Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Omoda C5 перед автосалоном, в котором еще недавно продавали Renault. Omoda выделена в самостоятельный бренд специально для России, и такой подход типичен для китайцев

Если в обозримом будущем планируете покупать новую иномарку у дилера, с большой вероятностью она будет китайской из списка брендов, представленных ниже. Привычные японские, европейские, южнокорейские производители распродают остатки машин, а костяк рынка — это многочисленные чайнабренды. В них легко запутаться, например, в России представлены JAC и GAC, не имеющие отношения друг к другу.

Ниже мы собрали краткую информацию о всех моделях из КНР, которые или продаются в России официально, или придут в страну в ближайшее время. Список немаленький — около 20 наименований, которые мы расположили в алфавитном порядке. Впрочем, до событий 2022 года автомобили в РФ продавали почти 50 иностранных компаний, так что в любом случае ассортимент сократился в разы.

Эта китайская марка не слишком на слуху, но ее машины представлены в России с конца 2013 года. Изначально она фокусировалась на бюджетных седанах (Eado) и кроссоверах (CS35). Сейчас китайский бренд представлен четырьмя семействами моделей, включая новый кроссовер UNI-K, цена которого начинается от 3,5 миллиона рублей. В 2023 году ожидается дебют лифтбэка Changan UNI-V размером со Skoda Octavia. Кстати, во время тест-драйвов модели Changan оставляли неплохое впечатление, но долгое время марка не слишком афишировала свое присутствие, поэтому уступала китайским фронтменам — Geely, Haval и Chery.

Changan UNI-K — полноразмерный кроссовер, по характеристикам близкий к Nissan Murano. Двухлитровый турбомотор развивает 226 л. с. и работает в паре с восьмиступенчатым «автоматом». Есть версии с полным приводом

Один из самых известных китайских брендов работает у нас более 15 лет, начиная с первых Tiggo и матизоподобных QQ. В последние годы Chery делает ставку на кроссоверы трех семейств и по итогам 2022 года стал самым востребованным брендом из КНР в России (под данным системы «Электронный паспорт»). Есть у Chery и легковые модели, например седан Arrizo 8, который ожидается в России. Помимо основной марки, Chery, компания работает под брендами Omoda, Exeed и Jetour.

Chery Tiggo 4 Pro — небольшой кроссовер, который заменяет в России модели класса Hyundai Creta

Компания Dongfeng Motors (в России — DFM) работает в России уже несколько лет, но особенных лавров не снискала, поскольку и не проявляла больших усилий по продвижению своей продукции. Сейчас в списке легковых моделей фигурирует только семиместный кроссовер 580. Зато модели DFM маскируются под российским брендом Evolute: в Липецке собирают два электромобиля на базе DFM, к которым в течение года добавится еще несколько. В основном они являются копиями китайских машин, например Evolute i-Joy в девичестве назывался Dongfeng Fengon E3.

Кроссовер DFM 580 появился на российском рынке в 2019 году. По размеру он близок к Nissan X-Trail

Exeed является премиальным ответвлением бренда Chery, хотя технически модели унифицированы. Например, кроссовер Exeed LX построен на платформе Chery Tiggo 7 прошлого поколения. В арсенале «Эксида» есть также крупный кроссовер TLX и флагманская модель VX, базовая стоимость которой начинается почти от 5 миллионов рублей.

Exeed VX: длина — почти 5 метров, цена на большинство версий — более 5 миллионов рублей

Концерн FAW является старейшим автопроизводителем Китая и вторым в стране по финансовым показателям, в том числе благодаря совместным предприятиям с Volkswagen и Toyota. На российском рынке марка представлена куце и не самыми яркими моделями. Например, кроссовер FAW X80 выглядел средненько даже на фоне китайских конкурентов еще пять лет назад. До кризиса 2022 года FAW предлагала в России всего две модели: не самый свежий кроссовер FAW X40 (конкурент Hyundai Creta) и более современный Bestune T77, по размерам близкий к Volkswagen Tiguan. Сейчас стоимость кроссовера X40 указана для автомобилей 2021 года выпуска (от 1,6 миллиона рублей), но марка продолжает обновлять информацию о модели Bestune T77, у которой в конце октября появилась комплектация Prestige Plus стоимостью от 2,2 миллиона рублей. Зато модели FAW назывались в качестве кандидатов на сборку под маркой Lada.

FAW Bestune T77 дебютировал в Китае еще в 2018 году, а в России его продажи стартовали аккурат накануне кризиса, в декабре 2021 года. Поэтому россиянам он почти не известен

Компания GAC (не путать с JAC) одно время продавала в России лишь коммерческий транспорт, но в 2019 году вышла с легковой линейкой, правда, все автомобили были крупные и достаточно дорогие: кроссовер GS5 (размер KIA Sorento), еще более крупный GS8, а также минивэн GN8. До сих пор активность марки в России была невысокой, и по итогам 2022 года дилеры отгрузили лишь чуть более 400 машин. Но планы на этот год серьезнее, например, ожидается кроссовер GAC GS8 нового поколения и новый минивэн GN8.

GAC GS8 нового поколения отдаленно напоминает Nissan Patrol, но компактнее — длина чуть менее 5 метров. Двухлитровый турбодвигатель развивает 250 л. с. (что тревожно с учетом объема) и работает с восьмиступенчатым «автоматом». Есть версии с полным приводом

Марка Geely известна в России уже много лет и регулярно входит в топ-3 самых популярных чайнабрендов, предлагая кроссоверы белорусской сборки. Ассортимент не слишком широк и состоит из трех моделей: компактного кроссовера Coolray, более крупного Atlas Pro и купе-кроссовера Tugella, в том числе в рестайлинговой версии. Основной спрос приходится на Geely Coolray, который в прошлом году разошелся тиражом около 13 тысяч машин. Его цена сейчас стартует от 2,3 миллиона рублей.

Кстати, марке Geely принадлежит шведский производитель Volvo, поэтому часть моделей унифицирована. Например, на разработанной шведами платформе CMA построены Tugella и большой кроссовер Mojaro, дебют которого в России анонсировался еще год назад.

