Как изменился спрос на автомобили из Китая и каковы их перспективы в Ижевске

Китайские машины заняли 80% российского авторынка и без параллельного импорта потеснить азиатских производителей невозможно, говорят опрошенные участники рынка. Во втором квартале в России резко увеличились поставки машин из Китая. В лидерах оказались бренды Chery, Geely и Exceed. При этом собеседники “Ъ FM” говорят, что в рамках параллельного импорта готовы привозить и европейские машины. Но в нынешнем виде этот механизм приводит лишь к резкому удорожанию авто. Подробности — у Владислава Викторова.

Еще в первом квартале тройка лидеров по объему импорта состояла из китайской Chery, японской Toyota и немецкой BMW. Но начало боевых действий на Украине кардинально изменило расклад сил на рынке. Европейские бренды официально объявили о приостановке деятельности в России, а японцы взяли продолжительную паузу. В итоге их места заняли китайцы — Geely и Exceed, что на фоне сокращающегося спроса неудивительно.

Китайский автопром сейчас может удовлетворить как массового потребителя, так и премиального, говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский: «Китайские автомобили сейчас конкурентоспособны. Среднее предложение колеблется от 1,5 млн руб. до 5 млн руб., то есть получается, что китайские автомобили перекрывают и массовый сегмент, и частично премиум. Мы наблюдаем прирост от месяца к месяцу, это связано и с низкой базой, и с тем, что потребители заменяют китайскими машинами ушедшие марки».

«Автостат» подсчитал объемы импорта, учитывая еще и машины, которые ввозятся без разрешения правообладателя. В итоге в рейтинге по итогам второго квартала не оказалось европейских брендов. А из Японии добираются в основном авто с пробегом. Из-за этого китайские производители, которые не прекращали поставки, остались почти вне конкуренции.

Тем не менее кое-что все равно завозят с помощью параллельного импорта, говорит руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «Самостоятельно завозят прежде всего электрокары, но это не массовая история.

В Китае есть довольно интересные машины на электротяге. И любители такого типа авто сейчас все больше и больше смотрят именно на китайский автопром, потому что качество выше, чем у той же самой Tesla.

Везут в основном на физические лица, потому что нет смысла переплачивать за юридическое».

С европейскими автобрендами параллельный импорт работает только в очень ограниченном формате. В первом квартале в частном порядке россияне завозили машины из Германии. Но после введения санкций вырос интерес к поставкам из США. Но это лишь 2,3% от всего объема, говорят в «Автостате».

Как вырос китайский авторынок

При этом дилеры готовы привозить для клиентов новые машины, но в нынешних условиях они оказываются на порядок дороже их реальной стоимости, рассказывает руководитель челябинского дилерского центра «Бовид» Денис Кушанашвили: «Допустим, я бы мог вам привезти BMW третьей серии из Грузии, но за это авто придется заплатить утилизационный сбор, госпошлину в 40% от стоимости и установить ЭРА-ГЛОНАСС. Но самое затратное — логистика. Получается, что в один момент стоимость машины увеличивается с 2,5 млн руб. до 5 млн руб.

Я могу привезти вам BMW, но вы его не купите, потому что выходит очень дорого».

При этом средняя стоимость новой машины — 2,3 млн руб., говорят в «Автостате». И как отмечают участники рынка, львиная доля в этой цене — различные пошлины и другие сборы, которые мешают бизнесу насытить рынок автомобилями. И если правительство смягчит свою позицию по этому вопросу, то дилеры готовы дополнительно пересмотреть прайс-листы в сторону резкого снижения.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».

Импорт легковых автомобилей и компонентов из Китая в Россию не растет, несмотря на исчерпание запасов европейских автомобилей и приостановку производства на АвтоВАЗе. Это объясняется как слабым спросом на российском авторынке, который продолжает падать, так и сложностями с логистикой. Аналитики полагают, что автоконцерны из Китая не будут резко увеличивать поставки в РФ из-за общего дефицита машин в мире, а также неясности будущей политики российских властей в автопроме.

Импорт легковых автомобилей в РФ из Китая сокращается с апреля и в мае упал почти до $32 млн против $84,6 млн месяцем ранее и $190,7 млн в марте, следует из таможенной статистики КНР. В данных учтены все легковые автомобили вне зависимости от типа и объема двигателя.

При этом импорт комплектующих и запчастей в РФ для всех видов автомобилей наиболее значительно сократился в марте: было ввезено компонентов на $76,3 млн против $117,1 млн месяцем ранее. К маю объем ввоза составил $81,3 млн, что все равно ниже объемов начала года. Запчасти и комплектующие из Китая, помимо местных производителей, также ввозят традиционно российские автоконцерны. Например, АвтоВАЗ при замещении поставщиков после выхода Renault частично переориентируется на компании из КНР, а КамАЗ имеет партнера в лице китайского JAC. Частично комплектующие из Китая поставляются на ГАЗ и УАЗ.

Готовые автомобили в РФ из Китая ввозят Chery, Changan и другие. Geely собирает автомобили в Белоруссии, Haval — в Тульской области. При этом Haval недавно обновил ОТТС на модель Dargo, добавив в производители в том числе площадку Great Wall в китайском городе Баодин.

За последнюю неделю — с 13 по 19 июня — в РФ было зарегистрировано 6,9 тыс. машин, что на 2,2% меньше, чем неделей ранее, подсчитал «Автостат», основываясь на данных электронных ПТС.

В топ-20 вошло пять китайских марок. Так, Chery реализовала 455 автомобилей, заняв четвертое место после традиционных лидеров (Lada, Kia и Hyundai), а ее премиальный бренд Exeed — 167 машин. Продажи Geely составили 348 автомобилей, Haval — 334 штуки, а Changan реализовал 30 машин, замкнув топ-20. Все эти марки нарастили продажи. Впрочем, по данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам пяти месяцев доля китайских брендов возросла в среднем не более чем на 1 процентный пункт.

Как автопродажи обновили антирекорд

Автомобили и запчасти из Китая в РФ доставляют как морем, так и по железной дороге. Мировой логистический кризис на фоне военных действий на Украине и санкций в отношении РФ коснулся и поставок из Китая. В марте—апреле, говорит собеседник “Ъ”, марки искали пути доставки в РФ и пересчитывали стоимость логистики. Затем на доставке сказалась новая волна коронавируса в Китае. Апрель оказался худшим месяцем для автомобильного рынка Китая с начала 2020 года, в том числе из-за закрытия заводов, но к концу мая ведущие центры производства постепенно ослабляли ограничения. Даже если локдаун напрямую не касался выпуска завода, который поставлял продукцию в РФ, нередко это отражалось на маршрутах доставки внутри Китая, отмечает источник “Ъ”.

Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что сейчас во всем мире фиксируется дефицит автомобилей, поэтому Россия далеко не единственный рынок, куда Китай сейчас может их поставить.

Кроме того, логистика действительно существенно усложнилась, что в том числе повлекло рост цен и увеличение сроков доставки. В марте, когда цены на автомобили в РФ активно росли (что в итоге привело к снижению спроса), китайские марки пытались ограничить свои риски, добавляет эксперт. По его мнению, китайские марки не будут делать резких движений при общем дефиците выпуска: «Понятно, что Россия может быть интересна как рынок в долгосрочной перспективе, но важным фактором остается и стратегия, которую выберут власти РФ».

Цены на китайские авто на российском рынке быстро пошли вверх. В частности, как выяснил “Ъ”, компания Haval объявила о подорожании своих машин сразу в 1,5 раза. Чем вызвано такое сильное увеличение цены? И каковы перспективы китайских автомобилей в России? Об этом — Андрей Загорский.

В первую очередь подорожали автомобили Haval, которые собирают сейчас на конвейере этого китайского концерна на заводе в Туле. Он, кстати, один из немногих представителей зарубежного автопрома, который продолжает работу в России вопреки логистическим трудностям. Однако объявленный скачок цен получился более чем внушительным — модели Haval подорожали разом почти на 1 млн руб.

Почему Haval повышает цены на автомобили российской сборки

Дело, в частности, в ослаблении национальной валюты, пояснил президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Haval на сегодняшний день — это действительно очень популярная марка. Наверное, она является локомотивом, который сейчас начал вытягивать продажи. Больше других подорожала модель Jolion. Она позиционировалась как стартовый кроссовер, и повышение цены содержит, наверное, в себе две компоненты. Первая — это юань. Китайская валюта привязана к доллару практически в соотношении 1:1. Вторая — это непосредственно спрос на эту модель. В данном случае его сложно удовлетворить, что привело к решению увеличивать стоимость. Второй бестселлер у Haval — это F7. Сейчас цена повысилась на все, как и на H9. Повышение очень существенное».

Если Haval в России собирают, то другие китайские авто в страну завозят. Компания Geely, например, выпускает свои машины в Белоруссии, правда, завод объявил о вынужденной паузе в работе на всю вторую половину марта. Так или иначе, популярность продукции китайского автопрома в целом в России растет.

Несмотря на общее падение отечественного авторынка в текущем году продажи китайских машин по сравнению с январем 2021 года выросли более чем вдвое, а по сравнению с февралем — на 70%.

Сложно ли получить автокредит

Правда, на фоне их резкого подорожания часть покупателей стала отказываться от их приобретения, рассказал “Ъ FM” Сергей Климов, соучредитель автосалона «Долавто», который специализируется именно на продаже китайских моделей: «Сейчас мы видим запредельные ценники. Покупатели, которые законтрактовали машины, отказываются, забирают предоплату, потому что, естественно, никто не ожидал, что машины подорожают в 1,5 раза. Сегмента «эконом» у Китая уже нет, все перешло в средний ценовой сектор, люксовый сегмент при этом уже очень активно осваивается».

Китайские автомобили, кстати, уже совсем не те, что еще лет десять назад. Сейчас автопром КНР практически не уступает западным конкурентам ни по разнообразию модельного ряда, ни по уровню технических решений, ни по качественным характеристикам. Но и цены, соответственно, подтянулись к общему уровню. Своеобразие же ситуации на российском рынке в том, что многие западные автомобильные бренды заявили о приостановке поставок машин. Это сделали, в частности, Volvo, Volkswagen AG, Audi, Skoda, BMW, Jaguar Land Rover и Mazda.

Дмитрий Гронский — о марках автомобилей в России

С учетом этого многие специалисты прогнозируют резкое увеличение китайскими, а также корейскими производителями их доли российского рынка. Такую оценку, в частности, высказал заместитель главного редактора портала Autonews.ru Денис Смольянов: «Китайцы, корейцы не заявляли, что уходят из России. Становится понятно, что они имеют очень большие шансы занять свободные ниши, которые будут освобождаться».

Российское правительство на фоне существенного роста цен на все автомобили разработало план поддержки экономики в условиях западных санкций. Он, в частности, предусматривает, что налог на роскошь, под который прежде подпадали авто стоимостью от 3 млн руб., теперь будут взимать с владельцев машин, стоящих больше 10 млн руб.

Как изменился спрос на автомобили из Китая и каковы их перспективы в Ижевске

Wuling Hongguang MINIEV и Lada Granta

Китай: Wuling Hongguang MINIEVПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 214 188Примерная стоимость: 29 800 юаней (266 412 рублей)

Электромобиль, продажи которого начались в 2020 году, имеет мощность 27 л. с., зарядки аккамулятора хватает на 120 км. В стандартной комплектации небольшой автомобильчик оснащается кондиционером, стереосистемой, антиблокировочной системой и датчиками давления в шинах.

Россия: Lada GrantaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 23 387Примерная стоимость: 620 900 рублейПроизводство автомобиля, созданного на базе «Лада Калина», началось в январе 2011 года. Сегодня Granta остается одной из самых доступных новых машин на российском рынке. В июне 2022 года начались продажи «антикризисной» модели с 1,6-литровым двигателем мощностью 90 л. с. стандарта Евро-2.

Tesla Model Y и Lada Vesta

Китай: Tesla Model YПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 179 039Примерная стоимость: 339 900 юаней (3 038 706 рублей)

Про Chery:  Самые дешевые китайские автомобили в россии 2023 новые цены

Продажи американского электрического кроссовера китайского производства на местном рынке начались в январе 2021 года. В стандартной комплектации Long Range автомобиль имеет запас хода в 594 км, разгон до 100 км/ч у него занимает 5,1 секунды, максимальная скорость — 217 км/ч. В 2020 году Model Y была включена в Китае в список автомобилей на альтернативных источниках энергии, покупка которых освобождена от налога на приобретение.

Россия: Lada VestaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 21 563Примерная стоимость: 1 121 900 рублей

В комплектации Classic автомобиль оснащается подушками безопасности водителя и переднего пассажира, имеет электропривод и обогрев наружных зеркал, кондиционер. Двигатель мощностью 106 л. с. разгоняет машину до сотни за 11,2 секунды. С автоматической коробкой передач машина будет стоить почти на 200 000 рублей дороже.

VW Lavida и Kia Rio

Китай: VW LavidaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 162 762Примерная стоимость: 114 000 юаней (1 019 160 рублей)

Седаны и хэтчбеки на платформе Volkswagen Golf производятся на заводе Shanghai Volkswagen. Сейчас продается уже третье поколение VW Lavida, представленное на автовыставке в Пекине в 2018 году. Машины оснащаются двумя вариантами двигателей (116 и 150 л. с.), которые работают в паре с механической пятиступенчатой коробкой передач или с шестиступенчатым автоматом.

Россия: Kia RioПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 21 075Примерная стоимость: 1 434 900 рублей

На российский рынок корейский производитель вывел 10 комплектаций Kia Rio, в самой дорогой из них автомобиль стоил в июле 2022 года 1 789 900 рублей.

Самая дешевая комплектация имеет бензиновый двигатель мощностью 100 л. с. и механическую коробку передач. Для эксплуатации в России автомобилю был увеличен дорожный просвет, антикоррозионным покрытием обработан кузов и днище, проведена шумоизоляция капота.

Haval H6 и Hyundai Solaris

Китай: Haval H6Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 136 921Примерная стоимость: 98 900 юаней (884 166 рублей)

Бренд Haval был создан в 2013 году китайской компанией Great Wall Motors для производства и продаж кроссоверов и внедорожников. Выход на российский рынок состоялся в 2015 году, через три года была запущена сборка автомобилей Haval в Туле. Haval H6 был представлен на Шанхайском автосалоне в 2011 году, автомобиль стал первым безрамным кроссовером в линейке  Great Wall Motors. В 2015 году он был выведен на российский рынок. Машина построена на модульной платформе L.E.M.O.N, оснащаются 1,5 литровым мотором мощностью 169 л. с. или двухлитровым мощностью 224 л. с. В 2020 году продажи Haval H6 в России были прекращены, за пять лет на российском рынке было продано более 10 000 Haval H6.

Россия: Hyundai SolarisПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 16 888Примерная стоимость: 1 400 000 рублей

Автомобиль был впервые показан на Московском международном автосалоне в сентябре 2010 года, в январе 2011 года его серийное производство началось на заводе Hyundai Motor в Санкт-Петербурге. В феврале 2020 года в России был представлен обновленный Hyundai Solaris с новым дизайном передней части, новыми бамперами и задними фонарями. Цены на базовую комплектацию тогда начинались от 765 000 рублей, в нее входили две подушки безопасности, центральный замок, аудиоподготовка и 15-дюймовые стальные колеса.

BYD Song DM и Hyundai Creta

Китай: BYD Song DMПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 131 007Примерная стоимость: 169 000 юаней (1 510 860 рублей)

Обновленная гибридная версия полноприводного кросовера BYD Song была представлена в 2018 году на автомобильной выставке в китайском городе Чэнду. Основным агрегатом у машины является четырехцилиндровый двигатель на 1,5 литра усиленный двумя электромоторами. Средний расход топлива заявлен производителем в 1,4 литра на 100 км пути, разгон до 100 км/ч у автомобиля занимает 4,9 секунд.

Россия: Hyundai CretaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 13 425Примерная стоимость   1 859 000 рублей

Компактный кроссовер корейская компания вывела на рынок в 2015 году, через год его сборку наладили на заводе Hyundai Motor в Санкт-Петербурге. Базовая комплектация имее т двигатель объемом 1,6 литров мощностью 123 л. с. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 12 секунд, расход топлива — 7,7 литров на 100 км пути. Новое поколение Hyundai Creta стало продаваться в России в июле 2021 года и сразу же стала пользоваться ажиотажным спросом — за первую неделю было куплено почти 580 автомобилей этой модели, а по итогам года она стала самой продаваемой машиной в линейке Hyundai (за год было продано более 68 000 Hyundai Creta).

Toyota Levin (Corolla) и Lada Niva

Китай: Toyota Levin (Corolla)Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 120 254Примерная стоимость: 113 800 юаней (1 017 372 рублей)

Китайская версия Toyota Corolla производится на совместном предприятии GAC и Toyota. Оснащается либо турбинированным мотором 1,2 литра мощностью 112 л. с., либо гибридной установкой с двигателем 1,8 л. с. и электромотором суммарной мощностью 136 л. с. В базовой комплектации автомобиль имеет фронтальные и боковые подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, систему бесключевого доступа в салон, кондиционер, штатную  аудиосистему, электрические стеклоподъемники и зеркала с электроприводом.

Россия: Lada NivaПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 13 231Примерная стоимость: 806 900 рублей

Полноприводный автомобиль выпускается АвтоВАЗом с 1977 года, считается, что именно советская «Нива» является первым в мире внедорожником с несущим кузовом. Сейчас автомобиль продается с мотором 1,7 литров мощностью 83 л. с. и механической коробкой передач, время разгона до «сотни» у машины занимает 17 секунд, максимальная скорость заявлена в 142 км/ч.  В июле начались продажи Lada Niva в упрощенной комплектации — внедорожник лишился единственной подушки безопасности, АБС и системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Honda CR-V и Renault Duster

Китай: Honda CR-VПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 119 575Примерная стоимость: 169 000 юаней (1 510 860 рублей)

Кроссовер производится с 2004 года на предприятии Dongfeng Honda в Ухане. На китайском рынке машина продается в двух версиях — одна из них комплектуется бензиновым турбомотором 1,5 литра мощностью 193 л. с., вторая — двухлитровым мотором и электродвигателем суммарной мощностью 215 л. с. Запас хода только на зарядке аккумулятора составляет 65 км, расход топлива всего гибридного агрегата составляет 1,8 литров на 100 км. Гибридный Honda CR-V продается в Китае по цене от 273 000 юаней (2 440 620 рублей).

Россия: Renault DusterПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 10 248Примерная стоимость: 1 492 000 рублей

Компактный кроссовер сделан на платформе B0 (модификация платформы Nissan B с удлиненной колесной базой, которая используется при производстве бюджетных автомобилей Renault и Lada имеет индекс B0), объединяющей его с автомобилями Logan и Sandero. Впервые был представлен в декабре 2009 года под румынской маркой Dacia, через два года французский автоконцерн наладил производство Renault Duster на своем заводе «Автофрамос» в Москве, тогда цена на базовую комплектацию начинались от 449 000 рублей. Renault адаптировала автомобиль к российским условиям эксплуатации увеличенной емкостью аккумулятора, генератором повышенной мощности, дополнительной защитой картера и двигателя. В конце апреля французская компания передало «Автофрамос» правительству Москвы, которое должно разработать новый модельный ряд для московского автопредприятия.

Tesla Model 3 и Lada Largus

Китай: Tesla Model 3Продано в январе-июне 2022 года, шт.: 115 718Примерная стоимость: 265 700 юаней (2 375 358 рублей)

Электрокар от Илона Маска начал производится в Китае в декабре 2019 года. Автомобиль местной сборки благодаря государственным субсидиям, предусмотренными для производителей электрокаров и экологически чистых транспортных средств стал продаваться по цене на 15% ниже импортных Tesla Model 3. В 2021 году на заводе в Шанхае было собрано 480 000 электромобилей Tesla, 160 000 из них были экспортированы. Локализация производства Tesla  в Китае превышает 90%.

Россия: Lada LargusПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 8723Примерная стоимость: 1 301 900 рублей

Российский автомобиль с двигателем 1,6 литров мощностью 90 л. с. производится на «АвтоВАЗе» с 2012 года, в 2021 году модель прошла рестайлинг. В базовой комплектации машина имеет одну подушку безопасности, АБС, аудиоподготовку, бортовой компьютер и центральный замок с дистанционным управлением. 4 августа «АвтоВАЗ» представил прототип электрического e-Largus, производство которого будет налажено на заводе «Лада-Ижевск», опытную партию электрического автомобиля планируется выпустить в 2023 году. Автопроизводитель заявил, что e-Largus будет оснащаться мультимедийной системой, камерой заднего вида, системой стабилизации и АБС.

VW Sagitar и VW Polo

Китай: VW SagitarПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 114 883Примерная стоимость: 127 000 юаней (1 135 380 рублей)

Автомобиль, являющийся копией модели Volkswagen Jetta, выпускается в Китае с 2006 года на совместном предприятии  FAW-Volkswagen. Базовая версия второго поколения оснащается мотором мощностью 105 л. с., пятиступенчатой механической КПП или шестиступенчатым «автоматом». В июне 2022 года в КНР начались продажи обновленного VW Sagitar, потребителям предложены автомобили в семи комплектациях.

Россия: VW PoloПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 8704Примерная стоимость: 1 620 900 рублей

Компактный автомобиль от Volkswagen начали производить на российском автозаводе немецкой компании в Калуге в 2010 году, тогда же он был признан автомобилем года в Европе. В России машина продается в четырех комплектациях, в базовой машина имеет двигатель мощностью 90 л. с. и пятиступенчатую механическую коробку передач. Расход топлива заявлен в 6,4 литра на 100 км пути. С марта 2022 года автозавод Volkswagen в Калуге находится в простое, в начале июля компания заявила о закрытии своей автосборочной площадки в Нижнем Новгороде.

VW Bora и Toyota RAV4

Китай: VW BoraПродано в январе-июне 2022 года, шт.: 102 244Примерная стоимость: 112 000 юаней (1 001 280 рублей)

В Китае автомобиль производится с 2001 года, в сентябре 2018 года начались продажи Volkswagen Bora четвертого поколения. Машина оснащается мультимедийной системой, двухзонным климат-контролем, подогревом сидений, ассистентом парковки, электронным стояночным тормозом и системой «старт-стоп». Автомобиль с двигателем 1,5 литра имеет мощность 114 л. с., а с турбированным 1,4 литра — 150 л. с. Автомобиль производится на совместном предприятии FAW-Volkswagen на востоке Китая, поставок Volkswagen Bora на экспорт не планируется.

Россия: Toyota RAV4Продано в январе-июне 2022 года, шт: 7569Примерная стоимость: 2 671 000 рублей

Самый популярный в России автомобиль Toyota продается в пяти комплектациях, самая дорогая из них стоит от 3 381 000 рублей. В 2021 году на российском рынке было продано 38 441 Toyota RAV4 — это был лучший показатель по итогам года среди японских автопроизводителей в России.

В базовой комплектации автомобиль имеет передний привод, оснащается шестиступенчатой МКПП и бензиновым двигателем мощностью 149 л. с. В самой дешевой версии потребитель также получит легкосплавные диски R17, светодиодные фары, обогрев рулевого колеса, мультимедийную систему с поддержкой Apple Carplay и Android Auto.

Общее падение российского авторынка в 2020 году составило 9,1%, в 2019 году — 2,3%. При это китайские производители последние два года на нашем рынке только растут

В 2019 году китайские производители автомобилей увеличили продажи в России на 14%, а через год, по данным «Автостата», на 62,5%. Сократили продажи практически все автопроизводители за исключением Škoda и BMW (рост на 10% и 6% соответственно). Рост продаж китайского автопрома продолжился и в этом году: в первом квартале российский авторынок сократился на 2,8%, а продажи китайских машин взлетели на 71%. Forbes рассказывает историю их появления в России и выясняет причины растущей популярности китайских брендов на нашем рынке.

Альтернатива «ВАЗам»

Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько тысяч автомобилей в год. Одним из первых продавцов на рынке называют новосибирскую компанию «Пекинские Автомобили», которая наладила импорт пикапов Admiral марки ZX. «В то время в Китае поощрялось стремление локальных компаний выходить на экспортные рынки, — вспоминает Евгений Еськов, главный редактор «Автобизнесревю». — К тому же у потребителей в России был запрос на недорогие автомобили, оснащенные лучше моделей отечественного «АвтоВАЗа», обладающие имиджем иностранного бренда и стоимостью до $10 000. Китайские производители отвечали всем этим качествам».

Про Chery:  Haval Jolion Premium 1.5 RT

В 2004 году автомобилями из Китая занялась московская компания «Ирито». Сначала на свой страх и риск она продавала машины заводов Xinkai и Great Wall, а позже, в 2009 году, стала эксклюзивным дистрибутором последнего. Среди всех китайских производителей именно Great Wall раньше других был готов пойти в Россию. «Они рвались на рынок, нашли первого партнера — «Ирито», ну и пошла «тема», — вспоминал один из крупных дилеров.

Как рассказывал в интервью Forbes Алексей Резников, глава и владелец компании «Ирито», в 2007 году его компания продала в России 14 000 машин под марками Great Wall, BYD и FAW, что принесло предпринимателю около $200 млн выручки и около $10 млн чистой прибыли. Рост продаж составил 55% за год.

В 2008 году у «Ирито» появилась собственная сборочная площадка в подмосковной Гжели. Китайцы и российская сторона вложили $25 млн в компанию «Гжельский завод «Электроизолятор», где наряду с керамическими изделиями начали производить китайские внедорожники (крупноузловая сборка). В 2011 году «Ирито» появился второй завод под Липецком, где была собственная линия окраски, туда же перенесли цех сварки из Подмосковья. Гжельская площадка использовалась для финальной сборки автомобиля. Предприятие производило внедорожники Hover H3 и H5.

История успеха завершилась уголовным делом. В 2018 году подмосковной полицией по заявлению руководства Great Wall было начато расследование. Китайцы заявили, что «Ирито» перестал оплачивать поставленные машинокомлекты. Как писала газета «Коммерсант», владельцы группы компаний «Ирито» «незаконными умышленными преступными действиями» причинили ущерб китайскому автопроизводителю на сумму более $48,4 млн.

Дело пока не завершено. Китайская сторона настаивает на продолжении следствия. «Для нас важно, чтобы следствие как можно скорее продолжилось, чтобы сохранялся контроль со стороны органов власти. Ведь это влияет на инвестиционный климат, а значит это важно не только для нас, а для всей экономики и ее будущего развития», — заявлял Чжан Цзюньсюе, вице-президент Great Wall Motor и генеральный директор «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус».

Китайскими автомобилями начинают заниматься все больше российских дилеров, среди них Major Auto, «АвтоСпецЦентр», «Ключавто», Fresh Auto. В 2020 году было открыто 406 новых дилерских центров, 211 из них — по продаже китайских автомобилей. Больше всего новых салонов — 42 — было открыто под брендом Changan.

«Спрос на китайские автомобили растет за счет их технологичности, оптимального соотношения цены и качества, наполненности комплектаций. Еще одним положительным фактором в пользу китайских брендов является то, что в большинстве своем они представлены в России наиболее востребованным сегментом — SUV (в структуре продаж кроссоверы и внедорожники составляют 95%)», — говорит Денис Петрунин, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Его компания осенью 2020 года открыла своей первый центр по продаже китайских автомобилей, сейчас она продает машины Haval, Geely и Chery. «Динамики у нас пока нет, но мы видим отчетливый рост доли продаж китайских брендов в общей структуре наших марок», — отмечает Петрунин.

«Китайские автомобили — это оптимальное соотношение цены и качества. За аналогичную стоимость китайского авто полной комплектации иногда невозможно приобрести европейскую или корейскую модель в базовой», — рассказывает Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. Например, бензиновый двухлитровый Haval Jolion стал самой доступной моделью марки на рынке — цена стартует от 1 189 000 рублей. Аналогичный по комплектации Hyundai Tucson стоит от 1 744 000 рублей, а переднеприводный Kia Sportage с тем же мотором (но с автоматической коробкой передач) обойдется минимум в 1 794 900 рублей.

«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир

Fresh Auto торгует «китайцами» с сентября 2019 года. Все прогнозы по продажам Haval оправдались, говорит Мигаль: средний ежемесячный рост составляет 3% с начала продаж. За четыре месяца 2021 года в трех салонах Fresh Auto доля этого бренда составила 16,48% от всех реализованных новых авто. С декабря 2020 года компания продает Changan, также в портфеле дилера есть Cherry и ее премиальная линейка CheryExeed. Все они также имеют положительную динамику, уверяет Мигаль.

Китайским автопром вышел на совершенно на новый уровень, считает он, за последние пять лет китайские производители достигли таких показателей, к которым другие марки идут примерно лет 20, например, меняют модельный ряд раз в три-четыре года.

Китайские автопроизводители устойчивы в плане производства и поставки комплектующих и имеют меньше проблем с доступностью автомобилей, чем другие бренды, добавляет Петрунин.

Крупнейший российский продавец автомобилей «Рольф» пока китайскую продукцию в свою линейку не запускает. Источник, знакомый с планами «Рольф», утверждает, что компанию сдерживают низкие объемы продаж и возможные проблемы с загрузкой сервиса.

Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей

В перспективе трех-пяти лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год, считает Сергей Целиков. «Могли бы и быстрее, однако, в головах россиян китайские автомобили все еще ассоциируются с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью. Главная задача китайцев — сломать этот стереотип на практике доказав обратное», — считает эксперт.

Как открывались и закрывались сборочные производства китайских автомобилей в России, читайте ниже.

Автодилеры оценивают как невыгодные условия сотрудничества с китайскими производителями, цены на их продукцию они считают завышенными, а маржу — низкой. Участники рынка связывают это с полумонопольным положением производителей из КНР: кроме них и Lada торговать салонам нечем. Эксперты указывают на возможность дилеров зарабатывать не только на продажах автомобилей

Для российских автодилеров китайские автомобили стали не очень выгодным товаром из-за полумонопольного положения производителей из КНР на отечественном рынке. Среди последствий такого положения — дефицит машин, высокие цены на них, низкая маржа, рассказали «Ведомостям» автодилеры. В «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely говорят, что делают все возможное, чтобы удовлетворить высокие требования клиентов и скорректировать цены.

По оценке председателя совета директоров «БН-моторс» Алексея Подщеколдина, стоимость автомобилей из Китая с конца февраля выросла в среднем в 1,5 раза. Топ-менеджер из другого крупного дилерского холдинга отметил, что из-за дефицита машин и высоких цен у продавцов начали формироваться убытки. Продажи китайских машин в пересчете на один салон, по оценке собеседника, составляют в среднем всего 8 автомобилей в месяц (около 50 за полгода).  При отсутствии парка гарантийных машин для обслуживания такие продажи не дают прибыли, констатировал топ-менеджер. Подщеколдин рассказал о случаях продажи китайских машин ниже закупочной цены, чтобы выручить средства для внесения платы по долгам.

Источник в крупном федеральном автодилере отметил, что продажи китайских машин не убыточны, но и ощутимой прибыли от них ждать не приходится. Расширившаяся сеть продаж китайских брендов при сравнительно небольшом объеме машин пока не дает дилерам заработать на них, сказал собеседник. По мнению Подщеколдина, китайские компании пользуются полумонопольным положением — большинство дилеров в России остались без поставок иномарок. По его словам, очередь на дилерство к «большой тройке» китайских брендов Chery, Haval и Geely достигает 1000 продавцов.

Совет Ассоциации автодилеров (РоАД) в конце ноября планирует обсудить «китайский вопрос», сказал Подщеколдин. Представитель Минпромторга сказал, что обращения от автодилеров в министерство не поступали. Дилеры Geely не обращались с похожими заявлениями в компанию, сообщил источник, близкий к дистрибьютору марки в России. Импортеры, по его словам, поддержали клиентов за счет скидок вплоть до 750 000 рублей. Признаков завышения цен не наблюдается, добавил собеседник.

Представитель Haval сообщил, что за последние три месяца компания предприняла несколько последовательных шагов для коррекции цен на весь модельный ряд, а также для увеличения доступности автомобилей. Так, с июня были снижены ставки по кредиту на покупку машины, а в сентябре компания понижала цены на ряд моделей вплоть до 500 000 рублей. Это позволило Haval Jolion участвовать в программе льготного автокредитования Минпромторга.

Спрос превышает предложение и компания делает все возможное, чтобы его удовлетворить, сказал представитель Chery.  «Для управления конечной суммой в чеке потребителя у нас есть ряд маркетинговых программ, по которым клиент может получить значительную выгоду», — отметил собеседник. По его словам, требования по оформлению салонов обусловлены высокими ожиданиями клиента. Из данных Ассоциации европейского бизнеса следует, что совокупная доля китайских марок на российском рынке выросла с 6% по итогам трех кварталов 2021 года до 14,3% в январе — сентябре 2022 года. При этом фактические объемы продаж новых машин из КНР снизились на 6%, до 72 233 машин.

По данным «Автостата», за девять месяцев 2022 года в России заключили рекордное за четыре года число дилерских контрактов с китайскими автоконцернами — 190, общее количество таких контрактов среди российских автодилеров достигло 827. В октябре доля Lada на рынке была около 40%, всех китайских производителей совокупно – 30%, сообщил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Самая большая доля среди компаний из КНР у Chery — чуть больше 10%, у Haval — 8%, отметил аналитик. Удалов добавил, что сейчас китайские производители присутствуют в основном в сегменте SUV (кроссоверы и внедорожники), а сегменты В и С практически пустуют, их закрывает только «Автоваз».

«У такси и каршеринга есть необходимость обновлять парки, и некоторые автопроизводители из КНР уже говорили, что предложат машины для таких сегментов в России», — рассказал аналитик. Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев напомнил, что если дилер не получает прибыль на продаже самой машины, он может заработать на установке дополнительного оборудования, финансовых и страховых продуктах, бонусах от производителя за выполнение плана продаж и на проведении маркетинговых акций.

По итогам октября 2022 года в России было приобретено 12767 новых легковых автомобилей китайских марок, что составляет 29,5% от общего объема рынка. Об этом сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»*.

В то время как весь российский авторынок падает (-63% в октябре, подробности – здесь), продажи «китайцев» растут, причем уже третий месяц подряд. Так, в августе они выросли на 20%, в сентябре – на 8%, а в октябре – на 3%. Соответственно и растет рыночная доля китайских брендов: если в январе – марте она составляла 9 – 10%, то теперь втрое больше.

Каждый третий (34%) купленный в октябре китайский автомобиль относится к марке Haval, показатель которого составил 4316 единиц – на 8,4% больше, чем год назад. Немногим меньше результат у Chery (3838 шт.; -16%), на долю которой пришлось 30%. Примерно пятая часть (19,4%) купленных «китайцев» осталась за Geely (2483 шт.; -11,7%). Отметим и EXEED (1163 шт.; рост в 5,7 раза), которому тоже удалось преодолеть тысячную отметку. Объемы покупок машин остальных китайских брендов в октябре составили менее 300 экземпляров.

В рейтинге самых популярных моделей из КНР по итогам октября первенствует Haval Jolion, который за месяц был куплен в количестве 3049 автомобилей. Но вторую позицию опустился самый популярный «китаец» по итогам сентября – Chery Tiggo 7 PRO (2134 шт.). Замкнул тройку лидеров Geely Coolray с показателем 1394 единицы. Порог в 1 тысячу экземпляров преодолел и Chery Tiggo 4 (1029 шт.), а показатели других китайских моделей находятся ниже этого значения.

Более подробная информация о деятельности автопроизводителей из Поднебесной содержится в бизнес-справке «Легковые автомобили китайских брендов в РФ», которую можно заказать в агентстве «АВТОСТАТ».

* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».

Самые продаваемые китайские автомобили в России

Кроссоверы из Поднебесной, которые стали хитом продаж

Интерес к китайским автомобилям в России растёт: в июле 2021 года Chery и Haval вошли в топ10 самых успешных брендов, оставив позади УАЗ. В топ25 самых продаваемых новых машин по итогам седьмого месяца другой «китаец» — Geely Coolray, а доля китайских автомобилей на нашем рынке за год увеличилась почти вдвое до 7,3%. На основе каталога Quto мы выбрали шесть самых успешных китайских моделей и постарались объяснить, в чём секрет их популярности.

Про Chery:  Build Engine

Экспансия автопроизводителей из Поднебесной в страны СНГ только начинается — концерн Great Wall инвестирует в моторостроительный завод в Туле, Geely готовится выпускать электромобили в Беларуси, а Chery подыскивает партнёра для создания автосборочного производства. Ещё десять лет назад синонимом сочетания «китайский автомобиль» была низкая цена, но сегодня всё не так однозначно — новые Haval, Geely, Chery и Changan стоят сравнимо с корейскими, японскими и европейскими моделями, но всё равно находят покупателей.

Haval F7/F7x — от 1 589 000 рублей

Если считать по совокупности, то семейство Haval F7/F7x — абсолютный бестселлер среди «китайцев». За июль было продано 1484 среднеразмерных кроссовера тульской сборки. По сравнению с июнем продажи снизились, поскольку часть потенциальных покупателей остановили свой выбор на новом Jolion. За два года в России нашли покупателей почти 28,5 тысячи «семёрок», и покупателей не отпугнули даже инциденты с самовозгоранием.

Интерес россиян к 4,6-метровому Haval F7/F7x объясняется удачным соотношением цены и набора базового оборудования. Не нужно доплачивать за роботизированную 7-ступенчатую коробку передач, тяговитый 150-сильный турбомотор, четыре подушки безопасности, климат- и круиз-контроль, 17-дюймовые легкосплавные диски, противотуманные фары с подсветкой поворотов, светодиодные фонари, подогревы руля, зеркал и лобового стекла в зоне покоя стеклоочистителей и мультимедиасистему с 9-дюймовым тачскрином.

Подробности о всех модификациях Haval F7 — в каталоге Quto.

Geely Coolray — от 1 376 990 рублей

Компактный Geely Coolray разошёлся в июле тиражом 1387 экземпляров и почти догнал европейских конкурентов Renault Kaptur (1401) и Skoda Karoq (1483). Geely доказывает, что даже без полного привода городские кроссоверы могут быть востребованы. За девять месяцев 2020 года в России реализовали 5634 «Кулрея», а за семь месяцев 2021-го — ещё 5942. На прошлой неделе в Поднебесной стартовали продажи обновленного Coolray, который наверняка доберётся до завода «БелДжи» и закрепит успех.

Двигатель растущих продаж Geely Coolray — эффектный дизайн. И снаружи, и внутри китайский паркетник выглядит дороже и спортивнее ближайших конкурентов. Подкреплена стильная внешность технологиями Volvo: основа кроссовера — платформа BMA, трёхцилиндровый турбомотор тоже известен по шведским моделям.

За без малого 1,4 миллиона рублей покупатель получает Coolray с 7-скоростным «роботом», 17-дюймовыми литыми дисками, светодиодными фонарями, двумя подушками безопасности, панорамной крышей, мультимедиасистемой с 10,25-дюймовым тачскрином, климат- и круиз-контролем, а также подогревами сидений и руля.

Подробности о всех модификациях Geely Coolray — в каталоге Quto.

Chery Tiggo 7 Pro — от 1 649 900 рублей

Российский бестселлер Chery — отнюдь не дешёвый по меркам китайских автомобилей Tiggo 7 Pro. Продажи в нашей стране начались прошлой осенью, но в 2021 году 4,5-метровый кроссовер входит в тройку самых продаваемых моделей из Поднебесной. В июле покупателей нашли 1230 модернизированных «семёрок», за семь месяцев — 7403. В отличие от соперников Chery поставляет свои машины из Китая, полного привода нет ни у одной модели, и тем не менее по итогам июля именно Chery — самый успешный китайский бренд.

Завоевать покупателей удаётся за счёт стильного дизайна, соотношения опций и цены — за 1,65-1,8 миллиона рублей можно купить кроссовер с ранее невиданным для сегмента оборудованием.

Не нужно доплачивать за цифровую панель приборов (7 дюймов), сенсорный блок регулировок климата (8 дюймов), тачскрин мультимедиасистемы (10 дюймов), матричную светодиодную оптику, круиз-контроль и 17-дюймовые легкосплавные диски, а у топ-версий есть электропривод крышки багажника, бесключевой доступ и панорамная крыша. Хотя ресурс алюминиевой 147-сильной (210 Нм) «турбочетвёрки» 1.5 и клиноременного вариатора собственной конструкции неизвестен, клиентов это пока не смущает.

Подробности о всех модификациях Chery Tiggo 7 Pro — в каталоге Quto.

Chery Tiggo 4 — от 1 129 900 рублей

Самый дешёвый автомобиль в нашей подборке — Chery Tiggo 4. В июле продано 1018 паркетников, за семь месяцев — 6673 штуки. Оба результата позволяют держаться в четвёрке лидеров и позволяют Chery соперничать с Haval в общем зачёте. Несмотря на отсутствие полного привода, Tiggo 4 можно считать аналогом Hyundai Creta, хотя о полноценной конкуренции речи пока не идёт — слишком велика разница в продажах.

Tiggo 4 подкупает разнообразием версий: после недавнего обновления покупатель волен выбирать из семи(!) комплектаций, трёх двигателей (безнаддувный 1.5 на 113 сил, безнаддувный 2.0 на 122 силы и турбированный 1.5 на 147 сил) и трёх коробок передач (5-ступенчатая «механика», вариатор с имитацией 7 передач и 6-диапазонный «робот»). Все моторы могут потреблять бензин АИ-92.

Начиная со «второй» комплектации Comfort за 1,24 миллиона рублей есть кожаный салон, мультимедиасистема с 9-дюймовым тачскрином и «тёплые» опции; у топ-версий за 1,5 миллиона рублей появляется система распознавания жестов, электрорегулировки кресел, шторки безопасности и виртуальная приборная панель.

Подробности о всех модификациях Chery Tiggo 4 — в каталоге Quto.

Haval Jolion — от 1 259 000 рублей

Паркетник Jolion продаётся в России меньше трёх месяцев, но в июле модель вошла в пятёрку самых продаваемых «китайцев» с результатом 988 машин. Это не предел: скоро начнутся поставки полноприводных версий с иным двигателем и задней подвеской, так что до конца года новый кроссовер может стать абсолютным бестселлером. Завод Haval в Тульской области с сентября переходит на двухсменный режим работы, чтобы избежать нехватки автомобилей.

Козыри 4,5-метрового Haval Jolion — оригинальный дизайн, «цифровой» интерьер и богатое оснащение. Не нужно доплачивать за 1,5-литровый турбомотор, светодиодные фонари, 17-дюймовые легкосплавные диски, климат- и круиз-контроль, две подушки безопасности, бесключевой доступ, подогрев сидений и обогрев зеркал, мультимедиасистему с 10-дюймовым тачскрином и систему стабилизации при движении с прицепом.

Версии с «роботом» стоят от 1 359 000 рублей, с полным приводом — от 1 579 000 рублей, причём у кросоверов с муфтой подключения задней оси появляются боковые подушки и шторки безопасности, светодиодные фары, камера заднего вида, телематическая система My Haval и подогрев заднего дивана.

Подробности о всех модификациях Haval Jolion — в каталоге Quto.

Geely Atlas — от 1 401 990 рублей

Хотя жизненный цикл Geely Atlas подходит к концу, и у дилеров совсем скоро появятся глубоко модернизированные гибридные кроссоверы Atlas Pro, продаётся модель неплохо. В июле покупателей нашли 959 «Атласов», это лучший результат в этом году. В июле 37% продаваемых в России Geely — «Атласы», а в прошлом году доля модели в общем объёме российских продаж достигала 50%.

Покупатели ценят Geely Atlas за проверенные агрегаты и дальнее родство с Toyota RAV4 — спросом пользуются версии с «атмосферниками» и классическим 6-ступенчатым «автоматом».

Если не брать в расчёт базовую версию с «механикой», то оснащение богатое — во «второй» комплектации «Люкс» за 1,71 миллиона рублей есть светодиодные LED-фары, электрорегулировки передних сидений и зеркал, 18-дюймовые легкосплавные диски, двухзонный климат- и круиз-контроль, камеры кругового обзора, четыре подушки и шторки безопасности, мультимедиасистема с 8-дюймовым тачскрином и навигация.

Подробности о всех модификациях Geely Atlas — в каталоге Quto.

Российские автозаводы заявили о планах запуска производства собственных автомобилей. Однако в новых условиях российскому автопрому логичнее организовать локализацию китайских комплектующих, нежели создавать собственную платформу для автомобиля, говорят эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

В Москве появится свой автомобильный кластер, там разработают собственную платформу для будущих электромобилей завода «Москвич». Об этом накануне на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил глава города Сергей Собянин. Сейчас из-за введения санкций и остановки поставок и производства в России автокомпонентов иностранными компаниями российский автопром оказался не способен производить современные автомобили. По некоторым моделям заводы «АвтоВАЗ», «Группа ГАЗ», УАЗ, «Соллерс» и «КамАЗ» были вынуждены откатить производство к уровню начала века.

Так, модельную линейку «АвтоВАЗа» покинула Lada Xray, а модель Vesta, построенную на российской платформе, ожидает перезапуск на основных мощностях в Тольятти. Lada Granta получила упрощенные версии, УАЗ также предлагает, наряду с полноценными комплектациями, машины с двигателями, отвечающими экологическому классу «Евро-0».

Вместе с тем, отечественные автозаводы в изменившихся условиях готовятся к выпуску новых моделей.

В частности, «АвтоВАЗ» объявил о приобретении у НАМИ бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге и подтвердил планы начать там выпуск автомобилей класса C и D.

В 2023 году планируется выпустить 10 тыс. таких автомобилей, а до 2027 года обеспечить локализацию этих машин с привлечением 30 поставщиков компонентов из этого региона и повысить годовой тираж до 50-70 тыс. машин.

Калининградский «Автотор» продолжает строительство и обновление производственных мощностей, запустил сборку китайских седанов Kaiyi, а ранее основатель предприятия Владимир Щербаков заявлял о планах с 2023 года наладить выпуск электромобилей и производить по 50-60 тыс. электрических машин в год.

Электрический привод должна получить и E-Neva – электромобиль, разрабатываемый концерном «Алмаз-Антей». Прототип кроссовера C-класса, создаваемого этим предприятием, продемонстрировали в январе президенту Владимиру Путину во время его визита в Санкт-Петербург.

По пути наименьшего сопротивления

По сравнению с разработкой отечественной платформы для автомобилей, более дешевое и очевидное решение – локализация зарубежной модели. Но даже она может оказаться невыгодной, с учетом больших тиражей машин и компонентов, производимых в Китае, и, соответственно, низкой себестоимости на единицу продукции, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Речь о локализации можно вести при тираже от 45 тыс. автомобилей в год. Двигатель можно локализовать, если объемы выпуска свыше 110-120 тыс. машин в год, детали кузова – от 70 тыс.

Если меньше – возникает вопрос себестоимости этих деталей, которая ниже у производителя в Китае, выпускающего машины миллионами», — объясняет Бургазлиев «Газете.Ru».

С точки зрения наличия технологий в России можно локализовать достаточно много компонентов, в том числе шины, пластики, резинотехнические изделия, штамповку, литье, – включая производство поршней и поршневых колец, перечисляет эксперт.

По его мнению, калининградский «Автотор» принял верное решение, организовав производство автомобилей китайской марки Kaiyi, на которую ожидается высокий спрос на фоне отсутствия альтернатив и достойных характеристик модели, добавляет Бургазлиев.

«Что же касается разработки отечественной платформы, то заниматься этим у нас в стране практически некому, значит придется привлекать специалистов, и разработка платформы стоит порядка $1,5-2 млрд.

Также нет и компонентной базы», — резюмирует он.

Такие затраты колоссальны, и скорее всего автопроизводители пойдут по пути наименьшего сопротивления — с локализацией китайских моделей или покупкой старой китайской платформы и ее адаптацией, считает эксперт.

«Автомобили сегмента С и D, которые «АвтоВАЗ» собирается выпускать в Санкт-Петербурге, нужны рынку, но в лучшем случае они запустят производство не раньше середины лета. Кроме того, у «АвтоВАЗа» большие проблемы с возобновлением производства Lada Vesta, сейчас они активно пытаются их решать», — полагает Бургазлиев.

Нужны общие агрегаты

Несколько лет назад в России обсуждалась возможность разработки единой платформы для выпуска разных марок отечественных автомобилей, в новых условиях эта идея стала актуальной, но трудновыполнимой, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Идея перейти на единую платформу и мотор несколько лет назад была осмеяна, но в нынешних условиях она оказалась актуальной. Я не верю, что будет разработана платформа, но на единые агрегаты – например двигатели, перейти можно. У нас много моторных производств, и ни одно из них не загружено более чем на 20%», — рассуждает Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru».

В частности, «Соллерс» обещает освоить производство дизелей объемом 2-3 литра, вполне можно их устанавливать на другие автомобили, аналогично и с моторами «АвтоВАЗа», но для такого подхода необходима государственная программа, элементы планирования, полагает он.

Спрос на электромобили невелик

По мнению Игоря Моржаретто, потенциальные объемы рынка электромобилей в России не настолько велики, чтобы принять тот объем машин, о планах выпуска которого заявляют отечественные компании.

«Я знаю о планах «Автотора», «Москвича», Evolute, но не верю в массовое распространение электромобилей в России. Если суммировать планы всех автозаводов, в нынешнем году должны выпустить 15-20 тыс. электромобилей. Я не думаю, что они найдут сбыт», — считает Моржаретто.

В прошлом году в России было продано порядка 3 тыс. электрических машин, кроме того, скидка по госпрограмме на электромобили уменьшилась, а новых преференций не появилось, и в рост их продаж в 7 раз верится с трудом, аргументирует он.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий