14 октября 2014, 16:22
Китайский автоконцерн определился с местом для завода
Самый продаваемый китайский бренд в России Lifan построит в Липецкой
области завод мощностью 60 тыс. автомобилей. Липецк был выбран из-за «интересных
условиям по льготам и логистике», а также договоренностей со смежниками, в том числе
НЛМК. Пока доля Lifan на российском рынке не достигает и 1%, продажи бренда падают
вслед за рынком, но собранные в РФ машины компания планирует не только продавать
внутри страны, но и экспортировать.
Китайский автопроизводитель Lifan, в сентябре объявивший о планах
строительства в России завода мощностью 60 тыс. машин в год, определился с площадкой.
Завод будет построен в Липецкой области на территории ОЭЗ «Липецк», соглашение об
этом подписали вчера глава Lifan Industry Инь Миншань и губернатор области Олег
Королев. Гендиректор Lifan Motors Rus Сунь Цзэцзюнь пояснил “Ъ”, что Липецкая область
оказалась «наилучшим вариантом», учитывая логистику, кадры и прочие факторы. Резиденты
ОЭЗ освобождены от налогов на имущество и транспорт на десять лет, здесь действует
режим свободной таможенной зоны, есть льготы и по налогу на прибыль.
Первый вице-губернатор Липецкой области Юрий Божко пояснил “Ъ”,
что при выборе площадки Lifan консультировала Deloitte & Touch. По его словам,
изучались также Калуга и Ярославль. Источник в правительстве Калужской области рассказал
“Ъ”, что китайцев в их регионе «не устроила сложная логистика». Еще одним преимуществом
липецкой ОЭЗ местные чиновники называют смежников. «НЛМК пообещала Lifan специальную
цену на продукцию, рядом работает японский производитель шин Yokohama, в ОЭЗ есть
завод PPG Industries Group — крупнейшего производителя автокраски»,— пояснил глава
ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев. В НЛМК говорят, что диалог между компаниями идет, но
договоренности еще нет.
Инвестпланы Lifan сохранила — на первом этапе в завод будет вложено
$150 млн. Затем планируются расширение мощностей до 100 тыс. машин в год и строительство
завода двигателей, на которое потребуется еще $150 млн. Сейчас пять моделей Lifan
(кроссовер Х60, седаны Cebrium, Solano, Celliya и хэтчбек Smily) выпускают на черкесском
Derways. Сунь Цзэцзюнь пояснил “Ъ”, что после запуска завода Lifan продолжит собирать
ряд моделей на Derways. Сейчас Derways покрывает спрос на Lifan в России: за январь—сентябрь
продажи бренда упали на 18%, до 15,8 тыс. машин, доля Lifan на рынке РФ — 0,9%.
Но Lifan намерена поставлять продукцию и в Белоруссию, Казахстан и СНГ. Господин
Сунь не исключил выхода на рынок Восточной Европы.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что Lifan необходима
высокая локализация в РФ, поскольку «импортировать намного дороже». Он считает,
что Lifan может начать экспорт в страны СНГ, но это будут незначительные объемы,
как и у других иностранных производителей, ведущих сборку в России.
Яна Циноева, Анатолий Джумайло; Всеволод Инютин, Воронеж, ИД
«Коммерсантъ»
Завод в Липецке
Между автостроителей распространяется паника, многие начинают частично сворачивать свои производства на территории России. Другие просто убегают с рынка, который еще полгода тому назад был лояльным. Исключением стал Lifan, который мало того, что не снизил объемы производства, так еще и собирается строить современный автомобильный завод на территории Липецка.
Кризис и автомобилестроение
Абсолютно каждый производитель автомобилей с уверенностью скажет, что очень сложно во время затянувшегося кризиса, просто так взять и построить завод полного цикла абсолютно с нуля. Но китайский производитель должен инвестировать 300 миллионов долларов, на начальном этапе строительства, плюс планируется несколько больших инвестиций на потребности завода.
В идеале планируется построить еще и отдельный завод, который будет выпускать только двигатели. Кроме того, с недавнего времени российский рынок автомобилей все чаще обращает свое внимание на китайские авто, что на руку производителю из Поднебесной. А вся причина в том, что Лифан предлагает автомобили с отличным отношением цена-качество, кроме того большое количество точек послепродажного сервиса.
Производитель отлично понимает, что ему есть, еще, куда расти ведь пока его продукция, является компромиссом между дорогой европейской иномаркой и общественным транспортом. Финансисты имеют отличный тезис: инвестирование во время спада. Вся суть таких инвестиций заключается в том, что вся экономика в целом имеет тенденцию развиваться циклическим образом, а за любым падением всегда будет подъем.
Почему именно Липецк?
Инвестировать во время кризиса всегда дешевле: льготы от государства, большое количество дисконтов от поставщиков. Липецк был выбран китайским производителем не просто так. Это зона с особой экономикой, лишенная большого количества таможенных пошлин. Резидентов тут освобождают от имущественного и транспортного налогов на целых 5 лет. Такое место просто создано для инвесторов! В Липецке особая экономичная зона создана еще в далеком 2005 году.
За десять лет своего существования, она успела притянуть к себе инвестиций в общую сумму более 131 миллиарда рублей. Завод по производству автомобилей Лифан – станет первым производством такого типа на территории этой экономичной зоны.
Черкесск против Липецка? Или вместе с ним?
На заводе Derways, который находится в Черкесске, Лифан уже наладил локальное производство седанов CEBRIUM и кросовверов Х50 и Х60. Китайский производитель утверждает, что его партнерство с черкасским заводом никак не повлияет на Липецкий завод.
На новом заводе планируется выпускать новые модели автомобилей, а за Derways останется производство старых. Новинкой на Липецком заводе станет современный конвейер, мощность которого составляет около 60 тысяч автомобилей. Выпущенные на новом заводе машины, планируется продавать как российском рынке, так и импортировать за рубеж. Старый завод Derways не осилит такие большие обороты.
Китайский производитель говорит о том, что он готов вести диалог локальными поставщиками. Например, китайцам может приглянуться продукция металлургического комбината и ряд предприятий производящих комплектующие запчасти для автомобилей. Обещать можно многое, к тому же заложение символического первого камня на месте будущего автомобильного завода никак не начало строительства.
Кроме того давать прогнозы относительно рынка, находящегося в полуживом состоянии, то же самое что и гадать на кофейной гуще, где будущего не могут знать ни многочисленные компании, ни даже само Правительство. Китайскому производителю не идет на пользу снижение продаж автомобилей его производства, которое почти в два раза превышает общий спад по рынку автомобилей.
Но благодаря современным высокотехнологическим заводам Лифана и его хорошего руководства, на протяжении пяти лет лидирует среди всех китайских производителей на российском рынке. В 2017 году с запуском конвейера будет ясно, сыграла ставка китайцев или нет.
Продажи автомобилей Lifan завершились в России. Об этом говорят результаты компании в первые три месяца и отсутствие предложений о продаже новых машин.
Какой след Lifan оставляет в России
Сразу оговоримся: Lifan давно и планомерно терял позиции, которые компания некогда заняла на российском рынке. Марка пришла в РФ еще в 2000-е годы и постепенно стала лидером китайского сегмента. Рекорд был установлен в 2013 году, когда объем реализации превысил 23 тысячи экземпляров. В 2014-2018-е годы именно Lifan продавал у нас больше всего китайских автомобилей. В итоге, как мы недавно писали, парк бренда в РФ составляет сейчас свыше 154 тысяч машин. Больше только у Chery и Geely.
Очевидно, что драйвером для марки стала ее стратегия – продажа доступных седанов и кроссоверов. Основную часть из них выпускали на заводе Derways в Черкесске. «Паркетник» X60 разошелся тиражом 54 тысячи штук, «четырехдверка» Solano – 51,5 тысячи. Могло быть и больше, построй Lifan завод в Липецке. Котлован под этот объект торжественно открыли в 2015 году, но почти сразу площадка была заморожена. В компании объясняли это резким сокращением прибыли из-за девальвации рубля в 2014-м и обещали вернуться к разговору позже. По слухам, выпускать машины с парусниками на логотипе планировали и на заводе Haval под Тулой. Но в этом проекте все ограничилось лишь разговорами.
Начиная с 2016 года продажи автомобилей Lifan в России стали последовательно снижаться. Производство остановилось, дилерские запасы заканчивались, а сертифицировать модели заново для ввоза их из Китая в компании не спешили. За исключением партии кроссоверов X70. Как следствие — в 2021-м общий результат составил 617 единиц. И все это – на фоне процедуры банкротства головной компании в Китае. К слову, в Поднебесной бренд в итоге под опеку взяла Geely, и теперь Lifan выпускает там бюджетные электрокары. Впрочем, прямого отношения к российскому рынку эту информация не имеет. Мы несколько раз писали о том, что запасы машин у дилеров становятся меньше, да и сами автосалоны Lifan найти все сложнее. И раз за разом представители марки эту информацию опровергали. Но теперь, во-первых, факты практически неоспоримы, а во-вторых, их просто некому опровергать.
Ноль регистраций в 2022 году
По статистике, которую предоставляют Ассоциации европейского бизнеса сами участники рынка, в 2022 году марка продала лишь 8 машин. В январе было реализовано 3 кроссовера X60 и один седан Solano. В феврале – по два экземпляра этих моделей. А в марте у Lifan и вовсе остался ноль. Между тем, по данным о регистрациях транспортных средств, которые нам предоставила компания «Автостат Инфо», в 2022-м на учет в ГИБДД автомобили Lifan вообще не ставили. А в Сети нет ни одного объявления о продажах новых «Лифанов».
Отметим, что ни одной регистрации, по данным «Автостат Инфо», нет в 2022 году и у трех других китайских брендов – Brilliance, Zotye и Foton, хотя в статистике АЕБ у них значатся 6 продаж на троих. Однако в этом случае иллюзий или сомнений у нас давно нет. Представители двух первых марок и сами подтверждали «Китайским автомобилям» что-то вроде перехода в режим ожидания. А о прекращении работы Foton в сегменте легковушек мы сообщали еще в августе 2021-го.
Остается надеяться, что места прекративших продажи компаний оперативно займут другие, более жизнеспособные бренды.
Для инноваций и инвестиций
ОЭЗ «Липецк» — лучшая особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России. Наши площадки полностью оснащены необходимой инфраструктурой и находятся в выгодных логистических местоположениях. Партнеры ОЭЗ «Липецк» — крупнейшие мировые компании, лидеры в своей сфере деятельности. Наша миссия – развитие Липецкой области и создание всех необходимых возможностей для роста инновационных, высокотехнологичных производств.
Налоговые для резидентов
Налог на прибыль
на 5 лет
Налог на имущество, транспорт и землю
ОЭЗ «Липецк» предлагает своим партнерам детально продуманную систему поддержки инвестиций. Мы помогаем резидентам вести выгодную инвестиционную деятельность для получения дохода и преумножения капитала. Перейдите в раздел «Инвестору», чтобы узнать подробнее.
На ОЭЗ «Липецк»
Один из факторов нашего успеха – сплоченная команда профессионалов высокого уровня. Мы не только работаем над повышением собственной квалификации. Мы помогаем нашим резидентам в решении кадровых вопросов. На предприятиях ОЭЗ «Липецк» регулярно открываются вакансии как для опытных специалистов, так и для тех, кто только начинает свою карьеру.
Решение о создании ОЭЗ «Липецк» было принято Правительством РФ в 2005 году. Конкурсная комиссия от Минэкономразвития рассмотрела более 40 заявок от регионов со всей страны. Для строительства особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Липецкой области были все предпосылки – расположение в центре европейской части России, благоприятный инвестиционный климат и высокий экономический потенциал. Первые резиденты появились в ОЭЗ «Липецк» в 2007 году.