Статистика продаж автомобилей в Китае в 2023 году и лидеры продаж китайских автомобилей в России вторую неделю подряд

По итогам прошлого года доля рынка, которую занимают китайские автомобильные бренды, увеличилась более чем в два раза. При этом модели из КНР за год стали заметно дороже. По прогнозам экспертов, автопроизводители из Поднебесной в этом году могут занять до 40% российского рынка. В чем секрет успеха китайских автомобилей в нашей стране — выясняли «Известия».

Вторую неделю подряд на российском авторынке лидируют автомобили китайских марок. В период с 9 по 15 января 2023 года жители РФ приобрели 3619 новых легковых машин китайских брендов, что составило 37,7% от общего объема, сообщило 17 января агентство «Автостат».

На втором месте самых продаваемых автомобилей в РФ оказались автомобили отечественных брендов (3208 шт.) с долей 33,4%. Специалисты напомнили, что неделей ранее (2–8 января 2023 года) показатели китайских и российских брендов были на уровне 40 и 35% соответственно, но лидером среди марок осталась отечественная Lada (3053 авто), доля которой за вторую неделю 2023 года составила 31,8%.

После Lada следуют сразу три китайских производителя: Chery (1469 шт., доля 15,3%), Haval (839 авто, 8,7%) и Geely (660 машин, 6,9%). Замкнула список первой пятерки корейская Kia (628 шт., 6,5%).

При этом в топ-10 наряду с Hyundai, Toyota и Renault попали еще два бренда из Китая — Exeed и Omoda.

Десятку моделей — лидеров российского рынка по итогам второй недели 2023 года образовали отечественные и китайские автомобили. Первенствовала здесь снова Lada Granta, а лучшей иномаркой стал кроссовер Chery Tiggo 7 PRO. Кроме них в рейтинг также попали Lada Niva Travel, Lada Niva Legend, Geely Coolray, Chery Tiggo 4, Omoda C5, Geely Atlas Pro, Haval F7 и Haval Jolion.

12 января стало известно, что китайский бренд Haval намерен в I квартале 2023 года представить в России специальную версию модели Dargo X. Он будет являться версией кроссовера Haval Dargo, у которого будет расширенный набор внедорожных характеристик. Внедорожник будет предлагается в двух комплектациях с двухлитровым бензиновым двигателем мощностью 192 л.с., роботизированной коробкой передач и полным приводом. Внешне такая версия будет отличаться массивной решеткой радиатора, заклепками на колесных арках и пластиковым обвесом по периметру кузова.

Статистика продаж автомобилей в Китае в 2023 году и лидеры продаж китайских автомобилей в России вторую неделю подряд

Тридцать шесть процентов всех легковых автомобилей, проданных в Китае в этом году, будут новыми энергетическими транспортными средствами (NEV, электромобилей), согласно данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (CPCA), сообщает 11 января издание Yicai Global.

Продажи легковых автомобилей вырастут на 14,4% по сравнению с прошлым годом и достигнут 23,5 миллиона в 2023 году, из которых 8,5 миллиона будут NEV заявила CPCA на пресс-конференции. Однако в первом квартале спрос на NEV будет слабым, добавила отраслевая группа.

На долю NEV, которые включают полностью электрические и гибридные автомобили, придется 27,6% продаж легковых автомобилей в 2022 году, по сравнению с 15% в 2021 году.

Общий объем продаж автомобилей в прошлом году вырос на 1,9% до 20,54 миллиона после того, как во второй половине года было продано почти 1,5 миллиона дополнительных единиц по сравнению с годом ранее благодаря снижению налога на покупку автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Продажи NEV взлетели на 90% до 5,7 миллиона.

В прошлом месяце было продано около 2,2 миллиона автомобилей, что на 3% больше, чем год назад, но на 9,1% меньше, чем в ноябре. Продажи NEV подскочили на 35% до 640 000. BYD, SAIC-GM-Wuling Automobile и Tesla были тремя лидерами продаж — 234 598, 85 632 и 55 796 единиц соответственно.

По мнению CPCA, в этом году конкуренция между автопроизводителями обострится. Значительное снижение цен Tesla вызвало опасения по поводу ценовой войны, но генеральный секретарь CPCA Цуй Дуншу сказал, что китайские автопроизводители вряд ли последуют за американским гигантом по производству электромобилей, потому что рынок вялый перед предстоящим Праздником весны (китайский новый год).

«Цены на NEV падают быстрее, чем на топливные автомобили», — сказал Цуй. «Стоимость карбоната лития высока, но в последнее время появились признаки снижения».

«Автопроизводители, вероятно, выпустят новые модели и повысят конкурентоспособность своей продукции, чтобы скорректировать рынок в феврале или марте», — добавил он.

Технологии NEV совершенствуются гораздо быстрее, чем технологии топливных автомобилей, и EV имеют преимущество в виде быстро совершенствующихся батарей и интеллектуальных технологий, отметили в CPCA.

На втором и третьем месте по продажам после «АвтоВАЗа» расположились китайские Great Wall (бренды Haval и GW) и Geely

Статистика продаж автомобилей в Китае в 2023 году и лидеры продаж китайских автомобилей в России вторую неделю подряд

Продажи легковых автомобилей и LCV (лёгкий коммерческий автомобиль) в России в январе 2023 года снизились в годовом выражении на 63,1%, по сравнению с декабрем — на 49,3%, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Примерно половина рынка приходится на российский бренд Lada.

Согласно статистике АЕБ, в январе 2023 года в России было реализовано 32,499 тысячи автомобилей всех брендов (за исключением поквартально отчитывающихся немецких BMW и Mercedes-Benz, а также китайского Chery).

Более половины рынка в январе (без учета перечисленных выше марок) пришлось на российский бред Lada. Доля «АвтоВАЗа» выросла до 53,7% с 20,5% в январе 2022 года и 37,5% в декабре 2022 года. Столь высокий показатель доли является рекордным для «АвтоВАЗа» за всю новейшую историю РФ, пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе компании.

Про Chery:  Включая двигатель hawal f7

С учетом того, что на втором и третьем месте по продажам на российском рынке в январе оказались китайские Great Wall (бренды Haval и GW) и Geely с долями 14,8% и 10,8% соответственно, только на трех ведущих игроков пришлось около 80% месячного объема рынка легковых маши и LCV.

Помесячная статистика АЕБ, не включающая данные продаж BMW, Mercedes-Benz и Chery, сейчас представляет рыночную картину, которая в ряде аспектов значительно отличается от реальной. Тем не менее, эта статистика корректно отображает существующие тренды, в частности — тенденцию к распределению рынка между российскими и китайскими марками. Так, в ежемесячный топ-10 самых продаваемых моделей в РФ по версии АЕБ в январе впервые вошли исключительно Lada и «китайцы».

Январский пресс-релиз АЕБ также свидетельствует, что ряд прекративших деятельность в РФ автоконцернов распродали остатки автомобилей. Из наиболее крупных это, в частности, французская Renault, отразившая прочерк в графе о продажах через месяц после того, как свои «нули» показал японский Nissan — партнер Renault по альянсу, условия работы которого сейчас пересматриваются.

По подсчетам АО «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК) — совместное предприятие оператора ЭПТС (АО «Электронный паспорт») и аналитического агентства «Автостат», продажи новых только легковых автомобилей в РФ в январе были на уровне 45,231 тысячи штук (-47,4% г/г).

Методы формирования статистики авторынка у АЕБ и ППК различаются. АЕБ агрегирует данные дистрибьюторов об отгрузках автомобилей дилерам. ППК основывается на данных первичной регистрации машин в ГИБДД на основании данных ЭПТС, что позволяет «Автостату», в том числе, оценивать объемы так называемого «параллельного импорта». В сложившихся условиях АЕБ думает о корректировке подхода к формированию своей статистики.

Китайцы наступают: что ждет российский авторынок в 2023-м

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

экономика, авто, россия, китай, автоваз, iran khodro, lada vesta, hyundai genesis, volkswagen touareg, автомобили, автозапчасти, haval, chery tiggo, geely, hyundai solaris, hyundai creta, kia rio, mercedes, bmw (автомобиль), audi

Ценовая спираль

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за три квартала продажи новых и легких коммерческих автомобилей рухнули почти на 60 процентов. Прибавили лишь Lada (на 20 процентов) и популярные в России китайские автобренды.

Несмотря на просевший спрос, цены выросли в среднем на 20 процентов. Один из ключевых факторов — возросшая стоимость логистических услуг. «Сейчас таможенные процедуры проходят через Белоруссию и Казахстан, но что будет с логистическими хабами в новом году, пока предугадать невозможно. Ответственность третьих лиц за нарушение санкций будут ужесточать», — говорит Дмитрий Полунин, гендиректор тюнинг-ателье Larte Design.

Другая причина — нехватка автомобилей. Из-за ухода иностранных производителей на рынке сформировался дефицит в миллион авто. Пока его не компенсируют альтернативными моделями, предпосылок для снижения цен не будет, уверен Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Таким образом, опять все подорожает. «Европейцы» и «японцы» — из-за логистики и оплаты, а китайцы воспользуются ситуацией: сейчас их машины продаются на российском рынке успешнее, чем в самой КНР.

Lada и китайцы

Агрессивная экспансия китайских производителей — самый заметный тренд 2022-го. Они заняли почти 30 процентов рынка, а в этом году, по оценкам «ВТБ Лизинг», перешагнут отметку 40 процентов.

В приоритете у россиян будет бюджетный сегмент отечественного автопрома, преимущественно Lada, и китайские легковые автомобили — Chery, Haval, Geely.

АвтоВАЗ планирует в ближайшие месяцы вывести на рынок менее зависимые от импортных компонентов модели Lada Vesta и Niva. «Гибрид китайско-французского кроссовера — «Москвич» — по задумке станет конкурентом Hyundai Creta. Отечественных производителей должны поддержать высокие ввозные пошлины на новые и подержанные машины и продление программ льготного автокредитования и лизинга.

Однако у АвтоВАЗа пока проблемы в цепочках поставок, особенно это касается микросхем. Поэтому подорожание может оказаться выше, чем в целом по рынку, и составить 10-15 процентов. Тем более что спрос на российские модели увеличивается из-за выгодных цен на техобслуживание и комплектующие, уточняет Чернов.

Китайцы выведут на рынок и новые марки: седаны Chery Arizzo, Ora Lightning Cat, Tank. Эксперты не исключают появление суббрендов для российского рынка, таких как Chery Omoda.

Как отмечают в ГК «АвтоСпецЦентр», продажи некоторых китайских авто могут возрасти и за счет государственных программ льготного кредитования. Например, Haval Jolion с сентября 2022-го стал участником госпрограмм на покупку автомобилей «Первый» и «Семейный».

Однако, по мнению Андрея Ольховского, гендиректора ГК «Автодом», в итоге потребители не захотят так дорого платить за китайский автомобиль и снова начнут приобретать европейские, поставляемые по параллельному импорту.

Параллельный импорт и «экзотика»

Предложение постепенно наполняется параллельным импортом — это продукция европейских, корейских и американских компаний. Однако объемы ввоза пока невелики, к тому же обходятся слишком дорого.

Про Chery:  Автодом подписка на автомобиль

Транспортная логистика усложнилась, затраты на перевозки выросли, что напрямую отражается на цене машин.

«По параллельному импорту можно приобрести практически любую марку. Вопрос, через сколько посредников, а самое главное — сколько такой автомобиль будет стоить. Цены на бюджетные модели вполне способны приблизиться к премиум-сегменту», — считает Дмитрий Полунин.

«Появились некоторые экзотические модели, такие как Chevrolet Tracker и Groove, электрокар Volkswagen ID.6 и седан Volkswagen Bora. Вместо одних моделей стали завозить другие: Mitsubishi Outlander — Mitsubishi Xpander, Hyundai Creta — Hyundai Bayon, Toyota RAV4 — Toyota Rush. Однако есть недостатки: повышенная стоимость и особенность сборки. Например, автомобили из ОАЭ и Пакистана не адаптированы под нашу зиму», — поясняет Антон Кравцов, эксперт маркеплейса «Финмир».

Азиаты стучатся

Помимо производителей из КНР, на российский рынок стремятся зайти и другие компании. В их числе Iran Khodro. С 2006 по 2009 год этот производитель уже пытался продавать машины в России, но свернул бизнес из-за низкого спроса. Теперь вторая попытка. О старте поставок модели Iran Khodro Tara с начала 2023-го объявили еще в августе. А по сообщениям Ассоциации производителей запчастей, Иран и Россия подписали меморандум об экспорте автомобилей на 300 миллионов долларов.

К российскому рынку приглядывается и индийский автоконцерн Tata с кроссоверами Nexon и Harrier. Другие претенденты — Maruti Suzuki и Mahindra, чьи рамные внедорожники основаны на технических решениях SsangYong, купленного ранее индийцами.

«Кроме того, недавно иранская компания Saipa заявила о намерении наладить поставки седана Shahin и кроссовера Quik. Стоимость этих автомобилей может составить один миллион и 0,5 миллиона рублей соответственно, что делает иранцев конкурентами российских производителей», — указывает Чернов.

В «ВТБ Лизинг» больших перспектив у индийского и иранского автопрома на российском рынке пока не видят: cпрос на эту продукцию вряд ли достигнет экономически обоснованных объемов.

Автомобили с пробегом и кредиты

В условиях дефицита новых машин вырос спрос на подержанные — это еще одна из тенденций прошедшего года. Вместе с тем сокращается число объявлений о продаже ликвидных — не старше трех лет — и наиболее популярных на вторичном рынке Lada, Ford, Toyota, Renault, Volkswagen.

«Средняя стоимость машин с пробегом также увеличивается: к декабрю она выросла на 35 процентов, до 880 тысяч рублей. Несмотря на это, продажи поднялись на пять процентов по сравнению с октябрем, а в нашей компании — на 15», — рассказал Денис Мигаль, СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto. По его словам, интерес к таким автомобилям сохранится, так как поставки новых по прямым каналам будут по-прежнему невозможны, кроме ассортимента восточных стран.

Эксперты прогнозируют, что именно на авто с пробегом придется и основной объем автокредитов — уже сейчас их доля превышает 50 процентов. Согласно оценке ВТБ, по итогам 2022-го автозаймов выдадут на 676 миллиардов рублей. Однако, как отмечают в НБКИ, показатели кредитования так и не вернулись к значениям 2021 года и отстают от 2020-го на десять процентов.

«В условиях спада экономики из-за геополитической неопределенности можно ожидать стагнацию спроса на автокредиты как минимум в первом полугодии. И незначительный рост показателя во втором, если ситуация в экономике стабилизируется», — прогнозирует Ярослав Баджурак, коммерческий директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».

Что с запчастями

Стоимость оригинальных запчастей с начала 2022-го выросла примерно на 70-75 процентов — из-за нарушения логистических цепочек. Неоригинальные компоненты по той же причине подорожали к середине года более чем на 100 процентов. На данный момент цены немного снизились.

Осенью дилеры и автосервисы сообщали о нехватке лобовых cтекол, кузовных деталей, двигателей и расходников (масляных и топливных фильтров), а также о невозможности завезти в Россию электронные компоненты по параллельному импорту из-за угрозы санкций. Сейчас немного проще: компании наладили поставки через Турцию, Китай и ОАЭ. Но проблемы с запчастями по-прежнему есть — в основном в премиум-сегменте.

«Мы отмечаем недостаток комплектующих для Mercedes, BMW, Audi, Porsche, а также рост цен. Например, лобовые стекла для Mercedes продают по 300-500 тысяч рублей», — уточняет Денис Мигаль.

В дальнейшем стоимость запчастей напрямую будет зависеть от курса рубля, объемов поставок и рекомендуемых розничных цен производителей.

Дорого, богато

В прошлом году стоимость автомобилей китайских брендов в России выросла на 29–75%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Эксперты сравнили рекомендованные розничные цены на базовые комплектации автомобилей, которые действовали в январе прошлого года с ценами, установленными в начале 2023 года.

Сильнее всего (на 56–75%) подорожали Geely Coolray (с 1,47 млн до 2,3 млн рублей), Chery Tiggo 8 Pro (с 2 млн до 3,47 млн рублей) и Chery Tiggo 4 (с 1,14 млн до 2 млн рублей). На 920–950 тыс. рублей стали дороже Geely Atlas Pro и Chery Tiggo 8 (+50,4%), на 880 тыс. рублей увеличилась стоимость Chery Tiggo 7 Pro (+48,9%), а Geely Tugella подорожали на 1,28 млн рублей (+46,2%).

Про Chery:  Новый седан Geely с нетипичным дизайном

Меньше других (примерно на 30%) выросли цены на модели Haval. Так, минимальная стоимость кроссовера Jolion, ставшего самой популярной китайской моделью, за год увеличилась на 450 тыс. рублей — с 1,5 млн до 1,95 млн рублей. Летом, чтобы этот автомобиль попал в госпрограмму льготного автокредитования, российское представительство компании специально немного снизило на него цены. Кроссовер Haval F7 стал дороже на полмиллиона рублей, а внедорожник H9 подорожал почти на миллион.

Выбор невелик

Эксперты не видят ничего удивительного в росте стоимости китайских моделей. По их мнению, автопроизводители из КНР «действуют в рамках рынка». Подорожание коснулось всех машин, а не только автомобилей из этой страны, подчеркивают они.

— Та же Lada Vesta год назад стоила чуть меньше миллиона, а теперь за нее просят уже почти 1,2 млн рублей. И при этом машин у дилеров уже нет, — отметил Сергей Бургазлиев.

В нынешних условиях у покупателей вариантов выбора немного, констатирует эксперт. Они вынуждены либо покупать российские модели, лишенные ABS, ESP и подушек безопасности, либо искать подходящий автомобиль на вторичном рынке, либо приобретать машину китайского бренда. С учетом того что эти автомобили оснащены опциями, которых нет на отечественных машинах, всё больше людей выбирают именно третий вариант, считает Бургазлиев.

С ним согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Он подчеркивает, что в условиях ограниченного выбора автомобилей ассортимент китайских моделей позволит без особого труда подобрать покупателям приемлемый вариант.

— Немаловажно, что в отличие от машин, завезенных по параллельному импорту, китайские автопроизводители предлагают прозрачные условия гарантии и сервиса. При этом по своим характеристикам автомобили из КНР практически не уступают корейским и европейским моделям, а в некоторых случаях уже и превосходят их. Вполне логично, что покупатели всё чаще обращают свое внимание на автомобили с лейблом Made in China, — заявил он.

Захватить рынок

Несмотря на рост цен, китайские автопроизводители показали в прошлом году двукратное увеличение доли рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», если в 2021 году на бренды из КНР суммарно приходилось 7,5% всех проданных в нашей стране новых автомобилей, то по итогам прошлого года этот показатель увеличился до 19,4%. Причем по совокупным объемам продаж в России китайские автокомпании уступают своим конкурентам из Южной Кореи мизерный 0,1%.

Прошлый год стал рекордным для китайских автопроизводителей. Всего в нашей стране было продано почти 122 тыс. машин из Поднебесной. Причем во второй половине года китайские бренды постоянно занимали первые места в статистике продаж, уступая в количестве реализованных машин только АвтоВАЗу.

Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту Яньтай на востоке Китая

Одновременно с увеличением объемов продаж китайские бренды активно выводят на рынок новые модели, а также наращивают количество дилерских центров в России. В прошлом году на фоне закрытия ряда автосалонов европейских, корейских, японских и американских марок в нашей стране появилось почти 500 новых автосалонов по продаже автомобилей из КНР. Лидерами стали бренд Omoda (+108 дилерских центров) и марка Exeed, открывшая 102 новых точки продаж и обслуживания.

По мнению экспертов, в нынешнем году автопроизводители из КНР без труда обойдут по объемам продаж корейские бренды. Их доля к концу года может достигнуть 30%, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Китайские компании уже несколько лет очень активно ведут себя на российском рынке. В прошлом году фактически только фирмы из Поднебесной обеспечивали бесперебойные поставки автомобилей на наш рынок. Как результат — заметное увеличение доли рынка в целом и рост продаж у ряда брендов на фоне общего снижения объемов рынка, — заявил он «Известиям».

Еще более оптимистичный прогноз дает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, китайским автопроизводителям, с учетом новых проектов по производству машин, вполне под силу в течение года довести свою долю на российском рынке до 35–40%.

Вспомнить былое

Помимо сравнения нынешних и прошлогодних цен на китайские модели, в НАПИ проанализировали и среднюю стоимость (по состоянию на январь 2022 года) моделей компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою работу.

По цене, которую сейчас просят за Geely Atlas Pro (2,75 млн рублей), год назад можно было приобрести Toyota RAV4, отмечают в НАПИ. Прошлогодняя средняя цена на Kia Sportage (2,3 млн рублей) практически сравнялась с нынешней стоимостью Haval F7. За 4–4,2 млн рублей, которые сейчас просят за Haval H9 и Geely Tugella, год назад можно было приобрести Hyundai Palisade или Mercedes-Benz GLB, следует из анализа агентства промышленной информации.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий