В России наблюдается бум параллельного импорта автомобилей из Китая. Показываем преимущества и недостатки покупки автомобиля в Китае

На российском автомобильном рынке сложилась беспрецедентная ситуация. На нём сошлись сразу несколько глобальных факторов, начиная от резкого укрепления рубля и заканчивая небывалым дефицитом новых автомобилей внутри страны. В связи с этим в последнее время стала очень популярна тема импорта автомобилей.

По итогам прошлого года доля рынка, которую занимают китайские автомобильные бренды, увеличилась более чем в два раза. При этом модели из КНР за год стали заметно дороже. По прогнозам экспертов, автопроизводители из Поднебесной в этом году могут занять до 40% российского рынка. В чем секрет успеха китайских автомобилей в нашей стране — выясняли «Известия».

И почему же тогда китайские автомобили стоят так дорого в РФ?

Данный материал совершенно не претендует на достоверность. Реальность рассмотренной ситуации практически равна нулю. Но если посмотреть на получившийся результат, то видно, что даже с пошлиной в 48% китайские цены выглядит куда интереснее российских.

Скорее всего, это говорит о полной необоснованности отечественного ценообразования. Дефицит, логистика и резкое снижение конкуренции сформировали совершенно абсурдную стоимость, которая не соответствует условиям открытого рынка. В данной ситуации остается ждать и надеяться, что российский рынок постепенно выберется из этого «светопреставления». Тем более что первые подвижки в этом направлении начинают проявляться.

Китайский Haval в полтора раза повышает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера завода в Туле. Столь резкое подорожание — редкость в истории российского рынка. Даже на фоне серьезной девальвации рубля раньше моментально издержки в цены перекладывал лишь GM в 2014 году. Однако сейчас ситуация другая: помимо Haval в массовом сегменте в РФ выпускаются лишь модели Lada и работает часть конвейера «Автотора», поэтому предложение ограничено запасами складов. Haval, говорят источники “Ъ”, столкнулся со сложностями с логистикой и дефицитом комплектующих.

Haval поднимает цены на автомобили, которые сейчас сходят с конвейера, почти на 50%, рассказали собеседники “Ъ” на авторынке, подчеркивая нетрадиционность такого шага.

“Ъ” ознакомился с прайс-листом, сформированным компанией, согласно которому цены на модельный ряд бренда поднимаются на 950–980 тыс. руб., или на 40–50%.

Автозавод Haval в Туле — один из немногих, кто продолжает сборку машин в РФ в легковом сегменте, несмотря на сложности с логистикой. Более того, как сообщалось на форуме рабочих, завод работал в три смены. Однако сейчас, рассказывает источник “Ъ” на авторынке, площадка перешла к работе в две смены и, как и другие предприятия, столкнулась со сложностями с доставкой комплектующих, отгрузки по морю остановились. Запасов запчастей хватит на полтора месяца, но компания «планирует наладить цепочки», говорит собеседник “Ъ”.

Другие китайские автомобили импортируются в РФ. Geely ведет сборку в Белоруссии (СП Geely и БелАЗа «Белджи»), но площадка уже ушла во внеплановый простой с 16 марта до 1 апреля. Как писал Onliner, проблема — в нарушении логистических связей и перебоях в поставках материалов и комплектующих.

На модели Haval, которые уже есть на складах дилеров, цены на прошлой неделе выросли на 20%, говорят источники “Ъ”. Это в целом в пределах повышений по остальным брендам.

Рост на 50% произойдет, если курсы на нынешнем уровне продержатся еще неделю, когда машины будут отгружены, говорит один из собеседников “Ъ”.

В Haval не ответили на вопросы “Ъ”.

Одной из первых о «сером» импорте автомобилей из Китая рассказала «Газета.ru». По словам опрошенных участников теневого рынка, выгоднее всего привозить в Россию новые электрокары, например, марки BYD. Доставка 500-сильной машины с запасом хода 505 километров «под ключ» обойдется в 4,4-4,5 миллиона рублей. На покупке Changan Uni-K в Китае можно сэкономить до 400 тысяч рублей по сравнению со стоимостью этой модели у официального дилера в России, а гибридный кроссовер Geely Xingyue L (Monjaro), который официально должен появиться на нашем рынке до конца 2022 года, уже можно купить с доставкой за 3,1 миллиона рублей.

Но есть нюансы. Во-первых, с ростом популярности такого вида посредничества увеличивается и число мошенников. Обычно они требуют полную предоплату, а гарантией добросовестности будущей сделки может послужить только рекомендация знакомых. Во-вторых, срок доставки достигает трех месяцев, так как машины возят не напрямую в Россию из Китая, а, как правило, через Республику Беларусь или Казахстан, которые входят в Таможенный союз ЕАЭС – там автомобили проходят таможенное оформление, что позволяет снизить платежи.

Это подтверждают и специалисты, опрошенные порталом E1.ru, которые занимаются таким видом посредничества. Маршрут, по которому возят автомобили из Китая, получается длинным: их доставляют железной дорогой или автовозами, и в среднем срок ожидания составляет 1,5–2 месяца, но в договорах чаще фигурирует срок в 100–110 дней.

Курс юаня к рублю зафиксировался на уровне пятилетнего минимума, так что китайские автомобили действительно стоят на домашнем рынке значительно дешевле, чем в России. E1.ru сравнивает начальную стоимость моделей в Китае с РРЦ в нашей стране: в пересчете на рубли по нынешнему курсу, Geely Tugella можно купить в КНР за 1,18 миллиона рублей против 3,5 миллиона рублей в России (пошлина составляет 662 тысячи рублей), Haval Dargo китайской сборки – 1 миллион рублей против 3,1 миллиона за кроссовер, произведенный на тульском заводе, Chery Tiggo 8 – от 890 тысяч рублей вместо 2,48 миллиона в России.

В июне 2022 года начались российские продажи Haval Drago по цене от 3,2 миллиона рублей. В Китае аналогичная модель Dagou стоит от 120 тысяч юаней, что по нынешнему курсу составляет порядка 1,1 миллиона рублей. Разница почти трехкратная

На рынке сложилась беспрецедентная ситуация, когда дефицит машин внутри страны и крепкий рубль резко увеличили привлекательность импорта автомобилей. Всё чаще звучат призывы рассмотреть вопрос отмены таможенных пошлин. Для России таков путь не нов: в 1990-х годах местный авторынок забурлил благодаря потоку моделей из Германии, Японии и США. Сейчас ассортимент «дружественных» стран другой — скорее, это Азия и Ближний Восток, — но принцип тот же: за бугром дешевле. Насколько целесообразно отменять пошлины? Мы взяли стоимость машин на разных рынках и сравнили с ценами на аналогичные модели внутри России, а также посчитали размер ввозных пошлин (для физлиц). Картина, на первый взгляд, впечатляющая, но есть и нюансы.

Инфографика: Полина Авдошина / 74.RU

Для расчета мы брали минимальную дилерскую цену нового автомобиля, а при переводе из национальных валют использовали текущий курс, увеличенный на 10%. Эти данные не претендуют на абсолютную точность, тем более, базовые комплектации машин на рынках могут отличаться. График иллюстрирует главную мысль: цены в России сегодня — одни из самых высоких в мире.

Какова доля пошлин в цене машин российской сборки? Она ниже, чем при прямом импорте, но рассчитать ее детально очень сложно. Для таких машин действовал льготный режим ввоза компонентов, и условия были разными в зависимости от марки, объемов производства, уровня локализации и так далее. Точную информацию о доле таможенных платежей в цене машин местной сборки знали разве что сами производители.

Мы не делали расчета, например, для машин из Германии, потому что импорт из Европы почти закрыт. Но результат был бы похожим: например, Volkswagen Tiguan в Германии стоит от 30 625 евро (1,967 миллиона рублей), тогда как в России цена начинается от 3,376 миллиона рублей — разница более чем полуторакратная.

Конечно, есть ряд сопутствующих расходов, в первую очередь на доставку, но даже с их учетом разница получается существенной.

Toyota Camry 2017 года в Арабских Эмиратах продается за 25 тысяч дирхамов — то есть порядка 420 тысяч рублей. Пошлина при ввозе в Россию составляет 735 тысяч рублей

Цены на автомобили в России сегодня определяются их дефицитностью и снижением конкуренции — это позволяет импортерам формировать абсурдные (с точки зрения открытого рынка) прайсы на остатки. На этом фоне ввоз автомобилей из-за границы выглядит решением сразу нескольких проблем: тут и насыщение рынка, и увеличение ассортимента, и снижение цен. А еще — высокий уровень безопасности и экологичности. В России с недавних пор разрешено выпускать автомобили без ABS и подушек безопасности, а экологический класс понижен до нулевого. Для настоящих иномарок это нонсенс: многие имеют не только ABS и подушки, но и ESP в базе, не говоря о нормах выхлопов на уровне Евро-5 или Евро-6.

Они считаются по-разному в зависимости от того, ввозит ли машину частник или юрлицо. Кроме того, они зависят от возраста машины.

При ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет физическим лицом пошлина, как правило, составляет 48% от таможенной стоимости, то есть увеличивает цену в полтора раза. Для юрлиц расчет сложнее: например, пошлина может составлять 15% от таможенной цены, но плюсом платится утилизационный сбор, который для машин среднего класса составляет 178 тысяч рублей. Весомой статьей расходов для юрлиц является НДС, а для мощных машин — акциз.

Что касается возрастных автомобилей, то укрепившийся рубль помогает уже сейчас. Например, при ввозе нового 1,6-литрового автомобиля мощностью 120 л. с. и стоимостью 800 тысяч рублей таможенная пошлина для физлица составит 387 тысяч рублей. Если же возраст машины 3–5 лет, пошлина снижается до 238 тысяч — по 2,5 евро за кубический сантиметр объема двигателя.

Про Chery:  ТРАВЯНЫЕ ШАРИКИ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ ZHENGTIAN WAN ZHENGTIAN WAN 999

На инфографике выше видно, что для некоторых новых машин импорт выгоден даже с учетом пошлин. Что же мешает гражданам наладить импорт того же Chery Tiggo 8 в частном порядке и составить конкуренцию официалам?

Chery Tiggo 8 не производится в России, поэтому его в любом случае везут из Китая. При нынешнем курсе юаня его цена на родине вдвое ниже российской даже с учетом пошлин

Препон несколько. Во-первых, в России запрещен параллельный импорт, то есть ввоз товаров без соглашения правообладателя — их просто не впустят в страну. В мае 2022 года правительство утвердило список торговых марок, для которых параллельный импорт возможен, и в нем есть 24 автомобильных бренда, но в основном премиальных. Из народных марок в списке есть Škoda, Volkswagen, Renault, Nissan, Toyota, но тех же китайских или корейских брендов нет.

Во-вторых, ввозимые в Россию автомобили должны оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС и получать сертификат безопасности СБКТС: это дополнительная головная боль. Поэтому для налаживания полноценного импорта желательна отмена и прочих ограничений, а не только пошлин.

Остается и масса технических вопросов: гарантийное обслуживание, неприспособленность «южных» машин к нашему климату, возможные проблемы с запчастями, если речь о редкой модели.

Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.

Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всем мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.

Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счету, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.

Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.

Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.

Внедорожник Tank 300 (концерн Great Wall) стоит в Китае от 175 тысяч юаней. Это примерно 1,5 миллиона рублей, но по китайским меркам это довольно дорогая машина

Курс юаня к рублю зафиксировался на уровне пятилетнего минимума, но цены у официальных дилеров шокируют: в среднем, чайнакары стоят от трех миллионов рублей, что вдвое больше их оригинальной цены в КНР. Неудивительно, что в России активизировался параллельный ввоз машин с их родины, из Китая. Мы оценили реальные выгоды от такого шага и возможные риски.

Так, популярный кроссовер Chery Tiggo 8 стоит в России от 2,48 миллиона рублей, и государственные субсидии на него не распространяются. В Китае его стоимость при переводе в рубли — менее 900 тысяч, таможенные платежи составят чуть более 400 тысяч рублей, так что даже с учетом доставки и прочих расходов получается заметная экономия. По оценкам фирм, специализирующихся на такой услуге, дисконт выходит на уровне 30%, а это в нынешних ценах — почти миллион.

Chery Tiggo 8: при его «сером» ввозе можно сэкономить до миллиона рублей, но срок поставки — месяца два

— Грубо говоря, за стоимость базовой версии в России вы приобретаете топовую комплектацию с полным приводом и максимумом оснащения, — объясняет руководитель отдела продаж компании Rools Алексей Ильиных. — Поэтому спрос на китайские машины резко вырос с весны 2022 года: сейчас в нашем портфеле более половины сделок — это импорт автомобилей из Китая, на втором месте — ОАЭ, третье делят США и Южная Корея.

При покупке новых машин клиенты чаще всего пользуются услугами фирм-посредников, которые ввозят автомобили как юрлица, и в этом случае таможенные платежи другие: например, для упомянутого выше Chery Tiggo 8 пошлина с НДС и утилизационным сбором достигает 530 тысяч. При этом компании используют ряд способов, чтобы сократить расходы.

Changan Uni-K — крупный кроссовер (длина — 4,8 метра). В Китае его начальная цена ниже 1,5 миллиона рублей: примерно столько стоили аналогичные машины в России лет восемь назад

В специализированных компаниях стараются оптимизировать расходы, например, доставка даже до Урала или в Сибирь идет не напрямую из Китая, а через страны-посредники — Казахстан или Белоруссию, которые входят в Таможенный союз с Россией. Из-за нюансов таможенного законодательства это зачастую позволяет сэкономить на платежах. Но маршрут получается длинным, и поскольку машины везут по железной дороге или автовозами, срок поставки составляет 1,5–2 месяца, но может растягиваться и до трех.

— В договоре мы пишем 100–110 дней, чтобы иметь запас на разного рода непредвиденные обстоятельства, например, очереди на границах, поскольку спрос на услугу и поток машин сейчас большой, — говорит Алексей Ильиных.

Haval Dargo выпускают на заводе под Тулой, но цена машины китайской сборки на родине ниже чуть ли не втрое

Какой-то специфики при оформлении машин из Китая нет. Запрет на параллельный импорт, отмененный для ряда европейских, американских и японских марок, ввозу китайских брендов не мешает. Как и в общем случае, для «китайцев» необходимо оформление СБКТС (сертификат о безопасности колесного транспортного средства), но процедура стандартна и хорошо освоена.

— Выдачей таких документов занимаются специализированные лаборатории, и предоставлять им автомобиль не нужно, лишь пакет документов, — уточняет Алексей Ильиных. — После этого оформляется электронный ПТС, и машину можно ставить на учет.

Оснащать автомобили системами ЭРА-ГЛОНАСС, некогда обязательными, сейчас не требуется, хотя это можно сделать в добровольном порядке, но стоить будет порядка 70 тысяч рублей, говорит специалист.

Это кроссовер Dongfeng T5 EVO, который можно привезти за 2+ миллиона рублей. По классу он сопоставим с предыдущим KIA Sportage

Точный расчет довольно сложен, поскольку включается большое количество переменных факторов, включая курсы валют. Чтобы снизить риски, фирмы, специализирующиеся на импорте машин, берут оплату частями:

— Схема оплаты может быть разной в зависимости от требований импортера и страны, — продолжает Алексей Ильиных. — В среднем порядок такой: сначала мы проводим экспресс-подбор автомобиля и просчитываем предварительную стоимость со всеми расходами. Далее подписываем договор, клиент оплачивает 10–20% от общей стоимости, и мы запрашиваем под параметры клиента конкретный автомобиль у поставщика в Китае. Когда получен положительный ответ, клиент оплачивает выкупную стоимость автомобиля и расходы на транспортировку до места таможенной очистки. По прибытию на таможню оплачиваются таможенные сборы и сопутствующие расходы. Следующий этап — доставка автомобиля в РФ и оплата расходов, в том числе прохождение лаборатории и получение СБКТС, далее — получение ЭПТС.

Для понимания, если конечная стоимость автомобиля в России 3 миллиона рублей, то схема платежей будет примерно такой: 450 тысяч — предоплата, 1,5 миллиона — стоимость выкупа автомобиля в Китае плюс доставка до таможенного терминала (Белоруссия, Казахстан), 600 тысяч — таможенная очистка, 300 тысяч — доставка до места, 150 тысяч — прочие расходы. Общая экономия при этом относительно официальной цены в России составит 1–1,5 миллиона рублей.

При этом есть риски нарваться на недобросовестного посредника как в России, так и в Китае: любая денежная тема неизменно привлекает мошенников. Кроме того, при столь значительных сроках поставки не исключены форс-мажоры, поэтому тщательно читайте договор.

Российские дилеры пока не готовы брать на себя гарантийные обязательства по «серым» автомобилям, хотя этот вопрос остается предметом дискуссий.

Наиболее пострадавший сегмент авторынка в России — тот, что мы называли «бюджетными иномарками»: Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Renault Logan и подобные модели. Сейчас в России не выпускается даже Lada Vesta, а лоукост-сектор ограничен лишь парой моделей АВТОВАЗа (Granta, Niva), да остатками иномарок за 1,5+ миллиона рублей. Так может быть, имеет смысл пересесть на дешевых «китайцев», ведь 15 лет назад они активно работали в этом сегменте: помните Chery Amulet, Hafei Brio и Geely MK?

Например, Hyundai Reina, аналогичный нашему «Солярису», стоит в Китае от 49 тысяч юаней, то есть менее полумиллиона рублей — прямо как сам «Солярис» 10 лет назад. Но везти его в Россию почти бессмысленно — стоимость получится почти такой же, как у машин, оставшихся на складах официальных дилеров.

Китайская версия «Соляриса» называется Reina и стоит от 500 тысяч рублей

— При ввозе автомобиля есть постоянные расходы, например, на его доставку и оформление, поэтому даже при выборе недорогой модели вроде Volkswagen Polo итоговая цена приближается к 2 миллионам рублей, — объясняет Алексей Ильиных. — Так что основной спрос приходится на модели более высокого класса, которые получаются немногим дороже, но уже лучше оснащены.

Про Chery:  Lifan продается в России, и Lifan завершил продажи автомобилей в России. Этот бренд когда-то был лидером рынка

Например, Changan Uni-V, по оценкам специалиста, с учетом всех расходов обойдется сейчас в 2,15 миллиона рублей. Это лифтбэк, близкий по характеристикам к Skoda Octavia, последние экземпляры которой российские дилеры распродают по 3–4 миллиона рублей.

Changan Uni-V можно привезти примерно за 2 миллиона рублей

Основной же спрос на автомобили из Китая приходится на кроссоверы с итоговой ценой более 3 миллионов рублей, для которых экономия в сравнении с российской ценой получается максимальной.

Китайский рынок очень разнообразен и предлагает весьма экзотические форматы автомобилей, например, одна из востребованных в последние годы моделей — это Wuling Hongguang Mini EV (не спрашивайте, как это читается — не знаю). Субкомпактный электромобиль стоит менее 300 тысяч рублей и в 2021 году разошелся тиражом 400 тысяч единиц. Это сравнимо с производством всего АВТОВАЗа в последние годы.

Wuling Hongguang Mini EV. Купили бы вы такой микрокар за 300 тысяч?

Но везти дешевые электромобили из Китая бессмысленно по причинам, описанным выше. Поэтому спросом пользуются дорогие модели электромобилей, например, крупный кроссовер Voyah Free с двигателем мощностью под 700 л.с. и заявленным запасом хода до 500 километров.

Voyah Free имеет пятиметровую длину и позиционируется как премиальный кроссовер

Интересно, кстати, что модель планируют выпускать под брендом Evolute в Липецке, но цены локализованного «Фри» неизвестны. В Китае модель стоит чуть более 3 миллионов рублей, с учетом доставки и прочих расходов — свыше 5 миллионов. Неужели в России есть спрос?

— Да, их покупают состоятельные люди, понимая, что в России аналогичный автомобиль с ДВС будет вдвое дороже, — говорит Алексей Ильиных. — Необходимость зарядки электромобиля их не смущает: такие клиенты обычно живут в собственном доме или имеют парковочное место с зарядным устройством, а для дальних поездок выбирают другую машину или гибриды, которые также широко представлены в Китае.

По данным агентства «Автостат», во втором квартале 2022 года четыре из пяти ввозимых в Россию автомобилей прибыли из КНР, а подержанных ввозится вдвое больше, чем новых. Еще одна интересная тенденция — это увеличение доли импорта автомобилей физлицами: если в феврале она составляла 2%, то сейчас достигла 20%.

Официально на российском рынке работает несколько китайских марок, включая Chery, Exeed, Haval, Geely, JAC, FAW, DFM. Готовятся к выходу еще несколько, например, второй суббренд компании Chery — Omoda, а также производитель люксовых машин Hongqi. При этом китайские марки могли бы обрушить цены на российском рынке, но не спешат делать это: мы разбирались, почему.

Omoda C5 — кроссовер, сопоставимый с KIA Seltos. Старт продаж запланирован на осень, но цены вряд ли будут ниже 2–2,5 миллиона рублей. В Китае автомобиль стоит от 92 тысяч юаней (менее миллиона рублей)

Сколько стоят автомобили Haval в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

Haval оказался тем представителем китайского автопрома, который вызвал меньше всего вопросов при выполнении расчётов. Возможно, это как-то связано с тем, что компания имеет локализованное производство в Тульской области? Также можно отметить, что в российском модельном ряду все автомобили Haval представлены с полноприводными конфигурациями. Такого нет даже на родном для компании рынке в Китае. Например, Jolion, который в Поднебесной носит романтичное название First Love, там можно приобрести исключительно с приводом на два колеса.

И кстати, это было практически единственным серьезным расхождением при формировании таблицы. Для расчёта была взята самая дорогая в России комплектация Jolion в переднеприводном исполнении — Premium. На своей родине максимальная версия кроссовера, которую можно приобрести в данный момент, называется — Haval First Love 2021 Senior Edition.

На фото Bitauto: кроссовер Haval First Love (Jolion) 2021 в комплектации Senior Edition

Для кроссовера F7 из Китая можно привести максимальную полноприводную версию — Haval F7 2021 i-Joy. В России за аналогичную позицию отвечает комплектация Haval F7 Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval F7 2021 в комплектации i-Joy

Похожая ситуация и с купеобразным F7X. Правда его «максимум» на родине получил довольно длинное название — Haval F7X 2021 Premium Performance Edition. Зато у нас всё стабильно — Haval F7x Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval F7x 2021 в комплектации Premium Performance Edition

А вот Haval Dargo на местном рынке недавно обновился. Теперь его максимальная версия с 2.0 Turbo и 4WD представлена только в исполнении Big Dog Hunting Edition. При этом самый «навороченный» российский вариант кроссовера демонстрирует завидную стабильность в названии — Dargo Tech Plus.

На фото Bitauto: кроссовер Haval Big Dog в комплектации Hunting Edition

Ну и самая дорогая модель из всех рассмотренных сегодня — Haval H9. Так же, как и Big Dog, этот автомобиль уже успел получить обновление. И теперь в Китае самый богатый 7-местный вариант называется Haval H9 2022 Premium. Тут он демонстрирует первую и единственную солидарность со своим российским аналогом. Наша максимальная комплектация Haval H9 также называется Premium.

На фото Bitauto: внедорожник Haval H9 2022 в комплектации Premium

Выбор невелик

Эксперты не видят ничего удивительного в росте стоимости китайских моделей. По их мнению, автопроизводители из КНР «действуют в рамках рынка». Подорожание коснулось всех машин, а не только автомобилей из этой страны, подчеркивают они.

— Та же Lada Vesta год назад стоила чуть меньше миллиона, а теперь за нее просят уже почти 1,2 млн рублей. И при этом машин у дилеров уже нет, — отметил Сергей Бургазлиев.

В нынешних условиях у покупателей вариантов выбора немного, констатирует эксперт. Они вынуждены либо покупать российские модели, лишенные ABS, ESP и подушек безопасности, либо искать подходящий автомобиль на вторичном рынке, либо приобретать машину китайского бренда. С учетом того что эти автомобили оснащены опциями, которых нет на отечественных машинах, всё больше людей выбирают именно третий вариант, считает Бургазлиев.

С ним согласен автоэксперт Игорь Моржаретто. Он подчеркивает, что в условиях ограниченного выбора автомобилей ассортимент китайских моделей позволит без особого труда подобрать покупателям приемлемый вариант.

— Немаловажно, что в отличие от машин, завезенных по параллельному импорту, китайские автопроизводители предлагают прозрачные условия гарантии и сервиса. При этом по своим характеристикам автомобили из КНР практически не уступают корейским и европейским моделям, а в некоторых случаях уже и превосходят их. Вполне логично, что покупатели всё чаще обращают свое внимание на автомобили с лейблом Made in China, — заявил он.

Дорого, богато

В прошлом году стоимость автомобилей китайских брендов в России выросла на 29–75%. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Национальным агентством промышленной информации (НАПИ). Эксперты сравнили рекомендованные розничные цены на базовые комплектации автомобилей, которые действовали в январе прошлого года с ценами, установленными в начале 2023 года.

Сильнее всего (на 56–75%) подорожали Geely Coolray (с 1,47 млн до 2,3 млн рублей), Chery Tiggo 8 Pro (с 2 млн до 3,47 млн рублей) и Chery Tiggo 4 (с 1,14 млн до 2 млн рублей). На 920–950 тыс. рублей стали дороже Geely Atlas Pro и Chery Tiggo 8 (+50,4%), на 880 тыс. рублей увеличилась стоимость Chery Tiggo 7 Pro (+48,9%), а Geely Tugella подорожали на 1,28 млн рублей (+46,2%).

Меньше других (примерно на 30%) выросли цены на модели Haval. Так, минимальная стоимость кроссовера Jolion, ставшего самой популярной китайской моделью, за год увеличилась на 450 тыс. рублей — с 1,5 млн до 1,95 млн рублей. Летом, чтобы этот автомобиль попал в госпрограмму льготного автокредитования, российское представительство компании специально немного снизило на него цены. Кроссовер Haval F7 стал дороже на полмиллиона рублей, а внедорожник H9 подорожал почти на миллион.

Как мы рассчитывали возможную цену автомобилей в России

Понятно, что рассчитать детально точную стоимость довольно сложно. Кроме пошлины и сборов, есть ряд сопутствующих расходов, которые учесть нереально. Да мы и не будем, ограничимся только обязательными платежами.

Представим, что ввозную пошлину всё-таки опустили до льготных 5%. Кроме того, физическому лицу придётся оплатить ещё утилизационный и таможенный сборы. Сумма утильсбора фиксированная, для новых машин (моложе трех лет) она составляет — 3 400 рублей. А вот таможенный сбор зависит от стоимости автомобиля. Его проще всего рассчитать при помощи любого онлайн-калькулятора таможенных платежей. Также придётся потратить деньги на установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сейчас с ней проблемы, но обычно эта процедура обходилась в сумму около 30 000 рублей.

***

Теперь, когда с цифрами всё понятно, можно включить фантазию и представить себе эту идеальную схему импорта автомобиля. Для наглядности расчёты представлены в таблице. Она поделена на три колонки с ценами.

В первой колонке — цена максимальной комплектации автомобиля в Китае (без скидок). Почему максимальная комплектация? Просто в Китае для каждой модели предлагается большой выбор вариантов оснащения — от самого пустого до самого продвинутого. Проще всего сравнить самые «навороченные» варианты, где есть всё, что может быть. Тем более, в Китае «максималки» чаще всего имеют лучший функционал по сравнению с российскими аналогами.

Про Chery:  Самые дорогие марки автомобилей

Во второй колонке — стоимость автомобиля после уплаты обязательных платежей.

В третьей — цена аналогичной максимальной комплектации в России у официального дилера. Со всеми возможными скидками.

Захватить рынок

Несмотря на рост цен, китайские автопроизводители показали в прошлом году двукратное увеличение доли рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», если в 2021 году на бренды из КНР суммарно приходилось 7,5% всех проданных в нашей стране новых автомобилей, то по итогам прошлого года этот показатель увеличился до 19,4%. Причем по совокупным объемам продаж в России китайские автокомпании уступают своим конкурентам из Южной Кореи мизерный 0,1%.

Прошлый год стал рекордным для китайских автопроизводителей. Всего в нашей стране было продано почти 122 тыс. машин из Поднебесной. Причем во второй половине года китайские бренды постоянно занимали первые места в статистике продаж, уступая в количестве реализованных машин только АвтоВАЗу.

Автомобили китайских производителей перед погрузкой на экспорт в порту Яньтай на востоке Китая

Одновременно с увеличением объемов продаж китайские бренды активно выводят на рынок новые модели, а также наращивают количество дилерских центров в России. В прошлом году на фоне закрытия ряда автосалонов европейских, корейских, японских и американских марок в нашей стране появилось почти 500 новых автосалонов по продаже автомобилей из КНР. Лидерами стали бренд Omoda (+108 дилерских центров) и марка Exeed, открывшая 102 новых точки продаж и обслуживания.

По мнению экспертов, в нынешнем году автопроизводители из КНР без труда обойдут по объемам продаж корейские бренды. Их доля к концу года может достигнуть 30%, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Китайские компании уже несколько лет очень активно ведут себя на российском рынке. В прошлом году фактически только фирмы из Поднебесной обеспечивали бесперебойные поставки автомобилей на наш рынок. Как результат — заметное увеличение доли рынка в целом и рост продаж у ряда брендов на фоне общего снижения объемов рынка, — заявил он «Известиям».

Еще более оптимистичный прогноз дает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его мнению, китайским автопроизводителям, с учетом новых проектов по производству машин, вполне под силу в течение года довести свою долю на российском рынке до 35–40%.

Сколько стоят автомобили Chery в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

* Мощность в лошадиных силах мы берём оригинальную, ту с которой автомобиль представлен на родном рынке. Цену после таможни считаем с учётом 5-процентной пошлины.

Кроссовер Tiggo 4, который в Китае называется Tiggo 5x, для расчёта подошёл только в версии с 1,5-литровым атмосферным двигателем и вариатором. 2-литровых вариантов там просто нет, а 1,5-литровый турбомотор сочетается c вариативной коробкой, а не 6-ступенчатым «роботом» как у нас. В итоге рассматриваем отечественную комплектацию Tiggo 4 Travel и китайскую Tiggo 5x 2022 года в исполнении Superhero Edition Deluxe.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 5x (Tiggo 4 Pro) 2022 в комплектации Superhero Edition Deluxe

По Tiggo 7 Pro, в расчет взята китайская максимальная версия кроссовера Tiggo 7 2022 Super Edition и российская Tiggo 7 Pro Prestige.

На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 7 2022 в комплектации Super Edition

А вот с Tiggo 8 получилась самая странная история. В расчет была взята свежая максимальная версия Dynamic Edition в 7-местном исполнении. С чем связана такая высокая цена на данную комплектацию, не совсем понятно. За эту стоимость в Поднебесной можно легко приобрести Tiggo 8 в версии с 2-литровым турбомотором Kunpeng 390TGDI Craftsman Style. Да, на Dynamic Edition действует дополнительная скидка, в размере 290 тысяч рублей. Но мы изначально решили не учитывать никакие скидки на местном рынке. В России Tiggo 8 представлен в единственной комплектации — Prestige.

На фото Autohome: кроссовер Chery Tiggo 8 2022 в комплектации Dynamic Edition

Для расчёта стоимости Tiggo 8 Pro взята максимальная версия Tiggo 8 Plus 2022 First Edition. Ей противопоставлена топовая российская комплектация — Tiggo 8 Pro Ultimate. Но тут тоже не всё гладко. Дело в том, что на данный момент все модели Tiggo 8 Plus 2022 года предлагаются исключительно в 5-местном исполнении.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации First Edition

То же самое касается и расчёта стоимости Tiggo 8 Pro Max. Местная версия с полным приводом в максимальном исполнении называется — Tiggo 8 Plus 2022 Kunpeng Haoyao Edition. И она также оснащена салоном на 5 посадочных мест. Российская максимальная комплектация соответственно называется Tiggo 8 Pro Max Ultimate.

На фото Bitauto: кроссовер Chery Tiggo 8 Plus 2022 в комплектации Kunpeng Haoyao Edition

Вспомнить былое

Помимо сравнения нынешних и прошлогодних цен на китайские модели, в НАПИ проанализировали и среднюю стоимость (по состоянию на январь 2022 года) моделей компаний, которые ушли с российского рынка или приостановили свою работу.

По цене, которую сейчас просят за Geely Atlas Pro (2,75 млн рублей), год назад можно было приобрести Toyota RAV4, отмечают в НАПИ. Прошлогодняя средняя цена на Kia Sportage (2,3 млн рублей) практически сравнялась с нынешней стоимостью Haval F7. За 4–4,2 млн рублей, которые сейчас просят за Haval H9 и Geely Tugella, год назад можно было приобрести Hyundai Palisade или Mercedes-Benz GLB, следует из анализа агентства промышленной информации.

Сколько стоят автомобили Geely в Китае и сколько они могли бы стоить в РФ

С модельным рядом Geely возникли определенные сложности. Речь идёт о линейке кроссоверов Atlas и Atlas Pro. Первый вариант попросту отсутствует на родном рынке. А Atlas Pro не попал в таблицу из-за абсолютного несоответствия российским реалиям. На родине кроссовер предлагают исключительно с приводом на два колеса и турбомотором на 1,8 литра.

На фото Bitauto: кроссовер Geely Binyue 2021 в комплектации Battle

Зато с Geely Coolray, который в Китае называется Binyue, никаких проблем. В расчет была взята максимальная версия 2021 Battle, а с нашей стороны представлен топовый вариант Nero.

Geely Tugella также не вызвала вопросов. На родине эта модель носит сложное имя Xingyue, а максимальная полноприводная версия звучит как Geely Xingyue Star Rider. В России «максималка» именуется Flagship. Кстати, на данный момент это единственный автомобиль, у которого силовые характеристики полностью совпадают в Китае и у нас.

На фото Bitauto: кроссовер Geely Xingyue (Tugella) в комплектации Star Rider

Что останется от российского автопроизводства в международной изоляции

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что традиционно действительно цены растут плавно. «Даже после девальвации в конце 2014 года дистрибуторы и импортеры их сдерживали, размазывая повышение,— говорит он.— А те, кто так не делал, например Opel и Chevrolet, сталкивались с остановкой продаж». Тогда моментально наценки в основном вводили дилеры, добавляет он. Однако сейчас ситуация иная, говорит аналитик: непонятно, когда массово новые автомобили появятся у дилеров. При этом производство работает лишь у отдельных заводов, в числе которых Haval, и издержки на доставку постоянно растут.

Ольга Никитина; Булат Баширов, Уфа; Сергей Петунин, Саратов; Александр Дремлюгин, Симферополь; Сергей Толмачев, Воронеж

Свежее предложение по этому поводу озвучили депутаты от ЛДПР. Оно заключается в том, чтобы отменить таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию до 1 января 2024 года. По мнению народных избранников, это должно помочь восполнить дефицит машин на российском рынке. А также привести к снижению цен.

Другое предложение — не отменить, а снизить ввозные пошлины или ввести льготную ставку в размере 5 процентов, которой смогут пользоваться физические лица, ввозящие автомобили для личных целей. Для этой инициативы даже предлагается составить список автомобилей, которые можно будет ввозить в Россию по такой льготе.

Учитывая всё вышесказанное, мы решили немного пофантазировать на эту тему. Давайте посмотрим, сколько бы могли стоить китайские автомобили в России, если бы вдруг, правительство реально создало благоприятные условия для их ввоза. Хотя бы для физических лиц.

На данный момент пошлина для «физиков» при ввозе автомобиля в возрасте до 3 лет, как правило, составляет 48% от стоимости. Другими словами, увеличивает стоимость автомобиля в полтора раза.

Профильное кредитование падает вместе с авторынком

Собеседник “Ъ” в Уфе, связанный с авторынком, подтвердил, что стоимость автомобилей Haval выросла на 50–60%. В воронежском дилерском центре Haval сообщили, что цены выросли на 50%, в саратовском — что пока продажи и отгрузка автомобилей поставлены на паузу: «Повышать цены самостоятельно мы не имеем права, ждем, когда пришлют новый прайс». В Крыму, сообщили “Ъ” представители дилера Haval, новые автомобили марки подорожали примерно на 40%, других китайских производителей — Geely, Chery, Changan — на 20–30%.

При этом дилеры не дают прогнозов, отмечая, что цены на автомобили поднимаются «буквально каждый день». Проверить рекомендованные розничные цены на сайте Haval оказалось невозможно: они скрыты для всех моделей. Собеседник “Ъ” говорит, что концерн пошел на такой шаг осознанно из-за частого пересмотра.

Источники “Ъ” в автоконцернах, которые давно работают на российском рынке, поясняют, что «обычно бренды так не делают», размазывая подорожание». Однако в целом повышение неизбежно, полагают дилеры.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий