На российском автомобильном рынке сложилась беспрецедентная ситуация. На нём сошлись сразу несколько глобальных факторов, начиная от резкого укрепления рубля и заканчивая небывалым дефицитом новых автомобилей внутри страны. В связи с этим в последнее время стала очень популярна тема импорта автомобилей.
В России в августе нынешнего года было продано 11 037 автомобилей китайских марок, что соответствует доле 25,9%. Таким образом, каждая четвертая проданная машина в последний летний месяц была из Поднебесной. Как уточняет аналитическое агентство «Автостат», это является новым рекордом для китайских автомобилей, которые по популярности теперь уступают только российским моделям (на их долю пришлось 38,7% от общего объема продаж). Autonews.ru выяснил, какие китайские автомобили сейчас есть в дилерских центрах и сколько они стоят.
В последнее время российский автомобильный рынок активно покоряют представители китайского автопрома, предлагая огромный ассортимент ДВС-автомобилей и электрокаров буквально на любой вкус и кошелёк. И, соответственно, в сети всё чаще можно услышать мнение о том, что автомобили в Китае стоят в два-три раза дешевле, а в России те же модели продают по каким-то заоблачным ценам, что аудитории, естественно, не очень нравится. Я изучил данный вопрос и пришёл к выводу, что сравнивать цены в России и Китае совершенно неправильно по целому ряду факторов — это, в буквальном смысле, две совершенно разные вселенные.
И почему же тогда китайские автомобили стоят так дорого в РФ?
Данный материал совершенно не претендует на достоверность. Реальность рассмотренной ситуации практически равна нулю. Но если посмотреть на получившийся результат, то видно, что даже с пошлиной в 48% китайские цены выглядит куда интереснее российских.
Скорее всего, это говорит о полной необоснованности отечественного ценообразования. Дефицит, логистика и резкое снижение конкуренции сформировали совершенно абсурдную стоимость, которая не соответствует условиям открытого рынка. В данной ситуации остается ждать и надеяться, что российский рынок постепенно выберется из этого «светопреставления». Тем более что первые подвижки в этом направлении начинают проявляться.
Всего год назад за 1 млн руб. можно было купить новую Lada Vesta в топовой версии SW Cross. Сегодня же официальная цена самой простой «Весты» — 1,1219 млн руб. без учета дилерских наценок, реальные цены еще примерно на 200 тыс. выше, а за обновленную модель Vesta NG дилеры и вовсе просят от 2,2 до 2,6 млн руб.
Изменилась ситуация и на вторичке. «Низ» рынка, судя по агрегаторам объявлений, находится на отметке в 500 тыс. руб. — но едва ли с такими машинами стоит связываться. Если же говорить о среднем ценовом диапазоне, то он составляет примерно от 800 тыс. до 1 млн руб. — то есть подержанные «Весты» сегодня стоят столько же, сколько новые год назад.
Тем интереснее посмотреть, что за аналогичные деньги можно купить за границей. Например, в Китае, который становится главным поставщиком новых автомобилей в Россию. Кстати, по текущему курсу 1 млн руб. — это 115 тыс. юаней. На эту отметку и будем ориентироваться.
Китайский Haval в полтора раза повышает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера завода в Туле. Столь резкое подорожание — редкость в истории российского рынка. Даже на фоне серьезной девальвации рубля раньше моментально издержки в цены перекладывал лишь GM в 2014 году. Однако сейчас ситуация другая: помимо Haval в массовом сегменте в РФ выпускаются лишь модели Lada и работает часть конвейера «Автотора», поэтому предложение ограничено запасами складов. Haval, говорят источники “Ъ”, столкнулся со сложностями с логистикой и дефицитом комплектующих.
Haval поднимает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера, почти на 50%, рассказали собеседники “Ъ” на авторынке, подчеркивая нетрадиционность такого шага.
“Ъ” ознакомился с прайс-листом, сформированным компанией, согласно которому цены на модельный ряд бренда поднимаются на 950–980 тыс. руб., или на 40–50%.
Автозавод Haval в Туле — один из немногих, кто продолжает сборку машин в РФ в легковом сегменте, несмотря на сложности с логистикой. Более того, как сообщалось на форуме рабочих, завод работал в три смены. Однако сейчас, рассказывает источник “Ъ” на авторынке, площадка перешла к работе в две смены и, как и другие предприятия, столкнулась со сложностями с доставкой комплектующих, отгрузки по морю остановились. Запасов запчастей хватит на полтора месяца, но компания «планирует наладить цепочки», говорит собеседник “Ъ”.
Другие китайские автомобили импортируются в РФ. Geely ведет сборку в Белоруссии (СП Geely и БелАЗа «Белджи»), но площадка уже ушла во внеплановый простой с 16 марта до 1 апреля. Как писал Onliner, проблема — в нарушении логистических связей и перебоях в поставках материалов и комплектующих.
На модели Haval, которые уже есть на складах дилеров, цены на прошлой неделе выросли на 20%, говорят источники “Ъ”. Это в целом в пределах повышений по остальным брендам.
Рост на 50% произойдет, если курсы на нынешнем уровне продержатся еще неделю, когда машины будут отгружены, говорит один из собеседников “Ъ”.
В Haval не ответили на вопросы “Ъ”.
Одной из первых о «сером» импорте автомобилей из Китая рассказала «Газета.ru». По словам опрошенных участников теневого рынка, выгоднее всего привозить в Россию новые электрокары, например, марки BYD. Доставка 500-сильной машины с запасом хода 505 километров «под ключ» обойдется в 4,4-4,5 миллиона рублей. На покупке Changan Uni-K в Китае можно сэкономить до 400 тысяч рублей по сравнению со стоимостью этой модели у официального дилера в России, а гибридный кроссовер Geely Xingyue L (Monjaro), который официально должен появиться на нашем рынке до конца 2022 года, уже можно купить с доставкой за 3,1 миллиона рублей.
Но есть нюансы. Во-первых, с ростом популярности такого вида посредничества увеличивается и число мошенников. Обычно они требуют полную предоплату, а гарантией добросовестности будущей сделки может послужить только рекомендация знакомых. Во-вторых, срок доставки достигает трех месяцев, так как машины возят не напрямую в Россию из Китая, а, как правило, через Республику Беларусь или Казахстан, которые входят в Таможенный союз ЕАЭС – там автомобили проходят таможенное оформление, что позволяет снизить платежи.
Это подтверждают и специалисты, опрошенные порталом E1.ru, которые занимаются таким видом посредничества. Маршрут, по которому возят автомобили из Китая, получается длинным: их доставляют железной дорогой или автовозами, и в среднем срок ожидания составляет 1,5–2 месяца, но в договорах чаще фигурирует срок в 100–110 дней.
Курс юаня к рублю зафиксировался на уровне пятилетнего минимума, так что китайские автомобили действительно стоят на домашнем рынке значительно дешевле, чем в России. E1.ru сравнивает начальную стоимость моделей в Китае с РРЦ в нашей стране: в пересчете на рубли по нынешнему курсу, Geely Tugella можно купить в КНР за 1,18 миллиона рублей против 3,5 миллиона рублей в России (пошлина составляет 662 тысячи рублей), Haval Dargo китайской сборки – 1 миллион рублей против 3,1 миллиона за кроссовер, произведенный на тульском заводе, Chery Tiggo 8 – от 890 тысяч рублей вместо 2,48 миллиона в России.
Китайские компании в отличие от своих европейских, японских и американских коллег приостанавливать деятельность в России не стали. Более того, автомобили из Поднебесной активно наращивают долю на отечественном рынке и по популярности сейчас уступают только отечественным машинам. В результате в топ-20 самых продаваемых моделей в сентябре (по данным Ассоциации европейского бизнеса) попали сразу пять китайских моделей. Autonews.ru выяснил, какие автомобили из Поднебесной сейчас есть в дилерских центрах и сколько они стоят.
Haval Jolion
Самым популярным китайским автомобилем на российском рынке в сентябре стал кроссовер Haval Jolion. Производство этого автомобиля с весны прошлого года ведется на заводе в Тульской области. Этой осенью Haval принял решение снизить цены на свои машины в России. Корректировка цен затронула в том числе и Jolion. На официальном сайте компании цены на кроссовер сейчас стартуют от 1,899 млн руб. За эти же деньги нам удалось найти машину сразу в двух крупных столичных дилерских центрах. Причем в одном из них согласились обсудить скидку при личном визите в автосалон.
Кроссовер Haval Jolion можно купить с 1,5-литровой бензиновой «турбочетверкой», которая в модификации с передним приводом развивает 143 л.с., а с полным — 150 л.с. В первом варианте мотор работает с шестиступенчатой механической или семидиапазонной роботизированной коробкой, а более мощный агрегат сочетается только с «роботом».
Geely Coolray
Geely Coolray на нашем рынке предлагается с турбомотором объемом два литра, который работает совместно с роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Таким образом, Coolray — один из немногих автомобилей в этом сегменте, который мог похвастаться двухпедальной начальной версией. Уже в базовой комплектации Comfort у машины есть медиасистема с тачскрином, электропакет, фары с диодными ходовыми огнями, а также подогрев передних кресел.
Судя по данным официального сайта, купить китайский кроссовер сейчас можно минимум за 1,87999 млн руб. Однако в нескольких московских дилерский центрах, куда мы обратились с соответствующим запросом, за такие деньги Geely Coolray купить не удалось. Самым доступным вариантом оказалась покупка китайского кроссовера за 1,9 млн руб. в торговой компании на востоке города.
Geely Atlas Pro
Еще один кроссовер от компании Geely в рейтинге популярности — Atlas Pro. Продажи этого автомобиля на нашем рынке стартовали в сентябре прошлого года. Geely Atlas Pro можно купить с 1,5-литровым бензиновым турбоагрегатом совместной разработки с Volvo, развивающим 177 л.с. Мотор действует вместе с семиступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями и системой полного привода. Силовой агрегат работает по схеме «умеренный гибрид»: ему ассистирует 48-вольтовый стартер-генератор, который дает дополнительные 50 Н·м крутящего момента, сглаживает эффект «турбоямы» и обеспечивает дополнительную экономию горючего.
Позже Geely расширила линейку комплектаций нового кроссовера Atlas Pro за счет модификации с передним приводом. Такой автомобиль оснащен 1,5-литровым бензиновым трехцилиндровым турбомотором с непосредственным впрыском горючего. Двигатель мощностью 177 л.с. действует вместе с шестиступенчатой гидромеханической автоматической коробкой передач. Кроссовер способен ускоряться с места до «сотни» за 10,5 с. На официальном сайте цены на Atlas Pro стартуют от 2,3 млн руб. В одном из дилерских центров автомобиль нам предложили купить за 2,320 млн руб. Однако менеджер практически сразу же пообещал скидку и согласился уступить машину по РРЦ.
Haval F7
В середине февраля Haval начал российские продажи обновленного кроссовера F7. Автомобиль укомплектовали 1,5-литровой «турбочетверкой», развивающей 150 л.с. и 280 Н·м крутящего момента. В качестве альтернативы доступен двухлитровый наддувный агрегат, выдающий 190 л.с. и 340 Н·м. Оба двигателя действуют в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Автомобили доступны как с передним, так и с полным приводом.
Китайский кроссовер на официальном сайте Haval стоит минимум 2 299 000 руб. В одной из московских торговых компаний нам согласились продать машину даже дешевле РЦЦ — за 2 250 000 руб.
Geely Tugella
Geely Tugella появился на российском рынке в конце 2020 года и стал флагманом китайского бренда в нашей стране. Приобрести кроссовер можно только с двухлитровым бензиновым агрегатом с турбонаддувом, мощностью 238 л.с. и 350 Н·м крутящего момента. Двигатель, который был разработан совместно с компанией Volvo, работает вместе с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач японской фирмы Aisin. С таким мотором кроссовер разгоняется до 100 км/ч за 6,9 с.
В автосалонах Москвы нам удалось найти Geely Tugella только в топовой комплектации Flagship. Цены на модель варьируются от 3,9 млн до 4,1 млн руб. в зависимости от дилерских «допов».
Chery Tiggo 7 Pro
Статистика АЕБ не включает в себя данные по продажам еще одного китайского бренда — Chery. Однако практически наверняка автомобили этой марки в топ-20 самых популярных моделей в России оказались. Наверняка туда попал кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Автомобиль доступен в России с бензиновым турбомотором объемом 1,5 л (147 л.с.). Двигатель работает в паре с вариатором.
На официальном сайте Chery цены на автомобиль стартуют от 2,2899 млн руб.
В первом же дилерском центре нам предложили приобрести кроссовер в комплектации Elite (базовая версия Luxury в Россию, по словам менеджеров, уже не поставляется) за 2,290 млн руб.
Haval F7 уже стоит от 2,5 миллиона рублей, но ожидается подорожание почти на миллион
В начале марта множество автомобильных брендов приостановили работу в России, а ряд — заявили об уходе. Некоторые надеются, что место ушедших займет Китай и тем самым спасет наш рынок от «засухи». Автожурналист Артем Краснов считает, что помощь КНР влетит нам в копеечку.
По данным газеты «Коммерсант», китайский бренд Haval планирует единоразовую корректировку ценников на свои кроссоверы в диапазоне 950–980 тысяч рублей. На моей памяти это самое большое единоразовое повышение стоимости непремиального автомобиля. Представители дилерской сети рассказали, что в относительных цифрах подорожание составит 38–58%, и они тоже впечатляют. Для сравнения: в период с 2014 по 2019 годы, когда цены тоже галопировали после обесценивания рубля, машины в среднем подорожали на 60%, но за пять лет, а не за месяц.
Сейчас базовый Haval F7 с 1,5-литровым турбодвигателем стоит от 2,591 миллиона рублей. В момент дебюта на российском рынке в 2019 году цена Haval F7 начиналась от 1,45 миллиона и была на 150–200 тысяч ниже, чем у основных конкурентов. С учетом грядущего подорожания стоимость даже начальных версий приблизится к 3,5 миллиона рублей.
По размерному классу Haval F7 сопоставим с автомобилями типа Skoda Kodiaq и Nissan X-Trail, но с точки зрения потребительских качеств стоит всё же несколько ниже (тест-драйв)
При этом Haval остается единственным китайским производителем, который подписал с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК), хотя процесс шел с большими сложностями. Несмотря на это, Haval организовал в России полноценное производство: завод под Тулой рассчитан на 80 тысяч автомобилей в год и выпускает четыре модели: F7, F7x, Jolion, H9. На этот год был запланирован запуск моторного завода, который бы обеспечил двигателями практически все машины для нашего рынка.
У дилеров Haval нам предложили младшую модель Jolion только в топовой комплектации Premuin за 2,85 миллиона. Это компактный кроссовер размером с KIA Sportage. Цифра 30 000 на снимке — количество выпущенных под Тулой «Хевейлов» за первые два года работы
И вот теперь цена «Хевейлов» ушла в поднебесье — почему? Представители дилерской сети сослались на курс юаня: в течение прошлого года он колебался около отметки 12 рублей, в начале марта подскочил до 20 рублей, а сейчас составляет 18 рублей. Собственно, это отражается в полуторакратном росте стоимости китайских машин.
Курс юаня вырос в полтора раза
Но почему курс юаня бьет по машине российского производства так сильно? Ведь на заводе Haval осуществляется не просто сборка: здесь штампуют, варят и окрашивают кузова. Однако этого недостаточно, например, Haval использует привозную сталь, но даже если бы перешел на российский прокат (переговоры шли с «Северсталью»), это бы не стало панацеей: дорожает даже наш металл. Кроме того, схема работы Haval с российским правительством вызывает ряд вопросов, и, по одной из версий, условия работы китайцев не настолько тепличные, как у других производителей. Большая часть компонентов импортируется, что, помимо роста цен, приводит к логистическим сложностям, из-за чего завод под Тулой в марте перешел с трехсменного на двухсменный режим работы. По данным источников «Коммерсанта», запаса деталей хватит еще на полтора месяца, хотя китайская сторона планирует перенастроить систему поставок и продолжить работу.
Похожие сложности испытывает и другой важный для России производитель — белорусский завод «Белджи», где выпускают Geely Atlas Pro, Tugella и Coolray. С 16 марта до конца месяца производство остановлено из-за нехватки комплектующих.
В последние годы китайские бренды показывали отличную динамику на фоне стагнирующего из-за пандемии рынка. По словам представителей автобизнеса, сказалась расстановка приоритетов: в условиях «ковидного» дефицита микроэлектроники китайские марки выделяли на Россию повышенные квоты и лучше сдерживали цены. За счет этого два бренда, Haval и Chery, попали в топ-10 российского рынка, и достижение тем интереснее, что обе марки делают акцент на среднеценовых кроссоверах, а не бюджетных машинах. Даже сейчас, по словам дилеров, отгрузки Haval в дилерскую сеть регулярны: кроме него, подобным может похвастаться разве что АВТОВАЗ.
Chery Tiggo 4 — маленький кроссовер, который задавал нижнюю планку цены для чайнакаров. Chery выпускала машины на калининградском «Автоторе», но в разгар пандемии предпочла вернуться к импорту машин из Китая
новость из сюжета
После массового исхода западных производителей появился тезис: ничего страшного, место ушедших займут китайские бренды, как с точки зрения готовой продукции, так и компонентов. Вот как выглядит ситуация в контексте автомобильного рынка.
- Китайские автомобили не уйдут из России, но вопрос в том, сможем ли мы себе их позволить. С 2014 года Китай сосредоточился на автомобилях средней ценовой группы, и в начале 2022 года самый доступный китайский автомобиль, Chery Tiggo 4, стоил от 1,13 миллиона рублей. Только юань тогда был в полтора раза дешевле.
- Отношение китайских марок к России изначально было прохладным. Пока европейские, японские и американские производители открывали завод за заводом, китайцы присутствовали в виде несерьезных предприятий, которые, поработав несколько лет, сворачивали деятельность. В последние годы наметилось потепление, но осторожное: первым полноценным заводом стал выше упомянутый Haval, но даже его предельная мощность (на которую он не вышел) обеспечивала порядка 5% докризисного рынка. Других масштабных проектов китайцы не анонсировали, а срок создания полноценного производства в России — 3–5 лет.
- Мы не являемся приоритетным рынком с точки зрения объемов: до кризиса в России за год продавалось примерно столько же машин, сколько в Китае за месяц. Девальвация рубля может радикально сократить спрос на автомобили (кому нужны «китайцы» за 3 миллиона?), что сделает рынок еще менее привлекательным.
- Китайский автопром является органической частью мирового автопрома и зависим от его технологий и финансов. На самом рынке Поднебесной доминирует продукция совместных предприятий китайских компаний с западными производителями (например, альянс SAIC с VW и GM). Китайский автопром, как и российский, является частью мирового автопрома, поэтому изоляция России может осложнить работу.
- Формально поддержав Россию, КНР демонстрирует прагматичное отношение, что для бизнеса означает следующее: идем туда, где много денег. Денежность России резко упала, и без мощных политических решений сложно вообразить вариант, при котором Китай начал бы всерьез инвестировать в развитие автопрома и сдерживать цены на автомобили. Снижение конкуренции, скорее, создает искушение доить наш рынок в беспрецедентной форме.
Кроссовер Geely Coolray сейчас является самым доступным китайским кроссовером на нашем рынке. Купить машину можно с 1,5-литровым трехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. Мотор работает в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. Разгон до «сотни» у машины занимает 8,5 с.
На официальном сайте китайского бренда в России машина стоит 1,8799 млн руб. Однако у столичных дилеров Geely Coolray дешевле 2 млн руб. нам найти так и не удалось. Причем в некоторых автосалонах цены на машину и вовсе превышают 2,2 млн руб. Впрочем, менеджеры торговых компаний говорят о скидках, которые могут доходить до 150 тыс. руб. Точную сумму сотрудники дилерских центров обещают назвать «у капота», при личном посещении шоурума.
Geely Tugella появился на российском рынке в конце 2020 года и стал флагманом китайского бренда в нашей стране. Приобрести кроссовер можно только с двухлитровым бензиновым агрегатом с турбонаддувом, мощностью 238 л.с. и 350 Н·м крутящего момента. Двигатель, который был разработан совместно с компанией Volvo, работает вместе с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач японской фирмы Aisin. С таким мотором кроссовер разгоняется до 100 км/ч за 6,9 с.
В автосалонах Москвы нам удалось найти Geely Tugella только в топовой комплектации Flagship. Цены на модель варьируются от 3,900 млн до 4,100 млн руб. в зависимости от дилерских допов.
Сколько стоят автомобили Geely в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ
С модельным рядом Geely возникли определенные сложности. Речь идёт о линейке кроссоверов Atlas и Atlas Pro. Первый вариант попросту отсутствует на родном рынке. А Atlas Pro не попал в таблицу из-за абсолютного несоответствия российским реалиям. На родине кроссовер предлагают исключительно с приводом на два колеса и турбомотором на 1,8 литра.
На фото Bitauto: кроссовер Geely Binyue 2021 в комплектации Battle
Зато с Geely Coolray, который в Китае называется Binyue, никаких проблем. В расчет была взята максимальная версия 2021 Battle, а с нашей стороны представлен топовый вариант Nero.
Geely Tugella также не вызвала вопросов. На родине эта модель носит сложное имя Xingyue, а максимальная полноприводная версия звучит как Geely Xingyue Star Rider. В России «максималка» именуется Flagship. Кстати, на данный момент это единственный автомобиль, у которого силовые характеристики полностью совпадают в Китае и у нас.
На фото Bitauto: кроссовер Geely Xingyue (Tugella) в комплектации Star Rider
Exeed
Китайский премиальный бренд Exеed (принадлежит Chery) представлен в России тремя моделями. Никаких проблем нет с покупкой компактного кроссовера LX, который считается конкурентом Volkswagen Tiguan и Toyota RAV4. Правда, в двух компаниях машина осталась только в старшей версии Prestige за 2,600 млн руб. На российском рынке кроссовер предлагают с турбомотором объемом 1,5 л (147 л.с.).
Exeed TXL
Полноприводный кроссовер Exeed TXL (1,6 л, 186 л.с.) можно купить только в старшей комплектации Fladship. Цена — 3,627 млн руб. Версия автомобиля с двухлитровым мотором обойдется в 4,450 млн руб.
Exeed VX
Что касается премиального кроссовера VX с семью посадочными местами, то этот автомобиль предлагается в России в двух комплектациях: Luxury и President. В одном из столичных дилерских центров нам удалось найти начальную версию машины, которая стоила 4,5599 млн руб. Такой кроссовер оборудуется 249-сильным мотором и системой полного привода.
FAW
Последней новинкой китайского FAW в России стал кроссовер Besturn T77. По габаритам кроссовер длиной 4525 мм близок, например, к Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. T77 оборудовали 1,5-литровой бензиновой «турбочетверкой», развивающей 160 л.с. и 258 Н·м. Силовой агрегат, способный потреблять топливо с октановым числом 92, работает вместе с шестиступенчатой механической коробкой или с семидиапазонным «роботом» с двумя сцеплениями. Привод исключительно на передние колеса. У дилеров автомобиль в наличии имеется. Желающим пробрести двухпедальную версию кроссовера в базовой комплектации придется заплатить 2,300 млн руб.
Хитрость, которая пришла вам в голову, не сработает
Особенность вышеописанного механизма контроля за трафиком на дорогах привела к тому, что в некоторых небольших провинциях номерные знаки могут выдать вовсе бесплатно или за какие-то относительно смешные деньги в тысячу-две долларов. Соответственно, многие из хитрых читателей могли придумать в голове классный план — почему бы не купить автомобиль, например, в Пекине, а потом поехать с ним в отдалённый городок и получить там номер за копейки. Это действительно неплохая идея, но в Китае всё уже давно продумали и любые подобные хитрости присекли на корню ещё лет десять-двадцать назад.
Здесь хотелось бы уточнить, что Китай просто переполнен камерами слежения — как за людьми, так и за автомобилями. Эти камеры вместе с мощнейшей системой баз данных умеют определять, в какой из провинций был получен номерной знак, и это накладывает множество ограничений, из-за которых хитрить с номерным знаком никто не будет. Например, если владелец автомобиля получил номер в городке на юге страны, то пользоваться мостами, автомагистралями, парковочными местами и множеством других важных инфраструктур в Пекине он просто не сможет — за это предусмотрены достаточно приличные штрафы.
Это может показаться дикостью, но в том же Пекине есть правило, по которому определённые номера ездят только по чётным дням месяца, а другие — по нечётным. Если камера засечёт «запрещённый» номер, то владелец заплатит немало денег и лишится баллов (о них чуть позже) — с номерами из «чужих» провинций аналогичная ситуация. Конечно, жители Китая могут путешествовать по стране и никто не запретит заехать в другой город, но ездить по мегаполису на номерах далёкой малонаселённой провинции никто не разрешит. Система банально отследит количество посещений населённого пункта и хитрому водителю придётся заплатить немало денег.
Но и денежные взыскания в Китае ещё полбеды — у местных органов правопорядка, которые отвечают за транспортные средства, есть система баллов. Обычному водителю с небольшим опытом дают 12 баллов в год — за каждое нарушение, будь то неправильная парковка или превышение скорости, эти баллы снимаются. И если до конца года вы нарушили столько, что у вас все баллы отобрали, то права аннулируются — нужно будет заново сдавать экзамены и так далее. Из-за этого никому в голову не приходит обманывать систему, заказывая номера не из своего города — за это не только оштрафуют, но и лишат права на вождение в целом.
Прямое сравнение реальных цен в Китае и России
Чтобы не быть голословным, я решил сравнить цену в Китае и России на довольно популярный городской кроссовер Chery Tiggo 7 Pro — это не премиальная модель, а яркий представитель среднего класса, который явно пользуется спросом на обоих рынках. Так вот, стоимость кроссовера в Китае после перевода в рубли составит 780 000 рублей за версию с мотором 1,5 литра на 156 лошадиных сил. В России этот же автомобиль продают за 2 439 000 рублей, что при грубом сравнении выливается в умозаключение: «В Китае в три раза дешевле». Но теперь давайте посчитаем, что покупателю Chery Tiggo 7 Pro в Китае придётся отдать за номерные знаки в среднем 20 тысяч долларов (где-то 12, где-то 30 тысяч — я решил усреднить расходы).
Если же ждать три месяца не хочется, то можно заплатить дилеру ещё 3-5 тысяч долларов, чтобы получить номер почти сразу. Но, допустим, нам не горит и мы можем подождать — получается, что к цене автомобиля в салоне нужно добавить ещё 1 216 000 рублей за номерной знак. Кроме того, при покупке нового транспортного средства из салона автолюбителю нужно ещё заплатить единоразовый налог в размере 10% от стоимости автомобиля, то есть в нашем случае 78 тысяч рублей. В результате китайский владелец автомобиля Chery Tiggo 7 Pro заплатит за него не 780 000 рублей, как написано на ценнике в салоне, а 2 074 000 рублей.
Но это стоимость автомобиля в самом Китае — его собрали на заводе и отправили дилеру в салон, не повышая цену таможенными сборами. Если же докинуть ещё 20% к цене автомобиля за таможню и учесть расходы на перевозку транспортного средства в Россию (например, в Москву), то разница в цене составит тысяч сто от силы.
Тот случай, когда номерной знак стоит как сам автомобиль
Главная особенность автомобильного рынка Китая заключается в довольно необычном механизме получения государственных номерных знаков для транспортных средств, который выступает естественным регулятором дорожного трафика в Поднебесной. Вероятно, ни для кого не секрет, что население Китая, мягко скажем, довольно внушительное, так что и плотность населения в стране зашкаливает, особенно если речь идёт не об отдалённых провинциях, а о крупных мегаполисах. При этом нужно понимать, что автомобили в Китае стоят дешевле, чем в большинстве стран мира, так как заводы производят седаны и кроссоверы для внутреннего рынка, где потенциальному покупателю не нужно платить за таможню, транспортные расходы и не только.
Получается, что в Китае огромная плотность населения, приличная протяжённость дорожного полотна и низкие цены на автомобили — с таким набором условий страна могла бы просто утонуть в бесконечных пробках и вредных выбросах. Чтобы ситуацию хоть как-то регулировать, в Поднебесной придумали весьма интересный способ отбивать желание владеть автомобилем — помимо того, что человек должен накопить на само транспортное средство, ему после покупки придётся ещё и участвовать в аукционе на номерной знак. И если в России при должной сноровке автомобиль можно поставить на учёт и получить номера за три-четыре часа, то в Китае на это уходит безумное количество времени.
Государство искусственно создаёт дефицит на номерные знаки — в месяц автомобилистам на аукцион выдают примерно десять тысяч номерных знаков, но желающих их получить в двадцать раз больше. Да, на 200 тысяч желающих всего 10 тысяч номеров. В результате владельцу новенького автомобиля приходится ждать около трёх месяцев (в некоторых случаях до полугода), чтобы сменить транзитные номера на полноценные номерные знаки. Но и это не всё — помимо того, что за номером нужно отстоять огромную очередь, за него ещё нужно заплатить огромные деньги. В крупных городах и густонаселённых провинциях цена лота, то есть номера, стартует с отметки в 80-100 тысяч юаней — это примерно 11-14 тысяч долларов или 600-850 тысяч рублей.
К сожалению для китайских автолюбителей, это начальная цена лота — в самых крупных провинциях Китая цена самого обычного автомобильного номера может достигать 20-30 тысяч долларов. И это не редкость или уникальное событие, а вполне себе норма для локального рынка. За счёт таких огромных цен на номерные знаки и их мизерного количества государство банально регулирует транспортный поток, устраняя потенциально огромную проблему с пробками не только в крупных городах, но и за их пределами. Потенциальный покупатель автомобиля просто понимает, что ему нужно не только купить авто, но и заплатить потом под 30 тысяч долларов за номерной знак — и отказывается от этой затеи в пользу общественного транспорта или такси.
Great Wall
Марка Great Wall Motor объявила о возвращении на российский рынок два года назад. На данный момент в нашей стране компания продает пикапы под названием Poer и Wingle 7. Купить машины можно у дилеров Haval, который является «дочкой» Great Wall. Там же осуществляется и техническое обслуживание машин Great Wall.
Пикап Poer оборудован двухлитровым турбодизелем мощностью 150 л.с. и 400 Н·м крутящего момента, который работает совместно с восьмиступенчатой автоматической коробкой ZF и системой полного привода с подключением передней оси. На официальном сайте цены на модель стартуют от 3,599 млн руб. За такую же сумму автомобиль можно купить и в торговых компаниях. При этом в дилерских центрах нас предупредили, что сначала надо заказать машину, после чего ее доставят со складов. Время ожидания составит от одной до двух недель.
Такая же ситуация и с пикапом Wingle 7. Приобрести машину можно за 2,999 млн руб. Машина оборудована двухлитровым турбодизелем мощностью 143 л.с. Мотор работает совместно с шестиступенчатой «механикой» и полным приводом с принудительной блокировкой заднего дифференциала.
Самым популярным китайским автомобилем на российском рынке в августе стал кроссовер Haval Jolion. Автомобиль, производство которого наладили в Тульской области, дебютировал в России в мае 2021 года. Кроссовер предлагают с 1,5-литровой бензиновой «турбочетверкой», которая в модификации с передним приводом развивает 143 л.с., а с полным — 150 л.с. В первом варианте мотор работает с шестиступенчатой механической или семидиапазонной роботизированной коробкой, а более мощный агрегат сочетается только с «роботом». На официальном сайте цены на Haval Jolion начинаются от 2,029 млн руб.
В московских дилерских центрах на нехватку китайских кроссоверов не жалуются. Причем в первой же торговой компании, куда мы обратились с соответствующим запросом, машину в базовой версии нам пообещали продать по рекомендованным розничным ценам (РРЦ).
Haval Dargo
Что касается последней новинки Haval — кроссовера Dargo, то этот автомобиль также имеется в шоурумах. На нашем рынке эту модель можно купить с двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 192 л.с. Агрегат работает совместно с семиступенчатой коробкой передач с двумя сцеплениями. Привод — передний или полный.
Haval Dargo, который производится на заводе в Тульской области, удалось найти в первых же двух автосалонах, куда мы обратились с запросом. Цены на базовую версию кроссовера составили 3,199 млн руб. Такая же стоимость указана и на официальном сайте Haval. Желающим купить полноприводный Dargo придется заплатить минимум 3,399 млн руб.
Changan CS35 Plus
Марка Changan не входит в число лидеров ни в Китае, ни в России, но она понемногу наращивает обороты. Недавно на наш рынок вышел флагманский кроссовер Uni-K ценой от 3 млн руб., хотя есть в арсенале модели и попроще. Самая доступная из них — паркетник CS35 Plus, который комплектуется 128-сильным атмосферником 1.6, механической либо автоматической трансмиссией и исключительно передним приводом.
В России за самую простую комплектацию (кондиционер вместо климат-контроля, руль без регулировки по вылету, сиденья без подогрева и так далее) хотят 1,9599 млн руб., а за максимально нафаршированную — на 160 тыс. больше. При этом в Китае Changan CS35 Plus, причем уже в обновленной версии, намного дешевле: от 70 до 110 тыс. юаней, то есть от 600 до 950 тыс. руб.
Свежее предложение по этому поводу озвучили депутаты от ЛДПР. Оно заключается в том, чтобы отменить таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию до 1 января 2024 года. По мнению народных избранников, это должно помочь восполнить дефицит машин на российском рынке. А также привести к снижению цен.
Другое предложение — не отменить, а снизить ввозные пошлины или ввести льготную ставку в размере 5 процентов, которой смогут пользоваться физические лица, ввозящие автомобили для личных целей. Для этой инициативы даже предлагается составить список автомобилей, которые можно будет ввозить в Россию по такой льготе.
***
Учитывая всё вышесказанное, мы решили немного пофантазировать на эту тему. Давайте посмотрим, сколько бы могли стоить китайские автомобили в России, если бы вдруг, правительство реально создало благоприятные условия для их ввоза. Хотя бы для физических лиц.
На данный момент пошлина для «физиков» при ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет, как правило, составляет 48% от стоимости. Другими словами, увеличивает стоимость автомобиля в полтора раза.
Еще одно «знакомое лицо» на российских дорогах — Haval Jolion, забравшийся в топ-5 отечественных продаж по итогам июля. Нашим покупателям кроссовер предложен минимум за 2,029 млн руб. (с учетом «вшитой» 150-тысячной скидки), максимум же за него придется отдать 2,5 млн — это если вам нужен полный привод, 150-сильный мотор вместо 143-сильного и полный список оснащения.
Казалось бы, именно в случае «Хавейла» мы вправе ожидать минимальной разницы с китайскими ценниками, ведь Jolion и другие его родственники производятся на заводе под Тулой по полному циклу. Но нет: в КНР за Jolion просят от 79 тыс. до 113 тыс. юаней. И если вы уже начали ориентироваться в соотношении курсов, то примерно представляете, сколько это в рублях — от 680 тыс. до 985 тыс.
Geely Boyue
Эта модель хорошо знакома российским клиентам, ведь под названием Boyue в Китае продается обычный Geely Atlas. Отечественный прайс-лист начинается с 2,2289 млн руб. — правда, прямо там же прописана «специальная выгода» в 170 тыс., и еще столько же можно сэкономить по программе трейд-ин. За эти деньги вы получите Atlas с двухлитровым двигателем, механической трансмиссией и передним приводом, а самая топовая версия (2,4 л, 149 сил, автомат, четыре ведущих, система «Яндекс Авто») оценивается в 2,7979 млн руб.
Если же говорить об обновленной версии Geely Atlas Pro с гибридной силовой установкой мощностью 177 л.с., то с отметки в 2,7 млн руб. цены на нее только начинаются, а заканчиваются еще 600 тыс. спустя.
В Китае же все намного демократичнее: базовая цена на Boyue (причем уже в рестайлинговом варианте, как российский Atlas Pro, и с более мощным 1,8-литровым турбомотором) составляет 102,8 тыс. юаней — то есть меньше 900 тыс. руб. Максимальная комплектация при этом дороже всего на 10 тыс. юаней — или на 86 тыс. руб.
Серьезные трудности могут возникнуть при попытке купить кроссоверы марки Changan. В первых двух автосалонах, куда мы обратились с соответствующим запросом, нам ответили, что Changan в наличии на данный момент нет. Причем, когда стоит ожидать следующих поставок, сотрудники торговых компаний ответить затруднились. В третьем дилерском центре удалось найти паркетник CS 55. Версий с механической коробкой передач в автосалоне не оказалось, модификацию с автоматом и 143-сильным мотором оценили в 2,300 млн руб.
Changan Uni-K
Также нам предложили новинку Changan — кроссовер Uni-K. Под его капотом двухлитровый бензиновый турбомотор с четырьмя цилиндрами (233 л.с. и 380 Н·м). Двигатель работает совместно с восьмиступенчатой автоматической коробкой Aisin. Привод — передний или полный. Максимальная скорость — 200 км/ч. В наличии у дилера имеется только топовая версия машины под названием Tech за 4,600 млн руб.
Самым популярным кроссовером Chery в августе стал Chery Tiggo 7 Pro. Автомобиль доступен в России с бензиновым турбомотором объемом 1,5 л (147 л.с.). Двигатель работает в паре с вариатором. На официальном сайте Chery цены на автомобиль стартуют от 2,3099 млн руб.
В первом же дилерском центре нам предложили приобрести кроссовер в комплектации Elite (базовая версия Luxury в Россию, по словам менеджеров, уже не поставляется) за 2,290 млн руб. В другой торговой компании стоимость машины оказалась существенно выше — 2,650 млн руб. Однако в сотрудник дилерского центра пообещал нам сделать скидку в размере 240 тыс. руб., если мы купим машину в ближайшие две недели за наличный расчет.
Chery Tiggo 4
Самый доступный кроссовер китайской Chery в России — Tiggo 4. В моторную гамму автомобиля входит 1,5-литровый бензиновый мотор мощностью 113 л.с., который работает совместно с вариатором или пятиступенчатой механической коробкой. Также купить Tiggo 4 можно с 1,5-литровой «турбочетверкой» мощностью 147 л.с. Пару ей составляет шестидиапазонный «робот» DCT6 с двумя сцеплениями. Кроме этого, предлагается и машина с двухлитровым агрегатом мощностью 122 л.с. Клиренс у кроссовера — 190 мм.
Впрочем, с покупкой Tiggo 4 в Москве могут возникнуть проблемы. В двух крупных дилерских центрах нам не удалось найти автомобиль с автоматической коробкой. Единственный вариант — кроссовер со 113-сильным двигателем с механический трансмиссией в комплектации Comfort. Заплатить за такой Tiggo 4 придется 1,680 млн руб. На официальном сайте цены на машину стартуют от 1,699 млн руб. Впрочем, менеджер торговой компании пообещал, что до конца сентября у них появится новая версия машины с приставкой Pro, которую можно будет купить в двухпедальной модификации (официального подтверждения этой информации пока нет).
Не сравнивайте цены в Китае и России — это ошибка
Вот и получается, что на самом деле автомобили в Китае не такие уж и доступные — просто цена самого транспортного средства у них ниже по вполне понятным причинам. Но если углубиться в дополнительные тонкости, то выяснится, что дешёвые автомобили из Китая это просто миф, а сравнивать цены из пресс-релизов в юанях (переводя их в рубли) с ценниками в российских салонах — фатальная ошибка. На самом деле китайские покупатели платят почти столько же, сколько и российские, только ещё и нервы портят в попытках на огромных аукционах выхватить хоть какой-то номер.
Сколько стоят автомобили Haval в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ
Haval оказался тем представителем китайского автопрома, который вызвал меньше всего вопросов при выполнении расчётов. Возможно, это как-то связано с тем, что компания имеет локализованное производство в Тульской области? Также можно отметить, что в российском модельном ряду все автомобили Haval представлены с полноприводными конфигурациями. Такого нет даже на родном для компании рынке в Китае. Например, Jolion, который в Поднебесной носит романтичное название First Love, там можно приобрести исключительно с приводом на два колеса.
И кстати, это было практически единственным серьезным расхождением при формировании таблицы. Для расчёта была взята самая дорогая в России комплектация Jolion в переднеприводном исполнении — Premium. На своей родине максимальная версия кроссовера, которую можно приобрести в данный момент, называется — Haval First Love 2021 Senior Edition.
На фото Bitauto: кроссовер Haval First Love (Jolion) 2021 в комплектации Senior Edition
Для кроссовера F7 из Китая можно привести максимальную полноприводную версию — Haval F7 2021 i-Joy. В России за аналогичную позицию отвечает комплектация Haval F7 Tech Plus.
На фото Bitauto: кроссовер Haval F7 2021 в комплектации i-Joy
Похожая ситуация и с купеобразным F7X. Правда его «максимум» на родине получил довольно длинное название — Haval F7X 2021 Premium Performance Edition. Зато у нас всё стабильно — Haval F7x Tech Plus.
На фото Bitauto: кроссовер Haval F7x 2021 в комплектации Premium Performance Edition
А вот Haval Dargo на местном рынке недавно обновился. Теперь его максимальная версия с 2.0 Turbo и 4WD представлена только в исполнении Big Dog Hunting Edition. При этом самый «навороченный» российский вариант кроссовера демонстрирует завидную стабильность в названии — Dargo Tech Plus.
На фото Bitauto: кроссовер Haval Big Dog в комплектации Hunting Edition
Ну и самая дорогая модель из всех рассмотренных сегодня — Haval H9. Так же, как и Big Dog, этот автомобиль уже успел получить обновление. И теперь в Китае самый богатый 7-местный вариант называется Haval H9 2022 Premium. Тут он демонстрирует первую и единственную солидарность со своим российским аналогом. Наша максимальная комплектация Haval H9 также называется Premium.
На фото Bitauto: внедорожник Haval H9 2022 в комплектации Premium
Сколько стоят автомобили Chery в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ
* Мощность в лошадиных силах мы берём оригинальную, ту с которой автомобиль представлен на родном рынке. Цену после таможни считаем с учётом 5-процентной пошлины.
Кроссовер Tiggo 4, который в Китае называется Tiggo 5x, для расчёта подошёл только в версии с 1,5-литровым атмосферным двигателем и вариатором. 2-литровых вариантов там просто нет, а 1,5-литровый турбомотор сочетается c вариативной коробкой, а не 6-ступенчатым «роботом» как у нас. В итоге рассматриваем отечественную комплектацию Tiggo 4 Travel и китайскую Tiggo 5x 2022 года в исполнении Superhero Edition Deluxe.
На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 5x (Tiggo 4 Pro) 2022 в комплектации Superhero Edition Deluxe
По Tiggo 7 Pro, в расчет взята китайская максимальная версия кроссовера Tiggo 7 2022 Super Edition и российская Tiggo 7 Pro Prestige.
На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 7 2022 в комплектации Super Edition
А вот с Tiggo 8 получилась самая странная история. В расчет была взята свежая максимальная версия Dynamic Edition в 7-местном исполнении. С чем связана такая высокая цена на данную комплектацию, не совсем понятно. За эту стоимость в Поднебесной можно легко приобрести Tiggo 8 в версии с 2-литровым турбомотором Kunpeng 390TGDI Craftsman Style. Да, на Dynamic Edition действует дополнительная скидка, в размере 290 тысяч рублей. Но мы изначально решили не учитывать никакие скидки на местном рынке. В России Tiggo 8 представлен в единственной комплектации — Prestige.
На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 8 2022 в комплектации Dynamic Edition
Для расчёта стоимости Tiggo 8 Pro взята максимальная версия Tiggo 8 Plus 2022 First Edition. Ей противопоставлена топовая российская комплектация — Tiggo 8 Pro Ultimate. Но тут тоже не всё гладко. Дело в том, что на данный момент все модели Tiggo 8 Plus 2022 года предлагаются исключительно в 5-местном исполнении.
На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации First Edition
То же самое касается и расчёта стоимости Tiggo 8 Pro Max. Местная версия с полным приводом в максимальном исполнении называется — Tiggo 8 Plus 2022 Kunpeng Haoyao Edition. И она также оснащена салоном на 5 посадочных мест. Российская максимальная комплектация соответственно называется Tiggo 8 Pro Max Ultimate.
На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации Kunpeng Haoyao Edition
Что останется от российского автопроизводства в международной изоляции
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что традиционно действительно цены растут плавно. «Даже после девальвации в конце 2014 года дистрибуторы и импортеры их сдерживали, размазывая повышение,— говорит он.— А те, кто так не делал, например Opel и Chevrolet, сталкивались с остановкой продаж». Тогда моментально наценки в основном вводили дилеры, добавляет он. Однако сейчас ситуация иная, говорит аналитик: непонятно, когда массово новые автомобили появятся у дилеров. При этом производство работает лишь у отдельных заводов, в числе которых Haval, и издержки на доставку постоянно растут.
Ольга Никитина; Булат Баширов, Уфа; Сергей Петунин, Саратов; Александр Дремлюгин, Симферополь; Сергей Толмачев, Воронеж
Как мы рассчитывали возможную цену автомобилей в России
Понятно, что рассчитать детально точную стоимость довольно сложно. Кроме пошлины и сборов, есть ряд сопутствующих расходов, которые учесть нереально. Да мы и не будем, ограничимся только обязательными платежами.
Представим, что ввозную пошлину всё-таки опустили до льготных 5%. Кроме того, физическому лицу придётся оплатить ещё утилизационный и таможенный сборы. Сумма утильсбора фиксированная, для новых машин (моложе трех лет) она составляет — 3 400 рублей. А вот таможенный сбор зависит от стоимости автомобиля. Его проще всего рассчитать при помощи любого онлайн-калькулятора таможенных платежей. Также придётся потратить деньги на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас с ней проблемы, но обычно эта процедура обходилась в сумму около 30 000 рублей.
Теперь, когда с цифрами всё понятно, можно включить фантазию и представить себе эту идеальную схему импорта автомобиля. Для наглядности расчёты представлены в таблице. Она поделена на три колонки с ценами.
В первой колонке — цена максимальной комплектации автомобиля в Китае (без скидок). Почему максимальная комплектация? Просто в Китае для каждой модели предлагается большой выбор вариантов оснащения — от самого пустого до самого продвинутого. Проще всего сравнить самые «навороченные» варианты, где есть всё, что может быть. Тем более, в Китае «максималки» чаще всего имеют лучший функционал по сравнению с российскими аналогами.
Во второй колонке — стоимость автомобиля после уплаты обязательных платежей.
В третьей — цена аналогичной максимальной комплектации в России у официального дилера. Со всеми возможными скидками.
Sehol A5 Plus
Этот стильный лифтбек от суббренда JAC интересен нам сразу по нескольким причинам. Во-первых, он фигурировал в презентации возрожденного «Москвича» — и пусть это пока не подтверждено официально, он имеет хорошие шансы встать на конвейер московского завода. А во-вторых, он может стать одним из немногих некроссоверов на рынке. Ведь если производство привычных моделей так и не возобновится, то в сегменте легковушек у нас, по сути, останутся только «Лады».
Да и по технической части все выглядит довольно любопытно. Под капотом Sehol A5 Plus стоит 1,5-литровый турбомотор мощностью 184 л.с., работающий в паре с семиступенчатым «роботом». В салоне — современная архитектура, цифровой приборный щиток и крупный планшет мультимедийки. Цена от 99 до 135 тыс. юаней, то есть от 860 тыс. до 1,2 млн в рублевом эквиваленте. А вот сколько попросят за такую машину, когда и если она появится в России, — интрига.
Профильное кредитование падает вместе с авторынком
Собеседник “Ъ” в Уфе, связанный с авторынком, подтвердил, что стоимость автомобилей Haval выросла на 50–60%. В воронежском дилерском центре Haval сообщили, что цены выросли на 50%, в саратовском — что пока продажи и отгрузка автомобилей поставлены на паузу: «Повышать цены самостоятельно мы не имеем права, ждем, когда пришлют новый прайс». В Крыму, сообщили “Ъ” представители дилера Haval, новые автомобили марки подорожали примерно на 40%, других китайских производителей — Geely, Chery, Changan — на 20–30%.
При этом дилеры не дают прогнозов, отмечая, что цены на автомобили поднимаются «буквально каждый день». Проверить рекомендованные розничные цены на сайте Haval оказалось невозможно: они скрыты для всех моделей. Собеседник “Ъ” говорит, что концерн пошел на такой шаг осознанно из-за частого пересмотра.
Источники “Ъ” в автоконцернах, которые давно работают на российском рынке, поясняют, что «обычно бренды так не делают», размазывая подорожание». Однако в целом повышение неизбежно, полагают дилеры.