10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов. Насколько сильны позиции китайских компаний и действительно ли они представляют угрозу для Ford или Tesla?

Общее падение российского авторынка в 2020 году составило 9,1%, в 2019 году — 2,3%. При это китайские производители последние два года на нашем рынке только растут

В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Китайский автомобильный рынок является крупнейшим в мире и характеризуется очень низкой концентрацией продаж в топовых моделях. Продажи моделей из ТОП-10 составляет здесь всего 15,8% рынка, на ТОП-50 приходится 46,5%, на ТОП-100 — только 67%.

В первом квартале 2022 года Nissan Sylphy сохранил лидерство, таких автомобилей реализовано 124 тысячи экземпляров (2,2% рынка). За ним следует Wuling Hongguang Mini EV, проданный в количестве 107 тысяч единиц (1,9%). Замыкает подиум Tesla Model Y (+16 строк в рейтинговой таблице; 105 тыс. шт.; доля 1,9%).

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

На четвертом месте — Volkswagen Lavida (-1 позиция в рейтинге; 104 тыс. шт.; доля 1,8%), за которым следуют Haval H6 (-1 позиция в рейтинге; 77 тыс. шт.; доля 1,4%), Honda CR-V (+9 позиций; 77 тыс. шт.; доля 1,4%), Tesla Model 3 (77 тыс. шт.; доля 1,4%) и BYD SONG (+10 позиций; 74 тыс. шт.; доля 1,3%).

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

На девятом месте — Toyota Corolla, опустившаяся на 4 позиции в рейтинге (71 тыс. шт.; доля 1,3%). Замыкает ТОП-10 BYD Qin Plus, поднявшийся на 17 позиций (71 тыс. шт.; доля 1,3%).

Подписывайтесь на наши обновления

И получайте самые актуальные новости первыми

Китайский автомобильный рынок является крупнейшим в мире, за последнее десятилетие он сохранил общую положительную тенденцию. Начав с 14 млн в 2011 году, этот авторынок рос 7 лет подряд, достигнув рекордного уровня в 2017 году — 25,6 млн. Однако два последующих года он начал падать, в результате чего объем продаж в 2019 году снизился до 22,5 млн.

Начало пандемии в 2020 году заблокировало мировую экономику, что привело к падению спроса на автомобили во всем мире. Китайский авторынок выстоял, упав всего на 5,9% — до 21,2 млн шт. При этом эксперты отмечают, что в 2019 году падение было более сильным (-7,6%).

После пандемии автомобильный рынок в Китае быстро восстановился: уже в 2021 году продажи машин показали рост на 4%, а в 2022 году, по прогнозам, могут достичь 23,2 млн единиц (+5,3%%).

Таким образом, мы видим, что тенденции на китайском рынке иные, чем в остальном автомобильном мире, где спрос падает из-за стремления к электромобилям и сбоев в цепочках поставок, вызванных нехваткой сырья для производства микрочипов. Китайский рынок, похоже, не пострадал от этого — главным образом из-за того, что местные компании хорошо «продвинуты» в секторе электромобилей, что позволяет потребителям переходить на менее дорогие электромобили.

В ноябре 2022 года китайский автомобильный рынок продемонстрировал падение, второй месяц подряд здесь отмечается отрицательная динамика. За месяц реализовано 1,59 млн автомобилей (-35,6%). В целом с начала года — тренд тоже отрицательный (21,94 млн шт.; -0,8%). Результаты декабря сильно повлияют на то, выйдут общегодовые продажи машин в стране «в плюс» или «в минус».

Лидером на авторынке страны по-прежнему остался Volkswagen (2,05 млн шт.; +5,7%), за которым следует Toyota (1,65 млн шт.; +10,8%). Китайский производитель BYD сумел подняться сразу на 11 позиций в таблице марок-лидеров, он занял в ней третье место (1,55 млн шт.; +159,3%), опередив Honda (1,25 млн шт.; -9%), Changan (953 895 шт.; +5,9%) и Wuling (943 026 шт.; -8,9%).

В 2022 году китайские автомобили стали пользоваться существенно большим спросом в России, но на чем ездят сами китайцы? Представляем список из 10 самых продаваемых автомобилей в Китае. По статистике на март 2022 года, самыми продаваемыми марками автомобилей стали

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

10 место Volkswagen Bora

Цена в Китае: 136.800 — 146.800 юаней (1,3-1,4 млн рублей).

изначально выпускался в Северной Америке как , продаваемый в Китае, представляет собой компактный седан, производимый и продаваемый с 2001 года.

Modular Transverse Toolkit (MQB). Автомобиль доступен либо с атмосферным двигателем объемом 1,5 л мощностью 111 л.с, либо с силовой установкой объемом 1,4 л мощностью 148 л.с. с турбонаддувом. В настоящее время существует также электрическая версия.

В 2021 году было продано 250 762 автомобиля, в январе 2022 года – 22 000.

9 место Brilliance-BMW 5 Series

Цена в Китае: 450.000-750.000 юаней (4,3-7,2 млн рублей).

Текущая версия седана 5-й серии с длинной колесной базой (5 ), предназначенная для китайского рынка, впервые была представлена на выставке Auto China 2020 в Пекине, однако 5 Li существует с 2008 года.

В дополнение к увеличенной колесной базе, версия для китайского рынка поставляется с высококачественными вариантами оснащения, включая панорамную стеклянную крышу sky lounge и Fond-Entertainment Professional с двумя сенсорными экранами, регулируемыми по наклону. Новый BMW 5-й серии для Китая оснащен передовыми системами помощи водителю, управления и подключения.

Колесная база увеличена на 13,3 см., все дополнительное пространство предоставлено пассажирам сзади. Доступны три двигателя: 2.0 turbo мощностью 224 л.с. (525 ), 2.0 turbo мощностью 252 л.с. (530 ) и новый 3.0 turbo six мощностью 340 л.с. (540

В январе 2022 года было продано 22 600 автомобилей.

8 место Honda Accord

Цена в Китае: 143.220-228.300 юаней (1,37-2,2 млн рублей).

впервые дебютировала на китайском рынке в 1999 году. Это один из самых дешевых японских седанов -сегмента в Китае, цены на который начинаются от 169 800 юаней.

оснащена 1,5-литровым турбированным двигателем, который по-прежнему остается базовым вариантом двигателя с мощностью 192 л.с. и 192рутящего момента. Более мощный 2,0-литровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом доступен в моделях , обеспечивая при этом 252 л.с. и 273 Н. Двигатель 1,5 л. поставляется в стандартной комплектации с бесступенчатой коробкой передач, а 2,0 оснащен 10-ступенчатой автоматической коробкой передач.

В январе 2022 года было продано 22 900 единиц.

7 место Brilliance-BMW 3 Series (BMW i3 eDrive 35L)

Цена в Китае: 313.900-363.900 юаней (3-3,5 млн рублей)

Первая длиннобазная версия нового седана 3 серии, предназначенная для китайского рынка, была представлена в 2012 году.

Благодаря колесной базе, которая на 11 см длиннее, чем у стандартной 3-й серии, BMW i3 eDrive 35L сочетает в себе комфорт на заднем сиденье премиум-класса и езду без вредных выбросов. BMW i3 eDrive35L поставляется со всеми новейшими компонентами трансмиссии BMW Gen5 eDrive.

Кроме того, BMW i3 eDrive 35L оснащена операционной системой BMW OS8 и широким спектром цифровых функций, в том числе высококачественной связью и цифровым ключом.

В Китае в январе 2022 года было продано 24.400 автомобилей.

6 место GAC-Toyota Camry

Цена в Китае: 179 800-269 800 юаней (1,7-2,6 млн рублей)

В 2021 году для китайского рынка была представлена обновленная . Автомобиль оснащен гибридным двигателями объемом 2,0 л. или 2,5 л. Версия с двигателем объемом 2,0 л. имеет максимальную мощность 175 л.с. и пиковый крутящий момент 210 Нм при среднем расходе топлива 5,7 л/100 км. 2,5-литровая версия имеет максимальную мощность 206 л.с. и пиковый крутящий момент 250 Нм при среднем расходе топлива 6,0 л/100 км.

В 2021 году было продано 217 724 автомобиля, в январе 2022 года – 25 000.

5 место BYD Qin Plus

Цена в Китае: 248.900-298.900 юаней (2,4-2,9 млн рублей)

был впервые представлен в автосалоне в Гуанчжоу 20 ноября 2020 года. Он доступен как полностью электрический автомобиль, так и как подключаемый гибрид.

Автомобиль оснащен коробкой передач E-CVT, гибридным 1,5-литровым высокоэффективным двигателем Snap Cloud plug-in с максимальной мощностью 81 кВт/ч, пиковым крутящим моментом 135 Н*м, максимальной степенью сжатия 15,5:1 и максимальной тепловой эффективностью 43%. Расход топлива Qin Plus не превышает 3,8 литра на 100 километров. Автомобиль разгоняется с 0 до 100 км /ч менее чем за четыре секунды. Запас хода на одной зарядке в различных модификациях составляет 400, 500 и 600 км.

В январе 2022 года было продано 25.500 автомобилей.

4 место Wuling Hongguang Mini EV

Цена в Китае: 28.800-33.000 юаней (275-316 тысяч рублей)

— это четырехместный электромобиль, выпускаемый с 2020 года.

В 2021 году в Китае было продано 395 451 мини-электромобилей . Общий объем продаж в январе 2022 года составил 26 700 автомобилей.

производится в двух вариантах: с запасом хода 120 км с батареей 9,3 кВт*ч и запасом хода 170 км с батареей 13,9 кВт*ч. Его максимальная скорость составляет 100 км/ч.

3 место Volkswagen Sagitar

Цена в Китае: 131.800-185.800 юаней (1,26-1,79 млн рублей)

создан на базе североамериканской и производится в Китае совместным предприятием . В настоящее время производство в Китае базируется в Чанчуне и Чэнду. основан на модульной платформе ). Он доступен либо с мотором мощностью 114 л.с. и двигателем объемом 1.2 л., либо с мощностью 148 л.с. и 1,4-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом.

В 2021 году в Китае было продано 234 219 автомобилей. В январе 2022 года – 27 700.

2 место SAIC-Volkswagen Lavida

Цена в Китае: 148.900 юаней. (1,43 млн рублей)

, впервые представленный на выставке 2008 в Пекине, уже много лет является одним из самых продаваемых китайских седанов.

2022 года выпуска оснащен бензиновым двигателем объемом 1,4 т с максимальной мощностью 110 кВт и максимальным крутящим моментом 250 Н·м в сочетании с коробкой передач 7

В 2021 году в Китае было продано 432 035 автомобилей, в январе 2022 года – 45 300.

The newest 2022 Volkswagen Lavida is equipped with a 1.4T petrol engine with a maximum power of 110kW and a maximum torque of 250N·m, matched with a 7DCT gearbox.

1 место Bluebird Sylphy

Цена в Китае: 99.800-143.000 юаней (0,95-1,37 млн рублей)

Bluebird – автомобиль японской компании . В 2021 году в Китае было продано целых 513 207 автомобилей, что на 5,1% меньше, чем в прошлом году. За январь 2022 года было продано 50 000 единиц.

На российском рынке седан Sylphy продается под названием Sentra. Автомобиль оснащен 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 123 л.с. В зависимости от комплектации предлагается 5-ступенчатая «механика» или вариатор.

Популярность Sylphy можно объяснить оптимальным соотношением цены и доступных опций. Автомобиль оснащен 7 или 8-дюймовым сенсорным экраном, двухзонным климат-контролем, круиз-контролем, датчиками дождя и освещенности, а также многофункциональным рулем.

РАСПП вот уже более 12 лет помогает российским компаниям развивать бизнес с Китаем, в том числе организует поставки запчастей из Китая как для западных, японских, так и российских моделей авто.

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Китай является крупнейшим автомобильным рынком в мире. Именно в Китае производится и продается больше автомобилей, чем где-либо еще на планете.

Интересно узнать, как устроен этот рынок, ведь автомобильный мир Китая разительно отличается от того, что мы видим в Америке или Европе.

Мы рассмотрим интересные модели автомобилей, которые занимают топовые позиции с точки зрения продаж на основе данных от China Auto Web и Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA).

Самые продаваемые машины в КНР

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

В результате сотрудничества General Motors, Shanghai Automotive Industry Corporation и Liuzhou Wuling Motors Co Limited был образован новый автомобильный концерн – Baojun. Дальнейший рост Baojun привел к созданию еще одной известной китайской компании – Wuling.

Wuling и Baojun — два самых популярных автомобильных бренда в стране. А модель Baojun 560 занимает почетное десятое место по продажам в Китае. В 2016 году объем продаж этой модели составлял 321 555 единиц.

Этот компактный кроссовер, по словам автопроизводителя, построен на «шасси мирового класса, оптимизированном для Lotus», оснащен 1.8-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 135 л. с.

GAC Trumpchi GS4

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

GAC Trumpchi GS4 – компактный кроссовер, который также входит в топ самых продаваемых автомобилей в Китае. Было продано колоссальное количество этих автомобилей – 326 906 единиц.

Машина оснащена 1.3-литровым четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом, мощность которого — около 135 л. с.

Про Chery:  Рассказываем о тонкостях покупки автомобиля в Казахстане

10 июня 2018 года был выпущен обновленный GAC GS4 с исправленным экстерьером и модернизированным интерьером. Изменения в дизайне минимальные, но они позволили придать внедорожнику более солидный и современный вид.

Передняя часть теперь оснащена новыми, светодиодными фарами, слегка измененной решеткой радиатора, более солидным, увеличенным бампером с L-образными секциями дневных ходовых огней и противотуманных фар.

VW Sagitar

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Sagitar — это, по сути, Volkswagen Jetta Mark 6, собранный на заводе FAW-VW в Чанчуне с использованием деталей, поставляемых Volkswagen de Mexico. Volkswagen очень популярен в Китае, именно поэтому в 2016 году там было продано 341 331 штук.

Nissan Sylphy

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Sylphy — это, по сути, Sentra, но в Китае автомобиль предлагается с двумя безнаддувными четырехцилиндровыми двигателями.

1,8-литровая модель похожа на североамериканскую, ее мощность составляет около 130 л. с., а китайская машина менее мощная, оснащена 1.6-литровым двигателем.

Baojun 730

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Семиместный минивэн очень популярен в Китае. Покупатели могут выбирать между 1.5-литровым или 1.8-литровым четырехцилиндровым двигателем. Как и Baojun 560, этот автомобиль получил настройки подвески от Lotus.

Baojun 730 — продукт совместного партнерства между SAIC-GM-Wuling, стал первым автомобилем по цене ниже 160000 юаней, на момент выхода получившим пятизвездочный рейтинг безопасности в рамках Китайской программы оценки новых автомобилей (C-NCAP).

Семиместный MPV набрал максимальные18 баллов в тестах на боковой удар и общий балл 54,4 в краш-тестах, проведенных Китайским центром автомобильных технологий и исследований (CATARC).

Компания заявляет, что буферная зона в моторном отсеке и применение технологии термоформования на B-стойках и дверных панелях помогают защитить пассажиров в случае лобового или бокового удара.

Кроме того, более 60 процентов конструкции кузова изготовлено из высокопрочной стали, что также обеспечивает значительную жесткость в случае столкновения.

730 стандартно поставляется с 8-дюймовым сенсорным экраном высокой четкости, с поддержкой Bluetooth и мобильных устройств через USB.

Четыре подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов и электронное распределение тормозного усилия являются стандартными функциями безопасности, в то время как электронный контроль устойчивости является опцией.

730 был создан для удовлетворения потребностей растущих китайских семей, и с тех пор как он был запущен в производство в июле 2014 года, его уже успело приобрести 250000 покупателей.

Сам бренд Baojun был создан всего за четыре года до этого, в 2010 году, как недорогая альтернатива другим брендам GM, представленным на рынке, таким как Chevrolet и Buick.

Buick Excelle GT

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

На момент выхода цена на эту модель варьировалась от 109900 до 159900 юаней. Buick Excelle GT — это дополнение к линейке GM в Китае, построенное на новой платформе.

Старая модель Buick Excelle GT создавалась на основе седана Opel Astra и известна в США как Buick Verano. Она намного больше, чем новый Excelle GT.

  • Excelle GT (Astra, Verano): 4671/1815/1478, колесная база — 2685;
  • Excelle GT (новый): 4587/1798/1463, колесная база составляет 2640.

Buick Excelle GT доступен с двумя четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями: 1.5 -литровый с 114 л.с. и 143 Нм, а также 1.4-литровая турбина с 144 л.с. и 200 Нм.

1.5-литровый вариант поставляется с механической коробкой передач и пятью скоростями или автоматической коробкой с шестью скоростями, 1.4-турбо — с DCT с семью скоростями.

VW Lavida

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Volkswagen Lavida был впервые представлен на автомобильном рынке Китая в 2008 году. И именно этот седан стал самым продаваемым. Сложно понять, что именно привлекает местное население в этой модели, но было продано уже больше 478699 машин.

Haval H6, H6 Sport, H6 Coupe

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Китайский рынок во многом похож на другие — клиенты также выбирают практичные, просторные кроссоверы. Great Wall Haval H6 является особенным, потому что, в отличие от многих других автомобилей в этом списке, это действительно китайский продукт, без участия или помощи сторонних автопроизводителей. Haval H6 предлагается с рядом бензиновых или дизельных двигателей и оснащен полным приводом.

Вентиляционные отверстия отсылают нас к дизайну Audi — это относится и к дверным ручкам. Мягкий на ощупь материал на верхней панели, блестящая светло-серая аппликация под дерево на передней панели и центральной консоли вызывают только положительные эмоции.

Передние сиденья достаточно хлипкий и непрочные, но имеют достаточно хорошую форму, чтобы в них можно было чувствовать себя комфортно.

Компания Great Wall Motor, основанная в 1976 году, производит и продает бренды Great Wall, Haval, Wey и Ora.

Great Wall тесно сотрудничает с Yogomo и выпускают продукцию под брендом Link Tour EV. Компания прекратила производство легковых автомобилей под собственной маркой в конце 2018 года.

В 2019-м руководство компании амбициозно объявило о своих планах за рубежом, чтобы исправить замедление спада продаж на внутреннем автомобильном рынке. По словам председателя компании Вей Цзяньцзюня, глобальная экспансия необходима, чтобы противостоять спаду продаж внедорожников и пикапов в Китае.

Руководитель также заявил, что компания больше не может быть ограничена внутренним рынком, если она хочет расти.

Китайский производитель автомобилей планирует экспортировать более 60000 машин в этом году, что на 25% больше, чем количество автомобилей, которые он экспортировал в предыдущий период.

Great Wall Motors в настоящее время поставляет свои машины в Австралию, Чили, Южную Африку и Россию. Чтобы выйти на более глобальный мировой рынок, китайским производителям придется значительно улучшить качество своих автомобилей.

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Самым популярным автомобилем, продаваемым на китайском рынке, является Wuling Hongguang, в 2016 году было продано 650018 автомобилей. Hongguang рассчитан на 7 пассажиров, что еще раз доказывает, насколько популярным может быть универсальный минивэн. Этот автомобиль был создан в Liuzhou (Guangxi).

Какой бюджетный автомобиль нужен покупателям? Он должен быть надежным, экономичным и практичным. Этот 7-местный фургон оснащен 1,5-литровым двигателем i4, 5-ступенчатой коробкой передач, мощностью 105 л. с. и обладает максимальным крутящим моментом 147 Нм.

Эти цифры не впечатляют, но успех этой модели не случаен. Фургон очень практичный, большое внутреннее пространство позволяет перевозить много людей или заниматься грузоперевозками.

Благодаря огромному объему продаж, даже в случае поломки, вы всегда сможете найти дешевые запчасти и ремонтную мастерскую, где машину оперативно восстановят.

Wuling Hongguang отлично зарекомендовал себя на неровных дорогах и в сельской местности. Стоимость машины — менее 7800 долларов. За эти деньги вы получаете ТС с кондиционером, неплохой мощностью и вместительным внутренним пространством.

Автомобили Wuling продаются и за рубежом, в Латинской Америке их предлагают под маркой Chevrolet. Помимо надежности, приятных цен и выдающейся практичности, автопроизводитель ответственно относится к потребностям пользователей.

Шильдик торговой марки Wuling очень похож на Corvette. А в переводе с китайского «Wuling» означает «пять бриллиантов». Сейчас Wuling Hongguang производится совместным предприятием Wuling, GM и Shanghai Motors.

Каждые 6 секунд продается один Wuling. Многие используют Wuling для перевозки грузов, зарабатывая себе на пропитание. Многим китайцам он помогает не умереть с голода, для других же это верный друг и помощник.

Changan S35

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Компания Changan активно сотрудничает с Ford, Mazda и Peugeot, в настоящее время рассматривается возможность расширения и экспортные поставки в Великобританию и Европу.

CS55 – компактный внедорожник, который был представлен на автосалоне в Шанхае в 2017 году.

Внешний вид разрабатывался при участии дизайн-студии Changan в Турине, и несмотря на то, что в некоторых деталях присутствуют отсылки на последние модели Land Rover, он выглядит в основном однородно.

1.5-литровый бензиновый двигатель с турбонаддувом и изменяемой фазой газораспределения на распредвалах впускных и выпускных клапанов управляется шестиступенчатой автоматической коробкой передач Aisin Warner.

Максимальная мощность составляет 154 л.с. при 5500 оборотах в минуту, а максимальный крутящий момент достигает 165 Нм. CS55 был протестирован на соответствие китайским стандартам NCAP, которые, как утверждается, соответствуют европейским.

Заключение

Последние поколения китайских автомобилей стремительно догоняют западные стандарты по качеству салона. Около десяти лет назад модели китайских брендов были сделаны из дешевого пластика и не выдерживали никакой критики. В последнее время эта ситуация меняется в лучшую сторону, и китайские производители стараются использовать качественный материалы в отделке.

Автопроизводители опасаются, что Китай будет доминировать на мировом автомобильном рынке. Здесь уже производят автомобили для ведущих производителей благодаря дешевой рабочей силе и материалам.

Таким образом, даже если вы не купили бы машину напрямую у китайского производителя, следует учитывать, что автомобиль, на котором вы ездите, или который только хотите приобрести, может быть собран в Китае.

Китайцы славятся клонами популярных брендов и субпродуктами, но кто знает — может быть в будущем китайские автомобили станут нашим единственным выбором.

Когда речь заходит о китайских брендах, первое, что приходит на ум:

  • Geely;
  • FAW;
  • Great Wall;
  • Dongfeng.

Дизайны автомобилей от этих брендов – нелепые копии дизайнов известных моделей, а при изготовлении используются материалы и детали сомнительного качества.Тем не менее, год от года наблюдается рост качества, выпускаются новые модели, создаются новые бренды, которые мало чем не уступают топовым зарубежным новинкам.

Видео про автопром Китая:

https://youtube.com/watch?v=tvoWwRsLAw0%3Ffeature%3Doembed

10 самых продаваемых автомобилей в Китае в 2022 году

Wuling Hongguang MINIEV и Lada Granta

Китай: Wuling Hongguang MINIEVПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 214 188Примерная стоимость: 29 800 юаней (266 412 рублей)

Электромобиль, продажи которого начались в 2020 году, имеет мощность 27 л. с., зарядки аккамулятора хватает на 120 км. В стандартной комплектации небольшой автомобильчик оснащается кондиционером, стереосистемой, антиблокировочной системой и датчиками давления в шинах.

Россия: Lada GrantaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 23 387Примерная стоимость: 620 900 рублейПроизводство автомобиля, созданного на базе «Лада Калина», началось в январе 2011 года. Сегодня Granta остается одной из самых доступных новых машин на российском рынке. В июне 2022 года начались продажи «антикризисной» модели с 1,6-литровым двигателем мощностью 90 л. с. стандарта Евро-2.

Tesla Model Y и Lada Vesta

Китай: Tesla Model YПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 179 039Примерная стоимость: 339 900 юаней (3 038 706 рублей)

Продажи американского электрического кроссовера китайского производства на местном рынке начались в январе 2021 года. В стандартной комплектации Long Range автомобиль имеет запас хода в 594 км, разгон до 100 км/ч у него занимает 5,1 секунды, максимальная скорость — 217 км/ч. В 2020 году Model Y была включена в Китае в список автомобилей на альтернативных источниках энергии, покупка которых освобождена от налога на приобретение.

Россия: Lada VestaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 21 563Примерная стоимость: 1 121 900 рублей

В комплектации Classic автомобиль оснащается подушками безопасности водителя и переднего пассажира, имеет электропривод и обогрев наружных зеркал, кондиционер. Двигатель мощностью 106 л. с. разгоняет машину до сотни за 11,2 секунды. С автоматической коробкой передач машина будет стоить почти на 200 000 рублей дороже.

VW Lavida и Kia Rio

Китай: VW LavidaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 162 762Примерная стоимость: 114 000 юаней (1 019 160 рублей)

Седаны и хэтчбеки на платформе Volkswagen Golf производятся на заводе Shanghai Volkswagen. Сейчас продается уже третье поколение VW Lavida, представленное на автовыставке в Пекине в 2018 году. Машины оснащаются двумя вариантами двигателей (116 и 150 л. с.), которые работают в паре с механической пятиступенчатой коробкой передач или с шестиступенчатым автоматом.

Россия: Kia RioПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 21 075Примерная стоимость: 1 434 900 рублей

На российский рынок корейский производитель вывел 10 комплектаций Kia Rio, в самой дорогой из них автомобиль стоил в июле 2022 года 1 789 900 рублей.

Самая дешевая комплектация имеет бензиновый двигатель мощностью 100 л. с. и механическую коробку передач. Для эксплуатации в России автомобилю был увеличен дорожный просвет, антикоррозионным покрытием обработан кузов и днище, проведена шумоизоляция капота.

Haval H6 и Hyundai Solaris

Китай: Haval H6Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 136 921Примерная стоимость: 98 900 юаней (884 166 рублей)

Бренд Haval был создан в 2013 году китайской компанией Great Wall Motors для производства и продаж кроссоверов и внедорожников. Выход на российский рынок состоялся в 2015 году, через три года была запущена сборка автомобилей Haval в Туле. Haval H6 был представлен на Шанхайском автосалоне в 2011 году, автомобиль стал первым безрамным кроссовером в линейке  Great Wall Motors. В 2015 году он был выведен на российский рынок. Машина построена на модульной платформе L.E.M.O.N, оснащаются 1,5 литровым мотором мощностью 169 л. с. или двухлитровым мощностью 224 л. с. В 2020 году продажи Haval H6 в России были прекращены, за пять лет на российском рынке было продано более 10 000 Haval H6.

Россия: Hyundai SolarisПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 16 888Примерная стоимость: 1 400 000 рублей

Автомобиль был впервые показан на Московском международном автосалоне в сентябре 2010 года, в январе 2011 года его серийное производство началось на заводе Hyundai Motor в Санкт-Петербурге. В феврале 2020 года в России был представлен обновленный Hyundai Solaris с новым дизайном передней части, новыми бамперами и задними фонарями. Цены на базовую комплектацию тогда начинались от 765 000 рублей, в нее входили две подушки безопасности, центральный замок, аудиоподготовка и 15-дюймовые стальные колеса.

Про Chery:  Е АК в Москве

BYD Song DM и Hyundai Creta

Китай: BYD Song DMПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 131 007Примерная стоимость: 169 000 юаней (1 510 860 рублей)

Обновленная гибридная версия полноприводного кросовера BYD Song была представлена в 2018 году на автомобильной выставке в китайском городе Чэнду. Основным агрегатом у машины является четырехцилиндровый двигатель на 1,5 литра усиленный двумя электромоторами. Средний расход топлива заявлен производителем в 1,4 литра на 100 км пути, разгон до 100 км/ч у автомобиля занимает 4,9 секунд.

Россия: Hyundai CretaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 13 425Примерная стоимость   1 859 000 рублей

Компактный кроссовер корейская компания вывела на рынок в 2015 году, через год его сборку наладили на заводе Hyundai Motor в Санкт-Петербурге. Базовая комплектация имее т двигатель объемом 1,6 литров мощностью 123 л. с. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 12 секунд, расход топлива — 7,7 литров на 100 км пути. Новое поколение Hyundai Creta стало продаваться в России в июле 2021 года и сразу же стала пользоваться ажиотажным спросом — за первую неделю было куплено почти 580 автомобилей этой модели, а по итогам года она стала самой продаваемой машиной в линейке Hyundai (за год было продано более 68 000 Hyundai Creta).

Toyota Levin (Corolla) и Lada Niva

Китай: Toyota Levin (Corolla)Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 120 254Примерная стоимость: 113 800 юаней (1 017 372 рублей)

Китайская версия Toyota Corolla производится на совместном предприятии GAC и Toyota. Оснащается либо турбинированным мотором 1,2 литра мощностью 112 л. с., либо гибридной установкой с двигателем 1,8 л. с. и электромотором суммарной мощностью 136 л. с. В базовой комплектации автомобиль имеет фронтальные и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, систему бесключевого доступа в салон, кондиционер, штатную  аудиосистему, электрические стеклоподъемники и зеркала с электроприводом.

Россия: Lada NivaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 13 231Примерная стоимость: 806 900 рублей

Полноприводный автомобиль выпускается АвтоВАЗом с 1977 года, считается, что именно советская «Нива» является первым в мире внедорожником с несущим кузовом. Сейчас автомобиль продается с мотором 1,7 литров мощностью 83 л. с. и механической коробкой передач, время разгона до «сотни» у машины занимает 17 секунд, максимальная скорость заявлена в 142 км/ч.  В июле начались продажи Lada Niva в упрощенной комплектации — внедорожник лишился единственной подушки безопасности, АБС и системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Honda CR-V и Renault Duster

Китай: Honda CR-VПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 119 575Примерная стоимость: 169 000 юаней (1 510 860 рублей)

Кроссовер производится с 2004 года на предприятии Dongfeng Honda в Ухане. На китайском рынке машина продается в двух версиях — одна из них комплектуется бензиновым турбомотором 1,5 литра мощностью 193 л. с., вторая — двухлитровым мотором и электродвигателем суммарной мощностью 215 л. с. Запас хода только на зарядке аккумулятора составляет 65 км, расход топлива всего гибридного агрегата составляет 1,8 литров на 100 км. Гибридный Honda CR-V продается в Китае по цене от 273 000 юаней (2 440 620 рублей).

Россия: Renault DusterПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 10 248Примерная стоимость: 1 492 000 рублей

Компактный кроссовер сделан на платформе B0 (модификация платформы Nissan B с удлиненной колесной базой, которая используется при производстве бюджетных автомобилей Renault и Lada имеет индекс B0), объединяющей его с автомобилями Logan и Sandero. Впервые был представлен в декабре 2009 года под румынской маркой Dacia, через два года французский автоконцерн наладил производство Renault Duster на своем заводе «Автофрамос» в Москве, тогда цена на базовую комплектацию начинались от 449 000 рублей. Renault адаптировала автомобиль к российским условиям эксплуатации увеличенной емкостью аккумулятора, генератором повышенной мощности, дополнительной защитой картера и двигателя. В конце апреля французская компания передало «Автофрамос» правительству Москвы, которое должно разработать новый модельный ряд для московского автопредприятия.

Tesla Model 3 и Lada Largus

Китай: Tesla Model 3Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 115 718Примерная стоимость: 265 700 юаней (2 375 358 рублей)

Электрокар от Илона Маска начал производится в Китае в декабре 2019 года. Автомобиль местной сборки благодаря государственным субсидиям, предусмотренными для производителей электрокаров и экологически чистых транспортных средств стал продаваться по цене на 15% ниже импортных Tesla Model 3. В 2021 году на заводе в Шанхае было собрано 480 000 электромобилей Tesla, 160 000 из них были экспортированы. Локализация производства Tesla  в Китае превышает 90%.

Россия: Lada LargusПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 8723Примерная стоимость: 1 301 900 рублей

Российский автомобиль с двигателем 1,6 литров мощностью 90 л. с. производится на «АвтоВАЗе» с 2012 года, в 2021 году модель прошла рестайлинг. В базовой комплектации машина имеет одну подушку безопасности, АБС, аудиоподготовку, бортовой компьютер и центральный замок с дистанционным управлением. 4 августа «АвтоВАЗ» представил прототип электрического e-Largus, производство которого будет налажено на заводе «Лада-Ижевск», опытную партию электрического автомобиля планируется выпустить в 2023 году. Автопроизводитель заявил, что e-Largus будет оснащаться мультимедийной системой, камерой заднего вида, системой стабилизации и АБС.

VW Sagitar и VW Polo

Китай: VW SagitarПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 114 883Примерная стоимость: 127 000 юаней (1 135 380 рублей)

Автомобиль, являющийся копией модели Volkswagen Jetta, выпускается в Китае с 2006 года на совместном предприятии  FAW-Volkswagen. Базовая версия второго поколения оснащается мотором мощностью 105 л. с., пятиступенчатой механической КПП или шестиступенчатым «автоматом». В июне 2022 года в КНР начались продажи обновленного VW Sagitar, потребителям предложены автомобили в семи комплектациях.

Россия: VW PoloПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 8704Примерная стоимость: 1 620 900 рублей

Компактный автомобиль от Volkswagen начали производить на российском автозаводе немецкой компании в Калуге в 2010 году, тогда же он был признан автомобилем года в Европе. В России машина продается в четырех комплектациях, в базовой машина имеет двигатель мощностью 90 л. с. и пятиступенчатую механическую коробку передач. Расход топлива заявлен в 6,4 литра на 100 км пути. С марта 2022 года автозавод Volkswagen в Калуге находится в простое, в начале июля компания заявила о закрытии своей автосборочной площадки в Нижнем Новгороде.

VW Bora и Toyota RAV4

Китай: VW BoraПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 102 244Примерная стоимость: 112 000 юаней (1 001 280 рублей)

В Китае автомобиль производится с 2001 года, в сентябре 2018 года начались продажи Volkswagen Bora четвертого поколения. Машина оснащается мультимедийной системой, двухзонным климат-контролем, подогревом сидений, ассистентом парковки, электронным стояночным тормозом и системой «старт-стоп». Автомобиль с двигателем 1,5 литра имеет мощность 114 л. с., а с турбированным 1,4 литра — 150 л. с. Автомобиль производится на совместном предприятии FAW-Volkswagen на востоке Китая, поставок Volkswagen Bora на экспорт не планируется.

Россия: Toyota RAV4Продано в январе-июне 2022 года, шт: 7569Примерная стоимость: 2 671 000 рублей

Самый популярный в России автомобиль Toyota продается в пяти комплектациях, самая дорогая из них стоит от 3 381 000 рублей. В 2021 году на российском рынке было продано 38 441 Toyota RAV4 — это был лучший показатель по итогам года среди японских автопроизводителей в России.

В базовой комплектации автомобиль имеет передний привод, оснащается шестиступенчатой МКПП и бензиновым двигателем мощностью 149 л. с. В самой дешевой версии потребитель также получит легкосплавные диски R17, светодиодные фары, обогрев рулевого колеса, мультимедийную систему с поддержкой Apple Carplay и Android Auto.

Субсидии, бесплатные номера и зарядки в сельских районах

У китайского правительства большие планы на развитие электромобильной промышленности в КНР. На ежегодном заседании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте было заявлено, что в 14-м пятилетнем плане (2021-2025 годы) большое внимание будет уделяться развитию производственных мощностей и достижению независимости от иностранных технологий в восьми приоритетных областях, среди которых есть и электромобили.

По планам Министерства промышленности и информационных технологий КНР, к 2035 году 100% пассажирских автомобилей должно быть на гибридном двигателе, а 50% продаж машин должно приходиться на EV. Также правительство строит планы по увеличению продаж автомобилей на батарейках в стране: власти ожидают, что уже в 2022 году доля продаж электромобилей достигнет 20% от общего числа купленных машин. В 2021 году, по данным Nikkei, около 14% купленных машин — электрические.

Для стимулирования покупок электромобилей правительство использует субсидии, которые различаются в зависимости от емкости батареи и в среднем равняются примерно 14 400 юаням ($2260). Еще один метод, который используют китайские власти, чтобы простимулировать покупки EV — бесплатные автомобильные номера. В Китае очень сложно получить автомобильный номер из-за экологического загрязнения и огромных пробок на дорогах, однако, чтобы упростить процесс регистрации электромобиля, в Шанхае были введены зеленые номера для экологичных видов транспорта.

Процесс их получения значительно проще. В Пекине электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений, в то время как машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать только по определенным дням. Субсидии на покупку электромобилей превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта.

Китайские политики регулярно в своих выступлениях обещают расширить систему зарядок для электромобилей и увеличить их количество в сельских районах. Производители автомобилей, заинтересованные в том, чтобы электрокарами было комфортно пользоваться, расширяют сеть зарядных станций. Так, например, CEO китайского производителя электромобилей Nio заявил, что на данный момент в Китае существует 445 фирменных «заправочных» станций, на которых можно не ждать, пока машина зарядится, а просто поменять батарею. К концу года планируется достичь числа в 700 собственных станций по всему Китаю, а к 2025 году — 4000 по всему миру. Volkswagen Group планирует увеличить число зарядных станций в Китае до 13 000 к 2025 году. По данным отчета Electric Vehicle Charging Infrastructure Promotion Alliance, опубликованного в The People’s Daily, уже сейчас в Китае — самая большая в мире сеть заправок для электромобилей.

На электрический двигатель переводят и такси. Так, Didi Chuxing, крупнейшая фирма-перевозчик в Китае, сотрудничает с компанией BYD в проектировании электромобиля специально для перевозок пассажиров. Хэтчбек D1 оснащен системами распознавания лица и объектов вокруг, экстремального торможения, а также механизмом предупреждения о пешеходах поблизости, что увеличивает безопасность поездки. В начале декабря 2021 года D1 продемонстрировали в «Сколково» — впервые за пределами Китая.

Помимо активной помощи китайских властей, местным производителям на руку еще и то, что на китайском рынке довольно осторожно относятся к западным брендам электрокаров. Некоторые китайские потребители устраивают настоящие протесты против Tesla. Так, на Шанхайском автошоу 2021 года женщина по фамилии Чжан обвинила автопроизводителя в том, что его машины неисправны: тормоза выходят из строя, а батареи воспламеняются. Правительство Китая провело расследование по жалобам потребителей, а Tesla обещала исправиться.

Воспламеняющиеся детали  и неисправность систем — не единственная претензия китайцев к Tesla. В марте 2021 года правительство КНР запретило автомобилям Tesla приближаться к военным объектам, ссылаясь на требования безопасности. На американских электромобилях установлено несколько камер, которые, по логике китайских военных, предположительно могли шпионить за вооруженными частями. Через несколько дней Илон Маск появился на одном из крупных форумов, где подчеркнул, что, если такие ситуации возникали, он проследит, чтобы они не повторялись.

Больше, дешевле и не хуже

Производство электромобилей в Китае растет: в КНР официально зарегистрировано 479 компаний-производителей электрокаров, 70 из них были открыты в последние два года. Кроме того, китайская компания Contemporary Amperex Technology Co (CATL) является одним из крупнейших в мире производителей литий-ионных батарей, важнейшей части электромобиля. В ноябре 2021 году рыночная капитализация компании составляет $250 млрд. CATL поставляет аккумуляторы для многих производителей электрокаров: Tesla, NIO, XPeng. Доля компании на глобальном рынке аккумуляторов для электромобилей составляет порядка 30%, на китайском — более 50%.

Китай — самый крупный рынок для продаж электромобилей в том числе благодаря росту предложения со стороны автопроизводителей. EV становятся дешевле и качественней, поэтому все больше китайских компаний выходят в топ по продажам в стране. Помимо лидера Hongguang Mini EV, в топ-15 продаж за первые три квартала 2021 года — еще 12 китайских автомобилей. Правда, второе и третье места занимают детища компании Tesla — Model 3 и Model Y. Автопроизводитель продал около 200 000 автомобилей на китайском рынке за три квартала 2021 года. В прошлом году на Китай приходилось около одной пятой всей выручки компании.

Очередным конкурентом Tesla недавно назвали электромобиль Xpeng за очень похожий дизайн. В августе 2021 года автопроизводитель анонсировал постройку нового завода в городе Ухань (провинция Хубэй), на котором будет производиться около 100 000 машин. Завод будет обеспечивать выпуск продукции на 30 млрд юаней  ($4,6 млрд) при полной загрузке. В июле компания произвела около 8000 электромобилей, поэтому постройка нового завода значительно расширит выпуск.

Про Chery:  Байд китайская компания

Очередным конкурентом Tesla недавно назвали электромобиль Xpeng (Фото DR)

Крупный китайский производитель смартфонов Xiaomi тоже подался в производство электромобилей и зарегистрировал марку EV в конце августа 2021 года. Xiaomi планирует построить в Пекине фабрику, которая способна выпускать около 300 000 электромобилей в год к 2024 году.

Китай выпускает и альтернативы более люксовым моделям Tesla. Так, конкурентом Tesla Model X может стать BYD Tang, названная в честь великой китайской империи Тан VII-X вв. Модель стоит $71 000, а на одном заряде аккумулятора можно проехать около 500 км. Для сравнения, Model X стоит больше $140 000 и проходит на одной зарядке те же 500 км.

Если одни китайские производители в первую очередь ориентируются на отечественный рынок, то другие планируют покорять весь мир. Как правило, они начинают штурмовать международные рынки с границ Скандинавии — там уже сейчас высокий спрос на электромобили. С точки зрения обкатки электромобилей в Европе один из самых выгодных рынков — Норвегия, там самая большая доля электромобилей на душу населения.

Уже упоминавшаяся выше BYD Tang начинала свой путь именно на норвежском рынке: в июне 2021 года на север была отправлена первая сотня автомобилей, а уже в сентябре в Норвегию поступила партия из 1000 электромобилей. В Норвегии также уже продают свои электрокары Xpeng и Nio. В ноябре Xpeng (вновь названный в заголовке CNBC «конкурентом Tesla») заявил о планах продолжить экспансию на европейский рынок — в следующем году он намерен начать продажи в Швеции, Дании и Нидерландах. Автопроизводитель Nio после Норвегии заявил, что намерен продавать свои электромобили еще в пяти европейских странах, и уже вышел на шведский рынок.

Агентство Fitch считает, что китайские производители электромобилей могут составить серьезную конкуренцию европейским. По оценке аналитика LMC Automotive Дэвида Ли, которого цитирует американский Forbes, количество китайских электромобилей в Европе за последние пять лет удвоилось, а помощь со стороны властей Китая обеспечивает им конкурентное преимущество. В результате западные производители сейчас вынуждены догонять китайских на рынке бюджетных автомобилей, доступных массовому потребителю.

Производители в Китае действительно сейчас строят достаточно качественные автомобили за относительно небольшую цену. Именно китайские электрокары на данный момент являются одними из самых доступных альтернатив машинам с двигателями внутреннего сгорания. Конечно,Tesla покупают не только из-за желания спасти природу, но и для демонстрации своего статуса, ведь машины Tesla ассоциируются с будущим, в чем немалую роль сыграл имидж самого Илона Маска. Компанию оценивают не просто как производителя электромобилей, но и как бренд, отвечающий за качество внутреннего и внешнего содержания машины.

В том, что касается маркетинга и мировой известности, ни один из китайских производителей с Tesla конкурировать пока, конечно, не может. Многие их них не известны за пределами КНР. Однако в массовом сегменте электрокаров они вполне могут стать лидерами, если западные конкуренты не начнут составлять им конкуренцию, снижая цены.

Борьба за экологичных и бережливых

Электромобили, считающиеся более экологичным видом транспорта по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сейчас набирают популярность в мире. Большинство стран взяли на себя обязательства достичь  углеродной нейтральности к 2050-2060 году, а переход на электрокары — один из способов сократить выбросы. С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и дошло до 10,2 млн. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн.

Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими. Кто же будет обеспечивать такой стремительный рост? Самый известный игрок на этом рынке — Tesla, которая продает в среднем 370 000 автомобилей в год, или 42 машины в час. В III квартале 2021 года продажи Tesla выросли на 70% — при том, что мировое производство автомобилей упало на 20%. Рыночная капитализация Tesla взлетела до $1 трлн в конце октября на фоне сообщения о том, что старейшая компания по аренде автомобилей Hertz приобретет у нее 100 000 машин. Сделка (если случится) станет крупнейшей в истории рынка электромобилей и принесет Tesla $4,2 млрд. По данным NASDAQ, в ноябре этого года капитализация компании составила $1,14 трлн. Для сравнения, капитализация Meta в данный момент — $940 млрд.

Такие успехи объясняются не только маркетинговыми талантами и харизмой основателя компании. Руководство Tesla верно просчитало стратегию действий во время пандемии и кризиса полупроводников, случившегося из-за закрытия фабрик на карантин в 2020 году. Компания работает с производителями чипов на Тайване, в Южной Корее и США по предоплате, чтобы обезопасить себя от недостатка необходимых материалов.

Во-вторых, компания постоянно повышает уровень технологической оснащенности своих автомобилей для комфорта водителей. Так, искусственный интеллект, который зашит в операционную систему Tesla, обучается на самой крупной базе данных среди автомобильных компаний, пишет издание CleanTechnica. Каждая из 1 млн машин, которые ездят по дорогам по всему миру, отправляет обратно в компанию видеозаписи со своих  камер, чтобы на их основе нейросеть училась распознавать опасности.

Однако у роста продаж Tesla есть и сдерживающие факторы. Компания в первую очередь нацелена на премиум-сегмент электромобилей. За относительно бюджетную Tesla Model 3 придется отдать $48 000 (3,5 млн рублей). На этом фоне у китайских производителей, которые могут предложить более низкие цены, появляется существенное конкурентное преимущество перед Tesla. Например, фирма BYD (Beyond your dreams) предлагает модель BYD e2, которая стоит в два раза дешевле ($20 000), а заряда батареи хватает на 118 км. Для сравнения, значительно более дорогая Tesla Model 3 проходит лишь в 1,4 раза большую дистанцию — 167 км. При этом Китай является самым большим в мире рынком электромобилей и продолжает расти.

Электромобиль BYD е2 (Фото DR)

В 2020 году продажи электромобилей в мире выросли на 43%, при этом 41% продаж EV за год пришелся на Китай — он всего на 1% отстал от Европы. Всего в Китае в 2020 году было продано 1,3 млн электромобилей. Хотя в 2020 году в Европе впервые с 2015 года было продано больше электромобилей, чем в Китае, Китай все еще остается самым крупным рынком среди стран.

По оценке UBS, к 2030 году три из пяти новых автомобилей на китайских дорогах будут электрокарами. По данным Bloomberg, в ноябре продажи электромобилей в Китае выросли на 18%, при этом общие продажи автомобилей за год упали на 13%.

Самая продающаяся модель в Китае при этом вовсе не Tesla, а автомобиль Hongguang Mini EV, который производит SAIC-GM-Wuling Automobile — совместное предприятие китайских компаний  SAIC Motor и Wuling Motors и американской General Motors. Производитель позиционирует компанию как «народный автомобиль для повседневного использования», его стартовая цена — 28 800 юаней (около $4485). Полного заряда хватает на 120 км, и в январе 2021-го это был самый продаваемый автомобиль в мире. Причем, как пишет Bloomberg, автомобиль пользуется особенной популярностью у молодежи и женщин.

Альтернатива «ВАЗам»

Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько тысяч автомобилей в год. Одним из первых продавцов на рынке называют новосибирскую компанию «Пекинские Автомобили», которая наладила импорт пикапов Admiral марки ZX. «В то время в Китае поощрялось стремление локальных компаний выходить на экспортные рынки, — вспоминает Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнесревю». — К тому же у потребителей в России был запрос на недорогие автомобили, оснащенные лучше моделей отечественного «АвтоВАЗа», обладающие имиджем иностранного бренда и стоимостью до $10 000. Китайские производители отвечали всем этим качествам».

В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.

Как рассказывал в интервью Forbes Алексей Резников, глава и владелец компании «Ирито», в 2007 году его компания продала в России 14 000 машин под марками Great Wall, BYD и FAW, что принесло предпринимателю около $200 млн выручки и около $10 млн чистой прибыли. Рост продаж составил 55% за год.

В 2008 году у «Ирито» появилась собственная сборочная площадка в подмосковной Гжели. Китайцы и российская сторона вложили $25 млн в компанию «Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями начали производить китайские внедорожники (крупноузловая сборка). В 2011 году «Ирито» появился второй завод под Липецком, где была собственная линия окраски, туда же перенесли цех сварки из Подмосковья. Гжельская площадка использовалась для финальной сборки автомобиля. Предприятие производило внедорожники Hover H3 и H5.

История успеха завершилась уголовным делом. В 2018 году подмосковной полицией по заявлению руководства Great Wall было начато расследование. Китайцы заявили, что «Ирито» перестал оплачивать поставленные машинокомлекты. Как писала газета «Коммерсант», владельцы группы компаний «Ирито» «незаконными умышленными преступными действиями» причинили ущерб китайскому автопроизводителю на сумму более $48,4 млн.

Дело пока не завершено. Китайская сторона настаивает на продолжении следствия. «Для нас важно, чтобы следствие как можно скорее продолжилось, чтобы сохранялся контроль со стороны органов власти. Ведь это влияет на инвестиционный климат, а значит это важно не только для нас, а для всей экономики и ее будущего развития», — заявлял Чжан Цзюньсюе, вице-президент Great Wall Motor и генеральный директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».

Китайскими автомобилями начинают заниматься все больше российских дилеров, среди них Major Auto, «АвтоСпецЦентр», «Ключавто», Fresh Auto. В 2020 году было открыто 406 новых дилерских центров, 211 из них — по продаже китайских автомобилей. Больше всего новых салонов — 42 — было открыто под брендом Changan.

«Спрос на китайские автомобили растет за счет их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций. Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом — SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95%)», — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Его компания осенью 2020 года открыла своей первый центр по продаже китайских автомобилей, сейчас она продает машины Haval, Geely и Chery. «Динамики у нас пока нет, но мы видим отчетливый рост доли продаж китайских брендов в общей структуре наших марок», — отмечает Петрунин.

«Китайские автомобили — это оптимальное соотношение цены и качества. За аналогичную стоимость китайского авто полной комплектации иногда невозможно приобрести европейскую или корейскую модель в базовой», — рассказывает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Например, бензиновый двухлитровый Haval Jolion стал самой доступной моделью марки на рынке — цена стартует от 1 189 000 рублей. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson стоит от 1 744 000 рублей, а переднеприводный Kia Sportage с тем же мотором (но с автоматической коробкой передач) обойдется минимум в 1 794 900 рублей.

«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир

Fresh Auto торгует «китайцами» с сентября 2019 года. Все прогнозы по продажам Haval оправдались, говорит Мигаль: средний ежемесячный рост составляет 3% с начала продаж. За четыре месяца 2021 года в трех салонах Fresh Auto доля этого бренда составила 16,48% от всех реализованных новых авто. С декабря 2020 года компания продает Changan, также в портфеле дилера есть Cherry и ее премиальная линейка CheryExeed. Все они также имеют положительную динамику, уверяет Мигаль.

Китайским автопром вышел на совершенно на новый уровень, считает он, за последние пять лет китайские производители достигли таких показателей, к которым другие марки идут примерно лет 20, например, меняют модельный ряд раз в три-четыре года.

Китайские автопроизводители устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды, добавляет Петрунин.

Крупнейший российский продавец автомобилей «Рольф» пока китайскую продукцию в свою линейку не запускает. Источник, знакомый с планами «Рольф», утверждает, что компанию сдерживают низкие объемы продаж и возможные проблемы с загрузкой сервиса.

Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей

В перспективе трех-пяти лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год, считает Сергей Целиков. «Могли бы и быстрее, однако, в головах россиян китайские автомобили все еще ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев — сломать этот стереотип на практике доказав обратное», — считает эксперт.

Как открывались и закрывались сборочные производства китайских автомобилей в России, читайте ниже.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий