Китайские автокомпании расширяют свое присутствие в России: показанный в Москве кроссовер Chery Omoda 5 планируется вывести на российский рынок уже этим летом. В России следует ожидать появления марок, лидирующих на внутреннем рынке Китая, говорят автодилеры. Об альтернативных моделях, которые могут прийти на смену ушедшим брендам — в материале «Газеты.Ru».
Кроссовер Chery Omoda 5 планируется вывести на российский рынок уже этим летом. Об этом «Газете.Ru» сообщили в российском представительстве Chery. Ранее этот автомобиль был замечен в Москве, по данным портала «Китайские автомобили», в апреле его выставили на территории арт-центра «Хлебозавод» в рамках мероприятия по изучению спроса.
Вслед за моделью Omoda 5 Chery планирует выпустить целую линейку автомобилей, адресованных молодежной аудитории. По габаритам Omoda 5 крупнее Hyundai Creta и Renault Kaptur, длина китайской новинки – 4400 мм. В салоне – широкий экран медиасистемы, объединенный с комбинацией приборов.
На домашнем рынке автомобиль предлагается с 1,6-литровым турбомотором мощностью 197 л.с. и передним приводом, его стоимость в Китае – от 90 тыс. юаней (около 900 тыс. руб.). Подробностей о технических особенностях и комплектациях Omoda 5 для российского рынка в Chery пока не раскрывают.
Самая доступная на российском рынке модель Chery, кроссовер Tiggo 4 (он компактнее нового Omoda 5), предлагается по цене от 1,7 млн руб.
Более крупный Tiggo 7 Pro стоит от 2,5 млн рублей.
Что теперь с качеством китайских машин — исследование
Китайские автокомпании пытаются завоевать покупателя не только интересными новинками, но и сервисом, к таким выводам пришли эксперты исследовательского холдинга Ромир.
Материалы по теме
Буквально еще до февраля этого года рынок был поделен между корейскими, европейскими производителями и АВТОВАЗом. Хоть китайские автомобили и стоили дешевле, они не могли занять свою нишу.
Регулярный рейтинг заметности автомобильных марок, подготовленный экспертами Ромир, показывает, что китайские производители еще 5–6 лет назад не пользовались популярностью среди россиян, и лишь сейчас, последние несколько лет, такие марки, как Chery, Geely, Haval, набрали популярность среди автомобилистов.
В плену у стереотипов
Все дело в том, что в середине 1990-х годов в Китае автомобили в большинстве своем производили независимые компании, которые пытались как можно скорее организовать производство и продажу собственных автомобилей. Порой они просто копировали, и не всегда удачно, иностранные модели. Учитывая небольшой опыт и невысокую техническую базу, качество большинства автомобилей оставляло желать лучшего.
Потом стереотип дешевого, но некачественного автомобиля прочно закрепился за китайскими брендами, хотя с тех пор была проделана большая работа. К концу 2010-х годов многие китайские марки кардинально переработали свои продуктовые линейки, улучшили дизайн и качество автомобилей. Аккуратнее стала сборка, улучшились эргономические, органолептические и эксплуатационные свойства автомобилей. Стали появляться современные системы активной и пассивной безопасности, стало больше электроники как в части систем комфорта и развлечений, так и в части настроек управления машиной.
Прорыв
Сегодня уже знакомые нам бренды делают акцент на более современном оборудовании, стиле и ярком дизайне. Все это соответствует стилю жизни людей, в чье поле зрения попадают китайские бренды. Это люди, которые ведут активный образ жизни, занимаются спортом, стремятся к общению с друзьями, а поэтому ценят свое время и деньги.
Теперь китайские автомобили пытаются завоевать покупателя не только качеством продукта, но и сервисом. В рейтинге марок по уровню удовлетворенности обслуживания Ромир (продажа новых а/м и сервисное обслуживание) китайский Geely вышел на второе место весной 2022-го, набрав с июля 2021 года целых 16 пунктов. Его опережает только Hyundai. Хорошие показатели также у Haval – он на шестом месте. Cherry занял почетное место в центре рейтинга топ-20 (10-е место) и показал положительную динамику.
Покупатели
Изменилась и целевая аудитория — если еще лет 10 назад основными покупателями китайских авто была молодежь и более возрастая группа (55+ лет), которым был необходим бюджетный автомобиль, то сейчас заметно смещение в сторону более платежеспособного сегмента 25–45 лет. Сегодня китайские бренды (особенно ведущие: Haval, Geely, Chery) отвечают запросам целевой аудитории, для которых в приоритете – технологичность, современность, стиль, динамика и рациональная цена. Эти люди ведут активный образ жизни, занимаются спортом, стремятся к общению с друзьями, а поэтому ценят время и деньги.
Публикация подготовлена по материалам старшего директора направления М-стандарт Ромир Людмилы Фуковой и независимого эксперта Сергея Бургазлиева.
- Россияне начали массово менять на «китайцев» европейские и японские машины. Причин тут как минимум две.
- «За рулем» теперь можно читать в ВКонтакте
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в новостях на Дзен
Omoda C5 перед автосалоном, в котором еще недавно продавали Renault. Omoda выделена в самостоятельный бренд специально для России, и такой подход типичен для китайцев
Если в обозримом будущем планируете покупать новую иномарку у дилера, с большой вероятностью она будет китайской из списка брендов, представленных ниже. Привычные японские, европейские, южнокорейские производители распродают остатки машин, а костяк рынка — это многочисленные чайнабренды. В них легко запутаться, например, в России представлены JAC и GAC, не имеющие отношения друг к другу.
Ниже мы собрали краткую информацию о всех моделях из КНР, которые или продаются в России официально, или придут в страну в ближайшее время. Список немаленький — около 20 наименований, которые мы расположили в алфавитном порядке. Впрочем, до событий 2022 года автомобили в РФ продавали почти 50 иностранных компаний, так что в любом случае ассортимент сократился в разы.
Эта китайская марка не слишком на слуху, но ее машины представлены в России с конца 2013 года. Изначально она фокусировалась на бюджетных седанах (Eado) и кроссоверах (CS35). Сейчас китайский бренд представлен четырьмя семействами моделей, включая новый кроссовер UNI-K, цена которого начинается от 3,5 миллиона рублей. В 2023 году ожидается дебют лифтбэка Changan UNI-V размером со Skoda Octavia. Кстати, во время тест-драйвов модели Changan оставляли неплохое впечатление, но долгое время марка не слишком афишировала свое присутствие, поэтому уступала китайским фронтменам — Geely, Haval и Chery.
Changan UNI-K — полноразмерный кроссовер, по характеристикам близкий к Nissan Murano. Двухлитровый турбомотор развивает 226 л. с. и работает в паре с восьмиступенчатым «автоматом». Есть версии с полным приводом
Один из самых известных китайских брендов работает у нас более 15 лет, начиная с первых Tiggo и матизоподобных QQ. В последние годы Chery делает ставку на кроссоверы трех семейств и по итогам 2022 года стал самым востребованным брендом из КНР в России (под данным системы «Электронный паспорт»). Есть у Chery и легковые модели, например седан Arrizo 8, который ожидается в России. Помимо основной марки, Chery, компания работает под брендами Omoda, Exeed и Jetour.
Chery Tiggo 4 Pro — небольшой кроссовер, который заменяет в России модели класса Hyundai Creta
Компания Dongfeng Motors (в России — DFM) работает в России уже несколько лет, но особенных лавров не снискала, поскольку и не проявляла больших усилий по продвижению своей продукции. Сейчас в списке легковых моделей фигурирует только семиместный кроссовер 580. Зато модели DFM маскируются под российским брендом Evolute: в Липецке собирают два электромобиля на базе DFM, к которым в течение года добавится еще несколько. В основном они являются копиями китайских машин, например Evolute i-Joy в девичестве назывался Dongfeng Fengon E3.
Кроссовер DFM 580 появился на российском рынке в 2019 году. По размеру он близок к Nissan X-Trail
Exeed является премиальным ответвлением бренда Chery, хотя технически модели унифицированы. Например, кроссовер Exeed LX построен на платформе Chery Tiggo 7 прошлого поколения. В арсенале «Эксида» есть также крупный кроссовер TLX и флагманская модель VX, базовая стоимость которой начинается почти от 5 миллионов рублей.
Exeed VX: длина — почти 5 метров, цена на большинство версий — более 5 миллионов рублей
Концерн FAW является старейшим автопроизводителем Китая и вторым в стране по финансовым показателям, в том числе благодаря совместным предприятиям с Volkswagen и Toyota. На российском рынке марка представлена куце и не самыми яркими моделями. Например, кроссовер FAW X80 выглядел средненько даже на фоне китайских конкурентов еще пять лет назад. До кризиса 2022 года FAW предлагала в России всего две модели: не самый свежий кроссовер FAW X40 (конкурент Hyundai Creta) и более современный Bestune T77, по размерам близкий к Volkswagen Tiguan. Сейчас стоимость кроссовера X40 указана для автомобилей 2021 года выпуска (от 1,6 миллиона рублей), но марка продолжает обновлять информацию о модели Bestune T77, у которой в конце октября появилась комплектация Prestige Plus стоимостью от 2,2 миллиона рублей. Зато модели FAW назывались в качестве кандидатов на сборку под маркой Lada.
FAW Bestune T77 дебютировал в Китае еще в 2018 году, а в России его продажи стартовали аккурат накануне кризиса, в декабре 2021 года. Поэтому россиянам он почти не известен
Компания GAC (не путать с JAC) одно время продавала в России лишь коммерческий транспорт, но в 2019 году вышла с легковой линейкой, правда, все автомобили были крупные и достаточно дорогие: кроссовер GS5 (размер KIA Sorento), еще более крупный GS8, а также минивэн GN8. До сих пор активность марки в России была невысокой, и по итогам 2022 года дилеры отгрузили лишь чуть более 400 машин. Но планы на этот год серьезнее, например, ожидается кроссовер GAC GS8 нового поколения и новый минивэн GN8.
GAC GS8 нового поколения отдаленно напоминает Nissan Patrol, но компактнее — длина чуть менее 5 метров. Двухлитровый турбодвигатель развивает 250 л. с. (что тревожно с учетом объема) и работает с восьмиступенчатым «автоматом». Есть версии с полным приводом
Марка Geely известна в России уже много лет и регулярно входит в топ-3 самых популярных чайнабрендов, предлагая кроссоверы белорусской сборки. Ассортимент не слишком широк и состоит из трех моделей: компактного кроссовера Coolray, более крупного Atlas Pro и купе-кроссовера Tugella, в том числе в рестайлинговой версии. Основной спрос приходится на Geely Coolray, который в прошлом году разошелся тиражом около 13 тысяч машин. Его цена сейчас стартует от 2,3 миллиона рублей.
Кстати, марке Geely принадлежит шведский производитель Volvo, поэтому часть моделей унифицирована. Например, на разработанной шведами платформе CMA построены Tugella и большой кроссовер Mojaro, дебют которого в России анонсировался еще год назад.
Рестайлинговая Tugella изменилась несильно: всё тот же двухлитровый турбомотор 238 л. с., восьмиступенчатый «автомат» и полный привод. Цена — от 4 миллионов рублей
Концерн Great Wall является старожилом российского рынка: в середине нулевых он был известен пикапами и внедорожниками. Но по качеству автомобили тех лет были сопоставимы с УАЗами, и успех приходил и уходил волнами. Через 10 лет проб и ошибок Great Wall вывел на российский рынок другой бренд — Haval, посвященный в основном кроссоверам, и проект оказался успешным. Что касается Great Wall, то в России он предлагает лишь пикапы GWM Poer и Wingle 7. Компания также делает ставку на новый бренд Tank, который уже пришел в Россию (о нём ниже).
GWM Poer — крупный пикап. Цены автомобилей из наличия стартуют в основном от 3,75 миллиона рублей
Очень успешный суббренд концерна Great Wall специализируется на автомобилях повышенной проходимости, хотя, кроме внедорожника H9, остальные модели являются кроссоверами. Отношение к нашему рынку у Haval весьма серьезное, например, это единственный китайский производитель, имеющий собственный завод под Тулой. Кроссоверы представлены моделями Jolion, более крупным F7 и его купейной версией F7x, а также вышедшим недавно Dargo.
Haval Jolion привлекает ценой, которая стартует от 1,9 миллиона рублей: иномарку такого класса дешевле 2 миллионов найти сегодня не так-то просто. По итогам 2022 года он стал второй самой популярной китайской моделью после Chery Tiggo 7 Pro
Производитель люксовых авто Hongqi (читается «Хунцы») готовится к выходу на российский рынок, сертифицировав четыре модели: седаны H5, H7 и H9, плюс электрокроссовер E-HS9. Позже к ним добавился еще один кроссовер HS5. Сам производитель принадлежит концерну FAW, но имеет интересную историю.
О марке Hongqi мы ранее рассказывали: это один из старейших китайских брендов, который с конца 1950-х годов выпускает автомобили для китайской политической элиты. Долгое время он в принципе не был доступен для свободной продажи, но в 2016 году народным массам стал доступен построенный на базе Toyota Crown седан H7. После выхода на конкурентный рынок Hongqi занялась разработкой собственных моделей, так что минимум три модели для России (H5, H9 и E-HS9) построены на собственной платформе и имеют узнаваемую стилистику: отделом дизайна руководит работавший в Rolls-Royce Джайлс Тейлор.
Hongqi H5 имеет длину почти 5 метров и по размеру близок к BMW 7. Но в основе — переднеприводная платформа, и он является переразмеренной заменой автомобиля вроде Toyota Camry. H5 предлагается с двигателями мощностью 156 л. с. и 224 л. с. (также есть гибрид), а цена в Китае начинается от $26 тысяч. То есть в России с учетом пошлин и прочих наценок стоит ожидать прайса от 3,5 миллиона рублей
Марка JAC пока не блеснула в России, хотя находится на близких подступах к нашему рынку. Ее автомобили собирает завод «Сарыаркаавтопром» в Казахстане, а в России «Джаки» делают в Москве под брендом «Москвич» (модель JS4) и под маркой Sollers в Елабуге, но в последнем случае речь о коммерческом транспорте.
Марка имеет и собственную дилерскую сеть, но большого напора пока не демонстрирует. Модельный ряд включает пять позиций, в том числе пикап T6 и электромобиль iEV7S. Модель JS4 казахской сборки вроде бы начали продавать в России, но потом остановили поставки из-за старта проекта «Москвича». Самой новой и перспективной моделью является кроссовер JS6, вышедший на рынок в конце 2022 года.
JAC JS6 — кроссовер, близкий по размерам к Nissan X-Trail. Цена в России начинается от 2,6 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым 180-сильным мотором, 6-ступенчатым роботом и передним приводом
Еще один суббренд Chery, появившийся в 2018 году с прицелом на молодую аудиторию. В прошлом году Россия попала в список стран, куда бренд планирует экспортировать свои кроссоверы, которые в родном Китае стоят чуть дешевле Chery. Долгое время в палитре марки была лишь пара моделей X70 и X90 консервативного формата, но год назад дебютировал стильный Dasheng (в России, вероятно, его назовут Dashing), а в планах — внедорожник T-X.
Jetour Dasheng — среднеразмерный переднеприводный кроссовер, который оснащается турбодвигателями мощностью 156 л. с. и 197 л. с.
Лет 10 назад популярнейшей китайской маркой был Lifan, предлагавший дешевые модели вроде Solano и X50. Но в 2020 году коронавирус подытожил судьбу бренда, и компания попросту обанкротилась. Активы выкупил китайский производитель Geely, но поменял бренд Lifan на созвучный Livan. К прежнему «Лифану» марка отношения не имеет и делает акцент на электромобилях, причем с интересной технологией скоростной замены аккумуляторов вместо их зарядки. Удивительно, что при таких исходных данных Livan анонсировал выход на российский рынок, правда, с довольно простым кроссовером Livan X3, оснащенным классическим ДВС.
Livan X3 — это маленький кроссовер длиной 4 метра (компактнее Creta) со 113-сильным бензиновым мотором и передним приводом. Изначально он дебютировал в Китае под маркой Geely
Еще один спинофф компании Chery, которая решила продавать часть своих моделей в России под отдельным брендом Omoda через специально созданную дилерскую сеть. Марка появилась лишь в конце прошло года и пока оперирует лишь одной довольно стильной моделью Omoda C5 на базе Chery Tiggo 4 Pro. В течение года к ней может добавиться седан на базе Chery Arrizo.
Omoda C5 близка по размерам KIA Seltos. Цена за версию со 147-сильным турбомотором, вариатором и передним приводом начинается от 2,43 миллиона рублей
В начале 2023 года в России стартовали продажи электромобилей Skywell. Легковые машины компания выпускает недавно, с 2020 года, и россиянам пока предлагает лишь кроссовер ET5 на электротяге. По размерам он близок Nissan X-Trail, имеет 204-сильный мотор и заявленный пробег на одной зарядке до 520 километров (методика NEDC). Цена начинается от 4,5 миллиона рублей.
Skywell ET5 — на снимке первый электромобиль, переданный клиентке в Петербурге
Марка Tank создана концерном Great Wall, который выделил успешный внедорожник Wey Tank 300 в самостоятельный бренд, добавив позже еще одну модель — Tank 500. Если «трехсотка» ассоциируется с моделями Jeep, то крупный Tank 500 набивается в конкуренты Toyota Land Cruiser. В арсенале компании есть также модели 400, 700 и 800, все — брутального вида.
Дилерская сеть Tank уже создана, а продажи начнут в феврале 2023 года. Тогда же объявят цены
Премиальный проект компании Dongfeng пришел в Россию с первой моделью — электрическим кроссовером Voyah Free, по классу близким к Volvo XC90. Он оснащается 488-сильным двигателем и внушительной тяговой батареей в 106 кВт*ч, которая обеспечивает пробег до 500 километров по современной методике WLTP. Цена стартует от 8 миллионов рублей. Второй моделью компании является минивэн Dreamer, который также ожидается в России, а в будущем может появиться и представительский седан, на китайском рынке несущий имя Zhuiguang. Импортером стала компания «Моторинвест», которая собирает под Липецком электромобили Evolute.
Премиальный кроссовер Voyah Free предлагается только в виде хорошо оснащенного электромобиля стоимостью 8 миллионов рублей
Ассортимент позволяет
В России представлена лишь небольшая часть модельного ряда китайских автокомпаний, в первую очередь к нам везут автомобили самых популярных сегментов. Однако номенклатура китайских авто в ближайшее время существенно расширится из-за прекращения поставок автомобилей европейских, японских и американских марок в РФ.
Так, компания JAC готовится привезти в Россию под наименованием S6 кроссовер из своей премиальной модельной линейки, кроме него, сертифицировала компактный паркетник S4, который собирают в Казахстане. Для нашего рынка этот автомобиль поставят с двумя двигателями мощностью 109 и 136 сил, а по габаритам S4 близок к Chery Omoda.
В линейке GAC — еще одной китайской марки на российском рынке — нет среднеразмерного кроссовера. Зато в КНР автопроизводитель продает походящий по габаритам паркетник GS4, этот автомобиль, снабжен 1,6-литровым турбомотором и 6-ступенчатым «автоматом».
В Россию эта китайская марка пока что пришла лишь с полноразмерным кроссовером GS8 и люксовым минивэном GN8.
Более успешная в России Geely уже сертифицировала для российского рынка кроссовер Monjaro. Такое имя автомобиль, известный на домашнем рынке как KX11, получил для экспортных продаж.
При этом в модельном ряду Geely на домашнем рынке есть и семиместный кроссовер Okavango. В его активе 190-сильный турбомотор, адаптивный круиз-контроль, камеры кругового обзора и система мониторинга слепых зон.
Марка Dongfeng (DFM) представлена в России единственным кроссовером, однако на домашнем рынке она входит в число лидеров продаж и выпускает в том числе популярные седаны. Представленная год назад модель Aeolus Yixuan построена на платформе Peugeot-Citroen и по габаритам близка к европейскому Volkswagen Passat. Похожая модель есть и в арсенале старейшей китайской марки FAW — лифтбэк Bestune B70.
Dongfeng Aeolus Yixuan Max
При этом в нынешних условиях китайские автопроизводители на российском рынке продают свою продукцию со значительной наценкой.
Собеседник «Газеты.Ru» в руководстве российского офиса одной из китайских автокомпаний рассказал на условиях анонимности, что сейчас на рынке действует неформальное правило взимания дополнительной «премии» автопроизводителя за «кризисный санкционный рынок».
Иными словами, в завышенных ценах отражаются потенциальные рыночные риски автокомпании, — чем выше риск, тем выше итоговая рекомендованная розничная цена (РРЦ).
В среднем такая наценка составляет 20-30%, в сравнении с РРЦ начала этого года.
Впрочем, дилеры надеются, что ситуация с ценами на китайские автомобили в обозримом будущем стабилизируется.
«После насыщения рынка в этом сегменте может возникнуть борьба среди китайских марок. В дальнейшем можно ожидать снижения цен на них, поскольку они в отличие от некоторых брендов поставляются»,
— отмечает в беседе с «Газетой.Ru» гендиректор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский.
Повышенным спросом в России будут пользоваться кроссоверы и бюджетные седаны, полагает замгендиректора автомобильной группы «Авилон» Алексей Стариков.
«В настоящее время мы ведем активную коммуникацию с китайскими автомобильными марками. В частности, уже начали сотрудничество с брендом Exeed», — говорит он.
Гендиректор компании «АвтоСпецЦентр на Дубровке» Вячеслав Садонов ожидает скорого появления в РФ марок, которые лидируют по продажам на китайском рынке, но у нас пока не присутствуют или представлены слабо.
«В числе первой десятки по объему продаж в Китае мы видим Changan, Wuling, Dongfeng. Очевидно, что это марки, которые в первую очередь заслуживают внимания.
С точки зрения сегментов рынка в первую очередь необходимо смотреть на те, которые высвобождаются из-за ухода основных игроков. Это седаны, автомобили класса «люкс» и коммерческий транспорт», — говорит «Газете.Ru» Садонов.
При этом в случае с автомобилями люксового сегмента предстоит преодолеть скептическое отношение потребителей к китайским брендам, которое наблюдалось и в момент выхода на рынок, например, корейской марки Genesis, заключает он.