В Казахстане с 2025 года развернется полномасштабное производство китайских автомобилей. Накануне в Индустриальной зоне Алматы стартовало строительство мультибрендового завода, на котором будут выпускать 9 моделей трех разных брендов из КНР. Мы узнали, какие именно машины встанут на конвейер завода «Астана Моторс», а также другие подробности.
С начала 2022 года автомобильный рынок в Казахстане оказался подвержен различным негативным факторам. При этом вся сфера может претерпеть некоторые изменения, включая перенос производства и появление новых китайских брендов. Подробнее об этом читайте в материале NUR.KZ.
Дефицит предложения на автомобильном рынке Казахстана отмечался уже в 2021 году.
Однако в 2022 году геополитическая напряженность в соседних странах и экономические санкции могут усугубить ситуацию. Например, некоторые производители иностранных марок автомобилей остановили производство в России.
О том, что может измениться на отечественном авторынке в ближайшее время и какую роль может сыграть китайский автопром, рассказал Алексей Алексеев, главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане.
Более 90 тыс. легковых авто было произведено в Казахстане с начала года, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).
По информации организации, за 11 месяцев 2022 года в стране было произведено 99,2 тыс. транспортных средств всех типов. Это на 24,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Совокупная стоимость выпущенной продукции оценивается в 1,03 трлн тенге. В том числе в стране выпустили 90,4 тыс. единиц легковых авто (+32,3%), 6,6 тыс. грузовиков, 1,1 тыс. автобусов (+13,6%), 623 прицепа/полуприцепа и 456 единиц прочей специализированной техники.
По данным АКАБ, лидирующую позицию занимает костанайский завод «СарыаркаАвтоПром», здесь было произведено 60 тыс. единиц автомобилей (+20%). Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство до 33,2 тыс. авто (+46,8%). «СемАЗ» произвел 2,1 тыс. единиц коммерческой техники. В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 1,1 тыс. грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 958 единиц коммерческой техники (+39%), в Карагандинской области QazTehna выпустил 449 автобусов, Daewoo Bus Kazakhstan произвел 182 единиц техники.
В пятерке самых популярных брендов (включая экспорт), продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане, – Chevrolet (34,4 тыс. единиц), Hyundai (33,2 тыс. единиц), Kia (13,4 тыс. единиц), JAC (6,4 тыс. единиц) и Lada (4,9 тыс. единиц). Самые популярные модели – Chevrolet Cobalt, Hyundai Tucson и Chevrolet Nexia.
За три месяца 2022 года на территории Казахстана было произведено 22 239 ед. автомобильной техники общей стоимостью 213 млрд тенге против 19 784 ед. и 140,4 млрд тенге годом ранее, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).
Всего в первом квартале было выпущено 19 531 ед. легковых автомобилей (+11%), 2 267 ед. грузового транспорта (+38,1%), 225 автобусов, 151 ед. прицепов и полуприцепов и 65 ед. прочей специализированной техники.
В пятерке самых популярных брендов (включая экспорт), продукция которых освоена напредприятиях в Казахстане: Hyundai (8 216 ед.), Chevrolet (4 415 ед.), Lada (3 138 ед.),Kia (2 838 ед.) и JAC (1 395 ед.).
По итогам трех месяцев на костанайском «СарыаркаАвтоПроме» произведено 12 398 ед.техники (-5,1%) на сумму 102,9 млрд тенге. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 8 216легковых автомобилей общей стоимостью 102,3 млрд тенге.
Семипалатинский СемАЗ отгрузил 797 ед. коммерческой техники (-11,6%) на сумму 8 млрд тенге. В Кокшетау КАМАЗ-Инжиниринг выпустил 317 грузовиков (+53,9%). Завод Hyundai Trans Auto произвел 167 ед. грузовиков и автобусов (-31,8%). На счету Daewoo Bus Kazakhstan и QazTehna – 81 и 77 автобусов соответственно.
Экспорт в первом квартале вырос на 45%, до 1 916 автомобилей. Автомобили Hyundaiалматинского производства и JAC из Костаная заказывают дистрибьюторы и дилерымарок в Узбекистане, России, Таджикистане, Кыргызстане и Беларуси.
Ранее сообщалось, что продажи новых авто в Казахстане выросли на треть. В марте 2022 года продажи новых автомобилей в Казахстане по сравнению с мартом 2021 года увеличились на 28,3%, до 10 753 легковых автомобилей, легкой коммерческой техники, а также грузовиков, спецтехники и автобусов.
Производство авто в Казахстане выросло на 25,4% в октябре, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).
По информации ведомства, в прошлом месяце было произведено 9,6 тыс. единиц техники. Всего же за 10 месяцев 2022 года на территории Казахстана было выпущено 88,1 тыс. единиц техники, общей стоимостью свыше 902,4 млрд тенге. Объемы производства превзошли результаты января-октября 2021 года на 23,6%.
«Рост во многом обусловлен увеличению производства легковых автомобилей, всего в текущем году была выпущена 80 251 машина (+29,9%). В плюсе производство автобусов – 912 (+7,2%). Грузовые автомобили просели на четверть до 5 916 штук, кроме того, выпущено 552 прицепа и полуприцепа и 363 единицы прочей специализированной техники. В пятерке самых популярных брендов, продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане: Chevrolet (31 063 единицы), Hyundai (28 863 единицы), Kia (11 480 единиц), JAC (5 764 единицы) и Lada (4 872 единицы). Самые популярные модели – Chevrolet Cobalt, Hyundai Tucson и Chevrolet Nexia», – уточнили в АКАБ.
По итогам 10 месяцев на костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено рекордные 54 113 единиц техники (+22,7%) на сумму 463,2 млрд тенге. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 28 863 единицы легковых автомобилей (+37%) общей стоимостью 395,9 млрд тенге. Семипалатинский СемАЗ отгрузил 1 832 единицы коммерческой техники (-44,5%) на 22,1 млрд тенге. В Кокшетау КАМАЗ-Инжиниринг выпустил 986 грузовиков (-20,2%). Завод Hyundai Trans Auto произвел 858 единиц грузовиков и автобусов (+34,7%). На счету QazTehna и Daewoo Bus Kazakhstan – 309 и 167 автобусов, соответственно.
А вместо Hyundai Creta петербургской сборки продавцы начинают активно продвигать кроссовер Bayon. Новинка заметно короче и ниже «Креты», а потому оснащается скромным 100-сильным 1,4-литровым атмосферником. В Казахстане модель стоит от 1 480 000 рублей, но российские автосалоны прибавляют сверху по полмиллиона.
Кроме того, завод Hyundai Trans Kazakhstan некоторое время назад возобновил сборку Hyundai Solaris (там модель представлена под именем Accent). И некоторые СМИ даже успели отрапортовать, что новые седаны казахстанской сборки даже появились на российском рынке. Однако, как выяснила редакция Quto, объявленная тревога оказалась ложной.
И ещё. В начале октября крупнейшие автопроизводители Казахстана и японская компания Toyota начали обсуждать возможный перенос производства на территорию страны. Как тогда сообщал министр индустрии и инфраструктурного развития республики Каирбек Ускенбаев, переговоры стартовали на фоне закрытия российского завода под Санкт-Петербургом.
Однако буквально накануне заместитель главы МИД Казахстана Алмас Айдаров заявил, что обсуждать вопрос произвдства автомобилей Toyota на территории страны не имеет смысла: «У нас уже достаточно хорошие переговоры и с Kia, и с Hyundai, и с JAC и прочими. Объём, достаточный для нашего рынка, у нас уже есть», – заключил замминистра.
Собирать корейские машины будут на площадке в Нур-Султане
В Казахстане открылся новый автомобильный завод Kia. В особой экономической зоне в пригороде столицы на фабрике Orbis Heavy Machinery стартовала сборка лёгких грузовичков Kia Bongo. В будущем на площадке планируют выпускать по полному циклу другие коммерческие автомобили Kia, спецтехнику британской фирмы JCB и японские грузовики HINO. Инвестор намерен обеспечивать потребности внутреннего рынка и даже экспортировать машины в другие страны.
До недавнего времени коммерческую технику Kia в странах Центральной Азии и СНГ не выпускали. Частный инвестор вложил в автомобильный завод в Нур-Султане около 11 миллиардов тенге (эквивалент 1,5 миллиарда рублей или 23 миллионов долларов). Помимо бензиновых и дизельных моделей в Казахстане намерены выпускать электрический и водородный транспорт, дорожно-строительную технику, краны-манипуляторы, гидроборты и автогидроподъемники.
В настоящий момент мощностей казахстанского завода Kia достаточно для выпуска 11 880 машин в год; до конца 2022 года с конвейера сойдут около двух тысяч грузовичков Bongo. К третьему кварталу 2023 года производство расширится, и на площадке ежегодно смогут собирать до 20 тысяч единиц коммерческой техники. Со временем доля экспортных поставок должна достигнуть 80 процентов от общего объёма выпуска; на примете уже есть 11 стран.
Казахстан — не единственная страна Центральной Азии, в которой расширяются производственные мощности Kia. В феврале в Узбекистане локализовали выпуск большого седана K8, который стал флагманом локальной линейки корейского автопроизводителя.
Завод «Астана Моторс»
Напомним основные характеристики завода «Астана Моторс», который станет уникальным предприятием не только для Таможенного союза, но и для всего мира.
Его производственные мощности составят 90 тысяч единиц в год. Причем весь объем будут выпускать мелкоузловым методом — со сваркой и окраской кузовов. 40% готовой продукции предназначено для местного рынка, 60% пойдет на экспорт в страны СНГ. Можно предположить, что среди них будут, в частности, Россия, Беларусь и Узбекистан.
Площадь занятой предприятием земли составит 28 гектаров. Непосредственно под производственные помещения будет выделено 100 тысяч квадратных метров.
Работать на заводе будут 2200 человек.
— Основной костяк коллектива – специалисты инженерно-технических профессий, они будут перенимать опыт ведущих автоконцернов и развивать технологии в Казахстане. Мы инвестируем 100 млрд тенге в организацию производства по стандартам лидеров автопрома Китая, — заявил председатель правления «Астана Моторс» Нурлан Смагулов
Ну и две главные пока цифры. Планируемая дата завершения строительства мультибрендового завода – четвертый квартал 2024 года. А запуск пилотного производства китайских автомобилей в Казахстане начнется в первом квартале 2025-го.
Казахстан зависим от российских автозаводов и тоже переживает непростой период. Например, Renault в основном возились из Тольятти и Москвы, а отверточная сборка кроссоверов Renault в Костанае развития не получила. Поэтому, как и в России, новые Renault попали в разряд дефицита, и это сказалось на ценах. Например, стоимость Renault Duster начинается от 10,385 миллиона тенге, что по указанному выше курсу равно 1,675 миллиона рублей. Это дороже, чем наиболее доступные комплектации Duster у российских дилеров.
Другой пример: базовая Lada Granta в еще докризисной базовой версии Standart стоит от 4,69 миллиона тенге, или от 756 тысяч рублей, что сравнимо с нынешней российской ценой. При этом АВТОВАЗ объявил о выпуске «кризисной» версии Granta без АБС и подушек за 676 тысяч.
Toyota Camry в Казахстане стоит от 11,7 миллиона тенге (2,3 миллиона рублей), что выглядит заманчивым, но заявленная базовая цена в России ненамного выше — 2,5 миллиона, а главная проблема — в нехватке машин. А если посмотреть реальные цены, то стоимость Camry с двигателем 2,5 литра в Казахстане превышает 20 миллионов тенге, то есть более 3,2 миллиона рублей: за похожие деньги автомобиль предлагают и российские дилеры.
То же касается подержанных машин дефицитных марок: скажем, трехлетние Skoda Octavia стоят в основном дороже 10 миллионов тенге (1,6 миллиона рублей), что сопоставимо с российскими ценами. Столько же просят за пятилетние Toyota Corolla. Нет особенных выгод и в лоукост-сегменте: скажем, Daewoo Nexia 2008 года выпуска стоит в диапазоне 0,7–1,3 миллиона тенге (100–200 тысяч рублей), но таков же разбег цен и в России.
Но есть и исключения — например, китайские машины. Скажем, Chery Tiggo 4 в России стоит от 1,65 миллиона рублей, в Казахстане его цена начинается от 7,9 миллиона тенге, что соответствует 1,27 миллиона рублей. Для Chery Tiggo 8 Pro разница еще больше: в России он стоит минимум 3,45 миллиона рублей, в Казахстане — чуть ли не на миллион меньше.
По итогам первого полугодия 2022 года в Казахстане было произведено 51565 единиц техники всех типов, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в отчетный период было выпущено 46972 легковых автомобиля (+35,8%), 3862 грузовика (-9,4%), 611 автобусов (+14,4%), 280 прицепов и полуприцепов и 120 единиц прочей специализированной техники. Спад производства грузовых автомобилей вызван обнулением в Казахстане утилизационного сбора на седельные тягачи, что также привело к приостановке ряда производственных проектов по грузовому транспорту.
За первые шесть месяцев 2022 года костанайским заводом «СарыаркаАвтоПром» было произведено 31992 легковых, грузовых автомобилей и автобусов (+33,5%). Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 16841 легковой автомобиль (+36,7%). Семипалатинский «СемАЗ» отгрузил 1200 единиц коммерческой техники. В Кокшетау «КАМАЗ-Инжиниринг» выпустил 626 грузовых автомобилей. Завод Hyundai Trans Auto произвел 556 грузовиков и автобусов. На счету QazTehna и Daewoo Bus Kazakhstan – 97 и 111 автобусов соответственно.
Всего же по итогам первого полугодия в пятерке самых популярных брендов (включая экспорт) оказались: Chevrolet (17650 шт.), Hyundai (16841 шт.), Kia (6085 шт.), LADA (4343 шт.) и JAC (3089 шт.). В разрезе моделей лидирует Chevrolet Cobalt (11321 шт.), Chevrolet Nexia (3988 шт.), Hyundai Sonata (3726 шт.), Hyundai Tucson (3707 шт.) и Hyundai Elantra (3132 шт.).
Экспорт в Узбекистан, Россию, Беларусь и Кыргызстан за первое полугодие 2022 года вырос на 23% до 4557 автомобилей.
Согласно прогнозу АКАБ, в этом году рост производства в Казахстане сохранится на уровне более 20%, в том числе благодаря программе льготного автокредитования, которая стартовала в мае 2022 года.
Как сообщалось ранее, за шесть месяцев 2022 года жители республики приобрели 51847 машин – на 0,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на фоне перебоев с поставками новых машин из России доля автомобилей казахстанского производства в июне достигла 83,5% от общих продаж.
Какие автомобили казахстанского производства могут появиться на российском рынке – смотрите в «Календаре новинок».
Авторынок Казахстана продолжает расти. В 2022 году общее количество проданных автомобилей достигло самого высокого показателя за последние семь лет. О том, авто каких марок предпочитали казахстанцы, узнали журналисты NUR.KZ.
Последние годы мировой авторынок сильно «штормило» – продажи новых машин падали во многих странах. Однако это не касалось Казахстана, где в марте 2022 года рост продаж составил целых 28,3%.
Продажи росли и в середине года, например, только в августе официальными дилерами было продано более 11 тыс. автомобилей, что на 25,4% больше показателя 2021 года. В декабре казахстанский авторынок показал максимальное за год значение – 13 759 проданных машин (рост 28,3%).
Всего же за 2022 год, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), продажи превысили отметку в 123 тыс. новых авто, что на 5,3% больше, чем было в 2021 году. Более того, это максимальный показатель за последние семь лет.
Продажи новых авто в 2022 году. Инфографика: Ассоциация казахстанского автобизнеса
Какие автомобили предпочитали казахстанцы
В каждой стране есть свои популярные бренды. В Казахстане в топ-5 самых покупаемых марок автомобилей в 2022 году вошли:
- Chevrolet – 34 289 продаж;
- Hyundai – 28 864 продажи;
- Kia – 14 421 продажа;
- Toyota – 9 622 продажи;
- Lada – 7 386 продаж.
Самые популярные бренды и модели авто в Казахстане. Инфографика: Ассоциация казахстанского автобизнеса
В разрезе моделей первое место с большим отрывом от «конкурентов» занял Chevrolet Cobalt – 23 178 проданных автомобилей. Следом идет Hyundai Tucson (8 862 продажи), а на третьем месте расположился Chevrolet Nexia (7 145 проданных машин).
В топ-10 популярных среди казахстанцев автомобилей также входят: Hyundai Elantra (4 981 авто), Hyundai Sonata (4 563 авто), Toyota LC Prado (3 511 авто), Kia Sportage (3 321 авто), Hyundai Accent (2 970 авто) и Hyundai Santa Fe (2 969 авто). Замыкает десятку лидеров Lada Granta – 2 793 проданных автомобиля.
Стоит отметить, что в Казахстане растут не только продажи новых автомобилей, но и их производство. За 2022 год, по данным аналитиков, в стране собрали 103 345 легковых автомобилей – это на 28,1% больше, чем было в прошлом году.
Это также хорошая новость и для казахстанцев, желающих приобрести машину в рамках льготного автокредитования. Напомним, по правилам программы приобретать под низкий процент можно только автомобили казахстанского производства.
Сейчас прием заявок на участие в льготном автокредитовании временно приостановлен, но уже 6 февраля оно будет возобновлено в новом формате.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/rating/2007635-avtomobili-kakih-marok-kazahstantsy-chasche-vsego-pokupali-v-2022-godu/
Авторынок Казахстана показывает самый высокий результат последних семи лет, сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).
По информации организации, в 2022 году дилеры продали 123,8 тыс. новых легковых и коммерческих авто. Это на 5,3% больше, чем годом ранее.
В декабре был зафиксирован лучший результат года – 13,8 тыс. единиц (на 28,3% больше, чем в декабре 2021 года).
«Несмотря на глобальные вызовы, проблемы с поставками автомобилей, дистрибуция или производство которых базировалось в России, рынок смог переориентироваться – появились новые бренды в Казахстане, расширился ассортимент выпускаемых автомобилей на существующих заводах в стране. Производство легковых автомобилей выросло на 28,1% до рекордных 103,3 тыс. единиц», – отметили в АКАБ.
Первую позицию в десятке самых продаваемых автомобилей в 2022 году с долей рынка 27,7% закрепил за собой Chevrolet (34 289 единиц; +17,8% к результатам прошлого года). Вторую строчку с 28 864 проданных авто и 23,32% долей рынка занимает Hyundai (+27%). Kia на третьей строчке – 14 421 единица и 11,65% доля рынка (+48,6%). Toyota – на четвертом месте (9 622 единицы; -30,5%). Lada пока сохраняет за собой пятую строчку (7 386 единиц; -21%). В первый же год начала продаж Chery занимает шестое место – 4 464 единицы. На седьмом месте по продажам автомобили Jac (3 371 единица; +22,9%). Топ-10 наиболее успешных брендов замыкают: Lexus – 2 540 единиц (+44,6%), Exeed (1 876 единиц) и Haval (1 500 единиц; +24%).
В разрезе моделей лидирует Chevrolet Cobalt (23 178 единиц). На втором месте Hyundai Tucson (8 862 единицы), третью строчку рейтинга занимает Chevrolet Nexia – 7 145 единиц. Далее по списку: Hyundai Elantra (4 981 единица), Hyundai Sonata (4 563 единицы), Toyota LC Prado (3 511 единиц), Kia Sportage (3 321 единица), Hyundai Accent (2 970 единиц), Hyundai Santa Fe (2 969 единиц) и Lada Granta (2 793 единицы).
В АКАБ также привели данные Бюро нацстатистики, согласно которым в 2022 году в стране было произведено 113,9 тыс. транспортных средств всех типов. Это на 21,9% больше, чем в 2021 году.
Совокупный результат работы отрасли автомобилестроения в денежном выражении составил 1,2 трлн тенге.
Лидирующую позицию занимает костанайский завод Allur («СарыаркаАвтоПром»), здесь было произведено 70 029 единиц автомобилей против 60 016 единиц в прошлом году. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan увеличил производство до 37 205 авто. В Семипалатинске СемАЗ произвел 2 466 единиц коммерческой техники. В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 1 462 единицы грузовиков, алматинский Hyundai Trans Auto произвел 1 007 единиц коммерческой техники, в Карагандинской области QazTehna выпустили 568 автобусов, Daewoo Bus Kazakhstan произвел 210 единиц техники.
Помимо этого, в 2022 году начал работать завод по производству шин KamaTyres KZ продукция которого будет направляться в том числе на первичную комплектацию автомобилей.
Также начато строительство нового завода по выпуску автомобилей Chery, Haval и Changan в Алматы, а также расширение мощностей завода Allur для запуска CKD-производства со сваркой и окраской кузовов автомобилей Kia Sportage и Chevrolet Onix.
В АКАБ прогнозируют, что в 2023 году сохранится тренд увеличения доли локальных автомобилей на рынке. В то же время автопром продолжит расширять производственные мощности, увеличивать локализацию выпускаемой продукции.
В рамках рабочей поездки в Костанайскую область президент посетил автомобильный завод Allur. Касым-Жомарт Токаев ознакомился с работой предприятия и перспективами его развития на предстоящий период, передает официальный сайт Акорды.
По словам руководства завода, в 2022 году было произведено продукции на сумму 614,2 млрд тенге. Экспорт составил 21,5 млрд тенге. На предприятии трудится свыше 2 тысяч человек.
На новой линии будут выпускаться автомобили Kia Sportage. CKD – мелкоузловое производство, включающее сборку автомобилей, сварочные и покрасочные работы в специальных цехах. Данные технологии по производству Kia на территории Центральной Азии и СНГ размещены лишь в Казахстане.
Далее глава государства осмотрел производственные мощности и побеседовал с молодыми работниками.
«Действительно, завод впечатляет. Очень чистое производство, высокая производственная культура. Нам только что продемонстрировали модель Kia Sportage. Качество этого автомобиля очень достойное. Поэтому думаю, что и спрос будет высоким.
Мы будем приглашать инвесторов для дальнейшего расширения предприятия. На мой взгляд, в будущем у предприятия не должно быть каких-либо проблем. Мы придаем огромное значение поддержке молодежи», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
Как сообщили представители завода, в текущем году запланирован запуск линии CKD по производству Kia Cerato. Поэтому компания уже наладила сотрудничество с техническими учебными заведениями. С целью создания условий для обучения кадров начато строительство современного кампуса на 250 мест для студентов и выпускников учебных заведений.
Президент и генеральный директор Kia Corporation Хо Сун Сон в своем видеоприветствии отметил важность казахско-корейского сотрудничества в автомобилестроении.
«Нас радуют многообещающие возможности, открывающиеся на казахстанском рынке. Экономика Казахстана развивается динамично и масштабно. Поскольку мы видим большой потенциал для нашего бизнеса на рынке, я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить признательность руководству страны за развитие частного бизнеса. Мы глубоко убеждены, что это только начало большого и успешного пути», – сказал Хо Сун Сон.
Затем аким области Кумар Аксакалов представил главе государства реализуемые и запланированные в регионе инвестиционные проекты.
Первый реализуемый проект – строительство чугунолитейного производства. На предприятии, которое будет запущено в нынешнем году, будет создано 300 постоянных рабочих мест. Производство 45 000 тонн слитков в год позволит увеличить выпуск инновационной продукции в регионе на 8%. Стоимость проекта составляет 78,2 млрд тенге.
Второй проект – строительство завода по производству главных передач ведущих мостов грузовой техники. Предприятие предполагается запустить в эксплуатацию через 2 года. Стоимость проекта, обеспечивающего постоянную занятость 360 человек, составляет 82,5 млрд тенге.
Напомним, в субботу, 21 января, глава государства посетил Костанайскую область. В ходе рабочей поездки в первую очередь президент ознакомился с последствиями прорыва теплотрассы в Рудном и заслушал доклад руководства региона о проведении восстановительных работ.
Касым-Жомарт Токаев также посетил птицефабрику ТОО «Жас-Канат 2006» в городе Рудном и ознакомился с ходом реализации пилотного проекта по внедрению современных технологии в птицеводстве.
Кроме того, президент ознакомился с работой Соколовского карьера.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2006267-tokaev-zapustil-proizvodstvo-avtomobiley-kia-sportage-v-kostanae-foto/
• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Как и предполагалось ранее, падение курса тенге, которое казахстанцы наблюдают ещё с конца февраля, отразилось на стоимости новых автомобилей в автосалонах. Дистрибьюторы начали переписывать ценники. Одни модели подорожали всего на 100 тысяч тенге, другие прибавили сразу несколько миллионов.
К последним, например, относится солидная часть линейки Toyota. Самый популярный автомобиль марки — седан Camry в своей простейшей версии с 2-литровым мотором и вариатором теперь стоит 14.9 млн вместо 13.4 (+10.9 %), тогда как рекомендованная цена топовой версии «Люкс» с V6 3.5 выросла с 22.9 млн до 25.5 млн тенге (+10.9 %).
За кроссовер RAV4 в феврале просили от 15.2 до 21.2 млн тенге, сейчас стоимость варьируется от 16.9 до 23.5 млн тенге. Флагман линейки — внедорожник Land Cruiser 300 подорожал с 39.7 млн до 42.5 млн (+7 %) за простейший вариант с атмосферником 4.0 и с 55.7 млн до 59.6 млн тенге (+7 %) в юбилейной комплектации «Премиум» с турбомотором 3.5.
Toyota Land Cruiser 300 в юбилейном исполнении подорожал почти на 4 млн тенге
А вот Hyundai, напротив, продолжает держать старые цены практически на всю гамму. Единственным исключением является седан Accent, локализованный в Алматы по методике CKD. Его стоимость выросла на 400 тысяч тенге во всех вариациях. То есть если раньше за машину просили от 6.7 млн до 7.8 млн тенге, то сейчас — от 7.1 млн до 8.2 млн.
Рекомендованная стоимость Hyundai Accent выросла на 400 тысяч тенге вне зависимости от комплектации
Вернулись прайс-листы и на официальный сайт Chevrolet. Напомним, дистрибьютор марки скрыл цены на машины в конце февраля. Прибавила только часть линейки, начиная от «Спарка», который в «Базе» теперь стоит 5.7 млн вместо 5 млн, и заканчивая самыми продаваемыми автомобилями 2021 года — Cobalt и Nexia. Седаны в зависимости от комплектации стали дороже на 700–800 тысяч тенге.
Без изменения остались ценники у Malibu, Equinox, Trailblazer и Tahoe.
Рекомендованные цены на самый продаваемый автомобиль 2021 года теперь стартуют от 6.5 млн тенге вместо 5.7 млн
Kia также переписала цены на новые автомобили. Изменения в основном варьируются от 100 тыс. до 600 тыс. тенге. Так, Rio сейчас оценивается от 7.8 млн до 9.6 млн тенге за машины 2022 года выпуска, а в феврале за аналогичные седаны просили от 7.4 млн до 9 млн тенге.
Единственным исключением является Sorento. В некоторых вариациях он прибавил по 700 тыс. тенге. Так, простейший кроссовер с пятиместным салоном стоит 16.6 млн тенге вместо 15.9 млн.
Lada убрала с официального сайта полную разбивку комплектаций с ценами, оставив только новые стартовые. Седан Vesta, к примеру, теперь стоит от 6 млн тенге против 5.8 млн, которые за него просили в феврале. Прибавки варьируются от 100 тыс. до 200 тыс. тенге. Аналогичным образом поступили и дистрибьюторы Renault. Однако цены на машины французского бренда пока не изменились.
Renault Duster казахстанской сборки по-прежнему оценивается в 7.4 млн тенге за самую простую комплектацию с мотором 1.6 и механикой
На прежнем уровне ещё держатся цены китайских Haval и Chery, а также японского Subaru. А вот JAC, к примеру, скрыл прайс-листы с официального сайта. Вероятно, в ближайшее время представители марки вывесят новые.
Дополнено, 05.03.2022, 16:27. Стали известны новые цены на некоторые модели Volkswagen в Казахстане. В частности, речь идёт о Polo, Taos и Tiguan. Все три машины локализованы в России.
Цены на Polo теперь стартуют от 9.1 млн тенге, или почти на 1.5 млн больше, чем в феврале. Кроссовер Taos стал дороже на 2.8-3.2 млн тенге в зависимости от комплектации. Если раньше рекомендованная стоимость простейшей машины с мотором на 110 сил и механикой стартовала от 12.1 млн, то сейчас речь идёт о 14.9 млн тенге.
Но больше всего выросли цены на Tiguan. Сумма прибавки варьируется от 3.4 млн до 4.1 млн тенге. То есть стоимость хорошо оснащённого «Тигуана» может достигать почти 24 млн. Ну а за «Базу» отдать придётся не меньше 18 млн тенге.
С весны 2022 года в Российской Федерации не прекращается кризис и спад активности автопромышленности. Ушли в простой не только заводы зарубежных марок, а некоторые так и вовсе свернули свою деятельность. Ситуация, естественно, не могла не ударить и по Казахстану тоже. Приличная часть здешних модельных линеек, причём пользующихся большим спросом у казахстанцев, состоит либо из автомобилей российской сборки, либо же поставляется из РФ на наши заводы в виде машинокомплектов.
Также не стоит забывать, что дистрибуцией определённых марок вроде Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Jaguar и Land Rover занимались российские представительства. Их деятельность была приостановлена или сведена до минимального уровня загрузки. Работа с поставками из-за рубежа у большинства офисов заморозилась.
Toyota
Из России в Казахстан поставлялись две модели Toyota, которые выпускались на заводе в Шушарах: Camry и RAV4. Производство встало ещё весной, а в конце сентября стало известно, что японцы решили закрыть производственную площадку. Возобновлять сборку машин в РФ при текущей ситуации Toyota не намерена.
Собственно, всё это время казахстанские дилеры марки распродавали остатки Camry и RAV4, стоявшие на складах, и думали, как возобновить поставки двух моделей, делавших существенную долю ежемесячных сделок.
Загвоздка с RAV4 уже разрешилась. Представители компании официально сообщили, что возить кроссовер будут напрямую из Японии. Продажи должны начаться до конца года, но цены пока не озвучены. Вероятно, аналогичным образом поступят и с Camry, но публично об этом ещё не заявляли.
Hyundai и Kia
Из казахстанских автосалонов корейских марок пропали родственные Hyundai Accent и Creta, а также Kia Rio в обоих кузовах: седан и хетч. Несмотря на то что в Казахстане эти машины собирались на разных заводах (Hyundai — в Алматы, Kia — в Костанае), машинокомплекты предприятия получали из Санкт-Петербурга. А российская площадка простаивает с начала весны, и о возобновлении производства речь не идёт. Так что ожидать скорого возвращения бестселлеров не стоит.
Renault
Больнее всего конфликт ударил по бизнесу французского бренда. Дело в том, что практически вся модельная линейка марки, представленная в Казахстане, так или иначе выпускалась в России. Кроссоверы Arkana, Captur и Duster делали в Москве, а Logan на пару с Sandero — на АВТОВАЗе в Тольятти.
Об уходе Renault из России стало известно ещё весной. Завод марки передали московским властям за символическую плату и переименовали обратно в «Москвич». Ожидается, что в столице снова начнут делать машины до конца 2022 года, но уже при партнёрстве с китайцами. При этом остаётся слабая надежда на возобновление выпуска Duster, но уже под другим брендом и в Тольятти.
В автосалонах Казахстана Renault ещё продаются, но это автомобили из складских запасов. Ничего нового, помимо коммерческой техники, пока ожидать не стоит, так как замена на модели с европейского рынка выйдет непомерно дорого.
Mitsubishi и Nissan
11 октября стало известно, что и Nissan сворачивает всю деятельность в России и продаёт завод под Санкт-Петербургом, где делали кроссоверы X-Trail и Qashqai. Именно с «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» получали машины казахстанские продавцы. Продажи в последнее время только и держались на этих двух моделях, да и то особо не впечатляли. Patrol давно покинул витрины салонов, Murano — штучный товар, а новое поколение Pathfinder так и не успело полноценно презентоваться даже в России, не говоря уж о Казахстане. Nissan Terrano, кстати, родной брат реношного «Дастера» первого поколения, также больше в РК не поставляется из-за остановки московского завода. Если где и идут продажи, то остатков со складов. Мы не удивились бы решению японской марки уйти с нашего рынка до лучших времён, но, по имеющимся у редакции данным, дилеры уже ищут возможности наладить поставки «ниссанов» из других стран.
В приложении Kolesa.kz, в разделе «Новые авто из салона», можно отслеживать наличие большинства марок и моделей на рынке Казахстана. «Террано», к примеру, на момент публикации всё ещё висит в продаже: 46 автомобилей в разных автосалонах страны.
Mitsubishi об официальном уходе из России пока не заявляла. Однако российский конвейер «ПСМА Рус» в Калуге не запускали с весны. Там локализованы внедорожник Pajero Sport и кроссовер Outlander. Модели, к слову, уже сняли с официальных сайтов казахстанских дилеров.
Отметим, согласно данным японской газеты Nikkei, автопроизводитель рассматривает возможность прекращения деятельности в РФ.
Volkswagen
Российско-украинский конфликт и связанные с ним санкции, а также разрывы логистических цепочек привели к тому, что заводы в Калуге и Нижнем Новгороде, занимающиеся выпуском автомобилей Volkswagen и Škoda, простаивают с начала марта, и, похоже, в ближайшее время линии этих предприятий запущены не будут.
Для Казахстана это означает скорую пропажу из салонов относительно нового Volkswagen Taos нижегородской сборки и Polo на пару с Tiguan калужской. Пока машины значатся в дилерских прайсах, но, судя по сентябрьской статистике продаж, если их и покупают, то единицы. Суммарные продажи Volkswagen в стране хуже реализации марки Nissan с его 37 машинами.
Lada
Несмотря на то что АВТОВАЗ перезапустил производство автомобилей в Тольятти ещё в начале лета, до Казахстана Lada Granta и обе модификации «Нивы» не доедут. Дело в том, что заводчане собирают машины в упрощённых комплектациях без некоторых систем безопасности и с пониженным экологическим классом. Такие авто запрещено регистрировать на территории Казахстана.
Продавцам «лады» остаётся только реализовывать запасы и те машины, что удалось собрать в Костанае, до того как опустеют склады с комплектующими. Конец этих автомобилей не за горами. По итогам сентября ни одна Lada не попала в топ-10 продаж, а общее количество проданных авто составило 374 единицы. Для примера: в сентябре 2021-го сумма продаж составляла 823 единицы.
УАЗ
По схожему с АВТОВАЗом пути пошёл и Ульяновский завод. В линейке марки появились машины в упрощённых комплектациях с моторами, не соответствующими современным экологическим нормам. Двигателями Евро-0 комплектуются модели Hunter и семейство СГР, тогда как для «Патриота» на УАЗе внедрили возможность отказа от вспомогательной электроники и подушек безопасности. Такие машины в Казахстан поставлять нельзя.
Также, по данным редакции Kolesa.kz, у UAZ наблюдается дефицит моделей Pickup даже для внутреннего рынка РФ, так как огромные объёмы грузовичка закупает министерство обороны.
Кто-то ушёл, а кто-то пришёл
Нельзя сказать, что казахстанский авторынок опустел вконец на фоне пропажи ряда популярных моделей. Освободившиеся места быстрыми темпами занимают китайские марки. За последние несколько лет к знакомому в стране JAC добавились Great Wall, Haval, Chery, Exeed, Changan, Bestune, а на очереди возвращение Geely и приход BYD. И это далеко не полный список. Причём марка JAC, которая не один год выстраивала отношения с казахстанскими автомобилистами и имеет сборку в Казахстане больше пяти лет, уже потеряла позицию — по итогам девяти месяцев продаж 2022 года Chery обошёл «джака» с отрывом 100 с плюсом единиц.
«Что нам стоит дом построить!..» — гласит известная поговорка. Однако, когда речь заходит о строительстве крупных объектов на территории конкретного государства, оказывается, что в мировой автоиндустрии далеко не каждая страна располагает собственным производством полного цикла.
Что снаружи, что внутри завод Hyundai Trans Kazakhstan выглядит очень компактным
Белорусы первыми из зарубежных СМИ побывали на заводе Hyundai Trans Kazakhstan
Для начала немного статистики. В 2020 году в Казахстане было продано почти 93 тысячи новых автомобилей (в Беларуси — 52 768 шт.), и первое место в рейтинге принадлежит как раз таки Hyundai (17,9 тысячи машин). Рост составил внушительные 20%, что меньше, чем, например, у белорусского хедлайнера в лице Geely (+33%). Тем не менее 18 тысяч новеньких «Хёндэ» за год — внушительная заявка. Причём среди лидирующих экземпляров не только бюджетный Ассеnt (5 143 ед.), но и куда более дорогой Tucson (4 889 шт.).
Сейчас завод производит шесть моделей методом крупноузловой сборки (SKD) и лишь одну — методом мелкоузловой (CKD)
А вот в списке самых продаваемых в РК автомобилей за шесть месяцев 2021-го Hyundai занимает второе место. Но до конца года всё может измениться, когда в свободную реализацию поступят обновлённые Creta, Tucson и Palisade. Пробные партии уже проходят испытания, что мы могли наблюдать во время визита на предприятие.
Строительство завода было начато 21 апреля 2019 года, и уже через год с линии предприятия сошёл первый автомобиль
Новейший завод Hyundai Trans Kazakhstan находится в индустриальной зоне Алма-Аты, до которой час-полтора езды на автомобиле из центра города. Площадь предприятия — 34 000 м2, и расположено оно на 25 гектарах (белорусский завод «БелДжи» занимает площадь 118 гектаров). Правда, неподалёку уже выделена площадка для строительства производства, на котором наладят выпуск пластиковых деталей (бамперы, панели, дверные ручки и проч.).
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев оставил личную подпись на капоте первого выпущенного экземпляра
Производство автомобилей методом крупноузловой (SKD) сборки стартовало в апреле 2020 года, и на первом этапе (до конца 2021-го) на предприятии планируют выпустить до 30 тысяч машин. Далее — выход на показатели в 45 и 60 тысяч новых автомобилей ежегодно, что позволит полностью насытить местный рынок и обеспечить экспорт (до 50%) всего модельного ряда Hyundai в Узбекистан и Беларусь.
Кузов Accent окунают в 14 ванн: девять на линии подготовки (промывка, очистка, активация, фосфатирование) и пять — на линии катафореза
Как минимум полчаса кузов выдерживают в печи при температуре 180 градусов
Далее следует сушка катафорезного грунта, затем автомобиль поступает на окраску
Кузов сразу покрывают базовым слоем грунта, после чего отправляют сушиться. Затем ещё раз вручную наносят краску и лак
Окрашенный кузов проходит финальный контроль качества — и можно приступать к сборке
Пока же Tucson, как и Creta, Elantra, Sonata, Santa Fe и Palisade, поставляются на линии в качестве уже сваренных кузовов, на которые в собранном виде устанавливаются окрашенные кузовные детали, приборные панели, двигатели, радиаторы и элементы выпускной системы. Так сказать, отвёрточное производство с прикручиванием колёс в своём классическом виде.
Уровень локализации на заводе пока крайне низкий. Большинство нужных компонентов поставляется уже в собранном виде
Примечательно, что «Акцент» и «Крету» в Беларусь будут по-прежнему привозить из России, а вот «Элантра», «Соната», «Тусон» и обновлённый «Санта» приедут к нам из Казахстана. Возможно, стороны договорятся и о поставках роскошного Palisade на наш рынок. Пока же белорусский импортёр просчитывает целесообразность ввоза этой модели. Будет ли спрос?
Во время визита белорусских журналистов в Казахстане стартовали продажи Hyundai Palisade. Цены начинаются от $47 900
— Предприятие у нас компактное, не спеша обойдём всё за полчаса, — говорит директор завода Максим Тарасов (он же проводит экскурсию по цехам). — Общая численность сотрудников — 540 человек, средний возраст — 33 года. Причём бо́льшая часть занята в цеху сборки.
Отдельные виды работ проводят вручную — например, подготовку дверных ручек к покраске
В современных офисах трудятся ещё 40 человек. С ними общая численность занятого на предприятии персонала достигает 580 работников
Средняя зарплата на заводе — 250 тысяч тенге ($580), сотрудникам положен соцпакет, на территории предприятия действует учебный центр, где занимаются переквалификацией специалистов с опытом работы на СТО и в автомастерских.
Все сварочные работы производят люди. Роботов на казахстанском автомобильном заводе нет
Измерительная машина по 800 точкам проверяет геометрию и качество сварных швов одного кузова в смену
Экземпляр на 95% должен соответствовать эталону. Если меньше — всю партию утилизируют
Директор завода Hyundai Trans Kazakhstan Максим Тарасов
— Все произведённые автомобили уже забронированы дилерами — мы не работаем на склад. Что касается Беларуси, то в первом заказе значится около 200 машин. Это Hyundai Santa Fe и Sonata. До конца года хотим поставить в вашу страну ещё не менее 500 разных моделей, — вводит в курс дела руководитель предприятия. — Также в ближайшем будущем собираемся опробовать производство пробной партии Genesis и электрокара Ioniq 5. Но это планы на долгосрочную перспективу.
В отличие от Казахстана в Беларуси марка «Хёндэ» далека от звания народного любимца (8-е место по итогам продаж 2020-го). А за последние три года наши соотечественники купили 546 Santa Fe и 728 Tucson. И лишь у «Креты» цифры куда более оптимистичные — 4 317 проданных авто. Однако до казахстанских «18 000 в год» местная дилерская сеть серьёзно недотягивает. Отсюда и объёмы поставок куда скромнее.
Новая Elantra выглядит очень эффектно, но к нам первые машины доедут лишь осенью. Цены в Казахстане начинаются c $19 700
Первая партия из 40 Hyundai казахстанской сборки в августе прибудет в Минск. При этом Santa Fe и Sonata будут исключительно крупноузловой сборки. Среди них значатся 16 машин с дизельными моторами (199 л. с., 440 Нм), которые нам так и не удалось испытать. Надеемся, «Санта» с 2.2 CRDi обязательно окажется в тестовом парке дилера — ведь именно продажи дизельной версии превалировали у нас из года в год.
av.by выражает благодарность ООО «Хёндэ АвтоГрад» за помощь в организации поездки
Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex. Zen
Удивительное сотрудничество конкурирующих в Китае компаний уже начали комментировать участники будущего консорциума.
Как и почему в Great Wall согласились на участие в мультибрендовом заводе в Казахстане вместе с двумя другими конкурентными китайскими компаниями? На этот вопрос «Китайских автомобилей» на медиа-конференции в Алматы ответил президент GWM Eurasia Чжан ЦЗЮНЬСЮЕ.
— У Great Wall Motor богатая история совместных предприятий, мы хорошо знакомы с процессом, поэтому не опасаемся соседства с конкурирующими брендами на заводской площадке и воодушевлены целями, которые ставит перед собой Haval Motor Kazakhstan по представленности нашего бренда в Казахстане. Уверен, это взаимовыгодный проект, — сказал топ-менеджер.
Китайский рынок может заполнить нишу
По мнению эксперта, на фоне сложившейся ситуации производители китайских машин пока что не ощутили на себе негативные последствия.
Поэтому 2022 год может стать благоприятным для новых китайских брендов, которые могут зайти на казахстанский рынок.
Так, эксперт отмечает, что в Китае имеется 12 автомобилестроительных компаний и 50 марок автомобилей. Из них в Казахстан зашли лишь 4-5 брендов. То есть имеется достаточный потенциал для увеличения доли этих компаний на отечественном авторынке.
Однако даже китайским автомобилям будет мешать нестабильность валюты и волнения на мировом рынке.
«Мы сильно зависим от курса юаня, а он за последний месяц заметно вырос. Подорожали и китайские автомобили в автосалонах Казахстана.
Чтобы заполнить спрос на нашем рынке, им придется снижать цены, делать их традиционно ниже корейских, российских, а это непросто», – отмечает главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане.
Напомним, что, согласно сообщениям некоторых аналитиков, позиции Китая в экономике Казахстана также могут укрепиться и в других сферах.
Например, юань может заменить доллар в качестве резервной валюты. Также казахстанская нефть может поставляться в КНР в больших объемах.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1961497-zapolnit-li-kitayskiy-avtoprom-rynok-kazahstana-rasskazal-ekspert/
Под льготное автокредитование, условия которого планируют обновить в ближайшее время, попадают машины исключительно казахстанского производства. «Экспресс К» предлагает ознакомиться с полным списком марок авто, выпускаемых в нашей стране.
Согласно информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, предоставленной в распоряжение ЭК, в республике функционирует восемь автомобильных заводов.
На сегодня легковые авто производят в Костанае и Алматы. Костанайский завод «Сарыарка Автопром» выпускает машины марок Chevrolet, Lada, Kia, Renault, JAC и УАЗ. Там же осуществляется сборка коммерческого транспорта MAN и SAZ.
В Алматы производятся авто бренда Hyundai — как легковые, так и коммерческие — на заводах Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto. Кроме того, там же выпускают МАЗы и Golden Dragon.
На грузовиках специализируется завод «СемАЗ» в Семее, где производят «Уралы», ГАЗы, Shacman и Dongfeng. Еще один «грузовой» завод — «КамАЗ Инжиниринг» в Акмолинской области.
Предприятие Daewoo Bus Kazakhstan в ВКО осуществляет производство автобусов Daewoo, ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ. Автобусы марки Yutong выпускает завод QazTehna в Сарани (Карагандинская область).
Наконец, в Уральске работает «Уральскагрореммаш» — там производят грузовую и специализированную технику марки Iveco.
Ранее ЭК сообщал, какие модели легковых автомобилей попадают под 4-процентный льготный кредит. Также ЭК рассказывал, насколько подорожали новые машины в Казахстане из-за скачка курса валют.
Автокредит пока недоступен
Согласно сообщению эксперта, ситуация с автокредитованием в Казахстане также остается сложной.
Например, желающие получить банковские автокредиты в 90% случаев сталкиваются с отказом. Причинами такого явления специалист называет падение курса тенге и геополитический фактор.
«Также в начале года все ждали продления программы льготного автокредитования под 4% от государства. Было объявлено, что транш выделен, но поступит «позже». То есть пока не поступил.
Все это тормозит торговлю автомобилями, но автосалоны скоро станут пустыми и без этого: в Казахстан едут покупатели из России, а также в 2022 году никуда не делся мировой дефицит полупроводников», – считает главный редактор журнала «За рулем» в Казахстане.
Поэтому новых машин в Казахстане может не оказаться. А имеющиеся варианты могут сильно вырасти в цене. Также эксперт отмечает рост цен на сервис и запчасти.
«Но несмотря на такие печальные новости, мы верим, что кризис долго не продлится.
Хотя, за это время ждем пришествия на рынок Казахстана не только частных покупателей из России, но даже переноса крупного производства на нашу территорию», – считает Алексей Алексеев.
Дефицит предложения усугубляется
В 2014 году, когда курс рубля резко снизился по отношению к доллару, казахстанцы массово закупали автомобили, товары и различную технику в России.
В 2022 году возникла обратная ситуация – россияне скупают автомобили в Казахстане.
Согласно мнению эксперта, подобное явление имеет негативные последствия:
«Положение с рынком автомобилей выглядит не очень вдохновляющим. Многие модели и марки в Казахстане торгуют автомобилями, произведенными в России.
Например, приостановил свою работу АвтоВАЗ. Это значит, что скоро исчезнут новые Лады. Встал калужский Фольксваген – наш автосалон скоро опустеет», – сообщает Алексей Алексеев.
Также он отмечает, что продажи новых автомобилей за январь-февраль уже оказались на четверть ниже, чем в 2021 году. А причиной спада послужили не только январские события, но и выросшие цены.
Напомним, что снижение продаж новых автомобилей затронуло и страны Европы. Поэтому дефицит предложения в Казахстане может сохраниться.
Какие модели будут производить в Казахстане
Ранее мы уже сообщали, что мультибрендовый завод в Казахстане начнет производство девяти китайских автомобилей брендов Haval, Changan и Chery. Однако их названия были неизвестны. Тем более что, судя по первым заявлениям, речь пойдет о моделях, которые появятся у этих трех марок к концу 2024 года и началу 2025-го, когда и ожидается запуск завода.
На фото пресс-службы президента Казахстана: Касым-Жомарт Токаев перед макетом будущего завода китайских автомобилей Astana Motors
Однако накануне президенту РК Касым-Жомарту Токаеву представили паспорт проекта, презентовали макет будущего завода, а также показали несколько актуальных моделей вышеназванных марок, которые уже представлены в республике. При этом представители компании-инвестора сообщили главе государства, что эти машины и будут выпускать на предприятии.
Как пояснил в ответ на запрос «Китайских автомобилей» CEO «Астана Моторс» Бекнур НЕСИПБАЕВ, «новое предприятие будет выпускать девять моделей брендов Chery, Haval и Changan в начале жизненного цикла – при смене поколения либо полном рестайлинге, то есть осваивать производство моделей по мере их выхода на мировой рынок». Но список моделей действительно уже определен. Так, в Казахстане планируют начать производство автомобилей Chery Tiggo 2 Pro, Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro; Haval Jolion, Н6 и M6 Plus; а также Changan CS35, CS55 и CS75.
Очевидно, в тех генерациях, модификациях и комплектациях, которые будут актуальны к старту производства.