Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Производство электромобилей Evolute началось в России на заводе «Моторинвест». Мы побывали на церемонии открытия предприятия и собрали 6 фактов, которые важно знать об этом событии.

Китайские автомобили показывают невероятный результат продаж в России, которые по итогам 2021 года выросли вдвое — до 115,7 тыс. единиц

. Действительно, на фоне слабого выступления отечественных, европейских, японских и корейских марок автопроизводители из КНР отличились невероятной динамикой роста, исчисляемой сотнями процентов.

Номером один среди компаний из Поднебесной стала марка Haval реализовавшая 39,2 тыс. новых машин, что на 125% больше по сравнению с предыдущим годом. Отчасти это можно объяснить тем, что Haval — единственные «китайцы», имеющие собственный завод на территории России. Предприятие в Тульской области с проектной мощностью 80 тыс. машин в год было запущено в середине 2019 года. Сейчас там по полному циклу выпускают все модели Haval, представленные в России. А уже в скором времени на конвейер должно встать еще несколько новинок.

Нужны общие агрегаты

Несколько лет назад в России обсуждалась возможность разработки единой платформы для выпуска разных марок отечественных автомобилей, в новых условиях эта идея стала актуальной, но трудновыполнимой, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Идея перейти на единую платформу и мотор несколько лет назад была осмеяна, но в нынешних условиях она оказалась актуальной. Я не верю, что будет разработана платформа, но на единые агрегаты – например двигатели, перейти можно. У нас много моторных производств, и ни одно из них не загружено более чем на 20%», — рассуждает Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru».

В частности, «Соллерс» обещает освоить производство дизелей объемом 2-3 литра, вполне можно их устанавливать на другие автомобили, аналогично и с моторами «АвтоВАЗа», но для такого подхода необходима государственная программа, элементы планирования, полагает он.

Когда я вижу в потоке машин незнакомую модель, всегда думаю: «Наверняка это очередной китаец».

Почти 15 лет в России китайские автомобили покупали плохо, но за последние три года ситуация изменилась. И если раньше это была альтернатива «Автовазу», то теперь конкуренты китайских автомобилей на российском рынке — корейские и японские автомобили.

Дизайн, привлекательный вид и множество электронных ассистентов — сильная сторона современных китайских машин. Но надежность агрегатов, устойчивость кузова к коррозии и безопасность при авариях важнее. Эти критерии сложно оценить в автосалоне при покупке, особенно для новой модели на рынке. Объективную оценку можно дать только через несколько лет эксплуатации. Тем не менее многое можно спрогнозировать.

Я проанализировал наиболее интересные модели китайских кроссоверов, сравнил цены и оценил, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, найти для них запчасти, как обстоят дела с коррозией и почему их покупают все чаще.

Каковы основные характеристики автомобилей Evolute?

Корреспонденты «Китайских автомобилей» покатались по территории завода в Гребенкино на i-PRO, i-JOY и i-JET. И расскажут о впечатлениях позже. Пока же кратко о характеристиках машин. Все пять моделей, напомним, созданы на базе китайских Dongfeng и Seres. Но отличаются от них не только шильдиками, но и техническим оснащением.

Пока доподлинно раскрыты данные по двум моделям. Evolute i-PRO – перелицованный Dongfeng Aeolus (Fengshen) E70 – получил 150-сильный электродвигатель (230 Нм). Максимальная скорость — 150 км/ч, разгон до 100 км/ч составляет 9,5 секунды. Тройная литиевая батарея объемом 52,99 кВт⋅ч обеспечивает запас хода в 420 км.

Кроссовер Evolute i-JOY получил более мощный мотор, чем его китайский прототип Seres 3 (ребрендинговый DFSK Glory E3). Его отдача – не 163 л.с., а 176, правда крутящий момент меньше – 225 Нм вместо 300. Та же батарея позволяет проехать до зарядки 405 км. При этом пополнить запас энергии через разъем CCS-2 c 30% до 80% можно за 30 минут.

Двигатель минивэна Evolute i-VAN раскрыл дилер – мощность агрегата составит 122 л.с. Привод у российского варианта Dongfeng LingZhi только задний. Салон – 7-местный, грузоподъёмность 1050 кг. Запас хода до 420 км, быстрая зарядка от 20 до 80% всего за 35 минут.

С i-JET и Free пока все сложнее. Информация об их технической начинке противоречива. Поэтому предлагаем дождаться официальных данных.

Сборка китайских автомобилей в России составила за четыре первых месяца 2019 года 1 234 единицы. Это около 0,2% от всего объема производства легковых машин за этот период.

Учитывая такую статистику, становится понятно, почему автозаводы не спешат афишировать начало выпуска той или иной китайской модели. О «детективной» ситуации вокруг FAW на «Автоторе» мы уже писали. Но оказывается, в Калининграде в этом году собирали еще и внедорожники Foton Sauvana. Всего 48 штук. На большом производстве столько успеют выпустить за несколько часов.

Лидером в производстве среди китайских компаний является Chery. За январь-апрель она выпустила на том же «Автоторе» 628 машин

Из них 471 экземпляр Tiggo 7 и 157 – Tiggo 4. При этом непосредственно в апреле «четверок» собрали всего 13, а «семерок» — 409. Калининградский завод собрал также 360 кроссоверов FAW X80. Из них 92 – именно в апреле. О 48-ми Foton Sauvana уже упоминалось.

В апреле разогнался и конвейер Липецкого механического завода в деревне Гребенкино. Здесь было выпущено 144 «паркетников» Changan CS35. Общий объем локальной сборки модели в этом году достиг 198 единиц, свидетельствуют данные «АСМ-Холдинга».

Добавим, что производство «китайцев» в этом году должно вырасти. В начале июня серийный выпуск автомобилей начался на заводе Haval в Узловой Тульской области. Ожидается, что до конца года там будет собрано несколько тысяч машин. Кроме того, на конвейер под Тулой могут встать автомобили и других китайских компаний.

Где и как производят китайские автомобили для России

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Great Wall Motors — марка, которая вошла в число первых из своей страны в поставках автомобилей на рынок России. Это единственный производитель из Поднебесной, который построил внутри страны свою собственную производственную площадку и наладил на ней сборку техники. Расположено предприятие в Тульской области. На данный момент компания предлагает в РФ 7 моделей.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

В 2007 году на заводе в Новоуральске была запущена сборка мелких партий автомобилей Otaka. Подразделение Geely в России открыли только в 2011 году. В дальнейшем стали собирать некоторые модели на совместной производственной площадке БелДжи. Более ярким стал приход компании Chery на российский рынок в 2005 году. Презентованные новинки почти полностью копировали европейские и японские автомобили. На данный момент компания представляет сразу 2 крупных бренда — Chery и Exeed.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Changan — автомобильная компания из Китая, которая по объему сборки стоит на 4 месте. На местный рынок поставляется только 3 модели из 24. Все они собираются на территории Китая. Попытка локализации сборки в России в свое время была. Для этого хотели использовать завод в Липецкой области. Компания GAC не имеет локального производства автомобилей в России, так как продажи машин не столь велики. Компания JAC отличилась от остальных. Только одна модель приходит в РФ из КНР. Другие собираются в Казахстане, где пользуются высокой популярностью.

Производство китайских автомобилей не локализовано в России в той мере, в какой планируется расширить продажи. Некоторые компании только начинают осваивать сборку внутри чужой страны.

Расчетная мощность завода — более 100 000 электромобилей в год по полному циклу. Сварочный и окрасочный цех, к слову, журналистам уже показали. Пустые, но чистые и готовые.

Пожалуй, этого хватит с запасом. Либо на «Моторинвесте» со временем начнут собирать по контракту и автомобили других марок. Пока же речь идет о пяти моделях Evolute, как минимум две из которых явно не станут массовыми – минивэны i-VAN и кроссоверы Free на базе Voyah. Первые – потому что ниша небольшая. Вторые – потому что дорогие.

Известно, что инвестиции «Моторинвест» в проект превысят 13 млрд рублей за 11 лет действия специального инвестконтракта. А работать здесь будут от 1900 до 2300 человек. Весьма солидный штат по нашим временам. Правда, пока достаточно и 150 сотрудников. Это, в том числе, и ветераны производства — все-таки в этих цехах собрали 20 тысяч машин.

Технические особенности китайских автомобилей

Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с новейшим трехцилиндровым турбированным двигателем на роботе.

Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Насколько будут надежны такие копии — покажет время. К новым, экологичным и экономичным турбированным двигателям, вариаторам и роботам любых марок и моделей на вторичном рынке относятся настороженно.

Компания Geely оснащает свой новый кроссовер Coolray трехцилиндровым турбодвигателем объемом 1,5 л и мощностью 150 или 177 лошадиных сил, который потребляет бензин с октановым числом не ниже АИ-92.

Некоторые покупатели и автоэксперты опасаются, что ресурс двигателя с такими характеристиками может ограничиться гарантийным периодом, ведь малообъемному двигателю придется тащить тяжелый кроссовер. Тем не менее этот двигатель устанавливают на Volvo XC40 с 2018 года. Еще один двигатель — на Geely Tugella.

Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.

Коробки передач и двигатели Haval технически схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле подписало специальный инвестиционный контракт и планирует в 2022 году локализовать производство собственных двигателей в России.

Популярные в России двигатели Gamma, знакомые российским водителям по автомобилям Hyundai и KIA, тоже производят в Китае, но едут корейские машины более бодро и плавно, чем китайские.

В одном случае проблема китайских авто в том, что в пару ставят классический автомат AISIN и машина почти не едет, в другом связка двигателя и роботизированной коробки передач работает с дискомфортом для водителя. Машина резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но сильно лучше не становится.

Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина кроме крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.

Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.

Про Chery:  Geely manjaro старт продаж в россии

У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: оно есть, но необработанные участки найти несложно.

К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете китайский автомобиль — рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.

Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.

Chery Tiggo 4 выпускают с 2018 года, и некоторые владельцы уже столкнулись со вспучиванием хрома на декоративной накладке. Дилер меняет ее по гарантии. По оценке сайта Autogener, на кузов этой модели частично нанесли цинкосодержащее покрытие, и первая коррозия может появиться уже через шесть лет.

Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию

от 72 до 144 месяцев в зависимости от модели

Качество сборки. Аналитическое агентство «Автостат» опросило владельцев китайских автомобилей: респондентов спросили, насколько они удовлетворены качеством сборки китайских автомобилей.

Больше всего баллов получила Haval, а меньше всего — Lifan. В опросе приняли участие более 8000 человек, и примерно 4800 из них считают, что качество сборки китайских автомобилей за последние пять лет стало лучше.

Производители китайских автомобилей признают ошибки и готовы их устранять. У Geely при низких температурах текли топливные трубки, потом автомобили загорались. Поэтому объявили отзывную кампанию. Аналогичная отзывная кампания была и у Haval.

Chery проводили сервисную кампанию — это когда владельцев приглашают в сервис, если похожие поломки встречались у пяти машин в стране. У Chery Tiggo проверяли шланги охлаждения трансмиссии и проблемы с дистанционным запуском.

Совсем без китайских партнеров обойтись не удастся

Соколов признал, что на заводе в Санкт-Петербурге АвтоВАЗ планирует выпускать машины все же совместно с китайским партнером, то есть также производить китайские модели.

Интерес для марки Lada здесь в следующем. Во-первых, АвтоВАЗ таким образом гарантирует, что в Санкт-Петербурге не будет выпускаться продукция, прямо конкурирующая с нынешним модельным рядом Lada. По словам Соколова, рассматриваются сегменты C и D, причем как кроссоверы, так и седаны, притом что в Тольятти сейчас выпускаются более компактные и доступные модели сегмента B и B+.

Во-вторых, Соколов верит в то, что компетенции АвтоВАЗа позволят компании достичь больших успехов в локализации производства, нежели способны будут добиться его конкуренты. При этом он упомянул о желании сотрудничать с производителями автокомпонентов, которые обслуживали питерский завод Hyundai. Последний пока не закрыт, но автомобили для российского рынка больше не выпускает и в комплектующих не нуждается.

Процесс локализации новых машин рассчитан до 2026 года. Однако пока к идее локализации производства в Санкт-Петербурге эксперты относятся скептически. На то, что серьезная локализация при столь небольших объемах производства невозможна, в беседе с Autonews.ru указал автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. Однако, по его словам, речь может идти об использовании одних и тех же узлов и агрегатов для машин тольяттинской и питерской сборки.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

«Скажем, АвтоВАЗ собирается локализовать в России производство автоматических коробок передач. Тогда их можно будет ставить как на традиционные модели Lada, так и на новые, более дорого сегмента», — считает Моржаретто.

Кратко о китайских машинах

По данным Ассоциации европейского бизнеса за 2020 год, в Китае три лидера по продажам: Volkswagen, Honda и Toyota. Китайский автопроизводитель Changan на четвертом месте. В Китае предпочитают ездить на автомобилях европейского и японского производства.

Китайские автомобили покупают, потому что купить другие сложнее. Покупателям не нравится, когда навязывают дополнительное оборудование на сотни тысяч у автодилеров японских и корейских автомобилей. Большинство китайских автомобилей можно купить в кредит без дополнительного оборудования или немного выше рекомендованной розничной цены.

Богатая комплектация и привлекательный дизайн — главные преимущества китайских автомобилей. При покупке нового автомобиля это оказывает приятное впечатление на покупателя.

Проблемы, с которыми может столкнуться владелец китайского автомобиля:

  • Более дорогие кузовные элементы и запчасти, которые к  сложно подобрать, заказать и дождаться.
  • Спорный уровень безопасности. Ни один китайский автомобиль из этой статьи не проходил тест Euro NCAP.
  • Спорная устойчивость к коррозии.

Для того чтобы заработать хорошую репутацию во всем обществе, китайским автопроизводителям предстоит доказывать, что их автомобили надежные, безопасные и качественные. Восприятие китайских автомобилей в России начало меняться, но для полноценного признания должны пройти годы.

Интерьер и экстерьер китайских автомобилей

Комплектация. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.

В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.

Несмотря на богатую комплектацию, владельцы китайских автомобилей отмечают неудобную эргономику и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые неприятные мелочи, на которые также жалуются владельцы разных китайских кроссоверов:

  • ковры, которые плохо держатся и скользят по полу;
  • неудобные для дальних поездок сиденья;
  • слишком маленький бачок омывателя;
  • пластиковый бензобак, который ничем не защищен со стороны днища.

Внешний вид и дизайн. Китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые даже здорово. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. Тем не менее во многих случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado, а Geely Tugella — BMW X6.

Китайские автопроизводители меняют модельный ряд под запросы покупателей. Если им кажется, что дизайн автомобиля устарел, они выпускают новую модель. Так случилось с Geely Atlas, на смену которому пришел Atlas Pro и Coolray.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Haval F7 и F7x

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Кроссовер F7 стал первой моделью Haval, которую начали выпускать в 2019 году на заводе под Тулой, а вскоре к ней присоединилась ее купе-версия F7x. Теперь китайцы наладили производство обновленных автомобилей, которые появятся в продаже в ближайшее время. От прежних машин их можно отличить благодаря увеличенной решетке радиатора, измененным бамперам и новым противотуманкам. Список доступного оснащения дополнили двухзонным климат-контролем, а также водительским сиденьем с функцией вентиляции.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Плюс ко всему Haval F7 и F7x могут быть оснащены новым мультимедийным комплексом с 12,3-дюймовым сенсорным экраном, а также модернизированной цифровой приборной панелью аналогичной диагонали. Как и прежде, базовые варианты Haval F7 и F7x комплектуются 1,5-литровой «турбочетверкой», развивающей 150 л.с. и 280 Нм крутящего момента. На вершине гаммы стоит 2-литровый наддувный агрегат, выдающий 190 сил и 340 Нм. Оба двигателя действуют в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями. Автомобили доступны как с передним, так и с полным приводом.

По пути наименьшего сопротивления

По сравнению с разработкой отечественной платформы для автомобилей, более дешевое и очевидное решение – локализация зарубежной модели. Но даже она может оказаться невыгодной, с учетом больших тиражей машин и компонентов, производимых в Китае, и, соответственно, низкой себестоимости на единицу продукции, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Речь о локализации можно вести при тираже от 45 тыс. автомобилей в год. Двигатель можно локализовать, если объемы выпуска свыше 110-120 тыс. машин в год, детали кузова – от 70 тыс.

Если меньше – возникает вопрос себестоимости этих деталей, которая ниже у производителя в Китае, выпускающего машины миллионами», — объясняет Бургазлиев «Газете.Ru».

С точки зрения наличия технологий в России можно локализовать достаточно много компонентов, в том числе шины, пластики, резинотехнические изделия, штамповку, литье, – включая производство поршней и поршневых колец, перечисляет эксперт.

По его мнению, калининградский «Автотор» принял верное решение, организовав производство автомобилей китайской марки Kaiyi, на которую ожидается высокий спрос на фоне отсутствия альтернатив и достойных характеристик модели, добавляет Бургазлиев.

«Что же касается разработки отечественной платформы, то заниматься этим у нас в стране практически некому, значит придется привлекать специалистов, и разработка платформы стоит порядка $1,5-2 млрд.

Также нет и компонентной базы», — резюмирует он.

Такие затраты колоссальны, и скорее всего автопроизводители пойдут по пути наименьшего сопротивления — с локализацией китайских моделей или покупкой старой китайской платформы и ее адаптацией, считает эксперт.

«Автомобили сегмента С и D, которые «АвтоВАЗ» собирается выпускать в Санкт-Петербурге, нужны рынку, но в лучшем случае они запустят производство не раньше середины лета. Кроме того, у «АвтоВАЗа» большие проблемы с возобновлением производства Lada Vesta, сейчас они активно пытаются их решать», — полагает Бургазлиев.

Где расположен завод?

Деревня Гребенкино в Краснинском районе Липецкой области, состоящая из нескольких раскиданных по лесистой местности обжитых участков, даже в столице региона практически неизвестна. Маленькая и стоит вдали от основных дорог. Ну да, здесь в свое время по удивительной причине построили автозавод, где собирали Great Wall и Changan. Но это было, когда эти названия звучали еще экзотично, а владельцы китайских машин считались чуть ли не чудаками.

Теперь же Гребенкино превратилось в центр автопрома. Работающих заводов в стране – один, два и обчелся. А электромобильных нет совсем – это первый. Говорили-говорили власти о «Каме» и Zetta, намекали на «Автотор» и некоторые брошенные западными брендами производства. А в итоге пионерами электромобильной промышленности стали именно Evolute. Не все верили в успех этого проекта, и даже сама церемония открытия сильно не анонсировалась, намекая каждую минуту, что может сорваться. Но нет, состоялась. И первый седан i-PRO уже готов к продаже.

Сколько будут стоить автомобили Evolute в России?

На открытии завода цены электромобилей Evolute не назывались. Но их сегодня опубликовали на официальном сайте марки — и они совпали с теми, что ранее рассекретил московский дилер. За i-PRO будут просить от 2 990 000 рублей. При этом с учетом скидки по кредитной программе в 35% (но не более 925 000 рублей) купить седан можно будет за 2 065 000 рублей. Кроссовер Evolute i-JOY оценили в 3 490 000 рублей. Это 2 565 000 рублей с учетом госсубсидии. Минивэн i-VAN должен стоить столько же, однако на сайте его почему-то нет. А вот i-JET есть, но без ценника.

Интересно, что с момента публикации дилером цен число автомобилей на его онлайн-витрине сократилось. Седанов стало на два меньше – 178, кроссоверов на три – 87. Минивэнов по-прежнему доступно для предзаказа 15.

Про Chery:  Китайская гелевая машина

Как китайские машины продаются и сколько стоят

Цена всегда была преимуществом китайских автомобилей. Я решил сравнить цены четырех бюджетных китайских автомобилей с ценами четырех конкурентов из масс-маркета.

Для этого я рассчитал среднюю рекомендованную розничную цену каждой модели. Оказалось, что у корейских, японских и европейских автомобилей средняя цена ниже на 6%. Поэтому низкая цена на некоторые китайские автомобили перестала быть их преимуществом.

Средняя рекомендованная розничная цена китайских авто и конкурентов

Дилерские центры и продажи. По данным Russian Automotive Market Research, с августа 2020 в России открылось 138 новых дилерских центров китайских автомобилей, несмотря на то, что общее количество автоцентров всех марок сократилось на 194. У марки Chery и ее бренда CheryExeed открылось больше всего дилерских центров — 74.

Дилерских центров стало больше, поэтому продажи китайских автомобилей увеличились. За 9 месяцев 2021 года продажи Chery выросли на 288%, Haval — на 115%, Geely — на 71%. Только продажи автомобилей Changan упали на 24%.

Продажи китайских автомобилей растут недостатка японских, европейских и корейских автомобилей. Китайские автопроизводители смогли оперативно выйти из кризиса производства после пандемии и удовлетворить спрос поставками своих автомобилей.

Осенью 2021 года нет смысла оценивать ликвидность машин. Новые допоборудования могут стоить ощутимо дороже, чем рекомендует производитель, а машину с пробегом сейчас заберут какую угодно и дорого —  она была живая. Вернемся к разговору о ликвидности, когда автомобильный рынок придет в норму.

Эксперты аналитического агентства «Автостат» оценили востребованность китайских автомобилей относительного всех остальных на вторичном рынке. В первом полугодии 2021 года китайские автомобили на 9% хуже сохраняют остаточную стоимость, чем все остальные автопроизводители. При покупке нового автомобиля стоит учитывать, что доверие к китайским автомобильным брендам на рынке подержанных авто пока еще ниже, чем к остальным маркам.

АвтоВАЗ занял свободные мощности для защиты от конкурентов

За последние десятилетия в России были открыты автосборочные предприятия, чья суммарная производственная мощность составляет несколько миллионов автомобилей в год. При этом объем рынка в прошлом году составил всего 687 тыс. Прогноз экспертов Ассоциации европейского бизнеса на 2023 год обещает рост продаж до 770 тыс. машин, и это без учета параллельного импорта.

При этом один только АвтоВАЗ намерен продать в текущем году 400 тыс. автомобилей. Помешать этому могут относительно недорогие китайские машины — на это указал Соколов на недавней пресс-конференции.

Снизить затраты китайских конкурентов, по словам Соколова, помогают преференции, которые получают иностранные компании со стороны государства за организацию локализованного производства. Однако, как указал глава АвтоВАЗа, на самом деле далеко не все участники рынка обеспечивают существенную локализацию производства в России. Более того, не все готовы инвестировать в углубление локализации.

«Фактически, поддерживая такую крупноузловую сборку, мы датируем производство в других странах, так как почти вся себестоимость готового автомобиля формируется там», — заявил глава АвтоВАЗа на пресс-конференции Lada по итогам 2022 года.

За последнее время появилось несколько новых примеров организации в России сборки автомобилей совместно с так называемыми восточными партнерами. Например, в 2022 году открылось производство электромобилей концерна Donfeng под маркой Evolute в Липецкой области, а в конце года стартовала сборка кроссоверов JAC под маркой «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Кроме того, в Елабуге на бывшем производстве Ford Transit в январе 2023 года начался выпуск фургонов и легких грузовиков из машинокомплектов JAC под теперь уже полностью отечественной маркой Sollers, а в конце этого года в Саратовской области собираются запустить сборку машин концерна FAW под новой маркой Alfarus.

Руководство АвтоВАЗа также прямо признало, что контроль за бывшим заводом Nissan нужен в том числе для того, чтобы не допустить организации там сборки дешевых конкурентов автомобилям Lada из китайских машинокомплектов. К тому же Nissan совсем недавно сам был совладельцем АвтоВАЗа, в Тольятти собирали в том числе седаны Nissan Almera Classic. Таким образом с устройством производства на заводе в Петербурге специалисты АвтоВАЗа знакомы.

Впрочем, бороться с конкурентами из Китая АвтоВАЗ хочет и более решительными методами — так, предприятие уже попросило Минпромторг поднять для них утильсбор.

Haval H6

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

В нынешнем году на российском заводе Haval должны начать собирать еще одну модель — среднеразмерный кроссовер H6 третьего поколения. На данный момент это самый популярный автомобиль китайской марки за последние 10 лет — с 2011 года H6 разошелся тиражом более чем 3,5 млн экземпляров. До 2019 года модель продавали и в России, однако после строительства предприятия в Тульской области убрали из линейки, заменив ее более современными кроссоверами. Новый, сменивший поколение H6, должен занять пустующую нишу, расположившись между моделями F7 и H9.

По своим размерам кроссовер длиной 4653 мм, созданный на том же шасси L.E.M.O.N, близок к Toyota RAV4 и Mitsubishi Outlander. В Китае в линейку двигателей входит 1,5-литровая «турбочетверка» мощностью 169 л.с. и 224-сильный 2-литровый наддувный агрегат. Кроме того, у модели есть модификация с 245-сильной гибридной силовой установкой на базе 1,5-литрового тубомотора, действующего в паре с электрическим двигателем.

Какие электромобили здесь будут выпускать?

Первым с конвейера сошел седан Evolute i-PRO, на который, кажется, и будет сделана основная ставка. Все-таки на эту машину ожидается спрос со стороны корпоративных парков. Ей якобы интересовались таксисты. А электрокаршеринговый проект Green Crab в Приморском крае уже запросил 40 таких машин. И очевидно, это не предел.

Впрочем, тот же покупатель захотел еще 45 кроссоверов i-JOY и 10 минивэнов i-VAN, которые «Моторинвест» начнет выпускать до конца года. А в следующем к линейке добавятся кроссоверы – Free (скорее всего под брендом Voyah) и i-JET.

АвтоВАЗ будет выпускать «Лады» в Санкт-Петербурге. Детали придут из Китая

АвтоВАЗ получит в управление бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге. Там планируют собирать китайские модели автомобилей среднего ценового сегмента

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

В 2023 году АвтоВАЗ намерен начать совместное производство автомобилей с новым партнером из Китая. Сборка будет идти на мощностях бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге: глава предприятия Максим Соколов на недавней пресс-конференции подтвердил, что АвтоВАЗ уже в ближайшее время получит в управление эти мощности, которые после ухода Nissan из России сначала передали Государственному научному центру «НАМИ».

Наименование китайского партнера пока держат в тайне. В одном из официальных сообщений автопроизводителя прямо говорилось, что возобновлять выпуск «ниссанов» не планируется, но и с производством моделей Lada не все так однозначно. Зато уже есть первые планы по объемам производства. Autonews.ru изучил возможные варианты сотрудничества с иностранной компанией.

Где производят китайские автомобили для российского рынка

Завод Haval работает в Туле с 2019 года, мощность 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.

У Geely с 2017 года завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют и продают на российском рынке.

Changan открывала крупноузловую сборку автомобилей Changan CS35 в 2016 году на базе Липецкого механического завода. Но к 2019 году все производство перенесли в Китай.

Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили Chery производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. Все модели для российского рынка сейчас импортируют из Китая.

О каких моделях может идти речь

По словам главы АвтоВАЗа, сейчас ведутся переговоры с несколькими китайскими партнерами, причем продвигаются они успешно. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы выпускать машины именно под маркой Lada, но Соколов не исключил, что в итоге возможна договоренность о совместном бренде. Он также допустил, что партнеров у проекта может быть несколько, то есть седан будет делаться из машинокомплектов от одной китайской компании, а кроссовер — от другой.

Более того, Соколов не исключил и другие подобные проекты в партнерстве с иностранным производителем, которые можно было бы организовать на простаивающих мощностях концерна. Так, сейчас без работы стоит завод Lada в Ижевске (в 2024 году там надеются освоить сборку электрических версий Lada Largus), не востребована и площадка «Lada Запад Тольятти», ранее известная как СП GM и АвтоВАЗа, напомнил глава российской компании.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Позже Соколов на встрече с чиновниками в Санкт-Петербурге сообщил, что рассматриваются и другие варианты для завода Nissan. В частности, выпуск электромобиля E-Neva, который разрабатывает концерн «Алмаз-Антей» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом.

С кем именно из китайских компаний ведутся переговоры, в компании не раскрывают, но надеются на их скорое успешное завершение и тогда обещают раскрыть все подробности. Близкий к АвтоВАЗу источник Autonews.ru при этом рассказал, что идея с электромобилем E-Niva, похоже, возникла в последний момент, так как изначально не рассматривалась.

О скорости переговоров с китайскими компаниями говорит тот факт, что уже в этом году в Санкт-Петербурге надеются выпустить до 10 тыс. машин, а в 2024 году увеличить объем до 60–70 тыс. Изначально предприятие было рассчитано на производство до 100 тыс. «ниссанов» в год, но на полную мощность оно не работало.

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Какие китайские производители представлены в России

В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80. В России наиболее популярны Geely, Haval и Chery. Changan занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей.

Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, которые в той или иной степени принадлежат Geely:

  • Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
  • Proton — 51% акций автопроизводителя из Малайзии.
  • Lotus Motor Cars — 49,9% акций британского производителя спортивных автомобилей.
  • London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
  • Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.

Модельный ряд Geely в России

5 лет или 150 000 км

Рекомендованная розничная цена

1,8 л 184 л. с., 2 л 139 л. с. и 2,4 л 149 л. с.

Механика или автомат

Передний или полный

Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. Haval — единственный китайский автопроизводитель, который открыл производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Haval планирует выйти на первое место в России по продажам среди кроссоверов.

Модельный ряд Haval

1,5 л 143 л. с. или 150 л. с.

Механика или робот

36 месяцев или 150 000 км

1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с.

2 л 190 или 218 л. с.

Chery — государственное предприятие, основано в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае.

Про Chery:  Обзор changan cs75 fox и все минусы, отзывы владельцев, комплектация и цена

Модельный ряд Chery

1,5 л 113 л. с. или 147 л. с. и 2 л 122 л. с.

Механика, вариатор, робот

1,5 л, 147 л. с.

1,6 л 186 л. с. и 2 л 170 л. с.

7 лет или 200 000 км

Changan — государственная компания, основанная в 1862 году. Компания занялась автомобилестроением в 1958 году: тогда с конвейера сошел первый военный внедорожник. Есть совместные производства с автопроизводителями Suzuki, Mazda, Ford и Citroen. Changan лидирует в рейтинге надежности среди китайских автомобилей на внутреннем рынке.

Модельный ряд Changan

1,6 л, 128 л. с.

1,5 л, 143 л. с.

1,8 л, 150 л. с.

Haval Jolion

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Кроссовер Jolion, появившийся в России в начале прошлого лета, практически сразу стал рыночным «локомотивом» компании — на модель сейчас приходится около половины всех продаж Haval. По своей цене (от 1,49 млн руб.) она конкурирует с Hyundai Creta, однако по своим габаритам (длина — 4472 мм, колесная база — 2700 мм) и оснащению Jolion скорее более сопоставим, например, с Nissan Qashqai и Volkswagen Tiguan. Сами китайцы называют кроссовер «одним из самых укомплектованных в своем сегменте» — в списке оснащения, скажем, есть адаптивный круиз-контроль, автопарковщик, камеры кругового обзора, проекционный дисплей, функция удержания автомобиля в полосе, беспроводная зарядка для мобильных гаджетов и множество прочих электронных «фишек».

Плюс ко всему некоторыми функциями автомобиля можно управлять дистанционно благодаря мобильному приложению. К примеру, при помощи смартфона можно запускать двигатель, разблокировать или закрывать двери, устанавливать комфортную температуру в салоне, а также активировать обогрев сидений. Ну и техническая начинка у Haval Jolion вполне современная: кроссовер комплектуют 1,5-литровой бензиновой «турбочетверкой», которая в модификации с передним приводом развивает 143 л.с., а с полным — 150 л.с. В первом случае мотор действует в тандеме с 6-ступенчатой механической коробкой передач или с 7-диапазонной роботизированной коробкой, а более мощный агрегат сочетается только с «роботом».

Кузовные элементы

Цены на кузовные элементы для китайских автомобилей выше, чем для моделей конкурентов из других стран. Чем новее модель, тем дороже на нее запчасти и тем дольше они будут ехать на пункт выдачи заказов: некоторые детали кузова придется ждать до двух месяцев. Поэтому быть виновным в ДТП на китайском автомобиле гораздо более накладно, чем на аналогичном по цене автомобиле корейского или европейского производителя.

Цены на кузовные элементы для китайских машин

По мнению Игоря Моржаретто, потенциальные объемы рынка электромобилей в России не настолько велики, чтобы принять тот объем машин, о планах выпуска которого заявляют отечественные компании.

«Я знаю о планах «Автотора», «Москвича», Evolute, но не верю в массовое распространение электромобилей в России. Если суммировать планы всех автозаводов, в нынешнем году должны выпустить 15-20 тыс. электромобилей. Я не думаю, что они найдут сбыт», — считает Моржаретто.

В прошлом году в России было продано порядка 3 тыс. электрических машин, кроме того, скидка по госпрограмме на электромобили уменьшилась, а новых преференций не появилось, и в рост их продаж в 7 раз верится с трудом, аргументирует он.

Haval Dargo

Следующей новинкой Haval, которую должны начать производить под Тулой, должен стать внедорожник под названием Dargo. По неофициальным данным, первые экземпляры модели, необходимые для прохождения сертификационных процедур, были выпущены еще осенью 2021 года. В основе Dargo лежит модульная платформа L.E.M.O.N., на которой создан бестселлер китайской марки Jolion. При этом от последнего Dargo отличается куда более брутальной внешностью с кузовом угловатой формы и круглой фронтальной оптикой в стиле классических внедорожников вроде Gelandewagen и Defender.

Как ожидается, в России внедорожник длиной 4,6 м получит 2-литровый бензиновый турбомотор мощностью 211 л.с., действующий вместе с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями и системой полного привода с принудительной блокировкой заднего дифференциала. Стоимость автомобилей пока не известна. К примеру, в КНР цены на внедорожник с 2-литровым двигателем начинаются от 145,9 тыс. юаней (приблизительно 1,7 млн руб. по актуальному курсу).

Политика по запчастям, видимо, такая

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

директор регионального магазина запчастей Exist

Пока что рано говорить про совсем свежие модели. В основном люди обращаются к нам с подержанными автомобилями. Могу однозначно сказать, что купить запчасти на китайский автомобиль — проблема, и вот почему.

Запчастей нет в наличии на складах: в основном сложно найти и дождаться детали интерьера, внутрисалонную электрику, мелкие детали экстерьера, многие компоненты двигателя, ремкомплекты для агрегатов и много чего еще.

Качество деталей отвратительное. Якобы оригинальные детали в большинстве случаев очень некачественные. Насосы гидроусилителя руля, генераторы, стартеры, рулевые рейки, суппорты могут прийти и вовсе после ремонта на скорую руку.

Много явного контрафакта, который китайцы и присылают. По одному и  артикулу могут прийти абсолютно разные детали. Поэтому люди при любой возможности стараются заказывать аналоги от других марок. Прямых кроссов на аналоги нет, поэтому люди ищут информацию в сети.

Каталоги запчастей очень плохие, а еще они есть далеко не для каждой машины. Банально артикулы не можем найти. Приходится гуглить и искать информацию по форумам. Складывается впечатление, что производитель не очень задумывается о том, что будут делать владельцы машин с пробегом. Видимо, политика такая: поездил, скажем, пять лет — старую машину под пресс, купил новую.

У остальных производителей внятные каталоги есть, и в них можно найти, а вот с китайцами проблема. Несмотря на это, в части производства новых автомобилей китайцы очень выросли. Думаю, через они достигнут уровня корейцев.

Китайские автопроизводители говорят, что их автомобили полностью собраны из дорогих европейских компонентов. Якобы все датчики Bosch, подвеска точь- как у RAV4, сцепление LUK, ролики-подшипники FAG, но это только часть правды.

Важно помнить, что в машине немало китайских запчастей. И те несколько недель, что неизбежно потребуются для доставки, владельцу негарантийного китайского автомобиля придется обходиться без машины. Сложно представить такое с  корейским, японским или европейским автомобилем.

