Электромобили в россии производство

Электромобили в россии производство

Россия начинает строить собственные электромобили с отечественными аккумуляторами

«Автотор» совместно с Минпромторга и Росатомом собирается локализовать в России производство электромобилей. Они будут собираться в Калининграде и комплектоваться аккумуляторами российской сборки. Выпуск первой партии назначен на 2023 г., а полностью завершить процесс локализации планируется к 2030 г.

России нужны отечественные электромобили

Холдинг «Автотор» начал готовиться к выпуску пилотной партии электромобилей с аккумуляторами российского производства. По информации российского Минпромторга, конвейер калининградского холдинга будет запущен в 2023 г. Более точная дата не установлена.

Как пишет ТАСС, выпуском батарей для будущих электромобилей займется отечественная компания «Рэнера». Она входит в топливную компанию «ТВЭЛ», подконтрольную «Росатому». Это станет одним из первых этапов по полной локализации производства электромобилей на территории России. Завершить этот процесс «Автотор» планирует не позднее 2030 г.

Возможно, через несколько лет россияне пересядут на электромобили с надписью «Сделано в России»

Следует отметить, что на фоне спецоперации в ЛНР и ДНР Россия попала под многочисленные санкции со стороны иностранных государств, преимущественно западных. В число ограничений со стороны США вошел запрет на поставки в Россию электромобилей. Американская Tesla является одним из ключевых игроков на международном рынке электромобилей, но в России свое представительство она так и не открыла. Между тем, ее Model S, Model 3 и Model X в сравнительно больших количествах встречаются на российских дорогах.

На уровне государства

План по локализации производства электрокаров в Калининградской области – это часть соглашения, подписанного 17 марта 2022 г. Минпромторгом, «Росатомом» и «Автотором», а также правительством Калининградской области. Оно подразумевает взаимодействие всех участвующих в нем сторон в развитии экологического транспорта на территории области.

Соглашение включает, помимо прочего, организацию выпуска и электромобилей, и их системы питания – российских тяговых аккумуляторов, их модулей и ячеек.

По информации Минпромторга, план будет реализован в три основных этапа. Первый – это упомянутое пилотное производство электрокаров в 2023 г., и в него же входит освоение производства зарядных станций.

Санкционная (теперь уже) Tesla Model S на российских дорогах

Второй этап рассчитан до 2025 г. За это время необходимо будет заняться расширением модельного ряда выпускаемых электромобилей, а также локализацией его комплектующих.

Наконец, третий этап (до 2030 г.), подразумевает наращивание объема выпуска электротранспорта. Попутно участники соглашения должны будут полностью локализовать производство электромобилей.

Данное соглашение был подписано с целью реализации Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России до 2030 г.

«Росатом» готов действовать

Подконтрольная «Росатому» компания «Рэнера» уже заявила о планах по реализации своих задач, прописанных в условиях соглашения. В частности, она намерена возвести на территории Калининградской области завод, где будет заниматься производством литий-ионных ячеек и полноценных аккумуляторных батарей для электрокаров «Автотора».

Доклады, мозговой штурм и кейс-батл: как прошел слет группы Т1

Где именно будет построен завод, когда начнется его строительство – информации нет. Однако уже известно, что он должен заработать в 2025 г. и выйти на суммарную выпускаемую мощность в пределах 4 ГВтч в год.

По прогнозам Минпромторга, российские аккумуляторы, которые «Рэнера» планирует собирать на своем будущем калининградском заводе, будут использоваться далеко не только в электротранспорте. «Литий-ионные батареи российского предприятия найдут применение в электробусах, электромобилях, спецтехнике. Также предприятие будет производить стационарные системы накопления энергии, применяемые в электросетевом комплексе и на промышленных предприятиях для обеспечения бесперебойного питания и покрытия пиков нагрузки», – сообщили представители министерства.

Дальше планов дело не движется

В России очень многие компании и концерны, в том числе и с госучастием, намерены наладить выпуск отечественных электромобилей. Однако на середину марта 2022 г. серийно выпускаемого российского легкового автомобиля не существовало.

В сторону легковых электрокаров смотрит, в частности, автозавод «КамАЗ». Автомобиль под названием «Кама-1», по размерам и пропорциям подозрительно напоминающий «Оку», был готов к производству еще в ноябре 2020 г. и должен был поступить в продажу в 2021 г. Однако в январе 2022 г. его выпуск был перенесен на 2024-2025 гг.

В декабре 2021 г. о планах по выпуску электрического полноразмерного 4,5-метрового кроссовера заявил концерн «Алмаз-Антей», специализирующийся на выпуске военной техники, в частности, систем ПВО и ПРО, и на 100% принадлежащий государству. Для него это будет первый электромобиль и в целом первая машина гражданского назначения. Сроки начала производства не назначены.

Пан или пропал: как коммуникации с сотрудниками спасают бизнес в условиях нехватки кадров

В ноябре 2021 г. CNews писал, что над своим новым электрокаром работает концерн «Калашников», производитель оружия. У него уже есть опыт в разработке машин на электротяге, но комфортными и вместительными их назвать никак нельзя. К тому же, вместо привычных четырех колес электромобиль «Калашникова» оснащается лишь тремя.

Современный электромобиль в понимании «Калашникова»

Разработку собственных электромобилей ведут и менее крупные компании, например, ZETTA (Zero Emission Terra Transport Asset, «Транспортный актив с нулевым выбросом»). Она на протяжении многих лет трудится над трехдверным электромобилем City Modul 1, который пока еще не поступил в продажу. CNews рассказывал о нем в начале сентября 2020 г.

С другой стороны, в России есть отечественный коммерческий электротранспорт. Еще в конце сентября 2020 г. завод ГАЗ собрал первые экземпляры коммерческого электромобиля GAZelle e-NN.

Россияне получили возможность купить российский электрический кроссовер Evolute i-JOY, выпущенный в Липецке компанией «Моторинвест». С учетом всех субсидий он обойдется почти в 2,6 млн руб. в комплекте с батареей на более чем 400 километров пути и возможностью зарядки от обычной розетки. В основе Evolute i-JOY лежит китайский автомобиль Dongfeng Fengon E3. Сборка Evolute i-JOY осуществляется в Липецкой области.

Evolute пришел в народ

В России стартовали продажи электромобиля Evolute i-JOY, сообщила компания «Моторинвест», развивающая данный проект. Evolute позиционируется как полностью российский бренд, но на деле это автомобили китайской марки Dongfeng с новыми шильдиками на кузове.

Так, Evolute i-JOY – это российский вариант машины Dongfeng Fengon E3. Творение «Моторинвест» i-JOY представляет собой кроссовер – это в настоящее время самый популярный в России форм-фактор. Он стал первым электрокаром новой линейки, добравшимся не только до конвейера, но и до дилерских центров.

Последних в России, тем не менее, пока совсем немного – всего семь на всю страну. Купить Evolute i-JOY на момент публикации материала можно было в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Симферополе. В планы «Моторинвеста» входит открытие дилерских центров в Ростове-на-дону и Сочи, но сроки в компании не уточняют.

Российский электрокроссовер в ярко-красном исполнении

На старте продаж Evolute i-JOY был доступен в единственной комплектации и в четырех расцветках кузова – черный, красный и синий металлик, а также белый неметаллик. Стоит автомобиль 3,49 млн руб., но госсубсидия позволит купить его за 2,565 млн руб.

Цена включает панорамную крышу со сдвижной секцией, колесные диски 18 диаметра, электропривод и обогрев зеркал заднего вида, регулировку руля по высоте (регулировка по вылету не упомянута), а также подогрев заднего стекла, электростеклоподъемники и обычную галогеновую оптику. Опционально можно докупить автономный отопитель салона.

Гарантия на автомобиль – три года или 100 тыс. км пробега в зависимости от того, что наступит быстрее.

Основные характеристики

Evolute i-JOY – это кроссовер размерами 4385х1850х1650 мм в длину, ширину и высоту соответственно. Клиренс составляет 180 мм, снаряженная масса – 1765 кг, полная масса – 2065 кг.

Мощность электромотора в i-JOY составляет 163 л. с. при крутящем моменте 195 Нм, работает от батареи емкостью 53 кВтч. Заявленная максимальная скорость – 155 км/ч. По разгону новый электромобиль не отличается от среднебюджетных кроссоверов с ДВС – 8,9 секунды до 100 км. Запас хода – до 407 километров на одном заряде.

По своим габаритам i-JOY не уступает классическим среднеразмерным кроссоверам с ДВС

Зарядка батареи реализована посредством распространенного разъема CCS Combo Type 2. Заряжаться можно от зарядных станций, которых в России почти нет (1600 на всю страну на июль 2022 г., статистика «Московского комсомольца) и обычной розетки 220 В. Необходимый для этого кабель входит в комплект поставки.

Что еще есть в автомобиле

Производителем заявлено наличие в Evolute i-JOY камер кругового обзора, электронного ручника, датчиков давления в шинах и четырех подушек безопасности – по две фронтальных и передних боковых. Они дополнены двумя боковыми шторками безопасности.

Александр Грицай, Forecast NOW: Как сделать продукт для управления запасами лучше, чем у многомиллиардных ИТ-корпораций?

Багажник имеет штатный объем 535 литров, расширяемый до 1225 литров путем складывания заднего ряда сидений. Для помощи водителю предусмотрены передние и задние парктроники, а также системы: стабилизации курсовой устойчивости (ESC); предупреждения о фронтальном столкновении (ADAS); помощи при экстренном торможении(EBA/BAS/BA); помощи на спуске (HDC); помощи при трогании на подъем (HAC).

Двигатель имеет три базовых режима работы – ECO (экономия заряда и плавное ускорение), Normal (универсальный режим движения для города и трассы) и Sport. Последний активирует резкую реакцию на педаль газа и быстрое ускорение.

Evolute i-JOY во время презентации в сентябре 2022 года в Москве

Дополнительно предусмотрена система рекуперации энергии, позволяющая пополнять заряд АКБ при движении накатом.

Один за всех

Впервые о планах «Моторинвеста» выпустить электромобили Evolute стало известно в марте 2022 г., когда из России один за одним стали уходить мировые автогиганты. Как сообщал CNews, компания собирается вложить в этот проект более 13 млрд руб. в течение 11 лет.

«Первая Портовая Компания» поделилась опытом внедрения российской ERP

Производство Evolute налажено в Липецкой области. Поначалу планировалось, что серия будет состоять из шести моделей, но к сентябрю 2022 г., когда их впервые показали вживую, в линейке осталось лишь три машины. Это седан i-PRO (китайский Dongfeng Aeolus E70), кроссовер i-JOY (в Китае – Dongfeng Fengon E3), и кросс-купе i-JET – «китаец» DFSK Seres 5.

Основная линейка автомобилей Evolute

В середине октября 2022 г. стало известно, что «Моторинвест» намеревается производить по 10-15 тыс. электрокаров Evolute ежегодно. На тот момент «Моторинвест» подписала контракты с 12 дилерами, но спустя месяц двери своих салонов открыли лишь семь из них.

Когда в продажу поступят седан i-PRO и кросс-купе i-JET, в компании «Моторинвест» не уточняют. Их стоимость на момент публикации материала оставалась неизвестной.

История электротранспорта в России

Вопреки популярному мнению, что электромобили – это что-то новое, они существуют уже много лет. Так, первые электрокары появились в России еще в конце XIX века, когда инженер Ипполит Романов представил двухместный и четырехместный электромобили, а также омнибусы на 10 и 17 человек. Правда, они так и не были запущены в массовое производство.

Электромобиль Ипполита Романова

В СССР первые электромобили начали производить в 1947 году: это были небольшие почтовые фургоны. Среди самых известных электрокаров этого периода можно назвать УАЗ-450ЭМ, разработанный для обслуживания аэропортов, и микроавтобус РАФ-2910, предназначенный для перевозки судей во время Олимпиады-80 на соревнованиях по спортивной ходьбе и марафонскому бегу. У последнего также была модификация на солнечных батареях: так называемый “солнцемобиль” для южных регионов Союза.

В постсоветское время эксперименты с электромобилями продолжились. Lada Эллада на базе Калины была выпущена в количестве 100 экземпляров, которые удалось распродать с большим трудом. Много шума наделал Ё-мобиль, в итоге оказавшийся удачным пиар-ходом Михаила Прохорова.

Про Chery:  Лучшие китайские автомобили 2023 года в России

В 2021 году Правительством РФ была принята программа развития электротранспорта в России, которая предусматривает, что к 2030 году каждый десятый российский автомобиль будет электрическим. Программа предполагает не только финансирование производства и инфраструктуры, но и выделение субсидий на покупку электромобилей.

Электромобили “сделано в России”

Серийное производство легковых электромобилей в России только зарождается. С электрогрузовиками ситуация обстоит чуть лучше.

Легковые электрокары

26 октября 2022 стартовали продажи первого отечественного серийного легкового электрокара Evolute I-Pro. Электромобиль Evolute i-Pro, производимый в Липецке на заводе “Моторинвест”, представляет собой перелицованный китайский электрокар Dongfeng Aeolus E70.

Модель оснащена 150-сильным электромотором, передним приводом и батареей емкостью 53 кВт. Запас хода без подзарядки составляет 433 км. До 100 км/ч электрокар разгоняется за 9,5 с, а его максимальная скорость равна 145 км/ч.

До конца года с конвейера производителя должны сойти также электрический кроссовер I-Joy и минивэн I-Van. Стоимость седана  — около 3 млн рублей, но с учетом субсидии от Минпромторга  — чуть более 2 млн.

Кроме того, сейчас открыт предзаказ на люксовые электромобили отечественного производства “Монарх” S200 или S400.

Электрогрузовики

MOSKVA. Компания Drive Electro разработала электрогрузовик средней тоннажности, полная масса которого составляет 9,5 т. Запас хода MOSKVA — 200 км, максимальная скорость — 110 км/ч. Автомобиль абсолютно бесшумный и хорошо приспособлен к российскому климату. Он подходит для использования в мегаполисе, а также для пригородных перевозок. Drive Electro уже анонсировала строительство собственного завода для серийного производства транспорта, а первый электрогрузовик MOSKVA уже передан розничной сети “Магнит”.

КАМАЗ Чистогор. Электро­грузомобиль EVM ECO на базе УАЗ готовится к производству. Модель выйдет в серию в 2023 году, уже можно оформить предзаказ.

Газель Next Electro. Модель вышла в серийный выпуск в 2017 году в трех модификациях: трехместная, пятиместная и мини-электробус. Кроме того, ГАЗ приступил к мелкосерийному выпуску электрической версии фургона Газель — GAZelle e-NN. В октябре прошлого года “Почте России” передали для тестирования GAZelle e-NN в единственном экземпляре, а до того, в июле, несколько электромобилей протестировали на маршруте в Нижнем Новгороде.

Пока в продаже в России представлены по большей степени электромобили класса люкс. Также в РФ можно купить китайские и корейские электрокары.

Общественный транспорт и такси

Наиболее развитая сфера, в которой применяются машины с электродвигателями – это общественный транспорт и такси. И речь не только о привычных трамваях, троллейбусах и поездах метро.

Сейчас в России активно внедряют электробусы – они уже пришли на замену троллейбусам и курсируют по 72 маршрутам Москвы. По планам к 2030 году весь парк “Мосгортранса” будет переведен на электроприводы. Без подзарядки электробус может проехать 2-3 полных круга по маршруту. Зарядочные станции располагаются в автобусных парках и на конечных остановках по пути следования.

В Москве пассажиров перевозят отечественные электробусы КАМАЗ-6282 и увеличенная модель-гармошка КАМАЗ-6292, а также ЛИАЗ-6274, готовые к суровой русской зиме. Кроме того, с 2020 года посетителей ВДНХ по круговому маршруту возит ГАЗель Next Electro 7720.

Северная столица России является также и троллейбусной столицей. С конца 2017 года в Петербурге начали курсировать электробусы с динамической зарядкой. На самом деле, это внешне привычные троллейбусы, но с аккумуляторными батареями, которые позволяют проезжать без подключения к контактной сети не менее 7,5 км. Аккумуляторы получают питание во время движения электробуса в режиме “классического” троллейбуса с поднятыми рогами-токоприемниками.

Кроме того, в Петербурге существует один маршрут, который обслуживается электробусами Volgabus с запасом хода в 240 км и системой рекуперации энергии (во время торможения энергия трения передается аккумуляторной батарее). Этим моделям не требуется такая частая зарядка, как московским электробусам.

Электротакси

Электромобили в крупных таксопарках начали появляться еще в 2015 году, но это было скорее экзотикой и своего рода аттракционом. В 2021 году в Краснодаре и Сочи открылись первые пилотные электротаксопарки под управлением ИТ-платформы Electro.cars.

В Краснодаре таксопарк состоит из 10 электромобилей Jac и пяти быстрых электрозарядных станций. В Сочи электротакси работают на базе машин Tesla Model 3, а также имеют четыре быстрых электрозарядных станций.

Сейчас первые в Европе беспилотные электротакси от Яндекса перевозят пассажиров в Иннополисе. В тестовой зоне есть пять точек посадки и высадки пассажиров, расположенные рядом с ключевыми городскими объектами. Вызвать беспилотное такси могут взрослые люди, давшие согласие на участие в тестировании через приложение Яндекс Go.

Беспилотное такси Яндекса

В Москве Яндекс приглашает поучаствовать в проекте потенциальных пассажиров беспилотного такси в районе Ясенево, а также в Сколково.

Бизнес и электромобили

Электрокары в России — это еще и способ выделиться среди конкурентов, а также продемонстрировать свою принадлежность к классу luxe. Например, флагманские отели предлагают постояльцам услугу трансфера на электромобилях.

В отеле Wawelberg в Санкт-Петербурге гости могут выбрать между Tesla MODEL X и Mercedes EQS

Как мы уже писали, “Магнит” тестирует доставку продуктов из распределительного центра в магазины Москвы на электрогрузовике Moskva. А в Сочи закупленные первым электротаксопарком одноместные Renault Twizy планируется использовать для доставки еды.

Каршеринг

Еще одна сфера, где все чаще можно встретить электромобили. Службы каршеринга еще несколько лет назад начали предлагать их в аренду.

Первый электрокар в каршеринге в России появился у Яндекс Драйв в Москве. Это был Nissan Leaf второго поколения. Заказать его можно и сейчас по специальному тарифу “Молния”.

“Делимобиль” предлагает клиентам в Петербурге, Москве и Казани авто Tesla Model 3. Автопарк “Ситидрайв” включает три модели Tesla, а также две — от Volkswagen, причем не только в Москве. В Петербурге доступны Tesla Model 3 и Model Y, а в Сочи — Model 3.

Во Владивостоке работает каршеринг Green Crab, предлагающий взять в аренду китайские хэтчбеки JAC iEV7s.

Кик-шеринг (аренда электросамокатов)

Для жителей мегаполисов электросамокат  — решение многих проблем. Он экономит время, позволяя объехать пробки, стоит гораздо дешевле такси (4-6 рублей в минуту). Да и передвигаться в городе на самокате бывает легче, чем на автомобилях с ДВС.

На данный момент в России работают около 50 компаний по аренде электросамокатов в 90 городах, суммарно они сдают в прокат около 100 тысяч самокатов. Самыми крупными являются Whoosh и Urent, с прошлого года к ним присоединился Яндекс.

По данным кик-шеринговых сервисов, до 85% клиентов арендуют самокаты для передвижения по городу. Поскольку электросамокаты становятся все более и более популярными, в ПДД были внесены изменения – советуем с ними ознакомиться.

Сеть зарядных станций в РФ

Согласно Минэнерго, на данный момент в России установлено примерно 1600 зарегистрированных ЭЗС (электрозарядных станций). Большинство из них находится в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Согласно концепции развития электротранспорта, в стране должно появиться не менее 10 тысяч новых зарядных станций до 2024 года.

Уже до конца этого года ЭЗС должны установить в Краснодарском крае, Республике Крым, Севастополе и других регионах, а также на федеральной трассе М-4 “Дон”. В 2023 году станций заметно прибавится и в других субъектах РФ.

Установкой ЭЗС занимаются как государственные компании (ПАО “Русгидро”, ПАО “Россети”), так и частные, например, ZEVS.

Супербыстрая зарядная станция ZEVS в Санкт-Петербурге

Кстати, в Сколково еще 7 лет назад появилась первая в России супербыстрая зарядная станция Tesla Supercharger, которая способна полностью зарядить аккумулятор Tesla за 75 минут. Зарядка до 55% (270 км хода) занимает всего полчаса. Причем на тот момент она была чуть ли не первым в мире местом с разными типами терминалов: один рассчитан на зарядку электромобилей с американским типом разъема, а два других — европейские.

Сейчас ЭЗС чаще всего располагаются на парковках торговых центров, у офисов крупных предприятий, однако в будущем предполагается расширить сеть зарядных станций в спальных районах.

Кстати, в приложении 2Chargers можно найти на карте ЭЗС нужного типа и узнать, есть ли на ближайшей станции свободные места, сколько стоит зарядка, возможно ли забронировать время.

Концепт-кары

Отечественные автопроизводители регулярно представляют новые концепт-кары (“идейные автомобили”), то есть прототипы будущих серийных электрокаров.

КАМА-2

Переднеприводный электрокроссовер от КАМАЗа планируют оснащать батареей емкостью 70 кВт·ч, что обеспечит запас хода от 300 до 500 км. За дизайн будет отвечать некая итальянская фирма, название которой пока держится в секрете, внешне будущий кроссовер напоминает BMW i3 благодаря дверям, распахивающимся в разные стороны.

Однако официальных фотографий нового электромобиля пока нет — только перечень характеристик.

E-Neva

Кроссовер от АО “Обуховский завод” (входит в оборонное предприятие “Алмаз-Антей”) получит две основные модификации. Первая — обычный гибрид, способный проезжать на одной заправке до 1000 км, вторая — подключаемый гибрид с тяговой аккумуляторной батареей емкостью 70 кВтч и запасом хода 810 км.

В обоих случаях гибрид сможет ускоряться до «сотни» за 8,5 с, а его максимальная скорость составит 180 км/час. Производство планируется наладить к 2024 году.

CV-1

Концерн “Калашников” представил концепт-электрокар на базе модели Иж “Комби”. Номинальная мощность новинки — 220 кВт (300 л.с.), пиковая — 500 кВт (680 л.с.). Запас хода автомобиля составляет 350 км. Емкость батареи — 90 кВтч.

На прототипе будет тестироваться ряд систем. Например, бортовой вычислитель собственной разработки, который позволяет отслеживать состояние двигателя, инвертора и батареи. Получит ли концепт серийную версию, пока не сообщается.

Подводим итоги

Безусловно, электромобили в России пока не так популярны, как модели с ДВС. К июлю 2022 года в стране было зарегистрировано около 19 тысяч легковых электрокаров, что составляет всего 0,04% от общего количества легковых автомобилей, но спрос на них растет с каждым годом.

Благодаря новой концепции развития электротранспорта в России до 2030 года, субсидиям от государства, налаживанию производства собственных электромобилей и развитию инфраструктуры, ситуация на дорогах может измениться уже в обозримом будущем.

Правительство РФ утвердило Концепцию по развитию производства электромобилей

Электромобили в россии производство

Электромобиль «Кама-1» разработки Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ и специалистов автозавода «КАМАЗ», который скоро должен выйти на стадию промышленного производства.

23 августа 2021 года Правительство РФ утвердило Концепцию по развитию производства электромобилей, по которой к 2030 году каждый десятое новое транспортное средство использовать электропривод или водородные топливные элементы. Власти планируют ввести льготные кредиты на покупку электромобилей и разрешить им бесплатно передвигаться по платным участкам автодорог.

Согласно документу, в России до 2024 года планируется подготовить базу для массового производства электромобилей, произвести не менее 25 тыс. электромобилей и открыть более 9 тыс. новых зарядных станций. Развитие этой транспортной отрасли даст почти 40 тыс. рабочих мест в различных регионах страны. Из бюджета страны будут выделены 8,1 млрд рублей на софинансирование затрат по созданию «быстрых» зарядных станций и 1,5 млрд рублей на испытательную базу для проектирования электромобилей и аккумуляторов, а также дополнительные субсидии на строительство заводов и производственных линий для создания электромобилей.

Концепция предполагает, что к 2030 году число зарядных станций в России должно достичь 72 тыс. штук, а количество водородных заправок составит не менее 1 тыс. штук. Сейчас в городах страны количество зарядных станций не превышает сотни штук в центральной полосе и несколько десятков штук в регионах.

В настоящее время рынок электромобилей в РФ почти отсутствует, так как его показатели 0,1% от общих продаж в 2020 году. Большая часть электротранспорта используется на Дальнем Востоке. По информации «Автостата», в мае 2021 года продажи новых электромобилей в России выросли в 10 раз по сравнению с прошлым годом.

Про Chery:  Самые безопасные китайские кресты

С 2018 года в России разрабатываются гражданские электромобили Zetta и «Кама-1», но срок их выхода на потребительский рынок до сих пор не определен. По последним данным, они могут стать доступны уже в конце этого года. Также в Калининграде на базе «АВТОТОР Холдинг» в 2023 году планируется запуск сборки электромобилей KIA и Hyundai.

Электромобили в россии производство

Гендиректор компании Zetta, к.т.н. Денис Щуровский огласил стоимость бюджетного российского электромобиля. Базовая комплектация с батареей на 200 километров хода и передним приводом будет стоить 450 000 рублей, то есть около 7000 долларов по текущему курсу.

Zetta — компактный трёхдверный автомобиль с электроприводом на два или четыре колеса. Все комплектующие российского производства, кроме аккумулятора производства GE Power Technology (Китай).

По количеству комплектующих локализация составляет 99%. Но если считать её в рублях, то цифра снижается до 50%, потому что аккумулятор составляет около половины стоимости автомобиля.

Электромобили в россии производство

В декабре 2019 года компания намерена выпустить около десяти опытно-промышленных образцов в серийном исполнении и начать продажи. В следующем году — 2000 машин, а максимальный объём производства — 15 000 машин в год при численности персонала на заводе не более 200 человек.

Разработка компактного электромобиля Zetta началась в 2016 году, прототип представили в 2017-м.

Электромобили в россии производство

Электромобили в россии производство

Машина оснащалась электрической силовой установкой мощностью 98 л.с. и литий-ионными батареями. На следующий год стартовало проектирование конвейера, а в 2019 году — работы по строительству и оснащению. В целом, разработка серийной модели заняла три года. Сборка будет происходить на производственной площадке в Тольятти площадью 20 000 м².

Электромобили в россии производство

Электромобили в россии производство

Технические характеристики

  • Габариты: 1600 × 3030 × 1760 мм
  • Тип батареи: LiFePO4 или Li-NiCoM
  • Ёмкость батареи: 10-32 кВт*ч
  • Пробег на одном заряде: 200−560 км (в зависимости от ёмкости батареи)
  • Снаряжённая масса: 486−708 кг (в зависимости от ёмкости батареи).
  • Общий крутящий момент: передний привод — 1050 Нм, полный привод — 1750 Нм.
  • Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничена контроллером).
  • Размер багажника: 180 литров.
  • Тормозная система: двухконтурная (электрические + механические), системы ABS и ESP.
  • Система отопления: в наличии.
  • Кондиционер: в наличии.
  • Бесключевой доступ: в наличии.

Невысокая стоимость автомобиля объясняется в том числе серьёзной государственной поддержкой производителя. Так, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы поддерживал Минпромторг, а подготовку к серийному производству финансировал Фонд развития моногородов. Общие инвестиции в проект составили около 450 млн руб.

Электромобили в россии производство

«Сейчас подготовка к производству завершена на 70%, до конца года должны завершить, если не будет финансовых затруднений. В августе машина уже должна уйти на сертификацию, к сентябрю-октябрю — её пройти, а с декабря уже начать продажи. Это будут уже серийные машины. Все валидационные испытания автомобиль уже прошёл», — сказал Денис Щуровский.

На сборочной площадке идут последние подготовительные работы перед запуском конвейера.

Электромобили в россии производство

Рабочие прототипы стоят тут же в цеху.

Электромобили в россии производство

Интересно, что на панели автомобиля не будет никаких кнопок, а управление осуществляется через планшет. Сейчас разрабатывается приложение, которое можно использовать для управления и диагностики Zetta. На машине ставят руль только для того, чтобы пройти сертификацию. На самом деле управлять ею можно джойстиком, через радиосигнал или приложение на смартфоне.

Zetta выйдет в трёх комплектациях. В каждой четыре посадочных места, считая водительское, по два в ряд. Около 40% всех серийных моделей планируется оснащать передним приводом. Zetta в средней комплектации сохранит передний привод, но получит увеличенную ёмкость батареи. На неё придётся 30% объёма производства. «Люксовая» комплектация подразумевает полноприводную версию и батарею увеличенной ёмкости. Это оставшиеся 30% выпуска. Цены начинаются со 450 000 рублей. Гарантийный срок: два года или 150 000 километров пробега.

В России традиционно пользуются спросом недорогие автомобили. Лидерство по продажам с большим отрывом много лет удерживает АвтоВАЗ. Поэтому компактные автомобили Zetta, которые заряжаются от розетки, вполне могут найти своё место на рынке. По прогнозам компании, сегмент компактных электромобилей способен вместить до 15 тысяч проданных автомобилей в год в России. Щуровский рассчитывает, что экспорт за границу составит порядка 10 000 машин в год: «Мы начинаем в России, потом нужно проходить сертификацию в странах, куда будем поставлять, и в 2020-2021 году начать поставки на экспорт», — сказал он. Интерес уже проявили несколько российских компаний и крупный игрок автомобильного рынка Казахстана. В планах Zetta экспортные продажи занимают 50%: это ОАЭ, Иордания, Кувейт и несколько стран Северной Африки.

Для группы компаний Zetta это не основной бизнес, пишет «Российская газета». Входящий в её состав производители поставляют комплектующие для российского автопрома, а специалисты инженерного корпуса работают в проектах для Индии и военно-промышленного комплекса России.

Платформа автомобиля — интеллектуальная собственность компании, пишет «Российская газета», в том числе разработки и процесс изготовления деталей. Подвеска — адаптированные решения восьмого и десятого семейства Lada.

Электромобили в россии производство

Электромобили в россии производство

Функцию мотора выполняют асинхронные мотор-колёса собственной разработки. Благодаря им удалось избавиться от трансмиссии, что удешевило производство и снизило массу автомобиля. Энергоэффективность Zetta приближается к 82% при 1600 оборотах в минуту, заявляет производитель.

Массовый исход автомобильных компаний из нашей земли кого-то огорчает, а кого-то радует. Мол, хорошее время сделать свои машины и зажить так, что все остальные будут нам завидовать. Грядки растущего оптимизма поливают удобрениями в виде новостей о запуске Москвича, возрождения Волги и Победы, создании новой платформы для вазовских автомобилей С-класса и, конечно же, о разработке собственных электромобилей. Последних нам обещают поразительно щедро: тут и новый Москвич, и Evolute, и Е-Neva от создателей С-400, и Кама-1, про которую раньше почему-то говорили часто, а сейчас молчат. Мы решили собрать всё, что на сегодняшний день известно об этих автомобилях, добавить немного собственного эксклюзива и сделать подробный материал о том, что это будут за машины, когда будут и сколько они будут стоить. Хотя основной вопрос с этими электромобилями стоит немного иначе: будут ли они вообще?

Разбор электромобилей начнём с наиболее запутанного проекта – с машины, которую собираются выпустить на бывшем заводе Renault в Москве, но с дорогим нашему сердцу именем «Москвич». По большому счёту, электромобилей Москвич будет два, и это будут совершенно разные автомобили.

Первый автомобиль – это тот самый уже анонсированный электрический кроссовер Москвич, являющийся по сути JAC e-S4. Второй электромобиль намного интереснее: он будет построен на отечественной платформе Кама-2. Теоретически вторая машина у кого-то может вызвать лёгкую саркастическую улыбку, но если подумать, некоторые вопросы есть и к менее фантастическому JAC. Что с ним не так?

На первый взгляд, электромобиль как электромобиль: с батарейкой во весь пол, с возможностью быстрой зарядки до 80% за 45 минут, с запасом хода в 402 км в обычном режиме и в 500 км при условии постоянного движения со скоростью 60 км/ч. Габариты автомобиля не поражают воображение: 4410*1800*1660 при базе в 2620 мм. Для сравнения: у небольшого Ford Kuga эти параметры составляют 4524 x 1838 x 1689 мм при базе 2690 мм. То есть, «электро-Москвич» по размерам не дотянет даже до Куги. Печально, но это ещё не всё. Смотрим мощность китайского e-S4: 110 кВт, что в лошадиных силах будет 149,56. А в электрическом Москвиче заявлено ровно 100 л.с. Почему так получилось? Ответа на это нет и быть не может, потому что это Москвич, а не JAC, так что нечего смотреть на какого-то «китайца».

Электромобиль JAC e-S4

Возможно, снижение мощности как-то связано с запасом хода, потому что китайцы считают его по методике NEDC (Новый европейский цикл вождения), который хоть и заметно завышал цифры запаса хода для автомобилей с ДВС, но более-менее со своей задачей справлялся. А вот с электромобилями NEDC работает плохо: уж слишком сильно этот метод накидывает лишних километров запаса хода, что для оценки машин на батарейках очень критично. Поэтому для них чаще используют методику WLTP, а американцы – свой способ, называемый EPA (или FTP-75). Американский способ самый честный, но и самый суровый: с ним запас хода получается минимальным. WLTP стоит где-то посередине, но тоже заметно честнее, чем устаревший NEDC. Но китайцы упорно пишут этот параметр в NEDC. А с реальной жизнью он практически ничего общего не имеет.

Планы по выпуску электрических «москводжаков» ожидаемо скромные: в этом году их обещают собрать 200 штук, в следующем – сразу 10 тысяч, в 2024-м – целых 20 тысяч. Вот только насчёт 2024 года есть и другая информация: это будут уже не JAC. Оно и понятно: вряд ли у такого электромобиля есть шансы стать популярным, тем более – в каршеринге, куда их надеются отправить на работу. Нам нужна машина интереснее: больше, мощнее, с солидным запасом хода. Типа Теслы, только дешевле и российская. И говорят, задел для этого уже есть: в 2024 году нас осчастливят отечественным розеточным Москвичом на нашей же платформе Кама-2.

«Моя попытка номер два»

Все, наверное, помнят, как одно время везде мелькали новости об отечественном электромобиле Кама-1. Мол, уже почти сделали, прототипы показали, осталось ещё чуть-чуть – и побежали в магазин за новым электромобилем. На деле всё получилось не так.

Разработкой Кама-1 занимались вполне серьёзные компании и люди. Этот проект – стартап гендиректора Камаза Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна. Правда, проект не взлетел: выпустили всего один ходовой экземпляр, и на этом дело встало. Жаль, потому что денег в Каму-1 вложили порядочно. Причём в том числе и бюджетных. Напомню, что основную часть разработки выполнял СПбПУ (он же – петербургский Политех), но не всегда сам. Общая сумма гранта Минобрнауки, которую с 2018-го года получил Политех, составила 150 млн. рублей (и это как раз наши с вами бюджетные средства), а ещё 63 с лишним миллиона перевёл Камаз. Оно бы ничего, но из этих денег сначала надо было отдать очень весомую часть итальянской компании ItalDesign за дизайн Камы-1 (который попытались сделать сами, но не смогли), а потом часть денег ушла в Беларусь, в компанию SkyWay, которая, собственно, и строила прототипы. Репутация у этой компании, мягко говоря, неважная, и в Политехе об этом не могли не знать. Но всё же выбрали её своим партнёром. Почему – сказать сложно. Может быть, более надёжные компании просили больше денег, которые ушли итальянцам на дизайн и кому-то ещё – на пиар.

Как бы там ни было, сейчас владельцы очень просят не путать Каму-1 и Каму-2. Кама-2 – это другое. Заказчики те же, исполнители другие. И технически Кама-2, как говорят руководители проекта, совершенно другая. А какая она?

Мощность Камы-2 будет стартовать от 70 кВт (95 л.с.), максимальная мощность мотора неизвестна. Есть информация, что шасси по ТЗ должно быть до 130 кВт, так что вполне вероятно, что Кама-2 сможет нас порадовать мотором до 176 л.с. А что это будет за мотор?

От создателей С-300, «Осы» и «Тора»

Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» до недавнего времени у нас прочно ассоциировался с военной продукцией, в первую очередь – с ПВО и радиолокационными станциями. И тут на тебе: электромобиль Е-Neva. Наша, отечественная, но с рулём от Шкоды. Откуда у оборонного предприятия тяга к гражданским автомобилям, да ещё и на батарейках?

Про Chery:  Wuling Mini EV появился в России. Почему нам не нужен самый продаваемый электромобиль в Китае?

Ответ очень прост, и он кроется в Указе Президента РФ от 5 декабря 2016 года, где сказано, что доля гражданской продукции для организаций оборонно-промышленного комплекса к 2025 году должна составить не менее 30%. А к 2030-му и вовсе не менее 50%. Так что «Буки» – «Буками», но и для гражданских лиц что-то изобретать надо в добровольно-принудительном порядке. И Е-Neva появилась не сейчас, а ещё в прошлом году. Ну а первый ходовой прототип показали совсем недавно, в июле текущего года. И заявка, надо сказать, серьёзная.

В отличие от Кам и китайского Москвича, мощность у этого электромобиля весьма приличная – 435 л.с. И эта мощность, как и положено приличной «электричке», суммарная – двух электромоторов, по одному на каждую ось (что, само собой, говорит о полном приводе). Момент – 824 Нм, что тоже должно многим понравиться. А что может не понравиться, так это почти китайская хитрость с запасом хода и немного странный изготовитель кузова. Начнём с запаса хода.

В начале материала я упоминал, что китайцы упорно пишут запас хода по методике NEDC. В «Алмаз-Антей» до такого не опустились, но и в принятую американцами EPA цифры приводить не стали (видимо, чтобы не шокировать Илона Маска с его Теслой). Решили пойти по середине тернистого пути и указали запас в 463 км, но по методике  WLTP. То есть, в EPA он будет равен приблизительно 413 км (463/1,12). И это вполне приличный показатель, пусть и не такой солидный, как в WLTP. Китайцы бы нарисовали в NEDC что-то около 660 км.

Второй момент интереснее. Знаете, кто изготовил кузов электромобиля? Всё тот же Санкт-Петербургский Политех, который для своей Камы-1 зачем-то пользовался услугами белорусской компании. Никаких других данных о кузове и салоне нет, но руль от Шкоды как бы намекает, что цели использовать полностью свои компоненты не было. Впрочем, то, что нам показали – всего лишь прототип, и каким будет салон (да и кузов тоже) серийного автомобиля, пока говорить рано. Лишь бы сам автомобиль был. Характеристики-то радуют: максимальная скорость – 197 км/ч, разгон до 60 км/ч – и вовсе 2,7 с. Красота!

Шасси строил Обуховский завод, входящий в состав «Алмаз-Антей». Чьи при этом использовали компоненты – военная тайна. Сколько будет стоить эта машина и где её будут выпускать, тоже пока неизвестно. В качестве одного из вариантов ранее называли завод «Автотор», но, учитывая его расположение, вряд ли там что-то получится. Однако верить в Е-Neva всё равно придётся: проект интересный, хотя и не слишком прозрачный. Может быть, с поддержкой государства и выстрелит. Стрелять продукция «Алмаз-Антея» умеет.

Ёжики в тумане

Новый бренд Evolute даже на фоне не совсем ясных перспектив остальных электромобилей (кроме, пожалуй, Москвича, у которого шансы появиться в обозримом будущем всё же есть) выглядит или табуном тёмных лошадок, или толпой ёжиков в тумане – информации по ним очень мало. Да, в Липецкой области на заводе «Моторинвест» уже этой осенью планируют запустить производство электромобилей, первым из которых, скорее всего, станет кроссовер i-Joy. По сути – китайский Dongfeng Seres 3, который более всего радует своей ценой. У себя на родине он стоит всего 139 800 юаней, что в рублях по сегодняшнему курсу составляет около 1 млн 206 тыс. Для электромобиля мощностью 163 л.с., с крутящим моментом в 300 Нм и разгоном до сотни за 8,9 с это уже кажется очень сладким предложением. Само собой, нам такой радости и не снилось, у нас он будет дороже, но есть один приятный момент (в который, к сожалению, я поверить не могу): липецкие электромобили теоретически должны попасть под льготное кредитование. А субсидия на покупку электромобиля у нас самая высокая – 35% (правда, не более 925 тыс. рублей). Ожидаемая стоимость липецкого кроссовера составляет по разным оценкам 2-2,5 млн, что вроде бы заманчиво, но беспокоит один вопрос: а что с локализацией? У нас уже почти родные Haval не набирают достаточно баллов, чтобы попасть в льготную программу, а тут совершенно новый для России Dongfeng, которому обещают локализацию в 5000 баллов, притом что у Гранты в прошлом году было 3280 баллов. Не верится, если честно.

А ещё более грустно от того, что Липецк для автомобилей – место какое-то проклятое. Начнём с того, что учредитель компании ООО «Моторинвест» – Фёдор Кунаков, но вместе с этим именем звучит и имя Андрея Резникова, имеющего долю в 0,1%. Вот это уже интересно.

Да, формально старый «Моторинвест» и «Ирито» с новым предприятием не связаны, но связь через не очень удачное руководство прослеживается. Это настораживает.

Зато радует другое: если где и смогут выпускать свои аккумуляторы для электромобилей, то, наверное, только в Липецке. Именно там работает завод по производству литий-ионных аккумуляторов, и для России это редкое предприятие. Правда, для электромобилей эти аккумуляторы не подойдут (они слишком маломощные), но хотя бы какое-то профильное предприятие есть. И на него иногда возлагают большие надежды.

Кто из них? ​

Я не очень верю в электромобили в общем и в отечественные электромобили в частности. Почему – говорить не буду: эти вопросы почти религиозно полемичны. Однако надо признать, что выпускать электромобили надо хотя бы потому, что их выпускают все, и отставать в технологии ещё и тут нам совсем обидно. При этом единственным действительно перспективным (хотя и не самым интересным) электромобилем на сегодняшний день видится только JAC-Москвич: это хотя бы завершённый продукт, отвёрточную сборку которого при некотором желании освоить можно. Всё остальное пока находится на уровне веры и надежды.

Но веры – большой, а надежды – бессмертной.

Компания «Моторинвест», Минпромторг РФ и правительство Липецкой области подписали специнвестконтракт, предусматривающий организацию производства пяти моделей электромобилей под маркой Evolute. Выпуск четырёх из них начнётся уже в этом году.

Слухи о возвращении к жизни Липецкого моторного завода (ООО «Моторинвест») в российской деловой прессе появились ещё осенью прошлого года, и вот вчера официальное подтверждение пришло по линии Минпромторга. Заключён СПИК, согласно которому «Моторинвест» в течение 11 лет инвестирует в производство пяти моделей электромобилей 13 млрд рублей. Заявленный объём производства — более 242 тысяч машин, уровень локализации электромобилей Evolute к концу срока действия СПИКа должен достичь 5000 баллов. К слову, ни у одного легкового автомобиля российской сборки пока нет такого уровня локализации: например, самые глубоко локализованные модификации Lada Granta сейчас по документам Минпромторга имеют 4621 балл.

В сообщении Минпромторга говорится также, что запас хода на одной зарядке электромобилей Evolute составит от 200 до 700 км и что благодаря СПИКу в Липецкой области будет создано почти 2000 рабочих мест. Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов в своём Telegram-канале добавил, что выпуск четырёх из пяти заявленных моделей электромобилей Evolute начнётся уже в этом году.

Что за электромобили будут выпускаться под маркой Evolute? В дебютной презентации бренда (есть в распоряжении insideevs.ru) они представлены в виде эскизов профилей, а на уже работающем сайте марке evolute.ru есть промо-ролик, в котором мелькает хорошо известный нашим читателям китайский среднеразмерный кроссовер Seres SF5 (габаритная длина — 4700 мм, колёсная база — 2875 мм), он же Evolute i-Jet.

Электромобили в россии производство

Напомним, что компания Seres (в прошлом SF Motors) принадлежит китайской Sokon Group, её создали в 2016 году с целью выхода на американский рынок, но этот проект так и не был реализован и сейчас Seres работает в Китае в партнёрстве с Huawei. SF5 — первая и пока единственная серийная модель Seres, которую представили в 2019 году с plug-in гибридной силовой установкой, но предусмотрена также полностью электрическая версия — она, видимо, и превратится в Evolute i-Jet.

Электромобили в россии производство

На китайский рынок электрический Seres SF5 пока так и не вышел, а гибридный в прошлом году, по данным ресурса CarSalesBase, нашёл всего 8169 покупателей. На базе Seres SF5 совместно с Huawei создан также кроссовер Aito M5 (презентация состоялась в декабре прошлого года) — это, по сути, рестайлинговый Seres SF5 с более лаконичным дизайном в европейском стиле, но у нас, судя по тизерам, будет производиться кроссовер с дизайном образца 2019 года.

Электромобили в россии производство

Заявленная отдача силовой установки Evolute i-Jet — 693 л.с. и 1040 Нм, ёмкость батареи — 88 кВт·ч, запас хода на одной зарядке — 500 км (по какому циклу, не указано), разгон до 100 км/ч занимает 4,5 с, максимальная скорость — 230 км/ч. Дешёвым такой электрический кроссовер точно не будет.

Три другие модели Evolute — это, скорее всего, перелицованные «электрички» DFSK Motor (совместное предприятие Dongfeng и Sokon), но достоверно вычислить их пока невозможно, так как у китайских исходников много разновидностей. Пока известно, что Evolute i-Pro — это компактный седан со 150-сильным электромотором и батарей ёмкостью 53 кВт·ч, способный проехать 420 км на одной зарядке. Первую «сотню» i-Pro набирает за 9,9 с, максимальная скорость — 150 км/ч.

Evolute i-Van (Иван?) — микроавтобус со скромным 123-сильным электромотором, батарей ёмкостью 53 кВт·ч и запасом хода в 410 км. Динамические характеристики не указаны.

Evolute i-Joy — компактный кроссовер c электромотором мощностью 163 л.с. и батареей ёмкостью 53 кВт·ч. Запас хода на одной зарядке — 405 км, разгон до 100 км/ч занимает 8,9 с.

Самая таинственная новинка — это Evolute SUV Е-класса, большой флагманский кроссовер с 695-сильной силовой установкой и запасом хода в 750 км. Полагаем, SUV Е-класса — та самая пятая модель, которая будет запущена не в этом году, а позже.

Обратите внимание, что Evolute i-Pro, i-Van и i-Joy имеют батарею одинаковой ёмкости, что, вероятно, должно упростить процесс её локализации в России, но 53 кВт·ч в нашем климате явно мало, на большие реальные пробеги рассчитывать не приходится, особенно зимой, а это значит, что эксплуатироваться i-Pro, i-Van и i-Joy будут в основном в городах, где планируется создать развитую зарядную инфраструктуру.

На Липецком моторном заводе ожидается либо уже идёт переоснастка под новую продукцию. Этот завод был заложен в 2011 году компанией «Ирито» под выпуск автомобилей Great Wall, по после того как Great Wall решила открыть собственное представительство в РФ под маркой Haval, завод переключился на выпуск кроссоверов Changan. Сотрудничество с Changan заглохло в 2019 году, и вот теперь в истории липецкого предприятия начинается новая глава — будем надеяться, наиболее интересная и успешная, раз уж к процессу подключился Минпромторг.

Вышеозначенный СПИК — первый в своём роде, но не последний. В августе прошлого года правительство РФ утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года» с бюджетом в 591 млрд рублей. «Концепция» предполагает создание с нуля в России электромобильной отрасли, доля электромобилей в общем объёма выпуска новых машин должна к 2030 году достичь 10%. Сколько всего в итоге будет заключено электромобильных СПИКов, в нынешних стрессовых условиях спрогнозировать сложно, но трёх «ближайших» получателей господдержки предсказать несложно — это «Автотор», КАМАЗ и «Алмаз-Антей». Последний, напомним, в декабре анонсировал собственный электрический кроссовер E-Neva, близкий по характеристикам к Evolute i-Jet.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий