Современный надёжный автомобиль – мечта любого водителя. Но в современных условиях, когда один кризис следует за другим, и, как следствие, цены на автомобили растут, опережая рост доходов, всё больше потенциальных автовладельцев обращают внимание на продукцию китайского автопрома.
Учитывая, что сегодня китайские автомобильные концерны явно выходят на качественно новый уровень, это вполне оправданное решение. Но какие китайские автомобили наиболее надёжны?
Немного о китайском автопроме
На сегодняшний день автомобили, произведённые в Китае — это очень крупный сегмент автомобильного рынка. Собственно, китайский авторынок в мире является самым большим.
Уровень продаж автомобилей в Китае превосходит даже американские показатели. Если в США за год продаётся около 14 миллионов авто, то в Китае эта цифра составляет 19 миллионов.
Такая ситуация подталкивает производителей автомобилей открывать свои производства именно в Китае. Большой популярностью в самом Китае пользуются машины европейских автоконцернов, которые собираются на китайских автостроительных предприятиях.
Критерии оценки
Для того, чтобы вывести список наиболее надёжных китайских авто, использовались результаты краш-тестирования, проводимого независимой европейской компанией Euro NCAP. Методика тестирования компании заключается в том, что автомобиль испытывает четыре удара:
- передний (фронтальный);
- задний;
- боковой, имитирующий столкновение с другим автомобилем;
- боковой, имитирующий столкновение с неподвижным объектом (столбом).
Надёжность автомобилей определялась с учётом его класса. Ведь понятия и критерии надёжности для внедорожника и для городской малолитражки будут отличаться.
Таким образом, мы получили перечень наиболее надёжных китайских авто в классах малолитражек, седанов, кроссоверов и внедорожников.
Самые надёжные китайские малолитражки
Китайских малолитражек на наших автомобильных рынках, мягко скажем, немного. Но при этом среди поставляемых автомобилей этого класс есть и те, на которые стоит обратить внимание, если вы цените надёжность и безопасность.
Chery KIMO
Эта модель бюджетного класса отличается изяществом экстерьера. Возможно, поэтому KIMO часто называют «лучшей женской малолитражкой».
Пятидверная переднеприводная модель оснащена небольшим, но достаточно эффективным двигателем: 1,3 литра мощностью в 83 л.с.
Надёжность автомобиля – это следствие не только конструктивно удачного решения, но и хорошее качество сборки, которое может приятно удивить тех, кто всегда считал китайские машины, мягко скажем, не дотягивающими до стандартов европейского качества.
Автомобиль отличается хорошей маневренностью, плотно держит дорогу. Хороший клиренс позволяет спокойно водить машину по отечественным дорогам. Расход топлива небольшой даже для малолитражки.
Из недостатков этой модели называют излишнюю жёсткость подвески, очень небольшой багажник и чрезмерно маркий салон. Но если говорить о надёжности – здесь KIMO на высоте!
Lifan Smily
Эта модель – достойная копия столь любимого в Китае английского Мини Купера.
Естественно, сравнивать качество Купера и Smily — занятие некорректное и неблагодарное, китайская модель сильно уступает «британцу», но стоимость Smily – более, чем доступная.
А если прибавить к этому надёжность «китайца», которая вполне на высоте даже с точки зрения дотошных европейских тестировщиков, то мы получаем очень привлекательный вариант для города.
Проектировщики особое внимание уделяли именно безопасности своего детища. Материал кузова – высокопрочная сталь. Двигатель заключён в энергопоглощающий чехол, который при ударе поглощает энергию столкновения и защищает пассажиров.
Тормоза автомобиля оснащены двухкамерным вакуумным усилителем, что существенно сокращает тормозной путь. Удлинённая колёсная база обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием и может выдержать существенные нагрузки.
Chery Indis
Это мини-кроссовер – один из самых компактных, снабжён бензиновым агрегатом 1,3 л мощностью 83 л.с. Его подвеска традиционна для класса малолитражных компактных автомобилей, позволяет уверенно преодолевать даже разбитые дороги.
Водители, правда, указывают на то, что при скорости в 120 км/ч машина начинает плохо слушаться руля. Но возникает резонный вопрос: для чего развивать подобную скорость на малолитражке?
В остальном же Chery Indis – машина, которая стоит своих денег, обеспечивая владельцу безопасную езду и надёжность.
Самые надёжные китайские седаны
Китайские водители очень любят седаны. Более того, они стремятся делать их как можно длиннее.
Примечательно, что эта мода, родившись в Китае, сейчас активно распространяется за пределы Поднебесной. Интересный факт: при изготовлении моделей Citroen C4 и Peugeot 408 проектировщики использовали базы, специально увеличенные под интересы китайцев.
Geely Emgrand 7
Этот седан выглядит достаточно солидно, чтобы быть популярным среди автовладельцев, занимающих ответственные посты. Рейстайлинг сделал внешний вид автомобиля ещё более солидным.
В модели реализованы все новейшие системы безопасности, доказавшие свою эффективность. Здесь установлены две передние подушки безопасности, а также системы ABS, обеспечивающая качественное управление в случае неожиданного торможения, EBD, борющаяся с заносами автомобиля путём усиления тормозного усилия задней оси, ESP – динамическая система стабилизации движения.
Модель изготовлена из материалов, которые полностью отвечают европейским стандартам безопасности ЕСЕ.
Результатом усилий конструкторов стали четыре звезды на тестировании Euro NCAP. Особенное внимание конструкторы уделили разработке кузова с энергопоглощающими зонами.
Lifan Solano II
Этот седан оснащён системами ABS и EBD. Также конструкторы обеспечили модель датчиками заднего хода и усиленными кузовными стойками.
Дисковые тормоза обеспечивают надёжность торможения и короткий тормозной путь, а двухступенчатые подушки безопасности качественно гасят энергию удара при лобовом столкновении.
Справедливости ради следует заметить, что в базовой комплектации систем безопасности в Lifan Solano II немного. А вот в максимальной комплектации присутствует весьма внушительный список, в котором, помимо основных систем, числятся:
- индикаторы непристёгнутых ремней;
- парктроник и мониторинг «слепых зон» для водителя;
- детский замок для задних дверей и крепёж ISOFIX для детских сидений.
В совокупности перечисленные системы увеличивают безопасность движения и эффективность торможения, что в сочетании с хорошей прочностью кузова делает этот седан одной из наиболее безопасных моделей китайского автопрома в данном классе.
Faw Oley
Эта модель оснащена полуторалитровым двигателем мощностью в 102 л.с. Резвым стартом агрегат не отличается, но в остальном данная модель может удовлетворить достаточно взыскательные требования.
Что касается безопасности, здесь присутствует широкий набор средств как активной, так и пассивной безопасности: автоблокировака дверей при движении, передние подушки безопасности, системы ABS, EBD.
Примечательно, что даже в базовой комплектации модель оснащается колёсными спортивными дисками на 5 спиц, электрозеркалами и настраиваемой передней оптикой.
Несколько портит общее впечатление качество лакокрасочного покрытия и сложности, которые могут возникнуть с обслуживанием автомобиля.
Самые надёжные китайские кроссоверы
Китайские производители – опытные торговцы. На наш рынок они поставляют кроссоверы своего производства, которые отлично справляются с особенностями наших дорог и при этом стоят вполне бюджетно.
Chery TIGGO 5
Тигго 5 примечателен в первую очередь тем, что на краш-тесте C-NCAP он получил пять звёзд.
Кузов TIGGO в самом деле отличается высокой прочностью — до 45 процентов всего кузова изготовлено из стали с повышенной прочностью. Кузов имеет свои зоны прочности и рассчитан так, что при задних и фронтальных столкновениях отлично гасит энергию столкновения.
Радует то, что конструкторам удалось рассчитать кузов таким образом, что при столкновении он не складывается внутрь себя, сохраняя жизненное пространство для пассажиров внутри салона.
Эта характеристика была достигнута не только за счёт прочности кузова, но и при помощи лазерной сварки — данная технология соединяет детали на уровне молекулярного взаимодействия, обеспечивая ему на треть больше прочности, чем при классической сварке.
Lifan X60
Эта модель пользуется заслуженной популярностью благодаря своему классическому стилю, достаточно мощному – 1,8 л – двигателю и доступной цене.
Автомобиль можно считать бюджетным, но при этом он оснащён всем современным «местом» для обеспечения безопасной и надёжной эксплуатации.
Из недостатков модели можно упомянуть не слишком хорошую проходимость в условиях плохих дорог, дорогое обслуживание и нередкие огрехи сборки.
Geely Emgrand X7
По сравнению с предыдущим упомянутым кроссовером, Geely Emgrand X7 – более дорогостоящая, но сочетание «качество – цена» в ней, пожалуй, можно считать более оптимальным.
Подвеска модели вполне успешно справляется ос всеми выбоинами и ухабами наших дорог, а системы безопасности, в том числе ABS и передние подушки безопасности, обеспечивают должный уровень надёжности и комфорта при езде.
Проблемы машины в основном связаны с закрыванием дверей и работой кондиционера, что, согласимся, хоть и неприятно, но не критично, если весть речь о надёжности авто в целом.
Самые надёжные китайские внедорожники
Китайские внедорожники давно завоевали популярность в среде любителей активного отдыха на природе. Внимание к деталям обеспечило китайцам определённые успехи в области производства автомобилей этого класса.
Haval H9
Этот внедорожник вполне успешно конкурирует с популярными джипами США и Европы.
Автомобиль комплектуется либо бензиновым двигателем мощностью 245 л.с. либо дизельным агрегатом мощностью в 190 л.с. и восьмиступенчатой автоматической коробкой передач.
Рамная конструкция в состоянии обеспечить безопасную езду. Также модель содержит систему слежения за разметкой, систему автоматического торможения, автопарковщик.
Great Wall Wingle 5
Модель стильно смотрится даже на фоне европейских внедорожников-пикапов.
Подключаемая полноприводная система позволяет экономить на расходе топлива, при это грузоподъёмность автомобиля впечатляет – 975 кг.
Водители, имеющие опыт эксплуатации Great Wall Wingle 5, отмечают его хорошую антикоррозийную защиту, высокую проходимость.
Единственным минусом, пожалуй, называют минимализм внедорожника, но здесь уж надо выбирать между ценой и габаритами.
Foton Sauvana
Эта модель не зря занимает свою позицию в топе надёжных внедорожников. Рамная конструкция и отличный мощный силовой агрегат от лучших автомобильных производителей обеспечивают автомобилю надёжную и долговечную эксплуатацию.
Из минусов обладатели Foton Sauvana отмечают определённые неудобства при парковке в крупных густонаселённых городах, но здесь уже «или шашечки, или ехать»: внедорожник – не совсем автомобиль для мегаполисов.
Заключение
Китайские автомобили незаметно, но уверенно распространились по всему миру, и наша страна – не исключение.
И если ещё недавно их распространение сдерживалось главным образом их невысоким качеством, помноженным на трудности при приобретении запасных частей, то сейчас растущая надёжность китайских моделей, скорее всего, приведёт к тому, что китайские машины продолжат уверенно завоёвывать международный рынок.
Видео про китайские машины и их проблемы:
https://youtube.com/watch?v=9d1deWmSX-4%3Ffeature%3Doembed
Он выйдет в Китае уже в феврале
Китайская компания SAIC представила новый большой кроссовер RX9 под своим суббрендом Roewe, который будет доступен в Китае уже в феврале следующего года по цене около 25 тыс. долларов.
Roewe RX9 — это пятидверный кроссовер, который будет доступен с шести- или семиместным салоном. Автомобиль получит двухлитровый четырёхцилиндровый турбированный двигатель мощностью 234 л.с. Максимальная скорость кроссовера электронным образом ограничена на отметке 200 км/ч. Привод полный, коробка передач — девятиступенчатый автомат.
Габаритные размеры автомобиля равны 4983 х 1967 х 1786 мм при колёсной базе 2915 мм. Кроссовер получит массивную решётку радиатора, зауженные фары и скрытые дверные ручки.
Интерьер Roewe RX9 выглядит впечатляюще, в основном из-за большого блока экранов на центральной консоли. Он состоит из цифровой приборной панели, центрального экрана для водителя и дисплея для переднего пассажира. Точная диагональ каждого экрана неизвестна. Но разработчики подтвердили, что общая диагональ этого тройного экрана достигает 47 дюймов.
Помимо экранов, виден трёхспицевый D-образный руль, небольшой набор кнопок на центральной консоли, селектор передач и шайбу, предположительно, для управления режимами движения.
5 декабря 2022 в 17:42
Автомобильному сектору не удалось увернуться от удара, нанесенного обострившимся украинским конфликтом. Экономическая блокада вынудила европейских, американских, японских производителей приостановить поставки продукции в нашу страну. Мы выяснили, что происходит с представленным в России китайским автопромом.
Все идет к тому, что в шоу-румах дилеров останутся по большей части «китайцы», которые уходить из нашей страны не собираются. «МК» выяснил, что буквально сейчас происходит в «поднебесном» сегменте — какие модели предлагают компании из КНР и смогут ли они заполнить освобождающиеся ниши.
Сегодня лидером продаж среди китайских автопроизводителей является Haval. Его модельный ряд включает два кроссовера — компактный Jolion, среднеразмерный F7 и его купеобразную модификацию F7x (они, кстати, недавно пережили обновление) — большой рамный внедорожник H9, а также два пикапа материнской марки Great Wall: Poer и Wingle 7. Рекомендованная розничная цена самой доступной машины — младшего Jolion прошлого года выпуска — от 1 399 000 рублей. Найти такой экземпляр будет крайне непросто, но шанс есть.
В спину своим коллегам-конкурентам из Haval дышит Chery — ее продукция тоже пользуется неплохим спросом. Да, россияне еще помнят некогда популярный и крайне ненадежный «Амулет», но сегодня это — совсем другие машины. Линейка «Чери» представлена четырьмя SUV: Tiggo 4, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Кроме того, у марки есть премиальный суббренд Exeed, предлагающий в России кроссоверы TXL и семиместный VX, а в марте появится и компактных LХ.
Входной билет на том же уровне, что и у Haval — самую доступную модель Tiggo 4 дилеры в теории готовы отдать за 1 359 900 рублей.
Замыкает лидерскую тройку самых востребованных «китайцев» Geely. Тут продуктовый ряд скромнее: представлены кроссоверы Coolray, Atlas и Atlas Pro (предыдущее и новое поколение модели), а также Tugella. Качнувшийся валютный курс ввел компанию в ступор — вероятно, именно поэтому она убрала со своего официального сайта все прайс-листы, перенаправив клиентов к дилерам. Но на начало февраля самым дешевым автомобилем с ценником от 1 471 990 рублей был Coolray.
Примеру своих соотечественников последовали и в Changan — тоже спрятали прайсы. Но, помнится, до всех событий машины бренда в принципе считались довольно доступными. Младший кроссовер CS35 Plus продавали по цене от 1 239 900 «деревянных», средний CS55 — от 1 349 000, а старший CS75 FL — от 1 499 900. Да, в плане оснащения и надежности они уступают своим сильным и амбициозным конкурентам от Haval, Chery и Geely, но в качестве более дешевой альтернативы рассматривать и эти машины можно.
Не приглянулся Changan? Присмотритесь к FAW! На выбор российских покупателей представлено три кроссовера: Besturn X40, Besturn X80 и новейший Bestune T77. Самый доступный — компактный Besturn X40 — попросит за себя от 1 292 000 рублей. А если нужен автомобиль побольше, то обратите внимание на марку Dongfeng. Она поставляет в Россию всего одну модель, но семиместную — кроссовер DFM 580 по рекомендованной цене от 1 629 000 целковых.
Кроме того, за кошельки российских покупателей борется марка GAC, которая прежде была известна нам как производитель грузовой техники. Сегодня в дилерских центрах, работающих с этим брендом, можно отыскать кроссоверы GS5 и GS8, а также минивэн — между прочим, единственный в китайском сегменте — GN8. Правда, GAC не может похвастать доступностью: младшая модель в линейке (GS5) предлагается по цене от 1 745 000 рублей.
Играет на российском рынке и созвучная «поднебесная» марка JAC. Ее отличительная особенность — богатый относительно конкурентов выбор типов кузова. Китайцы из «Джак» не ограничиваются одними лишь кроссоверами, хотя они в линейке и преобладают (S3 и S7). Но также продают у нас седан J7, пикап T6 и даже электрический хетчбэк iEV7S. Для понимания порядка цен: звание самой дешевой модели JAC принадлежит кроссоверу S3 — за него просят от 1 099 000 рублей.
Стоит упомянуть и несколько брендов, которые, вроде как, свернули продажи в России, но никак не могут освободить свои склады. В их числе, во-первых, Lifan — некогда самая популярная марка, стремительно скатившаяся в самый низ рынка три года назад. Судя по прайс-листам, опубликованным на официальном сайте, с кроссоверами X70 и Myway покончено — цен на них нет. Зато дилеры с радостью отдадут седаны Solano II и Murman, а также «паркетники» X50 и X60. Причем — за какие-то смешные в современных реалиях деньги. Например, базовый Solano II оценен в 679 900 рублей. Подвох в том, что это — машины 2017 года выпуска. Из более свежих — экземпляры образца 2018-го.
Во-вторых, пока еще не до конца распрощались с Россией китайцы из Foton. Они по цене от 1 389 900 целковых пытаются распродать остатки рамных внедорожников Sauvana. В-третьих, на складах дилеров остались кроссоверы Zotye T600 и Coupa (от 726 600 и 944 600 «деревянных» соответственно). Ну и, наконец, в-четвертых, при желании в автосалонах можно отыскать кроссоверы Brilliance V3 и V5 (от 839 000 и 939 000 рублей).
Выбор, как мы видим, велик. Но на чем же остановиться? Поскольку многие «поднебесные» машины серьезно подтянулись и в плане внешнего вида, и по части оснащения и техники, имеет смысл отталкиваться от их надежности. Ведь именно с ней у производителей из КНР всегда были проблемы. А здесь нам поможет недавно опубликованный рейтинг, который составило китайское подразделение авторитетного агентства J.D.Power. Конечно, полагаться на него всецело нельзя, ведь эксперты исследовали местный рынок (иные условия эксплуатации, разница в модельных рядах). Но за неимением иных обзоров почерпнуть что-то полезное все же можно.
Итак, данные для формирования рейтинга собирались следующим образом. Специалисты опросили более 37 000 владельцев автомобилей разных китайских марок, предложив им оценить свою машину по 177 параметрам (внешний вид, силовые агрегаты, опции и прочее). Затем подсчитали жалобы (количество проблем на 100 авто одного бренда) и вывели средний балл. Из тех компаний, что не понаслышке знакомы россиянам, в список попали четыре. Самой надежной признали Chery (140 жалоб на 100 машин). Следом идут Geely (141 жалоба), Dongfeng (144 жалобы) и Haval (148 жалоб). Того же Changan, FAW или GAC в ТОП-14 марок с приемлемыми результатами нет — стоит задуматься.
Как бы то ни было, а сложившаяся ситуация может ускорить китайскую экспансию на российском авторынке. Производители из КНР получили уникальную возможность закрепиться в самом популярном сегменте – в классе кроссоверов, который вот-вот утратит (частично или полностью) такие востребованные модели, как, скажем, Skoda Kodiak или Volkswagen Tiguan. Ведь их попросту не из чего будет собирать, а поиск альтернативных путей и решений проблем с поставками комплектующих займет время.
К китайский смартфонам мы привыкли и уже не удивляемся ценам. А что с автомобилями из КНР? Haval F7 и Exeed TXL — эдакий китайский премиум. Выглядят современно, оснащены богато и совсем недешевы. Можно ли их рассматривать в качестве альтернативы европейским, японским и корейским моделям — выясняли «Известия».
Тульская прописка
Еще несколько лет назад китайские автомобили брали по причине дешевизны, не особо обращая внимание на отсталую конструкцию, аляповатый дизайн и посредственное качество исполнения. Бренд Haval, принадлежащий Great Wall Motors, первым приучил россиян к мысли, что машина из Китая может стоить дорого.
Машины действительно отличались от других «китайцев» в лучшую сторону, но ощущение качества пришло позже. Как и серьезность намерений относительно российского рынка: в 2019 году Haval открыл в Тульской области собственный завод. Первой моделью, сошедшей с его конвейера, стал среднеразмерный кроссовер F7. Довольно быстро он стал локомотивом продаж марки, а в прошлом году в паре с купе-кроссовером F7х даже обогнал популярных японских одноклассников.
Exeed TXL крупнее: 4780 × 1885 × 1730 мм. Колесная база: 2800 мм. Габариты Haval F7: 4691 × 1866 × 1690 мм. Колесная база: 2725 мм
Решетка шире, опций больше
В начале года счастливая «семерка» перенесла обновление: свежий кроссовер можно сразу отличить по расположенным под фарами «жвалам». А еще у него более обширная решетка радиатора и прямоугольные противотуманки вместо круглых. Декор под алюминий исчез с кузова, а диффузор в заднем бампере и вертикальные щели придали машине более спортивный дорожный вид.
Изменения в интерьере небольшие: вместо мягкой накладки с прострочкой на панели — аляповатая пластиковая с узором под алюминий. Зато центральный дисплей теперь отдельным планшетом, да еще с увеличенной диагональю и более яркой и четкой картинкой. Изображение с камер кругового обзора отличное, маневрировать одно удовольствие, учитывая такую фамильную черту F7, как очень узкое окно задней двери.
Вместе с рестайлингом решена часть накопившихся к модели вопросов. Климат-контроль теперь двухзонный, хотя управление им так и осталось мудреным. Передние сиденья получили вентиляцию — пассажиры не будут потеть, сидя на экокоже. Водительское кресло снабдили регулировками поясничного подпора и наклона подушки.
При этом подушка по-прежнему коротковата, а ее боковые валики неважно поддерживают тело в поворотах. Вопросы к эргономике всё еще остаются. По-прежнему не просто разобраться в кнопочном блоке, на котором размещены почти все функции сразу — и климат, и режимы движения, и электронные помощники. Причем все кнопки за небольшим исключением ведут в меню тачскрина.
Фары Haval F7 полностью светодиодные, с автоматическим дальним светом
У топ-версии Tech Plus особый дизайн 19-дюймовых дисков
Интерьер при обновлении изменился в мелочах
Главная «обновка» — более крупный мультимедийный дисплей с качественной картинкой
Передние кресла получили обдув, а водительское — еще регулировки поясничного подпора и наклона подушки
Лучше всего читается «динамичный» стиль цифровой приборки
Разъемы USB спрятались в нише под центральной консолью
К неспешности селектора «робота» придется привыкать, как и к клавише стояночного тормоза без индикации
Места на заднем ряду с запасом, но подушка дивана расположено низко
В распоряжении пассажиров второго ряда дополнительные воздуховоды
Другого поля ягода
Exeed — еще один самодельный китайский премиум. Бренд молодой, представленный на домашнем рынке в конце 2018 года. TXL — как раз его первенец. До России кроссовер добрался только осенью 2020 года, причем к тому времени в Китае уже дебютировала обновленная машина. Поначалу для нашего рынка TXL снабдили громоздким именем Cheryexeed, но спустя год, с дебютом рестайлингового кроссовера, название укоротили до Exeed. Зато буквы на носу машины сделали светящимися. Так заметнее: не захочешь, а всё равно прочитаешь. Да и роскошный цвет «Андромеда», идущий на солнце белыми всполохами, добавляет заметности.
Кроссовер обновили по схожему с Haval F7 рецепту: решетка радиатора максимальной ширины, бамперы в более спортивном стиле. Однако в отличие от конкурента, TXL получил полностью новый интерьер, более дорогой и современный.
Дачный ответ
Если Exeed претендует на звание премиального, то подсмотреть идеи у лучших европейских и японских брендов совсем не зазорно. Обставляют же дачи, руководствуясь глянцевыми картинками в интерьерных журналах. Вот и в TXL теперь всё как в лучших домах. Больше мягких панелей и прострочки ромбами.
Два больших тачскрина, приборный и мультимедийный, теперь состыкованы вместе, почти как у Mercedes. Короткий джойстик управления трансмиссией и мультимедийный тачпад подсмотрели у Audi. Блок климата с интегрированными в сенсорную панель ручками напоминает о Jaguar Land Rover. Но здесь китайцы подошли творчески: если синхронизировать зоны климат-контроля, на правой ручке отображается циферблат часов. За музыку, как и у старших, отвечает именитая марка. В данном случае Sony.
Для Exeed TXL доступен только один вариант силового агрегата: турбированный 1,6 (186 л.с., 275 Нм) в паре с 7-ступенчатым «роботом». Заявленный разгон до «сотни»: 9,8 с
Еще бы увязать всё это великолепие между собой. Руль бликует на солнце хромированными деталями и перекрывает часть приборного дисплея. Сам экран в темноте отражается в стеклах. Графика приборов, на мой взгляд, слишком вычурная, без проблем читаются только круглые циферблаты в спортрежиме. Вдобавок, при переключении между вариантами графики, дисплей подвисает и гаснет.
Непереводимо с китайского
Чтобы поехать вперед или назад, нужно кликнуть джойстиком-селектором дважды, а чтобы включить ручной режим «робота» — нажать на него сверху. К этим особенностям управления тоже придется привыкать. Как и к тормозному селектору автоматической трансмиссии Haval F7. Кнопка электроручника здесь лишена индикации, а значок на приборке очень маленький.
Есть и необъяснимые странности. Exeed TXL подогревает только подушки сидений, но не спинки. При этом, помимо обогрева лобового стекла, кроссовер оснащен и обогреваемыми форсунками стеклоомывателей.
F7, свою очередь, по совершенно непонятной причине лишен электропривода багажной двери — опции, которая стала обычным делом в массовом сегменте.
После старта Haval каждый раз приходится идти в меню и снимать галочку системы, предупреждающей о смене полосы. Выключить раз и навсегда ее, по-видимому, нельзя. TXL, если отойти от заведенной машины с ключом в кармане, громко бибикает, пугая всех вокруг. И отключить эту «важную» функцию не получилось. Кроме того, Android Auto отказался работать в обеих машинах, хотя и был заявлен в оснащении.
Дорожный просвет TXL: 210 Нм, но никаких специальных внедорожных режимов у кроссовера нет
Высоко сижу
Кресло TXL установлено высоко, что сводит на нет преимущество в диапазонах регулировки руля и сиденья. Рослые водители будут либо подпирать головой потолок, либо сильно наклонять спинку. В Haval можно сесть ниже, но сильно вытянуть руль на себя не получится. Профиль сиденья TXL удачнее, экокожа приятнее на ощупь. Подушка более длинная, чем у F7, но, к сожалению, не регулируется по наклону. Что касается обзорности, то тут у кроссоверов паритет: пухлые передние стойки и небольшие проемы окна задней двери. Так что системе кругового обзора Exeed, которая тоже умеет работать в режиме 3D и дает качественную картинку, найдется работа.
Преимущества второго ряда F7 — ровный пол и больший диапазон наклона спинок, но по удобству посадки он уступает конкуренту. TXL лидирует по запасу пространства перед коленями, подушка дивана длиннее и расположена выше. По объему багажника Haval выигрывает, когда спинки второго ряда подняты, и уступает в максимальном погрузочном пространстве. Дверной проем узковат и в том и в другом кроссовере.
F7 для преодоления бездорожья оснащен несколькими электронными режимами. Заявленный клиренс: 190 мм
На первый взгляд, похожи
У машин, на первый взгляд, много общего: моторы примерно одинаковой мощности, роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями. Наконец, обе обуты в шины одинаковой размерности: 225/55 R19. Однако сравнить кроссоверы не так-то просто. Exeed на липучках едет ощутимо тише, чем F7, который в дальней дороге утомляет гулом шипованной резины. Более громкий голос мотора на разгоне позволяет предположить, что Haval всё же уступает в шумоизоляции сопернику.
Для TXL доступен только один мотор объемом 1,6, который благодаря турбонаддуву развивает 186 л.с. У Haval F7 примерно такую же мощность (190 л.с.) развивает 2-литровый мотор, при этом крутящий момент выше, а сама машина легче. Впрочем, роботизированные трансмиссии, которые по идее должны работать быстро, берегут сцепления. Поэтому субъективно серьезного преимущества в динамике F7 перед TXL не ощущаешь: разгон всё равно получается вязким.
При этом 2-литровый мотор отличается отменным аппетитом: 15–17 литров против 12–13 у Exeed. С Haval становишься частым посетителем АЗС. TXL, у которого бак на литр меньше, но всё равно скромный (55 л), требует заправки не так часто.
Есть повод рассмотреть менее мощный F7 с полуторалитровым мотором (150 л.с.), хотя в этом случае версия TechPlus с топовой мультимедийной системой и набором электронных ассистентов будет недоступна. Придется пожертвовать и адаптивным круиз-контролем, который доступен исключительно с 2-литровым силовым агрегатом.
Он, конечно, оставляет большую дистанцию до идущего впереди автомобиля и медленно набирает скорость после остановки, но в сочетании с системой удержания в полосе работает неплохо. Тогда как TXL мечется в пределах полосы и слишком резко тормозит.
Фары Exeed TXL светодиодные уже в базовой комплектации
Название марки сделано светящимся
На корме сохранили указание на принадлежность к марке Chery
Интерьер после рестайлинга изменился кардинально
Передние сиденья обзавелись вентиляцией, но подогревается только подушка
На дисплей выводится даже температура шин
В спортрежиме стиль приборки самые удобочитаемый
Управление «роботом» слишком непривычное
Управлять мультимедийными функциями можно с помощью тачпада
На правую ручку можно вывести циферблат часов. Серебристые клавиши на солнце бликуют
Система кругового обзора выручает при маневрировании
После рестайлинга TXL обзавелся подогревом задних сидений. Как и спереди, греется только подушка
Места на заднем ряду очень много
Объем багажника: 600-1456 литров
Жестко стелет
На ходу F7 более жесткий и ощутимо отмечает мелочевку, но преимущества в управляемости это не дает. Повадки грубоваты, а несколько вариантов усилия на руле не добавляют обратной связи. Exeed мягче на ходу и комфортнее, но при этом управляемость у него более легковая.
Мягкость подвески дает TXL преимущество и на разбитой дороге, хотя лучше не съезжать на нем далеко с асфальта. Кромка переднего бампера расположена низко, тяга на заднюю ось запаздывает, а внедорожных режимов нет в принципе, только ассистент помощи при спуске. Haval F7 в теории способен на внедорожные подвиги, у него целый набор режимов для грязи, песка, снега и лучше геометрическая проходимость. На практике, если дорога усеяна ямами, она растрясает пассажиров. Хлипкий пыльник под днищем лучше сразу поменять на стальную защиту.
Haval F7 оснащается мотором 2,0 (190 л.с., 340 Нм) в паре с 7-ступенчатым «роботом». Производитель не сообщает данные разгона, в реальности они близки к Exeed TXL
Уровень премиальности
Однозначно определить победителя сложно, как в каком-нибудь азиатском фильме, где противники молотят друг друга разнообразными способами и предметами. Да еще умудряются спорить: «Мое кунг-фу лучше твоего! — Нет, мое лучше!»
Названия китайских марок мы запоминаем уже лучше, чем имена актеров азиатских боевиков. Череда событий, приведших к дефициту автомобилей на рынке, росту цен и приостановке некоторыми брендами поставок автомобилей в Россию, добавила поводов выяснять, а чье кунг-фу, собственно, лучше.
На фоне аналогичных моделей из КНР, выпущенных несколько лет назад, Exeed TXL и Haval F7 выглядят многообещающе. Тех, кого смущают турбомоторы и «роботы», стараются успокоить продленной гарантией. Дилеры вместо распространенного сейчас навязывания допов, наоборот, предлагают скидки.
И все же претензии на премиум выглядят необоснованными. Пока обновление Exeed и Haval позволило дотянуться до популярных японских, корейских и европейских моделей массового сегмента.
Марку Haval уже и не преподносят как премиум, у Great Wall Motors есть более дорогая линейка автомобилей Wey. «Эксиду» заявленная премиальность и вовсе мешает. Чтобы развести его с массовыми моделями Chery, количество комплектаций снизили. У TXL их всего две и рекомендованный ценник соответствующий: 3,8–4,2 млн рублей. Тогда как F7 доступнее: 2,7–3,4 млн рублей. В том числе благодаря тому, что предлагается в нескольких вариантах: четыре комплектации, два силовых агрегата на выбор, причем младший можно заказать как с передним, так и с полным приводом.
GAC GS8 Этот автомобиль является флагманом в модельном ряду кроссоверов бренда. Он выглядит очень мощно и брутально. Решетка радиатора здесь массивная, а фары имеют нестандартную форму.
Двигатель способен развивать мощность в 190 л.с. При этом он очень экономичный – на 100 км пути нужно всего 6,5 литра топлива. Во всех доступных версиях автомобиль оснащен 6АКПП. Диапазон цен на этот автомобиль составляет от 2 315 000 до 2 995 000 рублей.
Этот автомобиль относится к классу среднеразмерных кроссоверов. Появился на российском рынке он осенью 2020 года и сразу начал хорошо продаваться. Под капотом установлен двигатель, который способен выдавать мощность в 186 л.с. Работает он в тандеме с 7-диапазонным «роботом». На каждые 100 км пути нужно всего 7,6 литра бензина, а с места до 100 км/ч автомобиль разгонится за 9,8 секунды.
При длине в 4 780 мм колесная база достигает 2 800 мм, что является отличным результатом. Всего кроссовер представлен в 2 различных комплектациях – базовая Luxury обойдется в 2 699 900 рублей, а топовая комплектация Flagship стоит уже 2 899 000 рублей.
На данный момент этот купе-кроссовер является флагманом в модельном ряду бренда в РФ. Его продажи стартовали в декабре 2020 года. Стоит отметить, что оснащение здесь под стать стоимости. Для автомобиля выбрали безальтернативный 2,0-литровый турбомотор, который способен выдавать 238 л.с. Сочетается он с 8-ступенчатым «автоматом», что не только положительно влияет на экономичность, но и позволяет показать прекрасную динамику. Также стоит отметить наличие полного привода во всех комплектациях. Сейчас за Geely Tugella дилеры просят 2 769 990 – 2 869 990 рублей.
Это полностью электрический автомобиль. На данный момент он является самым доступным электрокаром в России из всех моделей, которые продаются официально.
Представлен он в единственной комплектации Luxury, за которую придется заплатить 2 799 000 рублей.
Мощность электромотора составляет 85 КВт, а запас хода на полной зарядке достигает 280 км. Тем не менее, больших продаж на данный момент нет – в 2021 году JAC iEV7S разошелся тиражом в 44 экземпляра.
Презентация новой премиальной машины бренда для РФ прошла в декабре 2021 года. Это полноразмерный внедорожник, длина которого достигает 4 970 мм. В салоне с высоким комфортом смогут разместиться 7 человек. Отметим, что новый Exeed VX покажет себя отлично и в сложных дорожных условиях – он оснащен системой полного привода и высоким дорожным просветом. Есть адаптация и к российским условиям – кроссовер получил зимний пакет.
Мощность мотора достигает внушительных 249 л.с., что подчеркивает премиальный характер. В салоне находится виртуальная панель приборов с большим дисплеем, а также современное головное устройство. Уже стартовая комплектация Luxury облагается налогом на роскошь и стоит 3 069 900 рублей, а максимальная версия President обойдется в 3 369 900 рублей.
Большой рамный внедорожник отлично зарекомендовал себя в России и является самым лучшим среди китайских машин с точки рения езды по бездорожью. Сейчас за самую доступную комплектацию Comfort с бензиновым мотором придется заплатить 3 089 000 рублей, а максимальная версия Premium с тем же двигателем оценивается уже в 3 489 000 рублей. Мощность силовой установки здесь достигает 218 л.с., работает она в тандеме с 8АКПП и системой полного привода.
Вот мы и добрались до самого дорогого китайского автомобиля – им после премьеры в 2020 году стал минивэн GAC GN8, и это звание он удерживает до сих пор. Отметим, что базовая стоимость GE не является самой дорогой – ее можно купить за 2 835 000 рублей, а вот топовая комплектация GT Premium продается за 3 499 000 рублей.
Длина минивэна достигает 5 066 мм при колесной базе в 3 000 мм. мотор при 2,0-литровом объеме способен выдавать 190 л.с., работает он в тандеме с 6АКПП от Aisin. В максимальной комплектации есть много опций, которые обеспечивают высокий уровень комфорта. Это поддержка смартфонов, премиальная акустика, сдвижные двери с электроприводом.
Ранее наш портал рассказывал, какие премиальные машины пока еще не облагаются налогом на роскошь. Оказывается, даже после сильного роста цен есть довольно много вариантов.
Самые дорогие китайские автомобили в России
Шесть «китайцев», покупая которые придётся держать в уме налог на роскошь
Китайские автопроизводители приучали россиян к невысоким ценам на свою продукцию — в 2000-е годы Chery, Geely и Great Wall стоили сравнимо с отечественными легковушками, но предлагали больше опций. Спустя 15 лет ситуация поменялась — оснащение «китайцев» по-прежнему выше среднего по рынку, но бюджетными некоторые модели назвать никак нельзя. На основе каталога Quto.ru мы выбрали шесть китайских автомобилей на российском рынке, которые сегодня стоят от 2,5 миллионов рублей.
Дважды в год Минпромторг России составляет список автомобилей, облагаемых налогом на роскошь. Уже много лет планка «роскошных» автомобилей начинается с отметки 3 000 000 рублей — пока «китайцев» в перечне нет по причине новинзы, но уже этой осенью владельцев некоторых китайских автомобилей могут обязать платить по повышенному тарифу.
JAC iEV7S — 2 499 000 рублей
Пятидверный кросс-хэтч от китайского концерна JAC полон противоречий. За компактный автомобиль размером с Lada Xray, собранный в Казахстане просят без малого 2,5 миллиона рублей. Из оснащения — две подушки безопасности, климат- и круиз-контроль, электрорегулировки зеркал, камеры кругового обзора, мультимедиа с 8-дюймовым сенсорным экраном, 16-дюймовые литые диски и подогрев сидений. Секрет высокой цены — под капотом. JAC iEV7S — электромобиль!
В Поднебесной продаются сотни разных электрокаров, но в Россию решили привезти сравнительно недорогую модель со 115-сильным синхронным электромотором спереди и тяговой батареей на 39 киловатт-часов. Запас хода по оптимистичному циклу NEDC — 280 километров, но заряжать аккумулятор от розетки придётся 12 часов. Потребители отнеслись к модели настороженно — за полгода продано меньше 100 электромобилей, так что по популярности «китаец» проигрывает куда более дорогим Audi e-tron, и Porsche Taycan.
Подробнее со всеми комплектациями семейства JAC iEV7S можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
Cheryеxeed TXL Flagship — 2 549 900 рублей
Марка Chery с прошлой осени продаёт в России паркетники TXL «премиального» суббренда Exeed. Де факто Cheryexeed TXL — конкурент среднеразмерных кроссоверов Skoda Kodiaq и Hyundai Santa Fe. Технику россиянам выбирать не приходится: под капотом 186-сильная (275 Нм) «турбочетверка» 1.6, которая сочетается с 7-скоростным преселективным «роботом» и полным приводом с муфтой подключения задней оси. Из достоинств — возможность заправлять «китайца» бензином АИ-92 и сэкономить при покупке до 400 тысяч рублей, однако чтобы получить скидку придётся воспользоваться всеми маркетинговыми предложениями дилеров.
Вдобавок, топовый Cheryexeed предлагает большой набор базовых опций: не придется доплачивать за панорамную крышу, камеры кругового обзора, электрорегулировки передних кресел, кожаный салон, виртуальную приборную панель, информационно-развлекательный комплекс с 10,1-дюймовым тачскрином, полностью светодиодную оптику, систему контроля «слепых» зон, автопарковщик, электропривод багажника и 19-дюймовые легкосплавные диски.
Подробнее со всеми комплектациями семейства Cheryexeed TXL можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
GAC GS8 GT — 2 719 000 рублей
В Китае GAC GS8 вот-вот сменит поколение и обзаведется «тойотовской» начинкой, а в России по немаленьким ценам продают дорестайлинговый кроссовер первой итерации, сделанный на усиленном шасси концерна FIAT начала 2000-х.
GAC GS8 — одноклассник Toyota Highlander, но вседорожник длиной 4,8 метра приводит в движение 190-сильный (300 Нм) бензиновый турбомотор 2.0 в связке с «автоматом» Aisin.
Полный привод, матричные светодиодные фары, отделка салона натуральной кожей и замшей, зеркала с LED-поворотником, обогревом и электрорегулировкой; передние кресла с электроприводом, подогревом и вентиляцией, камеры кругового обзора, 10-дюймовый тачскрин медиасистемы, восемь подушек безопасности, адаптивный круиз-контроль с функцией слежения за разметкой и панорамная крыша — стандартное оснащение топ-версии.
Подробнее со всеми комплектациями семейства GAC GS8 можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
Geely Tugella Flagship — 2 799 900 рублей
Из представленных в подборке «китайцев» купеобразный кроссовер Geely Tugella — самый породистый и стильный. Шасси конструктивно близко к Volvo XC40, турбомотор 2.0 относится к семейству Volvo Drive-E, а 8-скоростной «автомат» от японской Aisin. По габаритам Geely Tugella близка к Lexus NX уходящего поколения, а по заявленной динамике его превосходит, ведь 100 км/ч покоряется за 6,9 секунды.
«Старшей» комплектации положены шесть аирбэгов, полностью светодиодная оптика, две зоны климат-контроля, камеры кругового обзора, виртуальная приборная панель, вентиляция и подогрев передних кресел, 20-дюймовые легкосплавные диски, информационно-развлекательный комплекс с 12,3-дюймовым тачскрином и отделка интерьера кожей Nappa. А ещё кросс-купе Geely умеет идентифицировать дорожные знаки и пешеходов, есть системы контроля полосы и автоматического торможения. Судя по тому, что в апреле цены разом подняли на 300 тысяч рублей, спрос на Geely Tugella в России превзошел ожидания.
Подробнее со всеми комплектациями семейства Geely Tugella можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
Haval H9 Premium — 3 100 000 рублей
Полноразмерный Haval H9 — единственный участник нашего рейтинга с российской пропиской. Несмотря на тульскую сборку рамный внедорожник дешёвым не назвать: цены только стартуют с 2,7 миллиона рублей, а за семиместную топ-версию Premium с принудительной блокировкой переднего дифференциала придется выложить 3,1 миллиона рублей! Китайский кроссовер российской сборки попадает под налог на роскошь несмотря на отнюдь не выдающийся 218-сильный (380 Нм) турбомотор 2.0.
Зато оснащение самого дорогого Haval лучше, чем у одноклассников: есть панорамная крыша, отделка из кожи Nappa, виртуальная приборная панель, современная мультимедиасистема с 9-дюймовым тачскрином и голосовым помощником, а также система «танкового» разворота — на пересечённой местности электроника способна подтормаживать внутреннее заднее колесо и улучшать маневренность. Вдобавок, «девятка» умеет распознавать дорожные знаки, держаться в заданной полосе, автоматически переключаться с дальнего на ближний свет и предупреждать об опасностях в «слепых» зонах.
Подробнее со всеми комплектациями семейства Haval H9 можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
GAC GN8 Premium — 3 499 000 рублей
Лидер рейтинга — пятиметровый минивэн GAC GN8, который тоже без всяких оговорок относится к роскоши. По архитектуре шасси и агрегатам однообъемник идентичен кроссоверу GS8, но заслуженная итальянская платформа растянута до максимума, а расстояние между осями — полноценные три метра. Привод — только на переднюю ось.
Просторный салон позволил разместить три ряда кресел по схеме 2 + 2 + 3, причём на втором ряду установлены сиденья с электрорегулировками и оттоманками. Чтобы пассажирам не было скучно, установлен DVD-проигрыватель, а у каждой VIP-персоны есть отдельный 10,1-дюймовый монитор.
О безопасности и комфорте не забыли: топ-версии положен адаптивный круиз-контроль, камеры кругового обзора, система слежения за разметкой, автопарковщик, кожаная отделка сидений, электроприводы боковых сдвижных дверей и крышки багажника, а также матричные светодиодные фары.
Подробнее со всеми комплектациями семейства GAC GN8 можно ознакомиться в каталоге Quto.ru.
Российский автомобильный рынок стремительно разворачивается на восток: если еще недавно доля продаж китайских машин в РФ была едва заметна, то сейчас дилеры и потребители активно учат новые, непривычные названия брендов и моделей. Еще в первом полугодии 2020 года доля китайских автомобилей в России составляла всего 3%, по итогам первого полугодия 2021-го она выросла до 6%. Но начиная с марта 2022-го, после того как был наложен запрет на официальные поставки в РФ автомобилей ведущих мировых автоконцернов, доля китайских машин взлетела до рекордных показателей. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам третьего квартала текущего года автомобили из КНР заняли впечатляющие 26% российского рынка. А за первую неделю октября она увеличилась уже до 30,3%.
Лидером «китайского наступления» в РФ сейчас является компания Chery Automobile. За девять месяцев она продала в России около 30 тыс. автомобилей из 72 тыс. машин, которые в общей сложности реализовали на российском рынке китайские производители. Второе и третье места среди самых активных китайских автомобильных компаний в России держат Haval (20 тыс. проданных авто) и Geely (14 тыс.). Из 30 тыс. проданных в России машин Chery Automobile 8,8 тыс. приходится на премиальный бренд концерна — Exeed. Глобально он был представлен только в конце 2017 года, а в России появился осенью 2020-го. Всего за два года Exeed занял 23% премиального сегмента российского авторынка, почти догнав показатели продаж традиционных лидеров — германских BMW и Mercedes-Benz. О том, за счет чего китайские автопроизводители претендуют на более маржинальную премиальную рыночную нишу и каким образом планируют повышать не только потребительские свойства, но и статусность своих автомобилей, «Эксперту» рассказал Геннадий Баранов, директор бренда Exeed в России.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском автомобильном рынке? Насколько она развернулась в сторону китайских автопроизводителей?
— Ситуация на российском автомобильном рынке сейчас очень сложная, о причинах этого много говорят, думаю, повторяться нет смысла. Напомню только, что общее падение продаж новых машин в РФ сейчас составляет почти 80 процентов, а по итогам 2022 года мы будем свидетелями, наверное, самых низких показателей российского автомобильного рынка в новейшей истории. Но любой кризис — это еще и окно возможностей. Для нас как для китайской компании текущая ситуация на рынке — это не только вызов, но еще и значимые новые перспективы, и эту ситуацию мы стараемся максимально использовать. В текущем году наша компания ощутимо нарастила продажи, я сейчас говорю не только о марке Exeed, но и о нашем материнском бренде — компании Chery.
— Из-за западного санкционного давления для китайских компаний в России включился «зеленый свет». Тем не менее далеко не все ведущие автопроизводители из КНР бросились в Россию. С чем это связано? Боятся ли китайские автомобильные компании, например, вторичных американских санкций? Или же они рискуют потерять перспективу развития на рынках западных стран?
— Я не буду говорить про все китайские бренды. Если мы говорим о компании Exeed, то мы всегда действовали на российском рынке осторожно и поступательно. Нашу первую модель здесь мы представили в октябре 2020 года. Тогда у нас были довольно скромные планы: несмотря на то что глобально в портфеле бренда Exeed было уже три модели, мы решили представить в России только одну. Нам было важно понять, насколько российский рынок готов к нашему продукту. Россия стала первым экспортным рынком для Exeed, старт продаж в РФ убедил нашу компанию в том, что бренд обладает значимым экспортным потенциалом: показатели продаж первой модели TXL в четыре раза превысили наш первоначальный прогноз, и это произошло еще до 24 февраля.
Именно после успеха в России наша китайская штаб-квартира приняла решение изменить политику компании как в плане продукта, так и в отношении поставок новых автомобилей в РФ. Было принято решение развивать экспортные поставки нашего бренда и на других зарубежных рынках — начались продажи Exeed на Ближнем Востоке, сейчас активно развивается направление поставок в Латинскую Америку.
— Как конкретно изменилась ваша политика в отношении поставок в РФ?
— Безусловно, текущая ситуация накладывает на нас дополнительный прессинг, нам приходится принимать более взвешенные решения. Напомню, что высокий уровень нестабильности складывался еще в пандемию, в условиях нехватки полупроводников, а сейчас все переросло в ту геополитическую ситуацию, которая есть. Тем не менее, несмотря на все трудности, в прошлом году мы вывели на рынок обновленную версию модели TXL, а также новый флагманский полноразмерный внедорожник VX. А в марте этого года мы представили российской публике нашу третью модель — компактный кроссовер LX. Летом этого года мы продолжили развивать модельный ряд, представив «заряженную» модификацию TXL с более мощным двухлитровым двигателем. И совсем недавно, в октябре, мы предложили покупателям еще и лимитированную серию флагманской модели VX.
— Стоит признать, что сегодня продажи китайских машин в России растут во многом из-за того, что из РФ ушли или приостановили деятельность автоконцерны из недружественных стран. Выбора на рынке нет, вот и покупают китайское. Вы согласны с этим тезисом?
— Это не совсем так. Как я уже сказал, первую модель мы представили еще в конце октября 2020 года. И уже в ноябре и в декабре позапрошлого года мы начали идти с опережением плана. В 2021 году ситуация, которая сложилась в мировом автомобилестроении — я имею в виду нехватку полупроводников, — способствовала переключению внимания покупателей с традиционных лидеров по продаже автомобилей как в массовом сегменте, так и в премиуме, на тех, кто мог в тот момент предложить автомобили. Но это можно назвать лишь способствующим фактором.
С самого старта продаж мы попали в поле внимания российской публики. Я считаю, что это связано с высокими потребительскими качествами нашего продукта. В частности, наши автомобили отличаются броским, передовым дизайном. Для меня лично внешний вид автомобилей Exeed стал решающим фактором в решении присоединиться к команде этого бренда. Мои переговоры об этом продолжались довольно долго, но после того, как я увидел этот автомобиль, у меня лично отпали последние вопросы, я принял решение присоединиться к проекту.