Рестайлинговая Tugella изменилась несильно: всё тот же двухлитровый турбомотор 238 л. с., восьмиступенчатый «автомат» и полный привод. Цена — от 4 миллионов рублей

Концерн Great Wall является старожилом российского рынка: в середине нулевых он был известен пикапами и внедорожниками. Но по качеству автомобили тех лет были сопоставимы с УАЗами, и успех приходил и уходил волнами. Через 10 лет проб и ошибок Great Wall вывел на российский рынок другой бренд — Haval, посвященный в основном кроссоверам, и проект оказался успешным. Что касается Great Wall, то в России он предлагает лишь пикапы GWM Poer и Wingle 7. Компания также делает ставку на новый бренд Tank, который уже пришел в Россию (о нём ниже).

GWM Poer — крупный пикап. Цены автомобилей из наличия стартуют в основном от 3,75 миллиона рублей

Очень успешный суббренд концерна Great Wall специализируется на автомобилях повышенной проходимости, хотя, кроме внедорожника H9, остальные модели являются кроссоверами. Отношение к нашему рынку у Haval весьма серьезное, например, это единственный китайский производитель, имеющий собственный завод под Тулой. Кроссоверы представлены моделями Jolion, более крупным F7 и его купейной версией F7x, а также вышедшим недавно Dargo.

Haval Jolion привлекает ценой, которая стартует от 1,9 миллиона рублей: иномарку такого класса дешевле 2 миллионов найти сегодня не так-то просто. По итогам 2022 года он стал второй самой популярной китайской моделью после Chery Tiggo 7 Pro

Производитель люксовых авто Hongqi (читается «Хунцы») готовится к выходу на российский рынок, сертифицировав четыре модели: седаны H5, H7 и H9, плюс электрокроссовер E-HS9. Позже к ним добавился еще один кроссовер HS5. Сам производитель принадлежит концерну FAW, но имеет интересную историю.

О марке Hongqi мы ранее рассказывали: это один из старейших китайских брендов, который с конца 1950-х годов выпускает автомобили для китайской политической элиты. Долгое время он в принципе не был доступен для свободной продажи, но в 2016 году народным массам стал доступен построенный на базе Toyota Crown седан H7. После выхода на конкурентный рынок Hongqi занялась разработкой собственных моделей, так что минимум три модели для России (H5, H9 и E-HS9) построены на собственной платформе и имеют узнаваемую стилистику: отделом дизайна руководит работавший в Rolls-Royce Джайлс Тейлор.

Hongqi H5 имеет длину почти 5 метров и по размеру близок к BMW 7. Но в основе — переднеприводная платформа, и он является переразмеренной заменой автомобиля вроде Toyota Camry. H5 предлагается с двигателями мощностью 156 л. с. и 224 л. с. (также есть гибрид), а цена в Китае начинается от $26 тысяч. То есть в России с учетом пошлин и прочих наценок стоит ожидать прайса от 3,5 миллиона рублей

Марка JAC пока не блеснула в России, хотя находится на близких подступах к нашему рынку. Ее автомобили собирает завод «Сарыаркаавтопром» в Казахстане, а в России «Джаки» делают в Москве под брендом «Москвич» (модель JS4) и под маркой Sollers в Елабуге, но в последнем случае речь о коммерческом транспорте.

Марка имеет и собственную дилерскую сеть, но большого напора пока не демонстрирует. Модельный ряд включает пять позиций, в том числе пикап T6 и электромобиль iEV7S. Модель JS4 казахской сборки вроде бы начали продавать в России, но потом остановили поставки из-за старта проекта «Москвича». Самой новой и перспективной моделью является кроссовер JS6, вышедший на рынок в конце 2022 года.

JAC JS6 — кроссовер, близкий по размерам к Nissan X-Trail. Цена в России начинается от 2,6 миллиона рублей за автомобиль с 1,5-литровым 180-сильным мотором, 6-ступенчатым роботом и передним приводом

Еще один суббренд Chery, появившийся в 2018 году с прицелом на молодую аудиторию. В прошлом году Россия попала в список стран, куда бренд планирует экспортировать свои кроссоверы, которые в родном Китае стоят чуть дешевле Chery. Долгое время в палитре марки была лишь пара моделей X70 и X90 консервативного формата, но год назад дебютировал стильный Dasheng (в России, вероятно, его назовут Dashing), а в планах — внедорожник T-X.

Jetour Dasheng — среднеразмерный переднеприводный кроссовер, который оснащается турбодвигателями мощностью 156 л. с. и 197 л. с.

Лет 10 назад популярнейшей китайской маркой был Lifan, предлагавший дешевые модели вроде Solano и X50. Но в 2020 году коронавирус подытожил судьбу бренда, и компания попросту обанкротилась. Активы выкупил китайский производитель Geely, но поменял бренд Lifan на созвучный Livan. К прежнему «Лифану» марка отношения не имеет и делает акцент на электромобилях, причем с интересной технологией скоростной замены аккумуляторов вместо их зарядки. Удивительно, что при таких исходных данных Livan анонсировал выход на российский рынок, правда, с довольно простым кроссовером Livan X3, оснащенным классическим ДВС.

Livan X3 — это маленький кроссовер длиной 4 метра (компактнее Creta) со 113-сильным бензиновым мотором и передним приводом. Изначально он дебютировал в Китае под маркой Geely

Еще один спинофф компании Chery, которая решила продавать часть своих моделей в России под отдельным брендом Omoda через специально созданную дилерскую сеть. Марка появилась лишь в конце прошло года и пока оперирует лишь одной довольно стильной моделью Omoda C5 на базе Chery Tiggo 4 Pro. В течение года к ней может добавиться седан на базе Chery Arrizo.

Omoda C5 близка по размерам KIA Seltos. Цена за версию со 147-сильным турбомотором, вариатором и передним приводом начинается от 2,43 миллиона рублей

В начале 2023 года в России стартовали продажи электромобилей Skywell. Легковые машины компания выпускает недавно, с 2020 года, и россиянам пока предлагает лишь кроссовер ET5 на электротяге. По размерам он близок Nissan X-Trail, имеет 204-сильный мотор и заявленный пробег на одной зарядке до 520 километров (методика NEDC). Цена начинается от 4,5 миллиона рублей.

Про Chery:  Китайские машины для девочек

Skywell ET5 — на снимке первый электромобиль, переданный клиентке в Петербурге

Марка Tank создана концерном Great Wall, который выделил успешный внедорожник Wey Tank 300 в самостоятельный бренд, добавив позже еще одну модель — Tank 500. Если «трехсотка» ассоциируется с моделями Jeep, то крупный Tank 500 набивается в конкуренты Toyota Land Cruiser. В арсенале компании есть также модели 400, 700 и 800, все — брутального вида.

Дилерская сеть Tank уже создана, а продажи начнут в феврале 2023 года. Тогда же объявят цены

Премиальный проект компании Dongfeng пришел в Россию с первой моделью — электрическим кроссовером Voyah Free, по классу близким к Volvo XC90. Он оснащается 488-сильным двигателем и внушительной тяговой батареей в 106 кВт*ч, которая обеспечивает пробег до 500 километров по современной методике WLTP. Цена стартует от 8 миллионов рублей. Второй моделью компании является минивэн Dreamer, который также ожидается в России, а в будущем может появиться и представительский седан, на китайском рынке несущий имя Zhuiguang. Импортером стала компания «Моторинвест», которая собирает под Липецком электромобили Evolute.

Премиальный кроссовер Voyah Free предлагается только в виде хорошо оснащенного электромобиля стоимостью 8 миллионов рублей

Еще немного — и Китай станет ведущим производителем автомобилей в мире. В отличие от конкурентов из других стран, здесь еще умеют сочетать высокое качество и доступные цены. Главное не запутаться при выборе, ведь каждая марка выпускает кроссоверы, лучшие модели которых вошли в наш обзор.

Наверное, каждый автомобилист хотя бы раз в жизни задавал себе эти два вопроса: какая машина самая универсальная и как сэкономить на покупке, но не потерять в качестве и надежности? Ответ на первый: кроссовер. Он комфортно чувствует себя на узких городских улочках, умеренно справляется с бездорожьем. Кроме того, он максимально просторный, но при этом не такой прожорливый и дорогой, как полноценный внедорожник. Ответ на второй вопрос: китайский автопром. Уже сегодня количество брендов из Поднебесной приближается к Европе и Японии. Кроме того, их продукция дешевле.

Конечно, качество многих автомобилей оставляет желать лучшего, но при тщательном выборе можно получить действительно достойный кроссовер, который будет стоить в разы дешевле своих конкурентов. Доволен ассортиментом. Новые бренды появляются почти каждый месяц. Здесь вы найдете как бюджетные устройства, так и топовые модели с последними наворотами. Как говорится, на любой вкус и кошелек.

В нашей оценке мы рассмотрим самые популярные ценовые сегменты. В качестве аргумента будут использованы результаты испытаний и, по возможности, отзывы независимых экспертов. К сожалению, не все представленные модели можно попробовать и пощупать. Многие только что сошли с конвейера. В данном случае начнем с заявлений производителя, который, вероятно, не хочет рисковать своей репутацией на столь быстро развивающемся рынке, где всего одна оплошность может привести к полному краху компании.

Лучшие бюджетные китайские кроссоверы

Слово «дешево» по отношению к кроссоверу можно употреблять не очень часто. Сегмент востребован и популярен, чем и пользуются концерны. Но таких моделей среди китайских автопроизводителей довольно много, и даже если прямо отказаться от имени, все равно остается много интересных вариантов, которые мы и рассмотрим в данной категории обзора. Примем за верхнюю ценовую отметку в 2 миллиона рублей.

Топ-3. BAIC Beijing X7

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Самый дешевый китайский кроссовер стоит почти в два раза дороже ближайшего конкурента в своем сегменте.

Этот китайский кроссовер показывает нам лучший ценник на рынке. Он начинается примерно с 900 тысяч рублей, и от такого устройства многого не ждешь. Да, машина не может похвастаться высокой проходимостью или непревзойденным комфортом. Типичный недорогой внедорожник. Идеальный вариант для тех, кто устал от автомобилей, но не готов тратить огромные суммы. Как пишут пользователи, Китай тут везде. Причем в самом стереотипном смысле. Разумный пластик и комплектующие, минимум электроники и аксессуаров. Но при этом все красиво и выглядит богато. По крайней мере издалека. Ну а в 2023 году на российский рынок посетит обновленная версия, причем изменения коснутся как технической части, так и чисто внешней.

Преимущества и недостатки

Топ-2. Sehol X6

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Автомобиль с самым большим количеством вариантов комплектации от самых простых до топовых.

Этот китайский кроссовер уже несколько лет бороздил небеса, а Россия впервые увидела его в 2022 году под именем Jac S6. На 2023 год запланирован масштабный ребрендинг. С конвейера сойдет первый «Москвич», именно такое имя получит Sehol X6. Автомобиль в принципе доступный, и сказать, что он в чем-то лучший, вряд ли получится. Он займет средний ценовой сегмент и рынок бюджетных кроссоверов. Производитель по-прежнему оснащает автомобиль множеством различных комплектаций, а Россия также получит дополнительные версии. Конечно, мы все еще не хотим видеть полноприводную машину с трехлитровым двигателем, но здесь это и не нужно. Но внешнему виду позавидуют даже премиальные европейцы или японцы.

Топ-1. Haval Shenshou

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Самый продвинутый бюджетный кроссовер

Кроссовер из бюджетного сегмента, но с топовым оснащением и максимально продуманной эргономикой.

В сезоне 2022-2023 годов российский рынок посетит мифический зверь. Именно так переводится новое название кроссовера от марки Haval. Китайский производитель делает большие ставки на это устройство и даже намеренно планирует держать цены на низком уровне. По сравнению с конкурентами это доступный кроссовер на базе Haval 9, который стоит в разы дороже. Именно в Шэньшоу компания хочет экспериментировать с новыми технологиями. Так же планируется установка гибридного и полностью электрического двигателя. Между тем есть всего две комплектации: с полуторалитровым мотором на 184 силы и полноприводная версия с чуть большей мощностью. Покупатели особенно оценят агрессивный и стильный дизайн, как салона, так и экстерьера.

Лучшие среднеценовые китайские кроссоверы

Свыше 2 млн рублей существенно расширяется спектр предложений. Для сегмента кроссоверов это самый полный ценовой диапазон, в котором производители уже могут разгуляться: использовать более продвинутые технологии, использовать более качественные материалы и так далее. Что касается верхней отметки, то возьмем за нее 3 миллиона. Выбор оказывается довольно узким, но в него входит наибольшее количество предлагаемых автомобилей из Китая.

Топ-4. FAW Bestune T77

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

К сожалению, маловероятно, что в 2023 году Россия увидит этот автомобиль в местных автосалонах. Перед нами глубокий рестайлинг предыдущей версии, производимой исключительно в Китае. Непонятно, с чем связано такое решение производителя, но факт остается фактом. Отдельного внимания заслуживает подход компании к комплектации автомобиля. Здесь можно изменить практически все внешние параметры. Есть несколько вариантов решетки радиатора и переднего бампера, разная оптика и тип крыши. Но интерьер остается неизменным. Всего два силовых агрегата средней мощности и исключительно передний привод. Такой конструктор для тех, кто любит выделяться в пробке.

Топ-3. Changan CS55 Plus

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Автомобиль оснащен рядом полезных опций, которые удобно расположены по всему салону.

Китай – уникальная страна. На местном авторынке можно найти агрегаты, которые в других странах считались бы премиальными и стоили в разы дороже. Такая модель сейчас перед нами. По западным меркам это достаточно бюджетный кроссовер, но оснащение сравнимо с европейскими топ-моделями. Но главное даже не это, а то, насколько грамотно все это разместили конструкторы и инженеры. Каждая кнопка имеет свое место и всегда доступна. Так описывают свои ощущения те, кому удалось посидеть за рулем этого автомобиля. В 2022 году кроссовер подвергся масштабному рестайлингу. Также появилась модель с полным приводом и имитацией подключаемого дифференциала. Правда, полноприводная версия оснащена тем же двигателем, поэтому динамика с 4 ведущими колесами значительно снижается. Хотя 181 сила вполне справляется с нагрузкой.

Топ-2. Chery Omoda C5

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Лучшее соотношение цены и качества

Самый сбалансированный кроссовер с самым привлекательным ценником.

Россия и Казахстан были немногими странами, которые оценили эту новость. Автомобиль проектировался специально для них и учитывал местные реалии. Под капотом находится небольшой двигатель мощностью 147 лошадиных сил, а расход топлива в смешанном режиме составляет менее 6 литров. Это также доступный в обслуживании кроссовер, что уже успели оценить водители. Девайс неприхотливый и с адекватным ценником. Конечно, это уже не бюджетный сегмент. Зато внутри можно увидеть более качественные материалы и набор опций, которые есть в дорогих моделях от европейцев или японцев. В общем, машина однозначно заслуживает внимания, и неудивительно, если именно она установит рекорд продаж в 2023 году. Пока для этого есть все предпосылки, как в России, так и в Казахстане.

Топ-1. Geely Coolray Link

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Самая популярная модель

Бренд показывает самые большие продажи в России среди всех китайских производителей.

Сам российский рынок определил лучшую китайскую марку, и Geely стала ею. Каждая его новая модель или даже рестайлинг показывает отличные продажи, а это значит, что покупатели доверяют производителю и ценят его за умение сочетать доступные цены и хорошее качество автомобилей. В конце 2022 года России дали возможность оценить новую модификацию. Техническая часть осталась на прежнем уровне, а вот к самому рестайлингу возникли вопросы. Нововведений не так много, а встроенная система безопасности G-Link размещена как нечто необычное, хотя поставить ее на свой автомобиль может каждый водитель. Правда, система все же необычная, вернее, адаптированная под этот кроссовер, но ситуацию это особо не меняет.

Лучшие премиальные китайские кроссоверы

Слово «премиум» означает, что верхней ценовой категории просто нет. Устанавливать его мы тоже не собираемся, но стоит отметить, что китайский автопром еще не достаточно оправился, чтобы манипулировать ценниками как ему заблагорассудится. В отличие от японского или европейского рынка, здесь очень сложно найти машину за 20-30 миллионов. Рамки логичнее, но производители позволяют себя ни в чем не ограничивать. Это тот случай, когда вы платите за автомобиль, а не за логотип, а значит, в сегменте самые современные технологии и передовые материалы.

Топ-3. Skywell ET5

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Что произойдет, если производитель бытовой электроники объединится с автомобильной промышленностью? Появится логотип Skywell. Так родился их первый полноценный кроссовер ЕТ5, который российский рынок сможет оценить уже в 2022 году. Это полностью электрический автомобиль. У него нет гибридных вариантов или классических двигателей внутреннего сгорания, поэтому марка не пользуется особой популярностью. На дорогах машина встречается редко, а стоимость многих отпугивает. Тем не менее бренд молодой, пусть за ним и прячутся именитые производители, пусть и совсем в других сегментах. В любом случае у производителя большие амбиции, и в течение 2023 года он планирует открыть не менее 30 дилеров в России.

Топ-2. Voyah Free

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Мощный кроссовер с электрическим или гибридным двигателем и огромным запасом хода.

Электромобили только в самом начале пути к завоеванию авторынка, и Китай не может игнорировать столь перспективную нишу. Практически все бренды из Поднебесной имеют в своем каталоге если не полноценный электромобиль, то хотя бы его прототип. И теперь у нас есть лучший вариант с бензиновым, гибридным или полностью электрическим двигателем. Уникальная для своего сегмента разработка, обеспечивающая запас хода почти 300 километров только на электротяге. Не рекорд, конечно, но результат очень впечатляет. Ну а для любителей классики есть модели с ДВС, причем очень качественные и надежные.

Топ-1. Geely Tugella

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Самый надежный автомобиль

Кроссовер с качественной сборкой и максимальным обслуживанием.

Китайская марка Geely не только считается самой популярной. Российский рынок давно оценил качество сборки и надежность своих устройств, и новинка 2022 года не стала исключением. Такой же надежный кроссовер, который покорил Китай, а теперь решил посетить зарубежные рынки. Ни для кого не секрет, что концепция новой Tugella была разработана шведской Volvo. Причем производитель перенял не только внешний вид, но и конструктивные особенности. Поскольку Volvo известна своим качеством, Gilly стремится к превосходному дизайну. Ну а полноприводная версия и 238 лошадей под капотом позволят легко выехать на городские улицы.

Про Chery:  Китай Руссавто

В январе 2023 года российский авторынок продемонстрировал падение на 47% относительно показателя годичной давности. Всего потребители приобрели 45,2 тысячи машин. Об этом сообщает агентство «Автостат» со ссылкой на данные о регистрациях автомобилей. Мы проанализировали статистику и выбрали 5 главных фактов о том, как начался для авторынка 2023 год.

Упал и не отжался

45,2 тысячи автомобилей, проданных в январе 2023 года, – это мало не только на фоне января 2022-го, когда российский авторынок еще не знал, с чем страна столкнется уже в феврале. Это мало даже в сравнении с ноябрем и декабрем 2022-го, когда аналитики насчитали 51,5 и 56,7 тысячи регистраций соответственно.

Впрочем, вероятно, здесь сказались длинные выходные и неопределенность с годовыми бюджетами у юрлиц, которые стали заметным игроком на авторынке.

Китай бурно отпраздновал новый год

Около 80% всего российского рынка в январе сформировали российские и китайские марки, причем вторые несильно отстали от первых. Их показатели — 18,4 тысячи и 17,2 тысячи машин соответственно. Показательно, что динамика отечественных брендов составила 5%, а китайские совокупно выросли в 2,1 раза. Падение по европейским, американским, корейским и японским производителям превышает 70%.

В таблице агентства «Автостат»: российский авторынок в январе 2023 года — данные по маркам

Аналитики констатируют: доля российских марок в январе увеличилась вдвое (к январю 2022-го), а китайских – вчетверо. Нетрудно посчитать, что у последних она составляет внушительные 38%. Это исторический рекорд. Впрочем, долго ли он будет держаться?

Держится только Lada

Lada сохраняет за собой первое место с динамикой 8,8% и долей в 39%. Остальные прежние лидеры продолжают падение. Марка Kia стала пятой, Hyundai – седьмой, Toyota – девятой, а Renault – десятой. И скорее всего, лучше их положение уже не станет.

В топ-5 теперь три китайских бренда, в топ-10 – пять. Еще четыре марки смогли пробиться в топ-25. И у всех зафиксирован рост продаж. Кроме Omoda – просто потому, что эти машины начали продавать в РФ только в конце 2022 года. К слову, Chery со своими суббрендами отхватила долю уже в 18,8%. Это почти половина всех продаж китайских авто в январе.

«Корейцев» даже не видно

В модельном зачете лидеры традиционные – несколько моделей Lada. Ну а главный китайский бестселлер 2022 года – Chery Tiggo 7 Pro – сохраняет свой статус, но теперь не только среди «соотвечественников», но и среди всех иномарок. В топ-5 также пробился Geely Coolray. Ну а дальше по списку почти все «китайцы». Первый автомобиль не из РФ или КНР в топ-25 – кроссовер Kia Sportage – занимает 15 место.

В таблице агентства «Автостат»: российский авторынок в январе 2023 года — данные по моделям

Дерзкие новички

Отдельно стоит отметить двух дебютантов. Кроссовер Omoda C5 вышел на рынок лишь в ноябре. А в январе разошелся тиражом в 1 187 штук. Ну а у Chery Tiggo 7 Pro Max, который в рейтинге указан отдельно от «обычной» «Прошки», в первый же месяц продаж 391 проданный экземпляр.

Представители китайских автокомпаний анонсировали множество новинок, которые выйдут в продажу в России в 2023 году. Какие модели предложат российским покупателям — в материале «Газеты.Ru».

По итогам прошлого года машины Chery стали самыми популярными среди китайских марок в РФ. На этом компания не останавливается и уже весной представит бензиновый гибридный кроссовер с двумя электромоторами. Один из дилеров марки рассказал, что речь идет о кроссовере Tiggo 8 Pro e+. Только на электротяге он сможет преодолевать до 75 км. При этом расход топлива в смешанном цикле составит 1 литр на 100 км, ранее уточнили в компании.

Представители марки обещают, что машина будет адаптирована к российским климатическим и дорожным условиям. При длине 4780 мм седан Arrizo 8 выступает в классе D, его ближайшие конкуренты – Toyota Camry и Kia K5. Что касается текущей линейки, то обновлений ждут кроссоверы Tiggo 4, 7 и 8. В январе марка начала продажи модели Tiggo 7 Pro Max.

Компания Haval в этом году представит кроссовер Dargo X. Продажи модели стартуют в I квартале 2023 года, рассказали «Газете.Ru» представители компании.

Машина получила отличные от обычной версии Dargo навесные элементы, многорежимную трансмиссию для движения по грунтовой дороге, блокировку заднего дифференциала и функцию поддержания постоянной скорости на бездорожье. Dargo X оснащен 192-сильным бензиновым мотором объемом 2.0 литра, «роботом» и системой полного привода.

В российском офисе Geely оставили без комментариев вопрос «Газеты.Ru» о планах на этот год. Впрочем, уже известно, что новый кроссовер Geely Monjaro сертифицировали для продажи на российском рынке в конце 2022-го, а о планах привезти машину в китайской компании официально говорили еще в 2021 году. Ранее гендиректор завода «Белджи» в Белоруссии, откуда автомобили Geely поставляются на российский рынок, сообщал о планах по выпуску нового поколения седанов Emgrand 7 для России.

Второй китайский эшелон

Компания Exeed (премиум-бренд марки Chery) планирует дебют нового автомобиля и займется обновлением текущего модельного ряда, рассказали «Газете.Ru» представители марки. Премьеры начнутся примерно с середины года. Подробности о новинке держатся в секрете, сейчас завершаются маркетинговые исследования, пояснили в компании.

Автопроизводитель Changan в декабре прошлого года объявил старт продаж обновленного паркетника CS35 Plus и нового CS55 Plus, а в 2023 году собирается поставить на продажу лифтбэки Uni-V. Модель уже получила российское одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Автомобиль оснащен полуторалитровым мотором мощностью 180 л.с. (300 Нм) в связке с 7-диапазонным «роботом», а привод у лифтбэка исключительно передний.

Ожидается, что в будущем Changan наладит продажи еще двух кроссоверов. Один из них — модель CS95 — имеет внешние сходства с Ford Explorer. Потенциальные новинки уже замечали на автовозах в Москве в конце прошлого года.

Марка GAC собирается заменить в России весь свой модельный ряд, представленный тремя автомобилями. Как сообщил «Журнал Авто.ру», весной на рынке ожидается смена поколения GAC GS8, а осенью – минивэна GN8. В начале будущего года кроссовер GS3 придет на смену внедорожнику GS5, последний был самым доступным автомобилем у этого бренда в РФ.

Представитель компании Omoda в разговоре с «Газетой.Ru» анонсировал выход на рынок бизнес-седана и полностью электрического кроссовера. Премьера одной из этих моделей может состояться одновременно с презентацией в КНР, отметил он.

Липецкий завод «Моторинвест» семьи Резниковых, который реализует электрокары Dongfeng под российским брендом Evolute, собирается вывести на рынок сразу три модели из Китая. Во II квартале планируется начать производство кроссовера i-Jet, минивэна i-Van и еще одного паркетника, подробности о котором не раскрываются. Сейчас Evolute методом крупноузловой сборки выпускает седаны i-Pro и кроссоверы i-Joy.

В первом полугодии в продаже появятся две модели от компании Great Wall под брендом Tank, причем РФ станет для него вторым зарубежным рынком после Саудовской Аравии. В российскую линейку войдут полноприводные внедорожники Tank 300 и 500, последний по габаритам сопоставим с Toyota Land Cruiser 300.

В начале января Tank отчиталась о прохождении зимних тестов внедорожников в Сургуте в ходе работ по адаптации к российским условиям эксплуатации.

Младшая модель Tank оснащается 2.0-литровым мотором (227 л.с.), старшая – 3.0-литровым (354 л.с.). Tank 300 оборудован креслами с массажем, видеокамерами на 360 градусов обзора с датчиками парковки.

Еще одну новинку для России готовит Skywell — в феврале появится кроссовер HT-I, его гибридная силовая установка базируется на 1,5-литровом турбомоторе. Подробности о российской версии HT-I пока не раскрываются.

В середине прошлого года СМИ сообщали, что китайский премиум-бренд Hongqi, входящий в состав концерна FAW, собирается выйти на российский рынок с бензиновыми седанами и электрокроссовером E-HS9. Часть из этих моделей уже поставлялась в РФ из Китая независимыми дилерами.

Первым из этих моделей сертификационные документы получил большой седан Hongqi H9, в качестве заявителя в базе Росстандарта указано ООО «ФАВ Восточная Европа». Модель будет предлагаться в России с 245-сильным двухлитровым двигателем, семиступенчатым «роботом» и задним приводом. Сроки дебюта пока неизвестны.

Марку Hongqi часто называют «китайским Aurus»,

поскольку бренд принадлежит государственному концерну FAW и выпускает автомобили для истеблишмента КНР с 1958 года.

Завод «Автотор», на котором прежде выпускались BMW, Kia и Hyundai, начал тестовую сборку автомобилей BAIC – еще одного китайского государственного автопроизводителя. Об этом писал Telegram-канал «Русский автомобиль». Первыми машинами станут переднеприводные кроссоверы Х3 и X35, ОТТС эти автомобили еще не получили.

Половина рынка

В этом году китайские марки захватят 40-50% авторынка России, прогнозирует автоэксперт Игорь Моржаретто, а оставшаяся половина рынка будет принадлежать российским компаниям, полагает он.

Те же самые автомобили, что предлагаются в России, в Китае могут стоить в два раза дешевле, указывает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев, однако других официально ввезенных иномарок у граждан пока что не будет. В стоимость машины в РФ входят затраты на логистику, таможню, установку системы «ЭРА-ГЛОНАСС», утильсбор, расходы представительства на маркетинг, гарантию, сервис, расходы дилера и прочее, объясняет он.

Возобновления производства в РФ какой-либо европейской, японской или корейской марки в ближайшие 1,5 года ждать не стоит,

«Место есть для всех, но конкуренцию для китайских автомобилей никто составить не может и не сможет. В ближайшие два года я не ожидаю существенных изменений в структуре рынка – и это оптимистичный прогноз. Думаю, за это время иранцы со своими машинами не придут, индусы тоже желанием не горят», – добавил собеседник.

«Китайские автомобили в октябре заняли почти 30% отечественного рынка. По итогам месяца в России было приобретено около 12,8 тысяч новых легковых автомобилей китайских марок (29,5% от общего объема рынка). В следующем году доля автомобилей производства КНР будет только расти, вплоть до 50%. Это связано с уходом из России крупных импортеров из других стран и приостановкой производств многих иностранных марок на территории РФ.

Китайские автопроизводители понимают все перспективы, которые сейчас открылись для них на российском рынке. После ухода из страны крупных европейских, американских и японских компаний, многие ниши остались свободными. Интерес китайских автопроизводителей к отечественному рынку очень большой. Chery, Haval, Geely уже имеют твердые позиции в России и получают существенные выгоды. Другие бренды также готовятся занять освободившиеся ниши.

На текущий момент китайские марки неплохо справляются со спросом в нижнем и среднем ценовых сегментах. Острый дефицит при этом сохраняется в подсегменте седанов В- и D-классов, весьма популярных не только среди населения, но и у таксопарков и каршеринговых операторов. В премиальном сегменте нет седанов и полноразмерных внедорожников. Китайские производители претендуют восполнить часть дефицита и в этих нишах.

В краткосрочной перспективе планируется старт продаж в России марок Tank (Great Wall Motor), Jetour, Hongqi (FAW), Voyah (Dongfeng). Недавно состоялась презентация кроссовера Skywell ET5, официальные продажи которого в нашей стране планируется начать в конце ноября.

Однако выход на любой рынок (и российский — не исключение) — сложный процесс, связанный с получением массы разрешений и проведением дорогостоящих сертификационных тестов. На все это потребуется время — от полугода до года, после чего потребуются месяцы на маркетинг, организацию дилерской сети и ее обучение, наполнение складов запчастей необходимой номенклатурой, отладку логистических процессов», — отметил эксперт.

В то же время Корнев скептически относится к тому, что автобрендам из КНР удастся продавать в Сети значительное число машин благодаря кооперации с банками.

«Некоторые легковые бренды уже пытались организовать продажи, минуя дилерские центры, но на поток это не пошло. А если речь про китайский автопром, который еще не настолько знаком нашему покупателю, то здесь шансов еще меньше. Плюс наш менталитет все-таки требует большего внимания к процессу покупки авто: потрогать, пощупать, получить удовольствие от процесса покупки», — добавляет эксперт.

МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Доля китайских автомобилей на российском рынке в следующем году может превысить 50%, говорится в исследовании авторынка компании «ВТБ Лизинг», материалы которого есть в распоряжении ТАСС.

Про Chery:  Доставка китайского автомобиля

«В течение года российский авторынок переживал серьезную трансформацию. К осени дилеры покинувших Россию брендов из США, Европы и Японии практически полностью распродали стоки, поэтому все внимание приковано к продукции из КНР. В нашем портфеле доля сделок с ней в легковом сегменте выросла в 5 раз, до 10%. В целом же по рынку этот показатель уже достиг 30%, а в 2023, по нашим оценкам, перешагнет через отметку 50%», — считает директор по продажам продуктов автолизинга компании «ВТБ Лизинг» Артем Киселев.

Премиум-сегмент

Что касается корпоративных клиентов, которые берут автомобили в лизинг для бизнес-задач, то в этом году наибольшее изменение в структуре рынка было зафиксировано в премиум-сегменте.

«Из-за запрета на ввоз в Россию машин дороже 50 000 евро самые драматические изменения произошли в сегменте премиальных автомобилей. Как следствие, их доля в новом бизнесе «ВТБ Лизинга» в легковом сегменте (сумма профинансированных сделок за отчетный период) за год сократилась с 20% до 11%», — говорится в исследовании. По его данным, лидерство перешло к Mercedes-Benz (31,1% от числа всех переданных юридическим лицам и предпринимателям легковых премиальных машин). Доля предыдущего лидера BMW по итогам 11 месяцев 2022 года составила 26,7%. Третье место — за Audi (10%).

Самыми популярными среди бизнесменов в этом году стали автомобили Mercedes-Benz E-class, BMW X5, Mercedes-Benz GLS.

Массовый сегмент

Что касается массового сегмента корпоративных автомобилей, то здесь наиболее популярными стали Lada Granta, Kia Rio и Lada Vesta.

«Lada Granta, Kia Rio и Lada Vesta возглавили список самых востребованных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей легковых автомобилей, — отмечается в исследовании. — Больше всего легковых автомобилей оформляли в лизинг клиенты «ВТБ Лизинга» в Москве — 21% от объема продаж в категории. В остальных регионах наибольшее количество передач состоялось в Санкт-Петербурге (7%), Краснодаре и Ростове-на-Дону (по 3%)».

Также в топ-10 наиболее популярных автомобилей у корпоративных клиентов в этом году вошли Renault Logan, Hyundai Solaris, Haval Jolion, Lada Largus, Kia Cerato, Lada Niva и Haval F7.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Haval Jolion Открывает наш рейтинг кроссовер Haval Jolion, сборка которого ведется на заводе в Тульской области. Китайская компания предлагает россиянам множество различных комплектаций. Самой доступной версией с полным приводом является Elite.

Стоит такой автомобиль 2 349 000 рублей. Причем под капотом находится 150-сильный мотор, который работает в тандеме с АКПП. Отметим, что версий с полным приводом и механической коробкой передач нет.

Еще один представитель компании Haval, В целом модель F7 существенно дороже, чем Jolion. Однако если говорить о полноприводных машинах, то разница не такая и большая. Haval F7 с полным приводом в комплектации Elite стоит 2 449 000 рублей. На место мотора такого автомобиля выбрали турбодвигатель с рабочим объемом 1,5 литра. Отметим, что такая версия в последнее время пользуется повышенным спросом.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Автомобили Haval адаптированы под российский рынок, поэтому наличие комплектаций с полным приводом не является сюрпризом. Вот и кроссовер F7x получил такую версию. За стильный кроссовер в комплектации Elite просят уже 2 549 000 рублей. Разница с моделью F7 объясняется лишь типом кузова, в остальном автомобили идентичны.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Geely Atlas Pro

Компания Geely также предлагает россиянам автомобили с полным приводом. Кроссовер Atlas Pro появился у нас в стране еще в 2021 году. Сейчас за самый недорогой вариант с четырьмя ведущими колесами просят 3 013 990 рублей.

Это комплектация Luxury, которая работает с 1,5-литровым турбомотором на 177 л.с. и автоматической трансмиссией 7DCT.

Правда сейчас действует прямая скидка в размере 420 000 рублей, поэтому можно рассчитывать на стоимость в 2 593 990 рублей.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Есть в нашем рейтинге и пикап от компании Great Wall. После осеннего снижения цен за этот автомобиль просят 2 799 000 рублей. Отметим, что Great Wall Wingle 7 доступен в России в единственной комплектации Comfort. Такой автомобиль оснащается 142-сильным дизельным двигателем, который сочетается с механической коробкой передач.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Новинка российского рынка – автомобиль появился у нас в 2022 году. И если стартовая комплектация по сути предлагает кроссовер для города с большим дородным просветом, то версия Elite уже способна передвигаться на бездорожье. Ценник на такой автомобиль сейчас находится на отметке в 3 049 000 рублей. Рабочий объем двигателя составляет 2,0 литра, а его отдача 141 л.с. В тандеме с двигателем трудится роботизированная коробка передач.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Chery Tiggo 8 Pro Max

Жителям РФ в 2022 году стал доступен первый полноприводный автомобиль марки Chery. Tiggo 8 Pro Max доступен в двух комплектациях, и обе оснащены четырьмя ведущими колесами. За самую доступную Dreamline в розницу просят 3 890 900 рублей, однако за счет прямой скидки ценник снижается до 3 490 900 рублей. Двигатель такого авто имеет объем 2,0 литра, а за счет турбированной составляющей мощность достигает 197 л.с. Работает он вместе с DCT7.

Китайские автомобили на российском рынке в 2023 году

Ранее наш портал рассказывал о пятерке самых недорогих электрических машин в РФ. В нашем рейтинге появляется все больше машин отечественной сборки.

Китайский автопроизводитель BAW готовится представить в России свои легковые автомобили, сообщили «Ведомости-Петербург». Местные чиновники утверждают, что рассматривают даже вариант с локальным производством машин. До этого компания была известна в нашей стране только по коммерческому транспорту. «Китайские автомобили» изучили линейку BAW в Китае и попытались понять, какие модели могут иметь успех в России.

BAW 212

На фото Autohome: внедорожник BAW 212 нового поколения

Разумеется, самым вероятным кандидатом на роль хедлайнера продаж в России может стать брутальный внедорожник под индексом «212». Эта модель появилась еще в 1965 году под названием Beijing BJ212 и корнями уходит к советскому ГАЗ-69.

По прошествии лет машина серьезно преобразилась в техническом плане, но внешность осталась прежней. Более того, недавно в Китае представили спецверсию Sniper, получившую новое шасси, унифицированное с современной армейской моделью BAW Warrior и турбомотор Mitsubishi 4K22 на 211 лошадиных сил.

В Китае цены на модель варьируются от 79 800 до 104 тысяч юаней (от 832 тысяч до 1,08 млн рублей).

BAW Ace M7

Достаточно современный минивэн с очень простой начинкой. Стильная внешность, выполненная в духе дорогих Hongqi, вполне может подкупить российского автолюбителя.

Силовая установка состоит из двух атмосферных двигателей Wuling. Младший имеет индекс LQ475QMB. Его объем составляет 1,6 литра, а отдача – 124 л.с. и 161 Нм крутящего момента. Топовый силовой агрегат LQ481QFB может похвастать объемом в 2 литра и мощностью в 144 лошадиные силы и 200 Нм крутящего момента.

В Китае цены на M7 начинаются с отметки в 59 800 юаней, то есть примерно 623 тысячи рублей. За самую дорогую версию придется выложить 131 800 юаней (1,3 млн рублей). Достойный аналог Lada Largus!

BAW Calories

Последним вероятным кандидатом мы видим пикап Calories, который вполне мог бы претендовать на лавры УАЗ «Пикап». Помимо симпатичной внешности, BAW Calories готов предложить куда более экономичный силовой агрегат Wuling LQ481QFB, чья форсировка находится на уровне 133 л.с. и 200 Нм крутящего момента. Да, это несколько слабее мотора ZMZ Pro у российского конкурента. Однако китайский ДВС менее объемный и более легкий.

В Поднебесной за пикап BAW просят от 59 800 до 74 800 юаней (623-780 тысяч рублей).

Что еще нужно знать о BAW и его моделях

Кроме того, в линейке BAW есть компактные электромобили S3 и S5, бортовые грузовички T6/T7 и внедорожник Warrior. Однако у них шансов попасть в Россию меньше всего. Впрочем, в Казахстане универсалы и пикапы BAW Warrior собирают под местным обозначением Saktagan Alga. Цены начинаются от 1,4 млн рублей.

Напомним, BAW – это культовый китайский автопроизводитель, ведущий свою деятельность еще с 1958 года. Основной продукцией бренда почти всю его историю были внедорожники BJ212. Долгое время BAW был в составе государственной корпорации BAIC. Однако в январе 2022 года компания вышла из структуры BAIC и обрела нового владельца в лице Fulu Group. При этом права на исторический бренд Beijing остались у BAIC.

Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»

Я уже сделал основные прогнозы на 2023 год, но есть еще одна тема — о неприятном, но неизбежном.

Насыщение нашего рынка китайскими автомобилями любыми способами, очевидно, выльется в ряд конфликтов.

Конфликт дилеров и покупателей

Отсутствие официальной гарантии со стороны дилеров на машины, завезённые «всерую», т.е. по неофициальным каналам, и практически полный риск проблем с послепродажным обслуживанием гарантирует покупателям головную боль. Владельцы новеньких, но несертифицированных машин тех китайских брендов, что не представлены официально в РФ, в любой момент могут остаться у разбитого корыта. Вернее — у поставленного на прикол «железного коня». Да-да, речь про такие марки как BYD, NIO, Xpeng, Zeekr, HiPhi и прочие.

Собственно, местным автотрейдерам это на руку, ибо они не имеют контрактов с производителями, не подключены к их сервисным программам и не имеют официальных каналов поставок запчастей, а в теории готовы эти самые руки в любой момент умыть. В результате обладатели новых китайских машин будут собираться в ассоциации по борьбе за свои права и умолять китайских автопроизводителей наладить послепродажное обслуживание на просторах нашей Родины.

Кстати, помните недавнюю историю с флэшмобом владельцев электрокаров Tesla? Так вот она ничем не закончилась. «Теславоды» самостоятельно решают свои проблемы. А Илон Макс, думаю, что даже не в курсе этой истории с обращением к нему россиян.

Конфликт импортёров и официальных дилеров

Вы заметили, как стремительно выросли дилерские сети официально представленных в России китайских брендов? Так вот, прошлой осенью информационное агентство «Автостат» опубликовало статистику, в соответствии с которой, например, самая крупная сеть на российском рынке у марки Chery — 165 (!) официальных шоурумов плюс альтернативный онлайн-канал DealOn. Допускаю, что и другие китайские бренды будут тестировать прямые онлайн-продажи и тем самым создавать нездоровую конкуренцию между своими дилерами.

Хорошо ли это для производителя — огромная торговая сеть для относительно небольшого объёма продаж (или поставок)? Да, конкуренция среди каналов продаж будет давить на розничную цену и, вероятно, увеличивать продажи, что хорошо и для конечного покупателя, и для дистрибьютора. Но хорошо ли это для самих дилеров? Не уверен. А конкуренция между дилерами в собственной торговой сети — это в конечном итоге может обернуться уже головной болью и для импортёров. Ибо дилеры могут начать задумываться, зачем им такой бизнес, который не совсем бизнес.

Конфликт импортёров и производителей

Это чисто китайская «фишка» — вести бизнес, из-за которого возникает конфликт интересов между несколькими импортёрами. Например, у пресловутого JAC Motors я насчитал фактически уже 5 (!) импортёров, которые пытаются развернуться на оперативных просторах нашей страны.

Во-первых, это сама «дочка» производителя — ООО «Джак Автомобиль». Во-вторых, казахстанский автосборочный завод «СарыаркаАвтоПром», что находится в Костанае и поставляет «Джаки» в РФ с 2015 года. В-третьих, это «Соллерс», который в 2022-м начал сборку комтранса JAC под собственным брендом в Елабуге. Наконец, белорусский МАЗ, который также представляет у нас коммерческие JAC, но под своим брендом. Ну, и конечно New Moskvitch, под шильдиком которого сами понимаете какой бренд находится.

Не исключено, что подобную стратегию захода на рынок через разных импортёров будут тестировать и другие китайские бренды. Однако лично я консервативно придерживаюсь политики «одного окна», ибо не уверен в правильности мультиканального подхода.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий