Цены на автомобили Haval и Great Wall упали в России в сентябре. Правда, не на все, но тенденция более чем приятная. «Китайские автомобили» изучили свежие прайс-листы и нашли в них несколько позитивных изменений.
В России продажи новых автомобилей в апреле нынешнего года рухнули на 78,5%. Основная причина таких показателей — нехватка машин у дилеров из-за логистических проблем и сложной геополитической обстановки. Также пока не удалось стабилизировать цены на новые автомобили, которые продолжают расти. В сложившейся ситуации многие клиенты стали обращать внимание на подержанные автомобили.
Однако ситуация на вторичке оказалась также весьма неоднозначной. Autonews.ru пообщался с экспертами, аналитиками, продавцами и менеджерами автосалонов, узнал реальные цены на рынке подержанных машин, наличие спроса и предложений, а так же стоит ли сейчас покупать или продавать б/у-авто.
Цены на автомобили с пробегом в России начали снижаться. В среднем стоимость машин на вторичном рынке в октябре по сравнению с сентябрем сократилась на 3%, сообщили эксперты аналитического агентства «Автостат». В результате средневзвешенная цена на подержанные авто составила 1,22 млн руб. В течение предыдущих четырех месяцев машины от собственников стремительно дорожали. За год стоимость выросла на 40%.
Что же изменилось? Генеральный директор аналитического агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что вторичный рынок автомобилей сейчас перенасыщен, но это не единственная причина, по которой цены начали падать: «Одна из причин в том, что цены на авто с пробегом пытались участвовать в гонке с ценами на новые, и, соответственно, в течение текущего года первые существенно подорожали.
Мантуров сообщил о падении цен на новые легковушки в России
Вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров в очередной раз продемонстрировал свою уникальную способность обнаруживать нечто положительное в картине охваченного тотальным упадком и стагнацией автомобильного рынка России. Удивительный человек!
– Цены на автомобили в РФ продолжают стабилизироваться после скачка весной этого года, сейчас снижение стоимости по ряду брендов достигает 18%, — заявил чиновник в эфире телеканала «Россия−24».
По мнению г-на Мантурова, в марте 2022 года его ведомство зафиксировало рост цен на автомобили в России на 3—50%. Однако сейчас, уверен он, происходит их снижение.
– Продолжают стабилизироваться цены на автомобили, в первую очередь — на легковые машины, — пояснил вице-премьер.
А что же происходит на самом деле? В последнее время представители объединений автодилеров неоднократно сообщали, что в России уже практически полностью распроданы складские запасы иномарок. А новые поступления представлены лишь моделями из Китая. Объем предложения дорогих авто неумолимо сокращается. Все большая доля рынка приходится на относительно дешевую продукцию отечественного автопрома. Естественным образом этот процесс отражается в цифрах отраслевой статистики, которые и демонстрируют снижение «средней температуры по больнице».
После 21 сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию, спрос на автомобили в стране снизился на 30 процентов. Об этом «Ленте.ру» сообщила пресс-служба автомобильного портала «Дром».
Падение произошло вопреки сезонному оживлению на рынке, отметил аналитик сайта Сергей Лагурев. «В перспективе возможен рост числа машин, выставленных на продажу, тогда при снижающемся спросе цены на авто могут пойти вниз», — добавил он.
Материалы по теме
При этом предложение на российском автомобильном рынке почти не изменилось, как и средняя стоимость подержанного автомобиля. По состоянию на 29 сентября 2022 года купить такую машину можно в среднем за 967 тысяч рублей. Автомобили старше 22 лет продаются за 237 тысяч рублей, а средняя стоимость б/у машины в возрасте трех лет составляет 2,6 миллиона рублей.
В конце августа российский авторынок начал постепенно восстанавливаться. В последний месяц лета продажи автомобилей в России выросли на 20 процентов в месячном выражении, а в июле спрос увеличился на 16,8 процента по сравнению с июнем. При этом власти страны прогнозируют почти двукратное падение автомобильного производства в 2022 году — выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов сократится сразу на 42 процента.
Почему на рынке подержанных автомобилей растет предложение и падают цены
На март-апрель приходились пиковые значения, и, наверное, для многих дилеров, когда был ажиотажный спрос, точно так же поднимали цены. Сейчас и стоимость вернулись к нормальному, домартовскому состоянию. Это те же 8-10% корректировки. Конечно, стоимость будут регулироваться для поддержания спроса. Все зависит от дилеров, насколько склады заполнены товарными автомобилями с пробегом. Мы свою ликвидность сохранили. Что касается прошлого года, объем машин на складах сопоставим с прошлым годом, у нас достаточное количество, чтобы предложить клиентам».
Аналитическое агентство «Автостат» в конце мая сообщало, что по итогам четырех месяцев этого года российский вторичный рынок легковых машин сократился на 17% по сравнению с тем же периодом 2021-го. Продажи выросли только у машин с пробегом китайского производства, причем сразу на 20%. Активность автомобилистов на этом рынке по разным причинам будет снижаться, а это в итоге потянет вниз и продажи, и цены, считает автоэксперт Михаил Лезжов:
«Если сравнивать продажи прошлого года с этим, то, конечно, мы увидим сильный провал: количество сделок будет значительно меньше, нежели в прошлом году.
Связано это с тем, что тот, кто планировал раньше купить автомобиль, сейчас не сможет это сделать по экономическим соображениям, поскольку нет денег, а кто-то не сможет найти нужный автомобиль. Кто-то, кто планировал продать свою машину и купить другую, оставит ее себе. Я думаю, в штуках, конечно же, продаж будет меньше. Что касается стоимости, то сейчас рынок все-таки несколько перегрет, и стоимость в ближайшие пару месяцев будет немного, но снижаться, потому что был достаточно резкий скачок в цене в марте и начале апреля».
Тем временем производство новых легковых машин в России, по данным Росстата, заметно сокращается. В апреле оно упало почти в семь раз по сравнению с тем же месяцем прошлого года до рекордно низкого показателя — с конвейеров сошли чуть меньше 20 тыс. автомобилей. Таким образом, показатель опустился даже ниже уровня апреля 2020-го, когда была пандемия. Тогда из-за локдаунов в стране произвели 30 тыс. легковых машин.
Подержанные машины частных продавцов дешевеют второй месяц подряд, автодилеры же такой тенденции не наблюдают. О снижении цен на машины с пробегом по итогам двух последних весенних месяцев сообщили аналитики портала «Дром». По их данным, в апреле бывшие в употреблении авто убавили в цене 16% по сравнению с мартом, а в мае по отношению к апрелю — еще 12%. В среднем машина с пробегом тогда стоила 851 тыс. руб.
При этом предложение выросло на 7% при практически неизменном спросе, и в итоге тренд на понижение цены может сохраниться и в летнем сезоне, говорит директор по развитию автомобильного портала «Дром» Антон Серков: «В мае сильнее всего упали в цене дорогие модели стоимостью от 2 млн руб. и выше. Например, Mercedes-Benz подешевели в среднем на 100-250 тыс. руб. в зависимости от региона.
Спрос на машины глобально не растет, он сохраняется примерно на том же уровне, поэтому люди, которые заинтересованы продать автомобиль, вынужденно снижают цены. При этом летом в период отпусков продажи всегда исторически идут на спад, и этот сезон не является исключением. Поэтому мы можем увидеть продление тренда на снижение стоимости, естественно, при отсутствии каких-то других внешних факторов».
Предложение подержанных автомобилей в последние два месяца весны не покрывало возросший спрос, так что цены в салонах, наоборот, немного выросли, говорит гендиректор компании Fresh Auto Денис Мигаль. И летом такой тренд может только усилиться.
«Если говорить про рынок сделок, то там дефицит как был, так и остается.
То есть хороших машин по реальным ценам все равно мало, и по ним цена, по нашей статистике, даже немножко выросла, буквально на 2% в мае по отношению к апрелю.
Машин в хорошем состоянии за адекватные деньги, как не было, так и нет. Более того, в летнем сезоне стоимость может даже скорректироваться вверх: в этом году никто никуда далеко не полетит, а все куда-нибудь поедут в основном на машинах и желательно всей семьей. Плюс, когда банки в начале весны ставили беспрецедентно высокие ставки за краткосрочные депозиты, многие просто понесли деньги под бешеные проценты в банк, и их срок заканчивается как раз в июне-июле, что, кажется, приведет к спросу. Люди заберут деньги и поймут, что с ними нужно что-то сделать».
Цены на подержанные машины в мае и апреле сократились исключительно на фоне мартовского ажиотажа, говорит директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодом Алтуфьево» Алексей Жирнов. По его словам, в дальнейшем у дилеров все будет зависеть от того, насколько они сумеют наполнить склады: «Относительно пиковых значений рынка, который был у нас в марте-апреле месяце, конечно, май дешевле с точки зрения среднего предложения.
В итоге три четверти в топ-20 наиболее популярных подержанных автомобилей стали стоить дешевле, констатируют эксперты «Открытие Авто» по результатам анализа данных компании Haraba (исследование есть в распоряжении «Российской газеты»).
Так, наиболее заметно (на 15,1%) средняя цена упала на автомобили Nissan Qashqai. В январе за него просили 1 млн 687 тыс. рублей — на 300 тысяч меньше, чем в декабре прошлого года, и на 175 тысяч меньше, чем год назад. Двузначной динамикой снижения цены отметился еще один внедорожник — Lada Niva Travel (1 млн 104 тыс. руб., -10,5% за месяц). Однако ему подобраться к ценам января прошлого года не удалось — потребуется, чтобы продавцы снизили «аппетиты» еще на 5,7%.
Более демократичный ценник получила и Hyundai Creta — 1 млн 542 тыс. рублей (-8,1% за месяц). По ценовому позиционированию корейский кроссовер вернулся в 2021 год (-6,80% за год). С Kia Sportage этого не произойдет: новое поколение этой модели оказалось заметно больше и дороже предыдущего, что отразилось и на средних ценах на вторичном рынке. В январе Sportage подешевел на 5,9%, но до того, чтобы вернуться к январским ценникам прошлого года, еще очень далеко.
В то же время поубавили свои аппетиты и продавцы больших универсальных внедорожников Toyota. Так, Land Cruiser 300 за год упал в цене почти на миллион (-11,2%), за январь — на 4,9%. Продавцы Prado оказались менее сговорчивы, но в январе им тоже пришлось понижать цены. Рынок дольно быстро в прошлом году наполнился такими же моделями, завезенными по параллельному импорту. Однако, чтобы Prado стал стоить дешевле, чем год назад, потребуется коррекция еще более чем на полмиллиона рублей. Интересно, что владельцы Toyota Camry и RAV4 все же смогли реализовать в январе свои машины дороже, чем в декабре 2022-го: в среднем за год эти модели подорожали на 10-14%.
В число подешевевших в январе машин вошли также Renault Duster, Kia K5, Hyundai Solaris, Santa Fe и Tucson, а кроме того, Mercedes-Benz E-класса, Skoda Octavia и Lada Granta. Но здесь коррекция оказалась малозначительна — в пределах 1 — 3,7%. Две модели Volkswagen (Tiguan и Polo) тоже практически не изменились в цене. BMW X5 после того, как заметно дешевел в декабре, в январе немного (+3,4%) подорожал. И наконец, универсал Lada Largus, напротив, позволил продавцам этих машин развить большие «аппетиты». Отсутствие полноценной альтернативы этому большому универсалу позволило просить за него в январе на 12,5% больше, чем в декабре.
Как считает руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая, в целом дефицит в сегменте трехлетних автомобилей, которые по-прежнему остаются лучшей альтернативой новым, будет позволять владельцам таких машин продавать их по завышенным ценам. Тем не менее, январь показал, что даже такие высоколиквидные автомобили, как внедорожники Toyota и Hyundai, постепенно обретают более адекватные ценники, а в ряде случаев начинают стоить дешевле, чем год назад. По тем моделям, поставки которых возможны по параллельному импорту, этот процесс наверняка продолжится и в феврале.
Помните, как на рубеже 2021—2022 годов цены на автомобили рванули вверх так, что продажи резко поползли вниз? Что ж, помянем. Автосалоны сливают последние остатки, а заказы на авто с производства не принимаются. Да что там говорить, если дилеры выживают лишь за счет «облапошивания» клиентов на техосблуживании. Впрочем, этих самых клиентов уже все меньше.
Во-первых, гарантийные обязательства, если и выполняются, то через губу. Во-вторых, зачем переплачивать втридорога, если подержанных «немцев» неплохо лечат и в менее официальных мастерских? Правда, и там возникают трудности с поставкой комплектующих, эмалей и даже ключей. Да, заказать сегодня дубликат смарт-ключа для того же Mercedes-Benz в случае его утери, попросту невозможно. Германия «заморозила» отправку в Россию фирменных брелоков, как и ряда других аксессуаров и оборудования. Оттого и падение цен на сами автомобили.
А что еще делать? Народ массово избавляется от иномарок немецкого производства, которые, кстати, охотно разбирают на «вторичке». По информации «Авто.ру», самую большую долю на рынке подержанных машин сейчас занимают немецкие автомобили — 22,7%. Предложений о продаже тех же Mercedes-Benz стало на 23% больше, а BMW — на целых 42%!
По сведениям аналитиков 110км.ru, стоимость подержанных немецких «трехлеток» упала на 18%. Это связано, в том числе, и с тем, что рынок попросту перегорел: покупательская способность населения падает, а цены на машины фактически достигли своего пика и замерли. Иными словами, тем, кто хочет продать свою иномарку, приходится опускать ценники. За дорого ее уже банально никто не покупает.
К тому же, набирает популярность частный ввоз автомобилей из-за границы — «немцев» волокут не только из Белоруссии, Армении и Казахстана, но и из Грузии и Европы. Причем в более любопытных модификациях, с малыми пробегами и, порой, дешевле на 200—300 тысяч рублей. Больше всего в Россию привозят машины возрастом от трех до пяти лет. Что, впрочем, неудивительно, ведь именно на них самые выгодные таможенные пошлины. К слову, втрое меньше, чем на авто моложе трех лет, и вдвое — на иномарки 5—7 лет отроду.
Возвращаясь же к российскому рынку, то самыми продаваемыми у нас сейчас являются седаны Mercedes-Benz E-класса. К примеру, авто 2019 года выпуска «просели» в цене на 13%. Средний чек на «Ешку» в столице составляет 3 642 841 рублей. Для сравнения: в январе за него просили в среднем почти 4 200 000. Больше всего голосов покупатели отдают в пользу модификации о двух литрах под капотом.
Еще весомее потерял в цене седан Audi A6. Если в январе «трехлетка» стоила 4 764 500 рублей, то средний прайс в августе скатился до 3 888 667 рублей — на 18,4%. По информации 110км.ru, трехлетний BMW 5-серии подешевел на 4,6%. Самыми востребованными оказались дизельные версии с пробегом от 45 000 до 120 000 километров. Ценник на такие авто варьируется от 3 384 918 до 3 750 665 рублей — в зависимости от региона.
Независимые эксперты уверены, что стоимость немецких «премиалов» будет падать и дальше. Хотя и цены на оригинальные комплектующие — наоборот, станут только расти.
Падение спроса на автомобили с пробегом в России усиливается, превысив в ноябре значение октября. Но с ценами ситуация менее однозначная: ряд участников рынка видят их стабилизацию, но другие фиксируют падение, а иногда и рост. Средняя цена может увеличиваться за счет завезенных в страну фактически новых автомобилей с минимальным пробегом. При этом на рынке по-прежнему не хватает предложений новых машин возрастом до трех лет и ценой до 2 млн руб. Аналитики отмечают, что в текущих нестабильных условиях ликвидность предложения в целом снижается, и ожидают снижения цен на фоне сезонного падения спроса в декабре—январе.
Спрос на подержанные автомобили в РФ в ноябре снизился на 11% к предыдущему месяцу, после того как в октябре сократился на 8% к сентябрю, подсчитали в автомобильном портале «Дром». Октябрьские данные сходны с динамикой продаж, которую оценивал «Автостат». По его данным, в октябре рынок легковых машин с пробегом составил 437 тыс. штук, что на 23,8% меньше, чем годом ранее, и на 5% хуже результата сентября.
Спрос на подержанные автомобили падает с конца сентября, говорят в «Дроме», но предложение держится примерно на одном уровне, а стоимость пока не снижается.
В ноябре средняя стоимость подержанной машины, по данным компании, даже выросла на 2,6% относительно прошлого месяца, составив на 27 ноября 970 тыс. руб. (в октябре — 945 тыс. руб., в сентябре — 967 тыс. руб.). «Автомобили старше 22 лет продаются в среднем за 242 тыс. руб., в возрасте от 14 до 22 лет — за 422 тыс. руб., от 9 до 13 лет — за 751 тыс. руб., от 4 до 8 лет — за 1,4 млн руб. Стать владельцем «трехлетки» можно в среднем за 2,7 млн руб.»,— уточнили в «Дроме».
«По некоторым моделям выборочно есть вымывание (продажа) более недорогих версий, и создается впечатление, что цены даже растут. Но фактически по сравнению, например, с сентябрем стоимость подержанных автомобилей не изменилась»,— говорит директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
Топ-менеджер добавляет, что предложение на вторичном рынке по сравнению с началом осени не расширилось. «Сейчас ожидаемо не хватает «свежих» моделей — возрастом до трех лет и стоимостью 1 млн руб. Предложение по более дорогим моделям, конечно, заметно шире,— поясняет господин Баскаков.— Это можно объяснить как традиционно стабильным спросом именно на бюджетные варианты, так и общим дефицитом во всех сегментах авторынка (в связи с которым, например, уменьшилась роль трейд-ин в пополнении складов дилеров и т. д.)». Но у покупателей сегодня все еще есть выбор, полагает дилер.
Директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов отмечает, что по дорогим автомобилям (премиум и люкс) цены выросли больше, чем в массовом сегменте, но спрос на них ниже.
Стоимость машин до 2 млн руб. стабилизировались, добавляет топ-менеджер. Но в целом цены зависят от того, какова была закупочная стоимость машины, какой игрок рынка и как приобретал ее, уточняет господин Желобов.
В «Авто.ру» допускают, что на ситуацию с ценами влияют в том числе автомобили с минимальным пробегом (по сути, ввезенные по параллельному импорту новые машины), которые активно начали выставляться на продажу как подержанные. По данным портала, средние цены с июня выросли на 10% в основном за счет предложений профессиональных продавцов.
Оценки динамики стоимости подержанных машин в целом серьезно разнятся.
Например, «Автостат» подсчитывал, что средняя цена подержанного легкового автомобиля в ноябре упала на 2,5% к октябрю, составив почти 1,2 млн руб. Там объясняли, что свежие и более дорогие машины, «более активно вымываются с рынка».
С февраля нынешнего года стоимость автомобилей в России существенно выросла. На это повлияли курсовые скачки на валютном рынке, закрытие экспорта из-за санкций и остановка отечественного автомобилестроения вследствие нехватки импортных комплектующих.
Однако теперь ситуация несколько стабилизировалась, поэтому эксперты считают, что цены на автомобили могут снизиться.
В пределах половины
Автоэксперт и аналитик Владимир Беспалов рассказал изданию autonews.ru, что благодаря стабилизации валютного рынка дилеры снова стали выставлять на продажу машины, которые ранее придерживали, не понимая, по какой стоимости их продавать.
Кроме того, по его мнению, перезапуск выпуска бюджетных российских марок, таких моделей, как Lada Granta и Niva, влияет на увеличение предложения. Беспалов считает, что доля недорогих авто в России будет постепенно увеличиваться, причём не только отечественных, но и тех, что будут вводиться в рамках параллельного импорта.
Читайте по теме: С конвейера сошла последовательница «Лады-голодранца» — упрощённая «Нива»
Исходя из этого автоэксперт прогнозирует, что в обозримом будущем стоит ожидать снижения стоимости автомобилей.
«Впрочем, на радикальное падение цен надеяться не стоит. Корректировка будет в рамках 50%», — резюмировал Беспалов.
Аналогичное мнение высказал и руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский, по словам которого падение цен, скорее всего, придётся на конец этого года.
Читайте по теме: Сотрудники Ижевского автозавода попросили Путина спасти предприятие
Кардинально противоположного мнения придерживается вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
По его мнению, пока предложение на рынке сильно отстаёт от спроса, ни о каком снижении цен на авто речи быть не может.
«Устранить эту нехватку пока невозможно — ни силами внутренних производителей, ни теми ограниченными поставками машин из-за границы, которые осуществляются на данный момент», — считает эксперт.
Такое же мнение высказал и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов, который отметил, что сейчас сложилась ситуация, в которой компаниям нечего продавать. Единственным выходом для удовлетворения спроса на авто он видит их импорт в частном порядке, как это было в 90-е годы прошлого века.
«Скажу больше, некоторые торговые компании уже осваивают эту практику в качестве эксперимента. В первую очередь сейчас они смотрят на Эмираты», — отметил эксперт.
Читайте по теме: Составлен рейтинг регионов по доступности бензина: на каком месте Крым
Так или иначе, в автосалонах Москвы цены на автомобили несколько упали по сравнению с весной — в пределах 100–400 тыс. рублей на иномарки.
К примеру, кроссовер Volkswagen Taos сейчас предлагают за 2,5 млн рублей, тогда как в мае он стоил 2,7–2,9 млн рублей. То же самое происходит с автомобилями Hyundai и Toyota.
Эксперты отмечают, что снижение цен связано с тем, что из-за упавших продаж дилеры отказались от части собственной наценки.
За счёт поступления упрощённых версий российских марок упали цены и на них. Например, Lada Granta без подушки безопасности и АБС стоит 678 тыс. рублей, тогда как в апреле эта машина в базовой комплектации стоила 1,35 млн рублей, а в мае — более 900 тыс. рублей.
Упрощённая таким же образом Lada Niva стоит сейчас 807 тыс. рублей, тогда как весной стандартная модель оценивалась больше чем в миллион.
Сами дилеры признают, что обвал продаж вынудил их снизить цены в салонах. Причём, как они говорят, если сравнить цену на авто на официальном сайте Lada и в салоне — разницы не будет. Впрочем, прогнозировать дальнейшее снижение цен на машины они не берутся. Особенно это касается иномарок, запасы которых на складах заканчиваются, а новых поступлений нет.
Читайте по теме: Рассекречен модельный ряд обновлённого «Москвича»
По старым ценам
Автопроизводители отказались от традиционной для начала года индексации цен, которая обычно производится на величину инфляции и составляет порядка 3-4%. Так, за первый месяц 2023-го стоимость новых автомобилей выросла только у трех марок, причем изменение цен коснулось лишь некоторых моделей и даже отдельных комплектаций.
По словам руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, незначительный рост цен на российском авторынке объясняется, в частности, тем, что в конце 2022 года ряд производителей уже увеличили ценники на свои автомобили.
«Все продавцы настолько часто делают коррекцию и аудит цен, что есть смысл отойти от базовых ожиданий — «как было ранее». Сейчас другой рынок и другие факторы, которые влияют на формирование цен», — рассуждает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Впрочем, нынешняя «заморозка» цен на российском авторынке может быть связана с тем, что машины 2023 года выпуска находятся в пути и еще не поступили дилерам. Но основная причина заключается в том, что китайские автопроизводители сменили ценовую стратегию в нашей стране. Вместо обновления прайс-листов они изменяют размер скидок на свои модели, тем самым регулируя маржинальность продаж в зависимости от уровня спроса.
Согласно данным мониторинга сайта «Цена Авто», Haval увеличил цены кроссовера F7 и купе-кроссовера F7x в топовой версии Tech Plus на 50 тыс. рублей. Changan повысил стоимость кроссовера Uni-K, который во всех комплектациях стал дороже на 120 тыс. рублей.
Что касается отечественных производителей, Ульяновский автозавод переписал прайс-листы сразу на несколько своих моделей: УАЗ «Хантер», «Патриот» и «Пикап» в базовых комплектациях подорожали на 30 тыс. рублей, а УАЗ «Профи» — на 30-78 тыс. рублей, в зависимости от модификации. А вот АвтоВАЗ отличился небольшим снижением стоимости внедорожника Lada Niva Legend в версии Luxe»22, которая стала дешевле на 8 тыс. рублей.
Как говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский, следующее изменение цен на автомобили Lada, возможно, будет весной — всё зависит от того, как АвтоВАЗу удастся отработать вопрос с поставками комплектующих.
В свою очередь, директор по развитию и корпоративному управлению компании «Нижегородец» Алексей Макаров отмечает, что рост цен на некоторые китайские машины обусловлен курсовой разницей юаня, который в декабре прошлого года подорожал на 20% по отношению к рублю, а это существенно.
Русский с китайцем
Очевидно, что отказ от повышения цен в начале года вызван, в том числе отсутствием ажиотажного спроса на российском авторынке. Так, в январе 2023-го россияне приобрели 45,2 тыс. легковых машин — на 47% меньше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК».
На этом фоне АвтоВАЗ увеличил реализацию на 9% до 17,6 тыс. автомобилей, а его рыночная доля составила 39%. Китайские производители почти сравнялись с ним по этому показателю, заняв в общей сложности 38% российского авторынка. При этом безусловное лидерство среди иномарок захватили Chery (5,5 тыс. шт., рост в 2 раза), Haval (4,1 тыс. шт., +45%) и Geely (3,5 тыс. шт., +96%).
Как рассказал Алексей Макаров, всплеск продаж АвтоВАЗа обусловлен отсутствием господдержки в конце прошлого года и ее возобновлением в январе 2023-го. В декабре покупатели просто замерли в ожидании лучших цен на автомобили Lada. И когда дождались, начали с удвоенным эффектом приобретать машины в кредит с использованием 20% поддержки от государства.
«Кроме того, покупатели расстались с иллюзией, что традиционные зарубежные бренды могут вернуться и пристально начали рассматривать новинки российского рынка. Которые, к слову сказать, ничем не хуже, а в большинстве случаев и лучше, чем многие модели ушедших производителей», — считает эксперт.
По мнению Дениса Решетникова, продажи новых автомобилей в текущем году будут зависеть, прежде всего, от наличия машин у дилеров, но здесь есть надежда на АвтоВАЗ, «Москвич», китайских производителей и их новинки. Также большую роль будет уровень доходов россиян, ведь при низких заработках покупателей рассчитывать на высокий спрос не приходится.
В автосалонах объяснили, почему машины не дешевеют вместе с валютой
«Для простоты разговора считайте, что у нас доллар до сих пор по 120 рублей»
Несмотря на беспрецедентное падение продаж новых автомобилей в России, физического дефицита машин, как оказалось, нет. На площадках хранения во многих регионах страны стоят тысячи новых автомобилей. «МК» узнал у сотрудников автосалонов, можно ли эти машины приобрести, и если да, то по какой цене.
На разошедшихся по интернету фотографиях — площадки с автомобилями разного класса и разных брендов, от немецких моделей премиум-класса до произведенных в России «китайцев». Обзвон дилеров соответствующих фирм подтвердил: приобрести машины, показанные на фото, действительно можно. Однако официальный ценник на них сформирован в марте этого года, когда курсы доллара и евро рвались к 150 рублям, и менять стоимость в рублях никто не планирует.
— Да, это большая проблема, — рассказывает Илья Лежнев, менеджер автосалона, торгующего японскими автомобилями. — Машины в наличии есть, по мартовским ценам, при этом каждый клиент возмущается: с тех пор курс опустился в два и больше раза! А мы ничего не можем сделать. Продавать ниже закупочной цены нельзя.
— Для простоты разговора считайте, что у нас с вами доллар до сих пор стоит 120 рублей, — говорит Аркадий, сотрудник дилера немецкого «премиума». По его словам, в наличии некоторые автомобили есть, а новых поставок нет. Поэтому в том, чтобы побыстрее продать нынешний складской запас, дилер не заинтересован.
Аналогично отреагировали на звонок менеджеры, занимающиеся продажей корейских и китайских авто. Речь о коррекции прайс-листов «вниз» не идет, потому что автомобили были выкуплены дилером на пике курса валют, так сообщили в «корейском» салоне. Что же касается китайских кроссоверов, на них, по словам продажников, есть спрос и по нынешним ценникам.
Поскольку хоть какие-то продажи дилерам нужны, в индивидуальном порядке они порой идут на значительные скидки. Сотрудник центра продаж японских автомобилей рассказал «МК», что есть четыре ситуации, в которых покупатель может получить снижение цены до миллиона рублей (речь идет об автомобилях, которые в марте стоили 4-5 миллиона рублей).
— Хорошую скидку сейчас даем за трейд-ин, — рассказал менеджер. — Если сдаете хороший автомобиль профильной для нас марки не старше десяти лет, мы постараемся при оценке обеспечить вам премию примерно в 300 тысяч рублей, в зависимости от состояния машины.
Заключить договор до конца месяца — еще один аргумент, способный срезать цену для покупателя на 200-400 тысяч рублей, поделился торговец. По его признанию, в последнюю декаду июня салоны ради увеличения цифр продаж дают значительные скидки — деньгами или опциями «со складов». Для этого менеджер должен согласовать индивидуальную скидку с руководством дилерского центра, что чаще всего несовместимо с выбором «голой», то есть без опций, комплектации.
Снизить цену еще примерно на 200 тысяч можно за счет покупки полиса КАСКО. Да, в этом году такие полисы еще дороже, чем в прошлом, а как будет происходить возмещение при нынешней непонятной ситуации с ценами на запчасти, неясно. Но страховщикам тоже нужно делать план, поэтому скидку за полис дают достаточно солидную.
Наконец, сразу на миллион могут «срезать» цену самим сотрудникам автосалонов. Этим способом, конечно, кто попало воспользоваться не может, да и самим менеджерам компаний льгота доступно не чаще, чем раз в два года, признается собеседник. Кстати, если автомобиль не нужен самому сотруднику, он спустя несколько месяцев может его продать в частном порядке (не через трейд-ин и не сразу после покупки). Работодатель смотрит на это сквозь пальцы, если только соблюдается квота на количество машин «в одни руки».
К описанным способам сотрудник дилерского центра по европейским премиум-машинам добавил еще один: по индивидуальной договоренности с руководством центра платеж можно провести вне российской юрисдикции. Например, со счета покупателя — на счет продавца в европейском банке, и, конечно, в евро. Правда, это может потребовать дополнительных согласований с банком, зато цена может быть заметно ниже. А в российском договоре купли-продажи стоимость будет обозначена в рублях.
Toyota Camry за 4 700 000 рублей
Вот уже 4 месяца автомобильный рынок РФ находится в сложном положении, а сегмент новых автомобилей так и вовсе пребывает в коме. За это время, несмотря на масштабное сворачивание продаж, практически ни один автопроизводитель по сути не снизил рекомендованных цен, задранных в момент биржевой паники и курса доллара выше 100 рублей. Естественно, люди обратились к рынку подержанных машин — к концу весны там наметилось небольшое снижение цен. Давайте посмотрим, как ведут себя цены и на вторичке, и на первичке по итогам июня.
Как мы помним, в марте, в пик кризиса, начало резко дорожать абсолютно всё. Цены на вторичном рынке поднимались вплоть до 20%. В апреле пошло замедление, а потом и откат, в июне стоимость подержанных машин продолжала снижаться. И в итоге сейчас мы имеем +11% к усредненной цене по сравнению с доспецоперационными временами.
— Топ-30 вторичного рынка с середины февраля суммарно подорожал на 11%, сейчас машины продаются в среднем по 1,3 миллиона рублей. В конце марта этот показатель был еще на 9% выше — больше 1,4 миллиона рублей. За тот месяц с начала кризиса цены на популярные автомобили на вторичном рынке выросли на 21%, — объясняют аналитики федерального сервиса Auto.ru.
Наибольшая прибавка в цене постигла японские автомобили и премиальный сегмент. Mazda CX-5 подорожала на 28% (плюс 660 000 рублей), по 27% прибавили Mercedes-Benz E-Класса (плюс 880 000) и Toyota Land Cruiser 200 (плюс 1 300 000 рублей). Массовые модели дорожали не так сильно, примерно на 10–15%. Kia Ceed, Lada Vesta, Skoda Octavia и Volkswagen Polo в рублевом эквиваленте прибавили по 100 000 рублей, а Hyundai Solaris, Lada Largus и Skoda Rapid — по 90 000 рублей.
Что мы имеем сейчас? В течение двух весенних месяцев и июня итоговое снижение усредненной цены на вторичном рынке составило 10% — неплохой результат, когда всё вокруг дорожает.
Подержанный Toyota Land Cruiser Prado 2013 года за 2 900 000 рублей
А вот в сегменте новых автомобилей, находящемся в глубокой коме, нет даже никаких намеков на снижение рекомендованных цен от автопроизводителей. Базовый Hyundai Solaris как стоил по прайсу от 1 апреля 1 408 000 рублей, так и стоит — это за механику, полупустой салон, двигатель 1,4 л. Хорошо хоть за это время еще к ценнику не добавили. Недавно агентство «Автостат» сообщало, что в июне автопроизводители в РФ не повышали цен: да неужели, вот бы вы еще нулей подрисовали.
Приводится пример, что цены снизились у BMW (минус 11–20%), но достоверно неизвестен механизм этого снижения. Это может быть как распродажа складов баварской компании, уходящей с нашего рынка, так и манипуляции с комплектациями и допоборудованием. От остальных брендов новостей о снижении цен не сыскать.
Это что касается «голых» рекомендованных цен от самих брендов. А вот дилеры, которые по таким ценам уже давно ничего не продавали, накручивая кучу допоборудования, судя по всему, начали вести себя адекватней (спроса-то почти нет) и снижать цены хотя бы за счет допов.
— Большие скачки цен были зафиксированы на Toyota Camry и Land Cruiser 300, которые подорожали на 63% (1 900 000 рублей) и 66% (5 800 000 рублей) соответственно. Среди самых популярных недорогих моделей сильнее всего подорожал Kia Rio — к концу марта цена выросла на 43%, или на 600 000 рублей. Hyundai Solaris стал стоить дороже на 500 000 рублей, Lada Vesta — на 380 000 рублей, а Volkswagen Polo — на 540 000 рублей, — комментируют специалисты Auto.ru мартовские изменения цен.
Toyota Land Cruiser Prado за 8 250 000 рублей
Анализ реальных предложений новых автомобилей на Auto.ru от дилеров показал, что по итогам июня средняя стоимость авто снизилась на 10%, а некоторые модели показали и большее падение цены. К примеру, Mercedes-Benz E-класса подешевел на 19%, или на 1 800 000 рублей, Kia Rio и Renault Logan — на 14%. Kia Seltos — минус 350 000 рублей, Sorento — минус 580 000 рублей, Sportage — минус 420 000 рублей, Toyota Camry — минус 585 000 рублей, Land Cruiser Prado — минус 1 100 000 рублей.
Однако же эта коррекция цены никак не спасает первичный рынок. По статистике агентства «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт», за последнюю полную неделю июня в стране было продано 7535 машин, на предыдущей неделе — 6869 штук, за предыдущий период июня — 10 451 штука. Итого 24 855 штук, может быть, что-то добавят последние дни месяца. Но в любом случает эти продажи кардинально не отличаются от мая, когда было реализовано 24 268 машин. А такой месячный показатель, напомним, означает крушение автомобильного рынка на 80%.
Почитайте еще, как подешевели свежие японские праворульки: смотрим цены в формате «было — стало».
Переломный момент и падение спроса
Несмотря на падение цен, роста продаж б/у-машин в России не отмечается, Олег Амиров отметил, что движений на рынке вторичных автомобилей сейчас крайне мало. По его словам, какое-то количество сделок заключается и сейчас, но их количество значительно меньше, чем в прошлом году.
«Сейчас, фактически, рынок встал. Те, у кого была наличность и необходимости купить машину, уже это сделали. Всплеск спроса на данный момент уже прошел», — подчеркнул эксперт.
По словам члена Союза автоэкспертов и оценщиков Виталия Пунякова, на вторичном рынке сейчас происходит переломный момент. С одной стороны его тянет вверх стоимость новых машин, а с другой стороны, он стремится вниз из-за отсутствия спроса. В итоге сложилась ситуация, когда разница в цене на машину одной и той же модели может достигать 50%. В качестве примера эксперт привел Volkswagen Polo 2017 г., который может стоить 700 000 руб. по низу и 1 300 000 по верху рынка.
«Покупатель, имея на руках 700 000 руб., помнит, что год-полтора назад на эти деньги он мог купить добротный седан 2017 года, а сегодня там только такси и битье. При этом он не готов снизить планку требований. Получается парадокс, есть покупатель, есть деньги, он ищет машину, но ничего не покупает. С другой стороны есть продавец, у которого имеется седан 2017 года. Чтобы понять, сколько можно выручить с продажи, автовладелец открывает сайты объявлений видит верх рынка в 1 300 000 руб., после чего ставит ее на продажу за эти деньги. Время идет, а продавец и покупатель никак не могут найти друг друга. Один не готов терять деньги, продавая свою машину за копейки, второй не готов терять деньги, покупая ее втридорога», — объяснил специалист.
Также на падение продаж пожаловались и менеджеры нескольких крупных московских автосалонов по продаже подержанных машин. Сотрудник одной из торговых компаний связал это с экономической ситуацией и ажиотажным спросом, который наблюдался ранее.
«По продажам, скажу честно, мы просели. Думаю причина в том, что некоторым потенциальным клиентам стало сейчас не до приобретения машины, а тем, кому она действительно «кровь из носу» была нужна, уже купили нужный автомобиль. При этом, хочу заметить, что цены на авто у нас более чем гуманные. Рост спроса в конце февраля — начале марта действительно был, но лично я не назвал бы его «взрывным», как сейчас многие говорят», — поделился менеджер автосалона.
Цены на кроссоверы Haval F7 и F7x упали
Кроссоверы Haval F7 и F7x тоже стали доступнее. Не на 10%, как пикапы, но в большинстве комплектаций – на 2-5%.
Экономия получается приличная – в общем случае 80 тысяч рублей. Но в начальной версии обновленный F7 подешевел сразу на 120 тысяч. И теперь он на 10 тысяч дешевле, чем дорестайлинговый. Также отметим, что самые оснащенные топовые версии Tech Plus у кроссовера Haval F7 в цене не изменились.
Купеобразные паркетники F7x упали в цене не так сильно – в основном на 50 тысяч рублей. Две «младшие» комплектации – сразу на 80-90 тысяч. А вот «старшие» даже несколько подорожали – на 30 тысяч рублей.
Более наглядно все изменения цен на автомобили зафиксированы в таблице.
В таблице: как изменились цены на автомобили Haval F7 и F7x в России с сентября
Ну и напомним, что все актуальные цены на китайские автомобили в России мы публикуем в постоянно обновляемом материале.
«Потребительское поведение осталось в прошлом»
Как отмечают в своем исследовании аналитики «Авито.Авто» (имеется в распоряжении Autonews.ru) в апреле россияне стали больше выставлять на продажу подержанные иномарки в возрасте до 5 лет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, количество объявлений о продаже машин Kia выросло на 20%, а Hyundai — на 27,8%.
«Некоторые покупатели рассматривают молодой автопарк с пробегом как альтернативу новым моделям. Автомобили в возрасте 3-5 лет обладают современными характеристиками, а в случаях «трехлеток» машину можно обслуживать по гарантии», — объяснили аналитики.
Впрочем, что касается «трехлеток» то тут отмечается диаметрально противоположная ситуация. Так, эксперты «Дрома» в своем исследовании (имеется в распоряжении Autonews.ru) утверждают, что в апреле 2022 г. количество выставленных на продажу свежих автомобилей возрастом до трех лет сократилось на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а за первые две недели мая еще на 15%. При этом спрос на них не падает, а цены выросли от 47 до 60% в сравнении с прошлым годом.
Дешевые и надежные: что можно даже сейчас покупать на вторичном рынке
«Автолюбители не заинтересованы продавать свои свежие автомобили в условиях дефицита и высоких цен на новые авто. Предложение на «трехлетки» сократилось еще во время ажиотажного спроса в марте и сейчас продолжает снижаться. Раньше автовладельцы могли себе позволить поменять автомобиль, потому что он надоел и захотелось новую модель. Сейчас такое потребительское поведение осталось в прошлом. В новой реальности средний срок владения авто значительно увеличится, а без особой необходимости автолюбители не будут менять машины», — отметил аналитик «Дрома» Алексей Гришин.
С такой оценкой ситуации согласен и Виталий Пуняков. По словам специалиста, количество предложений на рынке в целом уменьшилось, потому что многие люди осознали, что если продать свою хорошую машину, то потом купить что-то хорошее за эти деньги будет крайне сложно.
«Это подтверждается тем, что на СТО наблюдается увеличение количества работы, пока небольшое, но уверенное. Люди предпочитают вложить какие-то деньги в ремонт и обслуживание тех машин, которые есть у них на руках, а о продаже задуматься в лучшие времена», — резюмировал Пуняков.
В свою очередь, Кирилл Чернов назвал ситуацию на вторичном рынке неоднозначной. По его словам, количество предложений на рынке выросло, но на спрос это не слишком повлияло.
«В первую очередь это касается дорогих машин. За последние время водители стали охотно выставлять на продажу такие автомобили. Например, речь идет о BMW X7 или свежих Gelendwagen. Зачастую эти машины ставят на продажу гораздо за большую сумму, чем их покупали изначально. Логика тут проста — если цены выросли на новые машины, тогда подороже можно продать машину с пробегом. Другие продавцы видя такие объявления просто-напросто ставят идентичные цены. В результате такие машины зависают в продажах и их никто не берет», — подчеркнул эксперт.
При этом он подчеркнул, что популярные и надежные модели в ценовом диапазоне 2-3 млн руб. до сих пор являются дефицитом.
Как автодилеры будут замещать ушедшие бренды
Но их владельцы столкнулись с тем, что покупатели не готовы переплачивать значительную сумму из-за того, что на рынке мало автомобилей. Когда машины довольно долго никто не покупает, стоимость начинают снижать. Во-вторых, покупательский спрос в октябре был не слишком высокий.
Когда желающих приобрести авто становится меньше, когда они начинают больше торговаться, рыночные цены также меняются. Кроме того, в предшествующие месяцы, больше всего в первой половине года, крупнейшие лидеры автомобильного рынка, дилерские холдинги скупили очень много машин с пробегом, а сейчас выставили их на продажу. Существенное увеличение предложения тоже приводит к тому, что средняя стоимость падает».
Есть основания полагать, что подержанные автомобили продолжат дешеветь, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев. Такой прогноз дает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «Цены стали чуть-чуть приседать, потому что снизился интерес к покупке автомобилей и даже запчастей. Упала реальная покупательская способность, у людей появились другие заботы — им есть куда потратить деньги.
Спрос на новые машины снизился. Даже если бы не было дефицита авто, продажи все равно были бы слабыми. То же самое с подержанными, думаю, интерес к ним еще больше упадет. Меньше покупают даже шины, и это при том, что сейчас самое время переобуваться. Насколько эта тенденция будет затяжной?
Считаю, мы достигли потолка цен и в сегменте новых легковых автомобилей, и в сегменте б/у».
Многие эксперты отмечают, что на вторичном рынке остается все меньше «свежих» трехлетних машин и становится все больше старых, с большим пробегом. С января по сентябрь в России продали 3,94 млн подержанных авто. Это на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».
Продажи автомобилей в России упали на 62%
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились в марте на 62,9%, до 55 129 машин (к аналогичному периоду прошлого года). Все без исключения компании в списке 25 самых популярных марок показали существенное падение продаж.
Лидером остается АвтоВАЗ, реализовавший в марте 12 289 Lada, что на 64% меньше по сравнению с прошлым годом. На втором месте идет Kia, чьи продажи снизились на 68%, до 6336 машин, а на третьем — Hyundai (4909 автомобилей, -68%).
Что касается отдельных моделей, то на первом месте идет Lada Granta, разошедшаяся тиражом в 3433 ед. Для сравнения, в марте 2021 года в России было реализовано 12 686 «Грант». Вторую позицию занимает Lada Vesta с результатом 3167 машин (-5512 ед. по сравнению с прошлым годом). На третьей строчке расположилась Kia Rio, которую в первом месяце весны предпочли 2918 покупателей (-5184 ед.).
Падение цен на вторичке
В России началось снижение цен на рынке подержанных автомобилей. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал целый ряд аналитиков и экспертов. Более того, в некоторых автосалонах, где продают бу машины, появились существенные скидки. Например, эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов заявил, что на вторичке многие продавцы уже скинули по 20-40% мартовских цен, вернув их на привычный уровень.
Основная причина падения цен — уменьшение спроса на автомобили на фоне взрывного роста стоимости машин. Косвенно это подтверждают и сотрудники автосалонов по продаже подержанных авто. Как считают эксперты, падение цен сильнее всего затронет модели масс-маркета из Европы и Японии. В первую очередь, речь идет об автомобилях в возрасте 3-5 лет с малообъемными моторами
Пикап GWM Poer резко подешевел
Цены на автомобили GWM Poer с 1 сентября упали на 10%. Если судить по прайс-листу, то теперь покупатель этих грузовичков сможет сэкономить 400 тысяч рублей.
Впрочем, это ожидалось. Дело в том, что после февраля 2022 года стоимость всех машин в РФ резко выросла. Позже в большинстве случаев произошел небольшой откат назад. Но с GWM Poer этого не произошло. Еще 31 августа эта машина стоила на 51-54% дороже, чем в середине февраля. Теперь разница составляет 36-38%. Тоже большая, но уже более адекватная на фоне других моделей.
В таблице: как упали цены на автомобили GWM Poer в России с сентября
Аналогичным образом можно ожидать снижения стоимости GWM Wingle. Однако он по-прежнему продается на 50% дороже, чем до известных событий.
Четыре популярных автопроизводителя подняли цены в России
В России в начале апреля 2022 года ряд популярных автокомпаний подняли цены на машины. В этот раз подорожание затронуло Hyundai, Kia, Genesis и Cadillac. Причем никто из этих компаний заранее об изменении ценников не предупреждал. О причинах скачка цен официально также не сообщается.
При этом речь идет о рекомендованной розничной стоимости, указанной в прайс-листах производителей. У дилеров цены на машины могут быть существенно выше. Одновременно целый ряд брендов просто убрали все прайс-листы со своих сайтов. Среди них: Changan, Geely, Jeep, Peugeot, Volkswagen, Skoda и пр.
Экономист рассказал, когда в России упадут цены на автомобили
Это начнет происходить уже сейчас
Рубль продолжает показывать тендецию к укреплению, и цены на некоторые категории товаров уже начали снижаться. Эксперты полагают, что в самое ближайшее время снижение цен затронет и автомобильный рынок.
В беседе с «Москвой 24» кандидат экономических наук и финансовый аналитик Михаил Беляев отметил, что дальнейшее подорожание автомобилей в России вряд ли произойдет, поскольку рубль нашел стабильную позицию по отношению к доллару. Эксперт полагает, что цены, наоборот, начнут снижаться и россияне сумеют достаточно скоро в этом убедиться. При этом Беляев советует не испытывать особого оптимизма по цифрам.
По мнению экономиста, удешевление предлагаемых на рынке автомобилей начнется уже сейчас, но будет происходить «очень постепенно, осторожно, последовательно, методом прощупывания ситуации». Беляев предполагает, что снижение цен будет неравномерно по различному модельному ряду.
Согласно прогнозу эксперта, больше всего снизятся цены на автомобили среднего класса. По мнению Беляева, потребитель там специфический, не самый богатый и чувствительный к цене. Экономист считает, что именно поэтому необходимо, чтобы спрос в этой категории поддерживался.
Впрочем, эксперт заметил, что в автомобилях бюджетного сегмента маловероятно серьезное удешевление. По словам Беляева, расчет будет на то, что спрос поддержат те, кто уйдет из более высокого класса, или те, кто ориентировался исключительно на бюджетные классы и все-таки сможет осилить «новый ценовой режим».
Экономист полагает, что вряд ли можно рассчитывать, что произойдет резкое удешевление или возврат к ценам на автомобили, которые были до середины февраля. Беляев пояснил, что цены отступают назад «очень осторожно и неохотно», и к тому же они почти никогда не возвращаются на позиции, с которых началось подорожание.
Какие авто сейчас покупают на вторичке и сколько они стоят
Самым популярным автомобилем среди «трехлеток» в апреле на вторичном рынке России стала Lada Granta. По данным аналитиков «Дрома», средняя цена машины увеличилась относительно прошлого года на 50% и составила 715 000 руб.
Второе место занял Hyundai Solaris, который прибавил в цене 53%. Средняя стоимость корейского седана достигла 1,4 млн руб. Первую тройку замыкает Lada Vesta с ростом цены на 46% — до 995 тыс. руб. В пятерку лидеров среди «трехлеток» также вошли Kio Rio и Toyota Camry, которые подорожали в среднем на 50% — до 1,4 млн руб. и 3,2 млн руб. соответственно.
По мнению Олега Амирова, все больше покупателей выбирая машину на вторичном рынке в первую очередь обращают внимание на стоимость ее обслуживания. В первую очередь это связано со стремительным ростом цен на запчасти.
«Самое главное на что сейчас смотрят потенциальные клиенты — это, конечно, техническая исправность автомобиля. Также акцент делается на машины с недорогим обслуживанием. Это стало очень актуально из-за серьезного подорожания комплектующих», — заметил эксперт.
Складских запасов шин в России хватит на два года
В России складских запасов автомобильных шин хватит на год-два, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные системы «Честный знак» и оценку производителей шин. Так, общие запасы покрышек для легковых машин составляют около 61 млн единиц. Из них примерно 26,5 млн летних шин, 14 млн — зимних шипованных шин, 11,5 млн — нешипованных, а также 9 млн всесезонных.
Цены на вторичку пошли вниз
«Сейчас же этот тренд заметно «разогнался». В результате некоторые модели подешевели сразу на 50-200 тыс. руб. Конечно, это, в первую очередь, коснулась недешевых машин, стоимость более 2 млн руб., когда ценам есть куда падать. Впрочем снижение стоимости затронуло и бюджетные автомобили. Правда, тут многое зависит от года и пробега машины. Но можно точно сказать, что уже сейчас вновь можно увидеть в продаже модели 2014 г. ценой в 600-700 тыс. руб. Совсем недавно стоимость таких машин могла доходить до 1 млн руб.», — объяснил эксперт.
В целом динамику снижения цен Олег Амиров считает «очень хорошей». Однако прогнозировать сколько она продлиться, эксперт не стал. Впрочем, по его мнению, возвращения цен на привычный уровень все же пока ждать не стоит.
Эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов также отметил падение цен на вторичке. По словам эксперта, стоимость подержанных машин возвращается на «адекватный уровень». Более того, он подчеркнул, что цены на многие машины в объявлениях являются «фантомными» и позволяют торговаться.
«По итогу сейчас мы можем приобрести машины по ценам февраля 2022 года», — резюмировал специалист.
О снижении цен на вторичке также объявили аналитики «Дрома». По данным их исследования (имеется в распоряжении Autonews.ru), в апреле 2022 года средняя стоимость подержанного автомобиля практически вернулась к уровню февраля, но до прошлогодних показателей по-прежнему еще очень далеко.
«Период «сбрасывания» рублей и ажиотажного спроса закончился. Все, кто имел возможность или необходимость приобрести авто, уже сделали это. Привлекательных автомобилей на рынке становится все меньше, а цены на них относительно прошлого года выросли значительно», — объяснил директор по развитию портала «Дром» Антон Серков.
Также снижение цен на б/у-машины подтвердили сразу в нескольких крупных автосалонах по продаже по продаже подержанных моделей. Однако о причинах такой тенденции менеджеры ответить затруднились. Некоторые из них назвали это и вовсе «особой программой скидок».
«На них запчастей валом». Эксперты объяснили, какие авто можно покупать
«Цены у нас снизились по сравнению с прошлым месяцем. Для привлечения клиентов, число которых сейчас не слишком высоко, мы запустили новую программу скидок. Увеличивать их мы не планируем, о точных сроках их действия также информации пока нет. Однако я бы настоятельно рекомендовал не затягивать с покупкой, потому что хорошие свежие автомобили разлетаются мгновенно», — объяснил сотрудник одной из торговых компаний.
Менеджер другого автосалона признался, что они были вынуждены снизить цены из-за падения спроса. Впрочем, даже после этого клиентов у торговой компании не прибавилось.
«Цены на автомобили у нас сейчас очень приятные. За эти деньги на сайтах объявлений сейчас могут предложить один бывший таксопарк со скрученным пробегом или машины после ДТП. Со спросом сейчас слабовато, поэтому выбор также очень большой», — подчеркнул сотрудник торговой компании.
Aurus увеличит цены на свои автомобили
Минпромторг ожидает роста цен на люксовый автомобиль Aurus, заявил журналистам глава министерства Денис Мантуров. По словам чиновника, это позволит производителю выполнять планы по импортозамещению и расширять линейку. Он подчеркнул, что сейчас на каждом проданном Aurus «есть убытки компании».
«Чтобы, с одной стороны, мы меньше формировали убытков, при этом сохранялись объемы средств для работы по импортозамещению, по смене комплектаторов, для того, чтобы вписаться в заданную цену. И, таким образом, мы можем наращивать объемы производства и наращивать линейку», — заявил чиновник.
При этом Мантуров рассказал, что производство люксовых автомобилей Aurus не затронули проблемы с иностранными комплектующими. По его словам, на данный момент имеется достаточно запасов необходимых запчастей.
“Ъ” оценил последствия 2022 года для российского авторынка
Ликвидных предложений на вторичном рынке становится все меньше из-за нежелания россиян продавать имеющийся автомобиль в условиях дефицита новых моделей, говорит СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль. Поэтому, полагает он, цены в сегменте автомобилей с пробегом могут снизиться к концу года. Аналитик «Дрома» Сергей Лагурев согласен, что часть продавцов будет вынуждена снижать цены, поскольку спрос в декабре и январе, как правило, низкий.