Расчет на корпоративных покупателей

По словам Соколова, точные объемы выпуска будут зависеть от рыночной ситуации и спроса. При этом эксперт считает, что главная ставка делается на корпоративных клиентов и госзакупки.

«Власти города заинтересованы в сохранении завода, к тому же чиновникам, менеджерам да и таксопаркам нужны большие седаны на замену ушедшим Toyota Camry и Kia K5. И если будут предложены машины не хуже, к тому же патриотичного бренда, то покупатели для них уже есть», — сказал Моржаретто.

Что касается кроссоверов, то спрос на машины сегмента C есть, но здесь все будет зависеть от цены. Если на такие автомобили будет распространены различные программы государственной поддержки, такие как льготное автокредитование, то есть высокие шансы завоевать рынок, уверен эксперт. «10 тыс. в год продать смогут точно, а дальше будет видно», — резюмировал Моржаретто.

Наконец, еще одним преимуществом АвтоВАЗа в продвижении автомобилей питерской сборки может стать дилерская сеть. Помимо собственных автосалонов, АвтоВАЗ фактически взял на себя обязанности по обслуживанию автомобилей Renault и Nissan, то есть стал работать с бывшими дилерами этих марок. Судя по всему, именно им предстоит реализовывать и новые автомобили Lada среднего ценового сегмента.

Запасные части

Гарантия на китайский автомобиль — от трех до семи лет. Если в автомобиле сломается в этот период, официальный дилер закажет запчасть самостоятельно и заменит ее бесплатно по гарантии. Но если автомобиль больше не на гарантии или пострадал в ДТП, могут возникнуть проблемы.

Когда модель только появляется на рынке, для нее еще нет хороших каталогов, по которым можно найти запчасти. Исключение может быть только для автомобилей, построенных на старой платформе. Например, кроссовер Changan CS35 Plus построен на платформе предшественника CS35, который выпускают с 2012 года. В новых каталогах для китайских авто иногда не бьется VIN, нет схем с запчастями или английский язык перемешивается с китайскими иероглифами.

Кто и где будет продавать Evolute в России?

Кроме столичного ДЦ «Авилон», который станет своего рода флагманским автосалоном, Evolute должны появиться еще в 8 городах. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Казань, Воронеж и Липецк – почти родной для марки город. Здесь, к слову, электромобили не диковинка — есть специальный автосалон.

Постепенно сеть будет расширяться, говорят в «Моторинвесте». При этом именно дилеры будут осуществлять техническое и гарантийное обслуживание новых электромобилей. Кстати, гарантия на все модели Evolute составит 3 года или 100 000 км пробега. Межсервисный интервал — 15 тысяч километров. «Нам самим надо посмотреть, что будет с машиной», — говорят в компании.

Haval H9

Где китайские автомобили собирают и собирают в России. Где и сколько китайских автомобилей производят в нашей стране

Haval H9 — одна из самых долгоиграющих китайских моделей на нашем рынке. Российские продажи полноразмерного рамного внедорожника начались еще летом 2015 года, а осенью 2019-го автомобили встали на конвейер нового завода под Тулой. Haval H9 доступен с 2,0-литровым бензиновым наддувным двигателем, развивающим 218 л.с. и 380 Нм крутящего момента. В качестве альтернативы модель предлагают с 190-сильным турбодизелем аналогичного объема. Оба мотора действуют вместе с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF и полным приводом. Уже в базовой версии у автомобиля есть задний дифференциал, а в топовой версии внедорожник имеет и переднюю блокировку.

В 2021 года Haval H9 существенно обновился, причем основная модернизация затронула именно техническую составляющую. К примеру, появился внедорожный круиз-контроль, действующий вместе с понижающей передачей: электроника автоматически поддерживает заданную скорость в диапазоне 5-12 км/ч, позволяя автомобилю «красться» по разбитому проселку без необходимости нажатия на акселератор или тормоз. Кроме того, H9 оснастили электроусилителем руля (вместе прежнего гидроусилителя) и системой помощи при развороте на бездорожье, которая подтормаживает заднее внутренне колесо, что уменьшает радиус маневра в ограниченном пространстве.

Безопасность

Китайские автомобили тестируют на безопасность по методике Это китайский аналог комитета по проведению независимых и оценке активной и пассивной безопасности. Почти все автомобили, которые проходят китайские испытания, получают пять звезд безопасности: Geely Atlas, Chery Tiggo 8, Changan CS55, Haval F7.

Даже в самом Китае сомневаются в объективности этих тестов. Китайские кроссоверы не проходили испытания европейского Euro NCAP. Поэтому проверенных и объективных данных о безопасности нет.

Единственные китайские кроссоверы, которые получили пять звезд безопасности Euro NCAP — это Link & Co 01 и электрокар NIO ES8. Link & Co принадлежит компании Geely, а модель 01 построена на платформе Volvo XC40, известного своей безопасностью. Это не серийные автомобили и больше похожи на Volvo, у которых поменяли дизайн и название модели.

У китайских автопроизводителей есть средства, чтобы провести не только в своей стране. Наверное, даже 4 звезды Euro NCAP серийному китайскому автомобилю небывалые продажи. Есть ощущение, что все это не просто так.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий