Где находится производство китайских автомобилей в России? Завод полного цикла по сборке машин находится в Тульской области (индустриальный парк «Узловая») плюс некоторые бренды разместили свои площадки в Калининграде («Автотор»). К тому же, по последним данным подписано соглашение о начале производства как минимум Чери Тигго 8 в Ульяновске (в цехах УАЗа). То есть как минимум 3 завода на территории РФ продолжают собирать выпускать авто, несмотря ни на какие санкции. Какие новые китайские автомобили собирают в России, где находится производство в Белоруссии и где еще есть заводы из Поднебесной?
Производство китайских легковых автомобилей в России может начаться только в следующем году. По крайней мере, бренд Chery отказался от идеи выпускать машины на площадке УАЗа, пишут «Ведомости». Совместное производство там обсуждалось с начала февраля 2022 года, но в июне площадка попала под санкции Евросоюза. Поиск новой, как рассуждают эксперты, опрошенные “Ъ FM”, может затянуться до следующего года. Почему? И грозит ли российскому рынку на этом фоне длительный дефицит автомобилей? Разбиралась Ульяна Миненкова.
Китайский производитель Chery пытается начать собирать свои авто в России уже второй раз. В 2008 «отверточные операции» вроде бы стартовали на «Автоторе», но проект свернули. Судя по информации «Ведомостей», из-за настороженности Минпромторга.
Когда я вижу в потоке машин незнакомую модель, всегда думаю: «Наверняка это очередной китаец».
Почти 15 лет в России китайские автомобили покупали плохо, но за последние три года ситуация изменилась. И если раньше это была альтернатива «Автовазу», то теперь конкуренты китайских автомобилей на российском рынке — корейские и японские автомобили.
Дизайн, привлекательный вид и множество электронных ассистентов — сильная сторона современных китайских машин. Но надежность агрегатов, устойчивость кузова к коррозии и безопасность при авариях важнее. Эти критерии сложно оценить в автосалоне при покупке, особенно для новой модели на рынке. Объективную оценку можно дать только через несколько лет эксплуатации. Тем не менее многое можно спрогнозировать.
Я проанализировал наиболее интересные модели китайских кроссоверов, сравнил цены и оценил, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, найти для них запчасти, как обстоят дела с коррозией и почему их покупают все чаще.
Почему китайские автомобили стали использовать для обеспечения кредитов
Теперь на пути российской сборки китайских машин встали европейские санкции. Теоретически, кроме площадки УАЗа, Chery может рассмотреть альтернативные производства в Елабуге или Владивостоке. Но господержка в рамках специнвестконтрактов в таком случае, скорее всего, потеряется. Более перспективный вариант для зарубежного концерна — подождать до конца года и занять мощности одного из уходящих западных автопроизводителей, считает руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев:
«Очевидно, что китайцы хотели бы пойти по простому пути: дайте нам льготный ввоз, и мы завалим Россию автомобилями. Если будет позиция, что, нет, мы хотим, чтобы машины производились на территории РФ, я думаю, что ряд китайских брендов пойдет на это.
Большинство брендов, которые приостановили деятельность, обозначили декабрь как месяц, когда они будут принимать решение. Вероятно, кто-то все-таки объявит о прекращении деятельности. Тогда станет понятно, с кем потенциально Chery может договориться».
Из возможных привлекательных вариантов для Chery, по словам собеседников “Ъ FM” — например, завод компании Nissan в Санкт-Петербурге или производство Volkswagen в Калуге. Эти предприятия простаивают уже почти полгода. А Mercedes-Benz, по данным “Ъ”, уже почти продал завод в Подмосковье дилеру «Автодом». Сделка якобы уже находится на заключительной стадии.
Теоретически будущий владелец вполне может собирать на этом предприятии китайские и иранские марки автомобилей, отмечает генеральный директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Это достаточно современный производственный объект, который был построен недавно.
Машины будут продаваться с существенным дисконтом, но количество потенциальных покупателей будет небольшое. Я думаю, что это могут быть китайские, иранские автомобили. Скорее всего, те бренды, которые пока что еще не представлены массово на российском рынке, но которые видят российский рынок как один из наиболее перспективных».
Но есть и другой вопрос: насколько от промедления зарубежных производителей пострадает российский авторынок? Машины этим летом сходили только с конвейеров УАЗа, АвтоВАЗа в Тольятти и завода китайской компании Haval в Туле. Но с учетом нынешних цен на авто серьезно масштабировать производство может быть и нелогично, рассуждает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов:
«Сейчас в месяц пока продается около 40 тыс. автомобилей. Это практически в четыре раза меньше, чем в аналогичные месяцы прошлого года. Поэтому можно говорить о том, что прямо сейчас нужно организовывать производство, если рассчитывать на то, что спрос, экономика, благосостояние в долгосрочной перспективе вырастут.
Пока для текущего рынка, мне кажется, производство не так интересно, особенно крупное.
Какое-то мелкое возможно, если при этом эффективнее собирать здесь, а не в Китае».
В перспективе, как полагают собеседники “Ъ FM”, китайские производители авто могут занять до четверти отечественного рынка. Но пока дилерам и россиянам, кажется, придется довольствоваться поставками Niva Legend и Granta Cross — в июле их выпуск возобновил АвтоВАЗ. Правда, в условиях кризиса даже они сходят с конвейера в сборке без сложной электроники.
В России началось производство китайских седанов Kaiyi E5 (произносится как “Каи”), по размерам и форм-фактору модель сопоставима с популярными на российском рынке Skoda Octavia и Kia Cerato.
Сборка автомобилей осуществляется на калининградском заводе Автотор (где раньше собирали Hyundai и Kia), в продажу седан Kaiyi E5 должен поступить до конца первого квартала 2023 года, т.е в ближайшее время.
Цены на новинку будут начинаться от 1 000 000 рублей – по заявлению руководства «Автотор-холдинга». Автомобиль будет предлагаться в разных модификациях, в том числе для такси и каршеринга, а также в гражданской модификации.
Обновление 31.01.2023 (стали известны технические подробности российской спецификации Kaiyi E5 ):
- КПП – бесступенчатый вариатор (с имитацией девяти ступеней для ручного режима)
- Привод – передний
- Подвеска – независимая, спереди и сзади.
Фотогалерея
Начало производства на калиниградском заводе “Автотор”.
Осенью 2022 года калининградский завод Автотор отгрузил последние партии машин Hyundai и Kia и практически сразу приступил к переналадке имеющихся мощностей.
Уже тогда руководство предприятия делало намеки на возможное сотрудничество с «новыми китайскими партнерами», причем интрига сохранялась до декабря. В преддверии новогодних праздников в цехах завода был замечен автомобиль, в котором эксперты узнали бюджетный китайский седан Kaiyi Xuandu.
Официальное же подтверждение состоялось 30 января 2023 года – в этот день было торжественно запущено производство данной модели, но под экспортным названием Kaiyi E5.
Kaiyi Xuandu – это четырехдверка формата Hyundai Elantra, которая была спроектирована в 2021 году на базе седана Chery Arrizo 7. От донора была взята платформа и вся «техника», после чего специалисты компании Kaiyi «нарисовали» машине новый дизайн экстерьера и интерьера.
Он не отличается явной оригинальностью, поэтому имеет много схожего со своими соотечественниками аналогичного класса, но может похвастать независимой подвеской и относительно мощным базовым мотором.
Внешний дизайн и салон
Исходный Chery Arrizo 7 в седане Kaiyi E5 можно узнать не только по общим пропорциям, но и по форме бокового остекления. Кроме того, у обеих машин полностью идентичная крыша. Тем не менее, все остальное у модели E5 свое – и вся светотехника, и наружные кузовные панели, и дизайн литых дисков, который несет в себе изображение известного древнего китайского оружия.
Длина кузова авто составила 4666 мм., что вполне вписывается в стандарты бюджетных трехобъемников, одним из которых на российском рынке станет Omoda S5 – «родственный» седан, созданный на основе Chery Arrizo 5 Plus.
При создании интерьера китайцы придерживались классических решений, хотя сделали попытку придать дизайну спортивного стиля. За него отвечают усеченный обод рулевого колеса, а также красные акценты на обивке и в отделке. При этом базовый Kaiyi E5 будет иметь аналоговую приборную панель, фиксируемый рычаг «коробки» и кнопочную панель управления кондиционером. В плюсы стартового оснащения седана можно записать кнопочный запуск двигателя, электроручник и мультимедийку.
Техническая начинка
Автотор уже начал «отверточную» сборку седанов Kaiyi E5, которые получают в качестве силовой установки 1.5-литровый турбомотор мощностью 156 л. с. (230 Нм). Трансмиссия предлагается либо в механическом виде, либо в исполнении вариатора.
Цены и старт продаж
Официальный прайс-лист еще не опубликован, но ориентировочные цены в России будут начинаться от 1 000 000 рублей. В Китае аналог данной модели Kaiyi Xuandu оценивается в 68-94 тысяч юаней, что в пересчете на российскую валюту составляет 698-967 тыс. руб.
Метки: Kaiyi E5
В 2023 году в России появится множество громких автомобильных новинок от китайских производителей. Речь идет не только о кроссоверах, коих в последнее время вышло (и еще выйдет) достаточно.
В этот раз мы расскажем о новых седанах из Китая, которые поступят в продажу (или уже поступили) в 2023 году на российский рынок. Ведь после приостановки официальных продаж Kia Rio, Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Hyundai Solaris и еще многих других, на рынке образовался вакуум.
На днях уже начались продажи китайского лифтбека Changan Uni-V (конкурент Skoda Octavia), а также стартовало производство седана Kaiyi E5 (конкурент Kia Cerato) на калининградском заводе “Автотор” (где раньше собирались BMW и Kia). Также, скоро ожидаются продажи седана Omoda S5 от дочерней марки Chery
В течении 2023 года нас ждет еще несколько новинок, о которых мы расскажем в этом материале. В целом, у нас (редакции GT-News.ru) получился гайд по новым китайским седанам, с датой выхода в России, описанием и с примерами аналогичных по классу (всем известных) моделей.
Kaiyi E5 (конкурент Kia Cerato)
Китайский седан Kaiyi E5 C+ класса, по размерам и форм-фактору сопоставимый с Kia Cerato или Skoda Octavia.
Помимо того, что новая модель начнет официально продаваться в России, ее производство уже стартовало на калининградском заводе “Автотор”. В теории это означает более низкую стоимость в сравнении с конкурентами, которые будут завозиться, например, напрямую из Китая.
Под капотом российской спецификации – турбомотор 1.5 (147 л.c 210 Hm) и бесступенчатый вариатор. Привод только передний.
Ожидается, что седан Kaiyi E5 будет производиться для разных потребностей (такси, каршеринга, рядовых потребителей). Ориентировочная цена от 1 000 000 рублей, официальный прайс-лист с комплектациями и ценами опубликуют в ближайшее время.
- Длина: 4666 мм
- Ширина: 1825 мм
- Высота: 1483 мм
- Колесная база: 2700 мм
- Привод: передний
- КПП: вариатор
- Начало продаж в России: конец марта 2023-го
- Цены и комплектации: примерная стоимость от 1 000 000 рублей.
Более подробно про новый седан – Kaiyi E5
Omoda S5
Omoda S5, еще один седан C+ класса, по габаритам (длина – 4644 мм) сравнимый с Kia Cerato или Hyundai Elantra.
Напомним, что Omoda это дочерний бренд Chery, в России пока представлен только одним кроссовером C5. Но скоро модельный ряд расширится, ведь седан S5 уже получил сертификат ОТТС, т.е все уже готово для официального старта продаж.
Исходя из полученного сертификата ОТТС, можно сделать вывод, что Omoda S5 это перелицованный седан Chery Arrizo 5 Plus. К слову, эту модель тоже собирались к нам привезти, но видимо она будет продаваться под другим брендом.
Под капотом российской спецификации – бензиновый атмосферный двигатель 1.5 (113 л.c и 138 Hm) и вариатор. Привод только передний.
Цены и комплектации будут объявлены позже, наш прогноз, что седан будет стоить от 1 500 000 рублей.
Более подробно о новом седане Omoda S5
Geely Emgrand7 New 2023
На белорусском заводе Белджи вскоре начнут выпускать бюджетный седан Geely Emgrand7 New. Сейчас там производятся преимущественно кроссоверы Coolray, Atlas Pro и Tugella.
Автомобиль Geely Emgrand7 New является новым поколением китайского седана Geely Emgrand, который, в том числе, продавался в России с 2012 по 2020 год.
По размерам (длина 4638 мм) он крупнее Лады Весты (длина 4410 мм). Техническая начинка состоит из бензинового атмосферного агрегата 1.5 (114 л.c) идущего в паре с пятиступенчатой “механикой” или вариатором. Подвеска сзади – полузависимая, спереди – стойки MacPherson.
Более подробно о Geely Emgrand7 New
Geely Preface
Geely Preface – седан построен на платформе CMA (Compact Modular Architecture), разработанная дочерней компанией Volvo.
По размерам модель немного крупнее Audi A4. В Китае автомобиль дебютировал в 2020 году.
Технически Geely Preface унифицирован с кроссоверами Geely, это значит, что под капотом двухлитровый турбомотор (190 л.c и 300 Hm) и семиступенчатый “робот” с двумя сцеплениями.
О точных планах по выводу Preface на российский рынок компания не сообщала, но недавно компания зарегистрировала новое наименование “Geely Starray”, вполне возможно, что речь идет о экспортном названии для Preface.
Более подробно о Geely Preface
Changan UNI-V
Лифтбек Changan UNI-V (прямой конкурент Skoda Octavia) уже начал официально продаваться на российском рынке. Модель пока доступна в одной комплектации (но хорошо оборудованной) по цене от 2 630 000 рублей.
Техническая начинка российской спецификации: бензиновый турбомотор 1.5 (181 л.c) и семиступенчатый “робот”. Привод только передний.
- КПП: 7 DCT (семиступенчатый “робот”)
- Разгон до 100 км/ч: 7,1 c (только с активированным режимом Super Race)
- Длина: 4680 мм
- Колесная база: 2 750 мм
- Клиренс: 152 мм
- Размер колесных дисков: 18-дюймов
- Подвеска: спереди MacPherson, сзади многорычажка
- Цена: 2 630 000 рублей.
Более подробно о лифтбеке Changan UNI-V
Chery Arrizo 8
Китайская компания Chery представила свой легковой флагман – седан Arrizo 8 2023 модельного года.
По размерам и форм-фактору, модель похожа на актуальную Skoda Octavia, хотя многие поспешили сравнивать с Toyota Camry и Kia K5, но и габариты, и оснащение, и цена авто, все же, пока помещают китайскую «восьмерку» на ступеньку ниже, где-то между C и D классами.
Седану Chery Arrizo 8 достались те же двигатели, что используются на некоторых моделях кроссоверов китайской марки. В бюджетном исполнении седан оснащен турбоагрегатом объемом 1.5 литра (156 л. с.) и вариатором.
Дата выхода в России. По предварительной информации седан Arrizo 8 компания планирует начать продавать во второй половине 2023-го. Несколько раз автомобиль уже был замечен в Москве, видимо для прохождения процедуры сертификации и изучении спроса.
Chery Arrizo 8 в комплектации GT
Метки: Китайские седаны
Кратко о китайских машинах
По данным Ассоциации европейского бизнеса за 2020 год, в Китае три лидера по продажам: Volkswagen, Honda и Toyota. Китайский автопроизводитель Changan на четвертом месте. В Китае предпочитают ездить на автомобилях европейского и японского производства.
Китайские автомобили покупают, потому что купить другие сложнее. Покупателям не нравится, когда навязывают дополнительное оборудование на сотни тысяч у автодилеров японских и корейских автомобилей. Большинство китайских автомобилей можно купить в кредит без дополнительного оборудования или немного выше рекомендованной розничной цены.
Богатая комплектация и привлекательный дизайн — главные преимущества китайских автомобилей. При покупке нового автомобиля это оказывает приятное впечатление на покупателя.
Проблемы, с которыми может столкнуться владелец китайского автомобиля:
- Более дорогие кузовные элементы и запчасти, которые к сложно подобрать, заказать и дождаться.
- Спорный уровень безопасности. Ни один китайский автомобиль из этой статьи не проходил тест Euro NCAP.
- Спорная устойчивость к коррозии.
Для того чтобы заработать хорошую репутацию во всем обществе, китайским автопроизводителям предстоит доказывать, что их автомобили надежные, безопасные и качественные. Восприятие китайских автомобилей в России начало меняться, но для полноценного признания должны пройти годы.
Технические особенности китайских автомобилей
Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с новейшим трехцилиндровым турбированным двигателем на роботе.
Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Насколько будут надежны такие копии — покажет время. К новым, экологичным и экономичным турбированным двигателям, вариаторам и роботам любых марок и моделей на вторичном рынке относятся настороженно.
Компания Geely оснащает свой новый кроссовер Coolray трехцилиндровым турбодвигателем объемом 1,5 л и мощностью 150 или 177 лошадиных сил, который потребляет бензин с октановым числом не ниже АИ-92.
Некоторые покупатели и автоэксперты опасаются, что ресурс двигателя с такими характеристиками может ограничиться гарантийным периодом, ведь малообъемному двигателю придется тащить тяжелый кроссовер. Тем не менее этот двигатель устанавливают на Volvo XC40 с 2018 года. Еще один двигатель — на Geely Tugella.
Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.
Коробки передач и двигатели Haval технически схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле подписало специальный инвестиционный контракт и планирует в 2022 году локализовать производство собственных двигателей в России.
Популярные в России двигатели Gamma, знакомые российским водителям по автомобилям Hyundai и KIA, тоже производят в Китае, но едут корейские машины более бодро и плавно, чем китайские.
В одном случае проблема китайских авто в том, что в пару ставят классический автомат AISIN и машина почти не едет, в другом связка двигателя и роботизированной коробки передач работает с дискомфортом для водителя. Машина резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но сильно лучше не становится.
Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина кроме крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.
Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.
У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: оно есть, но необработанные участки найти несложно.
К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете китайский автомобиль — рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.
Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.
Chery Tiggo 4 выпускают с 2018 года, и некоторые владельцы уже столкнулись со вспучиванием хрома на декоративной накладке. Дилер меняет ее по гарантии. По оценке сайта Autogener, на кузов этой модели частично нанесли цинкосодержащее покрытие, и первая коррозия может появиться уже через шесть лет.
Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию
от 72 до 144 месяцев в зависимости от модели
Качество сборки. Аналитическое агентство «Автостат» опросило владельцев китайских автомобилей: респондентов спросили, насколько они удовлетворены качеством сборки китайских автомобилей.
Больше всего баллов получила Haval, а меньше всего — Lifan. В опросе приняли участие более 8000 человек, и примерно 4800 из них считают, что качество сборки китайских автомобилей за последние пять лет стало лучше.
Производители китайских автомобилей признают ошибки и готовы их устранять. У Geely при низких температурах текли топливные трубки, потом автомобили загорались. Поэтому объявили отзывную кампанию. Аналогичная отзывная кампания была и у Haval.
Chery проводили сервисную кампанию — это когда владельцев приглашают в сервис, если похожие поломки встречались у пяти машин в стране. У Chery Tiggo проверяли шланги охлаждения трансмиссии и проблемы с дистанционным запуском.
Работают ли заводы cейчас?
Несмотря на наложенные санкции заводы на территории РФ работают в штатном режиме. В первые месяцы наблюдались перебои с поставками из-за нестабильного курса и нарушения логистических маршрутов. Ранее поставки шли через Германию, а оттуда уже переправлялись в РФ. Теперь же этот маршрут оказался заблокирован. Так что пришлось приостановить все поставки. Поэтому на какое-то время китайские авто, производимые в России, сократились. Значит ли это, что машины могут пропасть с российского рынка? Нет. Бренды Поднебесной начали оформлять новые ОТТС (Одобрение типа Транспортного Средства. Это позволит ввозить модели даже и не остаться вообще без авто в случае, если производство придется закрыть.
Стоит ли покупать?
Список, какие китайские автомобили делают в России, мы уже указывали выше. Но вот вопрос: стоит ли брать какой-то из этих авто? Или стоит подождать, пока стабилизируется ситуация с европейскими брендами? Перед тем, как решить стоит ли покупать тачку или нет, взвесьте все за и против.
- Дизайн авто во многом скопирован с топовых европейских моделей. Поэтому на дорогах вы вряд ли будете выглядеть хуже.
- Очень крутая электронная начинка и крайне богатая комплектация. Даже если сравнивать базовые комплектации, Китай вполне может обскакать своих конкурентов.
- Ненавязчивая политика продавцов. Многие клиенты отмечают, что без труда приобретают ТС без покупки всяких допов, которые европейские бренды навязывают чуть ли не в половину стоимость авто. Хотя возможно это дело времени, и скоро эта политика доберется и до Поднебесной.
- Явно завышенная цена. Ценник в последние месяцы скакнул больше, чем у многих европейских брендов. И это при условии, что последние либо собираются покинуть рынок, либо испытывают трудности с поставками. Хотя, конечно, есть и бюджетные марки.
- Проблемы с коррозией, которые не решаются, несмотря на выпуск новых моделей. Да, по гарантии вы можете красить несколько раз а/м. Но стоит ли покупать машину с такой проблемой да по такой цене?
- ТС до сих выпускаются без проведения тестирования по безопасности по европейскому образцу. А это значит, что вопрос с безопасностью до сих пор открыт.
- Явная проблема с запасными частями. Здесь вообще всё очень сложно.
- Ценник на них тоже явно завышен.
- Сроки поставки могут доходить до нескольких месяцев. Эти 2 пункта особенно актуальны по отношению к зч для кузовного ремонта.
- До сих пор отсутствует какой-то адекватный каталог запасных частей. Дилерские центры жалуются, что найти нужный артикул даже для них подчас непосильная задача.
- Качество запасных частей оставляет желать лучшего. Многие клиенты отмечают, что зачастую оригинальные детали еще хуже, чем то, что стояло изначально.
- Еще одна проблема связана с поставками. Зачастую производитель присылает не то, что заказываешь. Либо по одному и тому же артикулу может привезти разные запчасти.
Так имеет ли смысл покупать автомобиль, который собирают в России? Решать, конечно, только вам. Готовы вы ли вы потратить деньги на авто российского производства с таким ценником и такого качества?
А что думаете Вы? В России собирают качественные китайские автомобили? Или нет? Хотели бы себе приобрести машину российского производства? Делитесь мыслями в комментариях!
Где собирают китайские машины?
Производители из Поднебесной давно разработали концепцию, согласно которой лучше всего иметь локальные производства в странах сбыта. Поэтому неудивительно, что есть как минимум 2 крупных предприятия, где собирают китайские автомобили в России, и 1 в Белоруссии. Итак, где в России производят китайские автомобили и какие собирают в Беларуси?
Кроме того, в разные годы в Липецкой области выпускались Лифаны и Changan. А под Минском (на заводе «Юнисон») собирались Zotye для РФ.
А также ходят слухи, что скоро появится новое производство китайских автомобилей в России, список пополнит Ульяновский Автомобильный Завод. Именно здесь планируют выпускать некоторые модели Чери. Речь идет, как минимум о Тигго 8, который якобы уже заметили в цехах сборки.
Где производят китайские автомобили для российского рынка
Завод Haval работает в Туле с 2019 года, мощность 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.
У Geely с 2017 года завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют и продают на российском рынке.
Changan открывала крупноузловую сборку автомобилей Changan CS35 в 2016 году на базе Липецкого механического завода. Но к 2019 году все производство перенесли в Китай.
Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили Chery производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. Все модели для российского рынка сейчас импортируют из Китая.
Какие модели собирают?
- Gelly в Белоруссии наладила выпуск основных моделей, ориентированных на российский рынок. Это Atlas, Emgrand, Coolray.
- Chery в Калининграде производят модельный ряд Tiggo. А кроме того, в список, какие китайские авто собирают в России, в последнее время добавился Tiggo 8. Его сборка начата на Ульяновском Автомобильном Заводе (УАЗ).
Быстрота разворачивания производства во многом объясняется крупноузловой сборкой. То есть на завода привозят отдельные комплектующие и на месте их уже собирают.
Политика по запчастям, видимо, такая
директор регионального магазина запчастей Exist
Пока что рано говорить про совсем свежие модели. В основном люди обращаются к нам с подержанными автомобилями. Могу однозначно сказать, что купить запчасти на китайский автомобиль — проблема, и вот почему.
Запчастей нет в наличии на складах: в основном сложно найти и дождаться детали интерьера, внутрисалонную электрику, мелкие детали экстерьера, многие компоненты двигателя, ремкомплекты для агрегатов и много чего еще.
Качество деталей отвратительное. Якобы оригинальные детали в большинстве случаев очень некачественные. Насосы гидроусилителя руля, генераторы, стартеры, рулевые рейки, суппорты могут прийти и вовсе после ремонта на скорую руку.
Много явного контрафакта, который китайцы и присылают. По одному и артикулу могут прийти абсолютно разные детали. Поэтому люди при любой возможности стараются заказывать аналоги от других марок. Прямых кроссов на аналоги нет, поэтому люди ищут информацию в сети.
Каталоги запчастей очень плохие, а еще они есть далеко не для каждой машины. Банально артикулы не можем найти. Приходится гуглить и искать информацию по форумам. Складывается впечатление, что производитель не очень задумывается о том, что будут делать владельцы машин с пробегом. Видимо, политика такая: поездил, скажем, пять лет — старую машину под пресс, купил новую.
У остальных производителей внятные каталоги есть, и в них можно найти, а вот с китайцами проблема. Несмотря на это, в части производства новых автомобилей китайцы очень выросли. Думаю, через они достигнут уровня корейцев.
Китайские автопроизводители говорят, что их автомобили полностью собраны из дорогих европейских компонентов. Якобы все датчики Bosch, подвеска точь- как у RAV4, сцепление LUK, ролики-подшипники FAG, но это только часть правды.
Важно помнить, что в машине немало китайских запчастей. И те несколько недель, что неизбежно потребуются для доставки, владельцу негарантийного китайского автомобиля придется обходиться без машины. Сложно представить такое с корейским, японским или европейским автомобилем.
Что с ценами на автомобили?
Несмотря на то, что многие модели авто из Поднебесной производятся на территории РФ или Белоруссии, и не собираются покидать рынок, ценник на них скакнули так, будто они становятся дефицитом. В среднем стоимость авто поднялась как минимум на 30-40%. А некоторые модели и до 50%. И в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится в лучшую для покупателей сторону.
Какие китайские производители представлены в России
В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80. В России наиболее популярны Geely, Haval и Chery. Changan занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей.
Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, которые в той или иной степени принадлежат Geely:
- Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
- Proton — 51% акций автопроизводителя из Малайзии.
- Lotus Motor Cars — 49,9% акций британского производителя спортивных автомобилей.
- London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
- Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.
Модельный ряд Geely в России
5 лет или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена
1,8 л 184 л. с., 2 л 139 л. с. и 2,4 л 149 л. с.
Механика или автомат
Передний или полный
Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. Haval — единственный китайский автопроизводитель, который открыл производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Haval планирует выйти на первое место в России по продажам среди кроссоверов.
Модельный ряд Haval
1,5 л 143 л. с. или 150 л. с.
Механика или робот
36 месяцев или 150 000 км
1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с.
2 л 190 или 218 л. с.
Chery — государственное предприятие, основано в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае.
Модельный ряд Chery
1,5 л 113 л. с. или 147 л. с. и 2 л 122 л. с.
Механика, вариатор, робот
1,5 л, 147 л. с.
1,6 л 186 л. с. и 2 л 170 л. с.
7 лет или 200 000 км
Changan — государственная компания, основанная в 1862 году. Компания занялась автомобилестроением в 1958 году: тогда с конвейера сошел первый военный внедорожник. Есть совместные производства с автопроизводителями Suzuki, Mazda, Ford и Citroen. Changan лидирует в рейтинге надежности среди китайских автомобилей на внутреннем рынке.
Модельный ряд Changan
1,6 л, 128 л. с.
1,5 л, 143 л. с.
1,8 л, 150 л. с.
Кузовные элементы
Цены на кузовные элементы для китайских автомобилей выше, чем для моделей конкурентов из других стран. Чем новее модель, тем дороже на нее запчасти и тем дольше они будут ехать на пункт выдачи заказов: некоторые детали кузова придется ждать до двух месяцев. Поэтому быть виновным в ДТП на китайском автомобиле гораздо более накладно, чем на аналогичном по цене автомобиле корейского или европейского производителя.
Цены на кузовные элементы для китайских машин
Цена всегда была преимуществом китайских автомобилей. Я решил сравнить цены четырех бюджетных китайских автомобилей с ценами четырех конкурентов из масс-маркета.
Для этого я рассчитал среднюю рекомендованную розничную цену каждой модели. Оказалось, что у корейских, японских и европейских автомобилей средняя цена ниже на 6%. Поэтому низкая цена на некоторые китайские автомобили перестала быть их преимуществом.
Средняя рекомендованная розничная цена китайских авто и конкурентов
Дилерские центры и продажи. По данным Russian Automotive Market Research, с августа 2020 в России открылось 138 новых дилерских центров китайских автомобилей, несмотря на то, что общее количество автоцентров всех марок сократилось на 194. У марки Chery и ее бренда CheryExeed открылось больше всего дилерских центров — 74.
Дилерских центров стало больше, поэтому продажи китайских автомобилей увеличились. За 9 месяцев 2021 года продажи Chery выросли на 288%, Haval — на 115%, Geely — на 71%. Только продажи автомобилей Changan упали на 24%.
Продажи китайских автомобилей растут недостатка японских, европейских и корейских автомобилей. Китайские автопроизводители смогли оперативно выйти из кризиса производства после пандемии и удовлетворить спрос поставками своих автомобилей.
Осенью 2021 года нет смысла оценивать ликвидность машин. Новые допоборудования могут стоить ощутимо дороже, чем рекомендует производитель, а машину с пробегом сейчас заберут какую угодно и дорого — она была живая. Вернемся к разговору о ликвидности, когда автомобильный рынок придет в норму.
Эксперты аналитического агентства «Автостат» оценили востребованность китайских автомобилей относительного всех остальных на вторичном рынке. В первом полугодии 2021 года китайские автомобили на 9% хуже сохраняют остаточную стоимость, чем все остальные автопроизводители. При покупке нового автомобиля стоит учитывать, что доверие к китайским автомобильным брендам на рынке подержанных авто пока еще ниже, чем к остальным маркам.
Запасные части
Гарантия на китайский автомобиль — от трех до семи лет. Если в автомобиле сломается в этот период, официальный дилер закажет запчасть самостоятельно и заменит ее бесплатно по гарантии. Но если автомобиль больше не на гарантии или пострадал в ДТП, могут возникнуть проблемы.
Когда модель только появляется на рынке, для нее еще нет хороших каталогов, по которым можно найти запчасти. Исключение может быть только для автомобилей, построенных на старой платформе. Например, кроссовер Changan CS35 Plus построен на платформе предшественника CS35, который выпускают с 2012 года. В новых каталогах для китайских авто иногда не бьется VIN, нет схем с запчастями или английский язык перемешивается с китайскими иероглифами.
Интерьер и экстерьер китайских автомобилей
Комплектация. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.
В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.
Несмотря на богатую комплектацию, владельцы китайских автомобилей отмечают неудобную эргономику и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые неприятные мелочи, на которые также жалуются владельцы разных китайских кроссоверов:
- ковры, которые плохо держатся и скользят по полу;
- неудобные для дальних поездок сиденья;
- слишком маленький бачок омывателя;
- пластиковый бензобак, который ничем не защищен со стороны днища.
Внешний вид и дизайн. Китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые даже здорово. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. Тем не менее во многих случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado, а Geely Tugella — BMW X6.
Китайские автопроизводители меняют модельный ряд под запросы покупателей. Если им кажется, что дизайн автомобиля устарел, они выпускают новую модель. Так случилось с Geely Atlas, на смену которому пришел Atlas Pro и Coolray.
Безопасность
Китайские автомобили тестируют на безопасность по методике Это китайский аналог комитета по проведению независимых и оценке активной и пассивной безопасности. Почти все автомобили, которые проходят китайские испытания, получают пять звезд безопасности: Geely Atlas, Chery Tiggo 8, Changan CS55, Haval F7.
Даже в самом Китае сомневаются в объективности этих тестов. Китайские кроссоверы не проходили испытания европейского Euro NCAP. Поэтому проверенных и объективных данных о безопасности нет.
Единственные китайские кроссоверы, которые получили пять звезд безопасности Euro NCAP — это Link & Co 01 и электрокар NIO ES8. Link & Co принадлежит компании Geely, а модель 01 построена на платформе Volvo XC40, известного своей безопасностью. Это не серийные автомобили и больше похожи на Volvo, у которых поменяли дизайн и название модели.
У китайских автопроизводителей есть средства, чтобы провести не только в своей стране. Наверное, даже 4 звезды Euro NCAP серийному китайскому автомобилю небывалые продажи. Есть ощущение, что все это не просто так.