежних провалов осталось сооружение, которое именуется «заводом, стоящим на консервации», но что осталось от него после 2019 года – сказать сложно. Ничего не понятно и со сроками. Как  за месяц набрать весь необходимый персонал, расконсервировать здание, решить множество проблем с поставщиками ресурсов (от коммуналки и электричества до вывоза мусора), — одному Богу известно. А уж про проведение маркетинговых исследований на предмет востребованности рынком будущих изделий и говорить не приходится. Но вот несколько штрихов к этому инвестиционному проекту, которые помогут прояснить ситуацию.

ООО «Моторинвест» зарегистрировано в деревне Гребенкино Краснинского района Липецкой области в 2011 году. Уставный капитал – 10 тыс. рублей!!!  На 100% принадлежит зарегистрированной в Белизе офшорной фирме Oakmore Developments Ltd.

А вот как выглядит финансовая деятельность «Моторинвеста». 2018 год – оборот  171 млн. руб и 54 млн убытка, 2019-й – 128,6 млн руб оборота и 57 млн убытка, и, наконец, 2020-й — выручка 8 млн рублей и 235,6 млн чистых убытков. Кстати, по данным за 2019 год, краткосрочные обязательства компании составили 533 млн, а всего непокрытый убыток в пассивах составил 1,33 млрд! Вот это бизнес! Впечатляет. И не только нас. В июне арбитражный суд Липецкой области начал производство по иску Федеральной налоговой службы. По данным ФССП, объём действующих исполнительных производств по взысканию с компании налогов превышает 30 млн рублей.

То есть в выпуске традиционных моделей – полное фиаско, финансовые результаты катастрофичны. Какой выход? Выбора нет. Разумеется, самое время заняться «инновациями» и заключать многомиллиардные контракты. И вот с Минпромторгом и Правительством Липецкой области заключается Специальный инвестиционный контракт, по которому за 11 лет в предприятие будет инвестировано 13 млрд. рублей и выпущено 240 тысяч электромобилей. Приблизительно такие же планы озвучивались восемь лет назад.

Конечно, «Моторинвест» компания не случайная. Она не только имеет свое предприятие в областном Индустриальном парке «Рождественское», но и является его Управляющей компанией. У нее старые связи, как с региональными властями, так и с Минпромторгом, большой опыт работы с китайскими партнерами.

Но все же сравним наш «стартап» с тем, как начиналась та же электромобильная отрасль в любой стране, где добились хоть какого-то успеха. Ничего похожего на «Моторинвест» и всю историю вокруг него вы нигде не обнаружите. Поэтому радостные возгласы о радужных перспективах, а тем более объявления будущего изделия из деревни Гребенкино «Заменой «Теслы» и даже «Убийцей «Теслы» представляются, мягко говоря, весьма преждевременными.

Завод «Моторинвест» планирует достичь глубокой локализации китайских электромобилей в течение 11 лет

В разгар спячки автопрома Россия переходит на выпуск электромобилей: Минпромторг, правительство Липецкой области и компания «Моторинвест» подписали специальный инвестиционный контракт стоимостью 13 миллиардов рублей, в результате которого в течение 11 лет на заводе под Липецком планируют выпустить более 240 тысяч подозрительно мощных электромобилей пяти моделей. При этом упомянутый завод имеет неоднозначное прошлое и в более традиционных проектах не преуспел. Но на этот раз планов громадье, и мы задались вопросом: не очередной ли это прожект?

Планы по электромобилизации России сформировались еще в прошлом году, и, по замыслу Минпромторга, инвестиции в эту область составят 800 миллиардов. Уже тогда липецкий проект называли наиболее спелым, а сегодня он и вовсе выглядит этаким ответом западным компаниям, которые грозят разрывом отношений с Россией.

Речь идет о производстве пяти электромобилей под брендом Evolute — седана, минивэна и трех кроссоверов — в партнерстве с китайским машиностроительным концерном Sokon Group. Он выпускает традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания в партнерстве с Dongfeng, а также владеет калифорнийской компанией Seres, которая имеет инженерные центры по всему миру, включая Германию, и занимается разработкой и производством электромобилей.

Seres SF5 имеет чудовищную мощность в 550 л. с. Липецкая модификация еще заряженней — 693 л. с. При этом цена «Сереса» в Китае составляет 30 тысяч евро, что по нынешнему курсу превышает 3 миллиона рублей

В России планируется локализовать именно электромобили, хотя точные прототипы пока неизвестны. Но догадаться нетрудно: кроссовер Evolute i-Jet, сопоставимый по размерам с Nissan X-Trail, очень напоминает Seres SF5, а компактный Evolute i-Joy (размер Hyundai Creta) близок к DFSK Glory E3, который в электрической версии называется Fengon E3 EV. Седан Evolute i-Pro (размер Skoda Octavia) будет, вероятно, близок к Dongfeng Joyear S50, а минвэн Evolute i-Van — это Sokon E380.

Про Chery:  Wuling Mini EV появился в России. Почему нам не нужен самый продаваемый электромобиль в Китае?

А это DFSK Glory E3 — возможный прототип для Evolute i-Joy. Его характеристики вполне традиционны для электрокроссоверов такого сегмента: мощность — 163 л. с., заявленная дальность хода — 405 км

Согласно контракту, речь не идет об отверточной сборке, и в ближайшие годы электромобили ждет серьезная «русификация».

— Ожидается, что к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов, — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. — За время реализации проекта будет произведено более 242 тысяч электромобилей пяти моделей.

Кстати, уровень локализации в 5000 баллов выглядит абсолютно фантастическим на фоне нынешних достижений русавтопрома: например, в 2021 году локализация UAZ Patriot составляла 2209 баллов, Renault Duster — 2149 баллов, Lada Vesta — 3200 баллов, Lada Granta — 3280 баллов. Примесь импорта пока высока даже в исконно российских моделях.

Чиновники однако полны оптимизма и заявляют о создании 2 тысяч рабочих мест.

— Это еще один крупный проект, реализацию которого доверили Липецкой области. Люди получат новые рабочие места, областной бюджет — дополнительные налоговые отчисления, — рассказал глава Липецкой области Игорь Артамонов. — Инвестконтракт подписан в довольно непростой период, но его масштабы говорят, что на фоне санкций и некоторых трудностей развитие экономики, а вместе с тем и импортозамещение, идет уверенными темпами.

Среднеразмерный седан i-Pro, вероятно, будет построен на базе Dongfeng Joyear S50

Глава компании «Моторинвест» Александр Лапин подчеркнул удачное расположение завода:

— Географическая близость к крупным транспортным артериям, присутствие в регионе ведущего металлургического комбината, производителя Li-ионных батарей, большого количества промышленных предприятий и высокий уровень подготовки технических кадров — всё это позволит локализовать ключевые компоненты электромобилей согласно подписанному СПИК, — разъяснил он.

В 2021 году в Липецке действительно появился завод «Энергия» по выпуску литий-ионных аккумуляторов емкостью 1,5–3 А⋅ч. Основная зона применения — это средства индивидуальной мобильности, вроде электросамокатов, и бытовые приборы. Для электромобиля, вероятно, понадобятся другие решения: емкость липецкой батарейки составляет порядка 10 кВт⋅ч, поэтому кроссовера Evolute i-Joy при заявленной емкости энергоблока 53 кВт⋅ч понадобилось бы 5300 таких секций.

Компания «Моторинвест», которая расположилась на мощностях Липецкого моторного завода, имеет неоднозначную репутацию, и ее прежнее руководство замешано в нескольких судебных разбирательствах.

Изначально бизнес был связан с компанией «Ирито» предпринимателя Алексея Резникова, которая с 2005 года была официальным дистрибьютором китайских автомобилей Great Wall. На первых порах партнерство продвигалось неплохо, и в 2008 году «Ирито» задумалась о создании производства чайнакаров в России. Первоначально кузова делали на черкесском заводе Derways, а финальную сборку — в подмосковной Гжели. Но в 2010-м начались работы по созданию автосборочного предприятия «Моторинвест» в Липецкой области.

Тем временем сам Great Wall к партнерству с «Ирито» охладел. Уже на излете их сотрудничества в 2014 году было подписано соглашение на лицензионную сборку внедорожника Great Wall Hover H5, но в следующем году отношения прервались окончательно. С 2017 по 2019 годы завод «Моторинвест» выпускал китайские кроссоверы Changan, но и этот проект прожил лишь неполные три года.

Сhangan CS35 — одна из моделей, которая выпускалась на заводе под Липецком. Но в августе 2019 года сборка остановилась

При этом Great Wall считал, что российская сторона должна ему за поставку машинокомплектов $50 млн, и обращался в арбитражный суд. Позже было подано заявление в полицию, а в марте 2017 года против сотрудников компании «Ирито» возбудили уголовное дело по статье о мошенничестве. В ходе следствия было установлено, что руководство «Ириты» умышленно выводило средства, получаемые от продажи машин Great Wall, хотя позже выяснилось, что речь шла не о головной компании, а о ее посредниках.

После болезненного разрыва с китайским партнером скандалы не закончились: в 2021 году Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием обанкротить ООО «Моторинвест». Причина иска — долги компании перед бюджетом. Ранее завод едва избежал банкротства после иска от поставщиков.

По данным сервиса «Контр.Фокус», с декабря 2021 года учредителем компании ООО «Моторинвест» является Фёдор Кунаков, а у Андрея Резникова (предположительно, сына Алексея Резникова) лишь минимальная доля в 0,1%. Помимо ООО «Моторинвест», Федор Кунаков зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и занимается торговлей по почте. Генеральным директором нового предприятия назван Александр Лапин.

Новый завод не имеет прямого отношения к «Ирито» и прежнему «Моторинвесту», но провал прежнего руководства в сфере автосборки не добавляет оптимизма.

В России уже было несколько сверхамбициозных планов по выпуску современного транспорта. Самым медийным, вероятно, стал проект олигарха Михаила Прохорова по выпуску инновационного гибридного автомобиля с кузовом из базальтового волокна — «Ё-мобиля». Проект с треском провалился и стал своеобразным символом дилетантизма российских олигархов в области высоких технологий. Не преуспел и производитель суперкаров Marussia, который длительное время ассоциировался с шоуменом и автогонщиком Николаем Фоменко: компания одно время даже присутствовала в «Формуле-1», но полноценное производство дорожных машин так и не наладила. Несколько лет назад в Роснано обещали наладить выпуск инновационного электрического мопеда, но новостей о проекте с тех пор нет.

Команда Ё-мобиля несколько лет эпатировала публику компьютерными макетами и прототипами самых причудливых форм, но дальше этого дело не пошло

Более-менее реалистичным оказался проект «Аурус» по выпуску представительских автомобилей для политических и бизнес-элит. Автомобиль неоднократно презентовали публике и анонсировали старт производства, но, по информации «Авторевю», спустя четыре года после дебюта модели ее выпуск идет вяло.

Производство электромобилей Evolute началось в России на заводе «Моторинвест». Мы побывали на церемонии открытия предприятия и собрали 6 фактов, которые важно знать об этом событии.

Где расположен завод?

Деревня Гребенкино в Краснинском районе Липецкой области, состоящая из нескольких раскиданных по лесистой местности обжитых участков, даже в столице региона практически неизвестна. Маленькая и стоит вдали от основных дорог. Ну да, здесь в свое время по удивительной причине построили автозавод, где собирали Great Wall и Changan. Но это было, когда эти названия звучали еще экзотично, а владельцы китайских машин считались чуть ли не чудаками.

Теперь же Гребенкино превратилось в центр автопрома. Работающих заводов в стране – один, два и обчелся. А электромобильных нет совсем – это первый. Говорили-говорили власти о «Каме» и Zetta, намекали на «Автотор» и некоторые брошенные западными брендами производства. А в итоге пионерами электромобильной промышленности стали именно Evolute. Не все верили в успех этого проекта, и даже сама церемония открытия сильно не анонсировалась, намекая каждую минуту, что может сорваться. Но нет, состоялась. И первый седан i-PRO уже готов к продаже.

Каковы параметры предприятия?

Расчетная мощность завода — более 100 000 электромобилей в год по полному циклу. Сварочный и окрасочный цех, к слову, журналистам уже показали. Пустые, но чистые и готовые.

Пожалуй, этого хватит с запасом. Либо на «Моторинвесте» со временем начнут собирать по контракту и автомобили других марок. Пока же речь идет о пяти моделях Evolute, как минимум две из которых явно не станут массовыми – минивэны i-VAN и кроссоверы Free на базе Voyah. Первые – потому что ниша небольшая. Вторые – потому что дорогие.

Известно, что инвестиции «Моторинвест» в проект превысят 13 млрд рублей за 11 лет действия специального инвестконтракта. А работать здесь будут от 1900 до 2300 человек. Весьма солидный штат по нашим временам. Правда, пока достаточно и 150 сотрудников. Это, в том числе, и ветераны производства — все-таки в этих цехах собрали 20 тысяч машин.

Какие электромобили здесь будут выпускать?

Первым с конвейера сошел седан Evolute i-PRO, на который, кажется, и будет сделана основная ставка. Все-таки на эту машину ожидается спрос со стороны корпоративных парков. Ей якобы интересовались таксисты. А электрокаршеринговый проект Green Crab в Приморском крае уже запросил 40 таких машин. И очевидно, это не предел.

Впрочем, тот же покупатель захотел еще 45 кроссоверов i-JOY и 10 минивэнов i-VAN, которые «Моторинвест» начнет выпускать до конца года. А в следующем к линейке добавятся кроссоверы – Free (скорее всего под брендом Voyah) и i-JET.

Каковы основные характеристики автомобилей Evolute?

Корреспонденты «Китайских автомобилей» покатались по территории завода в Гребенкино на i-PRO, i-JOY и i-JET. И расскажут о впечатлениях позже. Пока же кратко о характеристиках машин. Все пять моделей, напомним, созданы на базе китайских Dongfeng и Seres. Но отличаются от них не только шильдиками, но и техническим оснащением.

Пока доподлинно раскрыты данные по двум моделям. Evolute i-PRO – перелицованный Dongfeng Aeolus (Fengshen) E70 – получил 150-сильный электродвигатель (230 Нм). Максимальная скорость — 150 км/ч, разгон до 100 км/ч составляет 9,5 секунды. Тройная литиевая батарея объемом 52,99 кВт⋅ч обеспечивает запас хода в 420 км.

Кроссовер Evolute i-JOY получил более мощный мотор, чем его китайский прототип Seres 3 (ребрендинговый DFSK Glory E3). Его отдача – не 163 л.с., а 176, правда крутящий момент меньше – 225 Нм вместо 300. Та же батарея позволяет проехать до зарядки 405 км. При этом пополнить запас энергии через разъем CCS-2 c 30% до 80% можно за 30 минут.

Двигатель минивэна Evolute i-VAN раскрыл дилер – мощность агрегата составит 122 л.с. Привод у российского варианта Dongfeng LingZhi только задний. Салон – 7-местный, грузоподъёмность 1050 кг. Запас хода до 420 км, быстрая зарядка от 20 до 80% всего за 35 минут.

С i-JET и Free пока все сложнее. Информация об их технической начинке противоречива. Поэтому предлагаем дождаться официальных данных.

Сколько будут стоить автомобили Evolute в России?

На открытии завода цены электромобилей Evolute не назывались. Но их сегодня опубликовали на официальном сайте марки — и они совпали с теми, что ранее рассекретил московский дилер. За i-PRO будут просить от 2 990 000 рублей. При этом с учетом скидки по кредитной программе в 35% (но не более 925 000 рублей) купить седан можно будет за 2 065 000 рублей. Кроссовер Evolute i-JOY оценили в 3 490 000 рублей. Это 2 565 000 рублей с учетом госсубсидии. Минивэн i-VAN должен стоить столько же, однако на сайте его почему-то нет. А вот i-JET есть, но без ценника.

Интересно, что с момента публикации дилером цен число автомобилей на его онлайн-витрине сократилось. Седанов стало на два меньше – 178, кроссоверов на три – 87. Минивэнов по-прежнему доступно для предзаказа 15.

Кто и где будет продавать Evolute в России?

Кроме столичного ДЦ «Авилон», который станет своего рода флагманским автосалоном, Evolute должны появиться еще в 8 городах. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Казань, Воронеж и Липецк – почти родной для марки город. Здесь, к слову, электромобили не диковинка — есть специальный автосалон.

Постепенно сеть будет расширяться, говорят в «Моторинвесте». При этом именно дилеры будут осуществлять техническое и гарантийное обслуживание новых электромобилей. Кстати, гарантия на все модели Evolute составит 3 года или 100 000 км пробега. Межсервисный интервал — 15 тысяч километров. «Нам самим надо посмотреть, что будет с машиной», — говорят в компании.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий