Какие машины можно привезти из Китая в Россию и как это сделать, рассказали участники этого теневого рынка, который образовался в нашей стране в последние месяцы.
Как привезти машину из Китая в Россию
Самостоятельно съездить за автомобилем в КНР и обойтись без посредников пока просто не получится. А стандартная на сегодня схема привоза машины из Китая в Россию включает в себя еще одну-две страны.
Как рассказал «Газете.ру» предприниматель из Краснодарского края Роман, проще всего ввозить машины из Китая не в Россию, а в Казахстан. При этом таможенное оформление рекомендуется проходить в Беларуси, где в отличие от РФ не взимается 20-процентный НДС.
Оплачивать предлагается каждый этап оплачивать отдельно. Стоимость выбранного автомобиля — китайской экспортной компании при вывозе из страны. Растаможку, получение СБКТС и доставку по России – тем посредникам, которые будут этим заниматься.
— Мы берем предоплату в 10%, поскольку клиенту все же страшно оплачивать сразу всю сумму. Выбирается комплектация, согласовывается цена, вплоть до VIN-номера, — рассказал изданию менеджер компании, работающей в Москве
Здесь также привозят любые машины из Китая в Россию через Казахстан и Беларусь.
Между тем, есть предприниматели, которые наладили и другую логистику. Владимир из Тюмени возит автомобили из Китая в Россию морем через Владивосток – как японские. Там же проводит таможенное оформление, получает СБКТС и электронный ПТС. По его словам, на все процедуры уходит 3-4 дня. Машины добираются до РФ за 15 дней, но автомобилевозы ходят из Китая нечасто – на ожидание тоже может уйти пара недель.
Предприниматель привел для примера две цены. Транспортировка авто из Владивостока до Тюмени стоит 80 тысяч рублей. Отправить автомобиль напрямую из Китая в Москву обойдется клиенту в 250 тысяч рублей. При этом он в качестве предоплаты берет половину цены машины.
Какие автомобили возят из Китая в Россию
В упомянутой выше московской компании ранее занимались продажами самых разных китайских товаров, но теперь почти полностью перешли на электромобили. Потому что спрос вырос буквально в разы.
Речь идет только новых электрокарах из Китая – автомобили с пробегом под заказ опрошенные предприниматели не возят.
— Непроверенные подержанные не привожу, чтобы не портить репутацию, — рассказал тюменский «дилер»
Роман из Краснодарского края отметил, что «с точки зрения эксплуатации оптимально заказывать в Китае электромобили BYD». По его словам, они «очень качественно собраны» и «читаются всеми сканерами».
В Сети можно найти и предложения о продаже гибридных автомобилей из Китая. Но, как выясняется, хорошо продаются и новые машины с ДВС. Например, предприниматели отмечают спрос на кроссоверы Changan Uni-K. А тюменский бизнесмен привозил минивэны — GAC GN8 и даже FAW, а еще предлагает клиентам пикапы JAC T9. По его словам, автомобили для китайского внутреннего рынка отличаются лучшим качеством сборки и окраски кузова.
В чем риски покупки автомобилей из Китая под заказ
Опрошенные изданием эксперты предостерегают тех, кто покупает машины под заказ из Китая.
— Фирмы работают в основном по предоплате – то есть сначала берут деньги, а потом привозят машину, и конечно, в этом случае есть риски, что деньги просто исчезнут, — предупредил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько
Он посоветовал не верить рекламе, а изучить историю продавца, в том числе в судебных архивах. Можно попробовать обратиться на таможню – уточнить, работают ли там с таким предпринимателем. А лучший вариант – воспользоваться рекомендацией знакомых.
Ну а эксперт Игорь Моржаретто напоминает, что у покупателей машины под заказ из Китая могут возникнуть проблемы с ее обслуживанием и ремонтом.
Эксперты отмечают, что в случае с редкими «японцами» и «американцами» в России уже сложились и рынки запчастей. С «китайцами» ситуация пока менее определенная.
Как ранее сообщали статистики, доля импорта автомобилей частными лицами в июле выросла в РФ до 20%. При этом в целом 80% машин привозят в Россию именно из Китая.
Внедорожник Tank 300 (концерн Great Wall) стоит в Китае от 175 тысяч юаней. Это примерно 1,5 миллиона рублей, но по китайским меркам это довольно дорогая машина
Курс юаня к рублю зафиксировался на уровне пятилетнего минимума, но цены у официальных дилеров шокируют: в среднем, чайнакары стоят от трех миллионов рублей, что вдвое больше их оригинальной цены в КНР. Неудивительно, что в России активизировался параллельный ввоз машин с их родины, из Китая. Мы оценили реальные выгоды от такого шага и возможные риски.
Так, популярный кроссовер Chery Tiggo 8 стоит в России от 2,48 миллиона рублей, и государственные субсидии на него не распространяются. В Китае его стоимость при переводе в рубли — менее 900 тысяч, таможенные платежи составят чуть более 400 тысяч рублей, так что даже с учетом доставки и прочих расходов получается заметная экономия. По оценкам фирм, специализирующихся на такой услуге, дисконт выходит на уровне 30%, а это в нынешних ценах — почти миллион.
Chery Tiggo 8: при его «сером» ввозе можно сэкономить до миллиона рублей, но срок поставки — месяца два
— Грубо говоря, за стоимость базовой версии в России вы приобретаете топовую комплектацию с полным приводом и максимумом оснащения, — объясняет руководитель отдела продаж компании Rools Алексей Ильиных. — Поэтому спрос на китайские машины резко вырос с весны 2022 года: сейчас в нашем портфеле более половины сделок — это импорт автомобилей из Китая, на втором месте — ОАЭ, третье делят США и Южная Корея.
При покупке новых машин клиенты чаще всего пользуются услугами фирм-посредников, которые ввозят автомобили как юрлица, и в этом случае таможенные платежи другие: например, для упомянутого выше Chery Tiggo 8 пошлина с НДС и утилизационным сбором достигает 530 тысяч. При этом компании используют ряд способов, чтобы сократить расходы.
Changan Uni-K — крупный кроссовер (длина — 4,8 метра). В Китае его начальная цена ниже 1,5 миллиона рублей: примерно столько стоили аналогичные машины в России лет восемь назад
В специализированных компаниях стараются оптимизировать расходы, например, доставка даже до Урала или в Сибирь идет не напрямую из Китая, а через страны-посредники — Казахстан или Белоруссию, которые входят в Таможенный союз с Россией. Из-за нюансов таможенного законодательства это зачастую позволяет сэкономить на платежах. Но маршрут получается длинным, и поскольку машины везут по железной дороге или автовозами, срок поставки составляет 1,5–2 месяца, но может растягиваться и до трех.
— В договоре мы пишем 100–110 дней, чтобы иметь запас на разного рода непредвиденные обстоятельства, например, очереди на границах, поскольку спрос на услугу и поток машин сейчас большой, — говорит Алексей Ильиных.
Haval Dargo выпускают на заводе под Тулой, но цена машины китайской сборки на родине ниже чуть ли не втрое
Какой-то специфики при оформлении машин из Китая нет. Запрет на параллельный импорт, отмененный для ряда европейских, американских и японских марок, ввозу китайских брендов не мешает. Как и в общем случае, для «китайцев» необходимо оформление СБКТС (сертификат о безопасности колесного транспортного средства), но процедура стандартна и хорошо освоена.
— Выдачей таких документов занимаются специализированные лаборатории, и предоставлять им автомобиль не нужно, лишь пакет документов, — уточняет Алексей Ильиных. — После этого оформляется электронный ПТС, и машину можно ставить на учет.
Оснащать автомобили системами ЭРА-ГЛОНАСС, некогда обязательными, сейчас не требуется, хотя это можно сделать в добровольном порядке, но стоить будет порядка 70 тысяч рублей, говорит специалист.
Это кроссовер Dongfeng T5 EVO, который можно привезти за 2+ миллиона рублей. По классу он сопоставим с предыдущим KIA Sportage
Точный расчет довольно сложен, поскольку включается большое количество переменных факторов, включая курсы валют. Чтобы снизить риски, фирмы, специализирующиеся на импорте машин, берут оплату частями:
— Схема оплаты может быть разной в зависимости от требований импортера и страны, — продолжает Алексей Ильиных. — В среднем порядок такой: сначала мы проводим экспресс-подбор автомобиля и просчитываем предварительную стоимость со всеми расходами. Далее подписываем договор, клиент оплачивает 10–20% от общей стоимости, и мы запрашиваем под параметры клиента конкретный автомобиль у поставщика в Китае. Когда получен положительный ответ, клиент оплачивает выкупную стоимость автомобиля и расходы на транспортировку до места таможенной очистки. По прибытию на таможню оплачиваются таможенные сборы и сопутствующие расходы. Следующий этап — доставка автомобиля в РФ и оплата расходов, в том числе прохождение лаборатории и получение СБКТС, далее — получение ЭПТС.
Для понимания, если конечная стоимость автомобиля в России 3 миллиона рублей, то схема платежей будет примерно такой: 450 тысяч — предоплата, 1,5 миллиона — стоимость выкупа автомобиля в Китае плюс доставка до таможенного терминала (Белоруссия, Казахстан), 600 тысяч — таможенная очистка, 300 тысяч — доставка до места, 150 тысяч — прочие расходы. Общая экономия при этом относительно официальной цены в России составит 1–1,5 миллиона рублей.
При этом есть риски нарваться на недобросовестного посредника как в России, так и в Китае: любая денежная тема неизменно привлекает мошенников. Кроме того, при столь значительных сроках поставки не исключены форс-мажоры, поэтому тщательно читайте договор.
Российские дилеры пока не готовы брать на себя гарантийные обязательства по «серым» автомобилям, хотя этот вопрос остается предметом дискуссий.
Наиболее пострадавший сегмент авторынка в России — тот, что мы называли «бюджетными иномарками»: Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Renault Logan и подобные модели. Сейчас в России не выпускается даже Lada Vesta, а лоукост-сектор ограничен лишь парой моделей АВТОВАЗа (Granta, Niva), да остатками иномарок за 1,5+ миллиона рублей. Так может быть, имеет смысл пересесть на дешевых «китайцев», ведь 15 лет назад они активно работали в этом сегменте: помните Chery Amulet, Hafei Brio и Geely MK?
Например, Hyundai Reina, аналогичный нашему «Солярису», стоит в Китае от 49 тысяч юаней, то есть менее полумиллиона рублей — прямо как сам «Солярис» 10 лет назад. Но везти его в Россию почти бессмысленно — стоимость получится почти такой же, как у машин, оставшихся на складах официальных дилеров.
Китайская версия «Соляриса» называется Reina и стоит от 500 тысяч рублей
— При ввозе автомобиля есть постоянные расходы, например, на его доставку и оформление, поэтому даже при выборе недорогой модели вроде Volkswagen Polo итоговая цена приближается к 2 миллионам рублей, — объясняет Алексей Ильиных. — Так что основной спрос приходится на модели более высокого класса, которые получаются немногим дороже, но уже лучше оснащены.
Например, Changan Uni-V, по оценкам специалиста, с учетом всех расходов обойдется сейчас в 2,15 миллиона рублей. Это лифтбэк, близкий по характеристикам к Skoda Octavia, последние экземпляры которой российские дилеры распродают по 3–4 миллиона рублей.
Changan Uni-V можно привезти примерно за 2 миллиона рублей
Основной же спрос на автомобили из Китая приходится на кроссоверы с итоговой ценой более 3 миллионов рублей, для которых экономия в сравнении с российской ценой получается максимальной.
Китайский рынок очень разнообразен и предлагает весьма экзотические форматы автомобилей, например, одна из востребованных в последние годы моделей — это Wuling Hongguang Mini EV (не спрашивайте, как это читается — не знаю). Субкомпактный электромобиль стоит менее 300 тысяч рублей и в 2021 году разошелся тиражом 400 тысяч единиц. Это сравнимо с производством всего АВТОВАЗа в последние годы.
Wuling Hongguang Mini EV. Купили бы вы такой микрокар за 300 тысяч?
Но везти дешевые электромобили из Китая бессмысленно по причинам, описанным выше. Поэтому спросом пользуются дорогие модели электромобилей, например, крупный кроссовер Voyah Free с двигателем мощностью под 700 л.с. и заявленным запасом хода до 500 километров.
Voyah Free имеет пятиметровую длину и позиционируется как премиальный кроссовер
Интересно, кстати, что модель планируют выпускать под брендом Evolute в Липецке, но цены локализованного «Фри» неизвестны. В Китае модель стоит чуть более 3 миллионов рублей, с учетом доставки и прочих расходов — свыше 5 миллионов. Неужели в России есть спрос?
— Да, их покупают состоятельные люди, понимая, что в России аналогичный автомобиль с ДВС будет вдвое дороже, — говорит Алексей Ильиных. — Необходимость зарядки электромобиля их не смущает: такие клиенты обычно живут в собственном доме или имеют парковочное место с зарядным устройством, а для дальних поездок выбирают другую машину или гибриды, которые также широко представлены в Китае.
По данным агентства «Автостат», во втором квартале 2022 года четыре из пяти ввозимых в Россию автомобилей прибыли из КНР, а подержанных ввозится вдвое больше, чем новых. Еще одна интересная тенденция — это увеличение доли импорта автомобилей физлицами: если в феврале она составляла 2%, то сейчас достигла 20%.
Официально на российском рынке работает несколько китайских марок, включая Chery, Exeed, Haval, Geely, JAC, FAW, DFM. Готовятся к выходу еще несколько, например, второй суббренд компании Chery — Omoda, а также производитель люксовых машин Hongqi. При этом китайские марки могли бы обрушить цены на российском рынке, но не спешат делать это: мы разбирались, почему.
Omoda C5 — кроссовер, сопоставимый с KIA Seltos. Старт продаж запланирован на осень, но цены вряд ли будут ниже 2–2,5 миллиона рублей. В Китае автомобиль стоит от 92 тысяч юаней (менее миллиона рублей)
В июне 2022 года начались российские продажи Haval Drago по цене от 3,2 миллиона рублей. В Китае аналогичная модель Dagou стоит от 120 тысяч юаней, что по нынешнему курсу составляет порядка 1,1 миллиона рублей. Разница почти трехкратная
На рынке сложилась беспрецедентная ситуация, когда дефицит машин внутри страны и крепкий рубль резко увеличили привлекательность импорта автомобилей. Всё чаще звучат призывы рассмотреть вопрос отмены таможенных пошлин. Для России таков путь не нов: в 1990-х годах местный авторынок забурлил благодаря потоку моделей из Германии, Японии и США. Сейчас ассортимент «дружественных» стран другой — скорее, это Азия и Ближний Восток, — но принцип тот же: за бугром дешевле. Насколько целесообразно отменять пошлины? Мы взяли стоимость машин на разных рынках и сравнили с ценами на аналогичные модели внутри России, а также посчитали размер ввозных пошлин (для физлиц). Картина, на первый взгляд, впечатляющая, но есть и нюансы.
Для расчета мы брали минимальную дилерскую цену нового автомобиля, а при переводе из национальных валют использовали текущий курс, увеличенный на 10%. Эти данные не претендуют на абсолютную точность, тем более, базовые комплектации машин на рынках могут отличаться. График иллюстрирует главную мысль: цены в России сегодня — одни из самых высоких в мире.
Какова доля пошлин в цене машин российской сборки? Она ниже, чем при прямом импорте, но рассчитать ее детально очень сложно. Для таких машин действовал льготный режим ввоза компонентов, и условия были разными в зависимости от марки, объемов производства, уровня локализации и так далее. Точную информацию о доле таможенных платежей в цене машин местной сборки знали разве что сами производители.
Мы не делали расчета, например, для машин из Германии, потому что импорт из Европы почти закрыт. Но результат был бы похожим: например, Volkswagen Tiguan в Германии стоит от 30 625 евро (1,967 миллиона рублей), тогда как в России цена начинается от 3,376 миллиона рублей — разница более чем полуторакратная.
Конечно, есть ряд сопутствующих расходов, в первую очередь на доставку, но даже с их учетом разница получается существенной.
Toyota Camry 2017 года в Арабских Эмиратах продается за 25 тысяч дирхамов — то есть порядка 420 тысяч рублей. Пошлина при ввозе в Россию составляет 735 тысяч рублей
Цены на автомобили в России сегодня определяются их дефицитностью и снижением конкуренции — это позволяет импортерам формировать абсурдные (с точки зрения открытого рынка) прайсы на остатки. На этом фоне ввоз автомобилей из-за границы выглядит решением сразу нескольких проблем: тут и насыщение рынка, и увеличение ассортимента, и снижение цен. А еще — высокий уровень безопасности и экологичности. В России с недавних пор разрешено выпускать автомобили без ABS и подушек безопасности, а экологический класс понижен до нулевого. Для настоящих иномарок это нонсенс: многие имеют не только ABS и подушки, но и ESP в базе, не говоря о нормах выхлопов на уровне Евро-5 или Евро-6.
Они считаются по-разному в зависимости от того, ввозит ли машину частник или юрлицо. Кроме того, они зависят от возраста машины.
При ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет физическим лицом пошлина, как правило, составляет 48% от таможенной стоимости, то есть увеличивает цену в полтора раза. Для юрлиц расчет сложнее: например, пошлина может составлять 15% от таможенной цены, но плюсом платится утилизационный сбор, который для машин среднего класса составляет 178 тысяч рублей. Весомой статьей расходов для юрлиц является НДС, а для мощных машин — акциз.
Что касается возрастных автомобилей, то укрепившийся рубль помогает уже сейчас. Например, при ввозе нового 1,6-литрового автомобиля мощностью 120 л. с. и стоимостью 800 тысяч рублей таможенная пошлина для физлица составит 387 тысяч рублей. Если же возраст машины 3–5 лет, пошлина снижается до 238 тысяч — по 2,5 евро за кубический сантиметр объема двигателя.
На инфографике выше видно, что для некоторых новых машин импорт выгоден даже с учетом пошлин. Что же мешает гражданам наладить импорт того же Chery Tiggo 8 в частном порядке и составить конкуренцию официалам?
Chery Tiggo 8 не производится в России, поэтому его в любом случае везут из Китая. При нынешнем курсе юаня его цена на родине вдвое ниже российской даже с учетом пошлин
Препон несколько. Во-первых, в России запрещен параллельный импорт, то есть ввоз товаров без соглашения правообладателя — их просто не впустят в страну. В мае 2022 года правительство утвердило список торговых марок, для которых параллельный импорт возможен, и в нем есть 24 автомобильных бренда, но в основном премиальных. Из народных марок в списке есть Škoda, Volkswagen, Renault, Nissan, Toyota, но тех же китайских или корейских брендов нет.
Во-вторых, ввозимые в Россию автомобили должны оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС и получать сертификат безопасности СБКТС: это дополнительная головная боль. Поэтому для налаживания полноценного импорта желательна отмена и прочих ограничений, а не только пошлин.
Остается и масса технических вопросов: гарантийное обслуживание, неприспособленность «южных» машин к нашему климату, возможные проблемы с запчастями, если речь о редкой модели.
Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.
Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всем мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.
Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счету, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.
Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.
Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.
Каждая ввезенная из-за рубежа иномарка или отечественная машина, согласно законам РФ, подлежит таможенной очистке. До недавнего времени этим правом пользовалась незначительная часть россиян. Но в этом году, когда автозаводы простаивают, импорт новых автомобилей сошел практически на нет, а за оставшиеся дилеры просят втридорога, ввоз и растаможка машин из-за границы стали особенно актуальны.
Привезти машину из другой страны, в общем-то, не составит особых проблем. Можно съездить самому, заказать доставку авто через специализирующуюся на этом фирму или договориться с частым перегонщиком. А покупатели с запросами могут подыскать редкий экземпляр, который у нас официально не продается. К тому же в некоторых странах, например, в Японии, практически все выставленные на продажу автомобили имеют незначительный пробег и, как правило, находятся в отличном техническом состоянии. Казалось бы, все хорошо.
Остудить покупательский пыл способна только растаможка – она довольно сильно бьет по карману будущего владельца. Причем в зависимости от стоимости, мощности и года выпуска машины ценник на таможенную очистку существенно различается. И обойти ее практически невозможно – это обязательный процесс таможенного оформления в рамках российского законодательства. Другими словами – это легализация транспортного средства на момент пересечения границы государства с непременным оформлением согласно таможенного кодекса и уплатой госпошлин.
Растаможка машины в России
Привезти автомобиль из-за рубежа может как физическое лицо, так юридическое. Причем цена может сильно разниться, поскольку компания может завозить сразу приличное количество машин, что предусматривает определенные льготы по растаможке. Тем не менее сама процедура обязательна для всех. Все купленные за границей автомобили должны пройти таможенную очистку, причем независимо от типа доставки – своим ходом, на автовозе, по морю, на поезде или самолете.
Сегодня, учитывая невообразимые цены на машины, в Россию есть смысл везти авто из-за границы. Этому способствует и укрепление рубля на фоне доллара и евро, японской йены и других валют. Однако при этом стоимость растаможки сильно не уменьшилась. Поэтому прежде, чем отправлять за автомобилем в другие страны, рекомендуем тщательно просчитать предстоящие затраты – а они будут немалые.
Ведь Россия относится к числу стран, производящих автомобилей, а это определяет повышенные заградительные пошлины для ввозимых машин. Причем процедуру таможенного оформления обязаны проходить как легковые автомобили, так и грузовые.
Из чего складывается стоимость растаможки
Дороже всего оформить новый автомобиль. Хотя официальным дилерам, ввозящим в Россию десятками тысяч машин, безусловно делается скидка, причем довольно солидная.
Само понятие растаможка подразумевает оплату за таможенное оформление, пошлину и утилизационный сбор. Каждый из них основывается на определенных параметрах машины – ее стоимости, года выпуска и объема двигателя.
Сбор за таможенное оформление начисляется только от цены автомобиля, которую вы отдали при ее покупке. Если указанная стоимость менее 450 000 руб., то заплатить придется 1550 руб. За машину ценой до 1 200 000 придется выложить уже в два раза больше – 3100 руб. Иномарка стоимостью до 2 700 000 потребует 8530 целковых. И так далее – до 30 000 руб. и выше.
Размер утилизационного сбора зависит от того, кто является собственником – физическое лицо или юридическое. Причем для физлиц учитывается только возраст машины: до трех лет или более трех лет. Кстати, по российским законам новой считается машина до трех лет от роду. Расчет выполняется по формуле:
Базовая ставка х Коэффициент = Сумма сбора
Ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 руб. Коэффициент для новых машин составляет 0,17, а для подержанных – 0,26. Таким образом, сумма сбора соответственно – 3400 и 5200 руб.
При расчете утилизационного сбора для юридических лиц имеет значение еще и объем двигателя. Расчет выполняется по той же формуле и той же базовой ставке. Различаются только коэффициенты, которые указаны в постановлении о перечне транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор. Например, за новую машину с объемом мотора от 1000 до 2000 см3 придется выложить 178 400, а за машину старше 3-х лет – 313 800 руб. Коэффициент для новых и трехлеток соответственно 14,08 и 24,01.
Сумма таможенного платежа зависит от года выпуска машины, ее цены и объема двигателя. Дороже всего обойдется растаможка новых машин, то есть возрастом до трех лет, и условно старых, которым более пяти или семи лет.
Как рассчитать таможенную пошлину на авто
В основу расчета таможенной пошлины для новых автомобилей берется цена. Она делится на 6 уровней: от 8500 до 169 000 евро. При расчете придется заплатить от 48% до 54% от стоимости машины, но из расчета 2,5–20 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя. Чем дороже машина, тем выше тариф за «кубик».
Для расчета машины возрастом старше 5 и 7 лет берется объем мотора. Здесь тоже шесть интервалов: от менее 1 литра до более 3,0. А коэффициент варьируется от 3 до 5,7 евро за кубический сантиметр. Как видите, стоимость пошлин кусается.
Поэтому наиболее оптимальным к ввозу в Россию считается автомобиль возрастом от 3-х до 5-и лет, растаможка которого обойдется вдвое дешевле точно такого же, но старше пяти лет. Здесь за «кубик» рабочего объема просят всего 1,5 евро. Хотя за машину с мощными V6 и V8 все равно возьмут немало, но тем не менее, все же значительно меньше. Например, за иномарку с мотором порядка 3,0-3,5 литров придется заплатить 3,6 евро за 1 см3, а за авто постарше на пару лет уже 5,7 евро.
Расценки будут одинаковыми для всех машин, откуда они не были бы привезены: растаможка машин из Америки, Европы, Японии, Кореи, Арабских Эмиратов или Китая стоит одних и тех же денег. Процедура растаможки из разных стран отличается прежде всего требованиями к параметрам автомобиля. Также будет нелишне заранее просчитать логистику из той страны, из которой будет доставляться машина, ведь транспортировка авто может оказаться очень дорогой и невыгодной.
Растаможка машины из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии
Есть варианты растаможки из стран бывшего СНГ – Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии – где единое таможенное пространство позволяет ввозить в Россию машины из этих государств без дополнительных платежей. Дело в том, что растаможку по единым ставкам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) автомобили уже прошли при ввозе на территорию этих стран. Хотя до недавнего времени в Армении и Киргизии действовали льготные тарифы на таможенное оформление и при ввозе таких машин в Россию придется доплатить разницу.
При растаможке машины из Белоруссии надо будет заплатить утилизационный сбор и на его основании получить в таможне приходный ордер. При этом в зависимости от ситуации на новый автомобиль может потребоваться ОТТС (Свидетельство Одобрения Типа Транспортного Средства) или СБКТС (Свидетельство Безопасности Конструкции Транспортного Средства), если машина старше трех лет.
Учтите, что электронный паспорт технического средства (ПТС) оформляется дистанционно. И начинать эту процедуру лучше еще до того, как машина окажется в России, но уже будет собственностью нового владельца. Как правило, это происходит после перечисления денег на таможенную очистку автомобиля. Как только Ваше имя в электронной базе ЭПТС обретет статус «действующего», можно ставить автомобиль на учет в ГИБДД. Схожая процедура и в случае с растаможкой машин из Казахстана.
Как оформить растаможку
Процедура таможенного оформления машины довольно муторная и хлопотная, тем более если вы это делаете в первый раз. Процесс этот трудоемкий и требует определенных знаний: куда нужно обратиться, какие документы требуются, сколько времени это займет и какие этапы должны быть пройдены. Но выбор есть и здесь. Можно пройти по кругам чиновничьих кабинетов самостоятельно, набив шишек, наколов немало дров. Но зато получаешь полное представление о процессе.
Кто не может или не имеет времени на это, обычно нанимает брокера, который представляет ваши интересы и ходит по инстанциям. Правда, за свои услуги они берут определенные деньги, впрочем, вполне подъемные – от 10 000 руб.
Как сэкономить на растаможке
Компании, фирмы и другие юридические лица даже не рассматриваются в этом вопросе. На послабления могут рассчитывать только физические лица, да и то лишь определенная их категория. Для них даже придуман специальный термин – «льготная растаможка», которая подразумевает возможность перемещения автомобиля через границу государства со значительной скидкой на уплату сборов и пошлин. Иногда и вовсе бесплатно.
Такими льготами в России пользуются члены многодетных семей, инвалиды любой группы или ветераны боевых действий, сотрудники силовых структур, дипломаты, заслуженным деятели науки и культуры – им возмещается половина стоимости растаможки.
Полностью не платить за таможенную очистку могут переселенцы или официальные беженцы, если транспорт принадлежал им больше года, а также тем, кто состоит в статусе оформления переезда в Россию на ПМЖ. Надо иметь ввиду, что воспользоваться льготой и ввезти авто в страну беспошлинно можно только один раз в год.
Удивительно, но если новые электромобили в России продаются ни шатко-ни валко, то спрос на подержанные электрокары у нас в десятки раз выше, хотя все же меркнет на фоне машин с ДВС. И пальму первенства здесь безоговорочно удерживает Nissan Leaf, причем львиная доля из них – версии с правым рулем. Владельцы автомобилей с нулевым выхлопом пользуются приличными льготами при таможенной очистке и налогам. Правительство стимулирует этот экологический вид транспортных средств и во многих российских областях транспортный налог для него вовсе отменен. Да и растаможка на «электрички» гораздо скромнее по сравнению с бензиновыми и дизельными машинами. Буквально до Нового 2022 года, растаможка для электромобилей была совершенно бесплатной. Сегодня же таможенная очистка вновь составляет 15% от стоимости авто.
Общая сумма сборов складывается в формулу:
пошлина + утилизационный сбор + акциз + НДС
Утилизационный сбор на физическое лицо составляет 3400 руб. за новую машину и 5200 руб. за авто возрастом от 3-х до 5-и лет.
Акциз на электромобиль мощностью от 90 до 150 л. с. обойдется в 53 рубля за 1 л. с., а на машину мощностью от 150 до 200 сил – в 511 рублей за 1 л. с. Если мощность меньше 90 сил, акциз не платится.
НДС составляет 20% от суммы пошлины, утилизационного сбора и акциза.
Посчитаем растаможку машины из Японии. Например, если вы приобрели подержанный Nissan Leaf 2016 года выпуска стоимостью 900 000 руб. и мощностью 150 сил. В этом случае таможенный сбор составит 360 000 руб. Из них пошлина составит 135 000 целковых. Оформление 3100 руб. плюс утилизационный сбор 5200 руб. и акциз 7950. НДС от суммы – 208 600 руб. Итого, общая стоимость получается 1 260 000 руб.
Однако вернемся к нашим баранам – наиболее популярным моделям с обычными бензиновыми двигателями.
Сколько стоит растаможка авто в 2022 году
А теперь представим, что мы везем в Россию новый Kia Sportage, купленный на своей исторической родине. Здесь кроссовер с бензиновым 1,6-литровым 180-сильным турбо-мотором (у нас идут машины с моторами объемом 2,0 и 2,5 л) и приличном оснащении стоит порядка 27 000$. По нынешнему курсу 1 650 000 руб. Теперь прикинем сколько будет стоить растаможка машины из Кореи.
Таможенная пошлина составит 792 000 руб. – 48% от цены авто, но не менее 5,5 евро за 1 см3. Оформление – 8 530 и утилизационный сбор за 3400 руб. Всего получается 803 930 руб. Налог на добавленную стоимость составляет 20% от общей суммы, которая включает стоимость автомобиля, таможенную пошлину и акциз. В нашем случае НДС получается 490 800 руб. Как правило, НДС уже заложен в цену машины и после таможенной очистки авто налог возвращается. Поэтому его можно не учитывать.
В сумме получается 2 454 000 руб. Правда, мы не учли доставку и прочие сопутствующие расходы. В общем, в итоге около 2,5 миллионов. Имеет ли смысл везти Sportage из-за границы, если здесь в России он стоит от 2 849 900 целковых? Конечно, резон есть. Ведь вы получаете более мощный двигатель (180 сил против 150) и более богатую комплектацию. В близкой по оснащенности версия у нас стоит порядка 3 200 000 – 3 500 000 руб.
Еще пример. Задумали привезти из Европы 4-летний Mitsubishi Pajero Sport с дизельным 181-сильным мотором. В Германии такой внедорожник стоит около 30 000 Евро, включая НДС. По сегодняшнему курсу 1 800 000 руб.
Сделаем подсчет растаможки машины из Европы. Таможенный сбор 8530 руб. плюс утилизационный 5200 руб. получаем 13 730 руб. Сама же пошлина обойдется в 435 200 целковых. НДС считать не будем, поскольку он возвращается. Итого, около 449 000 руб. Общая сумма вылезает в 2 249 000 руб. Добавим еще несколько десятков тысяч на дорожные и прочие расходы. Получаем где-то 2,3 миллиона. Выгодно? Безусловно. У нас прайс-лист на этот автомобиль стартует от 4 439 000 руб.
Редакция рекомендует
Растаможка — комплекс обязательных процедур, которые должен выполнить импортер при транспортировке товара из-за границы. Необходимо предоставить пакет документов, оплатить взносы и пошлины. Растаможка грузов из Китая имеет свою специфику.
Группа компаний «Байкал» — официальный таможенный представитель, профессиональный участник ВЭД с более чем 16-летним опытом работы в Китае. ООО «Роникс» и ООО «Импорт Трейд», входящие в ГК «Байкал», внесены в реестр таможенных представителей (регистрационные номера в реестре 1464 и 1243). У нас есть собственный офис в Китае в городе Гуанчжоу. В штате компании есть сотрудники-китайцы, понимающие специфику работы в Китае.
Рассчитать доставку груза
Особенности растаможки грузов из Китая
Таможенное оформление продукции из Китая происходит при пересечении границы Китай-Россия. Процедура проводится в пунктах пропуска на ж/д станциях, морских портах, аэропортах, автомобильных пунктах пропуска. Товар в это время находится на оборудованных в этих местах складах временного хранения. Процедура растаможивания обязательна, подготовить полный пакет документов стоит заранее, до отправки.
Какие документы нужны для растаможки продукции из Китая?
Пакет документов необходимо подготовить еще до отправки партии. Перечень бумаг и стоимость оформления груза зависят от особенностей товара, стоимости партии, способа доставки, специфики процедуры. Обычно пакет документации включает:
- сведения об импортере и экспортере: свидетельство о регистрации юр. лица, постановке его на учет в налоговых органах;
- инвойс, внешнеэкономический контракт/договор (подтверждает законность деятельности участника ВЭД), спецификацию к договору;
- грузовую таможенную декларацию, сертификат соответствия, идентификационное заключение ФСТЭК (Федеральной службы России по техническому и экспортному контролю);
- разрешительную документацию, в том числе разрешение правообладателя на вывоз;
- может предусматриваться договор страхования.
Это неполный список, могут потребоваться свидетельства от ФСТЭК, Росаккредитации, ветслужбы и других государственных органов и организаций. Декларация и сопутствующая документация подаются в электронном виде.
Этапы растаможки
Процедура строго регламентирована и предусматривает следующие этапы:
- Предварительная оценка рисков. Прежде, чем приступить к растаможке груза, брокер проверяет, правильно ли оформлен внешнеэкономический контракт, транспортная и товарная документация, имеются ли все необходимые лицензии и сертификаты. По итогам аудита устанавливается стоимость брокерских услуг.
- Декларирование. Любой ввозимый из Китая груз должен быть задекларирован на таможне, включая крупный и мелкий опт, консолидированные поставки. Сначала специалисты присваивают продукции категорию по ТН ВЭД. Декларация подается в электронной форме или на специальном бланке. В ней содержатся сведения о ввозимом товаре — его описание с характеристиками, страна-производитель, сертификаты качества и безопасности, лицензии и другие данные.
- Предоставление в контролирующие органы РФ и Китая перечисленных документов.
- Оплата обязательных пошлин и сборов. Сумма ввозной пошлины, налог НДС могут достигать 20% от стоимости продукции, но для некоторых категорий товаров из Китая предусмотрены льготы. Выплачивается таможенный сбор (до 0,5% от суммы по контракту) за ГТД, хранение на складе, транспортное сопровождение на таможне. При ввозе подакцизной продукции взимается акцизный сбор. Выплачиваются антидемпинговые, компенсационные и т.п. пошлины.
Как формируется цена растаможки?
Для оплаты услуги растаможки нет фиксированного тарифа. Цены формируются с учетом конкретных обстоятельств и факторов:
- Масса и габариты партии. Для легких, но объемных грузов предусмотрен специальный коэффициент.
- Специфика продукции. Выше ценятся особые категории — спецгрузы, живые животные и т.д. Для них дополнительно предоставляются лицензии, сертификаты.
- Подакцизная продукция. Рассчитывается акцизная ставка: адвалорная (в процентах), твердая или комбинированная.
Узнать точную стоимость каждой процедуры, получить консультацию наших специалистов вы можете по телефону. Окончательная сумма определяется индивидуально по итогам консультации с клиентом.
Оперативная растаможка грузов из Китая и другие услуги
Вы планируете доставить товар из Китая, импортировать производственное оборудование? Для успешного развития бизнес-проекта вам понадобится помощь квалифицированных специалистов. Это позволит сэкономить время, силы и средства. Они помогут вам правильно оформить декларацию, своевременно оплатить все требуемые пошлины, быстро пройти досмотр.
ГК «Байкал» оказывает услуги доставки и растаможки «под ключ». Мы занимаемся таможенным оформлением поставок из Китая. Обеспечим быстрое, корректное с точки зрения законодательства прохождение таможни любым категориям товаров, включая доставку образцов, спецгрузы, крупные, сборные партии. Доставим груз в зону досмотра, сопроводим все этапы растаможки. Вашего личного присутствия не потребуется — нужно только предоставить брокеру первичные документы и получить на выходе растаможенную партию.
Вы можете также доверить нам поиск надежных поставщиков. Возьмем на себя проверку производства, юридическую проверку поставщика, переговоры с партнерами. Окажем всю необходимую помощь от подготовки документов, подбора логистической схемы, доставки до перевода денег за границу. Вам не нужно становиться участником ВЭД, оформлять сложную документацию, открывать валютный счет.
Мы более 16 лет работаем с Китаем и отлично понимаем специфику местного бизнеса и законодательства. Располагаем собственным офисом в Китае (Гуанчжоу), а также в России — Москве и во Владивостоке. Для упаковки, сортировки, маркировки партий используем склады в Пекине и Суйфэньхэ, имеем собственный автопарк.
Хотите получить консультацию, заказать услуги растаможки, узнать цены? Оставляйте заявку на сайте, пишите в мессенджеры или звоните по номеру 8 800 600-46-13.